Ууд в дополнительном образовании детей (универсальные учебные действия)

Развитие универсальных учебных действий в дополнительном образовании

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Иркутска Дом детского творчества № 5

Развитие универсальных

учебных действий

в дополнительном

образовании детей

Круглова Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетают в себе всё то ценное, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике. Современные технологии позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приёмы организации деятельности детей и создавать комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения и ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов – формирование универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия

этоумение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование соответствующих умений, включая самоорганизацию процесса учения.

Виды универсальных учебных действий(УУД):

Личностные.Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.Учебные действия напрямую связаны с личностным восприятием учащегося окружающего мира, с нравственными оценками тех или иных событий и фактов, собственным самоопределением и жизненными целями обучающегося;

Регулятивные.Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. Эти действия связаны с развитием способности обучающегося к самостоятельному управлению своим обучением и познавательной деятельностью, включающему в себя план, контроль, корректирование собственных действий и оценку своих знаний и умений;

Познавательные.Работа обучающегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения. Применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств

Коммуникативные.Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении детей к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперёд. При этом ребёнка не надо воспитывать извне, он долженсамовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребёнка может стать основой воспитания.

Воспитатель (педагог) должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность детей в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

  • Ребёнок активен (он выполняет самостоятельное действие);
  • Воспитатель (педагог) активен (он наблюдает и помогает);
  • Среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский Л.С. и его ученики.

Деятельностный подход к обучению в дополнительном образовании предполагаетразвитие у детей познавательного мотива:желание узнать, открыть, научиться, чтобы в конкретной учебной ситуации они могли сами определить, что именно им нужно выяснить или освоить на конкретном занятии. Только тогда деятельность обучающихся станет целенаправленной и будет исходить из их собственных желаний и потребностей.

Обучение в объединениях дополнительного образования должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой

развитие учебных универсальных действий.

Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков , то сегодня целью обучения становитсяобщекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося –

умение учиться, т.е. Учить Себя

Дети учатся лучше и научатся большему, если они изучают то, что соответствует ихинтересам и потребностям.

Дети учатся лучше и научатся большему, если они изучают то, что соответствует ихВозможностям.

И, конечно, дети учатся лучше и научатся большему, если они могут реализовать свой личный опыт в активной деятельности.

Качество усвоения знаний в учреждениях дополнительного образования определяетсямногообразиемихарактеромвидовуниверсальных учебных действий.

Основные принципы концепции учения именно через деятельность:

-учёт интересов обучающихся;

-учение через обучение мысли и действию;

-познание и знание – следствие преодоления трудностей;

-свободная творческая работа и сотрудничество.

Дополнительное образование детей— это особый вид образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. О важности обучения в коллективе с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в своей работе «Зачем детям учиться вместе» пишет Г.А. Цукерман.

По словам Л.С. Выготского:

«Деятельность

формируется в деятельности».

Общие рекомендации по развитию

Универсальных Учебных Действий:

В условиях дополнительного образования детей педагогу сначала необходимо обдумать и профессионально применить следующие действия:

  • Четко определить цели УУД применительно к дополнительному образованию;
  • Тщательно обдумать содержание необходимых к формированию действий;
  • Адаптировать способы формирования УУД к каждой возрастной категории обучающихся;
  • Обеспечить необходимую мотивацию, благодаря которой обучающийся будет понимать смысл определенных учебных действий и их потенциальную пользу.

Основные этапы развития

Универсальных Учебных Действий:

  • Выработка и развитие практических навыков и умений.На данном этапе применение обучающимися УУД должно стать автоматической привычкой и фундаментом для развития способностей к восприятию и применению изучаемого материала. Особое внимание в этот период необходимо уделить основным приёмам познавательной и исследовательской работы, формированию привычки к внимательности, самодисциплине и ориентированию на успешное обучение;
  • Расширение умений и знаний. На данной ступени обучения вводится творческое проектирование, способствующее более полному развитию творческого и интеллектуального потенциала обучающегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Обобщение, систематизация накопленных умений и знаний и их применение во всех сферах обучения.Данный этап является закрепляющим и предоставляет широкие возможности педагогам дополнительного образования мотивировать обучающихся на нестандартное мышление и применение полученных умений в самых разных областях жизни.

Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании являетсятворчество. С особой ответственностью педагогу необходимо разрабатывать программы с использованием различных проектов для детей, мотивировать обучающихся на полноценное применение и защиту проекта.

Формированию универсальных учебных действий способствуют групповые и коллективные задания, проектная деятельность.

Защита творческого проекта позволит ребёнку научиться формулировать свои взгляды, грамотно озвучивать актуальность и полезность его усилий и не бояться применять нестандартные решения. Совместное участие в проектах позволит детям получить все

необходимые коммуникативные навыки,

научит сотрудничать и прислушиваться

к мнению друг друга.

Профессиональные Интернет-технологии – новое направление, которому сейчас (хотим мы этого или нет), необходимо уделять больше внимания. И одним из методов развития Универсальных Учебных Действий выступает умение правильно работать в сети. Развиваются коммуникативные и личностные Универсальные Учебные Действия.

Поэтому сегодня Интернет-технологии в системе дополнительного образования представляются в высшей степени интересным и перспективным направлением. Умение быть правильным пользователем персонального компьютера – это также значимо и интересно, как и традиционное направление программирования.

Всё это, конечно, должно

проводиться с учётом

здоровьесберегающих технологий.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения.

В условиях дополнительного образования ребёнок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого обучающегося, включив его в активную деятельность по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приёмы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития .

Будущее образования – за интерактивными технологиями, виртуальными коммуникациями, которые надо осваивать и активно внедрять в дополнительное образование.

Это разработка электронных ресурсов для разных категорий детей, способствующих их профессиональной ориентации и профильному обучению, развитие дистанционных форм дополнительного образования, создание виртуальных и реальных информационных ресурсов.

Освоив образовательную программу в учреждении дополнительного образования, обучающийся приобретёт широкий круг компетенций, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни.

Также сформирует следующиеУниверсальныеУчебныеДействия и ключевые компетенции: внимание, память, мышление, умение работать самостоятельно, в группе, вести диалог, понимать творческую задачу, ставить цель, планировать ход работы, контролировать, работать с разными современными источниками информации.

Применение знаний, полученных в процессе дополнительного обучения УУД, поможет хорошо мотивированным обучающимся достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью.

Источник: https://multiurok.ru/files/razvitiie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-dopolnitiel-nom-obrazovanii.html

Возможности объединения дополнительного образования в формировании универсальных учебных действий

Одним из направлений подготовки молодежи к самостоятельной трудовой деятельности является формирование многогранных качеств личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, изучение русских народных традиций.

Целью образования становится воспитание человека-творца, духовно богатого, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Дополнительное образование детей — это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. Над проблемой формирования значимых качеств личности работали и работают сегодня многие ведущие педагоги. П.Я. Гальперин создал концепцию планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий. Это так называемые предметные и логические задачи, где варьируется соотношение необходимых и достаточных условий. О важности обучения в коллективе с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в своей работе «Зачем детям учиться вместе» пишет Г.А. Цукерман. По словам Л.С. Выготского, «Деятельность формируется в деятельности».

Дополнительное образование решает те же задачи, что и школа — готовит ребенка к взрослой жизни. Но к чему конкретно готовит? Приоритетная задача — подготовка молодого человека к самоопределению, то есть определению самого себя на основе тех стандартов, которые были усвоены им и которые являются базой для выбора жизненных целей, для составления программы самообразования, самовоспитания и саморазвития. Для начала определить цели, содержание действий, их возрастную форму применительно к каждой из ступеней образования. Затем надо обеспечить смысл учебной деятельности, необходимую познавательную мотивацию, показать ребенку, как и когда будет использовано то или иное универсальное учебное действие не только на занятиях, но и в дальнейшей жизни. Формированию универсальных учебных действий способствуют групповые и коллективные задания, проектная деятельность.

