Специальность «культурология»: обучение профессия и кем работать

Профессия без вакансий: где работать культурологу

Как молодые культурологи-выпускники не всегда предполагают, куда им податься, так и не все работодатели знают, что им делать с культурологами-соискателями. Образование слишком теоретическое, его границы чересчур размыты – в отличие от таких практически-ориентированных, как журналистика, педагогика, менеджмент и прочее.

Например, я – культуролог по образованию и почти десять лет работала в вузе, где вела несколько курсов – общую «культурологию», «культуру повседневности», «социологию культуры», «теорию культуры», «философию культуры», «русская культура» и т.д. и т.п. Так что с масштабом проблемы, увы, знакома. Как и с тем, что способов с ней справиться не так уж и много.

Итак, вы – культуролог. Конечно, можно посоветовать получить второе образование или пройти какие-нибудь курсы, или, на худой конец, изучить что-то самостоятельно, вроде «Как стать гуру программирования за 8 часов сна» – но ради чистоты эксперимента мы отметем эти варианты.

Поэтому в нашем списке вы не увидите таких профессий, как программист, мастер маникюра, веб-дизайнер, менеджер и прочие. Но не встретите и продавца, тамаду, дворника, промоутера, сотрудника колл-центра, вахтера, уборщика и тому подобных – эти возможности открыты для любого выпускника.

Преподаватель

Идеальный, из палаты мер и весов, вариант того, кем может работать культуролог – преподавателем культурологии. Или смежных дисциплин – социологии культуры, философии культуры и далее (смотрите выше).

Однако желающих нести разумное, доброе, вечное и культурологическое встретят сразу несколько «но». Первое – кафедры уже полностью укомплектованы педсоставом, поэтому мест для молодых аспирантов практически нет.

Второе – чтобы полноценно работать преподавателем на полную ставку, необходима ученая степень. То есть защищенная диссертация, выделить на которую время, силы и деньги могут далеко не все.

И третье – больной финансовый вопрос.

Преподаватель без степени может рассчитывать в регионах на 5 тысяч рублей, в столице – на 10 тысяч. Если у факультета есть коммерческие средства, то эта сумма может увеличиваться, но не намного. Не лучше дело обстоит и у почасовиков – средняя ставка здесь около 180 р/час, но в итоге в месяц выходит примерно столько же, сколько и у «штатников».

Ученый-культуролог / «публичный» культуролог

Под «научной культурологией» сейчас можно понимать сразу два типа деятельности.

Первый – классический ученый, кандидат или доктор наук, двигающий эту самую науку вперед, постоянный участник конференций, симпозиумов и семинаров, в основном зарубежных. Нередко этот ученый читает лекции, но преподавателем в полном смысле не является.

Увы, при всей заманчивости это не столько профессия, сколько образ жизни, призвание. Чтобы иметь статус, двигаться по карьерной лестнице и не нуждаться в деньгах, ученому-культурологу нужно или быть выдающимся, или уметь работать с волшебным словом «гранты».

 

Второй тип деятельности – «культурологи», которых можно видеть на ток-шоу, публичных лекциях и круглых столах самого разного толка.

Они занимаются культурными проектами, урбанистическими практиками, социальными вопросами, нередко являются городскими активистами и общественными деятелями.

И это тоже, как и в случае с наукой, особый образ жизни и особое призвание, которые по плечу далеко не всем.

Кандидат или доктор наук уже может рассчитывать на финансовые вливания от 20 до 40 тысяч, а если при этом он еще и совмещает научную деятельность, например, с руководством кафедрой, то планка поднимается до диапазона 50-80 тысяч рублей.

Музейный работник

Представление о том, что музеях работают бабушки-смотрительницы, вся забота которых в том, чтобы экспонаты не лапали посетители, а самих старушек не съела моль – несостоятельный стереотип.

Музеи всё больше ориентируются на молодежь – и для этого им требуются молодые кадры.

Методисты, организаторы экскурсий, экскурсоводы, кураторы выставок, пиарщики – те профессии, которые подходят не только дипломированным музеологам. 

Минусы этой работы, как и любой, связанной с бюджетными учреждениями – низкая зарплата и необходимость обеспечивать определенное число посетителей ежемесячно.

Второй пункт особенно сложен – ведь если краеведческий музей или музей изобразительных искусств еще пользуются популярностью (и прежде всего, у гостей города), то положение музея городского быта или литературного музея весьма незавидно.

