«народная и художественная культура»: полный обзор профессии

Содержание
  1. Творческие профессии | Про профессии.ру
  2. Особенности творческих профессий
  3. Творческие профессии список
  4. Творческая профессия дизайнер
  5. Творческая профессия художник
  6. Педагог профессия творческая
  7. Творческие профессии для девушек
  8. Проблемы творческих профессий
  9. Творческие высокооплачиваемые профессии
  10. Визажист
  11. Дизайнер
  12. Фотограф
  13. Ювелир
  14. Мультипликатор
  15. Иллюстратор
  16. Парикмахер
  17. Композитор
  18. Скульптор
  19. Архитектор
  20. Режиссёр
  21. Модельер
  22. Флорист
  23. Что такое профессиональная культура :
  24. Определение понятия
  25. Человеческий фактор
  26. Этика
  27. Составляющие этикета
  28. Пример: педагогическая деятельность
  29. Другие аспекты
  30. Медицинская сфера
  31. СМИ
  32. О формировании и развитии
  33. Проблема современности
  34. Социальный аспект
  35. Народная художественная культура как предмет научного исследования
  36. Народная художественная культура как культурная константа евразии | мой онлайн универ

Творческие профессии | Про профессии.ру

Мы часто связываем свою деятельность с творчеством. Оно проникает во все сферы жизни, именно путем нетривиального решения вопросов человечество движется вперед. Творческий процесс важен и в работе. Элементы его присутствуют в каждой профессии: существует ряд ремесел, где творчество на исключительных позициях. О таких профессиях в этой статье речь и пойдет.

Особенности творческих профессий

Профессии творческого направления люди выбирают часто, исходя из своего хобби. Такому ремеслу бывает сложно просто обучить: здесь важны качества характера, желающего работать в этой сфере. Талант и харизма — без них не обойтись.

Занятые творчеством, вряд ли выбрали себе карьеру спонтанно. Обычно таланты, необходимые для этого, проявляются с самых ранних лет. Главное — увидеть их и правильно оценить. Становясь на путь искусства, никто не задумывается о рациональности своего выбора — единственным советчиком будет душа.

Творческие профессии список

Существуют ремесла искусства, где в процессе только творчество. Есть же специальности, куда включаются и другие элементы, например техническая сторона. Отнести и те, и другие можно к следующему списку:

  •  Актер — одна из профессий, что приходят на ум при упоминании искусства. Что видно зрителю? Овации и слава. Но, чтобы их добиться, нужно приложить неимоверные усилия. Вся жизнь актера состоит из репетиций, подготовки к ролям, тренировок. Любой артист имеет обязанности быть примером для многих. Его речь богата и красива. Фигура тела не должна отличаться от конституции лучших спортсменов. По этим причинам актер — не профессия, это образ жизни, который подойдет тем, кто без игры на сцене не представляет себя;
  •  Музыкант. Музыка — это мир. Без музыки наши дни потускнели бы, и самые веселые или трагичные моменты в них перестали быть таковыми. Музыка — язык, наравне со всеми языками мира, однако способный передать размышления композитора, которые без слов будут понятны и современнику, и людям через века. Невозможно просто написать красивую мелодию. Надо ее пережить, и тогда она пронзит сердце каждого слушателя;
  •  Режиссер. Стать режиссером можно, обучившись в соответствующих университетах. Но завоевать право быть одним из лучших сможет не каждый. Нужно быть гением своего ремесла, и тогда имя узнает весь мир. Кино сегодня — это, прежде всего объект для инвестиций, поэтому известный режиссер станет как минимум богат;
  •  Парикмахер тоже должен обладать высокой креативностью;
  •  Фотограф — тот же художник, только кистью его становятся регулятор выдержки и цветокоррекция на фотоаппарате, а полотном — весь его окружающий мир.

Творческая профессия дизайнер

Дизайнер. Эта профессия весьма популярна. Не удивительно, ведь уровень грамотности населения растет, а вместе с ним возрастают и эстетические потребности. Направлений в дизайне множество: дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другие. Заработок дизайнера напрямую зависит от уровня его мастерства и от известности его имени.

Творческая профессия художник

Еще одна профессия, занимающая свое место в искусстве уже не первую тысячу лет — художник. За это время сменилось сотни стилей, но потребность в художественном искусстве лишь растет.

В художественной деятельности человек с годами все более усиливает свою индивидуальность.

Со временем именем художника становится его почерк: свойственные только для его произведений техника, материалы, цвет, выбор сюжета.

Педагог профессия творческая

Такая распространенная профессия педагог также является творческой. Что и говорить: не каждый может обучить так, чтобы ученики гордились и вспоминали своего учителя всю свою жизнь. Ведь что есть процесс обучения? Процесс перенесения своих абстрактных мыслей, касающихся некого объекта, в слова существующего вербального языка.

Не приходится доказывать, что даже самые богатые языки мира не смогут передать всю многогранность мысли. И чтобы описать сложную неординарную идею, требуется прибегнуть к творческому таланту. Кроме того педагогу требуется идеально разобраться в сути самого объекта , которому он собирается обучить. Труд учителя огромен, как и уважение к нему.

Все хорошие педагоги — это прежде всего люди идеи.

Творческие профессии для девушек

История показывает, как на протяжении веков известными становились художники, музыканты, литераторы часто мужского пола. Однако, на протяжении последних веков в период индустриализации общества постепенно складывался некий стереотип, в котором в лице представителя творческой профессии представляются женщины.

