«народная и художественная культура»: полный обзор профессии

Содержание

Творческие профессии | Про профессии.ру

Мы часто связываем свою деятельность с творчеством. Оно проникает во все сферы жизни, именно путем нетривиального решения вопросов человечество движется вперед. Творческий процесс важен и в работе. Элементы его присутствуют в каждой профессии: существует ряд ремесел, где творчество на исключительных позициях. О таких профессиях в этой статье речь и пойдет.

Особенности творческих профессий

Профессии творческого направления люди выбирают часто, исходя из своего хобби. Такому ремеслу бывает сложно просто обучить: здесь важны качества характера, желающего работать в этой сфере. Талант и харизма — без них не обойтись.

Занятые творчеством, вряд ли выбрали себе карьеру спонтанно. Обычно таланты, необходимые для этого, проявляются с самых ранних лет. Главное — увидеть их и правильно оценить. Становясь на путь искусства, никто не задумывается о рациональности своего выбора — единственным советчиком будет душа.

Творческие профессии список

Существуют ремесла искусства, где в процессе только творчество. Есть же специальности, куда включаются и другие элементы, например техническая сторона. Отнести и те, и другие можно к следующему списку:

  •  Актер — одна из профессий, что приходят на ум при упоминании искусства. Что видно зрителю? Овации и слава. Но, чтобы их добиться, нужно приложить неимоверные усилия. Вся жизнь актера состоит из репетиций, подготовки к ролям, тренировок. Любой артист имеет обязанности быть примером для многих. Его речь богата и красива. Фигура тела не должна отличаться от конституции лучших спортсменов. По этим причинам актер — не профессия, это образ жизни, который подойдет тем, кто без игры на сцене не представляет себя;
  •  Музыкант. Музыка — это мир. Без музыки наши дни потускнели бы, и самые веселые или трагичные моменты в них перестали быть таковыми. Музыка — язык, наравне со всеми языками мира, однако способный передать размышления композитора, которые без слов будут понятны и современнику, и людям через века. Невозможно просто написать красивую мелодию. Надо ее пережить, и тогда она пронзит сердце каждого слушателя;
  •  Режиссер. Стать режиссером можно, обучившись в соответствующих университетах. Но завоевать право быть одним из лучших сможет не каждый. Нужно быть гением своего ремесла, и тогда имя узнает весь мир. Кино сегодня — это, прежде всего объект для инвестиций, поэтому известный режиссер станет как минимум богат;
  •  Парикмахер тоже должен обладать высокой креативностью;
  •  Фотограф — тот же художник, только кистью его становятся регулятор выдержки и цветокоррекция на фотоаппарате, а полотном — весь его окружающий мир.

Творческая профессия дизайнер

Дизайнер. Эта профессия весьма популярна. Не удивительно, ведь уровень грамотности населения растет, а вместе с ним возрастают и эстетические потребности. Направлений в дизайне множество: дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другие. Заработок дизайнера напрямую зависит от уровня его мастерства и от известности его имени.

Творческая профессия художник

Еще одна профессия, занимающая свое место в искусстве уже не первую тысячу лет — художник. За это время сменилось сотни стилей, но потребность в художественном искусстве лишь растет.

В художественной деятельности человек с годами все более усиливает свою индивидуальность.

Со временем именем художника становится его почерк: свойственные только для его произведений техника, материалы, цвет, выбор сюжета.

Педагог профессия творческая

Такая распространенная профессия педагог также является творческой. Что и говорить: не каждый может обучить так, чтобы ученики гордились и вспоминали своего учителя всю свою жизнь. Ведь что есть процесс обучения? Процесс перенесения своих абстрактных мыслей, касающихся некого объекта, в слова существующего вербального языка.

Не приходится доказывать, что даже самые богатые языки мира не смогут передать всю многогранность мысли. И чтобы описать сложную неординарную идею, требуется прибегнуть к творческому таланту. Кроме того педагогу требуется идеально разобраться в сути самого объекта , которому он собирается обучить. Труд учителя огромен, как и уважение к нему.

Все хорошие педагоги — это прежде всего люди идеи.

Творческие профессии для девушек

История показывает, как на протяжении веков известными становились художники, музыканты, литераторы часто мужского пола. Однако, на протяжении последних веков в период индустриализации общества постепенно складывался некий стереотип, в котором в лице представителя творческой профессии представляются женщины.

Возможно, это случилось потому, что для наращивания прогресса требовалось много физических усилий, которые могли приложить лишь мужчины, которым пришлось оставить творчество. Время прошло, и мускульная сила утратила такое значение: теперь приверженцев искусства можно встретить равно как среди женщин, так и мужчин.

Говоря о девушках, можно сказать, что абсолютно любое направление творческой деятельности станет им подвластно.

Проблемы творческих профессий

Одной из проблем выбора творческой специальности становится сложность обучения этому ремеслу: многим так и не удается осилить эту задачу. Часто такая работа бывает низкооплачиваемой.

Бывают моменты, когда человек искусства и вовсе становится невостребованным на какой-либо период, либо на всю жизнь, и это может стать сильнейшим ударом. Другим немаловажным аспектом является то, что очень многие не смогут понять чье-либо искусство.

