- Образование в СССР и современной России
- Что было хорошего в системе советского образования
- Образование СССР: кратко обо всем
- Образование СССР
- :
- Высшее образование в СССР и сейчас
- Советская система образования – общедоступное качество
- Высшее образование в наше время
- Готов ли к этому современный выпускник?
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г
Образование в СССР и современной России
20 июля 2015 17:47 СССР егэ образование россия
Наша страна стремительно меняется и процесс этот идет вот уже почти тридцать лет.
Меняется все: общество, экономика, люди, и, естественно, изменения затронули и такую важную часть общества, как образование. Как те или иные изменения отразились на жизни отдельного человека, много говорить не стоит.
Мы же хотим предложить вам сравнить систему образования Советского союза и современной России.
Дошкольное образование
Дошкольное образование в СССР было первой, и, возможно, одной из самых важных ступеней в становлении советского гражданина. И нет ничего удивительного в том, что детские садики строили всей страной.
В результате, существующая в тот период система дошкольного образования охватывала всех детей с момента рождения до семилетнего возраста. Уже в возрасте двух лет, молодые мамы могли отнести своих малышей в ясли.
С трех лет малыш переходил в детский сад, куда ходили до семи лет, но нередки были и ясли – садики, которые объединяли в себе обе организации.
Несмотря на многие социальные проблемы того времени, система дошкольного образования СССР не только обеспечивала грамотное воспитание детей, но и помогала молодой маме вести активную жизнь.
Во времена перестройки, из – за спада рождаемости и появления такого понятия как «естественная убыль населения», многие здания дошкольного образования перешли в частные руки.
Как следствие данного процесса, многие лишись подобного заведения в шаговой доступности, а отвозить ежедневно ребенка до дошкольного заведения – накладное мероприятие.
В следствии чего, многие бабушки и дедушки выходили на пенсию и нянчили внуков.
К счастью, последние несколько лет, данная ситуация начинает исправляться и открываются новые, современные детские сады, оснащенные по последнему слову техники, а старые садики реконструируются.
Но проблема нехватки мест все же стоит достаточно остро, к тому же разгул коррупции привел к тому, что даже если в садике рядом с вашим домом есть свободные места, попасть туда без дорогостоящих подарков или оказания финансовой поддержки очень сложно.
Кроме того, появились ежемесячные сборы на различные нужды, хотя садики, как и школы о которых мы поговорим далее в полной мере получают свое финансирование.
Общее образование (школа)
Сколько было косичек подергано и стекол побито. Тем не менее, у многих людей, именно школа вызывает самые теплые воспоминания о детстве. Первая любовь, первый поцелуй и другие вещи из взрослой жизни были открыты именно в школе.
В СССР из – за большой площади страны существовало несколько типов школ, которые разделялись на начальные, осуществляющие обучение с 1 по 3 класс, восьмилетние – 1 – 8 классы и десятилетки, обеспечивающие полный цикл образования.
Естественно, что подобная система должна была обеспечивать однообразность образования, что бы ребенок мог без проблем перейти из одной школы в другую.
Так же важную роль в системе школьного образования играли школы – интернаты и «продленки», которые позволяли родителям не беспокоится за своих детей и работать на благо страны.
Важным моментов в системе школьного обучения являлась система медалей.
Выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну отметку «хорошо» — серебряная.
Кроме морального удовлетворения медаль давала льготы при поступлении в вуз по традиционной форме.
В настоящее время обучение в школе занимает 11 лет и главная цель обучения – поступление в ВУЗ.
По окончанию школы, ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который по математике и русскому языку обязателен. Остальные предметы выпускники выбирают сами исходя из своих нужд.
С введением ЕГЭ все льготы, такие как медали, утратили смысл и были отменены. Выдача медалей производится лишь в качестве морального поощрения.
Система ЕГЭ вызывает много нареканий как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Последнее время не редки случаи, когда дети кончали жизнь самоубийством завалив данный экзамен.
Кроме того, по мнению многих специалистов данный экзамен не отображает реальные знания, ведь последние два года обучения в школе учеников тренируют решать конкретные задачи тестов, и не дают развивать всесторонне.
К сожалению, качество среднего образование в России оставляет желать лучшего. В 2009 году Россия по качеству образования заняла лишь 41 место из 65 возможных оказавшись ниже таких стран как Турция и ОАЭ.
Естественно, не стоит забывать и про коррупцию. Бесконечные школьные поборы, финансовая помощь школе за медали и прочее вымогательство стали обыденным явлением в системе образования современной России.
Внешкольное образование
Основой внешкольного образования в СССР была пионерская организация и на начало 1971 года на территории страны действовало более 4000 дворцов и домов пионеров, более 1000 станций юных техников, почти 600 станций юных натуралистов и других кружков, охватывающих самые разные направления деятельности. Любой школьник мог выбрать кружок по интересам, ведь занятия были бесплатны. Кроме того, занятия в подобных организациях могли не только скоротать досуг, но и обучить ребенка реальным профессиям и получить знания, которые пригодились бы в будущем
Говорить о бесплатных кружках и секциях в современной России не приходится. За все придется платить, и даже факультативы в отдельных школах так же существуют исключительно на коммерческой основе.
Среднее профессиональное образование
Для пополнения рабочих кадров в СССР были созданы профтехучилища, которые позволяли не только получить знания, но и овладеть рабочей специальностью, которая, обычно, не нуждалась в высококвалифицированных специалистах.