Возможно, это случилось потому, что для наращивания прогресса требовалось много физических усилий, которые могли приложить лишь мужчины, которым пришлось оставить творчество. Время прошло, и мускульная сила утратила такое значение: теперь приверженцев искусства можно встретить равно как среди женщин, так и мужчин.

Говоря о девушках, можно сказать, что абсолютно любое направление творческой деятельности станет им подвластно.

Проблемы творческих профессий

Одной из проблем выбора творческой специальности становится сложность обучения этому ремеслу: многим так и не удается осилить эту задачу. Часто такая работа бывает низкооплачиваемой.

Бывают моменты, когда человек искусства и вовсе становится невостребованным на какой-либо период, либо на всю жизнь, и это может стать сильнейшим ударом. Другим немаловажным аспектом является то, что очень многие не смогут понять чье-либо искусство.

Однако для истинно творческих людей преград не существует, ведь, как уже было сказано, искусство — это образ жизни.

Этот материал поможет  в подготовке  сочинения, доклада или презентации о творческих профессиях.

Возможно Вас заинтересуют:

Источник: http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/tvorcheskie-professii

Творческие высокооплачиваемые профессии

Творчество в нашем мире окружает нас буквально повсюду. Дизайн комнат, вещей, сайтов, живопись и архитектура, писательство и сочинение музыки. Творчество – это главный стимул для развития человека, лишь через него он может передать те чувства, которые испытывает глубоко внутри. Каковы же профессии, связанные с творчеством?

Неудивительно, что большинство девушек и молодых людей выбирают именно следующие направления для изучения в своей дальнейшей жизни:

  • визажист,
  • дизайнер,
  • фотограф,
  • ювелир,
  • режиссер,
  • архитектор.

Однако иногда так сложно выбрать профессию, которая будет идеально подходить данному человеку. Для лучшего выбора мы приведем ниже описание профессий, которые наиболее востребованы и интересны в мире 21-го века.

Визажист

Любая женщина в жизни хоть раз пользовалась косметикой. А если человек умеет профессионально накладывать макияж на других людей, то он становится большой ценностью для телевидения, показов мод, да и просто в салонах красоты. Эта профессия подойдет творческим натурам, которые не боятся совершить «лишнее движение», и тем, кто хочет общаться во время работы.

Дизайнер

Одна из самых востребованных профессий в мире. Дизайнеры нужны практически повсеместно, начиная от мебельных фабрик и заканчивая дизайном интернет-сайтов.

Например, он отвечает не только за внешнюю привлекательность магазинных товаров, но и за то, чтобы они были комфортны в переноске, не размокали под дождем, чтобы буквы четко и ясно смотрелись на упаковке и привлекали внимание покупателя.

В этой профессии существует большая конкуренция, так что придется постараться, чтобы стать «лучшим из лучших».

Фотограф

Практически любой человек в современном городе что-то снимал на свой смартфон или камеру. Но есть люди, которые занимаются этим профессионально. «Разновидностей» фотографов тоже много.

Есть свадебные, есть те, которые снимают живую природу; а кому-то больше нравится снимать молодых моделей для обложки журнала.

Главное выбрать, в каких конкретно областях фотографии вы хотите работать, и тогда учиться будет гораздо проще.

Ювелир

Как ни странно, ювелирное дело – это первейшая творческая специальность. Существует много специализаций в этом деле: гравер, филигранщик, монтировщик, закрепщик, ювелир-цепочник и т. д.

Но все же самым творческим трудом является огранка: придание формы невзрачному куску минерала. Это сложная и кропотливая работа, где надо следить за каждой мелочью.

Ведь одна ошибка может погубить всю работу автора – и придется все начинать сначала.

Мультипликатор

Все мы в детстве смотрели мультфильмы, но вот о тех людях, кто их рисует, знаем мало. Существуют несколько специальностей мультипликаторов, но самые востребованные это, разумеется, художники.

Многие начинающие «творцы» считают, что если у них не получается во всех деталях изобразить какое-то животное или человека, лучше им пойти в мультипликаторы. Однако, это неверно. Любой мультипликатор должен прекрасно рисовать не только анимационных персонажей, но и реальных.

Даже с развитием современных технологий, когда компьютерные программы зачастую делают большую часть работы в рисовании персонажей и фонов, человек, следящий за процессом, должен корректировать их в случае необходимости.

Иллюстратор

Ещё одна профессия в списке, связанная с живописью. Человек, который хочет поступить на эту специальности, должен уметь создавать рисунки и картины по заданию (и стилю) заказчика, но это не так просто, как может показаться в начале.

У разных людей совершенно разные требования к выполнению работы, так что иллюстратор должен в мастерстве владеть любыми видами изобразительного искусства.

Это весьма востребованная профессия, потому что она требуется и в фильмах, и в книгопечатании, и даже в рекламной продукции.

Парикмахер

Одна из профессий, которая прочно входит в повседневную жизнь любого человека.

Ведь придавать определенную форму волосам клиента – это целое искусство! Порой парикмахер может сотворить настоящее чудо, абсолютно изменив внешний вид человека одной лишь прической. Однако эта специальность подойдет не всем.

Нужно быть усидчивым и неконфликтным человеком, а также понимать желания клиента. Порой трудно определить, что же на самом деле хочет человек и какая стрижка ему подходит.

