Формы и типы занятий в дополнительном образовании

Методическая разработка по теме: Виды, типы и формы занятий с детьми

Формы и типы занятий в дополнительном образовании

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества «Росинка»

практическое руководство

для начинающих педагогов в системе

дополнительного образования

                                                       Сост. Засорина С.А.

г. Гороховец 2009

Сост. Засорина С.А., методист ЦДТ «Росинка»

Виды, типы и формы занятий с детьми

В предлагаемом пособии приводятся примеры нестандартных форм проведения занятий.

Практическое руководство предназначено для начинающих педагогов, работающих в системе дополнительного образования.

Нестандартное занятие.

Предисловие

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к обучению, воспитывать и развивать играя.

Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития ребенка.

Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал по – новому.

Положительные эмоции хочется переживать снова и снова не только взрослому, но и ребенку, а на положительном эмоциональном поле очень хорошо работает процесс запоминания. Все это, несомненно, повышает воспитательный и качественный аспекты обучения.

В использовании нестандартного занятия необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто.

Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного занятия в традиционном занятии: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словариками дат, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.

Весь этот арсенал можно использовать для всестороннего развития ребенка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память.

И воспитанник проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты и явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства и различия событий.

И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребенка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.

Викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, сведений. Вопросы могут быть розданы студийцам заранее или содержаться в тайне.

Вариант: дети задают вопросы педагогу, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.

Фазы комбинированного занятия:

  1. Организационно – психологический момент – улыбка, шутка, игровое начало, бодрость.
  2. Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы.
  3. Педагог организует познавательную деятельность и активность обучающихся в связи с использованием нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения педагог обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до занятия, метод графической записи, звуковой, моторной, визуальный, осязательный ряд. Дискуссия. Стимулирование поиска воспитанниками опережающих идей и решений и т.д.
  4. Позволяет обсудить главные, основные. Наиболее интересные линии и направления изученного – опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого воспитанника выступить со своим мнением, пониманием, подходом.
  5. Педагог подбирается к домашнему заданию в течение всего занятия, увлекает, заинтересовывает обучающихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для обучающихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.

Требует серьезной предварительной подготовки, привычки обучающихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренное занятие.

Этапы занятия:

  1. 1 этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступает педагог и воспитанник.
  2. 2 этап. Проблематизация. Педагог и студийцы ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
  3. 3 этап. Педагог знакомит обучающихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.
  4. 4 этап. Микрогрупповой. Индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.
  5. 5 этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

4. Занятие – экскурсия.

Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города, улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа свидетелей эпохи. Занятие проводится в актовом зале, заполненном заинтересованными зрителями.

5. Занятие – экспедиция.

В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные в городе наличники на окнах, городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Студийцы могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них.

Смысл проведения малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.

6. Стихотворно-музыкальное занятие.

Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим.

  1. Конкурс знаний, умений и творчества.

Это не простое занятие – это итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры «дистанция». Продолжается эта олимпиада несколько дней для младшего, среднего и старшего возраста отдельно.

Каждый этап включает показ родителям и социуму всех достижений Центра: вернисажи, соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет специально готовит экскурсоводов, которые будут показывать и рассказывать обо всем сделанном в Центре в течение года).

В Центре во всех кабинетах и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждая  студия создает несколько команд, и с маршрутным листом команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины».

Конкурсы охватывают все студии  в форме досуговой деятельности – викторин, кроссвордов, творческих заданий. В конце подводятся итоги, участники награждаются, и проходит большой концерт для родителей.

8. Интегрированные занятия.

Проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведения серии занятий в рамках целой темы. Ведут занятия 2-3 педагога.

60-80% время занятий отводится творчеству студийцев.

Если речь идет об интегрированных гуманитарных занятиях, то есть используются различные способы воздействия на учащегося : видео- художественный, музыкальный ряд, телевидение,  пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.

  1. Дети садятся в кружок, педагог начинает. А затем дети продолжают придумывать сказку на любую (познавательную) тему.
  2. Дети получают краски и листы. На которых они изображают в картинках свое будущее. Свои пожелания, свое отношение к людям.
  3. Дети рассказывают и поясняют фантастические сны.