В современной России большая часть техникумов была преобразована в колледжи. Название поменялась, но суть осталась прежней. Техникумы и колледжи обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года, а по отдельным специальностям – 2 года.
Высшее образование
Пожалуй, одним из достижений советской системы образования является высшее образование, которую по праву можно было считать лучшим в мире на тот период времени.
Система высшего образования была представлена институтами и университетами, и если первые в основном специализировались на подготовке технических специалистов, то вторая категория ВУЗов была ориентирована на подготовку гуманитариев и учителей.
Кроме непосредственного обучения специалистов ВУЗы в СССР имели обширную научно – исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.
Думаем, что не стоит говорить, что высшее образование в СССР было бесплатным, а студентам на основе их оценок выплачивалась стипендия. Средняя стипендия в СССР составляла 40 рублей.
Много ли это? Учитывая, что заработная плата инженера составляла 130 – 150 рублей, студенты могли себе позволить жить достаточно неплохо.
Кроме того, именно в СССР зародилась система заочного образования.
Первая в мире! Несмотря на то, что между СССР и политическими оппонентами не редки были обострения отношений, система образования СССР, особенно по инженерно-техническим специальностям, занимала лидирующее положение в мире.
К сожалению, перестройка, чьи плоды мы пожинаем до сих пор, фактически полностью уничтожила высшее образование, каким оно было в СССР, а в 2003 году на всей территории России была введена Болонская система образования, которая в своей основе имела интересные тезисы, но на деле – полностью уничтожила систему высшего образования, которая была создана в СССР.
Главное отличие новой системы от прошлой – введение двух уровней в системе высшего образования. Первый уровень длится 4 года и в результате выпускники получают диплом бакалавра, второй уровень – магистратура длиться 2 года.
Но большинство студентов завершают свое обучение на первом этапе, ведь бюджетных мест в магистратуре по отдельным специальностям не предусмотрено, а стоимость обучения крайне велика
Кстати о стоимости обучения. Последние несколько лет наметилась тенденция к существенному сокращению бюджетных мест, а не многие семьи в России могут выложить круглую сумму за обучения ребенка.
В настоящее время, стипендии выплачиваются студентам, которые сдали очередную сессию без троек.
Существует несколько видом стипендий:- государственная социальная стипендия составляет 730 рублей в месяц;- государственная академическая стипендия – 1340 рублей в месяц;- государственная стипендия аспирантам составляет 6000 рублей в месяц;- государственная стипендия докторантов составляет 10000 рублей в месяц.
Как вы понимаете, озвученные суммы явно недостаточные для проживания студента, поэтому так или иначе родителям приходится помогать своим детям, поступившим в ВУЗ на бюджетной основе.
Специальности, на которых не предусмотрено бюджетных мест, стоит непосильно дорого для среднестатистической российской семьи.
Так, год обучения на гуманитарной специальности начинается от 70 тысяч рублей, технической от 100 тысяч рублей. Конечно, стоимость обучения зависит от ВУЗа и его престижности, а озвученные цифры мы привели для провинциального ВУЗа.
Так что, в отличии от времен СССР высшее образование стало для многих роскошью, которую нельзя позволить.
В последние 10 лет появилось огромное количество ВУЗов, которые не имеют даже собственного помещения и педагогов, работающих по постоянной основе.
«Изучение» предметов, а также получение диплома заключается в своевременной оплате. Тем не менее, такие «специалисты» работают в самых разных областях, включая медицину.
К счастью, последнее время с подобными организациями началась борьба, и лицензии оперативно аннулируются.
Несмотря на все текущие проблемы, надежда на то, что высшее образование, да и вся система образования в современной России не только достигнет уровня образования в СССР, но и перегонит его. Надежда есть, а действий, направленных на это – нет.
А как вы относитесь к современному образованию? Может ли оно хоть в чем – то конкурировать с советским?
Ссылки по теме:
СССР егэ образование россия
Любите повспоминать, как всё было раньше?
Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:
Новости партнёров
Источник: https://fishki.net/1602457-obrazovanie-v-sssr-i-sovremennoj-rossii.html
Что было хорошего в системе советского образования
Нельзя говорить о каких-либо достоинствах советской системы образования, не понимая, как, когда и откуда она появилась. Основные принципы образования на ближайшую перспективу были сформулированы еще в 1903 году.
На II съезде Российской социал-демократической рабочей партии было заявлено, что образование должно быть всеобщим и бесплатным для всех детей до 16 лет вне зависимости от пола. Кроме того, следует ликвидировать сословные и национальные школы, а также отделить школу от церкви.
9 ноября 1917 года является днем учреждения Государственной комиссии по просвещению, которая и должна была разрабатывать и контролировать всю систему образования и культуры огромной страны Советов.
Положение «О единой трудовой школе РСФСР», датированное октябрем 1918 года, предусматривало обязательное посещение школ всеми гражданами страны в возрасте от 8 до 50 лет, которые еще не умели читать и писать. Единственное, что можно было выбирать, – на каком языке обучаться грамоте (русском или родном).
В то время большая часть трудового населения была неграмотной. Страна Советов считалась сильно отстающей от Европы, где общее образование для всех было введено почти на 100 лет раньше. Ленин считал, что умение читать и писать сможет дать толчок каждому человеку к «улучшению своего хозяйства и своего государства».К 1920 году более 3 миллионов человек обучились грамоте.
