Программы дополнительного образования для дошкольников в доу (детском саду)

Детский сад: а по какой программе вы работаете?

05.10.2015

Обзор образовательных программ для дошкольных учреждений

Совсем недавно мы рассказывали о выборе детского сада и о том, как помочь адаптироваться малышу к нему. Наш постоянный консультант ответил на самые разнообразные вопросы родителей. Но больше всего внимания привлекла информация о том, что все сады должны работать по рекомендованным государством методикам.

Мы решили вернуться к более подробному разговору о них и познакомить родителей с воспитательно–образовательными программами, которые существуют на данный момент.

Их знание даст вам возможность не только решить проблему подготовки ребенка к школе, но и выбрать то направление в развитии малыша, которое представляется вам наиболее актуальным, полезным для него и интересным

Какие бывают программы?

Программы бывают комплексные и парциальные. Комплексные программы включают в себя все основные направления развития ребенка: физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное, эстетическое. А парциальные – одно или несколько из направлений.

Как правило, детский сад берет за основу одну из комплексных программ, но есть и такие сады, в которых работают сильные педагогические коллективы, которые сочетают комплексную программу с парциальными, добавляя собственные педагогические идеи.

До 1991 года комплексная программа была только одна – Типовая. Именно строго по ней работали все советские детские сады, и благодаря ей нашу систему дошкольного образования признавали лучшей в мире.

Однако Типовая программа сильно ограничивала творчество педагогов, не позволяла подходить к каждому ребенку индивидуально, да и содержание ее не соответствовало стремительным изменениям в нашем обществе.

Поэтому в 1991 году разрешили не только внести в нее изменения, но и создавать комплексные, «с вариациями», и авторские программы.

Кстати, Типовая программа, созданная коллективом лучших отечественных педагогов и психологов, «жива» до сих пор. Она многократно переиздана, в нее внесены коррективы, соответствующие современным требованиям дополнения. Многие детские сады работают по ней и сейчас. В частности, эта программа очень популярна в Японии.

Обзор комплексных программ

Первая программа, о которой мы расскажем, называется «Радуга».

Авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.

Работа по ней ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России.

Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Речь идет о: физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике.

Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.

Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер.

Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека.

Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения.

А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.

Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести–семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей.

Авторы программы «Детский сад – дом радости» – к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей.

Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня. Каждый день в таком саду для ребенка – маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль.

Цель – воспитать в ребенке индивидуальность.

Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.

«Истоки» – одна из самых популярных программ в современных садах.

Авторский коллектив – научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника.

Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания.

Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход.

Цель – разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Программу «Детство» разработал авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация – очень тесно переплетаются между собой.

Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности.

Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

«Из детства в отрочество» – так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой.

Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.

Еще одна программа – «Школа 2100». Научный руководитель и автор идеи – А.А. Леонтьев. Авторы – Бунеев, Бунеева, Петерсон, Вахрушев, Кочемасова и другие.

Основная идея – реализация принципа непрерывного образования и преемственность между дошкольным образованием, начальной и средней школой.

Парциальные программы

Программу ТРИЗ придумал Г.С. Альтшуллер. ТРИЗ расшифровывается, как теория решения изобретательских задач.

Ее цель не просто развить фантазию ребенка, а научить мыслить системно, сделать так, чтобы малыш понимал процесс, вникал в него. Педагог в условиях этой программы не дает детям готовых знаний, не раскрывает перед ними истину, а учит ее постигать самостоятельно, будит интерес к познанию.

Программа «Юный эколог» разработана к.п.н. С.Н Николаевой.

Направлена она, как это видно из названия, на знакомство дошкольников с природой, на экологическое воспитание и развитие. Педагоги, используя эту программу, стараются воспитать в детях экологическую культуру, умение наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, научить понимать и любить окружающую природу.

«Я – человек» разработана профессором, д.п.н. С.А. Козловой. Программа основана на приобщении ребенка к социальному миру. С ее помощью удается развить в малыше интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира».

Авторский коллектив под руководством Р.С. Буре, д.п.н., профессора кафедры дошкольной педагогики МПГУ, создали программу «Дружные ребята». В ее основе лежит воспитание гуманных чувств и отношений между детьми дошкольного возраста.

Другая программа – «Наследие», разработанная к.п.н. М. Новицкой и Е.В. Соловьевой, основана на знакомстве детей с традиционной русской культурой.

задача программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» – стимуляция развития у дошколят самостоятель- ности, ответственности за свое поведение.