Вот и приходится изобретать новые заманухи – квесты, музыкальные вечера, литературные чтения, киноклубы и «Ночи в музее». Культурологи тут как раз к месту.

К сожалению, в этой области зарплаты в регионах и столице не сильно отличаются. Конечно, есть отдельные музеи, которые находятся на особом положении – но их на всю страну не более десятка.

В среднем «температура по больнице» выглядит примерно так: директор музея – 30-70 тысяч, менеджер проектов – 15-20 тысяч, методист – 15-25 тысяч, хранитель фондов – 20-30 тысяч, администратор экскурсий в агентстве – 15-25 тысяч, экскурсовод в агентстве экскурсий – от 2 до 5 тысяч в день (работа по выходным).

Библиотекарь

Стереотипы здесь такие же, как и у музейных работников. Однако библиотека – уже давно не тихое замшелое место, где можно почитать книжку и полистать подшивку газет.

Книги и газеты стремительно уходят в онлайн, а библиотеки, наоборот, стремятся к народу – проводят мероприятия, организуют читательские клубы, устраивают флэшмобы, буккроссинги, литературные пикники… Молодые культурологи, владеющие навыками пиара и находящиеся в курсе современных культурных и субкультурных тенденций, могут чувствовать себя тут как рыба в воде.

Ситуация с зарплатами не лучше, а то и хуже, чем в музеях. В библиотеки не приводят экскурсии иностранцев, там продаются сувениры и даже в туристических проспектах библиотеки обходят стороной. И это сказывается на зарплатах: библиотекарь – от 10 до 20 тысяч, заведующий методическим отделом – от 15 до 30 тысяч рублей.

Журналист

Многие редакторы отмечают, что журналисты с просто гуманитарным образованием (в нашем случае, культурологи) нередко справляются с заданиями лучше, чем журналисты-филологи.

Причин тому может быть множество, однако итог таков, что в СМИ и масс-медиа культуролог-соискатель больше не рассматривается как неведомая зверушка.

Его единственный минус – нехватка практики, однако он может искупить её, очаровав работодателя своими обширными знаниями и аналитическими способностями.

Из моих однокурсников и студентов один работает аналитиком в крупном издании, один является редактором издания не менее крупного, а третий стал начальником областной службы радиовещания. Не говоря уже о десятке-двух собственно журналистов и теле- и радиоведущих.

Зарплатная вилка здесь зависит, прежде всего, от финансовых возможностей издания. Например, начинающий журналист может рассчитывать на 10-15 тысяч, корреспондент – от 12 тысяч.

Редактор уже «стоит» от 30 до 70 тысяч рублей.

Некоторые издания предлагают доплаты за количество просмотров, репостов и лайков – поэтому хороший журналист, разрабатывающий популярную тему, может еще тысяч пять в месяц накинуть.

Критик/обозреватель кино, музыки, театра, моды

Отличие этой профессии от профессии журналиста в том, что критики и обозреватели «окучивают» конкретное поле. Конкуренция на этом поле мала, но и деньги, увы, такие же.

Особенно в небольших городах – культурные события рассредоточиваются в течение года неравномерно, и можно столкнуться с тем, что в один месяц концерты заезжих звезд сыплются, как из рога изобилия, а в другой – в поле зрения только фестиваль урожая.

Однако эта профессия – неплохой способ показать себя и завязать полезные знакомства. Ну, и бесплатно ходить, например, в театр.

Как правило, здесь нет фиксированной зарплаты, а есть гонорары за статьи, которые могут радикально отличаться в зависимости от издания и имени автора – от тысячи рублей за разворот (в регионах или в небогатых центральных изданиях) до 10 тысяч (эти товарищи обитают в столичном секторе и вынуждены жестоко биться за пятачок места под солнцем).

Блогер/видеоблогер

Рассматривать блогерство как полноценную профессию не имеет смысла, и с юридической точки зрения оно ею не является (в трудовую книжку не вписать, пенсию не получить), и деньги для начинающих там совсем небольшие. В музеях и то больше платят.

Зато потом хороший, грамотно раскрученный (вот где пригодятся навыки культуролога!) и монетизированный блог или -канал может неплохо прокормить его хозяина. 

Чаще всего зарплаты как таковой нет, но иногда начинающим блогерам может перепасть временный проект стоимостью 5-10 тысяч рублей.

