- Филологический факультет :: Обучение :: Бакалавриат
- Библиотечно-информационная деятельность
- Раздел 1 Общее библиотековедение 50
- Библиотечно-информационная деятельность: кем работать и где учиться?
- Введение в профессию
- Куда пойти учиться?
- Основа обучения
- Виды деятельности
- В чём заключается работа?
- Перспективы
- Предметы обучения студентов
- Пример
- Образовательные программы
- Шифр
- Информационные технологии
Филологический факультет :: Обучение :: Бакалавриат
Источник: http://www.phil.vsu.ru/education/bachelor.html
Библиотечно-информационная деятельность
УчреждениеРоссийской академии наук
Государственнаяпубличная научно-техническая библиотека
Сибирскогоотделения РАН
Государственноеобразовательное учреждение высшегопрофессионального образования «Новосибирскийгосударственный педагогическийуниверситет»
Методическиерекомендации (для преподавателей истудентов вузов
специальности071201 / направления подготовки 071900)
Новосибирск
2011
Нормативный срок обучения – 4 года. В ВГУ на базе филологического факультета открыто новое направление бакалавриата библиотечно-информационная деятельность. Актуальность направления обусловлена его пограничным положением на стыке гуманитарных, естественных и технических наук, но прежде всего его обращенностью к сфере информации. Вступление человечества в информационную эпоху, вызвавшее рост информационных потребностей и расширение информационного рынка, породило потребность в специалистах, владеющих информационно-коммуникационными технологиями, обращенными к процессам накопления и управления знаниями.
Филологический факультет, являющийся базой для данного направления, известен широким диапазоном научных школ, сильными преподавательскими и научными кадрами. К обучению бакалавров библиотечно-информационной деятельности привлечены преподаватели других факультетов, а также сотрудники социально-культурных учреждений, в том числе Зональной научной библиотеки ВГУ, одной из ведущих вузовских библиотек России, и Воронежской областной универсальной библиотеки им. Никитина, одной из крупнейших и старейших в культурной российской провинции. Все это открывает перед выпускниками широкие профессиональные, научные и жизненные перспективы.
Большое значение в подготовке специалистов придается их фундаментальному профессиональному образованию на базе новейших достижений культуры, науки и техники. В обучении широко используются электронные и компьютерные средства, современные формы и методы педагогики высшей школы. За последние годы библиотечно-информационная профессия видоизменилась, что напрямую связано с изменением самой библиотечной сферы, в которой на первый план выдвигаются электронные библиотеки и функционирование которой все больше и больше сопрягается с выполнением разного рода социокультурных, научных, образовательных задач. Нынешний специалист библиотечно-информационной отрасли – это аналитик, владеющий современными компьютерными технологиями, это менеджер, курирующий реализацию социокультурных проектов, это педагог и психолог, помогающий читателю-получателю информации найти в социуме применение своим способностям, это документовед, без которого невозможно решить ни одного сложного вопроса управленческой деятельности.
В рамках специальных курсов бакалавров научат организовывать и проводить образовательные и культурно-воспитательные мероприятия (экскурсии, экспозиции, литературные вечера, книжные ярмарки и выставки, книжные презентации и др.), а также проводить социологические и психологические исследования для выявления информационных потребностей общества. В соответствии с полученными квалификациями выпускники работают по широкому спектру должностей: в библиотечно-информационных учреждениях, специалистами по документационному обеспечению управления в государственных и коммерческих структурах, преподавателями специальных дисциплин в колледжах культуры, в органах государственного управления, в информационных центрах и рейтинговых агентствах, в различных СМИ и редакционно-издательских организациях.
