Специальность «бактериология»: обучение профессия и кем работать

Биологам и врачам-лаборантам

Специальность «Бактериология»: обучение профессия и кем работать

На письмо о проблеме стимулирующих выплат биологам по родовым сертификатам получен ответ из МЗ РФ. Заключение ответа: 

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок. 

ВРАЧ-ЛАБОРАНТ

Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г.

№ 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г.

, регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г.

№ 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г.

, регистрационный № 20144)….»

Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г.

№ 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.

2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием.

В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов,  занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы.

Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается.

То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

Источник: http://www.fedlab.ru/minzdrav/biologam-i-vracham-laborantam/

Кафедра инфектологии

Первый Московский государственный медицинский университет им.И.М.Сеченова
Институт профессионального образования

Заведующий кафедрой –
академик РАН, профессор А.Л.Гинцбург

Кафедра инфектологии создана в 1993 г. академиком РАМН С.В.Прозоровским, возглавлявшим ее до 1997 года. С 2000 года кафедру возглавляет лауреат премий Правительства РФ, академик РАН, доктор биологических наук, профессор Александр Леонидович Гинцбург – директор ФГБУ «НИЦЭМ им.Н.Ф.Гамалеи» Минздрава России.

В 2012 г. приказом ректора Первого МГМУ им.И.М.Сеченова, путем слияния с кафедрой вирусологии, преобразована в кафедру инфектологии и вирусологии.

Преподавательский состав кафедры представлен известными специалистами страны в области микробиологии, вирусологии, эпидемиологии, генетики и молекулярной биологии бактерий – профессорами Ю.М.Романовой и Т.А.Семененко; лауреатом Государственной премии РФ, профессором И.С.

Тартаковским; лауреатом премии Совета Министров СССР и премий Правительства РФ, академиком РАН Ф.И.Ершовым; лауреатом премии Совета Министров СССР, профессором Б.С.Народицким; профессорами А.Д.Альтштейном и А.И.Мазусом; доцентами Г.А.Данилиной, А.Е.Снегирёвой, Е.В.Цыгановой и Н.М.

Шустровой; ассистентом А.П.Самсоновой.

Функционирование кафедры на базе центра и интеграция ведущего научного центра страны в области медицинской микробиологии в систему последипломного профессионального образования позволяют:

• оперативно включать последние научные достижения в области медицинской микробиологии, эпидемиологии, вирусологии, биотехнологии и инфекционной иммунологии в программу подготовки и переподготовки профессиональных кадров врачей-бактериологов и врачей-вирусологов,

• использовать богатый методический потенциал института, результаты приоритетных фундаментальных исследований в области традиционной и молекулярной диагностики инфекционных болезней при организации учебного процесса, проведении практических занятий,

• внедрять научные методы в организацию педагогического процесса при подготовке государственных образовательных стандартов, руководств, учебных пособий, методических материалов.

Дополнительное профессиональное образование на кафедре включает:

• профессиональную переподготовку по специальности «бактериология» – 504 часа,

    • • профессиональную переподготовку по специальности «вирусология» – 504 часа,
  • • повышение квалификации (сертификационный цикл) по специальности

«бактериология» – 144 часа,

  • • повышение квалификации (сертификационный цикл) по специальности

«вирусология» – 144 часа,

  • • повышение квалификации по программе «Молекулярно-генетические методы в диагностике инфекционных заболеваний» для специалистов бактериологов и вирусологов – 108 часов,
  • • повышение квалификации по программе «Вирусные  гепатиты» – 72 часа,
  • • повышение квалификации по программе «ВИЧ-инфекция» – 72 часа,
  • • повышение квалификации по программе «Грипп и ОРВИ» – 72 часа.

Форма обучения на циклах повышения квалификации – очная. На бюджетной основе и на договорной основе (внебюджетная форма обучения).

Принимаются специалисты с высшим медицинским  и фармацевтическим образованием.

Специалисты с биологическим образованием принимаются согласно лицензии Первого МГМУ им.И.М.Сеченова.