Однако для истинно творческих людей преград не существует, ведь, как уже было сказано, искусство — это образ жизни.

Этот материал поможет  в подготовке  сочинения, доклада или презентации о творческих профессиях.

Возможно Вас заинтересуют:

Источник: http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/tvorcheskie-professii

Творческие высокооплачиваемые профессии

Творчество в нашем мире окружает нас буквально повсюду. Дизайн комнат, вещей, сайтов, живопись и архитектура, писательство и сочинение музыки. Творчество – это главный стимул для развития человека, лишь через него он может передать те чувства, которые испытывает глубоко внутри. Каковы же профессии, связанные с творчеством?

Неудивительно, что большинство девушек и молодых людей выбирают именно следующие направления для изучения в своей дальнейшей жизни:

  • визажист,
  • дизайнер,
  • фотограф,
  • ювелир,
  • режиссер,
  • архитектор.

Однако иногда так сложно выбрать профессию, которая будет идеально подходить данному человеку. Для лучшего выбора мы приведем ниже описание профессий, которые наиболее востребованы и интересны в мире 21-го века.

Визажист

Любая женщина в жизни хоть раз пользовалась косметикой. А если человек умеет профессионально накладывать макияж на других людей, то он становится большой ценностью для телевидения, показов мод, да и просто в салонах красоты. Эта профессия подойдет творческим натурам, которые не боятся совершить «лишнее движение», и тем, кто хочет общаться во время работы.

Дизайнер

Одна из самых востребованных профессий в мире. Дизайнеры нужны практически повсеместно, начиная от мебельных фабрик и заканчивая дизайном интернет-сайтов.

Например, он отвечает не только за внешнюю привлекательность магазинных товаров, но и за то, чтобы они были комфортны в переноске, не размокали под дождем, чтобы буквы четко и ясно смотрелись на упаковке и привлекали внимание покупателя.

В этой профессии существует большая конкуренция, так что придется постараться, чтобы стать «лучшим из лучших».

Фотограф

Практически любой человек в современном городе что-то снимал на свой смартфон или камеру. Но есть люди, которые занимаются этим профессионально. «Разновидностей» фотографов тоже много.

Есть свадебные, есть те, которые снимают живую природу; а кому-то больше нравится снимать молодых моделей для обложки журнала.

Главное выбрать, в каких конкретно областях фотографии вы хотите работать, и тогда учиться будет гораздо проще.

Ювелир

Как ни странно, ювелирное дело – это первейшая творческая специальность. Существует много специализаций в этом деле: гравер, филигранщик, монтировщик, закрепщик, ювелир-цепочник и т. д.

Но все же самым творческим трудом является огранка: придание формы невзрачному куску минерала. Это сложная и кропотливая работа, где надо следить за каждой мелочью.

Ведь одна ошибка может погубить всю работу автора – и придется все начинать сначала.

Мультипликатор

Все мы в детстве смотрели мультфильмы, но вот о тех людях, кто их рисует, знаем мало. Существуют несколько специальностей мультипликаторов, но самые востребованные это, разумеется, художники.

Многие начинающие «творцы» считают, что если у них не получается во всех деталях изобразить какое-то животное или человека, лучше им пойти в мультипликаторы. Однако, это неверно. Любой мультипликатор должен прекрасно рисовать не только анимационных персонажей, но и реальных.

Даже с развитием современных технологий, когда компьютерные программы зачастую делают большую часть работы в рисовании персонажей и фонов, человек, следящий за процессом, должен корректировать их в случае необходимости.

Иллюстратор

Ещё одна профессия в списке, связанная с живописью. Человек, который хочет поступить на эту специальности, должен уметь создавать рисунки и картины по заданию (и стилю) заказчика, но это не так просто, как может показаться в начале.

У разных людей совершенно разные требования к выполнению работы, так что иллюстратор должен в мастерстве владеть любыми видами изобразительного искусства.

Это весьма востребованная профессия, потому что она требуется и в фильмах, и в книгопечатании, и даже в рекламной продукции.

Парикмахер

Одна из профессий, которая прочно входит в повседневную жизнь любого человека.

Ведь придавать определенную форму волосам клиента – это целое искусство! Порой парикмахер может сотворить настоящее чудо, абсолютно изменив внешний вид человека одной лишь прической. Однако эта специальность подойдет не всем.

Нужно быть усидчивым и неконфликтным человеком, а также понимать желания клиента. Порой трудно определить, что же на самом деле хочет человек и какая стрижка ему подходит.

Композитор

Одна из самых важных профессий в мире. Любой человек слушает музыку и наслаждается ею, а те, кто пишет такую музыку, что слушают все, становится знаменит на весь мир. Однако жанров музыки очень много, и начинающему музыканту не обязательно писать классическую музыку. Главное выбрать перечень той музыки, которая вам нравится, и занятия которой не будут вас обременять.

Скульптор

Достаточно редкая профессия в наше время. Чтобы стать действительно хорошим скульптором, нужно потратить очень много времени на учебу и подготовку.

Эта специальность в списке, пожалуй, самая тяжелая из-за отсутствия простой возможности проявить себя, заработать большие деньги в этой стезе могут чаще всего лишь известные скульпторы.