Консультант в книжном магазине

В отличие от продавца, это профессия, где культуролог может блеснуть своими знаниями, если специализация магазина соответствует околокультурологическому профилю. Прежде всего это, конечно, книжный: сведущий в литературных направлениях, новинках, модных течениях и способный подсказать нужную книжку консультант быстро продвинется по карьерной лестнице.

В вакансиях, как правило, указывается максимальная зарплата, которая считается по форме «оклад+премиальные для бессмертного пони».

На деле реальная зарплата человека, который будет кроме работы еще вести хоть какую-никакую да личную жизнь, окажется раза в два меньше.

Обычно денежные выплаты укладываются в диапазон от 15 до 30 тысяч рублей, в регионах ближе к первой цифре, в столице – ко второй.

Сотрудник рекламного агентства

В рекламе культурологам открыты все пути – по той причине, что специального «рекламного» образования у нас в стране пока нет, и значит, нет сильной конкуренции соискателей.

Выпускник может устроиться как рекламным менеджером, так и пиарщиком, креативщиком и сценаристом рекламных роликов.

А если подтянуть (сейчас мы забудем на минуту о чистоте эксперимента) умение рисовать – то есть шансы стать дизайнером рекламы.

Нередко в рекламном бизнесе работают фрилансеры, получающие деньги не ежемесячно, а за каждый заказ, но серьезные фирмы предпочитают иметь в распоряжении штат с четким рабочим графиком и не менее четким окладом. К этому окладу приплюсовываются и премиальные. В итоге, например, сценарист рекламных роликов может получить в месяц от 20 до 80 тысяч рублей. 

Переводчик

В учебный план культурологов, как и всех гуманитариев, входит и курс иностранных языков, пусть даже и не в том объеме, как у филологов.

Если студент не филонил во время занятий, а ещё и самостоятельно подтягивал языки, то ему прямая дорога в переводчики.

А тут вариантов масса: переводчики на официальных мероприятиях, в штате крупной компании, в издательствах, письменный перевод, локализация фильмов и игр… Причем в большинстве случаев особенно ценятся не переводчики «с иностранного на русский», а наоборот.

Что же касается денег, то тут все зависит от статуса фирмы и редкости языка. Например, простой «англо-русский» переводчик может претендовать на зарплату от 15 до 35 и выше тысяч рублей, а такой экзотический вариант, как переводчик-ассистент (арабский, английский) уже стоит 50-55 тысяч. 

И напоследок самый главный совет студентам-культурологам – по максимуму используйтепроизводственную практику. Часто студенты рассматривают её как неизбежное зло, а свою миссию видят в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с этим злом.

Правда, тут всё зависит от того, насколько ответственно к практике подходят сам факультет и принимающие организации. В ваших интересах найти наиболее перспективное место и с выгодной стороны показать себя там.

Помните, после выпускного вечера у вас появится куча конкурентов!

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Источник: http://rjob.ru/articles/professiya_bez_vakansiy_gde_rabotat_kulturologu/

Культурология специальность кем работать

Сколько нужно баллов, чтобы поступить на грант по специальности 5В020400 – Культурология?

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В020400 – Культурология присваивается академическая степень бакалавр культурологии.

Квалификация и должности выпускника по специальности 5В020400 – Культурология определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих» утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. № 273-П.

Выпускник может занимать следующие должности: преподаватель культурологии в учебных заведениях общего и среднего профессионального образования (школа, колледж, лицей), – референт, эксперт, сотрудник специализированных структур органов внутренних дел и национальной безопасности, – работник культурно-просветительских организаций, обозреватель культурных процессов в системе СМИ, – эксперт по оценке культурных ценностей, консультант в области культурной деятельности,

– имиджеолог, специалист по связям с общественностью, специалист по культурной политике и др.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В020400 – Культурология

Сфера профессиональной деятельности Деятельность специалиста ориентирована на научное исследование динамики культуры, проявляющейся в различных сферах общества и социальных институтов, на обеспечение деятельности органов управления в системе государственной власти, в общественных организациях и неправительственных структурах, на повышение образовательного и воспитательного потенциала учащейся молодежи системы общего среднего образования, проявляющегося в готовности к непрерывному обучению, приобретению новых знаний, принятию самостоятельных решений, умению сделать свой труд одним из жизненных интересов

Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются – научно-исследовательские организации любых форм собственности, – республиканские, областные государственные и муниципальные органы, – средства массовой информации, – учебно-воспитательные заведения всех форм собственности, – экспертно-консультативные советы, – общественные и культурно-массовые организации и др.