Композитор

Одна из самых важных профессий в мире. Любой человек слушает музыку и наслаждается ею, а те, кто пишет такую музыку, что слушают все, становится знаменит на весь мир. Однако жанров музыки очень много, и начинающему музыканту не обязательно писать классическую музыку. Главное выбрать перечень той музыки, которая вам нравится, и занятия которой не будут вас обременять.

Скульптор

Достаточно редкая профессия в наше время. Чтобы стать действительно хорошим скульптором, нужно потратить очень много времени на учебу и подготовку.

Эта специальность в списке, пожалуй, самая тяжелая из-за отсутствия простой возможности проявить себя, заработать большие деньги в этой стезе могут чаще всего лишь известные скульпторы.

Однако если вы уверены в своих силах, вам стоит попробовать поприще лепки и вытесывания из камня.

Архитектор

Эта специальность не очень легка из-за большого количества мелких деталей, возникающих в процессе проектирования, и одновременно огромности всего проекта.

В архитекторы очень часто идут молодые люди, которые хотят проявить себя и построить что-то действительно красивое.

Однако заказчики обычно очень требовательны к проектам зданий, приходится создавать до нескольких десятков разных макетов и 3D-моделей, чтобы удовлетворить их.  Все это зависит от того, какие клиенты вам попадутся.

Режиссёр

Кажется, что многих известных людей мы знаем только потому, что они – режиссёры какого-то фильма. На самом деле они известны нам лишь потому, что они – действительно лучшие из лучших, имеют выдающийся творческий потенциал.

Пробиться на кино «Олимп» выпускнику вуза не так просто –  конкуренция достаточно «волнительная». Однако если повезет, счастливчик становится ассистентом режиссёра и с годами перенимает опыт, полезный для собственных будущих проектов.

Модельер

Эта профессия очень важна для поддержания круговорота моды. Именно модельеры создают списки самых модных коллекций сезона, шьют и кроют наряды для показов.

Известные бренды специально нанимают модельеров для работы над новыми элементами одежды. Эта специальность подойдет усидчивым и оригинальным людям, которые не боятся претворить в жизнь свои задумки.

Конкуренция здесь высокая, но талантливый человек найдет своё место в мире стиля.

Флорист

Не самая известная и высокооплачиваемая профессия в мире, однако она не становится от этого менее интересной. Флорист необходим на любых торжественных мероприятиях и праздниках, поэтому он получает приличный гонорар за красивое оформление помещений цветами. Эта работа подойдет усидчивым и спокойным людям, любящим живую природу.

Итак, творческие профессии нужны повсюду. В этом списке лишь малая часть специальностей, которые действительно нужны в мире. Помните, что упорство и настойчивость помогут вам добиться любых вершин в творчестве, а желание стать лучшим поможет оторваться от конкурентов. Какие вершины вы сможете покорить – зависит только от вас.

Источник: https://legkopolezno.ru/rabota/karera/tvorcheskie-professii/

Что такое профессиональная культура :

Профессиональная культура – это важнейший социокультурный фактор становления человека. Она пронизывает все формы нашего сознания и бытия. Ведь её основу составляют не только профессиональные, но ещё и общечеловеческие ценности. Поэтому она так важна.

Определение понятия

Профессиональной культурой принято называть универсальную систему, включающую в себя профильные ценности и знания. Они являются определёнными нормами, даже образцами, которые в той или иной области/сфере регулируют профессиональную деятельность.

Однако многие специалисты подходят к этому понятию с более философской стороны, заостряя внимание на термине культура. В узком смысле это сфера духовной жизни. А в самом широком – то, что характеризует всё существование человека.

Многие считают, что любая сфера нашей жизни может быть представлена с точки зрения её культурной ценности и значимости. Поскольку в данной теме всегда отражается мировоззрение человека, уровень его интеллектуального, эстетического и нравственного развития. И выбор профессии, а также дальнейшее совершенствование в ней исключением уж точно не являются.

Человеческий фактор

В процессе профессиональной подготовки каждый из нас является субъектом. Что мы должны делать? Проявлять системность, целостность и автономность по овладению новыми знаниями и профессиональной культурой, чтобы впоследствии стать её созидателем, а также инициатором и продолжателем познанных ценностей.

Почему этот процесс так важен? Потому что в его ходе человек познаёт свою уникальность, а также реализует духовно-творческий потенциал, благодаря чему он, в дальнейшем, добивается поставленных целей и достигает неплохих результатов. И всё это – в культурных пластах своей будущей профессиональной деятельности.

Опять-таки, тут тоже есть философский момент. Считается, что благодаря полученным знаниям каждый из нас может начать менять природу, окружающий его мир, а также самого себя. Поэтому база понимания профессии – это категория деятельности, выражающая исключительно человеческий подход к этому миру, сущность которого кроется в его преобразовании (только в лучшую сторону) и подчинении себе.

Этика

Понятие, непосредственным образом касающееся профессиональной культуры. Ведь этика – это дисциплина, посвящённая изучению морали и нравственности. Хотя часто этим словом обозначают системы нравственных и моральных норм, что тоже верно. И именно данный контекст сейчас уместен.

Есть такое понятие – профессиональный этикет. Что это? Обязательный атрибут любой профессиональной деятельности. Этикет – это нормы, которые регламентируют манеру общения в коллективе и с клиентами и правила поведения. На самом деле, они значительно упрощают выполнение профессиональных функций.

