Учреждения дополнительного образования детей (удод): виды и программы

Виды учреждений дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования детей (УДОД): виды и программы

Виды учреждений дополнительного образования.

Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее.

Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.

Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.

Выделяют следующие виды Центров:

Центр дополнительного образования детей;

Центр развития творчества детей и юношества;

Центр творческого развития и гуманитарного образования;

Центр детско-юношеский, детского творчества;

детский центр (подростковый);

Центр внешкольной работы.

Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);

Центр детский морской;

Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);

Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный).

Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки.

Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.

Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:

уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);

ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);

профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).

Выделяют следующие виды школ:

школа по различным областям науки и техники,

по различным видам искусств,

детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).

Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.

Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).

Выделяют следующие виды Дворцов:

Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;

Дворец учащейся молодежи,

Дворец пионеров и школьников,

Дворец юных натуралистов,

Дворец спорта для детей и юношества,

Дворец художественного творчества (воспитания) детей,

Дворец (Дом) детский культуры искусств.

Видами Домов могут быть:

Дом детского творчества;

Дом детства и юношества, учащейся молодежи;

Дом пионеров и школьников;

Дом юных натуралистов;

Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);

Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

Дом художественного творчества (воспитания) детей;

Детский дом культуры (искусств).

Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.

Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).

В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации.

Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.

д.

Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.

Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).

Виды станций:

Станция юных натуралистов;

Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);

Станция детская экологическая (эколого-биологическая);

Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.

Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения.

Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки.

Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).

Источник: https://infourok.ru/vidi-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-1000052.html

1.2 Классификация учреждений дополнительного образования, их характеристика

Выделяютследующие виды учреждения дополнительногообразования: Центр, школа дополнительногообразования, Дворец (Дом), клуб, станция,детский парк и др. Рассмотрим классификациюучреждений дополнительного образованияподробнее.

Центр,как учреждение дополнительногообразования,– многопрофильное имногоуровневое учреждение, реализующеепрограммы разных направлений и областейдлительности. Центр создает, поддерживает,обеспечивает и развивает образовательнуюсреду социокультурного и профессиональногосамоопределения, самореализацииличности. [6].

Центр– это учреждение, в структуре которогозаложен механизм, обеспечивающий работуфилиалов и координирующий реализациюих программ, продолжающих или углубляющихединое образовательное пространство.Такими филиалами могут быть театр,студия, мастерская, станция, клуб, школа,музей.

Выделяютследующие виды Центров:

Центрдополнительного образования детей;

Центрразвития творчества детей и юношества;

  • Центр творческого развития и гуманитарного образования;
  • Центр детско-юношеский, детского творчества;
  • детский центр (подростковый);
  • Центр внешкольной работы.
  • Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);
  • Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
  • Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);
  • Центр детский морской;
  • Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);
  • Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный). [6].

Школав системе дополнительного образованиядетей – это система взаимосвязанных,преемственных программ одного профиля,позволяющих обучающимся освоить(самостоятельно выбрать) тот или инойуровень образования. Как правило, такиешколы решают комплексные и разноуровневыезадачи поэтапной допрофессиональнойили начальной профессиональнойподготовки.

Школы отличает наличиепримерных образовательных программ,ориентированных на базовые знания,навыки, умения, учебный план, учитывающийпожелания детей и родителей по созданиюфакультативов, организации индивидуальнойработы и консультаций; обязательнойсистемы промежуточной и итоговойаттестации обучающихся с выдачейсоответствующего итогового документа,подтверждающего полученный уровеньобразования. [6].

Школапредставляет собой такой видобразовательного учреждения, программыкоторого могут различаться по следующимоснованиям:

  • уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);
  • ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);
  • профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).

Выделяютследующие виды школ:

  • школа по различным областям науки и техники,
  • по различным видам искусств,
  • детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).

Дляшкол дополнительного образования детейхарактерна длительная совместнаятворческая деятельность детей и педагогов(4-5-летние и более длительные программы),которая представлена совместнымидостижениями и традициями, особымиатрибутами и символами, наличиемпреемственности между ступенями обученияи поколениями педагогов и учащихся. Ушкол есть свой менталитет, закрепленныйкультурой, особым стилем жизнедеятельности.

Дворец(Дом)– самодостаточное учреждениедополнительного образования детей сгибкой организационной структурой,работа которого направлена на обеспечениесобственного образовательного процесса,исходя из запросов социального окруженияи его статуса (городское, областное ипр.).