Перепись того же года показала, что более 40 процентов населения старше 8 лет умеют читать и писать. Перепись 1920 года была неполной. Она не проводилась в Белоруссии, Крыму, Закавказье, на Северном Кавказе, в Подольской и Волынской губерниях, ряде местностей Украины.Коренные изменения ждали систему образования в 1918-1920 годах. Школу отделили от церкви, а церковь от государства.
Преподавание любого вероучения было под запретом, мальчики и девочки теперь учились вместе, а за уроки теперь не нужно было ничего платить. В это же время начали создавать систему дошкольного воспитания, пересмотрели правила приема в высшие учебные заведения.В 1927 году среднее время обучения для людей старше 9 лет составляло чуть более года, в 1977 году – почти 8 полных лет.
К 1930-м годам неграмотность как явление было побеждено. Система образования была организована следующим образом. Практически сразу после рождения ребенка его можно было отдать в ясли, затем в детский сад. Причем существовали как детские сады дневного пребывания, так и круглосуточные. После 4 лет обучения в начальных классах ребенок становился учеником средней школы.
По ее окончании он мог получить профессию в училище или техникуме или же продолжить обучение в старших классах основной школы.
Стремление воспитать благонадежных членов советского общества и грамотных специалистов (особенно инженерно-технического профиля) сделало советскую систему образования лучшей в мире.
Тотальному реформированию система образования подверглась в ходе либеральных реформ в 1990-х годах.
Одним из самых значительных преимуществ советской системы школьного образования являлась его доступность. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года).
Главное отличие советской системы образования от американской или британской заключалось в единстве и согласованности всех звеньев образования. Четкая вертикальная ступень (начальная, средняя школа, техникум, вуз, аспирантура, докторантура) позволяла точно спланировать вектор своего обучения.
Для каждой ступени были выработаны единые программы и требования. При переезде родителей или смены школы по каким-либо иным причинам не было необходимости заново изучать материал или пытаться вникнуть в систему, принятую в новом образовательном учреждении.
Максимум неприятностей, который мог доставить переход в другую школу, – необходимость повторять или догонять 3-4 темы по каждой дисциплине. Учебники в школьной библиотеке выдавались бесплатно и были доступны абсолютно всем.
Педагоги советской школы давали базовые знания по своим предметам. И их вполне хватало, чтобы выпускник школы самостоятельно (без репетиторов и взяток) поступил в высшее учебное заведение.
Тем не менее советское образование считалось фундаментальным. Общеобразовательный уровень подразумевал широкий кругозор.
В СССР не было ни одного выпускника школы, который бы не читал Пушкина или не знал, кто такой Васнецов.
Сейчас в российских школах экзамены могут быть обязательными для учеников даже начальных классов (в зависимости от внутренней политики школы и решения педагогического совета). В советской школе дети сдавали итоговые выпускные экзамены после 8 и после 10 класса. Ни о каких тестированиях речи не было. Метод контроля знаний как на уроках, так и во время экзаменов был понятным и прозрачным.
Каждый ученик, решивший продолжить обучение в вузе, по его окончании гарантированно получал работу. Во-первых, количество мест в университетах и институтах было ограничено социальным заказом, а во-вторых, после окончания обучения проводилось обязательное распределение. Нередко молодых специалистов отправляли на целину, на всесоюзные стройки.
Однако отработать там нужно было всего несколько лет (так государство компенсировало затраты на обучение). Потом появлялась возможность вернуться в родной город или остаться там, куда попадали по распределению.
Ошибочно полагать, что в советской школе у всех учеников был одинаковый уровень знаний. Безусловно, общая программа должна быть усвоена всеми.
Но если подросток интересуется каким-то отдельным предметом, то ему давались все возможности для его дополнительного изучения. При школах были математические кружки, кружки любителей словесности и так далее. Кроме того, существовали профильные классы и профильные школы, где дети получали возможность углубленно изучать те или иные предметы.
Поводом особенной гордости родителей были дети, обучающиеся в математической школе или школе с языковым уклоном.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-826092-chto-bylo-horoshego-v-sisteme-sovetskogo-obrazovaniya
Образование СССР: кратко обо всем
Империя Романовых длительное время оставалась приверженной консервативным дворянским традициям и монархическому абсолютизму. Запоздалая ликвидация крепостного права, сохранение широкого сектора с натуральным хозяйством, отсутствие социального прогресса в обществе, как было в Европе и США, – все это приводило к росту массового недовольства.
Причины образования СССР. Кратко
Безусловно, попытки разрешить весь комплекс проблем были. Например, деятельность Петра Столыпина, особенно важная в своей аграрной части (попытка создания множества мелких крестьянских хозяйств, ориентированных на рынок). Однако эта реформа фактически была свернута со смертью инициатора.
Игнорирование проблем привело к падению царского правительства в феврале 1917 года. Однако и правительство Керенского не смогло справиться с ситуацией и уладить радикальные настроения. В разразившейся гражданской войне большевистская партия, несмотря на всю ее противоречивость, стала наиболее привлекательной.
Да и наиболее прогрессивной для эпохи в своих устремлениях. Образование СССР, кратко говоря, стало результатом последовательного развития социалистических настроений и кризиса монархической системы.
Гражданская война была фактически завершена в 1922 году, когда были полностью заняты Украина, Сибирь, Белоруссия и другие территории.
