Система образования в швеции: высшее школьное и дошкольное

Школьное образование в Швеции — Sweden.ru

Система образования в Швеции: высшее школьное и дошкольное

Other languages

Главное в школьном образованиии в Швеции  – выявить и развить таланты и способности каждого ученика, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, школьный педагог берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого учителя с указкой.

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование является неотъемлемой частью шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов.

Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола.

Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где новоиспечённые школьники готовятся к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые. Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно.

Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями.

Все педагоги, работающие в школах, как преподаватели школьных предметов, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа — lågstadiet (1–3 классы), средние классы — mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы — högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) учащиеся должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике.

Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы.

В 2014 году примерно 88% учащихся получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят чтобы не мешать индивидуальному развитию школьников  и не вызывать у них чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний.

В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Согласно ей, ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл.

Система аттестации и оценки знаний школьников  в течение многих лет является предметом острых споров как среди политиков, так и в кругу работников образования. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость и погрешности.

Поэтому новые подходы к аттестации учеников оживленно обсуждаются в риксдаге и муниципальных органах власти.

Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет.

Лена Гранфельт / imagebank.sweden.se

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части носят игровой характер.

Уже в таком юном возрасте – 7-10 лет – на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра программы новостей для детей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по Детскому каналу. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с самыми важными событиями Швеции и мира.

С третьего класса школьники начинают изучать английский. Правда, зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – на этом этапе с ними разучивают простые песенки, учат считать и в увлекательной форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет.

Занятия по домоводству – одни из самых любимых среди шведских школьников. На них они вместе, мальчики и девочки, учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно возрастают.

Ученикам дается больше домашних заданий и предоставляется больше возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, кроме английского.

Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и в том, чтобы измерить общий уровень качества обучения в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

  • В Швеции 87% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75%  взрослых.
  • Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
  • Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.

Психологическое самочувствие школьников – приоритет шведских школ. В каждой школе есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью или о трудностях в шведской семье или со сверстниками.

Кроме того, школьные педагоги регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых они стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей.

В начале и конце каждого учебного полугодия (termin) проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы (utvecklingssamtal) с самим ребенком и его родителями. Цель этой беседы – помочь ребенку определить проблемные точки своего обучения и понять, над чем нужно работать в будущем.

При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать свою мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Знаешь ответ – докажи

При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяется тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.

Шведские Законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения.

Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися.

В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся.

Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.

www.skolinspektionen.se

www.do.se

Ученики, которым с трудом даются чтение, письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на уроках или на том, что говорит учитель.

По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться на уроках.

Для них педагог разрабатывает индивидуальный план обучения, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Симон Паулин / imagebank.sweden.se

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги предлагают им творческие, игровые, развивающие образовательные занятия.

Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или увлекательные командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 450 крон в месяц.

26/01/2018

Это официальный сайт Швеции. Всё о нашей стране на русском языке.

Этот сайт находится в ведении Шведского института.
Это совместный проект:

Copyright © 2013-2018 Swedish Institute.

Источник: https://Sweden.ru/ljudi/uvazhenie-lichnosti-so-shkolnoj-skami/

Занимательные факты на тему: Система образования в Швеции

Занимательные факты на тему: Система образования в Швеции

Слайд 1

Образовательная политика в Швеции

Слайд 2

основные этапы развития шведской модели общего образования В 1842 году в Швеции вводится обязательное начальное образование. Длительное время оно оставалось неизменным.

С 1950х годов система образования в Швеции претерпела значительные изменения, было введено девятилетнее обязательное совместное обучение. В 1962 году школьная система получает свое современное название « grundskola ».

В этот же период в стране создана первая национальная школьная программа. Год 1968 ознаменовался принятием закона о специальных услугах, обеспечивающий для всех детей право на образование, включая детей с умственной отсталостью.

Реформа системы образования Швеции в 1991 году придала учебным заведениям большей самостоятельности. В 1994 году были введены учебные программы, определяющие миссию шведских школ совершенно другим образом .