Однако если вы уверены в своих силах, вам стоит попробовать поприще лепки и вытесывания из камня.

Архитектор

Эта специальность не очень легка из-за большого количества мелких деталей, возникающих в процессе проектирования, и одновременно огромности всего проекта.

В архитекторы очень часто идут молодые люди, которые хотят проявить себя и построить что-то действительно красивое.

Однако заказчики обычно очень требовательны к проектам зданий, приходится создавать до нескольких десятков разных макетов и 3D-моделей, чтобы удовлетворить их.  Все это зависит от того, какие клиенты вам попадутся.

Режиссёр

Кажется, что многих известных людей мы знаем только потому, что они – режиссёры какого-то фильма. На самом деле они известны нам лишь потому, что они – действительно лучшие из лучших, имеют выдающийся творческий потенциал.

Пробиться на кино «Олимп» выпускнику вуза не так просто –  конкуренция достаточно «волнительная». Однако если повезет, счастливчик становится ассистентом режиссёра и с годами перенимает опыт, полезный для собственных будущих проектов.

Модельер

Эта профессия очень важна для поддержания круговорота моды. Именно модельеры создают списки самых модных коллекций сезона, шьют и кроют наряды для показов.

Известные бренды специально нанимают модельеров для работы над новыми элементами одежды. Эта специальность подойдет усидчивым и оригинальным людям, которые не боятся претворить в жизнь свои задумки.

Конкуренция здесь высокая, но талантливый человек найдет своё место в мире стиля.

Флорист

Не самая известная и высокооплачиваемая профессия в мире, однако она не становится от этого менее интересной. Флорист необходим на любых торжественных мероприятиях и праздниках, поэтому он получает приличный гонорар за красивое оформление помещений цветами. Эта работа подойдет усидчивым и спокойным людям, любящим живую природу.

Итак, творческие профессии нужны повсюду. В этом списке лишь малая часть специальностей, которые действительно нужны в мире. Помните, что упорство и настойчивость помогут вам добиться любых вершин в творчестве, а желание стать лучшим поможет оторваться от конкурентов. Какие вершины вы сможете покорить – зависит только от вас.

Источник: https://legkopolezno.ru/rabota/karera/tvorcheskie-professii/

Что такое профессиональная культура :

Профессиональная культура – это важнейший социокультурный фактор становления человека. Она пронизывает все формы нашего сознания и бытия. Ведь её основу составляют не только профессиональные, но ещё и общечеловеческие ценности. Поэтому она так важна.

Определение понятия

Профессиональной культурой принято называть универсальную систему, включающую в себя профильные ценности и знания. Они являются определёнными нормами, даже образцами, которые в той или иной области/сфере регулируют профессиональную деятельность.

Однако многие специалисты подходят к этому понятию с более философской стороны, заостряя внимание на термине культура. В узком смысле это сфера духовной жизни. А в самом широком – то, что характеризует всё существование человека.

Многие считают, что любая сфера нашей жизни может быть представлена с точки зрения её культурной ценности и значимости. Поскольку в данной теме всегда отражается мировоззрение человека, уровень его интеллектуального, эстетического и нравственного развития. И выбор профессии, а также дальнейшее совершенствование в ней исключением уж точно не являются.

Человеческий фактор

В процессе профессиональной подготовки каждый из нас является субъектом. Что мы должны делать? Проявлять системность, целостность и автономность по овладению новыми знаниями и профессиональной культурой, чтобы впоследствии стать её созидателем, а также инициатором и продолжателем познанных ценностей.

Почему этот процесс так важен? Потому что в его ходе человек познаёт свою уникальность, а также реализует духовно-творческий потенциал, благодаря чему он, в дальнейшем, добивается поставленных целей и достигает неплохих результатов. И всё это – в культурных пластах своей будущей профессиональной деятельности.

Опять-таки, тут тоже есть философский момент. Считается, что благодаря полученным знаниям каждый из нас может начать менять природу, окружающий его мир, а также самого себя. Поэтому база понимания профессии – это категория деятельности, выражающая исключительно человеческий подход к этому миру, сущность которого кроется в его преобразовании (только в лучшую сторону) и подчинении себе.

Этика

Понятие, непосредственным образом касающееся профессиональной культуры. Ведь этика – это дисциплина, посвящённая изучению морали и нравственности. Хотя часто этим словом обозначают системы нравственных и моральных норм, что тоже верно. И именно данный контекст сейчас уместен.

Есть такое понятие – профессиональный этикет. Что это? Обязательный атрибут любой профессиональной деятельности. Этикет – это нормы, которые регламентируют манеру общения в коллективе и с клиентами и правила поведения. На самом деле, они значительно упрощают выполнение профессиональных функций.

Составляющие этикета

О них тоже стоит упомянуть. Можно сказать, что этикет является совокупностью моральных норм, которые определяют отношение специалиста к своему профессиональному долгу. Обычно он включает в себя:

  • Соблюдение культуры речи, владение и уместное употребление профильных терминов.
  • Соответствующий дресс-коду внешний вид.
  • Поддержание порядка на своём рабочем месте.
  • Соблюдение правил поведения, которые формируют позитивную репутацию учреждения (фирмы, компании, организации и т. д.).
  • Достойное владение техниками межличностного общения.