Срок обучения по программам дополнительного профессионального образования в форме профессиональной переподготовки по специальности «бактериология» или «вирусология» составляет 504 часа, или 3,5 месяца. Освоение специалистом программы профессиональной подготовки подтверждается государственной итоговой аттестацией.

Государственная итоговая аттестация предполагает тестовый контроль, оценку практических навыков специалиста на основании решения ситуационных задач, выполнение научно-практической работы и заключительное собеседование.

После успешного завершения полной программы обучения слушатель получает Диплом о профессиональной переподготовке государственного образца  и сертификат.

Срок обучения на циклах общего усовершенствования (сертификационных) составляет 144 часа, или 1 месяц. После успешной сдачи квалификационного экзамена и выполнения научно-практической работы слушатель получает сертификат специалиста государственного образца и  свидетельство о повышении квалификации.

Обучение на циклах тематического усовершенствования (108 часов) предполагает привлечение специалистов бактериологов и вирусологов. По окончании обучения слушатели, успешно сдавшие зачет, получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

Тематика лекций и семинарских занятий на циклах включает фундаментальные («Основы молекулярной генетики бактерий») и прикладные («ПЦР и другие молекулярно-генетические методы в диагностике инфекционных заболеваний», «Принципы организации ПЦР-лаборатории») разделы.

В последние годы в тематику циклов введены новые разделы: «Основы биобезопасности», «Использование ПЦР для индикации генетически модифицированных микроорганизмов», «ПЦР в реальном времени», «Использование молекулярно-генетических методов в изучении персистенции возбудителей и образования биопленок», «Методы секвенирования ДНК».

Практические занятия проводятся на базе лаборатории генной инженерии патогенных микроорганизмов.

Каждому слушателю предоставляется индивидуальное рабочее место, где он имеет возможность практически освоить типовую постановку ПЦР и выполнить индивидуальное задание по индикации бактерий и вирусов в биологическом материале.

Слушатели знакомятся с новейшей аппаратурой, встречаются с представителями фирм, разрабатывающих аппаратуру и тест-системы для молекулярно-генетической диагностики инфекционных заболеваний.

Обучение на циклах тематического усовершенствования (72 часа) предполагает обучение врачей различных специальностей по тематике: «ВИЧ-инфекция», «Грипп и ОРВИ», «Вирусные гепатиты».

По окончании обучения специалисты получают удостоверение государственного образца.

Для приема на соответствующий цикл обучения на кафедру (по телефону или по e-mail) подается заявка слушателя, который представляет документы об уровне образования и стаже работы по специальности.

Адрес кафедры.

Москва, 123098, ул.Гамалеи, дом 18, НИЦЭМ им.Н.Ф.Гамалеи, корпус Б, 4-й этаж, комн.180.

Проезд: станция метро «Щукинская», далее автобусом №100 или №681 до остановки «Институт Гамалеи», далее через главные ворота – на территорию института.

Телефоны: 8 (499) 193-6130 или 8 (499) 193-5597, факс: 8 (499) 193-5597, e-mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Заведующая учебной частью кафедры – доцент Антонина Егоровна Снегирёва.

Календарный план обучения на 2018 год.

Источник: http://www.gamaleya.org/index.php/2009-11-29-10-10-41

Микробиология

ОПИСАНИЕ КУРСА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЛИЦЕНЗИЯ СКИДКИ Преподаватели Отзывы

Программа направлена на получение дополнительного профессионального образования и получение новых компетенций в области микробиологии.

Программа курса

В рамках обучения Вы узнаете:

  1. Основы техники безопасности лаборатории, выполняющей санитарно-микробиологические исследования.
  2. Режим работы бактериологической лаборатории, порядок хранения, обращения, отпуска и пересылки культур бактерий.
  3. Правила и способы получения исследуемого материала для санитарно-микробиологических исследований.
  4. Требования контроля качества лабораторных исследований.
  5. Правила охраны труда и пожарной безопасности при работе в бактериологических лабораториях.

Документ по окончании обучения

Слушатели, успешно обучение по программе “Микробиология”, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 144 часов.