Выпускники работают в различных учреждениях, связанных с обработкой и продвижением информационных ресурсов:
Диплом бакалавра Настоящий диплом свидетельствует о том, что Иванов Иван Иванович освоил(а) программу бакалавриата по направлению подготовки Библиотечно-информационная деятельность Телефон: +7 (473) 220-84-98 |
|
УДК | 02(075.8) |
ББК | 78.3я73 |
Б59 |
Отв.составители:
канд.пед. наукЕ. Б. Артемьева
канд.искусствоведения, доцент Н.С. Мурашова
Б59 | Библиотечно-информационная деятельность : метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос. акад. наук Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН ; Новосиб. гос. пед. ун-т ; отв. сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. – Новосибирск, 2011. – 172 с.ISBN 978-5-94560-224-3Издание включает составленные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 071201 / направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» методические рекомендации по прохождению учебной, производственной, педагогической практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы, а также программу государственного экзамена. Пособие предназначено для преподавателей и студентов учреждений библиотечного образования.УДК 02(075.8)ББК 78.3я73 |
ISBN 978-5-94560-224-3 | © Учреждение Российской академии наукГосударственная публичная научно-техническаябиблиотека Сибирского отделения РАН(ГПНТБ СО РАН), 2011© Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Новосибирский государственный педагогическийуниверситет», 2011 |
Методические рекомендации по профессиональной практике 8
Предисловие 8
1 Общие положения 8
2 Характеристика видов практики 9
3 Базы практики 14
4 Требования к прохождению практики 16
5 Порядок прохождения практики 16
6 Отчетные документы 17
7 Этапы учебно-ознакомительной практики 19
8 Этапы учебной практики 22
9 Этапы производственной практики 25
10 Этапы педагогической практики 31
Список рекомендованной литературы 34
Список использованной литературы 40
Приложения 41
Программа государственного экзамена 50
Общепрофессиональные дисциплины 50
Раздел 1 Общее библиотековедение 50
Раздел 2 Общее библиографоведение 77
Раздел 3 Социальные коммуникации 82
Раздел 4 Документоведение 85
Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации 90
Раздел 6 Информатика 99
Раздел 7 Информационные технологии 110
Цикл специальных дисциплин 115
Раздел 8 Библиотечный фонд 115
Раздел 9 Библиотечный менеджмент 123
Раздел 10 Библиотечное обслуживание 130
Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки 142
Раздел 12 Основы педагогического мастерства 145
Раздел 13 Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин 149
Введение
Подготовкакадров с высшим образованием поспециальности 071201 «Библиотечно-информационнаядеятельность» осуществляется вГосударственном образовательномучреждении высшего профессиональногообразования «Новосибирский государственныйпедагогический университет» (ГОУ ВПОНГПУ) на факультете культуры идополнительного образования; выпускающейявляется кафедрасоциально-культурной и библиотечнойдеятельности (СКиБД),активно сотрудничающая с научнымибиблиотеками региона, прежде всего, сГосударственной публичнойнаучно-технической библиотекойСибирского отделения Российской академиинаук (ГПНТБ СО РАН).
СогласноДоговору между ГПНТБ СО РАН и ГОУ ВПОНГПУ,на базе ГПНТБ СО РАН осуществляетсяобучение студентов по общепрофессиональными специальным дисциплинам. Лекционные,семинарские и лабораторные занятияпроводят ведущие специалисты Библиотеки,которые одновременно являютсяпреподавателями кафедры СКиБД НГПУ.
Базамипрактики являются ГПНТБ СО РАН,Новосибирская государственная областнаянаучная библиотека, Новосибирскаяобластная юношеская библиотека,Новосибирская областная детскаябиблиотека, Новосибирская областнаяспециальная библиотека для незрячих ислабовидящих, вузовские и другиебиблиотеки города.
Источник: https://StudFiles.net/preview/6148738/
Библиотечно-информационная деятельность: кем работать и где учиться?
В настоящий момент устаревшая библиотека как социальный институт теряет свою актуальность. Однако возникают другие или реабилитируются старые в абсолютно новые социальные предприятия и культурные институты.
В настоящее время библиотекарь или, как называют эту профессию на языке профессионалов данной организации, специалист библиотечно-информационной деятельности, должен уметь не только расставлять книги на полках.
Это целая система работы и обязанностей, которые включают новейшие информационные технологии и проекты.
Давайте разберёмся, что же такое библиотечно-информационная деятельность. Кем работать специалисту с таким дипломом?
Введение в профессию
Управление библиотечно-информационной деятельности специалистов в этой области вкупе с инновационными технологиями, внедряемыми в современные библиотеки, информационные и культурные центры, позволяют открыть доступ для посетителей к самым ценным экспонатам. А это порой исторически важные и особо охраняемые документы, фонды и материалы, к которым теперь можно легко подобраться простым посетителям библиотек посредством новейших информационных технологий.