И это – лишь малая часть того, что составляет профессиональную культуру сотрудников. Во многих сферах ещё есть небезызвестный кодекс чести, который строго регламентирует этические нормы внешних проявлений какой-либо деятельности.

Пример: педагогическая деятельность

Почему именно эта сфера? Потому что это поистине самый яркий пример. Ведь каждый педагог – это, по сути, источник знаний, умений и навыков, а также тот, кто стимулирует развитие нравственных этических взглядов и творческих способностей учащихся, стимулируя у них желание получать образование.

Можно даже сказать, что учитель является первым эталоном социальной культуры в жизни любого ученика. Он – пример для подражания.

Системными компонентами профессиональной культуры педагога являются:

  • Уровень интеллектуального развития. Сюда относится развитие педагогического мышления – способность анализировать и синтезировать, уместно критиковать, быть наблюдательным и активным, уметь включать творческое воображение, тренировать память.
  • Уровень организации деятельности. Педагог, какими бы высококлассным специалистом он ни был, должен постоянно совершенствоваться.
  • Уровень этики, мировоззренческой и нравственной культуры.
  • Высокоразвитые социальные навыки. Умение не только слушать, но и слышать; способность грамотно задавать вопросы и устанавливать контакты; понимать учеников, готовность и желание с ними общаться.
  • Культура речи и внешнего вида.

Другие аспекты

Выше был перечислен лишь малый перечень компонентов. Культуру профессиональной деятельности педагога также составляет его эмоционально-волевая сфера, а также богатство и дисциплина чувств, что многие считают ключевым фактором.

Здесь имеется в виду умение педагога не поддаваться настроению, быть объективным и беспристрастным, сдерживать себя, а ещё знать, когда нужно прислушиваться к разуму, а когда к сердцу. Ведь человеку, которому свойственна эмоциональная культура, присуща эмпатия и чуткость. И надо уметь определять, когда их проявления уместны.

Кроме перечисленного, важнейшая составляющая профессиональной культуры специалиста-педагога – это его характер. Преподаватель регулярно решает воспитательные и дидактические задачи, в чём ему помогает энергичность, самостоятельность, общительность, чувство юмора и оптимизм. Если педагогу свойственна апатия, негативное восприятие мира и замкнутость, то он просто профнепригодный.

И из этого всего можно сделать логичный вывод. Педагогическая культура – не то, что рождается вне общего развития человека, являющегося субъектом данной деятельности. Это невозможно. Она вырастает из общей культуры, таким образом являясь её важнейшим продолжением.

Медицинская сфера

Нельзя не отметить вниманием и профессиональную культуру работника данной отрасли. Медицина, если отойти от научных терминов, является очень личной, даже интимной сферой, где без этики и всего вышеперечисленного просто невозможно.

Пациент должен доверять врачу. Соответственно, доктор должен всегда быть и оставаться таким, чтобы расположить к себе любого человека. Это очень сложно. Тут имеет значение всё – начиная мимикой и тоном речи, заканчивая жестикуляцией и взглядом.

Но что первостепенно? Естественно, общение. Умение врача вежливо, учтиво и располагающе вести беседу. Причём так, чтобы пациент его понял должным образом. А поспособствовать этому может лишь совершенное владение языком, а также умение просто, понятно и грамотно разъяснить человеку ситуацию.

И чтобы совершенствовать профессионализм, врач обязан помнить не только о постоянном обучении медицинскому искусству, но ещё и о воспитании в себе нравственных качеств.

СМИ

В данной сфере профессиональная культура является не просто хранилищем стереотипов, стандартов и памяти сообщества журналистов. Это ещё и проявление индивидуальности, творческого своеобразия, а также умение ломать привычное, возводя на его месте нечто новое, лучшее, более совершенное и современное.

Пожалуй, медийщики, журналисты и сотрудники СМИ – тот самый случай, когда личная культура мало чем отличается от профессиональной. Когда стиль жизни и взгляды определяют будущую профессию, а не наоборот.

Журналистов, а также их прав и обязанностей, касается немало законов и постановлений. Есть и так называемый кодекс профессиональной этики. На перечисление всех положений уйдут страницы. Если обобщать, то вывод такой: в данной сфере всё должно строиться на правде, честности, достойности, безвозмездности и законности.

За искажение или предоставление ложной информации, неприемлемое поведение в процессе добывания данных, некорректное отношение к людям, неуважение, разглашение тайн, нарушение авторских прав – за это и многое другое журналист отвечает своей репутацией и именем.

Таким образом, формирование профессиональной культуры медийщиков подразумевает процесс воспитания самых настоящих Людей Чести, думающих о каждом своём шаге, и держащих ответ за всё сказанное или содеянное. В этом и проявляется высокая мораль.

О формировании и развитии

Основы профессиональной культуры должен знать каждый человек, какую бы специальность он ни выбрал. Благо во многих вузах их уже начинают преподавать в рамках некоторых предметов (чаще всего – психология). Однако для полноценного введения данной дисциплины, что однозначно необходимо, потребуется перестройка системы высшего образования.