Заявка для обучения

Почему важно пройти обучение?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.

2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах», микробиологи и лица, руководящие работами в области микробиологии, должны иметь профильное образование.

За несоблюдение требований, согласно КоАП РФ, предусмотрено наложение штрафа:

Согласно пункту 3 статьи 5.27.1 КоАП, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения соответствующего обучения и проверки знаний, влечет за собой наложение штрафа:

На должностных лиц в размере 15 000 – 25 000 рублей

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере 15 000 – 25 000 рублей

На юридических лиц в размере 110 000 – 130 000 рублей

Законодательство

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №317

Статья 5.27.1 КоАП

Attek предоставляет скидки, при заказе:

  • 2-х слушателей – 3%
  • 3-х слушателей – 5%
  • 5 и более слушателей – 10%
  • При повторном обращении, скидка составит – 15%

Сардеев Константин Петрович

Образование: Самарский аграрный университет, специальность «Микробиология продуктов животноводства». Кандидат химических наук. Работал добровольцем в программе «Экодом», реализуемой GreenPeace России, 2009-2010 годах.

В 2011 году проходил повышение квалификации по курсу «Применение микробиологических препаратов в иммунологии» в ООО «Научно-технический центр «Экологическая безопасность Сибири». В настоящее время работает в НИИ экологического и генерального проектирования. С нашим центром сотрудничает в качестве внештатного преподавателя с 2015 года.

Козинов Егор Николаевич

Образование: Красноярский государственный медицинский университет, специальность «Бактериология». Стаж работы по специальности 32 года. 16 лет работал в качестве лаборанта на Санэпидемстанции г. Иркутска. Занимается вопросами возникновения бактериальных инфекций различного происхождения.

Доктор медицинских наук. В настоящее время — главный врач крупной сети бактериологических лабораторий. Неоднократно проходил курсы повышения квалификации в России и за рубежом. С нашим учебным центром сотрудничает в качестве внештатного преподавателя с 2012 года.

Работаю в микробиологической лаборатории. Соблюдать правила безопасного обслуживания оборудования, которое там находится, важно. Много времени уделялось этой теме. Доходчиво и понятно все объяснили. Спасибо за обучение.

Виктор Люверсов

Обучалась на курсах по охране труда для микробиологов. Преподаватели – профессионалы. Лекции понятны, доходчивы, много примеров из практики. Думаю, знания пригодятся в работе. Я имею дело с химическими веществами, многое буду применять.

Иван Эрлов

Лекции по технике безопасности при работе с химикатами были очень полезны. Преподаватели обладают знаниями, а, главное, опытом! Я извлек для себя много информации, которая будет необходима при работе в лабораторных условиях.

Игорь Шевелев

На курсах шла речь о повышенной влажности воздуха рабочей зоны. В микробиологических лабораториях такое явление возможно. Техника безопасности при высокой влажности, ее нормализация – все вопросы были грамотно освещены опытным лектором.

Семен Зеленев

Прослушала лекции по технике безопасности. Работаю с паровым автоклавом. Появляется новое оборудование для химических лабораторий, использовать его, соблюдая все правила, значит обезопасить свой труд. Спасибо за полезную и нужную информацию.

Ксения Решетова

Руковожу отделом института микробиологии. Для меня важно, чтобы специалисты обладали знаниями по охране труда. Все обучились на курсах, впечатления хорошие. Благодарим преподавателей за качественное предоставление информации.

Дмитрий Алексеевич

На курсах речь шла о средствах индивидуальной защиты при работе в лабораторных условиях. Материал подан очень интересно, с примерами из практики. Нельзя сказать, что знаниями не обладала, но освежить их, было очень полезно. Спасибо.

Марина Васютина

Обучался дистанционно. Понравилось: сэкономил время, получил необходимую информацию в полном объеме. К содержанию вытяжных шкафов в лабораториях много требований. Объяснено все подробно, доходчиво, с применением схем и таблиц.

