«библиотечно-информационная деятельность»: обучение и профессия

Филологический факультет :: Обучение :: Бакалавриат

Источник: http://www.phil.vsu.ru/education/bachelor.html

Библиотечно-информационная деятельность

УчреждениеРоссийской академии наук

Государственнаяпубличная научно-техническая библиотека

Сибирскогоотделения РАН

Государственноеобразовательное учреждение высшегопрофессионального образования «Новосибирскийгосударственный педагогическийуниверситет»

Методическиерекомендации (для преподавателей истудентов вузов

специальности071201 / направления подготовки 071900)

Новосибирск

2011

Нормативный срок обучения – 4 года.

В ВГУ на базе филологического факультета открыто новое направление бакалавриата библиотечно-информационная деятельность.

Актуальность направления обусловлена его пограничным положением на стыке  гуманитарных, естественных и технических наук, но прежде всего его обращенностью к сфере информации.

Вступление человечества в информационную эпоху, вызвавшее рост информационных потребностей и расширение информационного рынка, породило потребность в специалистах, владеющих информационно-коммуникационными технологиями, обращенными к процессам накопления и управления знаниями.

Необходимость гармоничного сочетания гуманитарных и естественнонаучных познаний, подкрепленных информационными технологиями, определяет логику подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Привлекательным является и обучение в одном из эффективных вузов страны, вошедших в сотню лучших высших учебных заведений стран БРИКС.

Филологический факультет, являющийся базой для данного направления, известен широким диапазоном научных школ, сильными преподавательскими и научными кадрами.

К обучению бакалавров библиотечно-информационной деятельности привлечены преподаватели других факультетов, а также сотрудники социально-культурных учреждений, в том числе Зональной научной библиотеки ВГУ, одной из ведущих вузовских библиотек России, и Воронежской областной универсальной библиотеки им.

Никитина, одной из крупнейших и старейших в культурной российской провинции. Все это открывает перед выпускниками широкие профессиональные, научные и жизненные перспективы.

Фундаментальная подготовка студентов обеспечивается широким спектром изучаемых общеобразовательных и профессиональных дисциплин, современными образовательными технологиями, отлаженной системой организации производительной практики, участием в научно-исследовательской работе, зарубежными стажировками.

Большое значение в подготовке специалистов придается их фундаментальному профессиональному образованию на базе новейших достижений культуры, науки и техники. В обучении широко используются электронные и компьютерные средства, современные формы и методы педагогики высшей школы.

За последние годы библиотечно-информационная профессия видоизменилась, что напрямую связано с изменением самой библиотечной сферы, в которой на первый план выдвигаются электронные библиотеки и функционирование которой все больше и больше сопрягается с выполнением разного рода социокультурных, научных, образовательных задач.

Нынешний специалист библиотечно-информационной отрасли – это аналитик, владеющий современными компьютерными технологиями, это менеджер, курирующий реализацию социокультурных проектов, это педагог и психолог, помогающий читателю-получателю информации найти в социуме применение своим способностям, это документовед, без которого невозможно решить ни одного сложного вопроса управленческой деятельности.

Подготовка по профилю «Cоциокультурное обеспечение библиотечно-информационной деятельности» усиливает гуманитарную базу учащихся, ориентируя выпускников на работу в социокультурных учреждениях и всевозможных досуговых центрах.

В рамках специальных курсов бакалавров научат организовывать и проводить образовательные и культурно-воспитательные мероприятия (экскурсии, экспозиции, литературные вечера, книжные ярмарки и выставки, книжные презентации и др.), а также проводить социологические и психологические исследования для выявления информационных потребностей общества.

В соответствии с полученными квалификациями выпускники работают по широкому спектру должностей: в библиотечно-информационных учреждениях, специалистами по документационному обеспечению управления в государственных и коммерческих структурах, преподавателями специальных дисциплин в колледжах культуры, в органах государственного управления, в информационных центрах и рейтинговых агентствах, в различных СМИ и редакционно-издательских организациях.

  • производственно-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • проектная;
  • научно-исследовательская;
  • психолого-педагогическая;
  • методическая;
  • информационно-аналитическая.
  • формирует, обрабатывает, классифицирует информационные ресурсы и документные фонды, обеспечивает их сохранность;
  • осуществляет библиотечно-информационное обслуживание пользователей;
  • формирует информационно-поисковые системы и базы данных, используя информационно-коммуникационные технологии;
  • разрабатывает инновационные проекты и программы развития информационной среды;
  • организует социальное партнерство, используя инструментарий маркетинга и менеджмента;
  • проектирует и реализует библиотечно-информационные продукты и услуги для различных категорий населения;
  • проводит исследования по проблемам качества информационных ресурсов, выявляет и оценивает инновационный опыт, изучает потребителей информационных продуктов, оказывает консалтинговые услуги;
  • осуществляет аналитико-синтетическую обработку информации, информационную диагностику, информационное моделирование, информационное сопровождение и поддержку различных профессиональных сфер деятельности.
  • информатику;
  • социальные коммуникации;
  • информационные сети и системы;
  • информационные технологии;
  • теорию и историю литературы;
  • информационный менеджмент и маркетинг;
  • аналитико-синтетическая переработку информации;
  • иностранный язык;
  • документоведение;
  • библиотековедение;
  • библиографоведение;
  • и многое другое.