Куда пойти учиться?
В нашей стране специальность “Библиотечно-информационная деятельность” можно получить более чем в 40 университетах, институтах и академиях. В их числе:
- Московский государственный университет культуры и искусств, а также столичный Лингвистический университет.
- Арктический государственный институт искусств и культуры.
- Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий.
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Основа обучения
Информационно-коммуникационная компетенция современных специалистов библиотечно-информационной деятельности основывается на соединении навыков и умений, становление которых в высших учебных заведениях проводят с помощью многоуровневой основы – фундамента знаний данной сферы.
Такое образование в нашей стране включает следующие ступени профессиональной подготовки таких работников:
- среднего библиотечного образования;
- высшего образования;
- высшей квалификации – аспирантура;
- формы переподготовки специалистов других сфер деятельности в качестве дополнительного образования.
Все эти пункты составляют систему постоянного образования специалистов библиотечной сферы.
Модель профессиональной компетенции такого высококвалифицированного специалиста: определение и описание личностных качеств читателей и мотивации их к чтению.
Такие характеристики даются после проведения и анализа практических исследований профессиональных качеств самих специалистов области библиотечной деятельности и посетителей библиотек.
Виды деятельности
Специалист в области библиотечно-информационной деятельности осуществляет следующие виды труда:
- методическая;
- преподавательская;
- информационно-аналитическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая;
- культурно-просветительская;
- проектная и экспертная;
- психолого-педагогическая.
В чём заключается работа?
задача работы заключается в формировании, обработке и классификации информационных и документальных фондов, а также обеспечении их полной сохранности и организация их восстановления или реставрирования.
Основная работа специалиста библиотечно-информационной деятельности заключается в следующем:
- осуществление информационной диагностики и моделирования, то есть информационно-аналитическая обработка информации;
- исследование качеств информационных ресурсов, их корректировка и обработка;
- выявление и оценивание инновационного опыта деятельности;
- работа и изучение потребителей информационно-библиотечных ресурсов;
- проектирование и реализация, то есть конкретное осуществление обслуживания пользователей данных ресурсов;
- разработка инновационных проектов данной среды для улучшения осуществления обслуживания пользователей, а также внутреннего социального партнёрства.
Перспективы
Многие студенты задаются вопросом, поступив на кафедру библиотечно-информационная деятельность: “Кем можно работать с таким дипломом?”
Став специалистом в данной области, можно найти подходящую профессии работу в:
- библиотеках;
- культурно-досуговых центрах;
- информационных и информационно-аналитических центрах и агентствах;
- преподавательстве;
- издательских типографиях и редакциях;
- мультимедиа центрах.
Но, конечно, дипломированный специалист с высшим образованием, полученным по профилю “Библиотечно-информационная деятельность”, кем работать, будет знать точно. Почти во всех высших учебных заведениях существует практика подбора места дальнейшей после учёбы работы для каждого заинтересованного в этом студента.
Предметы обучения студентов
Профстандарт библиотечно-информационной деятельности предполагает обучение по таким предметам, как:
- библиотековедение;
- библиографоведение;
- библиотечная журналистика;
- библиотечная этика;
- документоведение;
- информационные системы и технологии;
- информатика;
- социальные коммуникации;
- профессиональные коммуникации в научно-технической деятельности;
- иностранные языки;
- теория и история литературы;
- детская литература и чтение;
- менеджмент качества;
- философия;
- история и некоторые другие.
Конкретный набор предметов зависит от выбранного студентом профиля обучения.
Пример
Например, специалиста по профилю обучения “Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством” ждёт:
- линия обучения антропологии детства;
- участие в фольклорно-этнографических экспедициях;
- повышение степени образования по курсу “Теория детской литературы и методология детского чтения”, а также многое другое.
Образовательные программы
Образовательные программы и профили, по которым осуществляется подготовка специалистов в области “Библиотечно-информационная деятельность”:
1. Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.
По этому профилю студенты изучают:
- логичность движения информации в социальной среде;
- основные правила деятельности систем и сетей информации;
- информационные технологии во всех видах своих проявлений;
- глубокие понятия о документальных потоках в библиотечной сфере, а также всего имеющегося фонда и различные направления деятельности библиотек.