Слайд 3

С 1997 года, согласно закону об образовании все учащиеся обязательных школ получают бесплатные обеды. В 1998 году шестилетние дети получают возможность посещение детсадовского класса в школе. В 2006 году принят закон о запрете дискриминации и другого унизительного обращения с детьми и учащимися.

В 2011 году был принят новый шведский закон об образовании, который содержит базовые принципы и положения обязательного и дальнейшего образования , подготовительного, дошкольного, внешкольного обучения и образования для взрослых.

Закон поощряет накопление знаний, свободу выбора , а так же безопасность учащихся.

Слайд 4

Система образования Швеции В 50-х годах XX века власти страны начали масштабные реформы в образовательной сфере, в результате которых была создана современная трёхуровневая система обучения, включающая в себя : Дошкольное Среднее Высшее

Слайд 5

Дошкольное образование Согласно законодательству Швеции, все дети старше одного года должны быть обеспечены местом в дошкольном учреждении в течение четырёх месяцев с момента подачи заявки .

Плата ЗА ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: Количество детей Размер оплаты 1 ребенок 3% дохода семьи, но не более 1269 крон (примерно 11 000 р.

) в месяц; 2 ребенка 2% дохода семьи, но не более 840 крон в месяц; 3 ребенка 1% дохода, но не более 420 крон в месяц; 4 ребенка и более бесплатно.

Слайд 6

Интересные факты задача шведского детского сада — научить ребёнка общаться со сверстниками. пребывание детей в детском саду отнюдь не означает пребывание на его территории.

Их водят в лесопарки, музеи, спортивные залы, библиотеки, в изобилии имеющиеся на прилегающей территории детские площадки . Немалую часть среди педагогов составляю мужчины, по моим наблюдениям – не менее четверти .

Кроватей с бельём в детских садах нет, спят дети в одежде на матрасах и только при своём желании

Слайд 7

Среднее образование: основные школы и гимназии Обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1842 году. Но в ее настоящем виде школа существует с 1962 года .

Посещение школы обязательно для всех детей, проживающих в Швеции, в возрасте от 7 до 16 лет . Среднее образование в Швеции состоит из двух ступеней: 9-летней обязательной школы и 3-х летней гимназии.

Школы в Швеции могут быть: Государственные Муниципальные 98% Альтернативные

Слайд 8

В 1995 году было отменено существовавшее ранее деление на начальные, средние и старшие классы. Сейчас все школьники обучаются по единому плану. Администрация школы вправе самостоятельно определять год начала преподавания английского языка .

С первого по пятый класс шведским детям не ставят оценок и не дают заданий на дом. Ученики вправе выбирать уровень сложности изучаемых предметов . Начиная с шестого класса, детям выставляют оценки по буквенной системе, в которой A — самая высокая отметка, а F — самая низкая.

В шведских школах нет экзаменов. Основная школа ( Grundskola )

Слайд 9

Гимназии ( Gymnasieskola ) Несмотря на необязательность полного среднего образования, 97% шведских детей поступают в гимназии. Зачисление в гимназии происходит на основе конкурса аттестатов.

Шведские гимназии ведут обучение по 26 различным программам , которые подразделяются на три основных направления : Выпускники профессиональных гимназий могут поступить в профессионально-технические учебные заведения ( Kvalificerad Yrkesutbildning ). Эта форма образования позволяет получить расширенные знания по выбранной специальности, но не приравнивается к обучению в вузе.

Профессиональные Академические Технические Гимназистов обучают различным специальностям готовят подростков к поступлению в вузы готовят учеников к поступлению на технические факультеты вузов

Слайд 10

Среднее образование для взрослых В Швеции существует около 150 высших народных школ ( Folkhögskola ). Чаще всего в них обучаются взрослые жители страны, не имеющие законченного среднего образования, но двери народных школ открыты и для выпускников гимназий.