Денис Симонов

Лекции по охране труда микробиолога и его действий при аварийных ситуациях прослушала в полном объеме. Много новой информации, которая пригодится в работе. Преподаватели всесторонне подготовлены, смогли ответить на все вопросы аудитории.

Александра Морозова

Пожарная безопасность в микробиологических учреждениях являлась одной из тем курса. Преподаватель грамотный и знающий, с опытом работы в данной сфере. Подача материала – на высоком уровне. Коротко, емко, профессионально. Спасибо большое.

Андрей Валерьевич

Источник: https://www.CentrAttek.ru/education/mikrobiolog/mikrobiologia-144/

Новые медицинские специальности. Стань врачом будущего!

Новые медицинские специальности. Стань врачом будущего!

23.05.2017

«Фундаментальная медицина: медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика».

Найди свой путь в медицине будущего!

Институт биологии и биомедицины (ИББМ) насчитывает более чем столетнюю историю.

Традиционно здесь ведутся работы по изучению биоразнообразия, мониторингу и решению экологических проблем региона, зоотоксинологии, биоэлектрогенезу.

Большое внимание в последние десятилетия уделяется исследованиям в области фундаментальной и биомедицины, магнитобиологии, молекулярной иммунологии и онкологии, тераностики, нейротехнологии

Перспективы развития ИББМ в значительной мере связаны с ответами на «вызовы общества» — решением новых востребованных задач подготовки кадров высшей квалификации и проведении исследований в области современных биотехнологий, охраны окружающей среды и сохранении биоразнообразия, агробиотехнологий, биомедицины.

Поэтому в 2017 году ИББМ открывает набор по новым медицинским специальностям: медицинская биофизика, медицинская биохимия и медицинская кибернетика.

Для реализации программ подготовки кадров высшей квалификации по новым медицинским специальностям в 2016 году в ИББМ была открыта кафедра экспериментальной и ядерной медицины. Возглавил кафедру кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения РФ Сергей Владимирович Романов.

Преподавателями этой кафедры стали практикующие врачи Приволжского окружного медицинского центра. Вместе с тем, уже с 2016 года в ИББМ была открыта новая магистерская программа по биологии – биомедицина.

Научно-исследовательская работа ведется на кафедрах и в научных центрах ИББМ.

Фундаментальная медицина

Фундаментальная медицина — это область экспериментальной науки, направленная на улучшение качества и продолжительности жизни. Задачей этой науки является применение в медицине достижений естественных наук, прежде всего, биологии, физики, химии.

а также адаптация используемых в этих науках методов и подходов в клинических целях.

Специальность предполагает изучение всех видов профессиональной медицинской деятельности, а также естественно научных дисциплин для получения широкого спектра профессиональных знаний и умений.

Медицинская биохимия

Медицинская биохимия наука о человеке, о природе его здоровья и болезни, об адаптации организма. Она исследует изменения состава биологических сред и клеток организма человека в период развития болезни и её лечения, занимается изучением причин изменений поведения человека.

Эта область науки о человеке позволяет не только выяснить, чем болен человек, но и предсказать появление болезни в будущем.

Медицинская биофизика

Нишей медицинской биофизики является исследование физических процессов в организме человека в нормальном состоянии и при заболеваниях, анализ влияния физических факторов на человека, а также внедрение и использование физических методов диагностики. Глубокое понимание процессов, протекающих в живом организме, позволяет использовать огромный потенциал современной биофизики для разработки новых подходов к диагностике и лечению широкого круга заболеваний.

Медицинская кибернетика

Медицинская кибернетика – это наука, исследующая закономерности получения, хранения, передачи и преобразования информации в организме человека.

Основанная на создании имитационных моделей, в том числе математических, медицинская кибернетика позволяет сопрягать сложные технические устройства с системами управления, что помогает создавать новые решения для улучшения качества жизни больных людей.

В широчайший спектр интереса этой новой науки входит вычислительная диагностика заболеваний.

В частности, математическое моделирование процессов, которые происходят при развитии болезни и поиск решений по её лечению в виртуальном мире.