Детское творчество — сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Детское творчество и трудовая подготовка учащихся имеет большое значение для гармоничного развития ребенка, активизирует внимательность, наблюдательность, воспитывает волевые качества.

За годы своей педагогической деятельности мной была разработана программа дополнительного образования, направленная на создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самореализации.

Важным в работе педагога дополнительного образования считаю формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года чередую разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес.

Весь процесс обучения делится на 3 этапа:

  • выработка практических умений и навыков;
  • расширение знаний учащихся;
  • развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в различных сферах.

На первой ступени обучения дети получают основные умения и доводят их до автоматизма. Первый уровень — выполнение учащимися упражнений. Особое внимание уделяется точности исполнения приемов работы, развитию произвольного внимания, усидчивости, аккуратности. Итогом данного этапа является качественное выполнение работы-копии. Педагог предлагает вниманию обучающегося схему и эталонное изделие. Формы работы на первой ступени: фронтальные занятия, беседы, экскурсии с целью ознакомления с образцами народного творчества, игры, направленные на сплочение нового коллективе. На данном этапе происходит формирование комплекса предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

На второй и третьей ступенях обучения большое внимание уделяется работе над творческим проектом, который может быть индивидуальным и групповым.

Все предлагаемые педагогом образцы изделий, упражнения, необходимые в работе над проектом, подбираются с расчетом на максимальную познавательность, эстетическое и творческое развитие личности ребенка.

При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, практическое значение учебного материала, межпредметные связи. Важный этап проектной деятельности – самостоятельный поиск информации, сбор аналогов, выполнение образцов и подготовка технической документации.

 Неотъемлемая часть творческого проекта — его защита, когда перед ребенком стоит задача доказать полезность, актуальность проделанной работы. Здесь возникает необходимость четко и аргументировано излагать свои мысли перед публикой. Умение не теряться в стрессовой ситуации, отстаивать свое мнение, грамотно говорить — те универсальные учебные действия, которые формируются на занятиях. Деятельность обучающихся в подготовке проекта способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, умение планировать свою деятельность и согласовывать ее с партнером по работе, учитывать чужое мнение, воспитывает коллектив единомышленников, полностью раскрывает творческий потенциал. Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество.

Творчество — это качественная характеристика любой деятельности.

Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов формирования универсальных учебных действий в дополнительном образовании, трудового воспитания и политехнического образования.

Метод проектов в дополнительном образовании требует интеграции знаний обучающихся в различных предметных областях, что формирует УУД. Через проектную деятельность происходит становление современного человека, осознание адекватной самооценки.

В системе дополнительного образования детей метод проектов наиболее полно отвечает задаче формирования универсальных учебных действий. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, критически оценивать свои возможности, планировать и организовывать свою деятельность, работать в коллективе единомышленников, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Полезность проекта в дополнительном образовании заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта.

Идя к этой цели, ребенок сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения.

Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Занятия в моем творческом объединении «Рукодельница» дают возможность каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, получить оценку и общественное признание в творческом объединении, в школе, в городе, в России. Увлеченные любимым делом, ребята высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом. На занятиях в объединении  “Рукодельница” формируется художественная культура обучающихся как часть духовной культуры, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого; организация образовательного процесса, направленного на создание условий для развития творческих способностей обучающихся, самореализации их личности, происходит освоение знаний на основе включения обучающихся в различные виды деятельности (познавательной, трудовой, художественной, ценностно-ориентированной, коммуникативной) по созданию личностно и общественно значимых продуктов труда. Дети овладевают специальными умениями проектирования и создания продуктов труда с учетом эстетических требований, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов с учетом личных особенностей; безопасными приемами труда. Развивается познавательный интерес, творческое и образное мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности и разносторонние качества личности обучающихся, путем приобщения их к культурному наследию. Формируются способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач. Воспитываются значимые качества личности: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, уважительное отношение к людям и их труду, ответственность. Приобретаются специальные знания: основы композиции, цветоведения, законы перспективы, основы дизайна, навыки черчения. На занятиях педагог помогает развивать познавательный интерес обучающихся к научно-исследовательской деятельности, творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Программа объединения «Рукодельница» предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы повышает эффективность образовательного процесса и поддерживает мотивацию обучающихся на высоком уровне. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся: воспитанники объединения ежегодно участвуют в областных выставках и конкурсах, получают призовые места. Высокая оценка творческой деятельности очень важна для детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это помогает социализироваться, осознать полезность и важность своего труда и труда товарищей.