Подготовленный специалист с такими умениями и навыками легко сможет работать с полной автоматизацией библиотечных технологий с применением средств мультимедиа.
2. Управление и менеджмент данных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности библиотек.
Профессионалы этого профиля занимаются:
- управлением и менеджментом информационных ресурсов (документы, материалы и фонды библиотек или других профильных учреждений);
- информационным эскортом инновационных проектов;
- созданием социальной коммуникационной сферы организации.
3. Книжные коммуникации в профессиональной сфере.
Важным дополнительным преимуществом такого специалиста станут навыки работы с редкими и рукописными книгами, которые являются особо ценными среди коллекционеров.
Учёба по этому профилю подготовит студентов к:
- организации деятельности издательств и книжных магазинов;
- правовым и юридическим нормам деятельности вышеуказанных организаций.
Такой специалист библиотечно-информационной деятельности будет иметь практические навыки книжного дизайна и оформления как внутреннего, так и внешнего. А также способность определять точную цену антикварных и букинических изданий без ошибок, навыки работы с аукционными каталогами книг.
4. Управление и менеджмент библиотечно-информационной деятельности.
После освоения программы этого профиля получаются специалисты среднего и высшего звена – элита библиотечного мира. Можно назвать это направление очень важным и ответственным, поскольку практической средой деятельности профессионала станет:
- планирование ежедневной деятельности библиотечного учреждения, а также долгосрочного управления и менеджмента организаций данного профиля;
- работа со структурными подразделениями таких институтов;
- практическая работа с персоналом;
- полное понимание отдельных направленностей деятельности библиотек и подобных им организаций.
Таким образом, такой выпускник является универсалом в своей профессии и может найти работу в сфере управления, культуры, образования, социальных коммуникаций.
5. Информационно-аналитический профиль деятельности.
Предполагает, что специалист в области библиотечно-информационной деятельности:
- знает методы анализа и соотношения информации;
- способен выявлять причинно-следственные контакты и факторы развития сложных ситуаций.
При обучении у студентов развивают прогнозно-аналитические умения, способность к информационному сопровождению профессиональных видов деятельности, к менеджменту информационными ресурсами различных учреждений.
В рамках этого профиля существует два фактических направления для студентов: в области художественной литературы и в социально-экономической сфере.
6. Библиотечно-информационная деятельность с детьми и юношеством. Это специалисты теории детской литературы и культуры детского чтения. Также является востребованным видом деятельности.
7. Библиотечно-информационная деятельность обеспечения потребителей информации – это в основном будущие организаторы и технологи продвижения и расширения чтения среди населения. Здесь главным в профессиональном изучении является комплекс педагогических, психологических и социально-коммуникативных знаний и навыков.
Высококвалифицированные специалисты этой деятельности помогают потенциальным и укоренившимся читателям информационных ресурсов сформировать через культуру чтения свой социальный статус и расширить кругозор, пройти ступени читательской социализации.
Шифр
Для каждой специальности предусмотрен специльаный код. Шифр данной специальности – 51.03.06 “Библиотечно-информационная деятельность”.
Информационные технологии
Специалист в области библиотечной деятельности должен будет осваивать новейшие информационные и инновационные технологии, касающиеся этой профессии. Информационные технологии библиотечной деятельности данных специалистов складываются в несколько пунктов:
- реализация доступа потребителей к необходимым ресурсам посредством сети Интернет как удалённо (из другого города, например), так и в самой библиотеке;
- занесение всех библиотечных фондов и документов в специальную базу данных (сканирование, оцифровка) для дальнейшей реализации посетителям в качестве объекта не натурального, а оцифрованного, что в конечном счёте помогает сохранению и восстановлению архивных фондов, документов и материалов;
- использование рекламы, PR-технологий и PR-мероприятий в работе современной библиотеки;
- посредством новейших информационных технологий и гаджетов заинтересовывать потребителей (в том числе детского и юношеского возраста) в библиотечно-информационных ресурсах.
Источник: http://fjord12.ru/article/338603/bibliotechno-informatsionnaya-deyatelnost-kem-rabotat-i-gde-uchitsya