Послевузовское образование: его ступени и закон

Содержание
  1. Ступени образования в РФ
  2. Образовательные программы
  3. Формы получения образования
  4. Типы образовательных учреждений:
  5. Ступени образования
  6. newinspire
  7. Высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование
  8. Десять основных положений нового закона об образовании
  9. 1. Школьное образование остается бесплатным
  10. 2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов
  11. 4. Изменяется порядок поступления в вузы для льготников
  12. 5. Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования
  13. 6. Муниципалитеты обязаны предоставить ребенку место в первом классе
  14. 7. Учитываются индивидуальные потребности учащихся
  15. 8. Изменяется система профессионального образования
  16. 9. Учителя получают особый статус
  17. 10. Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной
  18. 5. Ступени и степени высшего профессионального образования
  19. 10 основных положений нового закона «Об образовании»
  20. Закон
  21. Закон “Об образовании” – начало модернизации всей системы образования
  22. Один закон вместо десятка нормативных актов
  23. Государство по-прежнему гарантирует бесплатность и общедоступность образования
  24. Сетевое и электронное обучение 
  25. “в законе”
  26. Нормы по общему среднему образованию заметно расширились
  27. Прозрачность деятельности образовательных организаций
  28. Современная система образования России в цифрах

Ступени образования в РФ

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.

На основании ГОСов, в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующие образовательные программы. ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Образовательные программы

образования определенных уровней и направленности (например: биология, химия, физика и т.п. для системы высшего образования) определяют образовательные программы (ОП), которые подразделяются на:общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

  1. дошкольного образования;
  2. начального общего образования;
  3. основного общего образования;
  4. среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

  1. начального профессионального образования;
  2. среднего профессионального образования;
  3. высшего профессионального образования;
  4. послевузовского профессионального образования.

Формы получения образования

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Типы образовательных учреждений:

  1. дошкольные;
  2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;
  4. 4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Ступени образования

Остановимся на понятии ступени образования. В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: « образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».

Выделяются ступени образования:

  • начального общего,
  • основного общего,
  • среднего (полного) общего,
  • начального профессионального образования,

на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)

  1. основное общее образование
  2. среднее (полное) общее образование
  3. начальное профессиональное образование
  4. среднее профессиональное образование
  5. высшее профессиональное образование
  6. послевузовское профессиональное образование»

В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.

Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.

Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени)».

  • Источник
  • классификатор уровней образования в РФ

Источник: https://helperia.ru/a/stupeni-obrazovanija-v-rf

newinspire

Высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Оно может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). При этом лица, имеющие начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Действующее законодательство устанавливает три ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

При этом сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

— для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее четырех лет;

— для получения квалификации (степени) «дипломированный специалист» — не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными стандартами;

— для получения квалификации (степени) «магистр» — не менее шести лет.

В современной России установлены следующие виды и наименования высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет — высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

— выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

— является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия — высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

— выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

— является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт — высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также образовательные программы послевузовского профессионального образования;

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

— ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Российское законодательство предусматривает и различает две разновидности послевузовского профессионального образования:

1) профессиональное дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня;

2) послевузовское научное профессиональное образование, связанное с соискательством ученых степеней (аспирантура, адъюнктура, докторантура, экстерн-соискательство ученой степени кандидата наук и доктора наук по результатам защиты кандидатской или докторской диссертации соответственно).

Эти разновидности послевузовского профессионального образования не являются взаимообусловленными либо альтернативными. Единым и единственным условием для получения любого из этих видов послевузовского профессионального образования является лишь документально подтвержденное завершение программы высшего профессионального образования.

Гражданин, имеющий законченное высшее профессиональное образование, по своему усмотрению самостоятельно может выбирать для себя любое направление (вид) послевузовского профессионального образования.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/804-vysshee-professionalnoe-obrazovanie-i-poslevuzovskoe-professionalnoe-obrazovanie.html

Десять основных положений нового закона об образовании

Новый закон “Об образовании в РФ” вступает в силу с 1 сентября. Он заменит два базовых закона — “Об образовании” (1992 год) и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (1996 год).