Предметы профессиональной деятельности

Предметами профессиональной деятельности являются процессы социокультурной жизни общества, проблемы взаимодействия различных этнокультур, социально-культурных институтов, тесно связанных с функционированием мировоззрения, культуры и науки, а также анализ и прогнозирование развития культуры и общества, исследование и диагностика проблем связанных с культурой.

Виды профессиональной деятельности

Бакалавры по специальности 5В020400 – Культурология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: – производственно-управленческая, – научно-исследовательская, – образовательная (педагогическая) и культурно-просветительская, – экспертно-консультационная деятельность, – социально-коррекционная.

Функции профессиональной деятельности

Выпускник по специальности 5В020400 – Культурология должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей: – оказывать помощь государственным, общественным, культурно-массовым структурам, – осуществлять образовательную, научно-исследовательскую, научно-методическую деятельность, – готовить специалистов с инновационным типом мышления, обладающих широким кругозором, активной гражданской позицией, – обеспечивать высокий уровень качества работы в занимаемой сфере деятельности, – организовать учебно-воспитательную, культурно-массовую работу.

Типовые задачи профессиональной деятельности

Типовыми задачами профессиональной деятельности являются: – совершенствование интеллектуального и художественно-эстетического потенциала практических работников культуры, – обеспечение эффективности прогнозирования и мониторинга культурного процесса, – планирование процесса овладения гуманитарной культурой, этическими и правовыми нормами, регулирующими отношение к человеку, обществу, окружающей среде, – совершенствование и формирование творческого мышления, основанного на умении на научной основе находить и перерабатывать информацию, целесообразно организовывать свои интеллектуальные ресурсы, постоянно приобретать новые знания, – улучшение и приобретение практических умений, необходимых для непосредственной социогуманитарной деятельности: контактности, толерантности, коммуникабельности, аналитичности, мониторинга культурных изменений, – повышение эффективности получения полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетентности в области современной социогуманитарной науки и деятельности.

Направления профессиональной деятельности

Направление профессиональной деятельности по специальности 5В020400 – Культурология нацелена на реализацию культурных ценностей и норм в различных сферах жизни общества и обеспечение современного понимания культуры как единого, сложного многовекового организма в ее преемственности, осмысление ее судеб во всей множественности, уникальности и несхожести.

профессиональной деятельности:

– организационно-управленческая – менеджмент в сфере культуры, – научно-исследовательская – исследование проблем культуры, – образовательная – преподавание и просветительская деятельность в области культуры, – эксперт-консультационная – проведение мониторинга культурной деятельности и экспертизы ценностей культуры,

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В020400 – Культурология.

бакалавр должен: иметь представление: – о процессах и явлениях, происходящих в современной культуре, понимать возможности научных методов познания, владеть этими методами и использовать их в ходе профессиональной деятельности, – о месте и роли информационных технологий в науке и современном образовании, – о предметной, мировоззренческой, методологической специфике гуманитарных, естественных, технических наук, знать: – предмет, методы культурологии, место культурологии в системе гуманитарных и общественных наук, структуру культурологии, историю и содержание как мировой так и казахской культуры, становление и развитие культурологии, – основные концепции культуры представителей мировой культурологической мысли, культурологические школы и направления, – культурно-историческую периодизацию и типологические концепции культуры, – философию культуры, основные направления и представителей, – связь культурологии с философией и ее проблемами, – новейшие стратегии культур-философских теорий, – соотношение культуры и науки, особенности выражения в культуре знаний о человеке, обществе и мире, – содержание и формы религии как формы культуры: культов, институтов, мировых и региональных религий, тенденций изменения в современных религиях, историю религий и концессий в Казахстане, – целостное представление о тенденциях изменений культуры в современном мире, о процессах модернизации, глобализации, уметь: – решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в перечне квалификаций и должностей настоящего государственного образовательного стандарта, – систематизировать свои познания смежных дисциплин и всего эмпирического материала, с которым он сталкивается в своей практической и познавательной деятельности, – оценивать отечественную культуру в контексте мировой культуры, – концептуализировать свое понимание актуальных проблем современной культуры, – анализировать общие и отдельные проблемы, связанные с вопросами культуры, культурологической практики и развитием данной отрасли знания с использованием различных методов исследования с применением новых технологий сбора, обработки и анализа информации, – поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, – в условиях быстрых изменений в технике, экономике, социальной жизни развивать в себе потребность непрерывного образования с целью приобретения новых знаний, способных вооружить навыками ситуационного управления, – использовать знания и навыки в своей профессиональной и социальной деятельности, – владеть практическими навыками преподавания культурологии в учебных заведениях среднего звена, новыми педагогическими технологиями образовательного процесса, иметь навыки: – осмысленно работать с любыми культурными текстами, интерпретировать и давать самостоятельную оценку культурным феноменам, – научно-исследовательской работы в аспекте поиска и разработки методологии культурфилософского анализа культуры и ее феноменов, быть компетентным: – в основных теоретических и практических подходах, описывающих и прогнозирующих феноменологию реальности, как формы актуального существования человека, – в вопросах законодательной, нормативно-правовой базы в области культуры, – в основных вопросах организации, совершенствовании и управления культурологическими исследованиями, содержания, методов и технологий обучения дисциплине, перевода научной литературы,