Дети объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их своей группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.

  1. занятие- спектакль( инсценировка)

Студийцы играют на занятиях поиск решений, встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-поэтические постановки.

Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством.

Например:

  1. составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.
  2. Берется азбука, дети  выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме.

В студии моделируются станции преодоления, группа делится на подгруппы, движение осуществляется со станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки, решения.

Модная в свое время форма литературных судов может быть дополнена дидактическим судом, судом нравственным, судом истории,  судом здравого смысла. Все суды работают в культуре познавательного театра. Здесь есть место для ролевых и проблемных игр.

      11. .занятия самостоятельного поиска знаний

Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений.

         Например:

  1. растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.
  2. У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.

Во всех случаях мы рассматривает не только поиска занятий, но и их активного применения.

12. занятия творчества

13.Занятия художественного чтения

Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с педагогом форму и содержание текста и его подачи.

Возможно, это будет мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, возможно чтение текста будет организованно чтением по цепочке, но в конце занятия важно, чтобы несколько судей – искусствоведов из числа студийцев поделились своими впечатлениями.

14. Интегративно – понятийное занятие

В ходе занятия студийцы делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от педагога  или специального жюри, составленного из студийцев. Занятие проводят все педагоги, студии которых включены в тему занятий.

Упражнение 1

Проводится викторина, задания которой составлены из понятий, названий, процессов, предметов, явлений, дат, имен. Принципов, изучаемых по разным студиям. Отвечают в письменном виде на скорость и качество ответов всей команды, ответы зачитываются, оглашается их оценка.

Упражнение 2

Каждой группе выдаются прямые и перевернутые кроссворды, включающие в себя необходимы понятия.

Прямые кроссворды – клеточки пустые, и их надо заполнить, решив кроссворд;

Перевернутые кроссворды  – кроссворд уже решен, все клеточки заполнены. Нужно ко всем словам из клеточек дать определения.

Упражнение 3

Каждой группе дается задания из 5 понятий, и группа должна, используя эти слова, определить для себя жанр, написать сочинение, тракт .стихотворение, отчет, приказ, докладную или аналитическую записку, проект закона и т.д. Выполненная работа передается в следующую группу по часовой стрелке для анализа и оценки.

15. занятие без правил как форма

 Педагог предлагает детям начинать занятие таким образом: пусть каждый делает, что хочет. Темы нет, целей нет, задач нет, форм нет, запрещено только орать, бить, ломать. В конце занятия, или на другое занятие педагог предлагает подвести итог занятия по схеме:

  1. Какая польза была от занятия;
  2. Чему научились;
  3. Что возьмете с собой на другие занятия, от чего откажетесь.    

Использованная литература:

В.М. Лизинский. О методической работе в школе.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/01/24/vidy-tipy-i-formy-zanyatiy-s-detmi

Формы организации учебных занятий в системе дополнительного образования детей

Формы организации учебных занятий в системе дополнительного образования детей

Сервуля Татьяна Владимировна, заведующий отделом ДПИ

Методические

рекомендации

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

в системе дополнительного образования детей

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом:

  • возрастных психологических особенностей учащихся;
  • цели и задач образовательной программы;
  • специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании

могут быть следующие формы:

  • защита проекта – занятию предшествует «мозговой штурм», в ходе которого рассматривается тематика возможных проектов, затем учащиеся, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы педагог выступает в качестве консультанта или помощника), цели, направление и содержание деятельности и исследований, структуру проекта. На последнем этапе проходит открытая защита проекта, результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов;
  • занятие-экспедиция – смысл проведения малых познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью;
  • занятие – пресс-конференция – это занятие обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:
  • несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции, группа задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ;
  • учащиеся задают вопросы педагогу, жюри проставляет баллы учащимся и педагогу за вопросы и ответы;
  • занятие – лекция – необходимо учитывать, что большинство учащихся не в состоянии сосредоточенно слушать длительное время, поэтому в ходе занятия важно решить задачи активизации мыслительной, познавательной, практической деятельности. С этой целью педагогу рекомендуется использовать следующие приемы:
  • педагог в ходе лекции допускает 10 существенных ошибок, обучающиеся обнаружившие ошибки, будут вознаграждены;
  • каждые 5 минут в ходе лекции обучающимся задаются краткие устные или письменные экспресс-задания;
  • учащимся выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где пропущены основные понятия, даты, имена, принципы и т. д.; по ходу лекции учащиеся должны вставить пропущенные сведения;
  • педагог предлагает учащимся по ходу лекции составить тезисы;
  • педагог оставляет в конце лекции несколько минут, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции;
  • занятие – игра – привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться. Педагогу необходимо учитывать основные принципы организации игрового взаимодействия:
  • педагог должен предлагать гибкую систему игры, подходящую для каждого обучающегося;
  • ребенок должен иметь право выбора и самостоятельного решения;
  • игра должна быть доступна всем участникам, предоставлять равные возможности;
  • игра должна дать воспитаннику возможность для исследования, понимания, познания окружающего мира;
  • занятие-викторина – викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, норм, правил и т.д.; вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне;
  • занятие – тестирование – проводится с помощью компьютера или обычным способом, каждый обучающийся получает карточки с заданиями с вариантами ответов (необходимо выбрать правильный ответ);
  • занятие – соревнование (конкурс, турнир) – учебные, познавательные конкурсы основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции; в ходе занятия группа делится на две команды, которые соревнуются между собой. Судейская бригада ставит баллы командам (оцениваются теоретические знания, реакция, полнота и оригинальность ответов, приобретенные практические умения и навыки);
  • занятие – дискуссия – обучающимся предлагаются темы для дискуссии, или они сами предлагают их. Педагог в ходе дискуссии выполняет роль организатора обсуждения и консультанта, как правило, он не высказывает свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход и результат дискуссии раньше времени. Для активизации дискуссии несколько учащихся до ее проведения получают задание подобрать конкретные фактические материалы, которые могут быть зачитаны в процессе обсуждения. Из обучающихся создается группа по ролевой оценке, которая в конце занятия выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников;
  • занятие – сказка – дети объединяются по 2-3 человека, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их группе; сказки могут быть подготовлены заранее, в них могут принять участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.

беседа с игровыми элементами, сказка,

сюжетно-ролевая игра,

игра-путешествие, соревнование и т.д.

лекция,

учебная игра, творческий проект, заочная экскурсия, тематические задания по подгруппам и т.д.

проблемная лекция, семинар,

пресс-конференция, тематическая дискуссия, защита творческой работы,

деловая игра, презентация вида деятельности,

персональная выставка и т.д.

Несмотря на многообразие типов занятий, все они подчинены определенным требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения:

  • каждое занятие должно иметь тему, цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-воспитательного процесса;
  • каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим;
  • на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной форм работы;
  • педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.

Превратить учебное занятие в интересный, увлекательный и познавательный для детей маршрут помогают:

  • подача педагогом учебного материала на высоком уровне, а организация работы детей – на доступном для них уровне и в приемлемом темпе;
  • четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;
  • установка не на запоминание учебного материала, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
  • обязательная организация «обратной связи»;
  • создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение цели, возможностей, творческого потенциала каждого учащегося на основе знания его потребностей, способностей, склонностей).

Основные требования к построению современного учебного занятия:

  • создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
  • целесообразное расходование времени занятия;
  • применение разнообразных методов и средств обучения;
  • высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
  • практическая значимость полученных знаний и умений.

Источники:

  1. Дополнительное образование и воспитание №10/2006//Профессиональная адаптация начинающего педагога дополнительного образования // 11-19с.

  2. Лизинский В.М. О методической работе в школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002–160с.

Источник: https://infourok.ru/formi-organizacii-uchebnih-zanyatiy-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-1350243.html

Виды нетрадиционных занятий в дополнительном образовании

Методическая разработка: Видынетрадиционныхзанятий в системе дополнительного образования.