В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Авторы: к.псих.н. Н.Н. Авдеева, к.псих.н. О.Л. Князева, к.псих.н. Р.Б. Стёркина.

Этот же авторский коллектив создал замечательную программу социально-эмоционального развития «Я, ты, мы».

Это программа позволяет раскрыться каждому ребенку, научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоциональное состояние окружающих.

Программу «Дошкольник и… экономика» придумала к.п.н. А.Д. Шатова.

Ее цель – научить детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь. А кроме того, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

В «Золотом ключике» педагогический процесс строится по семейному принципу.

Жизнь детей наполняется сменяющими друг друга событиями, что производит эмоциональное впечатление на ребенка, находит отклик в его душе. Авторы: к.псих.н. Г.Г. Кравцов, к.псих.н. Е.Е. Кравцова.

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха».

Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет.

Ее цель – помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.

Наш консультант: Анастасия КУЗНЕЦОВА, педагог-психолог. Закончила Московский государственный педагогический университет им. М.Шолохова.

Воспитательно-образовательная программа – это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду.

В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок перед школой. Каждая программа содержит еще и набор методических рекомендаций.

Однако, согласно Закону РФ, документом имеют право называться лишь те программы, которые соответствуют государственному образовательному стандарту и на основании этого утверждены и рекомендованы для работы в детских садах Министерством образования.

Английский для малышей

Изучение иностранного языка по-прежнему популярно среди родителей. В этот раз мы поговорим о программе Н.М.Родиной «Английский язык и дети».

Основное отличие этой программы заключается в том, что обучение иностранному языку строится на основе того, что малыш тяготеет к все новым и новым знаниям. Иностранный перестает быть для ребенка набором слов, которые нужно выучить и быстро вспомнить в ответ на вопрос «как будет по-английски…», а становится средством общения со взрослым и другими детьми.

По программе Родиной ребенок рисует, лепит, конструирует, наблюдает и все это обсуждает с преподавателями и своими сверстниками. Именно такое общение и создает основу для естественного овладения иностранным языком. Его «включение» в занятия начинаются с небольшого количества очень простых фраз и конструкций.

Постепенно доля изучаемого языка увеличивается, а фразы усложняются. Например, когда дети делают вместе с педагогом разные овощи и фрукты, они слышат простые английские фразы: «Давайте сделаем маленькое яблоко, большое яблоко, сделай зеленое или желтое».

Дети учатся понимать речь педагога, выделять ключевые слова во фразах, постепенно им становятся доступными и более длинные высказывания, состоящие из нескольких элементов. Сама ситуация, жесты, мимика, интонация педагога помогают ребенку понять, о чем идет речь, и если он ошибается, то исправить его ошибку учитель может, не переходя на родной язык.

Так малыш начинает проходить необходимый путь усвоения иностранного языка – от понимания к повторению и самостоятельному построению фраз.

Большое внимание в программе уделяется знакомству детей с культурой страны изучаемого языка. Оно проводится в сравнении с российскими традициями.

Основной показатель успешности обучения по данной методике – это умение ребенка самостоятельно строить фразы, включать в них именно те слова, которые ему необходимы в данной ситуации. При таком подходе дети не только овладевают иностранным языком, но, самое главное, происходит их общее развитие: познавательное, эмоциональное и социальное.

Наш консультант: Инна Генадьевна КОСАРЕВА, методист-преподаватель английского языка

НОУ «Центра развития личности», победитель конкурса «Педагог года – 2004 года»

Источник: http://www.nanya.ru/stati/2015/10/05/detskij-sad-po-kakoj-programme-vy-rabotaete/

«Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ» Переверзева Елена Олеговна, старший воспитатель МДОУ «Вольновский детский сад «Ивушка» – презентация

1 «Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ» Переверзева Елена Олеговна, старший воспитатель МДОУ «Вольновский детский сад «Ивушка»

2 Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально- экономического, культурного и духовно-нравственного преображения.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

3 Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.

Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

4 Цель дополнительного образования – внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

5 Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями: уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников; субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями; соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения; технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией…); соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.

6 Дополнительное образование может быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.

7 Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени

8 Формы дополнительного образования в ДОУ: Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы. Таким образом, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

9 К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

10 Кружки в детском саду выполняют несколько функций: -образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности; – социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться; – коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка; – воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

11 Деятельность любого кружка регулируется следующими документами: Уставом ДОУ; Образовательной программой ДОУ; Положением о кружке; Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат); Планом работы кружка на год; Списком детей; Расписанием деятельности; Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).

12 Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии): 1. Изучение нормативно-правовой базы. 2. Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах. 3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования. 4. Разработка (подбор) программы кружка. 5.