Выделяютследующие виды Дворцов:

  • Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;
  • Дворец учащейся молодежи,
  • Дворец пионеров и школьников,
  • Дворец юных натуралистов,
  • Дворец спорта для детей и юношества,
  • Дворец художественного творчества (воспитания) детей,
  • Дворец (Дом) детский культуры искусств.

ВидамиДомов могут быть:

  • Дом детского творчества;
  • Дом детства и юношества, учащейся молодежи;
  • Дом пионеров и школьников;
  • Дом юных натуралистов;
  • Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);
  • Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
  • Дом художественного творчества (воспитания) детей;
  • Детский дом культуры (искусств).

Клуб– объединение детей и педагогов,созданное в целях общения, связанногос политическими, научными, художественными,спортивными или другими интересами, атакже для отдыха и развлечения.

Типологияклубов еще полностью не разработана,но различают клубы по масштабамдеятельности (многопрофильные иоднопрофильные); по преобладающим видамдеятельности (учебные, дискуссионные,творческие и др.); по степени организованности(официальные и неформальные).

Вдополнительном образовании детей клубможет стать видом образовательногоучреждения при условии наличия в немдлительных, многоуровневых программпрофессионального самоопределения садекватным методическим обеспечением,своеобразной социокультурной технологиейвоспитания и социализации.

Продуманнаяи целенаправленно организованнаядеятельность клуба как общениеединомышленников, союзников, равных исамостоятельных, позволяет впривлекательной, ненавязчивой формеутверждать ценности образования,здоровья, личной свободы, ценноститрадиций и истории, ценность другогочеловека и т.

д.

Видыклубов: Клуб юных моряков, речников,авиаторов, космонавтов, парашютистов,десантников, пограничников, радистов,пожарных, автомобилистов, детскийподростковый, детский экологический(эколого-биологический), юных натуралистов,детского и юношеского техническоготворчества юных техников, детского июношеского туризма и экскурсии (юныхтуристов), детско-юношеский физическойподготовки. [6]

Станция– профильное учреждение дополнительногообразования, специально оборудованноедля обучения по профильным программами ведения наблюдения, исследования поопределенному направлению, а такжеорганизующее временные профильныеучреждения дополнительного образования(лагеря).

Видыстанций:

  • Станция юных натуралистов;
  • Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
  • Станция детская экологическая (эколого-биологическая);
  • Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Детскийпарк– тип учреждения, основное предназначениекоторого – реализация дополнительныхобразовательных программ и услуг вприродной среде, на территории парковойзоны [6].

Вседругие виды учреждений дополнительногообразования детей, продолжающие традициивышеперечисленных учреждений внешкольнойдеятельности (студия, музей, детскийлагерь и пр.) не отличаются целостностьюи системной определенностью в статусеобразовательного учреждения.

Программыэтих учреждений можно охарактеризоватькак досуговые, оздоровительные, социальнойподдержки.

Они могут стать: относительносамостоятельным модулем образовательнойсреды центров, школ, клубов; филиаламицентра, выполняющего определенныефункции в реализации целей образовательнойпрограммы; формой организацииобразовательного процесса (временнойили постоянной).

Такимобразом, специфические условиядополнительного образования детейзаключаются, прежде всего, высокойстепени вариативности, благодаря которойкаждый может образовательное направление,отвечающее его интересам и склонностям,выбирать объем и темп освоенияобразовательной программы. Добровольновключаясь в образовательный процесс,ребенок и его родители тем самым доверяютпедагогам свое самое ценное достояние– свободное время, надеясь, что результатомтакой инвестиции станет эффективноеразвивающейся личности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5373645/page:3/

2.2 Виды учреждений дополнительного образования

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании [12, статья 231] учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов:

· центр (дворец);

· детская школа искусств.

Центр (дворец) – учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении [12, статья 231].