Работа над проектом закона началась еще в 2009 году, и все это время не утихали споры как в политическом и профессиональном сообществах, так и среди граждан.

Корреспонденты редакции “Общество” РИА Новости выбрали 10 принципиальных положений нового документа.

1. Школьное образование остается бесплатным

По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета, отмечается в документе. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов

Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. Министерство уже запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября.

Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Теперь у тех, кто не смог поступить в университет сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше.

4. Изменяется порядок поступления в вузы для льготников

Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз.

Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств — будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов. Возможность такого обучения допускается только один раз, при этом дает преимущество при поступлении в университет.

5. Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования

Дошколка станет первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее. При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний.

Учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр родители, как и раньше, должны платить сами. Детям из малообеспеченных семей будут предоставлены льготы.

Дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом будут по-прежнему освобождены от платы.

6. Муниципалитеты обязаны предоставить ребенку место в первом классе

По новому закону местный орган управления образованием закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории.

Администрация учебного заведения может отказать принять ребенка в первый класс только при отсутствии свободных мест.

В этом случае управление образованием должно предоставить родителям информацию о вакантных местах в других школах микрорайона.

7. Учитываются индивидуальные потребности учащихся

Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

В документе уделено внимание получению образования одаренными детьми. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.

В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу.

8. Изменяется система профессионального образования

Теперь в систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование. Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным.

9. Учителя получают особый статус

Новый закон впервые законодательно закрепляет особый статус педагогического работника. В том числе, учителя получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в три года.

По документу им предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, а также досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Педагогические работники, которые проживают в сельской местности или поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ.

Новый закон также закрепляет норму, по которой расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ.

10. Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной

Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной. Эксперименты по введению ГИА проводились в различных регионах с 2002 года.

Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов.

Разработка контрольных измерительных материалов происходит на федеральном уровне.

Источник: https://ria.ru/spraa/20130826/958263873.html

5. Ступени и степени высшего профессионального образования

В соответствии с Законом РФ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” 1996г. в России устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “бакалавр”;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации “дипломированный специалист”;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) “магистр”.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Если лицо, не завершило обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошло промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, то оно признается получившим неполное высшее профессиональное образование, что подтверждается выдачей диплома установленного образца. Конкретный объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому. В то же время, если лицо, окончившее первый уровень высшего образования (2 года), отказывается от получения диплома о неоконченном высшем образовании, то оно имеет право продолжить высшее образование (Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994г. №940, п. 3.1). Лицу, не завершившему освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдается академическая справка установленного образца.

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования определены п. 4 ст. 6 Закона 1996г. “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Для получения квалификации (степени) “бакалавр” срок обучения составляет не менее четырех лет.

Для получения квалификации “дипломированный специалист” – не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами. Для получения квалификации (степени) “магистр” – не менее шести лет.

Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Формы, в которых слушатели осваивают основные образовательные программы высшего профессионального образования, зависят от объема обязательных занятий педагогического работника вуза с обучающимися.

Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования.

Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в вузах, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

Лица, получившие высшее профессиональное образование могут продолжить обучение в аспирантуре.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация – работодатель.

Высшей ступенью профессионального обучения является докторантура. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.

Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в вузах.

Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования.

право образование

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/128618

10 основных положений нового закона «Об образовании»

Документ расширяет госгарантии бесплатного обучения, укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда, а также открывает обычные школы для детей-инвалидов, сообщает РИА Новости.Работа над проектом закона началась еще в 2009 году.

Первая рабочая версия была размещена на сайте Минобрнауки России в мае 2010 года и вызвала большой резонанс как в профессиональном сообществе, так и среди граждан России. В конце декабря 2012 года Госдума РФ приняла закон в третьем чтении.

10 основных положений нового документа:

Школьное образование остаётся бесплатным. По новому закону государство обязано обеспечить каждого ребёнка бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов.

При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета.

Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов. Осенью 2012 года Министерство образования и науки РФ впервые провело мониторинг высших учебных заведений.

В нём приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации.

Министерство уже запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября.

Результаты единого государственного экзамена будут действовать пять лет. Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Теперь у тех, кто не смог поступить в университет сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше.

Изменяется порядок поступления в вузы для льготников. Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз.

Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств — будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов. Возможность такого обучения допускается только один раз, при этом дает преимущество при поступлении в университет.

Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования. Дошкольное образование станет первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее.

При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Учить ребёнка в детском саду будут бесплатно, но за присмотр родители, как и раньше, должны платить сами. Детям из малообеспеченных семей будут предоставлены льготы.

Дети-инвалиды, дети-сироты будут по-прежнему освобождены от платы.

Муниципалитеты обязаны предоставить ребёнку место в первом классе. По новому закону местный орган управления образованием закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории.

Администрация учебного заведения может отказать принять ребенка в первый класс только при отсутствии свободных мест. В этом случае управление образованием должно предоставить родителям информацию о вакантных местах в других школах микрорайона.

Учитываются индивидуальные потребности учащихся. Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

В документе уделено внимание получению образования одаренными детьми. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребёнка. В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу.

Изменяется система профессионального образования. Теперь в систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование.

Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным.

Учителя получают особый статус. Новый закон впервые законодательно закрепляет особый статус педагогического работника. В том числе, учителя получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в три года.

По документу им предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, а также досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Педагогические работники, которые проживают в сельской местности или поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ.

Новый закон также закрепляет норму, по которой расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ.

Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной. Государственная итоговая аттестация для девятиклассников становится обязательной. Эксперименты по введению ГИА проводились в различных регионах с 2002 года.

Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов.

Разработка контрольных измерительных материалов происходит на федеральном уровне.

https://www.youtube.com/watch?v=yIzVRoNY-8w

Полный текст закона на официальном сайте Министерства образования и науки РФ

Источник: http://www.taday.ru/text/2105353.html

Закон

Практическую оценку всем новшествам, прописанным в новом законе, сможет дать только время. А пока же мы предлагаем Вам сравнить основные нормы старого и нового законов, и определить наиболее значимые моменты, которые в той или иной мере затронут практически каждого жителя России.

Закон
“Об образовании” – начало модернизации всей системы образования

Реформирование и
модернизация российской системы образования назревала уже давно, поскольку
последний закон “Об образовании”, принятый еще в 1992 году (более 20
лет назад!), уже не соответствовал современным реалиям. И вот, наконец-то,
свершилось – 1 сентября 2013 года в силу вступил новый закон “Об
образовании”, над которым трудилось огромное количество самых разных
специалистов в течении последних восьми лет.

Практическую
оценку всем новшествам, прописанным в новом законе, сможет дать только время. А
пока же мы предлагаем Вам сравнить основные нормы старого и нового законов, и
определить наиболее значимые моменты, которые в той или иной мере затронут
практически каждого жителя России.

Один
закон вместо десятка нормативных актов

Новый закон
“Об образовании”, прежде всего, отличается от старого своими объемами:
в отличие от старого закона, который состоял из 6 глав и 58 статей, новый закон
содержит 15 глав и 111 статей. И это не удивительно, поскольку новый закон
заменяет собой все основные документы, регламентирующие образовательный процесс
в России.

Другими словами, если раньше практически каждая сфера образования
руководствовалась не только законом “Об образовании”, но и подзаконными
нормативными документами (например, 
“Типовое положение о ВУЗе” или “О высшем и послевузовском
профессиональном образовании”), то сейчас все нормы и положения
“собраны” в одном документе, что значительно облегчает изучение прав
и обязанностей участников образовательного процесса.

Государство
по-прежнему гарантирует бесплатность и общедоступность образования

Основное
опасение, которые высказывалась в обществе по отношению к новому закону
“Об образовании”, связанное с оплатой образовательных услуг, к разочарованию
пессимистов не оправдалось.

В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается
обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее
среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и
образование.

