«режиссура театрализованных представлений и праздников»: обзор профессии

Современный режиссер театрализованных представлений и праздников: работа над имиджем

УДК: 7.091.01

Т.В. Охотникова

СОВРЕМЕННЫЙ РЕЖИССЕР ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ: РАБОТА НАД ИМИДЖЕМ

Современный режиссер должен быть профессионалом своего дела, н уметь не только руководить ответственно и разумно, но и быть авторитетом для других. Как формировать свой имидж? Об этом данная статья.

Ключевые слова: театрализованные представления и праздники, режиссер, профессиональный, изображение, составляющие образа, потребности общества.

Okhotnykova T.V. THE MODERN THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS DIRECTOR: WORKING ON

IMAGE

The modern organizer of the festive culture is a specialist that meets all the requirements that the society and the market apply to him, requiring competent professionals.

Today we are entering a new era of responsibility, which involves the development of new thinking associated with more global and deep vision of the rapidly changing situation.

Modern time requires special knowledge, all areas of work need not only “socially mobile” specialists, but also who is able to lead, manage responsibly and reasonably. All of this relates to the functional responsibilities of the director of theatrical performances and festivals.

Modern director should identify new contradictions, implement and develop innovative forms and modern technology, form a new outlook, thinking, values-oriented activities in a changing reality.

Nowadays along with specialist competence, another problem must be solved. It is the ability to gain credibility. It is not only necessary quality of a leader!

Image of the organizer, the manager, the director is an important aspect of the profession.

In order the image helps the director successfully do his job, it should be actively formed. Today image technologies are taught how to do it. In the basis of these image technologies it is modern psychology (social, political, psychology, mass psychology, advertising, and so on) and the image (at any level) is patterns.

How great the mission of the profession is! The creative activities of the director is managing of constant inner work on oneself. The ability to feel the time and adjust himself are especially important in any profession and for any manager.

This is the basis of the image formation. This is important: the opinion about the director, about the profession in general determines not only personal success of organizer, but also the success of creative teams and festive events in general.

Key words: theatrical performances and festivals, director, professional, image, components of the image, requirements of the society.

Современный организатор праздничной культуры – это специалист, отвечающий всем требованиям, которые предъявляют к нему общество и рынок, требующие компетентных профессионалов.

Сегодня мы вступаем в эпоху новой ответственности, которая предполагает развитие нового мышления, связанного с более глобальным и глубоким видением быстро меняющейся ситуации.

Современное время требует от большинства людей специальных знаний, все сферы труда нуждаются в специалисте не только «социально мобильном», но и умеющем руководить, управлять компетентно, ответственно и разумно.

Все это непосредственно относится к функциональным обязанностям режиссера театрализованных представлений и праздников.

А ещё современный режиссер массовых действ призван выявлять новые противоречия, внедрять и развивать инновационные формы и современные технологии профессиональной деятельности, формировать новое мировоззрение, мышление, систему ценностей, ориентированную на деятельность в изменяющейся реальности.

Индивидуальность образования, непрерывность, гибкость, доступность, инвариантность и его инновационность – это требования, которые предъявляются к современному образованию. И, естественно, уровень профессиональной подготовки специалиста должен соответствовать этим требованиям. В конечном итоге качество труда напрямую зависит от качества образования.

Но сегодня наравне с компетенцией специалиста должна быть решена ещё одна задача -умение завоевывать авторитет. Это не только важное качество руководителя, но и необходимое!

Работа над имиджем организатора, руководителя, режиссера – важная составляющая профессии.

Имидж, значение которого переведено с английского «образ, картинка», большинством людей понимается как совокупность внешних эффектов в проявлениях человека.

Выделяются следующие составляющие имиджа режиссера:

– персональные характеристики: физические, психофизические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятии решений и т.д.;

– социальные характеристики: статус режиссера как лидера (если таковой имеется), который включает не только статус, связанный с официально занимаемой должностью, но так же и с происхождением, личным состоянием и т.д.

– личная миссия режиссера: своего рода конституция, выражающая стратегическое видение организатора;

– ценностные ориентации режиссера: наиболее важные предположения, принимаемые организатором (режиссером) и др.