Составляющие этикета

О них тоже стоит упомянуть. Можно сказать, что этикет является совокупностью моральных норм, которые определяют отношение специалиста к своему профессиональному долгу. Обычно он включает в себя:

  • Соблюдение культуры речи, владение и уместное употребление профильных терминов.
  • Соответствующий дресс-коду внешний вид.
  • Поддержание порядка на своём рабочем месте.
  • Соблюдение правил поведения, которые формируют позитивную репутацию учреждения (фирмы, компании, организации и т. д.).
  • Достойное владение техниками межличностного общения.

И это – лишь малая часть того, что составляет профессиональную культуру сотрудников. Во многих сферах ещё есть небезызвестный кодекс чести, который строго регламентирует этические нормы внешних проявлений какой-либо деятельности.

Пример: педагогическая деятельность

Почему именно эта сфера? Потому что это поистине самый яркий пример. Ведь каждый педагог – это, по сути, источник знаний, умений и навыков, а также тот, кто стимулирует развитие нравственных этических взглядов и творческих способностей учащихся, стимулируя у них желание получать образование.

Можно даже сказать, что учитель является первым эталоном социальной культуры в жизни любого ученика. Он – пример для подражания.

Системными компонентами профессиональной культуры педагога являются:

  • Уровень интеллектуального развития. Сюда относится развитие педагогического мышления – способность анализировать и синтезировать, уместно критиковать, быть наблюдательным и активным, уметь включать творческое воображение, тренировать память.
  • Уровень организации деятельности. Педагог, какими бы высококлассным специалистом он ни был, должен постоянно совершенствоваться.
  • Уровень этики, мировоззренческой и нравственной культуры.
  • Высокоразвитые социальные навыки. Умение не только слушать, но и слышать; способность грамотно задавать вопросы и устанавливать контакты; понимать учеников, готовность и желание с ними общаться.
  • Культура речи и внешнего вида.

Другие аспекты

Выше был перечислен лишь малый перечень компонентов. Культуру профессиональной деятельности педагога также составляет его эмоционально-волевая сфера, а также богатство и дисциплина чувств, что многие считают ключевым фактором.

https://www.youtube.com/watch?v=JnSu-JlCPbc

Здесь имеется в виду умение педагога не поддаваться настроению, быть объективным и беспристрастным, сдерживать себя, а ещё знать, когда нужно прислушиваться к разуму, а когда к сердцу. Ведь человеку, которому свойственна эмоциональная культура, присуща эмпатия и чуткость. И надо уметь определять, когда их проявления уместны.

Кроме перечисленного, важнейшая составляющая профессиональной культуры специалиста-педагога – это его характер. Преподаватель регулярно решает воспитательные и дидактические задачи, в чём ему помогает энергичность, самостоятельность, общительность, чувство юмора и оптимизм. Если педагогу свойственна апатия, негативное восприятие мира и замкнутость, то он просто профнепригодный.

И из этого всего можно сделать логичный вывод. Педагогическая культура – не то, что рождается вне общего развития человека, являющегося субъектом данной деятельности. Это невозможно. Она вырастает из общей культуры, таким образом являясь её важнейшим продолжением.

Медицинская сфера

Нельзя не отметить вниманием и профессиональную культуру работника данной отрасли. Медицина, если отойти от научных терминов, является очень личной, даже интимной сферой, где без этики и всего вышеперечисленного просто невозможно.

Пациент должен доверять врачу. Соответственно, доктор должен всегда быть и оставаться таким, чтобы расположить к себе любого человека. Это очень сложно. Тут имеет значение всё – начиная мимикой и тоном речи, заканчивая жестикуляцией и взглядом.

Но что первостепенно? Естественно, общение. Умение врача вежливо, учтиво и располагающе вести беседу. Причём так, чтобы пациент его понял должным образом. А поспособствовать этому может лишь совершенное владение языком, а также умение просто, понятно и грамотно разъяснить человеку ситуацию.

И чтобы совершенствовать профессионализм, врач обязан помнить не только о постоянном обучении медицинскому искусству, но ещё и о воспитании в себе нравственных качеств.

СМИ

В данной сфере профессиональная культура является не просто хранилищем стереотипов, стандартов и памяти сообщества журналистов. Это ещё и проявление индивидуальности, творческого своеобразия, а также умение ломать привычное, возводя на его месте нечто новое, лучшее, более совершенное и современное.

Пожалуй, медийщики, журналисты и сотрудники СМИ – тот самый случай, когда личная культура мало чем отличается от профессиональной. Когда стиль жизни и взгляды определяют будущую профессию, а не наоборот.

Журналистов, а также их прав и обязанностей, касается немало законов и постановлений. Есть и так называемый кодекс профессиональной этики. На перечисление всех положений уйдут страницы. Если обобщать, то вывод такой: в данной сфере всё должно строиться на правде, честности, достойности, безвозмездности и законности.

За искажение или предоставление ложной информации, неприемлемое поведение в процессе добывания данных, некорректное отношение к людям, неуважение, разглашение тайн, нарушение авторских прав – за это и многое другое журналист отвечает своей репутацией и именем.