Во многих высших народных школах организуются специальные курсы для мигрантов. На них изучают шведский язык и другие базовые предметы, необходимые для поступления в вузы Швеции.

Посещение народных и муниципальных школ бесплатно для всех жителей страны, но книги и канцелярские принадлежности ученики приобретают за свой счёт.

Слайд 11

Высшее образование В Швеции насчитывается около 55 высших учебных заведений В университетах обучается около 300 тысяч студентов Методы преподавания определяются учебным заведением самостоятельно Для обучения используются: лекционные формы для больших групп (до 300 студентов ) , семинары в небольших классах (до 30 человек) С 2007 года в Швеции начала работать Болонская система высшего образования. Согласно ей в шведских вузах действует трёхуровневая система обучения: Преддипломная подготовка Диплом об окончании Бакалавр Специализация Степень Магистра Магистерская подготовка Исследовательский ( Докторат) степень Л иценциат степень Доктора 2г 3г 2г 4г 2г 1 г

Слайд 12

Уппсальский университет Лундский университет Следует отметить, что образование является самой большой статьей расходов в бюджетах городов – от 42 до 45 % от общей суммы. Около 70% образования финансируется из муниципальных налогов. Среди прочих источников финансирования взносы , рента и государственные гранты.

В настоящее время в Швеции есть проблема с педагогическими кадрами. Мало желающих стать учителями, а отсюда и пустые места в педагогических вузах. Многие учителя подумывают о смене профессии. Всё это ведет к прогнозам Центрального статистического бюро Швеции: через 8 лет будет не хватать 43 000 учителей.

Сокращение зарплат связано не только с кризисом в экономике страны , но также на лицо не продуманная политика перераспределения средств шведским правительством . Для изменения сложившейся не простой ситуации правительство предпринимает ряд мер, которые не всегда должным образом выполняются на местах.

Этот факт очень схож с аналогичными процессами , происходящими в России.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/26/sistema-obrazovaniya-v-shvetsii

Школьное и дошкольное образование в Швеции

Дошкольное и школьное образование в Швеции – эта тема продолжит наш цикл статей об образовательных системах разных стран Европы и мира.

В Швеции любой ребенок по достижению 6-ти летнего возраста имеет доступ к образованию. Система школьного образования в Швеции регулируется Законом об Образовании и предполагает 9 лет обязательного обучения в школе. 

Дошкольное образование в Швеции

Дошкольное образование начинается с одного года и длится до достижения ребенком пятилетнего возраста. Дошкольное образование в Швеции предоставляется и обеспечивается местными властями. На размер муниципальной субсидии влияют следующие факторы: возраст ребенка, работают родители или учатся, являются безработными или находятся в декретном отпуске.

Последнее подразумевает, что у родителей есть еще один ребенок меньше одного года. Дошкольное образование совмещает в себе присмотр за детьми, их подготовку к школе (шведский язык – чтение и письмо), а также творческое и индивидуальное развитие. Дошкольное образование в Швеции действует круглый год.

График работы зависит от графика учебы или работы родителей, а также принимает во внимание потребности ребенка.

Муниципальные власти имеют право взимать разумную плату за место в дошкольном или детском саду семейного типа.

Плата за посещение дошкольного учреждения может варьироваться от 1 % до 3,2 % от совокупного дохода семьи для первого, второго и третьего ребенка, соответственно.

Ежемесячная плата не должна, однако, превышать 1260 шведских крон для первого ребенка, 840 шведских крон для второго и 420 шведских крон для третьего ребенка.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он переходит на подготовительный год дошкольного образования – это год до начала обязательного среднего образования. На этом этапе детей готовят к предстоящему обязательному среднему образованию. Этот год не является обязательным, но почти все дети его проходят. 

Школьное образование в Швеции

Современная система школьного образования в Швеции состоит из следующих этапов:

1. С 7 до 16 лет дети посещают обязательную школу в Швеции

Наряду с муниципальными школами, в Швеции существуют также и частные школы. Родители могут выбирать, в какую школу отдавать своего ребенка. Иногда программа в частных школах Швеции может отличаться и иметь более специализированный уклон, но в большинстве случаев учебные программы совпадают.