функция имиджа – приведение действий режиссера (организатора, руководителя) в соответствие с ожиданиями людей, работающих с ним (существуют и другие: мотивирующая, нормативная и т.д., но мы рассматриваем именно эту).

Режиссер массовых действ – фигура в социуме заметная, поэтому важен имидж режиссера рассмотреть и в социальных характеристиках.

На социальный имидж влияют: уровень образования, принадлежность к определенной культуре, значимые факты биографии, модели поведения, образ жизни, нормы и ценности, семья, досуг, пристрастия, увлечения и т.д.

Режиссер, который не выполняет эти социальные нормы и не демонстрирует их, никогда не получит признания. Чтобы оправдать социальные ожидания, он должен вести себя соответствующе: должен заботиться о том, как он выглядит в глазах людей, которые ему доверяют, работают с ним.

Профессиональный имидж тесно связан с социальным. Основанием для его формирования является профессиональная компетентность.

Мы знаем, что в содержание понятия «компетентность» входят ряд профессиональных качеств: наблюдательность, решительность, самодеятельность, индивидуальность, креативность, общительность, художественно-эстетический вкус, инициативность, рефлексивность, умение решать профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность к самодеятельному приобретению новых знаний, к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, к творческой реализации себя и задуманных проектов.

Режиссер театрализованных представлений и праздников – человек творческий, наделенный инновационной составляющей (индивидуальность, уникальность, неповторимость, талант, особый дар, свобода изобретательства), поэтому его личная культурная картина мира (где образ этого мира он представляет по-своему, через какие-то парадигмы, им же выбранные, сотворенные) не всегда адаптирована к реальности. Это и есть инновации в творчестве, а задача инновационного творчества заключается в преобразовании информации (отражения действительности) в художественно-образный способ воздействия на аудиторию, благодаря чему эта аудитория испытывает эмоции, которые обостряют восприятие, заставляют её активно взаимодействовать, самовыражаться, т.е. творить.

Творчеству дано жизнь облагораживать, нравы смягчать, помогать раскрывать лучшие качества в людях: любовь и сострадание, мудрость и вдохновение, взаимопонимание и заботу о ближних, благодеяние и самопожертвование.

И здесь огромная роль отводиться специалисту праздничной культуры. Задача его заключается в организации слаженной работы профессионалов и качестве предоставляемых услуг. Необходимо понять, что сегодня праздник это не только радость, досуг, развлечение, но и бизнес, дело, которому служат.

Поэтому нужно уметь не только грамотно строить этот бизнес, но и быть авторитетным руководителем, а имидж – это тот образ, который создается своим обликом, своей внешностью, своим поведением. Но имидж специалиста может быть не только позитивным, но и нечетким (завуалированным) и негативным.

Для того, чтобы имидж помогал режиссеру успешно делать свою работу необходимо активно его формировать. Имидж-технологии сегодня учат как это делать. В основе этих имидж-технологий лежит современная психология (социальная, политическая, психология масс, психология рекламы и т.д.) и формирование имиджа (любого уровня) основывается на закономерностях её.

Современному режиссеру театрализованных представлений и праздников необходимо владеть этими знаниями, так же как и знаниями по искусству звучащего слова, этике, эстетике, экономике, истории и многими другими. Все они, так или иначе, формируют имидж профессионала.

Подытоживая имеющуюся информацию на эту тему, можно выделить моменты, которые

могли бы помочь специалисту в работе над своим имиджем. Эти моменты представлены в виде рекомендаций. Вот они:

• умей говорить, разговаривать, слушать;

• не бойся эксперимента. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неправильно.

• твоя стратегия – режиссерская деятельность, но совместно с технической и хозяйственно-экономической. Твоя тактика – пути решения этих всех вопросов и умелый подход к людям, с которыми работаешь.