– используя культурологические знания в прикладных целях, соответствовать требованиям профессиональной компетентности специалиста-культуролога.

образовательных программ по специальности 5В020400 – Культурология

Общеобразовательные дисциплины Обязательный компонент История Казахстана Философия

Иностранный язык

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 5В020400 – Культурология Казахский (Русский) язык Информатика Экология

Компонент по выбору

Базовые дисциплины Обязательный компонент Введение в специальность Архаическая культура – как начало человеческой культуры Культура Древнего мира Античная культура Культура средневековья Культура Возрождения и Нового времени Современная культура История казахской культуры Этика Эстетика Философия и теория культуры

Компонент по выбору

Профилирующие дисциплины Обязательный компонент История философии Культурная антропология Мировая художественная культура История мировой литературы Логика Постмодерн и культура Теории массовой культуры

Компонент по выбору

Дополнительные виды обучения Военная подготовка

Физическая культура

Практики Педагогическая

Профессиональная

ПГК Промежуточный государственный контроль Итоговая государственная аттестация 1 Государственные экзамены по: 1) Теория и история культуры 2) Философия

2 Защита дипломной работы

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 5В020400 – Культурология

Источник: http://rus-news.ru/news/kulturologiya-specialnost-kem-rabotat?uid=35707

Будущая профессия – культуролог

11.05.2016

О профессии культуролога, ее востребованности на российском рынке труда, особенностях образовательных программ на кафедре «Теории и истории культуры» Санкт-Петербургского института культуры.

Образовательная программа Культурология (направление 51.03.01) учит постигать, анализировать и понимать современные культурные процессы и тенденции.

В программу включены фундаментальные гуманитарные предметы и дисциплины – от истории, теории и социологии культуры до практик повседневности и основ научно-исследовательской работы.

С первого курса студенты осваивают исследовательские методы и техники работы с фактами культуры, а также имеют возможность практической реализации в учебно-исследовательских проектах.

Студенты имеют возможность изучать культурную среду за пределами института в музеях, библиотеках, галереях.

Важным аспектом образовательной программы является практическая деятельность студентов. Бакалавры участвуют в студенческихкультурных проектах (клубы для интересующихся кино, театром, музеями и выставками, музыкой, фотографией, путешествиями, социальный проект по работе с воспитанниками детских домов, клуб встреч с деятелями культуры и обсуждений актуальных культурных событий).

Студенты проходят практику в государственных и коммерческих учреждениях культуры: Государственный русский музей, Институт восточных рукописей РАН, АРТ Центр «Пушкинская 10», Музей-институт семьи Рерихов, Отделе по осуществлению полномочий ЛО в сфере объектов культурного наследия департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области и др.

На кафедре «Теории и истории культуры» работают крупные ученые, известные своими исследованиями в области теории и истории культуры. Также к процессу преподавания привлекаются специалисты-практики из различных сфер культурной деятельности.

Направление Культурология делится на профили:

Профиль «Межкультурная коммуникация» предполагает только очную форму обучения. Это сбалансированная комплексная программа по изучению культуры стран Востока (Китай и Япония) с углубленным изучением китайского и японского языков.

Изучая эту программу, студенты получают углубленные знания в сфере мировой культуры, культурологии, истории религий.

Большое внимание уделяется научно-исследовательской и языковой практике. Изучение языка включает: устный и письменный перевод, чтение, реферирование, язык СМИ, доклад на восточном языке и др.

В чем же преимущества образовательной программы «Межкультурные коммуникации»?

Студенты-бакалавры слушают лекции зарубежных профессоров, регулярно проходят краткосрочное (летние школы и стажировки) и долгосрочное обучение (в течение года) на базе ведущих азиатских университетов, что заметно повышает их уровень знаний и конкурентоспособность на рынке труда.