Кроме того, есть другая область вычислительной диагностики, которая связана с обработкой огромного массива персонализированных данных и построению возможных вариантов развития патологии по результатам этой обработки.

Кем я буду в будущем

СпециалитетВрачебная специальностьДолжности
«Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика»БактериологияВрач-бактериолог
«Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика»ВирусологияВрач-вирусолог
«Медицинская биохимия»ГенетикаВрач-генетик
«Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика»Клиническая лабораторная диагностикаВрач клинической лаборатории
«Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика»Лабораторная генетикаВрач-лабораторный генетик
«Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика»РадиологияВрач-радиолог
«Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика»РентгенологияВрач-рентгенолог
«Медицинская биохимия»Судебно-медицинская экспертизаВрач-судебно-медицинский эксперт
«Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетикаУльтразвуковая диагностикаВрач ультразвуковой диагностики
«Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетикаФункциональна диагностикаВрач функциональной диагностики

Профессии будущего

IT медик. Специалист с хорошим знанием ИТ, создаёт базы физиологических данных и управляет ими, создаёт программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования.

Сейчас в медицине происходит «революция больших данных» – у исследователей появилась бесценная возможность быстро собирать и анализировать огромное количество информации.

А значит, человек, способный управлять медицинскими базами данных, точно не останется без работы.

Клинический биоинформатик. В случае нестандартного течения болезни строит компьютерную модель биохимических процессов болезни, чтобы понять первопричины заболевания (выявляет нарушения на клеточном и субклеточном уровнях).

На Западе эта специальность существует уже не первый год и направлена на то, чтобы по максимуму использовать весь багаж накопленной информации – генетической, биологической и медицинской для того, чтобы подобрать индивидуальный метод лечения для конкретного пациента.

Трансляционная медицина есть и в России, и специалисты прогнозируют появление большого количества рабочих мест в этой области.

IT-генетик. Специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры. В последнее десятилетие одним из бурно развивающихся направлений в медицине стала генотерапия – внесение в генетический аппарат человека изменений для борьбы с заболеваниями.

Пока этот метод в основном тестируют на животных, однако есть уже и успешные случаи применения генотерапии и для людей. Например, в 2014 году в Великобритании объявили, что у 6 пациентов, больных хороидеремией (наследственным генетическим заболеванием, до настоящего момента неизлечимым и ведущим к слепоте), в результате генотерапии улучшилось зрение. Но это лишь первый шаг.

Следующий шаг – модификация генома: эксперимент с целенаправленным изменением двух генов уже провели на обезьянах.

Какие экзамены мне нужно сдать для поступления

Медицинская биохимия (30.05.01)

  • химия
  • биология
  • русский язык

Медицинская биофизика (30.05.02)

  • физика
  • математика
  • русский язык

Медицинская кибернетика (30.05.03)

  • математика
  • биология
  • русский язык

Центры, в которых я смогу заниматься научными исследованиями

  • Приволжский окружной медицинский центр
  • Нижегородский нейронаучный центр
  • SPF виварий
  • Центр молекулярной биологии и биомедицины
  • Центр биофизики

теги

Источник: http://www.ibbm.unn.ru/news/novosti-obrazovaniya/spetsialnoti-vracha/

Юрий Пеков. О биотехнологиях и популярных профессиях

Директор компании, «Бластим»

– Чем занимается компания «Бластим»?
– Подбором персонала в области биотехнологий — биоинформатиков, менеджеров, «мокрых» биологов (о том, кто это такие, речь пойдет ниже — прим. сайта). Кроме того, у нас есть сайт с вакансиями для специалистов в этом сегменте, и мы проводим курсы по биоинформатике.

– Какое определение вы бы дали биотехнологиям?
– Я бы сказал, что это совокупность «мокрых» наук и биоинформатики. «Мокрые» науки — практические области, требующие наличия лаборатории, работы с реактивами, постановки экспериментов. Это биохимия, научная биология, биофизика, биоинженерия, молекулярная биология.