Но предмет нужен. Современное общество находится в кризисном состоянии. Во многом из-за поиска нового смысла человеческого бытия и путей личностного развития.

Проблема современности

Сейчас наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, криминализация отношений, случаи повальной утраты смысла жизни, рост агрессивности и уровня ожесточённости, плохое качество воспитания подрастающего поколения.

При таких условиях развитие профессиональной культуры просто необходимо, поскольку оно переводится в личностный план – формирует системное мышление и подход к будущей деятельности через призму своих ценностей.

Социальный аспект

Надо сказать, что профессиональная культура очень помогает в совместной трудовой деятельности. Ведь она проявляется в участливости, готовности помочь коллегам, в межличностном общении и поддержке.

Если у всех работников она находится на высоком уровне, то в коллективе, как правило, царит морально здоровая, комфортная атмосфера. Это, в свою очередь, позитивно влияет на производительность труда и поддерживает оптимистичный настрой сотрудников. Конфликты, как правило, отсутствуют, а если и возникают, то разрешаются самым оптимальным способом.

Именно поэтому, кстати, некоторые учёные утверждают, что профессиональная культура – это умение в совершенстве использовать имеющиеся стереотипы общения, и порождать новые.

В любом случае, какой бы вариант определения данному понятию ни был дан, невозможно отрицать его значимость. На проф.культуре строится любая деятельность, какой бы сферы она ни касалась. А в соединении с профильной компетентностью и высокой образованностью специалиста, она отражает свою многогранность как социальный феномен.

Источник: https://www.syl.ru/article/357861/chto-takoe-professionalnaya-kultura

Народная художественная культура как предмет научного исследования

УДК 008 (168.522) Пшеничных О.П.

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Пшеничных Ольга Петровна – аспирант кафедры философии Белгородского государственного университета.

Аннотация: статья освещает проблему научного исследования народной художественной культуры: определение предмета исследования, понятийный аппарат, критерии научности. Ключевые слова: народная художественная культура, критерии научности, объективность.

Становление народной художественной культуры как конкретного предмета исследования прошло свой путь и окончательно сформировалось лишь недавно. Само понятие «народной художественной культуры» понимается сегодня не однозначно и часто расплывчато, очевидно переживая период конституализации.

Данная ситуация является следствием того, что долгое время исследователи изучали тот или иной аспект народной культуры, опуская при этом явление в целом, либо обращаясь к ней фактически подменяли ее другими понятиями, либо рассматривали ее без учета генезиса и типологии.

То, что обычно подразумевается под народной традиционной культурой, на сегодняшний день, оказывается наиболее древней культурной системой, имеющей на разных этапах истории разную степень распространения и дошедшей до наших дней как один из пластов культуры общества.

НХК как предмет исследования имеет одну особенность. Сложным является вопрос о разграничении научного и вненаучного знания о нем. Поскольку это направление научного исследования, сравнительно молодое, теоретическое знание в нем не базируется на законах и теоремах.

Сам предмет исследования зачастую переходит в публицистическую и искусствоведческую области.

Разумеется, что это характерно для многих явлений гуманитарной сферы, однако, отсутствие четких схем, принципов и критериев исследования НХК является неприемлимым для научного уровня.

Долгое время исследование народной культуры подразумевало под собой обращение к фольклору, а именно к устному народному творчеству. С одной стороны это значительно сужало/ограничивало предметную область исследования. Но с другой – устный фольклор есть духовное отражение народного быта, поскольку народная культура, прежде всего, вербальная культура, что и определяет ее функционирование.

Понятие «народная культура» до настоящего времени еще недостаточно осмысленно с рационально-понятийных позиций и требует уточнений. И по сей день, оно не редко связывается исключительно с прошлым, с пережитками древних воззрений на мир, или поэтизацией обрядовых действий.

По мнению Л.И. Михайловой, понятие «народная культура» «связывают, как правило, с деятельностью социальных низов общества, представителей простонародья»[6]. Л.Н. Коган резонно уточняет, что «народной культурой называют культуру, непосредственно созданную людьми физического труда – ядром народных масс каждой исторической эпохи» [4]. А.С.

Каргин при этом утверждает, что «нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде».

Подобные, зачастую противоречивые понятия встречаются нередко, в связи с этим вопрос о пересмотре и конкретизации ключевых понятий стоит очень остро, поскольку является определяющим для понимания места народного искусства в современной культуре.

«Утвердившиеся понятия грешат против правды народной жизни, истинной её истории, самой науки и наконец, собственно, народного искусства, что обернулось теперь практикой подделок, вытесняющих и подменяющих подлинное искусство» [7].

Само многообразие подходов к культуре в целом, множественность определений этого понятия порождают разночтения и непонимание исследователями друг друга. Очевидно, что единственно продуктивный результат возможен лишь при четком понимании предмета исследования и формирования подлинно научных/объективных понятий. Речь идет не только о понятии «народная художественная культура», но и таких ключевых единицах как «крестьянство», «традиция», «этнос» и др.