Университеты-партнеры: Университет Иватэ (г. Мориока) и Университет Дзёти (г. Токио)

    Сферы будущей работы:
  • Государственные и коммерческие учреждения культуры: музеи, галереи, театры, издательства, клубы, книжные магазины, фестивальные и другие культурные проекты, а также органы государственного управления культурой;
  • Учебные заведения среднего, среднего специального (школы, лицеи, колледжи, гимназии);
  • российские и международные компании, деятельность которых связана с Китаем и Японией;
  • НИИ, экспертные и аналитические центры, занимающиеся исследованием стран Востока.

Профиль «Социология культуры» (очная форма обучения)

Социология – как отрасль науки и сфера практической деятельности, очень востребована в современном обществе для выявления и решения наиболее актуальных проблем в различных сферах: экономике, политике, культуре, образовании и т.д.

В социологах нуждаются такие сферы как государственное и муниципальное управление -для диагностики и анализа состояния социокультурной жизни региона и ценностных ориентаций населения; бизнес – для анализа маркетинговых предпочтений населения; учреждения культуры – для разработки мероприятий, ориентированных на потребителя.

В последнее время социологические исследования активно применяются в сфере культуры для изучения социальных процессов, социокультурных программ и проектов.

Владение методами социологических исследований и аналитическими навыками, приобретаемыми в процессе обучения по профилю «Социология культуры», позволяет работникам сферы государственного и муниципального управления, маркетинга, СМИ, рекламы, социальной сферы более эффективно осуществлять свою деятельность.

Работать в самых различных областях и сферах деятельности нашим выпускникам помогает фундаментальная культурологическая подготовка, расширяющая кругозор человека, дающая коммуникативные компетенции и навыки самопрезентации, а также дополнительное изучение одного из европейских языков.

Наряду с этим студенты приобретают навыки статистического анализа с использованием компьютерных программ обработки информации, работы с базами и массивами данных.

Значительную часть образовательной программы составляет изучение социально-культурных особенностей различных групп населения – факторов социально-культурного пространства и потребителей социально-культурных услуг, а также базовых структурных элементов культуры и социально-культурных феноменов (наука, религия, мораль, искусство и др.). Изучаются различные методы социологического исследования, а также специальные процедуры, применяемые для сбора, анализа и оценки качества социологических данных.

    После обучения по профилю «Социология культуры» вы будете знать:
  • как использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;
  • как планировать и осуществлять проектные работы в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб;
  • как участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей;
  • как использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;
  • как идентифицировать потребности и интересы социальных групп, создавать механизмы их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей).
    Сферы будущей работы:
  • учреждения культуры;
  • органы государственного и муниципального управления;
  • социологические и маркетинговые организации;
  • средства массовой информации;
  • кадровые агентства и HR-службы;
  • общественные организации и фонды.

Профиль «Культурные практики и индустрии» (заочная форма обучения)

В центре внимания образовательной программы практики в истории культуры и индустрии актуальной культуры – это формы деятельности, находящиеся на границе высокой культуры и повседневности, отмеченные повышенными коммуникативными свойствами (практики повседневности, художественные и социальные практики и т.д.).

    Студенты этого профиля изучают:
  • Историю и теорию кураторства;
  • Арт-менеджмент и галерейное дело;
  • Проектирование в сфере культуры;
  • Культурологическая экспертиза культурных ценностей и др.

Данная программа включает в себя мастер-классы исследователей, практиков и специалистов в разных областях культуры; обсуждение актуальных культурных событий; формирование представления о современном культурном пространстве; формирование навыков ориентации в современном культурном процессе.

Цель программы – показать, как функционирует художественный рынок и проходят выставки, каковы обязанности куратора, который эти выставки придумывает и собирает.

    Сферы будущей работы:
  • Учреждения искусства (фонды, музеи, художественные галереи, культурные центры).
  • Коммерческие проекты в сфере современной культуры (дизайнерские, рекламные бюро, интернет-компании, телевизионное, фото- и кино производство визуальных продуктов).
  • Научные учреждения (институты, исследовательские группы и проекты).
  • Федеральные и региональные учреждения культуры (муниципальные, региональные и федеральные отделы и управления культуры, аналитические отделы).
  • Негосударственные организации и инициативы в сфере культуры (региональные и международные проекты в сфере культуры, креативные кластеры, частные институты и фонды).
  • Средства массовой информации (редакции телерадиокомпаний, сетевых и бумажных изданий).