Образование СССР. Краткое содержание Конституции
Формальное возникновение государства Советов произошло 29 декабря 1922 года, когда был подписан договор республик об образовании Союза. А уже на следующий день договор был ратифицирован Всесоюзным съездом Советов. Первая Конституция была выработана лишь в 1924 году.
Она заложила основы функционирования государства в его первый период. Вторая Конституция была принята в 1936 году.
Конституция 1924 года устанавливала единое гражданство по всей стране, регулировала отношения в системе власти, где высшим органом был объявлен Съезд Советов, предписывала процесс выхода республик из Союза.
Образование СССР: кратко о положении в партии
Помимо обсуждаемого события, в эти годы случилось другое, также весьма важное. В мае 1922 года тяжело заболел Владимир Ленин, после чего он фактически устранился от управления государством. А в январе 1924 года он умер.
Смерть всеми признанного лидера логично вызвала вопросы о сменщике. Середина и вторая половина 1920-х годов отмечена бурными дискуссиями в партийном аппарате относительно дальнейшего курса страны, а также первыми гонениями.
Сперва в мягкой форме, но приведшими к глобальной чистке по всей стране в 1930-х.
Образование СССР: кратко о значении
Непосредственно для страны важным фактом было окончание гражданской войны, которое позволило направить все силы на восстановление народного хозяйства, ликвидацию ее последствий и возвращение жизни в мирное русло.
Однако создание первого в мире государства, во главе которого стояли социалисты, имело существенно более глобальные и долгосрочные последствия. Были среди них и отрицательные, ставшие результатом сложности практического воплощения коммунистических идей в жизнь.
Стремление обеспечить высокие темпы государственного роста, стабильность, всеобщее благосостояние и быстрое решение всех социальных проблем часто приводило советское руководство к волюнтаристским методам (ведь рыночные законы не признавались и не учитывались) и плачевным результатам.
Таким, как массовые репрессии, голод ради выполнения плана хлебозаготовок, бесплодные и небезызвестные глобальные эпопеи хрущевской эпохи, брежневский застой, вызванный неповоротливостью командно-административной системы, и так далее. Однако никак не меньше это государство дало и положительных плодов собственному народу и всему миру.
Несмотря на противоречивость 1930-х годов, тогда были достигнуты беспрецедентные во всей человеческой истории темпы роста государственных показателей. Малые народы Союза, несмотря на сегодняшние националистические оценки, получили ощутимый вклад в развитие своих экономик и промышленных структур.
Да и западный мир преобразился под влиянием коммунистических идей, которые олицетворял собой Союз. Так, после революций в России и в Германии была образована международная организация труда. Уже в 1919 году решением ее съезда по всей Западной Европе и Америке был установлен восьмичасовой рабочий день.
Образование СССР, кратко говоря, привело к воодушевлению рабочего движения по всему миру, под давлением которого правительства неоднократно повышали социальные стандарты и заботились о социальной защищенности.
Ведь судьба империи Романовых красноречиво демонстрировала, к чему может привести игнорирование народных интересов.
Источник: http://.ru/article/101926/obrazovanie-sssr-kratko-obo-vsem
Образование СССР
Важную роль в успешном социалистическом строительстве сыграло государственное объединение советских социалистических республик.
Добровольное объединение суверенных советских республик в единое союзное многонациональное социалистическое государство диктовалось ходом их политического, экономического и культурного развития и было подготовлено практически в результате осуществления ленинской национальной политики.
Совместная борьба народов советских республик против внешних и внутренних врагов показала, что договорных отношений между ними, установившихся в первые годы Советской власти, было недостаточно для восстановления хозяйства и дальнейшего социалистического строительства, для того, чтобы отстоять свою государственную самостоятельность и независимость. Успешно развивать народное хозяйство было возможно только при условии объединения всех советских республик в единое экономическое целое. Большое значение имело и то, что между различными районами страны исторически сложилось хозяйственное разделение труда и взаимозависимость. Это обусловливало взаимопомощь и тесные хозяйственные связи. Угроза военной интервенции со стороны империалистических государств требовала единства во внешней политике, укрепления обороноспособности страны.
Союзное сотрудничество республик особенно важно было для тех нерусских народов, которым предстояло пройти путь от докапиталистических форм хозяйства к социализму. Образование СССР вытекало из наличия социалистического уклада в народном хозяйстве и из самой природы Советской власти, интернациональной по своей сущности.
В 1922 во всех республиках развернулось массовое движение трудящихся за объединение в единое союзное государство. В марте 1922 была провозглашена Закавказская федерация, оформившаяся в декабре 1922 в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).
Вопрос о формах объединения республик разрабатывался и обсуждался в ЦК партии. Идея автономизации, т. е. вхождения самостоятельных советских республик в РСФСР на правах автономии, выдвинутая И. В.
Сталиным (с апреля 1922 Генеральный секретарь ЦК партии) и поддержанная некоторыми другими партийными работниками, была отвергнута Лениным, затем Октябрьским пленумом (1922) ЦК РКП (б).
Ленин выработал принципиально иную форму объединения независимых республик.
Он предложил создать новое государственное образование — Союз Советских Социалистических Республик, в который все советские республики вошли бы вместе с РСФСР на равных правах.