практическое руководство

для педагогов в системе

дополнительного образования

Составила Иванова Л.Е..

Какие существуют формы занятий

Учебноезанятие, втечениекоторогодетизанимаютсяспедагогомпредметнойдеятельностью, можетиметьразличныеформы традиционныепривычныеинетрадиционные.

Средитрадиционныхформможноотметить:

  • Лекции изложениепреподавателемпредметнойинформации;
  • Семинарыиколлоквиумы заранееподготовленныесообщенияивыступлениявгруппеиихобсуждение;
  • Дискуссии постановкаспорныхвопросов, отработкауменияотстаиватьиаргументироватьсвоюточкузрения;
  • Конференции совещаниядляобсужденияразличныхтемивыработкирешений;
  • Экскурсии, научныеэкспедиции поездкисознакомительнымииинформационнымизадачами;
  • Туристическиепоходы выработкаспортивныхипознавательныхнавыков, атакжеоздоровление;
  • Обучающиеигры моделированиеразличныхжизненныхобстоятельствсобучающейцелью.

Кнетрадиционнымформамучебныхзанятийможноотнеститакие:

  • Презентация публичноепредставлениеопределеннойтемыилипредмета;
  • Защитапроекта обоснованиеипредставлениепроделаннойработы;
  • Круглыйстол неформальноеобсуждениевыбраннойтематики;
  • Мозговаяатака решениенестандартныхзадачвколлективе;
  • Ролевыеигры предложениеребенкустатьнаместоперсонажаидействоватьотегоименивмоделируемойситуации.

Надосказать, чтоздесьможетбытьмножествоинтересныхвариантов всезависитотфантазиииталантапреподавателя.

Здесьможетбыть, например, иДеньдобрыхдел, интеллектуальнаяигра «Что? Где? Когда ит. д.

Передпедагогомстоитнепростаязадачавыборасамойуместнойиэффективнойформыпроведенияучебногозанятиявзависимостиотсложностипреподносимогоматериала, возрастадетскойаудиториииуровняееподготовки.

Нестандартноезанятие.

Девизнестандартногозанятия – “Гдедетвора, тамигра!”, аосновнаязадача возбуждать, поддерживатьживойинтерескобучению, воспитыватьиразвиватьиграя.

Игра этошколапознания, творчества, интеллектуальногоразвитияребенка.

Толковаяиграявляетсядейственныморудиемвоспитанияиобученияврукаххорошегопедагога.

Применениепознавательныхигровыхтехнологийназанятияхдаетвозможностьобучающимсяполучитьдополнительныезнания, заявитьосебе, раскрытьсвоиталанты, позволяетувидетьизучаемыйматериалпо новому.

Виспользованиинестандартногозанятиянеобходимопомнитьодноправило неиспользоватьслишкомчасто.

Ночтобыподдерживатьдетскийинтерес, развиватьинтеллектуальныеуменияиспособности, вызыватьжеланиепроявлятьсебянеобходимоиспользованиеэлементов, приемов, методовнестандартногозанятиявтрадиционномзанятии: составлениетаблиц, опорныхсхем, конспектов, работасословарикамидат, составлениекроссвордов, подготовкаизащитареферата, ролеваяидидактическаяигра, иллюстрация, использованиеТСО. Заданияпозволяютучащемусяполнеераскрытьсобственнуюиндивидуальностьивыявитьпробелывзнаниях, выявитьпроблемывихусвоении.

Предлагаемыеформыпроведениязанятийвучрежденияхдополнительногообразования

       ФормыпроведенияучебныхзанятийвУДОДподбираютсяпедагогомсучетомвозрастныхпсихологическихособенностейдетей, целейизадачобразовательнойпрограммыдополнительногообразования, спецификипредметаидругихфакторов. Наиболееобщимивдополнительномобразованиимогутбытьследующиеформы:1) Дляучащихсядошкольногоимладшегошкольноговозраста:

     беседасигровымиэлементами;
    
сказка;
    
сюжетноролеваяигра;
    
играпутешествие;
    
играимитация;
    
викторины, соревнования, конкурсы, состязанияидр.