Выпускники работают в различных учреждениях, связанных с обработкой и продвижением информационных ресурсов:

  • в библиотеках;
  • в информационных центрах;
  • в службах документально-информационной деятельности, архивах, издательствах;
  • в информационно-досуговых центрах;
  • в органах власти и муниципального управления;
  • в рейтинговых агентствах, центрах социологических исследований, информационных агентствах и многих других организаций, создающих различного рода аналитические материалы и занимающихся консалтингом, экспертизой, мониторингом и т.п.;
  • в различных СМИ, где особенно востребована информационная аналитика;
  • в сфере бизнеса, в которой управление информацией – ключевой инструмент современного менеджмента.

Диплом бакалавра Настоящий диплом свидетельствует о том, что

Иванов Иван Иванович

освоил(а) программу бакалавриата по направлению подготовки

Библиотечно-информационная деятельность

Телефон: +7 (473) 220-84-98
E-mail: [email protected], [email protected]

УДК 02(075.8)
ББК 78.3я73
Б59

Отв.составители:

канд.пед. наукЕ. Б. Артемьева

канд.искусствоведения, доцент Н.С. Мурашова

Б59 Библиотечно-информационная деятельность : метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос. акад. наук Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН ; Новосиб. гос. пед. ун-т ; отв. сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. – Новосибирск, 2011. – 172 с.ISBN 978-5-94560-224-3Издание включает составленные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 071201 / направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» методические рекомендации по прохождению учебной, производственной, педагогической практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы, а также программу государственного экзамена. Пособие предназначено для преподавателей и студентов учреждений библиотечного образования.УДК 02(075.8)ББК 78.3я73
ISBN 978-5-94560-224-3 © Учреждение Российской академии наукГосударственная публичная научно-техническаябиблиотека Сибирского отделения РАН(ГПНТБ СО РАН), 2011© Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Новосибирский государственный педагогическийуниверситет», 2011

Методические рекомендации по профессиональной практике 8

Предисловие 8

1 Общие положения 8

2 Характеристика видов практики 9

3 Базы практики 14

4 Требования к прохождению практики 16

5 Порядок прохождения практики 16

6 Отчетные документы 17

7 Этапы учебно-ознакомительной практики 19

8 Этапы учебной практики 22

9 Этапы производственной практики 25

10 Этапы педагогической практики 31

Список рекомендованной литературы 34

Список использованной литературы 40

Приложения 41

Программа государственного экзамена 50

Общепрофессиональные дисциплины 50

Раздел 1 Общее библиотековедение 50

Раздел 2 Общее библиографоведение 77

Раздел 3 Социальные коммуникации 82

Раздел 4 Документоведение 85

Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации 90

Раздел 6 Информатика 99

Раздел 7 Информационные технологии 110

Цикл специальных дисциплин 115

Раздел 8 Библиотечный фонд 115

Раздел 9 Библиотечный менеджмент 123

Раздел 10 Библиотечное обслуживание 130

Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки 142

Раздел 12 Основы педагогического мастерства 145

Раздел 13 Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин 149

Введение

Подготовкакадров с высшим образованием поспециальности 071201 «Библиотечно-информационнаядеятельность» осуществляется вГосударственном образовательномучреждении высшего профессиональногообразования «Новосибирский государственныйпедагогический университет» (ГОУ ВПОНГПУ) на факультете культуры идополнительного образования; выпускающейявляется кафедрасоциально-культурной и библиотечнойдеятельности (СКиБД),активно сотрудничающая с научнымибиблиотеками региона, прежде всего, сГосударственной публичнойнаучно-тех­ни­ческой библиотекойСибирского отделения Российской академиинаук (ГПНТБ СО РАН).

СогласноДоговору между ГПНТБ СО РАН и ГОУ ВПОНГПУ,на базе ГПНТБ СО РАН осуществляетсяобучение студентов по об­щепрофессиональными специальным дисциплинам. Лекционные,семинарские и лабораторные занятияпроводят ведущие специалисты Библиотеки,которые одновременно являютсяпреподавателями кафедры СКиБД НГПУ.