Состоявшиеся в декабре 1922 съезды Советов УССР, БССР, ЗСФСР, а также 10-й Всероссийский съезд Советов признали своевременным объединение советских республик в единое союзное государство. 30 декабря 1922 в Москве открылся 1-й съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании Союза ССР.
В ней были сформулированы основные принципы объединения республик: равноправие и добровольность вхождения их в Союз ССР, право свободного выхода из Союза и доступ в Союз новым советским социалистическим республикам. Съезд рассмотрел и утвердил Договор об образовании СССР. Первоначально в Союз ССР вошли: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.
Образование Союза ССР явилось триумфом ленинской национальной политики и имело всемирно-историческое значение. Оно стало возможным благодаря победе Октябрьской революции, установлению диктатуры пролетариата и созданию социалистического уклада в экономике. 1-й съезд Советов избрал верховный орган власти Союза ССР — ЦИК СССР (председатели: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов и А. Г. Червяков). На 2-й сессии ЦИК было сформировано правительство СССР — СНК СССР во главе с Лениным.
Объединение материальных и трудовых ресурсов в едином государстве имело огромное значение для успешного социалистического строительства. Ленин, выступая в ноябре 1922 на пленуме Моссовета и подводя итоги пятилетия Советской власти, выразил уверенность в том, что «… из России нэповской будет Россия социалистическая» (там же, с. 309).
Осенью того же года Ленин тяжело заболел. Будучи больным, он написал ряд важнейших писем и статей: «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о национальностях или об «автономизации», «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше».
В этих работах Ленин подвёл итоги развития советского общества и указал конкретные пути построения социализма: индустриализация страны, кооперирование крестьянских хозяйств (коллективизация), проведение культурной революции, укрепление социалистического государства и его вооруженных сил.
Указания Ленина, сделанные им в последних статьях и письмах, легли в основу решений 12-го съезда партии (апрель 1923) и всей дальнейшей политики партии и правительства. Подведя итоги нэпа за 2 года, съезд наметил пути претворения в жизнь новой экономической политики.
Решения съезда по национальному вопросу содержали развернутую программу борьбы за ликвидацию унаследованного от прошлого хозяйственного и культурного неравенства между народами.
Несмотря на значительные успехи в восстановлении народного хозяйства, в 1923 страна ещё переживала серьёзные трудности. Насчитывалось около 1 млн. безработных. В руках частного капитала находилось до 4 тыс. мелких и средних предприятий лёгкой и пищевой промышленности, 3/4 розничной и около половины оптово-розничной торговли.
Нэпманы в городе, кулаки в деревне, остатки разбитых эсеро-меньшевистских партий и другие враждебные силы вели борьбу против Советской власти. Хозяйственные трудности усугубились кризисом сбыта промышленных товаров, вызванным различиями в темпах восстановления промышленности и сельского хозяйства, недостатками в области планирования, нарушениями промышленными и торговыми органами политики цен.
На промышленные товары цены сложились высокие, а на продукты сельского хозяйства — крайне низкие. Расхождение в ценах (т. н. ножницы) могло привести к сужению базы промышленного производства, подрыву индустрии, ослаблению союза рабочего класса и крестьянства.
Были приняты меры для устранения возникших трудностей, ликвидации кризиса сбыта: снижены цены на промышленные товары, успешно осуществлялась денежная реформа (1922—24), приведшая к установлению твёрдой валюты.
Воспользовавшись острой внутренней, а также сложившейся международной обстановкой и болезнью Ленина, троцкисты предприняли новые атаки на партию.
Они чернили работу ЦК партии, требовали свободы фракций и группировок, выступали против снижения цен на товары, предлагали повысить налоги с крестьян, закрыть нерентабельные предприятия (имевшие крупное народно-хозяйственное значение), увеличить ввоз промышленных изделий из-за границы.
13-я партийная конференция (январь 1924), осудив троцкистов, заявила, что «… в лице нынешней оппозиции мы имеем перед собою не только попытку ревизии большевизма, не только прямой отход от ленинизма, но и явно выраженный мелкобуржуазный уклон» («КПСС в резолюциях…», 8 изд., т. 2, 1970, с. 511).
31 января 1924 2-й съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию Союза ССР. В её основу были положены Декларация и Договор об образовании Союза ССР, принятые 1-м Всесоюзным съездом Советов в 1922. В составе ЦИК были 2 равноправные палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей.
Было установлено единое союзное гражданство: гражданин каждой республики является гражданином СССР. Конституция обеспечивала трудящимся СССР широкие демократические права и свободы и активное участие в управлении государством.
Но в то время, в обстановке острой классовой борьбы, Советская власть была вынуждена лишить избирательных прав классово чуждые элементы: кулаков, торговцев, служителей религиозных культов, бывших служащих полиции и жандармерии и др.
Конституция СССР имела огромное международное и внутреннее значение. В соответствии с её текстом были разработаны и утверждены конституции союзных республик.
Продолжалось национально-государственное строительство. Завершался процесс государственного устройства Российской Федерации (к 1925 в неё входили, кроме губерний, 9 автономных республик и 15 автономных областей).
В 1924 БССР из РСФСР передан ряд уездов Смоленской, Витебской и Гомельской губерний, населённых главным образом белорусами, в результате чего территория БССР увеличилась более чем в 2 раза, а население почти втрое. В составе УССР образована Молдавская АССР.
В 1924—25 проведено национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии, в результате которого народы Средней Азии получили возможность создания суверенных национальных государств. Из областей Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик, населённых узбеками и туркменами, образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР.