• всегда будь активен, инициативен, энергичен;

• твоя основная задача заключается в том, чтобы действовать, ежедневно решая возникающие задачи;

• никогда при любых неблагоприятных обстоятельствах не теряй бодрости духа, наоборот, при столкновении с трудностями проявляй больше энергии и настойчивости, добейся победы;

• Если твое решение оказалось ошибочным, признай ошибку. Имей в виду, что ни одна твоя ошибка не ускользает от внимания людей, работающих с тобой;

• помни, что время – материальная ценность;

• Имей чувство юмора и цени его у других;

• Никогда не раздражайся, имей бесконечное терпение, следи за своим лексиконом, никогда не бранись;

• Будь опрятен и аккуратен во всем. Не стыдись элегантности;

• Кто хочет что-либо сделать, тот находит средства, кто не хочет делать – ищет причину;

• При рассмотрении любого вопроса никогда не показывай, что ты торопишься;

• Всегда будь верным на деле своему слову.

Хороший режиссер всегда пользуется (или должен пользоваться) возможностью разъяснения не только своих позиций, но и позиций руководства, их решений, их мотивов, намерений.

Не менее важна и встречная информация – от людей, работающих с вами. Настроения, мнения, оценки, отношения, предложения по улучшению дел (и т.п.

) – это обратная связь, которую необхо-димо использовать, чтобы суметь направить на достижение единой цели.

Режиссура это управление не только творческим процессом, но и способ контроля, в том числе и организацией творческих коллективов, подчиненных, волонтеров и других.

Чтобы слушали, разделяли режиссерские идеи, «заряжались» от вашего присутствия -необходимо целенаправленное влияние на поведение людей, с которыми вы работаете. Инструментом такого влияния может выступать ваш имидж, а укрепить его помогает правильное отношение с людьми, которые зависят от вас.

И здесь уместно дать советы, надеясь, что к ним прислушаются начинающие (и не только) специалисты праздничной культуры:

• не имей «любимчиков» – это раздражает или угнетает других, тем самым создает нездоровую обстановку;

• Знай и постоянно изучай людей, работающих с тобой, проявляй заботу о них;

• помни о волшебной силе слов: «благодарю», «спасибо», «пожалуйста»;

• не делай замечаний в присутствии третьих лиц;

• советуйся с теми, кто тебе подчиняется, это не ущемляет твоего авторитета, а пользу делу приносит;

• помни, что умение завоевывать авторитет коллектива – необходимое качество режиссера-руководителя.

Ещё одно качество – самооценка, которая необходима постоянно, так как она совершенствует работу режиссера. И не менее важно проявлять скромность, доступность, доброжелательность по отношению ко всем, кто окружает вас.

Нужно помнить, что в общепринятом смысле под имиджем понимается впечатление, производимое конкретным человеком, на окружающих. И здесь имеется в виду не только поведение (воспитанность) режиссера, но и его образование, наличие духовности. То есть, есть над чем работать современному режиссеру театрализованных представлений и праздников.

Его поле деятельности – праздничная культура – часть жизни человека, это особый сегмент рынка: передача народных

традиций, сохранение этноса, выражение чувств народа, отклик на события. Действующие праздники, современные и традиционные действа, их энергия должны приносить стабильность и порядок, должны воспитывать у подрастающего поколения уважение к прошлому, формировать веру и национальную идею.

Как велика миссия профессии! И здесь мы подходим к главному – эта активная творческая деятельность режиссера есть не что иное, как управление собой, постоянная внутренняя работа над собой, умение чувствовать время и корректировать себя особенно важны в любой профессии и для любого руководителя. Это и лежит в основе формирования имиджа. И это важно: от того, какое мнение сложится о режиссере, о профессии в целом, зависит не только личный успех этого организатора-постановщика, но и успех творческих коллективов, да и праздничного события в целом.

Следует ли ещё доказывать режиссеру театрализованных представлений и праздников о важности работы над собственным имиджем?

«Но эта должна быть настоящая работа, серьезная, глубокая, последовательно проникающая во все подробности обыденной жизни» [4,15].

Литература

1.Гордон Драйден, Д. Вос. Революция в 1. Gordon Drajden, D. Vos. Revoljucija v

обучении. Научит мир учиться по- obuchenii. Nauchit mir uchit'sja po-

новому//Г.Драйден., Д.Вос – М.: ООО «Парвин Э», novomu//G.Drajden., D.Vos – M.: OOO «Parvin Je»,

2003, – 673с. 2003, – 673s.