2) Дляучащихсясреднегошкольноговозраста:

     лекция;
    
учебнаяигра, ролеваяигра;
    
защитатворческогопроекта;
    
творческиеконкурсы;
    
КВН;
    
заочнаяэкскурсия;коллективноетворческоедело (КТД);
    
тематическиезаданияпоподгруппам.

3) Дляучащихсястаршегошкольноговозраста:

     проблемнаялекция;
    
прессконференция;
    
практическиезанятия;
    
семинар;тематическаядискуссия;групповаяконсультация;защитатворческойработы;
    
деловаяигра, ролеваяигра;
    
презентация (видадеятельности, выставки, проектаит.п.).

Видынетрадиционныхзанятий

       Занятиявформесоревнованийиигр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловаяигра, ролеваяигра, кроссворд, викторинаит.

д.


      
Занятия, основанныенаформах, жанрахиметодахработы, известныхвобщественнойпрактике: исследование, изобретательство, анализпервоисточников,

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vidy-nietraditsionnykh-zaniatii-v-dopolnitiel-nom-obrazovanii

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей

(методическиерекомендации)

Данныеметодические рекомендации помогутначинающим педагогам дополнительногообразования систематизировать виды итипы учебных занятий; классифицироватьзанятия в зависимости от их целей,определить их структуру; выстроитьмодель учебного занятия, определитьзадачи, содержание и прогнозируемыйрезультат каждого этапа занятия.

Учебноезанятие – основной элемент образовательногопроцесса. В системе дополнительногообразования существенно меняется формаего организации. Главное – не сообщениезнаний, а выявление опыта детей, включениеих в сотрудничество, активный поискзнаний и общение.

Педагогидополнительного образования (как имеющиеспециальное педагогическое образование,так и не имеющие такового) часто испытываюттрудности в моделировании учебногозанятия, определении его типа, этапов,задач, содержания каждого этапа,самоанализе деятельности. Особенночасто с этими трудностями сталкиваютсяначинающие педагоги, не готовые ксистематической деятельности поподготовке учебного занятия.

Знаниевидов и особенностей учебных занятийпоможет сформировать потребность иумения правильно моделировать занятие,совершенствовать свои конструктивные,методические знания, умения и навыки.

МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ВСИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОТОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ

Учебноезанятие – это:

-модель деятельности педагога и детскогоколлектива;

-ограниченная временными рамками формаорганизации учебного процесса,предполагающая не только передачузнаний, умений и навыков детям поконкретному предмету и усвоение имиучебного материала, но прежде всегоразвитие;

-время, в течение которого учащиеся подруководством педагога занимаютсяучебной, воспитательной, досуговойдеятельностью.

Вучебном занятии представлены всеэлементы образовательного процесса:цели, содержание, средства, методы,организация. Качество учебного занятиязависит от правильности определениякаждого из этих компонентов и ихрационального сочетания. Однако главноетребование к учебному занятию – этодостижение цели, поставленной педагогоми принятой обучающимися.

Взависимости от целей занятия можновыделить следующие виды учебных занятий:

-собственно обучающие;

-общеразвивающие;

-воспитательные.

Собственнообучающие занятия преследуют сугубообучающие цели: научение чему-либо,овладение детьми конкретными знаниямии умениями по преподаваемому предмету.Это учебные занятия:

-по передаче знаний;

-по осмыслению знаний и их закреплению;

-по закреплению знаний;

-по формированию умений и применениязнаний на практике;

-тренировочные учебные занятия (отработкаумений и навыков);

-по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающиезанятия ставят цели формирования иразвития определенных личностныхкачеств ребенка. К таким занятиям можноотнести занятие-диспут, экскурсию,занятие-викторину, различные коллективныетворческие дела.

Воспитательныезанятия ставят целью формированиеположительного психологического климатав детском коллективе, приобщение детейк нравственным и культурным ценностям.Например, традиционные праздники:«Посвящение в кружковцы», «Дниименинников», «Конкурсы мастерства»,и т.д.