Базамипрактики являются ГПНТБ СО РАН,Новосибирская государственная областнаянаучная библиотека, Новосибирскаяобластная юношеская библиотека,Новосибирская областная детскаябиблиотека, Новосибирская областнаяспециальная библиотека для незрячих ислабовидящих, вузовские и другиебиблиотеки города.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6148738/

Библиотечно-информационная деятельность: кем работать и где учиться?

В настоящий момент устаревшая библиотека как социальный институт теряет свою актуальность. Однако возникают другие или реабилитируются старые в абсолютно новые социальные предприятия и культурные институты.

В настоящее время библиотекарь или, как называют эту профессию на языке профессионалов данной организации, специалист библиотечно-информационной деятельности, должен уметь не только расставлять книги на полках.

Это целая система работы и обязанностей, которые включают новейшие информационные технологии и проекты.

Давайте разберёмся, что же такое библиотечно-информационная деятельность. Кем работать специалисту с таким дипломом?

Введение в профессию

Управление библиотечно-информационной деятельности специалистов в этой области вкупе с инновационными технологиями, внедряемыми в современные библиотеки, информационные и культурные центры, позволяют открыть доступ для посетителей к самым ценным экспонатам. А это порой исторически важные и особо охраняемые документы, фонды и материалы, к которым теперь можно легко подобраться простым посетителям библиотек посредством новейших информационных технологий.

Куда пойти учиться?

В нашей стране специальность “Библиотечно-информационная деятельность” можно получить более чем в 40 университетах, институтах и академиях. В их числе:

  • Московский государственный университет культуры и искусств, а также столичный Лингвистический университет.
  • Арктический государственный институт искусств и культуры.
  • Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий.
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Основа обучения

Информационно-коммуникационная компетенция современных специалистов библиотечно-информационной деятельности основывается на соединении навыков и умений, становление которых в высших учебных заведениях проводят с помощью многоуровневой основы – фундамента знаний данной сферы.

Такое образование в нашей стране включает следующие ступени профессиональной подготовки таких работников:

  • среднего библиотечного образования;
  • высшего образования;
  • высшей квалификации – аспирантура;
  • формы переподготовки специалистов других сфер деятельности в качестве дополнительного образования.

Все эти пункты составляют систему постоянного образования специалистов библиотечной сферы.

Модель профессиональной компетенции такого высококвалифицированного специалиста: определение и описание личностных качеств читателей и мотивации их к чтению.

Такие характеристики даются после проведения и анализа практических исследований профессиональных качеств самих специалистов области библиотечной деятельности и посетителей библиотек.

Виды деятельности

Специалист в области библиотечно-информационной деятельности осуществляет следующие виды труда:

  • методическая;
  • преподавательская;
  • информационно-аналитическая;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская;
  • проектная и экспертная;
  • психолого-педагогическая.

В чём заключается работа?

задача работы заключается в формировании, обработке и классификации информационных и документальных фондов, а также обеспечении их полной сохранности и организация их восстановления или реставрирования.

Основная работа специалиста библиотечно-информационной деятельности заключается в следующем:

  • осуществление информационной диагностики и моделирования, то есть информационно-аналитическая обработка информации;
  • исследование качеств информационных ресурсов, их корректировка и обработка;
  • выявление и оценивание инновационного опыта деятельности;
  • работа и изучение потребителей информационно-библиотечных ресурсов;
  • проектирование и реализация, то есть конкретное осуществление обслуживания пользователей данных ресурсов;
  • разработка инновационных проектов данной среды для улучшения осуществления обслуживания пользователей, а также внутреннего социального партнёрства.

Перспективы

Многие студенты задаются вопросом, поступив на кафедру библиотечно-информационная деятельность: “Кем можно работать с таким дипломом?”

Став специалистом в данной области, можно найти подходящую профессии работу в:

  • библиотеках;
  • культурно-досуговых центрах;
  • информационных и информационно-аналитических центрах и агентствах;
  • преподавательстве;
  • издательских типографиях и редакциях;
  • мультимедиа центрах.

Но, конечно, дипломированный специалист с высшим образованием, полученным по профилю “Библиотечно-информационная деятельность”, кем работать, будет знать точно. Почти во всех высших учебных заведениях существует практика подбора места дальнейшей после учёбы работы для каждого заинтересованного в этом студента.

Предметы обучения студентов

Профстандарт библиотечно-информационной деятельности предполагает обучение по таким предметам, как:

  • библиотековедение;
  • библиографоведение;
  • библиотечная журналистика;
  • библиотечная этика;
  • документоведение;
  • информационные системы и технологии;
  • информатика;
  • социальные коммуникации;
  • профессиональные коммуникации в научно-технической деятельности;
  • иностранные языки;
  • теория и история литературы;
  • детская литература и чтение;
  • менеджмент качества;
  • философия;
  • история и некоторые другие.

Конкретный набор предметов зависит от выбранного студентом профиля обучения.