По мнению А.Я. Гуревича, следует «настаивать на том, что призыв к прочистке общих понятий, употребляемых медиевистами, предполагает, в частности, и приглашение заново продумать и уточнить и такой, казалось бы, очевидный термин как «крестьянин»» [2]. Лишь подобное

переосмысление влечет за собой как самый тщательный и всесторонний анализ предмета исследования, так и попытки проникнуть в содержание его внутренних механизмов.

Одной из причин возникновения разночтений в понятийном аппарате, как уже было сказано выше, является множественность подходов к исследованию. Однако, здесь следует разъяснить тот вид непонимания, возникающий с точки зрения западной, либо отечественной культурологии. Говоря об исследованиях народной культуры мы вслед за В.М.

Межуевым разделяем культурологию и философию культуры. «Если культурология есть знание о разных культурах, в их отличии друг от друга (безотносительно к вопросу о том, какую из них мы считаем своей), то философия культуры есть знание о культуре, которую мы считаем своей. Короче, она есть не просто знание человека о культуре, а его культурное самосознание»[5].

Таким образом, обращаясь к исследованию народной художественной культуры, мы подразумеваем, прежде всего, русскую традиционную культуру, как отдельный предмет исследования с точки зрения носителей этой культуры.

Причем, результатом является вовсе не субъективная точка зрения исследователя, а более глубокий/полноценный/имманентный подход к исследованию «изнутри», осуществляемый в рефлексивной форме.

По мнению Е.Л.

Антоновой «историческая народная культура представляет собой образец специфического социально-практического опыта, знаний и ценностей, выработанных в рамках крестьянского миропонимания и картины мира, выразившихся в фольклорной культуре, включающей традиции, обряды и способ организации жизнедеятельности, свойственные крестьянскому социуму» [1]. Применяемы в данном случае, типологический подход позволяет различать следующие культурно-исторические типы – (исторический тип народной художественной культуры (культура общинного крестьянства) и современный тип народной культуры). Таким образом, обращение к народной культуре политически, идеологически и методологически «увязано» с доминирующими в каждый конкретно-исторический период реалиями, потребностями и возможностями рассмотрения, что и определяет междисциплинарный характер ее исследования.

Указанные характеристики народной художественной культуры как предмета исследования обуславливают и критерии научности. Речь идет о принципах верифицируемости и объективности.

Под верифицируемостью, мы подразумеваем подтверждение полученных ранее фактов, и подкрепление теории практикой. Применительно к народной культуре данное свойство имеет свой особый характер.

Поскольку конкретные данные, полученные, к примеру, в ходе этнографических экспедиций зависят от так называемого «человеческого фактора» (личность исполнителя фольклора, местные особенности), следует помнить о вариативной природе фольклора, объясняемой вербальным/нарративным механизмом функционирования культуры.

Однако, и в данном случае исследователь может верифицировать факты, выявляя типичные и «отклоняющиеся» формулы, разграничивая региональное и общеэтническое, проникая в личностный мир носителя культуры.

Объективность, как критерий научности исследования народной культуры, априори противоречит устоявшимся взглядам, поскольку ранее, мы уже определили имманентный подход к предмету исследования как самоцель.

Но вместе с тем, именно данный метод позволяет нам быть свободным от всевозможных субъективных точек зрения, являющихся результатом «незнания» культуры и ее восприятия как «другой/чужой».

Феноменологический подход к исследованию народной художественной культуры, предполагает единство объективного и субъективного и дает возможность проникнуть в более тонкие слои ее понимания и интерпретировать те нюансы, которые не заметны «постороннему» глазу.

Широко известен тот факт, что некоторые явления народной жизни не могут в полной мере анализироваться иностранными исследователями, поскольку не имеют даже словесной «оболочки» вне языка их носителей.

Следовательно, объективность в данном случае, проявляется в позиции исследователя народной культуры, как собственной (исследователь видит культуру через личную языковую картину мира), имеющей индивидуальные особенности, трактуемые не как положительные или отрицательные, а как самобытные и уникальные, присущие данной культуре. Тем более, что сама «русская культура несводима [к сугубо] … этническому или национальному субстрату, хотя, несомненно, несет в себе характеристики обоих этих уровней [3]» как самостоятельный культурно-исторический тип. Таким образом, народная художественная культура как предмет научного исследования представляет собой пласт отечественной культуры, форму самовыражения народа, исследуемую по определенным принципам и критериям научности.

Литература

Антонова Е.Л. Народная художественная культура. Учебное пособие. – Белгород, 2006. С. 18. Гуревич А.Я. Одиссей. 2006. – С. 41

Ерасов Б.С. Универсалии и самобытность. – М., 2002. – С. 419.

Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры. – Новосибирск, 1983. – С. 54.

Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. Курс лекций. – 2-е издание. – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2003.С.25

Михайлова Л.И. народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2000. – С. 18.

Некрасова М.А. Народное искусство как феномен духовной жизни России. Некоторые аспекты//Православие и народное творчество. Сборник докладов. – М., 2004. – 328 с. – С.7.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-hudozhestvennaya-kultura-kak-predmet-nauchnogo-issledovaniya

Народная художественная культура как культурная константа евразии | мой онлайн универ

Современная наука определяет культуру как результат дея — тельности человека, результат обработки и осмысления им ок — ружающих вещей и мира в целом. Очевидно, что при таком взгляде культура той или иной эпохи будет определяться, преж — де всего, тем, как он видит мир.