2.Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное 2. Zeer Je.F. Psihologija professij: uchebnoe

пособие для студентов вуза-изд.переработанное, posobie dlja studentov vuza-izd.pererabotannoe, dop.

доп. //Эф.Зеер – М.: Академический проект; фонд //Je.F.Zeer- M.: Akademicheskij proekt; Fond «Mir»,

«Мир>» 2006.-336с. 2006.-336s.

3Летр°ва Е. Имидж как фактор з. Petrova E. Imidzh kak faktor produktivnoj,

продуктивной, политической коммуникации. ж/л politicheskoj kommunikacii. zh/l «Korporativnaja

«Корпоративная имиджелогия» № 10,207/ imidzhelogija» № 10,207/ http://www.cijournal.ru

http://www.cilourna|.ru 4. Pisarev E. Sila mysli i mysleobrazy.- Minsk:

4.Писарев Е. Сила мысли и мыслеобразы.- eidos 1992 – 32s Минск: eidos, 1992 – 32с.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rezhisser-teatralizovannyh-predstavleniy-i-prazdnikov-rabota-nad-imidzhem

Кое-что о режиссуре театральных и театрализованных представлений

Есть такая специальность как «режиссура театральных (театрализованных) представлений». Считается, что она – не очень серьезная. Это же не драматический театр, наконец. Это такое сценическое шоу, очень близкое к понятию «режиссура праздников».

Недаром в некоторых вузах специальность так и называется: «режиссура театрализованных представлений и праздников». И в массовом сознании эти две области – сходятся воедино, образуя этакий маскультовый сценический винегрет.

И отношение к подобной режиссуре не у всех серьезное.

Хотя, надо сказать, что ничего особенно легкого или искрометного в режиссуре театральных (театрализованных) представлений – нет. Это такое же ремесло, в некоторых случаях гораздо более сложное, чем режиссура театра и кино. Почему? Давайте разберемся.

  • Во-первых, праздник празднику – рознь. Есть детские праздники, есть праздники, приуроченные к каким-то особым датам. Есть свадебные праздники, наконец. И – каждый праздник предполагает особое качество (и количество) постановочных задач.
  • Во-вторых, праздники также различаются по технической организации. Как Вы понимаете, организовать детский утренник несколько проще, чем шоу-программу со ста участниками, среди которых танцоры, мимы, солисты, и так далее.
  • В-третьих, необходимо понять, где (в чем) режиссер оставляет  (роняет) частичку своей души. Да-да, я совершенно серьезно. Если, например, режиссер театрального спектакля выражается в постановке и выражении темы, идеи и сверхзадачи спектакля, о которых я подробно писал тут, то – режиссер театральных представлений – в чем? Конечно, в любом театрализованном номере (представлении) может и должна быть своя тема. Пример? Пожалуйста: шоу Вячеслава Полунина. И смешное и грустное. Об одиночестве человека в этом мире.

Кстати, недавно я писал о том, какие темы существуют в театральном пространстве. Вот тут – приведены актуальные темы современной драматургии. Можно использовать их — в Вашем театрализованном представлении. Можете найти какие-то еще. Но тема – должна быть. И это – без вариантов. Нет темы – нет номера. И режиссера тоже нет.

В идеале, конечно, каждый режиссер театральных (театрализованных) представлений должен создавать постановочный номер (или номера), исходя из собственного ощущения жизни.

В этом, кстати говоря, еще одна сложность, ибо у режиссера театральных спектаклей – богаче палитра жанровых и выразительных средств. Он может взять и такую красочку, и такую. А театрализованные представления – жанр по определению – легкий.

То есть, грустно там быть не должно. Может, но только очень местами. И немного так…

Как же сделать так, чтобы было легко и одновременно – глубоко по мысли? Тут нет четких рецептов. Хотя – есть один. Некий универсальный залог качественного результата. И он зовется…

Команда. Режиссер театрализованных представлений просто обязан иметь собственную команду профессионалов-единомышленников. Наличие такой команды именно в данном случае представляется гораздо более важным, чем в случае классической театральной режиссуры. Почему?