А биоинформатику условно можно назвать теоретической областью, совокупностью методов, благодаря которым можно решать конкретные вопросы из области биологии. Например, расшифровывать информацию, которую выдают приборы-анализаторы, разрабатывать программы для предсказания структуры каких-либо веществ.

Этот сегмент «завязан» с работой на компьютере, построением алгоритмов, анализом данных.

– Какие вузы готовят специалистов в области биоинформатики?
– Я бы выделил факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ, а также магистратуру «Анализ данных в биологии и медицине» в НИУ Высшей школе экономики, над программой которой мы работали.

Также образование в области биотехнологий можно получить на кафедре биоинформатики факультета биологической и медицинской физики МФТИ, магистерской программе «Биомедицинские науки и технологии» Сколковского института науки и технологий, кафедре биотехнологии фармацевтического факультета МГМУ им. И.М.

 Сеченова, кафедре биоинформатики медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова. В Санкт-Петербурге нужные знания для работы в области биотеха дадут на кафедре математических и информационных технологий СПбАУ РАН и кафедре прикладной математики Института прикладной математики и механики СПбПУ.

Есть программы в регионах: специальность «Биоинженерия и биоинформатика» в химико-биологическом институте БФУ им. И.

 Канта (Калининград), кафедра биоинформатики факультета вычислительной математики и кибернетики ННГУ (Нижний Новгород), кафедра биоинформатики и медицинской кибернетики, Институт фундаментальной медицины и биологии КФУ (Казань), специальность «Биоинженерия и биоинформатика» на факультете биотехнологии и биологии МГУ им. Н.П.

 Огарева (Саранск), специальность «Биоинженерия и биоинформатика» кафедры биохимии и биотехнологии, технологический факультет ВГУИТ (Воронеж), кафедра биоинженерии и биоинформатики Института приоритетных технологий ВолГУ (Волгоград), специальность «Биоинженерия и биоинформатика», биологический факультет СГУ (Саратов), специальность «Биоинженерия и биоинформатика» в Институте биологии ТюмГУ (Тюмень), а также кафедра информационной биологии на факультете естественных наук НГУ (Новосибирск). Более подробно обо всех программах можно узнать на сайте «Бластим».

– А какие профессии в области биотехнологий сейчас самые востребованные?
– Нужны и менеджеры, и «мокрые» биологи, и биоинформатики. Весьма востребованы специалисты по секвенированию.

Секвенирование следующего поколения — это перспективная технология, которая дает возможность «разглядеть», из каких нуклеотидов состоит ДНК, в каком порядке они расположены. Важно, что этот метод позволяет одновременно прочитать сразу несколько участков генома, что существенно ускоряет процесс и делает его более дешевым.

Поскольку в геноме зашифрованы все особенности организма, секвенирование используют и в медицине, и в науке. Сейчас не хватает людей, которые могут делать этот анализ: подготавливать образцы, работать с оборудованием.

– Как стать таким специалистом, в чем нужно разбираться?
– В биохимии, генной инженерии, биологии — в целом, стандартных «мокрых» науках. И, конечно, нужен опыт работы с приборами. Всегда в цене хорошее фундаментальное образование в топовых университетах.

Оно позволит впоследствии переквалифицироваться и уйти в эту область. После выпуска из университета молодой специалист может пойти работать в лабораторию — МГУ, Московского физико-технического института, Высшей школы экономики — шлифовать свои навыки и становиться профессионалом.

– А если человек хочет заниматься не фундаментальной наукой, а бизнесом, куда он может пойти работать?
– Специалисты по секвенированию нужны в фармацевтических компаниях (например, «Пептек», «Астеллас»), в таких центрах как «Евроген», Genotek, «Атлас» — там требуются люди, которые будут ставить эксперименты и анализировать полученные результаты.

Технология развивается, дешевеет, и очевидно, что число компаний, которые занимаются этим, будет расти. Конечно, набравшись опыта, специалист по секвенированию может подняться по карьерной лестнице. Работающий в лаборатории — стать старшим научным сотрудником, затем — заведующим.