Источник: Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Источник: http://edu.glavsprav.ru/ufa/prof/journal/926/

Институт социальных коммуникаций

Степень (квалификация) – бакалавр культурологии.

Тип программы: академический бакалавриат

Виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская, проектно-аналитическая и экспертная.

Срок освоения – 4 года.

Форма обучения – очная

Количество бюджетных мест – 10.

Перечень вступительных испытаний в форме ЕГЭ : обществознание, русский язык, история.

Количество мест по договорам об оказании платных образовательных услуг – 10.

Общая характеристика направления подготовки

Современное общество остро нуждается в профессионально подготовленных кадрах, компетентных специалистах, консультантах, экспертах и менеджерах, способных проектировать, анализировать и руководить социально-культурной сферой, решать новые творческие и управленческие задачи.

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 51.03.

01 «Культурология» включает культурологию и социально-гуманитарные знании, культурную политику и управление, сохранение культурного и природного наследия, социокультурные и массовые коммуникации, образование.

Трудоустройство

Выпускники смогут работать экспертами-аналитиками, консультантами, референтами по культуре в российских и иностранных организациях (фондах, аналитических бюро, музейных и выставочных организациях и др.

), в структурах государственного управления на разных уровнях (районном, городском, республиканском, федеральном), заниматься управлением учреждений в области культуры, науки, образования, в социальной сфере.

Культурологические знания включают в себя различные отрасли гуманитарных наук, что гарантирует будущему специалисту социальную мобильность, позволяет с легкостью постигать специфику смежных специальностей и профессий.

Выпускник-культуролог может занимать должности:

  • специалист, методист, эксперт, зав.сектором и отделом органов федерального, регионального, муниципального государственного управления (отделы культуры, туризма и образования городских и районных администраций, министерство культуры и туризма);
  • администратор, менеджер театрального и концертного дела (вокальные и танцевальные коллективы, театры, художественные студии, дома культуры, клубы и развлекательные центры);
  • экскурсовод, организатор экскурсий, администратор, менеджер (туристические фирмы);
  • эксперт, консультант, специалист, методист, хранитель, научный сотрудник, экскурсовод, организатор экскурсий, администратор, зав.сектором и отделом учреждений культуры (музеи, выставочные центры, художественные галереи, библиотеки, дома культуры, кинотеатры, развлекательные и культурно-досуговые центры);
  • специалист, администратор, эксперт, консультант средств массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телекомпании);
  • администратор, эксперт, консультант по культуре (некоммерческие организации, бизнес-структуры, благотворительные фонды, рекламно-информационные агентства);
  • преподаватель, методист, педагог-организатор, педагог по дополнительному образованию учреждений среднего, профессионального и дополнительного образования (общеобразовательные и художественные школы, колледжи и училища).

Описание основной образовательной программы

Будущие культурологи знакомятся с историей и теорией культуры (как отечественной, так и зарубежной), основами менеджмента и маркетинга, проектирования в сфере культуры, управления персоналом, принципами стратегического управления культурой и организации музейно-выставочной деятельности, экономическими и правовыми аспектами культурной политики, деловой этикой, спецификой рекламы и PR в социокультурной сфере.

В профессиональной подготовке культурологов большое значение также придается классическому гуманитарному образованию: изучению истории и теории культуры и искусства, философии и религии, этики и эстетики, основ других социально-гуманитарных наук (психологии, социологии, экономики, педагогики) и отдельных видов искусства (литературы, музыки и др.).

Помимо теоретических занятий по истории культуры и искусств, музейному делу, художественной культуре и т.п., студенты направления «Культурология» посещают музеи и выставки, готовят презентации и курсовые работы, выезжают на экскурсии в культурно-досуговые и туристические центры нашей республики.

https://www.youtube.com/watch?v=UgTLFKmWOgo

Для указанного направления предусмотрено сочетание традиционных и инновационных технологий обучения, в том числе развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций, проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза. В учебном процессе широко используется применение семинаров в диалоговом режиме.

Образовательные стандарты, учебные планы и программы дисциплин размещены на Официальном сайте университета в разделах:

Абитуриентам http://m.udsu.ru/admissions

Сведение об образовательной организации – Образовательные программы http://i.udsu.ru/04-education/07-programs

Практика

В целях изучения современных актуальных технологий в социокультурной сфере студенты направления имеют возможность проходить практику, выезжая в ведущие культурные центры России: Москву, Санкт-Петербург, Владимир. Суздаль, Казань и т.д.