Потому что постановка театрализованных представлений обычно осуществляется в сжатые сроки, и попросту «нет времени на раскачку». Композитор должен заранее понимать, какую музыку использовать, хореограф должен понимать, какой пластический рисунок нужно создавать.

Художник (сценограф) – должен знать, какое будет оформление сцены.

Помощник режиссера (а таковой непременно должен быть) – должен понимать, где и как достать определенные предметы декорации и реквизита, как организовать отдельные моменты постановочного процесса, чтобы объединить необходимых участников.

В идеале, конечно, в команде режиссера театрализованных представлений должен быть звукорежиссер и мастер по свету, однако, во многих случаях этого не происходит. А жаль. Ибо в сценической постановке не бывает мелочей. Каждый – на вес золота.

Важно, чтобы команда режиссера театрализованных представлений могла работать с разными жанрами, порой, и с экспериментальными. Это расширяет спектр возможностей и создает вариативность (гибкость) подходов.

Но главное – чтобы команда режиссера театрализованных представлений говорила на одном творческом языке. Это самое важное. Чтобы каждый участник команды мог практически без слов понять, что нужно делать.

Ведь команда – это не тогда, когда люди работают вместе. Это наличие универсального коллективного взаимопонимания. Команда есть, когда каждый понимает другого, когда не надо объяснять.

Это, кстати, относится к любым творческим акциям, требующим коллективного исполнения.

Важно также, чтобы режиссер театрализованного представления мог (и не стеснялся) делегировать свои функции другим – особенно, если необходимы рутинные действия. Бывает так, что режиссер все процессы зацикливает на себе. Это неправильно. Нужно учиться и уметь доверять другим. Надо верить в других. И не брать на себя избыточную нагрузку. А зачем?

Помните, что Вы знаете и понимаете не все в этом мире. Да, у Вас внутри есть какая-то картинка. Но это общая картинка. Вам нужно уметь доверять Вашим единомышленникам.

Я помню, как я однажды делал театральный спектакль. И я не знал, какую музыку использовать на «основную» тему. Мой композитор Андрей Чанцев – предложил одну мелодию.

Мне она не понравилась, я считал, что она не слишком выразительна.

Шло время, спектакль близился к завершению. А музыкальная тема все не находилась и не находилась. Я облазил весь Интернет, прослушал свои старые записи (а я коллекционирую разную музыку). Все было тщетно. Никакой подходящей музыки я не находил.

И когда почти все было готово, и наступил момент снова обратиться к музыкальному озвучиванию – я опять вернулся к музыке, предложенной ранее композитором. И – о чудо! – она оказалась именно тем, что было нужно.

«Налезла» на мой спектакль, как костюм на фигуру.

«Как ты понял, что было нужно?» — спросил я композитора. В ответ он улыбнулся и пожал плечами.  Нет-нет, все было необходимо. Необходимо, чтобы я начал поиски. Необходимо, чтобы я ничего не нашел.

И необходимо было, чтобы я-таки доделал (хотя бы вчерне) спектакль, прежде чем опять вернулся к музыкальному оформлению. Цикл замкнулся. И я понял то, что давно мог понять.

Но изначально понять мне — было не дано.

Бывает и наоборот. Музыка становится побуждающим стимулом, смыслом создания театрального (театрализованного) номера, спектакля, шоу.

У меня такое тоже было. Как-то раз мне нужно было сделать небольшой номер для отчетного концерта Дворца молодежи Подольска. Я стал думать над концепцией номера, но в голову ничего не приходило.

Как-то раз вечером я сел и послушал свою любимую музыку, записанную на компьютер. Мое внимание привлекла композиция, которая мне всегда очень нравилась. Но я ее как-то забыл. И услышал, когда слушал многие треки – в тот момент вечером.

Я вдруг понял, что хочу сделать что-то сценическое под этот музыкальный орнамент.

И я стал слушать эту музыку все больше и больше – и стал представлять. Важно помнить, что есть три структурных составляющих любой музыки, «диктующих» образ любого сценического (постановочного) номера:

  • ритм,
  • эмоциональный фон,
  • талант (качество, энергия) исполнения музыки.