Освоив образовательную программу, обучающийся приобретает широкий круг компетенций, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни, сформирует следующие универсальные учебные действия и развиты ключевые компетенции: внимание, память, мышление, умение работать самостоятельно, в группе, вести диалог, понимать творческую задачу, ставить цель, планировать ход работы, контролировать, работать с разными современными источниками информации.

Источник: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-4286

Внедрение ууд в дополнительные образовательные программы

Внедрение ууд в дополнительные образовательные программы

Сообщение на педагогическом совете,

Сервуля Татьяна Владимировна,

методист, заведующий отделом ДПИ

МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Теоретико-методологической основой разработки образовательных программ на основе стандартов нового поколения служит:

системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

Концепция универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования, порождающую широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

УУД – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=aiF5i9rldGA

Термин «универсальные учебные действия» означает:

– в широком значении: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

– в узком (психологическом значении): совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функция универсальных учебных действий:

– обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.

– ставить учебные цели,

– искать и использовать необходимые средства и способы достижения,

– контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

– создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию,

– компетентности «учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

– обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Вкачестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов.

Каждое направление раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Личностные универсальные учебные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Планируемые результаты можно разбить на три основные группы:

1. ЛИЧНОСТНЫЕ

Самоопределение:

  • внутренняя позиция воспитанника;
  • самоуважение и самооценка развитие у ребенка задач самоопределения: «Я знаю…умею…создаю…стремлюсь.

Смыслообразование:

  • мотивация (учебная, социальная);
  • границы собственного знания и «незнания»;
  • установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом: «какое значение и смысл имеет для меня учение?).

Нравстенно или морально-этическая ориентация:

  • ориентация на выполнение моральных норм, выделение морально-этического содержания событий и действий;
  • способность к решению моральных проблем, построение системы нравственных ценностей морального выбора нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;
  • оценка своих поступков, осуществление личностного морального выбора.

Данные УУД формируют готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностные установки; социальные компетенции и личностные качества.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения учебного материала.

2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУДможно разделить на 8 групп

Целеполагание– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД, к ним относятся

Общеучебныедействия, которые направлены на:

− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

– применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– структурирование знаний;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– работа с учебными моделями;

использование знаково-символических средств (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Общеучебныедействия, которые основаны на выполнение логических операций, т.е.:

– сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие;

– использование знако-символических средств, общих схем решения.

изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

4. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД :

Коммуникативные универсальные действияобеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Включает в себя:

– планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели и функций участников, способов их взаимодействия.

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

– разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

– управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка действий партнера.

А так же:

– умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Освоив все вышеперечисленные виды УУД, обучающийся успешно овладеет постановкой и решением любых проблем – от ее формулировки, до самостоятельного создания способов ее решения.