В ходе практик осваивают разные виды деятельности: научное описание объекта культуры, разработка и проведение экскурсии, подготовка культурного проекта и т.д.

Студенты направления проходят практику в следующих предприятиях и организациях:

  • Национальный музей УР им. К. Герда;
  • Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств;
  • Дом Дружбы народов;
  • Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай»
  • Музейно-выставочный комплекс им. М. Т. Калашникова
  • Управление культуры Администрации города Ижевска и др.

Профессиональные виды деятельности:

Бакалавр по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология» подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии выбранными основными и дополнительными видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

  • применение теоретических и практических знаний в различных областях культурологии для авторских и коллективных научных исследований;
  • проведение научных исследований по отдельным разделам (проблемам, темам) культурологии в соответствии с выбранными подходами и методиками;
  • сбор научных материалов, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, написание статей, подготовка презентаций;
  • анализ и интерпретация культурных форм, процессов и практик на основе существующих научных теорий и концепций;
  • интерпретация различных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
  • научное описание социокультурных проектов.

проектно-аналитическая и экспертная деятельности:

  • участие в разработке и реализации проектов, связанных с социокультурными процессами и практиками, сохранением и освоением культурного и природного наследия, с учетом определенных социальных, эстетических, экономических, технологических параметров (в составе творческого коллектива);
  • консультационная работа в рекламно-информационных агентствах, туристических фирмах и компаниях, государственных, общественных и бизнес-структурах, учреждениях культуры.

Возможность обучения по ускоренной программе бакалавриата:

Форма обучения – заочная;

Срок обучения – 3,5 года;

Уровень предыдущего образования – СПО и ВПО;

Профиль предыдущего образования – не имеет значения.

Возможность продолжения образования.

После завершения программы бакалавриата существует возможность продолжения образования по магистерской программе «Историческая культурология».

Возможности участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях

Студенты направления «Культурология» принимают участие в Ежегодной научной студенческой конференции, конкурсе студенческих социокультурных проектов и других научных мероприятиях, проводимых в нашей республике и за ее пределами:

  • Всероссийская научная конференция «Региональный туризм: опыт, проблемы, перспективы», г. Ижевск;
  • Всероссийская научная конференция «Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность», г. Ижевск;
  • Всероссийская научная конференция к 20-летию философского факультета НовГУ, г. Новгород
  • Международная научно-практическая конференция молодых ученых г. Таганрог
  • Международный финно-угорский студенческий форум «Богатство финно-угорских народов» г. Йошкар-Ола и др.

Кадровое обеспечение учебного процесса

Выпускающей кафедрой по направлению «Культурология» является кафедра Культурологии и менеджмента в культуре.

Профессорско-преподавательский состав кафедры составляет 7 человек, из них 1 доктор и 4 кандидата наук.

Преподаватели кафедры ведут активную научную и методическую работу, постоянно повышают свою квалификацию.

На кафедре работает единственный в нашей республике член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Напольских В.В., являющийся признанным мировым авторитетом в области финно-угорской мифологии и лингвистики.

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

В настоящее время Институт социальных коммуникаций располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов подготовки (лекционных и практических занятий) обучающихся, предусмотренных учебным планом, в том числе аудитории с мультимедийным и аудиооборудованием.

Каждый обучающийся обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов. Фонд дополнительной литературы содержит официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания.

В учебном процессе студенты имеют возможность использовать ресурсы Web-портала интегрированной информационно-аналитической системы.

Сотрудничество с научными учреждениями

Кафедра культурологии и менеджмента в культуре осуществляет сотрудничество в научной и образовательной сфере с Удмуртским институтом языка и литературы УрО РАН и Удмуртским филиалом Института философии и права УрО РАН.

Контакты: Телефон: (3412) 916–210, 916–035

Факс: (3412) 916–211

Адрес: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп.4, к. 517

E-mail: [email protected]

http://f-isc.udsu.ru/kafedra-kulturologii-i-menedzhmenta-v-kulture

https://.com/kmk_udsu

© 2014–2018 Удмуртский государственный университет

Адрес: 426034, Удмуртская республика, Ижевск, ул. Университетская, 1,корп. IV, ауд. 517Телефон: 916-210, 916-209

Источник: http://f-isc.udsu.ru/abiturientu/bakalavriat-51.03.01-kulturologiya

Студиорум
Добавить комментарий