Из областей Туркестанской АССР и Бухарской республики, населённых таджиками, образовалась Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекской ССР. Районы, населённые казахами, входившие ранее в Туркестанскую АССР, были воссоединены с Казахской АССР. Из районов, населённых киргизами, была образована Киргизская АО в составе РСФСР.
3-й съезд Советов СССР (май 1925) принял в состав СССР вновь образованные союзные республики — Узбекскую ССР и Туркменскую ССР.
Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М.: “Советская энциклопедия”, 1969-1978.
Гражданская война История Новая экономическая политика (НЭП)
:
Источник: https://sovtime.ru/history/obrazovanie-sssr
Высшее образование в СССР и сейчас
Сегодня поступление в ВУЗ считается естественным продолжением школьной ступени образования. С каждым годом всё меньшее количество выпускников желают продолжать своё обучение в средне-специальных учреждениях. Наличие диплома для многих людей стало негласной гарантией успешной карьеры. Однако в советское время высшее образование имело несколько другой статус.
Советская система образования – общедоступное качество
С приходом революции обучение в университете было провозглашено общедоступным и внесословным. Правда, долгое время это заявление существовало лишь в словесной форме.
И только после окончания Второй Мировой войны высшее образование смогло стать по-настоящему доступным для населения.
Поступать в высшие учебные заведения, разрешалась мужчинам и женщинам, успешно сдавшим экзамены и имеющим достаточный багаж знаний для дальнейшего обучения.
Но эта реформа не вызвала должного ажиотажа среди школьников и их родителей. Высшее образование, конечно, давало некоторые привилегии, но отнюдь не всегда гарантировало высокую зарплату и социальные льготы.
Квалифицированный рабочий мог получать гораздо большую заработную плату, нежели инженер, окончивший ВУЗ.
Молодежь стремилась скорее стать материально независимой и поэтому спешила присоединиться к рабочему классу.
Советская система высшего образования старалась соответствовать потребностям молодежи, но еще больше старалась соответствовать потребностям государства. В связи с этим активное развитие получали технические ВУЗы и отдельные факультеты, готовящие специалистов для решения государственных вопросов.
Большим плюсом советской системы было то, что высшее образование тесно связывалось с практической деятельностью. Студенты направлялись на практику на производства, где вживую знакомились с будущим рабочим местом.
Помимо непосредственной подготовки специалистов, советские ВУЗы имели обширную научно-исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.
Существовали и другие достоинства:
- Образование было абсолютно бесплатным.
- При поступлении в ВУЗ студенты сдавали письменные и устные экзамены, что обеспечивало принятие на специальность действительно заинтересованных и способных абитуриентов.
- Студентам выплачивалась стипендия, на которую возможно было прожить 1 месяц. (Для сравнения, можно отметить, что заработная плата инженера составляла примерно 130-150 рублей)
- Делался упор на дисциплину и фундаментальность, своевременность знаний. Не сдавшие сессию студенты отчислялись без поблажек.
ВУЗ покидали специалисты, которые высоко ценились на производстве.
https://www.youtube.com/watch?v=3xRzMCWF_ec
Минусом советской системы высшего образования можно назвать тот факт, что любые творческие и новаторские проявления подавлялись жесткими рамками идеологии.
Также, к сожалению, за пределами Советского Союза квалификация специалистов не оценивалась по достоинству (особенно это ощутили выпускники 1990-х годов).
Неоднородность развития технических и гуманитарных наук снижала прогресс в подготовки специалистов в некоторых нетехнических сферах.
Высшее образование в наше время
Современная система высшего образования начала с подписания в 2003 г. Болонской декларации, целью которой было создание единого с европейскими странами пространства образования.
Этот шаг был необходим для того, чтобы российские студенты смогли получать практику и бесценный опыт обучения за границей.
Принятие условий Болонской декларации полностью изменило советскую структуру высшей образовательной системы.
К 2010 году были установлены следующие уровни обучения:
- бакалавр – степень, подтверждающая получение необходимой базы знаний и навыков по специальности;
- магистр – вторая часть ступени высшего образования, предполагающая большую углубленность в изучаемую специальность;
- специалист – это ступень, оставшаяся после советской системы, включающая базовое и специальное образование;
- аспирантура – отдельная ступень, которая рассматривается как подготовка к получению научной степени.
С каждым годом количество специальностей, получаемых в формате обучения «специалист» – сокращается. Бакалавриат становится основной формой прохождения первой ступени высшего образования.
Стоит отметить, что многие работодатели до сих пор рассматривают бакалавров как на людей с неоконченным высшим образованием, именно поэтому студенты очень стараются поступить именно на «специалистов».
Однако за границей формата «специалист» никогда не было и нет, и из-за этого происходят некоторые трудности в определении квалификации работника по иностранной системе.
Плюсы современной системы высшего образования:
- Интернациональность образования. Студенты получили возможность стажироваться за границей, обмениваться опытом, изучать иностранную литературу.
- Вновь усилилась практическая направленность обучения. К чтению лекций привлекаются владельцы компаний, известные представители в сфере искусства, науки, бизнеса. Возобновились экскурсии на заводы, предприятия.
- Электронное и дистанционное образование позволяют на платной основе получить дополнительную специальность без отрыва от основной работы.