Центры дополнительного образования детей и молодежи в городах Беларуси, например, предлагают следующие художественные, спортивные и технические кружки, студии, клубы различной направленности, детские коллективы: танцевальные (народный, эстрадный, бальный танец), инструментальные (ансамбли, обучение игре на различных инструментах), театральные (театр кукол, театральная студия, театр пантомимы, музыкальный театр), вокально-хоровые (эстрадное пение, хоры, ансамбли), технические (робототехника, радиотехника, авиа-моделирование, конструирование автомототехники и реставрация, школы мототехники), цирковые объединения, кружки декоративно-прикладного и изобразительного искусства (работа с различными материалами, роспись по дереву и стеклу, соломоплетение, бисероплетение, вязание, моделирование, пошив одежды и др.), студии тематического развивающего обучения (реклама, программирование, компьютерная графика и дизайн, флеш-анимация, обучение языкам, этикет, средневековые ремесла, дизайн), спортивно-оздоровительные, туристические, эколого-краеведческие объединения. [23, с. 72].

Список центров детского творчества Витебской области представлен в Приложении 1.

Детская школа искусств – учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенном уровне [12]. Детская школа искусств может быть государственной и частной.

Основными задачами детской школы искусств являются:

· реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

· обеспечение необходимых условий для формирования общей культуры и художественного развития детей и молодежи, удовлетворение их потребностей в дополнительном образовании детей и молодежи;

· создание условий для мотивации учащихся к дальнейшему получению образования в учреждениях среднего специального и высшего образования [19].

Образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в детских школах искусств реализуются по следующим направлениям деятельности: «музыкальное», «театральное», «хореографическое», «изобразительное», «народное творчество», «народное декоративно-прикладное», «художественно-эстетическое» и другим. Детская школа искусств может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким направлениям деятельности [18].

Типовые учебные планы для детских школ искусств разработаны по направлениям деятельности детских школ искусств на 7-летний и 5-летний сроки обучения. По типовому учебному плану с 7-летним сроком обучения, как правило, обучаются дети, поступающие в детскую школу искусств в возрасте от 6 до 9 лет, по типовому учебном плану с 5-летним сроком обучения – от 9 до 11 лет.

В музыкальной школе дети получают общее начальное музыкальное образование, формируют в себе внутреннюю культуру, самосознание.

Школа способствует становлению духовной зрелости детей; организации и развитию новых форм культурной деятельности и отдыха, развитию самодеятельного художественного творчества.

В большинстве музыкальных школ дети могут научится играть на фортепиано, баяне, аккордеоне, цимбалах, струнных народных инструментах (гитара, балалайка, домра, мандолина), струнных смычковых (скрипка, виолончель), деревянных и медных духовых инструментах, ударных инструментах.

В школе искусств по музыкальному направлению дети изучают такие дисциплины как: музыкальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль), а также предметы по выбору (аккомпанемент, импровизация и сочинение и т.д.)

Театральное отделение в школах искусств ставит перед собой приоритетными задачи эстетического воспитания учащихся, развития общих и конкретных знаний в области театрального искусства, а также приобретения навыков для дальнейшего поступления на различные творческие специальности в высшие и средние специальные заведения культуры и искусства.

В программе обучения на театральном отделении широкий спектр дисциплин, среди которых: театральная игра, художественное слово, ритмика и танец, основы актерского мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения, история театра, музыкальная грамота и слушание музыки, вокал или музыкальный инструмент и предмет по выбору (изготовление и вождение кукол, грим, история костюма и др.)

Большинство хореографических школ искусств ставит перед собой цель дать детям хореографическое образование, способствовать воспитанию эстетического вкуса, развивать танцевальные и музыкальные способности, содействовать общему физическому развитию, укреплению здоровья детей, а так же выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в средние и высшие учебные заведения. На хореографическом отделении предусматривается изучение предметов: основы классического танца, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современные направления хореографии, история хореографического искусства, музыкальная грамота.

Одним из самых массовых и популярных среди детей по-прежнему является дополнительное образование художественного профиля.

В условиях современного идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

Основной задачей детской художественной школы является развитие творческих способностей одаренных детей и молодежи по изобразительному искусству и получение начального художественного образования.

Направление деятельности «Изобразительное» предусматривает изучение следующих предметов: композиция, рисунок, живопись, история изобразительного искусства и ряд дополнительных дисциплин (живопись маслом, цветоведение, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн).

Таким образом, за годы своего становления и развития государственная система дополнительного образования детей предоставила детям нашей страны богатейшие возможности для развития их способностей и талантов в различных областях образовательной деятельности.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/56372

Студиорум
Добавить комментарий