Школьный год обычно начинается в конце августа и длится до начала/середины июня следующего года. Школьный год состоит в среднем из 40 недель. Учебная неделя – из пяти дней. Зимние каникулы длятся с 20 декабря до начала января.

По достижению 16 летнего возраста и окончания обязательной школы ученик может дальше не посещать школу.

В рамках обязательного школьного образования в Швеции каждого школьника учат пользоваться современными технологиями для поиска необходимой информации, помощи в процессе обучения, а также для общения.

2. С 16 до 19 лет ученики посещают высшую среднюю школу.

После окончания обязательной школы ученики переходят в высшую среднюю школу. Обучение на этом уровне не является обязательным и предоставляется бесплатно. Обучение на этом этапе длится три года.

Ученики могут выбирать любую из 17-ти программ, которые дают более обширное общее образование. По окончанию высшей средней школы ученики могут поступать в университет.

Следует заметить, что Upper Secondary School (10 -12 год) является опционным.

Процесс перехода и зачисления из одного уровня школы на другой могут отличаться в разных  школах. Несмотря на это, от всех учеников требуют наличие проходного бала по шведскому языку, английскому языку и математике.

В системе школьного образования Швеции также существует категория школ, которые называют Charter Schools. Они были введены в 1992 году.  Спонсируются такие учреждения за счет общественных средств.

Программа обучения в таких школах должна быть одобрена специальными инспекторами и следовать той же программе, что и общеобразовательная школа. Данный вид школ может принадлежать как коммерческим, так и некоммерческим организациям.

В Charter Schools запрещено взимать плату за обучение. Зачисление в эту школу проходит без экзаменов. 

Система оценивания в школах Швеции

Раньше ученики в школах Швеции не получали оценок до 6 класса. После 6 класса оценки классифицировали следующим образом: сдал (godkänd – G), сдал с отличием (Val godkänd – VG), и выше, чем с отличием (Mycket Val godkänd – MVG).

Следует заметить, что в системе оценивания Швеции не существует оценки «не сдал/провалил». Вместо этого делают примечание ***, в котором указывают, что ученику не хватило базы, чтобы сдать предмет или объясняют другую причину. Иногда для этого используют следующее обозначение: Icke godkänd (IG).

На него ссылаются, когда делают примечание ***.  Все зависит от предпочтений учителя и не играет большой роли.

В 2011 году была введена новая система оценивания: A, B, C, D, E – сдал и F – не сдал. Если ученик получает F по определенному предмету – преподаватель готовит отчет для родителей, указывая на то, что нужно сделать, чтобы повысить успеваемость.

В Швеции также существуют международные школы, которые, в первую очередь, предназначены для студентов, временно проживающих в Швеции, или тех, кто переехал в страну по тем или иным обстоятельствам. Для обучения в международной школе требуется ежегодный взнос.

Попасть в международную школу не так просто. Если родители хотят, чтобы их ребенка зачислили в одну из таких школ, им следует заранее об этом позаботиться, так как существует список очередности заявок. Стоимость обучения в международной школе может достигать свыше 100000 шведских крон в год.

В Швеции существуют как государственные, так и частные международные школы. Система обучения в частных школах более гибкая, чем в государственной школьной системе. В таких школах программа рассчитана на специфику обучения студентов из других стран. В таких школах шведские дети учатся вместе с учениками из самых различных стран.

Список требований для зачисления в частные школы в Швеции:

– анкета

– подтверждение оплаты

– оценки с предыдущей школы

– копия паспорта студента, удостоверение родителей

– медицинская карточка

– список сделанных прививок

Дополнительная плата может взиматься, если дети не зарегистрированы в органах местного самоуправления или когда им не был присвоен шведский идентификационный номер.