- Широкое применение мультимедийной аппаратуры, электронной библиотеки разнообразит процесс обучения и экономит время.
Что касается общего уровня образования в современной России, оно, по словам бывшего Министра образования Дмитрия Ливанова, оставляет желать лучшего, несмотря на увеличение финансирования. И дело не только в устаревшей системе преподавания, которая прочно закрепилась в ВУЗах…
В связи с принятием Болонской системы высшее образование переориентировалось на самостоятельное обучение. Хотя лекционная система и сохранилась, но преподаватель теперь выступает в качестве консультанта, рекомендующего источники и направляющего самостоятельную работу студентов.
Готов ли к этому современный выпускник?
К сожалению, в школе не развита система, которая бы стимулировала школьников заниматься самообразованием и организацией собственного времени. Получается, выходя из школы, студент попадает в абсолютно незнакомую среду, к которой он не был приспособлен.
Между двумя ступенями получения школьного и высшего образования – большая пропасть, которую восполнить на данный момент в состоянии только родители.
Школьник, привыкший, что рамки учебного процесса задает учитель, оказывается в ситуации, где знания нужно добывать самостоятельно.
Студент – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь (Л.А. Арцимович).
Частой проблемой современных студентов становится неосознанный выбор профессии. Из-за того, что в школах пока еще не уделяют должного времени профориентации, в старших классах возникают серьёзные трудности с самоопределением.
В последствии от студентов можно услышать жалобы, что преподаватель скучно преподносит информацию, не умеет заинтересовать.
Однако проблема заключается не только в преподавателе, но и в отсутствии рационального выбора школьником будущей профессии.
В том случае, если профориентационный выбор был сделан сознательно, выпускник школы с интересом идет на занятия в институт, самостоятельно восполняет те пробелы в знаниях, которые не смог восполнить преподаватель. Студент осознает: он ответственен за свой выбор, поэтому должен сделать все, чтобы стать специалистом по данному профилю.
Еще одной значимой проблемой современного высшего образования является тот факт, что низкий уровень студенческих стипендий заставляет многих молодых людей искать подработки, которые чаще всего становятся помехой учебному процессу.
Стипендии выплачиваются студентам, окончившим семестр без троек. Виды стипендий:
- государственная социальная стипендия (730 рублей в месяц);
- государственная академическая стипендия (1340 рублей в месяц);
- государственная стипендия аспирантам (6000 рублей в месяц);
- государственная стипендия докторантов (10000 рублей в месяц).
И конечно, существенный минус современной системы высшего образования заключается в том, что в последние несколько лет существует тенденция к сокращению бюджетных мест, особенно это касается гуманитарных специальностей. В то время как стоимость обучения за семестр неизменно повышается. Учитывая скромность доходов населения, доступность высшего образования по желаемой профессии ставится под вопрос.
Дорогие читатели, а как вы относитесь к советской и современной системам высшего образования? Могут ли они составить друг другу конкуренцию? Хотели бы вы вернуть советскую систему образования?
Статья не может быть закончена без вашего участия!
Источник: https://i-pp.ru/articles/Osnovy_pravilnovo_vospitaniya/Vysshee%20obrazovanie%20v%20SSSR%20i%20seychas.php
Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г
План.
-
Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития соц. общества (1945-1958).
-
Советская школа и педагогика 60 – 90-х годов.
-
Развитие педагогической науки в послевоенные годы.
Педагогическиевзгляды и деятельность В.А. Сухомлинского.
Приоритетомшкольной политики в 1945 – 1950 г. сталовсеобщее начальное и семилетние обучение,количество учащихся 5 – 8-х классов вРоссии, Беларуси возрастало более чемв 2 раза.
Осуществление начального исемилетнего обучения сопровождалосьогромными трудностями. Не хваталошкольных зданий, школьных письменныхпринадлежностей, учебников. Постепенноположение улучшалось. В целом к началу1950-х г.г.
школа России, Беларуси перешлана всеобщее семилетнее образование.
Следующим шагомв школьной политике был переход навсеобщее восьмилетнее обучение. Такуюреформу предусматривал “Закон обукреплении связи школы с жизнью идальнейшем развитии системы народногообразования в СССР” (1958). Реформапроисходила путем трансформации 7-летнихшкол в 8-летние.
Переход на восьмилетнийвсеобуч потребовал рационализациишкольной системы, в частности, созданияв сельской местности школ-интернатов,подготовки дополнительных преподавательскихкадров, преодоления второгодничества.К 1961 – 62 учебному году реорганизация7-летних школ в 8-летние была закончена.
К 1970 году в основном было завершеноосуществление обязательного восьмилетнегообучения. Далее планировалось постепенновводить всеобщее десятилетнее обучение.
В соответствии срешением XXIIIсъезда КПСС (1966г.) 10 ноября 1966 г. Центральнымкомитетом партии было принято постановление”О мерах дальнейшего улучшения работысредней образовательной школы”.
Впостановлении были определены меры поукреплению материально-техническойбазы общеобразовательной школы(строительство новых улучшенных зданий,разработка и выпуск новых учебников иоборудования для школьных кабинетов,мастерских, необходимого спортивногоинвентаря.
) были введены факультативныекурсы по отдельным предметам, избираемымуч-ся по их желанию и интересам.