В тот момент мне «сделали номер» все эти три компонента. Номер прошел «на ура». Но в его основе «лежала» музыка.

Надеюсь, что этот небольшой рассказ, так или иначе, был Вам полезен.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

« Сторителлинг (storytelling) – искусство рассказа увлекательных историй Искусство риторики – искусство красноречивого действования »

Источник: http://xn----8sbcflre0apkqdho.xn--p1ai/koe-chto-o-rezhissure-teatralnyx-i-teatralizovannyx-predstavlenij.html

Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного представления и массового праздника

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» 

ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА  

КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ   

КУРСОВАЯ РАБОТА 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ»  

ТЕМА  

    «Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного представления и массового праздника»    
                   3 курса специальности  070209 «Режиссура
                  театрализованных представлений 

Волгоград 2011

Вступление……………………………………………………………………….3

Глава1. Основы драматургии………………………………..………………… 1.1 Понятие о драме……………………………………………………………..6

1.2 Действие в драме, действие в театрализованном представлении ……….9

1.3 Драматический конфликт, конфликт в

театрализованном представлении…………………………………………….11

1.4 Композиция в драме и в сценарии театрализованного представлении…13 

Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………

2.1 Общее и особенное в театрализованном представлении и театре………………………………………………………………………………………………………15

2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17

2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20

2.4 Архитектоника сценария………..…………………………………………..24

2.5 Номер в сценарии театрализованного представления. Виды и жанры

      Номеров………………………………………………………………………26

2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28

2.7 Актуальность и новизна в сценарии………………………………………..30 

Заключение………………………………………………………………………31  

Список литературы…………………………………………………………….32     

Вступление 

В истории мировой культуры значительное место занимает вопрос возникновения и развития праздника как феномена, который представляет ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, но и в исследовании материальной и духовной культуры народа.

Начиная с эпохи каменного века, праздники стали неотъемлемым элементов жизни людей. Это позволяет считать их важной составляющей человеческой культуры. А их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей.

Праздник – явление всеобщее и постоянное в социально-культурной жизни народа. Он существует там, где есть духовные связи между людьми. Он демонстрирует общечеловеческие социально-культурные качества.

Таким образом, праздник – неотъемлемая часть человеческой деятельности, удовлетворяющая его культурные и духовные потребности.

Но праздник не организуется сам по себе, он возникает лишь при взаимодействии разных творческих личностей, в синтезе искусств. И все идеи и задумки создателя праздника – режиссера, отображаются, прежде всего, в сценарно-режиссерской разработке, или сценарии.

А в современном обществе потребность в праздниках и в досуговой деятельности возрастает с каждым днем, поэтому тема курсовой работы «сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника» является очень актуальной.

Это обусловлено тем, что современное театрализованное представление и массовый праздник приобретают новые формы, вариации, включают в себя новые художественно – выразительные средства, технологические возможности, отвечая тем самым запросам общества, раскрывая важные политические и социальные проблемы.

Наличие новых форм требует наличия новых решений, которые невозможны без изучения основ и тех знаний, которые накоплены годами.

К сожалению, на сегодняшний день довольно часто за создание театрализованных представлений и праздников берутся люди, не имеющие к этому отношения, либо не знающие как это делать правильно.

Очень часто решения мероприятий упрощаются, сводятся к простому развлечению, в том время как исторически представлениям и праздникам отведена большая роль, которая заключается в сверхзадаче –  в том, ради чего делается мероприятие, что хотят донести до зрителя. Именно все эти задачи определяются именно в

процессе создания сценария. Поэтому изучение создания сценарно – режиссерской разработки, ее структуры и воплощения в жизнь, является неотъемлемым элементов при создании праздника или представления. 

Создание сценария – сложный и трудоемкий процесс, и к сожалению, литературы по этой теме не так уж и много. И раскрыта она в основном в работах практиков – режиссеров. Следовательно, каждый из них делает акцент на что-то свое, но тем менее есть общие положения, из которых состоит работа над сценарием:

 определение конфликта, изучение материала, работа с реальными героями, определение темы и идеи, монтаж и композиция, архитектоника. Все это и многое другое встречается во всех литературных источниках по данной теме.