Стержнем культуры явится при этом этническая картина мира, которая формируется на основе этнических констант, с одной стороны, и, с другой, – осознавае — мых и отчасти бессознательных ценностных доминант. Этниче- ская картина мира не является неизменной. Она различна в раз — ные периоды жизни этноса и для тех или иных групп внутри этноса.

Культура как результат деятельности людей включает результаты воспитания и образования человека, соответствую —

щего данному времени – современному культурному простран — ству Евразии. Культура выступает как один из интегрирующих факторов евразийского пространства. Важным явлением социо — культурной эволюции современного общества становится осоз — нание истины, что без опоры на фундаментальные ценности на — циональной культуры не может быть успешного развития лю — бой сферы культуры и страны в целом.

Культура любого народа, отражая специфику его историче — ского развития, есть динамическая данность, цементирующая конкретное сообщество и сообщающая его существованию оп — ределенность и устойчивость [1]. Все особенности культуры возникают не случайно.

Они обусловлены совместным действи — ем причин: внешних (природно-географических, исторических, политико-экономических и т. д.) и внутренних (генетических), связанных со своеобразием менталитета данного народа.

Имен — но к этим генетическим факторам и следует отнести народную художественную культуру.

М. С. Каган в своей книге «Морфология культуры» выделяет художественную культуру в самостоятельный вид человеческой деятельности, считая, что её определяет такая особенность, как единство материальной и духовной деятельности человека [3].

Художественная культура есть сложный, многоступенчатый процесс, который вовлекает в творческую деятельность гораздо большее число людей, чем просто профессиональные авторы произведений искусства.

Она содержит: способы и формы ху — дожественной деятельности, выработанные предшествующими поколениями; унаследованные и усвоенные живущим поколе — нием художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хра — нения, распространения, репродукции, пропаганды. Особое ме — сто в художественной культуре занимают формы художествен — ного образования и методы исследования искусства [2, с. 4]. Культура общества, таким образом, предстает в сложном взаи — модействии и взаимопереплетении своих составляющих. Но при этом в культуре всегда имеется некая константа, определяющая устойчивость культуры на разных этапах её развития. Этой кон — стантой является народная культура.

Народная культура есть высочайшее достижение того или иного народа. Она сформировалась в результате векового отбора настоящего, истинного. В ней концентрируются общечеловече — ские нравственные устои, выступая в качестве критерия, образ — ца.

Народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом.

Только наличие ценностей альтру — изма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтоже — нию, а поднимет ее на новый духовный уровень.

Народная художественная культура являет собой корневую основу всего «древа» культуры, органической части самой при — роды, сохраняющей во все времена жизненные связи с окружаю — щей средой, этнической общностью, с землей, формирующей жизненную силу в культуре каждого этноса. Её «генеральной

функцией» является «воспроизводство человеческого в челове —

ке», воссоздание связей личности с общенародным, общечелове — ческим при сохранении национальной укоренённости. В ней со — храняются информационные структуры, которые играют роль, аналогичную роли генов в формировании и развитии биологиче — ских видов.

Они представлены мировоззренческими универса — лиями, на основании которых функционирует и развивается ог — ромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде раз — личных кодовых систем и составляющих «тело культуры». В. С.

Стёпин, проводя параллель между социальной и биологиче- ской составляюшими человека и человеческой жизнедеятельно — сти, пишет: «Мировоззренческие универсалии выполняют в жиз — ни общества такую же функцию, как и гены в живом организме.

Они организуют в целостную систему сложнейший набор раз — личных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни. Смыслы мировоззренческих универсалий (категорий

«природа», «космос», «пространство», «время», «человек», «сво — бода», «справедливость» и т. д.), формируя целостный образ чело — веческого жизненного мира и выражая шкалу ценностных при — оритетов соответствующего типа культуры, определяют, какие фрагменты из непрерывного обновляемого социального опыта должны попасть в поток трансляции, а какие должны остаться

вне этого потока, то есть не передаваться новому поколению и не играть сколько-нибудь важной роли в его становлении. Тем са — мым они определяют, какие знания, верования, ценностные ори — ентации, целевые установки, образцы деятельности и поведения будут преимущественно регулировать поведение, общение и дея- тельность людей, формировать их социальную жизнь» [5, с. 18].

Система мировоззренческих универсалий представляет собой культурно-генетический код, в соответствии с которым воспроиз — водятся социальные организмы. Радикальные изменения соци — альных организмов невозможны без изменения культурно- генетического кода. Без этого новые виды общества возникнуть не могут.

Именно таким культурно-генетическим кодом и пред — стаёт народная художественная культура.

В системе народной культуры В. С. Цукерман выделяет три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее – самоуправления) и духовную культуру.

В последней он различает следующие структурные элементы: на — родное мировоззрение, народную экономическую культуру, на — родную нравственную культуру, народную педагогику, народ — ное правосознание, народную художественную культуру (см. его диссертацию «Народная культура как социальное явление». Свердловск, 1984).

Особое место занимает в его структуре на — родная экологическая культура как «срез» всей народной куль — туры, включающая в себя определенную систему природополь — зования, многие из элементов которой имеют природоохрани — тельное значение.