Эти занятия тоже предполагаютобучающие задачи, но отличаются отучебных занятий тем, что научение, какправило, не носит специально организованныйхарактер и совсем не обязательно связанос учебным предметом.

Достаточно частозанятие педагога с детским коллективомтрудно отнести к какому-либо одномувиду, поскольку в ходе одного занятиябольшинство педагогов решают какобучающие, так и и воспитательные задачив комплексе.

Учебноезанятие, являясь ограниченным по временипроцессом, представляет собой модельдеятельности педагога и детскогоколлектива. В связи с этим учебноезанятие необходимо рассматривать влогике организации деятельности, выделяяцель, содержание, способы, результатыдеятельности, а также этапы их достижения.

Модельучебного занятия любого типа можнопредставить в виде последовательностиследующих этапов: организационного,проверочного, подготовительного,основного, контрольного, итогового,рефлексивного, информационного.Основанием для выделения этапов можетслужить процесс усвоения знаний, которыйстроится как смена видов деятельностиучащихся: восприятие – осмысление –запоминание – применение – обобщение- систематизация.

Заоснову учебного занятия мы берем модель,предложенную М.В.Ушаковой, методистомисследователем лаборатории проблемдополнительного образования и воспитанияобластного центра детей и юношества г.Ярославля (табл. 1).

Таблица1

Модельучебного занятия в учреждениидополнительного образования детей

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

деятельности

Результат

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекц

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности

Построениезанятия в соответствии с этой модельюпомогает четко структуировать занятие,определить его этапы, задачи и содержаниекаждого из них. В соответствии с задачамикаждого этапа педагог прогнозирует какпромежуточный, так и конечный результат.

Классификацияучебных занятий

Исходяиз современных научных представленийоб учебном занятии, его содержательнаяцель носит триединый характер и состоитиз трех взаимосвязанных, взаимодействующихаспектов, познавательного, развивающегои воспитательного, которые отражаютсяв цели по содержанию учебного материала.

Цели– это механизм, с помощью которогопедагог кодирует основное содержаниеи прогнозирует результаты своейдеятельности и познавательной деятельностиучащихся.

Этапыучебного занятия, его структураконструируются в соответствии сдидактической целью и закономерностямипроцесса обучения.

Движение к реализациицели как прогнозируемому результатуобуславливает переход от одной частизанятия к другой, от этапа к этапу.

Приемыработы педагога и воспитанников накаждом этапе зависят от содержания,цели, логики усвоения учебного материала,состава группы и опыта творческойдеятельности педагога и воспитанников.

Дидактическаяцель является важнейшим структурнымэлементом и определяет тип и структуруучебного занятия.

Учитывая активнуюпозицию воспитанников в освоенииматериала и формировании умений,классифицировать учебные занятия подидактической цели можно следующимобразом: изучение и первичное закреплениеновых знаний; закрепление знаний испособов деятельности, комплексноеприменение знаний и способов деятельности;обобщение и систематизация знаний испособов деятельности; проверка, оценка,коррекция знаний и способов деятельности.Каждый тип учебного занятия имеет своюструктуру, основной компонент занятиякодируется в названии типа учебногозанятия, общими этапами для всех типовзанятий являются организационный,целеполагания и мотивации, подведенияитогов.

Организационныймомент учебного занятия предполагаетсоздание продуктивных условий длявзаимодействия педагога и воспитанников.

Этапцелеполагания и мотивации обеспечиваетжелание участников педагогическогопроцесса работать на занятии черезпостановку целей и актуализацию мотивовучебной деятельности, через формированиеустановок на восприятие и осмыслениеучебной информации, развитие личностныхкачеств воспитанника.

Приподведении итогов определяется уровеньдостижения целей, мера участия всехучеников и каждого в отдельности, оценкаих работы и перспективы познавательногопроцесса.

Взаимосвязьтипа, дидактической цели и структурыучебного занятия представлена в таблице2 «Типы учебных занятий, их дидактическаяцель и структура».

Таблица2

Источник: https://StudFiles.net/preview/3495225/

Студиорум
Добавить комментарий