При внедрении УУД, можно спланировать три основные группы результатов

Кроме контрольных, творческих отчётов по направлениям, в определении уровня развития универсальных учебных действий, может помочь и диагностический материал, например:

Личностные УУД – самопознание и самоопределение

  • Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку
  • Формирование идентичности личности
  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Личностные УУД – смыслообразование

  • Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
  • Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

Метапредметные

Регулятивные:

управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Коммуникативные:

речевая деятельность; навыки сотрудничества

Познавательные:

работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций

сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Предметные

  • основы системы научных знаний (предметы: изо, технология, иностранный язык, информатика, музыка, физическая культура и т.д.);
  • опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания;
  • предметные и метапредметные действия с учебным материалом

При проведении занятий, получении (открытии нового) новых знаний:

1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5 мин)

3. Целепологание, постановка учебных задач (2-3 мин)

4. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин)

5. Первичное закрепление (4-5 мин)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин)

8. Рефлексия деятельности (2-3 мин)

современного образования

  • Что обучающийся должен знать? (запомнить, воспроизвести) – «знаниевый» компонент.
  • Что должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания? – деятельностный компонент.

УУД обеспечивают

  • способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта – УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ И РАЗВИВАТЬСЯ.

Это позволит соблюсти:

  • баланс теории и практики;
  • формирование общих способов деятельности (надпредметных);
  • объединить усилия всех учебных предметов;
  • реализацию преемственности на всех ступенях обучения;
  • приблизиться к «идеальным» целям образования.

Используемая литература:

  1. Борзенков В.Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Прак­тика. – М., 2000.

  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб, 2002.

  3. Сериков В.В. «Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).

  4. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.

  5. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образова­ния // Библиотека журнала «Директор школы». – 2000. – Выпуск №7.

Источник: https://infourok.ru/vnedrenie-uud-v-dopolnitelnie-obrazovatelnie-programmi-1350511.html

Роль дополнительного образования в формировании универсальных учебных действий. – презентация

1

2 РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

3 общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Цель образования

4 ТРЕБОВАНИЯ ФГОС к: 1.Результату 2.Содержанию 3.Условиям

5 Внеурочная деятельность- пространство взаимодействия общего и дополнительного образования

6 Дополнительное образование- образование до полного Возможности дополнительного образования: 1.Принцип добровольности; 2.Дифференциация по интересам; 3.Неформальный стиль общения

7 Аспекты воспитания средствами дополнительного образования: 1.Представления об окружающем мире, о социальном действительности –это часть жизни; 2.Опыт ценностных переживаний(семья, Родина, здоровье,…), этот опыт позволяет совершить поступок; 3.Опыт самостоятельных практических действий.

8 Три подхода в образовании: 1. Системно-деятельностный (научить выбирать, научить осваивать знания); 2. Метапредметные УУД(научить учиться), соединить всезнания и мир в единое целое; УУД определяют, что делать показатели сформированности 3. Компетентностный (перенос знаний в жизнь).

9 Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности.

Значит УУД – это формулировка результатов и внеурочной деятельности тоже. Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности.

Это же касается и внеурочной деятельности.

10 совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД

11 Виды УУД

12 внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД

13 целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД

14 Познавательные УУД Поиск информации, речевое развитие, моделирование Анализ, синтез, выдвижение гипотез, доказательство постановка и решение проблем

15 УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

16 Воспитательные результаты внеурочной деятельности 1-й уровень: приобретение школьником социальных знаний 2-й уровень: развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям 3-й уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия

17 Преимущество второй модели: -обогащение социального опыта; -расширение коммуникативно- познавательного пространства ребенка. Модели внеурочной деятельности: -на базе общеобразовательных учреждений; – на базе МКОУ ДОД –Дома детского творчества.

18 Дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты; специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.

); материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности; изучение и формирование социального заказа на образование,; методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.

; возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья); возможности работы в социуме, социального творчества детей; организацию каникулярного времени детей; возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

19 В дополнительном образовании происходят изменения широкое обсуждение ФГОС общего образования организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников; развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта и др.

; совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования; разработка новых требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов; создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса; развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС – методических объединений, лабораторий и т.д.

20 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/648102/

Студиорум
Добавить комментарий