Пример

Например, специалиста по профилю обучения “Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством” ждёт:

  • линия обучения антропологии детства;
  • участие в фольклорно-этнографических экспедициях;
  • повышение степени образования по курсу “Теория детской литературы и методология детского чтения”, а также многое другое.

Образовательные программы

Образовательные программы и профили, по которым осуществляется подготовка специалистов в области “Библиотечно-информационная деятельность”:

1. Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

По этому профилю студенты изучают:

  • логичность движения информации в социальной среде;
  • основные правила деятельности систем и сетей информации;
  • информационные технологии во всех видах своих проявлений;
  • глубокие понятия о документальных потоках в библиотечной сфере, а также всего имеющегося фонда и различные направления деятельности библиотек.

Подготовленный специалист с такими умениями и навыками легко сможет работать с полной автоматизацией библиотечных технологий с применением средств мультимедиа.

2. Управление и менеджмент данных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности библиотек.

Профессионалы этого профиля занимаются:

  • управлением и менеджментом информационных ресурсов (документы, материалы и фонды библиотек или других профильных учреждений);
  • информационным эскортом инновационных проектов;
  • созданием социальной коммуникационной сферы организации.

3. Книжные коммуникации в профессиональной сфере.

Важным дополнительным преимуществом такого специалиста станут навыки работы с редкими и рукописными книгами, которые являются особо ценными среди коллекционеров.

Учёба по этому профилю подготовит студентов к:

  • организации деятельности издательств и книжных магазинов;
  • правовым и юридическим нормам деятельности вышеуказанных организаций.

Такой специалист библиотечно-информационной деятельности будет иметь практические навыки книжного дизайна и оформления как внутреннего, так и внешнего. А также способность определять точную цену антикварных и букинических изданий без ошибок, навыки работы с аукционными каталогами книг.

4. Управление и менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

После освоения программы этого профиля получаются специалисты среднего и высшего звена – элита библиотечного мира. Можно назвать это направление очень важным и ответственным, поскольку практической средой деятельности профессионала станет:

  • планирование ежедневной деятельности библиотечного учреждения, а также долгосрочного управления и менеджмента организаций данного профиля;
  • работа со структурными подразделениями таких институтов;
  • практическая работа с персоналом;
  • полное понимание отдельных направленностей деятельности библиотек и подобных им организаций.

Таким образом, такой выпускник является универсалом в своей профессии и может найти работу в сфере управления, культуры, образования, социальных коммуникаций.

5. Информационно-аналитический профиль деятельности.

Предполагает, что специалист в области библиотечно-информационной деятельности:

  • знает методы анализа и соотношения информации;
  • способен выявлять причинно-следственные контакты и факторы развития сложных ситуаций.

При обучении у студентов развивают прогнозно-аналитические умения, способность к информационному сопровождению профессиональных видов деятельности, к менеджменту информационными ресурсами различных учреждений.

В рамках этого профиля существует два фактических направления для студентов: в области художественной литературы и в социально-экономической сфере.

6. Библиотечно-информационная деятельность с детьми и юношеством. Это специалисты теории детской литературы и культуры детского чтения. Также является востребованным видом деятельности.

7. Библиотечно-информационная деятельность обеспечения потребителей информации – это в основном будущие организаторы и технологи продвижения и расширения чтения среди населения. Здесь главным в профессиональном изучении является комплекс педагогических, психологических и социально-коммуникативных знаний и навыков.

Высококвалифицированные специалисты этой деятельности помогают потенциальным и укоренившимся читателям информационных ресурсов сформировать через культуру чтения свой социальный статус и расширить кругозор, пройти ступени читательской социализации.

Шифр

Для каждой специальности предусмотрен специльаный код. Шифр данной специальности – 51.03.06 “Библиотечно-информационная деятельность”.

Информационные технологии

Специалист в области библиотечной деятельности должен будет осваивать новейшие информационные и инновационные технологии, касающиеся этой профессии. Информационные технологии библиотечной деятельности данных специалистов складываются в несколько пунктов:

  • реализация доступа потребителей к необходимым ресурсам посредством сети Интернет как удалённо (из другого города, например), так и в самой библиотеке;
  • занесение всех библиотечных фондов и документов в специальную базу данных (сканирование, оцифровка) для дальнейшей реализации посетителям в качестве объекта не натурального, а оцифрованного, что в конечном счёте помогает сохранению и восстановлению архивных фондов, документов и материалов;
  • использование рекламы, PR-технологий и PR-мероприятий в работе современной библиотеки;
  • посредством новейших информационных технологий и гаджетов заинтересовывать потребителей (в том числе детского и юношеского возраста) в библиотечно-информационных ресурсах.

Источник: http://fjord12.ru/article/338603/bibliotechno-informatsionnaya-deyatelnost-kem-rabotat-i-gde-uchitsya

Студиорум
Добавить комментарий