«Конфликтность, как отражение существенных противоречий действительности в сценарии агитационно – художественного произведения, литературно – музыкальной композиции, тематического вечера или театрализованного представления, также как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу, и даже, в конечном счете, форму произведения»1

«Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия, а в монтажном соединении, сборке разнородных эпизодов и номеров»2

Объект исследования – теоритические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Предмет исследования – сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника.

Цель – изучить и выявить особенности работы над сценарием театрализованного представления и массового праздника.

Задачи:

– определить общее и особенное в драматургии и в театрализованном представлении

– выявить общее и особенное и театре и театрализованном представлении и празднике

– рассмотреть этапы работы над сценарием театрализованного представления

– охарактеризовать современные виды театрализованных представлений и праздников 

– показать сложность работы режиссера            

Глава1. Основы драматургии

1.1 Понятие о драме

Слово «Драма» происходит из греческого языка и означает действо, действие»

Драма – род литературного произведения и диалогической форме, предназначенной для сценического воплощения» – так говорится в Театральной Энциклопедии.

Предположительно, драма зародилась около 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции, и ее первоначальной основой были обряды и церемонии.

Г.Л.Абрамович сущность драмы раскрывает следующий образом:

«Показывая внешний по отношению к нему мир явлений и характеров, драматург воплощает его путем непосредственного самовыявления действующих лиц»3

Литературовед О. Головенченко определяет драму как «особый род литературы,  отражающий объективную реальность в форме разговора (диалога) и действия».4

Из вышеперечисленного видно, что полного единодушия в понимании специфики драмы у теоретиков нет. Но при всех различиях в формулировках нельзя не заметить, что, как правило, в определении упоминается «действие».

При этом понимается драматическое действие разными авторами тоже по-разному. Поэтому, прежде чем подойти к определению сущности и специфики драмы как рода искусства, нужно точно установить ее доминирующий признак, признак, который является для драмы сущностным, определяющим все ее другие стороны.

В течение времени многие теоретики и драматурги утверждали, что основное в драматургическом произведении – это художественные характеры, именно они определяют и конфликт, и идейное содержание, и жанровую, и видовую специфику этого рода искусства.

«Именно изображение ясно очерченных характеров, обогащающихся в ходе развития конфликта, – это и есть то, что мы прежде всего требуем от драматического писателя.»5

Получается, что «не глубокий идейный замысел должен быть первейшей заботой драматургического писателя, не осмысление социальных и нравственных процессов,  происходящих в обществе является задачей драматурга, а изображение ясно очерченных образов создаст драматургическую коллизию, конфликт и все остальное»6

Чтобы увидеть, верно это утверждение или нет, необходимо обратиться к истории.

Одним из первых, кто систематизировал опыт античной драматургии, был Аристотель. Он пришел к выводу, что главным элементов драмы является фабула. Фабула – это сочетание фактов, состав происшествий, душа трагедии. У Аристотеля это понятие характеризует произведение как целое. Следовательно, в античной трагедии действие («сочетание фактов») является основополагающим.

Второе место Аристотель отводил характерам. «Без действия не могла бы существовать трагедия, а без характеров могла бы»; «Цель трагедии – изобразить какое-либо действие, а не качество»7.

В этом акцентировании важности для драмы именно действия и связи последнего с предметом «подражания» нельзя не видеть диалектического понимания жизни как процесса, как непрерывного движения, действия.

Лессинг в своих высказываниях отражает иную художественную эпоху. В «Гамбургской драматургии» он подчеркивал, что в трагедии действие – главное средство к характеристике изображаемого.

«Фабула ведь и есть то, что главным образом характеризует трагического поэта.

Из десяти трагических поэтов, удачно описавших нравы и чувства действующих лиц, только один безукоризненно преодолеет трудности фабулы»8

Гегель говорил, что «действие является наиболее ясным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и его целей»9

По мысли Белинского, «драма должна образовывать собой отдельный замкнутый мир, где каждое лицо, стремясь к собственной цели и действуя только для себя, способствует само того не зная, общему движению пьесы»10

Ф. Энгельс в своих высказываниях по поводу искусства ставит на первое место «положения и действие»

Крупнейший драматург 20 века Бертольд Брехт был сторонником действенного, революционного театра.  цель и задача драматургии – «показать изменяемость сосуществования людей.