Тот, кто трудится в компании, может быть старшим специалистом, начальником отдела, а после и всей лаборатории.

– А чем занимаются биоинформатики?
– Можно сказать, что тем же секвенированием, только со стороны информатики. Прибор выдает данные, и тут в дело вступают эти специалисты. Биоинформатики анализируют полученную информацию, интерпретируют ее, сравнивают с геномами, которые уже известны, находят мутации.

– Если подросток живет в небольшом городе, и у него нет возможности учиться на специализированном факультете, какое образование он может выбрать, чтобы стать биоинформатиком?
– Биоинформатика — это сближение биологии и информатики.

В мое время в эту область приходили люди из биологии, сейчас же биологи чаще идут в биоинженерию, а биоинформатиками становятся математики, физики и программисты.

Опыт показывает, что биологу сложно освоить программирование и погрузиться в глубины математики, проще программисту дать азы биологии. Поэтому лучше начать с бакалавриата по программированию или математике, а потом получить недостающие знания на курсах.

К примеру, существуют школы биоинформатики с разными программами: для биологов, которым нужно наверстать программирование, и для программистов, которым не хватает знаний в биологии.

Компания «Бластим» также проводит курсы, но это — скорее возможность получить дополнительные знания для профессионала, который уже работает в данной области, но, к примеру, ни разу не сталкивался с секвенированием или с информацией, полученной благодаря этому анализу. Мы рассказываем о программах, в которых можно работать, методах и типах данных.

– Какой язык программирования стоит учить подростку, который хочет стать биоинформатиком?
– Python, но также не помешает и R. Python — универсальный язык, а R чаще используют для статистики. Не стоит забывать и о биологии — знание этого предмета пригодится в дальнейшем.

– Где обычно работают биоинформатики?
– В тех же лабораториях, где и «мокрые» биологи, в компаниях, где нужны информатики. Биоинформатиков сейчас немного, поэтому эти специалисты очень востребованы. А в будущем, с развитием технологий, станут нужны еще больше.

– Наличие каких личных качеств существенно облегчит жизнь биоинформатику?
– Нужно понимать, что это работа не столько с людьми, сколько с идеями, приборами и компьютерами. Поэтому стоит учитывать: если человек любит общаться, то делать это прямо на рабочем месте не получится. Еще, конечно, нужно не бояться работы с большим объемом информации.

– А кого из «мокрых» биологов чаще всего хотят получить работодатели?
– Весьма востребованы биохимики. Это специалисты, которые занимаются выделением и очисткой белка. К примеру, биохимик может культивировать клетки, в которые предварительно вставлен какой-либо белок.

Затем этот белок выделяют, очищают, ну а дальше он может идти на различные нужды — на производство лекарств, пищевых ферментов. Такие специалисты нужны практически в любой компании, которая что-либо производит: и в фармацевтической, и в фирмах, занимающихся пищевой, легкой или аграрной промышленностью.

И, конечно, в биохимиках заинтересованы лаборатории, которые ищут и исследуют новые вещества, лекарства, работают с клетками.

– А как человек, решивший, что он хочет быть биохимиком, может реализовать свою мечту? Какие предметы нужно учить?
– Еще в школе нужно учить химию и биологию, а затем поступить на кафедру биохимии, которая может быть как на биологическом, так и на химическом факультете. Сейчас существует множество вузов, выпускающих биохимиков.

Может ли школьник заранее понять, что ему понравится работать в сегменте биотехнологий? Как, проучившись четыре года в бакалавриате, не разочароваться в профессии и не жалеть о потерянном времени?
– В идеале интересующимся биотехнологиями подросткам с 9-го класса полезно регулярно ходить в лаборатории. Ведь студенты пишут курсовые и в процессе опробуют будущую работу, а дети лишены такой возможности и поэтому школьнику сложно быть уверенным, что выбранная специальность действительно будет ему по душе. К счастью, некоторые лаборатории устраивают экскурсии, на которых можно познакомиться с практической стороной будущей специальности. Прекрасные летние школы, где старшеклассники могут узнать о биотехнологиях от ведущих специалистов, проводит Zimin Foundation (Школа молекулярной и теоретической биологии — прим. сайта). Школы проходят в Испании, но, если у родителей есть возможность, непременно стоит отправить туда ребенка.