Народная художественная культура играет также важную роль интегратора общества.

В ней в образно-художественной форме выражаются и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятель — ностью настолько органична и неразрывна, что зачастую прак — тически невозможно отнести отдельный вид народного творче — ства к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интег- рирующей является пронизывающая всех их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бы —

том народа. Культура нации имеет целостный и центростреми — тельный характер.

Специфические признаки народной художественной куль — туры позволяют вычленить её в сфере общечеловеческой куль — туры.

Она непосредственно связана с материальным производ — ством, с природной средой и со всей социальной практикой на — родных масс, с их общественным и семейным бытом, с обычая — ми, со всем укладом жизни, что определяет своеобразный «при — кладной» характер всех видов народного творчества.

Народная художественная культура как сложная динамиче — ская система обладает множественностью функций: социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, норма — тивной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др. И эти функции необходимо ис —

пользовать в полном объеме и в самых различных сферах. На —

родную художественную культуру отличает коллективный ха — рактер творческой деятельности, устойчивая, длительная во времени и распространяющаяся в широкой социальной среде и этническом пространстве традиционность.

Традиции народной культуры постепенно и, на первый взгляд, незаметно изменяют — ся и обновляются, они проявляются в форме непосредственной передачи от поколения к поколению, от социума к социуму на — выков, форм, приемов, техники творчества и самих произведе — ний, форм их бытования и восприятия. Ещё одной особенно — стью народной художественной культуры является то, что она образует большое количество региональных типов и локальных вариантов, но сохраняет общечеловеческое. Жизненно необхо — димым оказывается привлечение всех возможностей народной художественной культуры для формирования будущего челове — ка и обеспечения его жизнедеятельности.

Образование представляет собой главный механизм вос — производства общественного интеллекта. С последней трети ХХ века образование как форма управления и производства проникает во все сферы жизни человека, становится главной функцией любых организационных систем в обществе. «Школа должна служить своему народу и государству и потому должна

быть национальной и патриотической. …Воспитание должно

быть в духе той религии и государственных устоев, в которых

живет та или другая народность. Воспитание должно соответст — вовать истории, характеру и особенностям данной народности»,

— писал известный русский педагог И. П. Корнилов. Воспита — ние в такой школе должны осуществлять педагоги, ревностно относящиеся к национальной истории, к отечественной культу — ре и собственным святыням. В ином случае эффективность на — ционального образования будет сведена к нулю.

Особой сферой народной культуры является народная педа — гогика. Этнопедагогика является базисной характеристикой сис — темы непрерывного образования, связывающего все ступени воспитания и обучения детей и молодежи.

Она содержит в себе потенции интегративной образовательной системы: целостное восприятие мира, неразрывность теории и практики, сочетание научных знаний и практических умений и навыков; высокий нравственный императив.

Особая роль в народной педагогике принадлежит личности Учителя, к уровню профессиональной подготовленности которого предъявляются высокие требования.

Суть высокопрофессионального педагогического уровня препо — давателя заключается в том, что доступность в обучении дости- гается максимально возможным сжатием и упрощением мате — риала без снижения его научности и социальной значимости.

Знакомство с народной культурой является наиболее про — стым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего воз- раста к культуре своего народа способствует возрождению гене — тической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала.

Народная художественная культура позволяет гар — монизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями.

Активное включение подрастающего поко- ления в сферу восстановления народной художественной культу — ры позволяет укрепить у детей и юношества национальный им — мунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.

Лауреат Нобелевской премии К. Лоренц назвал разрыв с традицией одним из смертных грехов современного человечест — ва. Сейчас постепенно формируется взгляд на традиции как на универсальные образования. Традиция рассматривается как ка — тегория, призванная охватить все способы фиксации, передачи и

воспроизводства культуры. Все чаще высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвяза — ны и взаимообусловлены. Э. С.

Маркарян отмечал: «Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным ме- ханизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии позво — ляет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности. Без действия этого механизма обще — ственная жизнь людей просто немыслима» [4, с. 87].

Большин — ство российских авторов считают традицию феноменом дина — мичным и саморазвивающимся. Термины «культура» и «тради — ция» в определенном теоретическом контексте почти синони — мичны. Термин «культура» обозначает сам феномен, а «тради — ция» — механизм его функционирования.

Традиция есть нечто, находящееся в постоянном движении, изменении; причем в ней самой таится источник этого движения. Динамика культурной традиции – это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых. Вспомним слова Поля Рикера: «Всякая традиция живет благода — ря интерпретации» [6, с. 648].

Сохранение традиций и особенностей в той или иной куль — туре способствует формированию у молодого поколения здоро — вого социального поведения в условиях многонационального общества.

Современное образование должно сочетать воспита- ние национального самосознания, укоренения в сознании моло — дого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера и др.

) с созданием благоприятных условий для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе диалога культур, открытой коммуникации в духе взаимоуваже — ния и взаимопонимания.

Материалвзят из: Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Visited 76 times, 1 visits today)

Источник: http://moyuniver.net/narodnaya-xudozhestvennaya-kultura-kak-kulturnaya-konstanta-evrazii/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.