На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее
образование, но только в том случае, если студент получает образование данного
уровня впервые.

Единственные
отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и
бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное
образование – если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих
отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются.

Но есть и хорошая новость,
новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального
образования, но и его получение не на конкурсной основе.

Другими словами, новым
законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих
специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно
остро.

Сетевое
и электронное обучение 

“в законе”

 Впервые на законодательном уровне закреплено
внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и
методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях
образования).

То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии
образования, перешли из разряда “экспериментальных”  в полноценные формы обучения, которые не
только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати,
само понятие “учебное заведение” упразднено – вместо него появилось
понятие “образовательная организация”).

Соответственно новый закон
предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но
и электронных ресурсов.

Нормы
по общему среднему образованию заметно расширились

До 1 сентября
2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное,
основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее
образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось
противопоказаний по состоянию здоровья).

В новом же законе “Об
образовании” программы дошкольного, начального, основного и среднего
общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно
в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную
деятельность, а также в форме семейного образования.

При этом допускается
получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом
прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в
образовательных организациях.

Отметим, что
если раньше форма получения общего образования регулировалась только на
государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или
законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих
возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.

Прозрачность
деятельности образовательных организаций

Согласно новому закону
“Об образовании” все образовательные организации России обязаны не только
создать открытые и общедоступные ресурсы с максимально полной информацией о
самом учебной заведении и его актуальной деятельности, но и обеспечить доступ к
таким ресурсам посредством их публикации в информационно-телекоммуникационных
сетях. Иными словами, каждый детский сад, школа, техникум или ВУЗ обязан иметь
собственный сайт, на котором должна быть представлена актуальная информация,
содержащая:

· 
данные об образовательной организации (дата
создания, учредители, месторасположение, график работы, структура, реализуемые
образовательные программы и т.д.);

· 
отчеты о результатах деятельности;

· 
размер и порядок оказания платных услуг;

· 
предписания органов госнадзора и отчеты об
исполнении предписаний;

· 
другие сведения, не относящиеся  к государственной или охраняемой законом
тайне.

Исходя из
данных, опубликованных на таких ресурсах, независимые институты будут проводить
оценку качества деятельности образовательных организаций.

По мнению
специалистов, независимая оценка качества образования будет способствовать повышению
конкурентоспособности среди образовательных организаций, а также позволит
обучающимся и их родителям выбирать учебное заведение исходя не только из
удобства месторасположения и престижности образовательной организации, но и на
основе реальной оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

Современная
система образования России в цифрах

По состоянию
на 1 сентября 2013 года общее число участников образовательного процесса составляло
более 31 млн человек. Среди них:

· 
обучающихся – более 27 млн (в том числе: 5282,9
тысяч детей дошкольного возраста, 13,9 млн школьников (из которых 1,5 млн –
первоклассники), 2673,9 тысяч студентов средне-профессиональных образовательных
организаций, 6012,9 тысяч студентов ВУЗов).

· 
педагогов – более 3 млн (в том числе: 1,5 млн
работников дошкольных учреждений, 1186,9 тысяч преподавателей
средне-образовательных учреждений, 170,8 тысяч преподавателей
средне-профессиональных учреждений, 271,1 тысяч педагогов ВУЗов, 240 тысяч
педагогов в сфере дополнительного образования).

Общее число
образовательных организаций России составляет более 116 тысяч учреждений, в том
числе:

· 
дошкольных образовательных учреждений – 44,3
тысяч (из них: городские – 26,5 тысяч, сельские – 17,8 тысяч);

· 
школ – 46,9 тысяч (из них: городские – 19,3 тысяч,
сельские – 27,6 тысяч, с возможностью дистанционного обучения – 7861);

· 
средне-профессиональных учебных заведений – 4,4
тысяч;

· 
ВУЗов и филиалов – 2649 (из них: 1622 –
государственные, 1027 – негосударственные);

· 
организаций дополнительного образования – 18
тысяч.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/460_zakon-ob-obrazovanii-2013-2014.html

Студиорум
Добавить комментарий