В старшихклассах некоторых школ было введенодифференцированное обучение: углубленноеизучение в соответствующих отделенияшколы отдельных предметов – физики,математики, позже химии, биологии,гуманитарных дисциплин. В хорошооборудованных сельских школах, уч-сястарших классов изучали автодело,трактор, комбайн и др. сельхозмашины.
Было усиленовнимание к воспитывающей функцииобщеобразовательной школы и в штатышкольных работников введена должностьпедагога-организатора внеклассной ивнешкольной работы.
В связи с этимиизменениями в 1970 году был принят новыйУстав средней общеобразовательнойшколы, на основе этого государственногодокумента выпускники восьмилетних школмогли продолжать образование в полныхобщеобразовательных средних (десятилетнихшколах 9-10 кл.), в средних специальных заведениях – техникумах (3-4 годаобучения), в средних проф.
– техн. училищах(ПТУ 3-4 года), а также в школах рабочей исельской молодежи (9-11кл.). Все эти учебныезаведения давали полное среднееобразование и аттестат зрелости.
Таким образом,была решена проблема получения полногосреднего образования в сочетании спрофессиональной подготовкой молодежик труду в нар. хоз. страны.
В 1972 г. на основерешений XXIVсъезда ЦК КПССС и совета министров СССРпринимается постановление “О завершенииперехода ко всеобщему среднему образованиюмолодежи и дальнейшем развитииобщеобразовательной школы”.
Этопостановление подвело итоги работы поулучшению качества советского образованияи указало пути совершенствованияучебно-воспитательного процесса вовсех типах учебных заведений. Стоялазадача к 1975г.
завершить переход на новыеучебные классы, программы, оборудоватьво всех школах учебные кабинеты,обеспечить учащихся новыми учебниками.
Продолжалосьукрепление учебно-материальной базы,расширялась сеть внешкольных учреждений:дома пионеров, станции юных техников инатуралистов, детские и юношескиеспортивные школы.
В школах увеличиваетсяколичество групп продленного дня,открывались межшкольные учебно-производственныекомбинаты, открывается большое количестводетских садов.
На XXV(1976) съезде определяется комплексныйподход к постановке всего дела воспитания,т. е. обеспечение тесного единстваидейно-политического, трудового инравственного воспитания. После 25 съездапоследовали постановления 1977 г.
“Одальнейшем совершенствовании обучения,воспитания уч-ся общеобразовательныхшкол и подготовки их к труду”, 1979 “Одальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы”. Впостановлении определены кардинальныенаправления воспитательной работысреди молодежи и учащихся: формированиенауч.
мировоззрения, высоких моральныхкачеств, трудолюбия, привития интересак политическим знаниям, развитиеактивности, воспитание на революционных,боевых и трудовых традициях партии,народа, в духе коммунистической морали,необходимо добиваться единства учебногои воспитательного процесса, укреплениесвязи семьи, школы, общественности. В1980 г.
– переход на 11-летнее образование,обучение с 6 лет, новые курсы: Этика ипсихология семейной жизни, информатика.К началу 1980-х годов созидательныйпотенциал сложившейся школьной системыобразования был в основном исчерпан.
Школе в этот период был присущ бюрократизм,идеологизация, политизация, процентомания(показывались высокие процентыуспеваемости, что не соответствовалодействительности, знания были слабыми),недостаток в научно-педагогическомобосновании учебного процесса,недостаточное обеспечение финансовых,кадровых и иных ресурсов, фактич. низкийуровень подготовки массы учащихся, ростне посещаемости.
Неудачной попыткойвыхода из кризиса была школьная реформа1984 г. предусмотренные реформой планыслияния общего и профессиональногообразования невыполнимы, многие задачибыли надуманными и только усугубляликризис образования.
В ходе распадаСССР в начале 1990-х гг. школа в России,Беларуси приходила во все большеенесоответствие с общественными иобразовательными потребностями.
Увеличивались несоответствия междупровозглашенными высокими целямиобразования и результатами школьногообучения и воспитания.
Это выражалосьв снижении уровня успеваемости, паденияинтереса к образованию, ухудшенияздоровья учащихся, асоциальном поведениидетей и подростков, назрела необходимостьреформировать школу, образование,учебные заведения всех типов.
Развитиепедагогической науки.
В 1943 г. созданнаяАкадемия пед. наук РСФСР (с 1967 г. Академияпед. наук СССР).
Этот орган был объявленосновным центром развития народногообразования, популяризации педагогическихзнаний, разработки вопросов общей испециальной педагогики, историипедагогики, школьной гигиены, психологии,методик преподавания основных дисциплинв общеобразовательной школе ипедагогических учебных заведениях,подготовки научно-педагогическихкадров.
Такие известныеученые как Г.И. Щукина, М.Н. Скаткин, Ю.К.Бабанский, В.В. Сухомлинский, Л.В. Занкови мн. др. разрабатывали проблемыметодологии (воспитание как общественноеявление: цель, социальные функциивоспитания, биологическое и социальноевоспитание), содержание общего образования,теории обучения, политехническогообразования и трудового воспитания,всестороннего развития личности и др.
Педагоги-новаторыобъединяют теоретический поиск слабораторно-экспериментальной работой:Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова (начальнаяшкола), В.Ф. Шаталов (естественный циклпредметов), Е.Н. Ильин (литература), И.М.Волков (развитие творческих возможностейуч-ся, как средство нравственноговоспитания).
Литература
-
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.
-
Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.
-
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.
-
История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.
-
Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5430299/page:27/