Таким образом, формирование профессиональной культуры медийщиков подразумевает процесс воспитания самых настоящих Людей Чести, думающих о каждом своём шаге, и держащих ответ за всё сказанное или содеянное. В этом и проявляется высокая мораль.

О формировании и развитии

Основы профессиональной культуры должен знать каждый человек, какую бы специальность он ни выбрал. Благо во многих вузах их уже начинают преподавать в рамках некоторых предметов (чаще всего – психология). Однако для полноценного введения данной дисциплины, что однозначно необходимо, потребуется перестройка системы высшего образования.

Но предмет нужен. Современное общество находится в кризисном состоянии. Во многом из-за поиска нового смысла человеческого бытия и путей личностного развития.

Проблема современности

Сейчас наблюдается кризис духовно-нравственных ценностей, криминализация отношений, случаи повальной утраты смысла жизни, рост агрессивности и уровня ожесточённости, плохое качество воспитания подрастающего поколения.

https://www.youtube.com/watch?v=UgTLFKmWOgo

При таких условиях развитие профессиональной культуры просто необходимо, поскольку оно переводится в личностный план – формирует системное мышление и подход к будущей деятельности через призму своих ценностей.

Социальный аспект

Надо сказать, что профессиональная культура очень помогает в совместной трудовой деятельности. Ведь она проявляется в участливости, готовности помочь коллегам, в межличностном общении и поддержке.

Если у всех работников она находится на высоком уровне, то в коллективе, как правило, царит морально здоровая, комфортная атмосфера. Это, в свою очередь, позитивно влияет на производительность труда и поддерживает оптимистичный настрой сотрудников. Конфликты, как правило, отсутствуют, а если и возникают, то разрешаются самым оптимальным способом.

Именно поэтому, кстати, некоторые учёные утверждают, что профессиональная культура – это умение в совершенстве использовать имеющиеся стереотипы общения, и порождать новые.

В любом случае, какой бы вариант определения данному понятию ни был дан, невозможно отрицать его значимость. На проф.культуре строится любая деятельность, какой бы сферы она ни касалась. А в соединении с профильной компетентностью и высокой образованностью специалиста, она отражает свою многогранность как социальный феномен.

Источник: https://www.syl.ru/article/357861/chto-takoe-professionalnaya-kultura

Народная художественная культура как предмет научного исследования

УДК 008 (168.522) Пшеничных О.П.

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Пшеничных Ольга Петровна – аспирант кафедры философии Белгородского государственного университета.

Аннотация: статья освещает проблему научного исследования народной художественной культуры: определение предмета исследования, понятийный аппарат, критерии научности. Ключевые слова: народная художественная культура, критерии научности, объективность.

Становление народной художественной культуры как конкретного предмета исследования прошло свой путь и окончательно сформировалось лишь недавно. Само понятие «народной художественной культуры» понимается сегодня не однозначно и часто расплывчато, очевидно переживая период конституализации.

Данная ситуация является следствием того, что долгое время исследователи изучали тот или иной аспект народной культуры, опуская при этом явление в целом, либо обращаясь к ней фактически подменяли ее другими понятиями, либо рассматривали ее без учета генезиса и типологии.

То, что обычно подразумевается под народной традиционной культурой, на сегодняшний день, оказывается наиболее древней культурной системой, имеющей на разных этапах истории разную степень распространения и дошедшей до наших дней как один из пластов культуры общества.

НХК как предмет исследования имеет одну особенность. Сложным является вопрос о разграничении научного и вненаучного знания о нем. Поскольку это направление научного исследования, сравнительно молодое, теоретическое знание в нем не базируется на законах и теоремах.

Сам предмет исследования зачастую переходит в публицистическую и искусствоведческую области.

Разумеется, что это характерно для многих явлений гуманитарной сферы, однако, отсутствие четких схем, принципов и критериев исследования НХК является неприемлимым для научного уровня.

Долгое время исследование народной культуры подразумевало под собой обращение к фольклору, а именно к устному народному творчеству. С одной стороны это значительно сужало/ограничивало предметную область исследования. Но с другой – устный фольклор есть духовное отражение народного быта, поскольку народная культура, прежде всего, вербальная культура, что и определяет ее функционирование.

Понятие «народная культура» до настоящего времени еще недостаточно осмысленно с рационально-понятийных позиций и требует уточнений. И по сей день, оно не редко связывается исключительно с прошлым, с пережитками древних воззрений на мир, или поэтизацией обрядовых действий.

По мнению Л.И. Михайловой, понятие «народная культура» «связывают, как правило, с деятельностью социальных низов общества, представителей простонародья»[6]. Л.Н. Коган резонно уточняет, что «народной культурой называют культуру, непосредственно созданную людьми физического труда – ядром народных масс каждой исторической эпохи» [4]. А.С.

Каргин при этом утверждает, что «нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде».

Подобные, зачастую противоречивые понятия встречаются нередко, в связи с этим вопрос о пересмотре и конкретизации ключевых понятий стоит очень остро, поскольку является определяющим для понимания места народного искусства в современной культуре.

«Утвердившиеся понятия грешат против правды народной жизни, истинной её истории, самой науки и наконец, собственно, народного искусства, что обернулось теперь практикой подделок, вытесняющих и подменяющих подлинное искусство» [7].