Разработка плана кружка на учебный год. 6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ. 7. Реализация плана работы кружка на практике. 8. Анализ результативности работы кружка. 9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.

)

13 Схема разработки программы кружковой работы 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи). 3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат). 4.Учебно-тематическое планирование 5. Диагностические карты, методы проведения диагностики. 6. Список литературы.

14 Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.

15 Спасибо за внимание!!!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1321587/

Доу №5 «радость» – дополнительное образование

В ДОУ №5 «Радость» созданы прекрасные условия для дополнительного образования детей под руководством высокоактивных и творческих педагогов.

Дополнительные образовательные услуги

В рамках образовательной программы и в соответствии с уставными целями и задачами, отбирая содержание работы кружков, педагогический коллектив ориентировался на требования педагогической целесообразности организации детей. Прежде всего, это обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. 

Реализация планов работы кружков способствует всестороннему развитию ребенка-дошкольника, раскрытию его творческих возможностей и способностей. Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.

Платные дополнительные услуги

  • В детском саду предоставляются дополнительные платные образовательные услуги для детей в форме кружков. 
  • Уровень дополнительного образования: дошкольное образование.  
  • Форма обучения: очная. 
  • Нормативный срок освоения образовательных программ:  от 2 до 3 лет. 
  • Обучение и воспитание детей ведется на государственном языке Российской Федерации.

Кружки на 2017-2018 учебный год

№п.п.

Наименование образовательной услуги 

Название  кружка  Форма предоставления услуг  Наименование программы  Стоимость одного занятия 
 1  Физкультурно-оздоровительная   «Здоровячок»  групповая  «Степ – аэробика»  85 руб.
 2  Музыкально-театральная   «Ритмика»  групповая  «Ритмика»  85 руб.
 3  «Скоро в школу»  «Скоро в школу»  групповая  «Скоро в школу»  92 руб.
 4  Изобразительная деятельность  «Цветные линии»  групповая  «Цветные линии»  85 руб.
5

 Развитие мелкой моторики руки с элементами  изодеятельности

«Волшебные пальчики» групповая «Волшебные пальчики»  85 руб.
6  Начальное техническое моделирование «Хочу всё знать» групповая «Хочу всё знать»  85 руб.
7  «Играя, обучаюсь» «Играя, обучаюсь» групповая «Играя, обучаюсь»  85 руб.

Руководители кружков:

Быкова Ольга Васильевна  (инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория) – «Здоровячок»

Лисник Галина Николаевна  (музыкальный руководитель,  высшая квалификационная категория) – «Ритмика»

Лялёва Галина Геннадьевна  (воспитатель, высшая квалификационная категория) – «Скоро в школу»

Наумова Елена Львовна  (педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория) – «Цветные линии»

Козлова Ольга Борисовна (воспитатель, высшая квалификационная категория) – «Волшебные пальчики»

Скатерова Ольга Владимировна (воспитатель, первая квалификационная категория) – «Хочу всё знать»

Телегина Елена Алексеевна (воспитатель, высшая квалификационная категория) – «Играя, обучаюсь»

Крашенинникова Алла Владимировна (воспитатель, первая квалификационная категория) – «Скоро в школу»

Коновалова Ирина Анатольевна (воспитатель, первая квалификационная категория) – «Скоро в школу»

Бесплатные дополнительные образовательные услуги (кружки):

«Веселый оркестр» (музыкальный), руководитель Лисник Галина Николаевна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

«Теремок» (театральный), руководитель Дубенко Лариса Юрьевна – воспитатель, первая квалификационная категория

«Город мастеров» ( декоративно-прикладного творчества), руководитель Павлова Людмила Владимировна – воспитатель, высшая квалификационная категория

«Всякому мила родная сторона» (эколого-краеведческое направление), руководитель Коновалова Ирина Анатольевна – воспитатель, первая квалификационная категория

Родительский клуб «В школу с радостью», руководитель Лялёва Галина Геннадьевна (воспитатель, высшая квалификационная категория), группа «Семицветик»

Родительский клуб «Дружная семья», руководитель Телегина Елена Алексеевна (воспитатель, высшая квалификационная категория), группа «Пчелки»

  Педагоги и воспитатели ДОУ

Архив

Расписание дополнительных занятий для  групп на 2016-2017 учебный год.

Расписание дополнительных занятий для  групп на 2015-2016 учебный год.

Источник: https://dou5-dubna.ru/education/dopolnitelnoe-obrazovanie/

Студиорум
Добавить комментарий