Достичь этого можно только присматриваясь ко всему неустойчивому, зыбкому, относительному, – словом, к противоречиям»… «поэтому фабула является сердцевиной, стержнем всякого спектакля, т.к.

именно из того, что происходит между людьми, получается все, о чем можно спорить, что можно критиковать и видоизменять» 11.

Источник: http://stud24.ru/art/scenarnorezhissjorskaya-razrabotka-teatralizovannogo-predstavleniya-i/121945-358573-page1.html

Режиссер-постановщик

Подходящие образовательные специальности: Режиссер

Ключевые предметы: Русски язык; Литература; Техника и технология телевизионного производства; Теория и практика сми; Теория и практика монтажа.

*стоимость обучения указана за 5 лет  специалитет на очном отделении.

Фр. régisseur, от лат. rego управляю.

Особенности профессии

Режиссер-постановщик – это творческий лидер проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр.

Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.

Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром,  т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.

Опишем некоторые варианты этой профессии.

В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке:  выбирает актёров, работает с ними над  ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр.

При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра.

Он взаимодействует с  техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.

Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера.

  Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка – это не только люди, но и дрессированные животные.

Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра – сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.

Кино – это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.)

У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.  

Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи.Например, второй режиссёр (в западном кино – First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам  и пр., планирует съёмочный процесс.

И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра.

Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д.

Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии. Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом.

Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет. Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий.

Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы.

Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр.  Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.  

Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино.

Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время – Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве.

Каждый спектакль Захарова – событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других.

В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».

Рабочее место

Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении,  в театре, цирке и пр. – в зависимости от специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.

Оплата труда

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества.И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии.

Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных  произведений драматургии, кинематографа.

 Желательно знание иностранных языков.

Где учат

Драматический и музыкальный театр•    Российский университет театрального искусства – ГИТИСРежиссерский факультетКафедра режиссуры драмы•    Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзовФакультет искусствСпециальность «Режиссура театра»•    Театральном институте им. Б. ЩукинаРежиссёрский факультетСпециальность «Режиссура театра»И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

•    Российский университет театрального искусства – ГИТИСРежиссерский факультетКафедра режиссуры циркаСпециальность «Режиссура цирка»•    Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ)Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра».Специализация «Режиссура эстрады».Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников».Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и  «Режиссура шоу-программ».•    Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризмаНаправление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Кино и телевидение

•    Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)Режиссерский факультетСпециальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма».•    Высшие курсы кино и телевидения ВГИКПрофессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма».•    Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР)Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

Рина Цветкова

Источник: ПрофГид

Вас могут заинтересовать:

Другие профессии в категории  “Искусство (музыка, театр, кино, изобразительное искусство)”

Вузы Екатеринбурга

Ссузы Екатеринбурга

Работа в Екатеринбурге

Курсы  “Актерского мастерства” в Екатеринбурге

Я ищу: — Выберите –АкадемииИнститутыУниверситетыКолледжиТехникумыУчилища

Район: — Выберите –32-й городокАвтовокзал (Южный)АкадемическийБотаникаВерх-ИсетскийВИЗВокзалВторчерметВтузгородокЕлизаветЖБИЖелезнодорожныйЗавокзальныйЗаречныйИзоплитИстокИстокКаменные палаткиКерамикаКировскийКольцовоКомпрессорныйКраснолесьеЛенинскийЛечебныйНе заданНижне-ИсетскийНовая сортировкаОктябрьскийОрджоникидзевскийПарковыйПионерскийПтицефабрикаСемь ключейСибирский трактСиние камниСтарая сортировкаУктусУНЦУралмашХиммашЦентрЧкаловскийШарташШарташский рынокШирокая речкаЭльмашЮго-Западный

Источник: http://www.uralstudent.ru/professii/iskusstvo-muzyka-teatr-kino-izobrazitelnoe-iskusstvo/rezhisser-postanovschik-1849483/

Студиорум
Добавить комментарий