Само многообразие подходов к культуре в целом, множественность определений этого понятия порождают разночтения и непонимание исследователями друг друга. Очевидно, что единственно продуктивный результат возможен лишь при четком понимании предмета исследования и формирования подлинно научных/объективных понятий. Речь идет не только о понятии «народная художественная культура», но и таких ключевых единицах как «крестьянство», «традиция», «этнос» и др.

По мнению А.Я. Гуревича, следует «настаивать на том, что призыв к прочистке общих понятий, употребляемых медиевистами, предполагает, в частности, и приглашение заново продумать и уточнить и такой, казалось бы, очевидный термин как «крестьянин»» [2]. Лишь подобное

переосмысление влечет за собой как самый тщательный и всесторонний анализ предмета исследования, так и попытки проникнуть в содержание его внутренних механизмов.

Одной из причин возникновения разночтений в понятийном аппарате, как уже было сказано выше, является множественность подходов к исследованию. Однако, здесь следует разъяснить тот вид непонимания, возникающий с точки зрения западной, либо отечественной культурологии. Говоря об исследованиях народной культуры мы вслед за В.М.

Межуевым разделяем культурологию и философию культуры. «Если культурология есть знание о разных культурах, в их отличии друг от друга (безотносительно к вопросу о том, какую из них мы считаем своей), то философия культуры есть знание о культуре, которую мы считаем своей. Короче, она есть не просто знание человека о культуре, а его культурное самосознание»[5].

Таким образом, обращаясь к исследованию народной художественной культуры, мы подразумеваем, прежде всего, русскую традиционную культуру, как отдельный предмет исследования с точки зрения носителей этой культуры.

Причем, результатом является вовсе не субъективная точка зрения исследователя, а более глубокий/полноценный/имманентный подход к исследованию «изнутри», осуществляемый в рефлексивной форме.

По мнению Е.Л.

Антоновой «историческая народная культура представляет собой образец специфического социально-практического опыта, знаний и ценностей, выработанных в рамках крестьянского миропонимания и картины мира, выразившихся в фольклорной культуре, включающей традиции, обряды и способ организации жизнедеятельности, свойственные крестьянскому социуму» [1]. Применяемы в данном случае, типологический подход позволяет различать следующие культурно-исторические типы – (исторический тип народной художественной культуры (культура общинного крестьянства) и современный тип народной культуры). Таким образом, обращение к народной культуре политически, идеологически и методологически «увязано» с доминирующими в каждый конкретно-исторический период реалиями, потребностями и возможностями рассмотрения, что и определяет междисциплинарный характер ее исследования.

Указанные характеристики народной художественной культуры как предмета исследования обуславливают и критерии научности. Речь идет о принципах верифицируемости и объективности.

Под верифицируемостью, мы подразумеваем подтверждение полученных ранее фактов, и подкрепление теории практикой. Применительно к народной культуре данное свойство имеет свой особый характер.

Поскольку конкретные данные, полученные, к примеру, в ходе этнографических экспедиций зависят от так называемого «человеческого фактора» (личность исполнителя фольклора, местные особенности), следует помнить о вариативной природе фольклора, объясняемой вербальным/нарративным механизмом функционирования культуры.

Однако, и в данном случае исследователь может верифицировать факты, выявляя типичные и «отклоняющиеся» формулы, разграничивая региональное и общеэтническое, проникая в личностный мир носителя культуры.

Объективность, как критерий научности исследования народной культуры, априори противоречит устоявшимся взглядам, поскольку ранее, мы уже определили имманентный подход к предмету исследования как самоцель.

Но вместе с тем, именно данный метод позволяет нам быть свободным от всевозможных субъективных точек зрения, являющихся результатом «незнания» культуры и ее восприятия как «другой/чужой».

Феноменологический подход к исследованию народной художественной культуры, предполагает единство объективного и субъективного и дает возможность проникнуть в более тонкие слои ее понимания и интерпретировать те нюансы, которые не заметны «постороннему» глазу.

Широко известен тот факт, что некоторые явления народной жизни не могут в полной мере анализироваться иностранными исследователями, поскольку не имеют даже словесной «оболочки» вне языка их носителей.

Следовательно, объективность в данном случае, проявляется в позиции исследователя народной культуры, как собственной (исследователь видит культуру через личную языковую картину мира), имеющей индивидуальные особенности, трактуемые не как положительные или отрицательные, а как самобытные и уникальные, присущие данной культуре. Тем более, что сама «русская культура несводима [к сугубо] … этническому или национальному субстрату, хотя, несомненно, несет в себе характеристики обоих этих уровней [3]» как самостоятельный культурно-исторический тип. Таким образом, народная художественная культура как предмет научного исследования представляет собой пласт отечественной культуры, форму самовыражения народа, исследуемую по определенным принципам и критериям научности.

Литература

Антонова Е.Л. Народная художественная культура. Учебное пособие. – Белгород, 2006. С. 18. Гуревич А.Я. Одиссей. 2006. – С. 41

Ерасов Б.С. Универсалии и самобытность. – М., 2002. – С. 419.

Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры. – Новосибирск, 1983. – С. 54.

Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. Курс лекций. – 2-е издание. – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2003.С.25

Михайлова Л.И. народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2000. – С. 18.