– Сколько получают люди, работающие в сегменте биотехнологий?
– На стартовых позициях — 50–60 тысяч.

Немного — и именно поэтому так важно, чтобы это занятие приносило удовольствие, тогда будет желание идти на работу.

Зарплата растет вместе с опытом, и у профессионалов, занимающих высокие руководящие должности, занимающихся инновационными разработками, обучающих других, она может достигать двухсот тысяч и больше.

– Как вы думаете, какое будущее ждет биотехнологии? Будут ли востребованы перечисленные вами специалисты через пару десятков лет?
– Это зависит от развития технологий, которое довольно трудно предсказать.

Вероятно, секвенирование генома будет продолжать пользоваться спросом, ведь в будущем оно станет гораздо более дешевым и доступным. Еще одна перспективная область, которая продолжит развиваться и вскоре выйдет на новый уровень — редактирование генома.

Эта технология появилась года 2–3 назад в лабораториях и пока что в них и остается, но, если все пойдет по плану, она позволит изменять геномы людей. Метод можно будет использовать для профилактики и терапии многих наследственных заболеваний. Вероятно, удастся лечить и некоторые «старческие» болезни.

В теории больному диабетом можно будет вставить ген, производящий инсулин, и тем самым вылечить его. Фантазировать можно до бесконечности. Пока это не реализовано, но понятно, как это можно сделать.

Но, конечно, помимо излечения с помощью редактирования генома, человечество по-прежнему будет нуждаться в новых лекарствах, 3D-печати органов. Есть вероятность, что технология 3D-печати будет использоваться не только в медицине, но и в пищевой промышленности. Как знать, возможно, напечатать стейк в итоге окажется дешевле, чем вырастить корову.

– В какую область может уйти биотехнолог, который захочет попробовать себя в чем-то новом?
– Уйти в менеджеры — это универсальный способ. Причем, менеджером можно работать в той же компании, где до этого человек трудился, предположим, биохимиком.

Он уже разбирается в отрасли, и ему будет гораздо легче, чем человеку «со стороны». Это продавая черепицу, можно быстро начать ориентироваться в продукции.

В области медицины и биологии все не так просто, поэтому в менеджеры предпочитают брать людей с профильным образованием.

Если биоинформатик хорош в программировании, он может уйти в эту область или стать аналитиком данных. Причем, это не обязательно должно быть связано с медициной и биологией. Он запросто может оперировать банковскими данными.
Также всегда можно остаться в своей профессии, но уйти в другую область. К примеру, человек, работавший в пищевой промышленности, может податься в науку. И наоборот.

– Какие фильмы вы можете посоветовать посмотреть людям, интересующимся биотехнологиями?
– «Гаттаку». Это, скорее, фильм не о самих биотехнологиях, а о последствиях их использования, но, как мне кажется, такое будущее вполне возможно.

Я думаю, рано или поздно все люди будут генномодифицированными, за исключением ярых противников этой технологии. Ситуация будет аналогична вакцинации в современном мире. Мы все привиты, но существуют отдельные люди, которые не вакцинированы сами и отказываются прививать своих детей. В принципе, это хорошо.

Эволюцию двигают случайные мутации, изменения и естественный отбор. Возможно, некое меньшинство, чем-то отличающееся от других, в настоящий момент живет хуже, потому что условия среды для него не подходят. Однако рано или поздно условия изменятся, большинство окажется неприспособленным и вымрет, а это меньшинство, напротив, станет процветать.

Поэтому пускай люди имеют разное образование, думают по-разному, отличаются друг от друга. Общество должно быть разношерстным — это повышает его выживаемость.

Профессии: 

Источник: http://intalent.pro/interview/yuriy-pekov-o-vosterbovannyh-professiyah-v-biotehe.html

Студиорум
Добавить комментарий