Некрасова М.А. Народное искусство как феномен духовной жизни России. Некоторые аспекты//Православие и народное творчество. Сборник докладов. – М., 2004. – 328 с. – С.7.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-hudozhestvennaya-kultura-kak-predmet-nauchnogo-issledovaniya

Народная художественная культура как культурная константа евразии | мой онлайн универ

Современная наука определяет культуру как результат дея — тельности человека, результат обработки и осмысления им ок — ружающих вещей и мира в целом. Очевидно, что при таком взгляде культура той или иной эпохи будет определяться, преж — де всего, тем, как он видит мир.

Стержнем культуры явится при этом этническая картина мира, которая формируется на основе этнических констант, с одной стороны, и, с другой, – осознавае — мых и отчасти бессознательных ценностных доминант. Этниче- ская картина мира не является неизменной. Она различна в раз — ные периоды жизни этноса и для тех или иных групп внутри этноса.

Культура как результат деятельности людей включает результаты воспитания и образования человека, соответствую —

щего данному времени – современному культурному простран — ству Евразии. Культура выступает как один из интегрирующих факторов евразийского пространства. Важным явлением социо — культурной эволюции современного общества становится осоз — нание истины, что без опоры на фундаментальные ценности на — циональной культуры не может быть успешного развития лю — бой сферы культуры и страны в целом.

Культура любого народа, отражая специфику его историче — ского развития, есть динамическая данность, цементирующая конкретное сообщество и сообщающая его существованию оп — ределенность и устойчивость [1]. Все особенности культуры возникают не случайно.

Они обусловлены совместным действи — ем причин: внешних (природно-географических, исторических, политико-экономических и т. д.) и внутренних (генетических), связанных со своеобразием менталитета данного народа.

Имен — но к этим генетическим факторам и следует отнести народную художественную культуру.

М. С. Каган в своей книге «Морфология культуры» выделяет художественную культуру в самостоятельный вид человеческой деятельности, считая, что её определяет такая особенность, как единство материальной и духовной деятельности человека [3].

Художественная культура есть сложный, многоступенчатый процесс, который вовлекает в творческую деятельность гораздо большее число людей, чем просто профессиональные авторы произведений искусства.

Она содержит: способы и формы ху — дожественной деятельности, выработанные предшествующими поколениями; унаследованные и усвоенные живущим поколе — нием художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хра — нения, распространения, репродукции, пропаганды. Особое ме — сто в художественной культуре занимают формы художествен — ного образования и методы исследования искусства [2, с. 4]. Культура общества, таким образом, предстает в сложном взаи — модействии и взаимопереплетении своих составляющих. Но при этом в культуре всегда имеется некая константа, определяющая устойчивость культуры на разных этапах её развития. Этой кон — стантой является народная культура.

Народная культура есть высочайшее достижение того или иного народа. Она сформировалась в результате векового отбора настоящего, истинного. В ней концентрируются общечеловече — ские нравственные устои, выступая в качестве критерия, образ — ца.

Народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом.

Только наличие ценностей альтру — изма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтоже — нию, а поднимет ее на новый духовный уровень.

Народная художественная культура являет собой корневую основу всего «древа» культуры, органической части самой при — роды, сохраняющей во все времена жизненные связи с окружаю — щей средой, этнической общностью, с землей, формирующей жизненную силу в культуре каждого этноса. Её «генеральной

функцией» является «воспроизводство человеческого в челове —

ке», воссоздание связей личности с общенародным, общечелове — ческим при сохранении национальной укоренённости. В ней со — храняются информационные структуры, которые играют роль, аналогичную роли генов в формировании и развитии биологиче — ских видов.

Они представлены мировоззренческими универса — лиями, на основании которых функционирует и развивается ог — ромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде раз — личных кодовых систем и составляющих «тело культуры». В. С.

Стёпин, проводя параллель между социальной и биологиче- ской составляюшими человека и человеческой жизнедеятельно — сти, пишет: «Мировоззренческие универсалии выполняют в жиз — ни общества такую же функцию, как и гены в живом организме.

Они организуют в целостную систему сложнейший набор раз — личных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни. Смыслы мировоззренческих универсалий (категорий

«природа», «космос», «пространство», «время», «человек», «сво — бода», «справедливость» и т. д.), формируя целостный образ чело — веческого жизненного мира и выражая шкалу ценностных при — оритетов соответствующего типа культуры, определяют, какие фрагменты из непрерывного обновляемого социального опыта должны попасть в поток трансляции, а какие должны остаться

вне этого потока, то есть не передаваться новому поколению и не играть сколько-нибудь важной роли в его становлении. Тем са — мым они определяют, какие знания, верования, ценностные ори — ентации, целевые установки, образцы деятельности и поведения будут преимущественно регулировать поведение, общение и дея- тельность людей, формировать их социальную жизнь» [5, с. 18].

Система мировоззренческих универсалий представляет собой культурно-генетический код, в соответствии с которым воспроиз — водятся социальные организмы. Радикальные изменения соци — альных организмов невозможны без изменения культурно- генетического кода. Без этого новые виды общества возникнуть не могут.

Именно таким культурно-генетическим кодом и пред — стаёт народная художественная культура.

В системе народной культуры В. С. Цукерман выделяет три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее – самоуправления) и духовную культуру.

В последней он различает следующие структурные элементы: на — родное мировоззрение, народную экономическую культуру, на — родную нравственную культуру, народную педагогику, народ — ное правосознание, народную художественную культуру (см. его диссертацию «Народная культура как социальное явление». Свердловск, 1984).

Особое место занимает в его структуре на — родная экологическая культура как «срез» всей народной куль — туры, включающая в себя определенную систему природополь — зования, многие из элементов которой имеют природоохрани — тельное значение.

Народная художественная культура играет также важную роль интегратора общества.

В ней в образно-художественной форме выражаются и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятель — ностью настолько органична и неразрывна, что зачастую прак — тически невозможно отнести отдельный вид народного творче — ства к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интег- рирующей является пронизывающая всех их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бы —

том народа. Культура нации имеет целостный и центростреми — тельный характер.

Специфические признаки народной художественной куль — туры позволяют вычленить её в сфере общечеловеческой куль — туры.

Она непосредственно связана с материальным производ — ством, с природной средой и со всей социальной практикой на — родных масс, с их общественным и семейным бытом, с обычая — ми, со всем укладом жизни, что определяет своеобразный «при — кладной» характер всех видов народного творчества.

Народная художественная культура как сложная динамиче — ская система обладает множественностью функций: социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, норма — тивной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др. И эти функции необходимо ис —

пользовать в полном объеме и в самых различных сферах. На —

родную художественную культуру отличает коллективный ха — рактер творческой деятельности, устойчивая, длительная во времени и распространяющаяся в широкой социальной среде и этническом пространстве традиционность.

Традиции народной культуры постепенно и, на первый взгляд, незаметно изменяют — ся и обновляются, они проявляются в форме непосредственной передачи от поколения к поколению, от социума к социуму на — выков, форм, приемов, техники творчества и самих произведе — ний, форм их бытования и восприятия. Ещё одной особенно — стью народной художественной культуры является то, что она образует большое количество региональных типов и локальных вариантов, но сохраняет общечеловеческое. Жизненно необхо — димым оказывается привлечение всех возможностей народной художественной культуры для формирования будущего челове — ка и обеспечения его жизнедеятельности.

Образование представляет собой главный механизм вос — производства общественного интеллекта. С последней трети ХХ века образование как форма управления и производства проникает во все сферы жизни человека, становится главной функцией любых организационных систем в обществе. «Школа должна служить своему народу и государству и потому должна

быть национальной и патриотической. …Воспитание должно

быть в духе той религии и государственных устоев, в которых

живет та или другая народность. Воспитание должно соответст — вовать истории, характеру и особенностям данной народности»,

— писал известный русский педагог И. П. Корнилов. Воспита — ние в такой школе должны осуществлять педагоги, ревностно относящиеся к национальной истории, к отечественной культу — ре и собственным святыням. В ином случае эффективность на — ционального образования будет сведена к нулю.

Особой сферой народной культуры является народная педа — гогика. Этнопедагогика является базисной характеристикой сис — темы непрерывного образования, связывающего все ступени воспитания и обучения детей и молодежи.

Она содержит в себе потенции интегративной образовательной системы: целостное восприятие мира, неразрывность теории и практики, сочетание научных знаний и практических умений и навыков; высокий нравственный императив.

Особая роль в народной педагогике принадлежит личности Учителя, к уровню профессиональной подготовленности которого предъявляются высокие требования.

Суть высокопрофессионального педагогического уровня препо — давателя заключается в том, что доступность в обучении дости- гается максимально возможным сжатием и упрощением мате — риала без снижения его научности и социальной значимости.

Знакомство с народной культурой является наиболее про — стым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего воз- раста к культуре своего народа способствует возрождению гене — тической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала.

Народная художественная культура позволяет гар — монизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями.

Активное включение подрастающего поко- ления в сферу восстановления народной художественной культу — ры позволяет укрепить у детей и юношества национальный им — мунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.

Лауреат Нобелевской премии К. Лоренц назвал разрыв с традицией одним из смертных грехов современного человечест — ва. Сейчас постепенно формируется взгляд на традиции как на универсальные образования. Традиция рассматривается как ка — тегория, призванная охватить все способы фиксации, передачи и

воспроизводства культуры. Все чаще высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвяза — ны и взаимообусловлены. Э. С.

Маркарян отмечал: «Культурная традиция и сегодня продолжает оставаться универсальным ме- ханизмом, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно-временной трансмиссии позво — ляет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности. Без действия этого механизма обще — ственная жизнь людей просто немыслима» [4, с. 87].

Большин — ство российских авторов считают традицию феноменом дина — мичным и саморазвивающимся. Термины «культура» и «тради — ция» в определенном теоретическом контексте почти синони — мичны. Термин «культура» обозначает сам феномен, а «тради — ция» — механизм его функционирования.

Традиция есть нечто, находящееся в постоянном движении, изменении; причем в ней самой таится источник этого движения. Динамика культурной традиции – это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых. Вспомним слова Поля Рикера: «Всякая традиция живет благода — ря интерпретации» [6, с. 648].

Сохранение традиций и особенностей в той или иной куль — туре способствует формированию у молодого поколения здоро — вого социального поведения в условиях многонационального общества.

Современное образование должно сочетать воспита- ние национального самосознания, укоренения в сознании моло — дого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера и др.

) с созданием благоприятных условий для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе диалога культур, открытой коммуникации в духе взаимоуваже — ния и взаимопонимания.

Материалвзят из: Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Visited 76 times, 1 visits today)

Источник: http://moyuniver.net/narodnaya-xudozhestvennaya-kultura-kak-kulturnaya-konstanta-evrazii/

Студиорум
Добавить комментарий