Если родители приехали из другой страны и не хотят отправлять своих детей в международную школу – они могут выбрать the Norr Stockholm School или the International English School. Это независимые школы, которые следуют общепринятой программе, но обучение в которых частично проходит на английском языке.

На этом завершаем знакомство с дошкольным и школьным образованием в Швеции, и уже в следующей статье узнаем, каким требованиям должен соответствовать студент, чтобы получить высшее образование в Швеции.

Источник: http://EuroEducation.com.ua/article/46-svenska/637-school-education-svenska.html

Начальная школа в Швеции

Начальная школа в Швеции В Швеции все дети должны учиться в девятилетней начальной школе (grundskola). Такое требование сформулировано в шведском законодательстве о школьном образовании. Начальная школа принимает на обучение детей в возрасте 7-16 лет.

Учебный год состоит из осеннего и весеннего полугодий.

Родители имеют право выбирать школу для своих детей. Заявление о предоставлении места в школе подается на имя директора интересующей вас школы.

Детей принимают в школу при наличии свободных мест.

Дети, которым трудно дается учеба в средней школе, могут проходить обучение в специальной или вспомогательной школе.

Специальные школы (specialskola) предусмотрены, например, для глухих или слабослышащих детей. Вспомогательные школы (särskola) предназначены для детей с отставанием в развитии или аутизмом.

В таких учебных заведениях учащиеся получают дополнительную поддержку в прохождении школьной программы.

Все начальные школы работают по единому учебному плану, где регулируются вопросы о содержании образовательной программы и педагогических методах работы школы.

Обязательность обучения в школе

Обязательность обучения означает, что дети должны ходить в школу, начиная с осеннего полугодия по достижении 7-летнего возраста или после поступления в первый класс.

Предметы, изучаемые в начальной школе

К школьным предметам относятся, например, курсы обучения математике или шведскому языку. Каждый предмет изучается в объеме определенной программы, в которой указано, какие знания ученик должен иметь по окончании начальной школы.

Половое просвещение в школе

В шведской школе вопросы полового просвещения и семейной жизни включены в учебный план. Такая традиция существует более 50 лет.

Система школьных оценок в Швеции

С осени 2012 года школьникам выставляются оценки, начиная с шестого класса. Каждое полугодие дети получают оценки по всем предметам, а после окончания девятого класса им выдают аттестат о начальном образовании.

С 1 июля 2011 года действуют новые правила определения и выставления отметок. Учащиеся начальной школы получают оценки «A», «B», «C», «D», «E» и «F». Оценка «F» означает «зачтено». Самая высокая оценка – «A».

Новые правила установлены по инициативе государственного органа под названием Шведское управление школьного образования.

До 1 июля 2011 года учащиеся получали оценки «зачтено» (G), «хорошо» (VG) и «отлично» (MVG). Оценка IG означает «неудовлетворительно» и выставляется, когда знания ребенка не зачтены.

Шведская школа в прежние времена

С середины ХХ века в шведской школе произошли значительные изменения. Раньше в школе царили строгие нравы. Учитель мог бить учеников, а угроза телесных наказаний сохранялась до 1958 года.

Ученики не могли обращаться к учителям на «ты» или называть их по имени. Вместо этого они должны были говорить «фрёкен» или «магистр». Детям уже с первого класса ставили оценки за поведение.

Если у школьника были плохие оценки по двум или трем предметам, его оставляли на второй год.

Современная школа

Нынешняя школа является демократичной по своему характеру. Детей учат самостоятельному мышлению и принятию решений, касающихся процесса обучения.

Учитель выступает в качестве лидера группы, но между ним и учениками сохраняются равноправные отношения.

Шведская школа работает на основе общих принципов Декларации ООН о правах человека.

Это этические ценности, на которых строятся взаимоотношения между детьми, подростками и взрослыми.

В соответствии с этим в шведской школе нельзя никого обижать. Девочки и мальчики имеют равные возможности для выбора и развития. Учащиеся могут сами воздействовать на процесс обучения, благодаря участию в классных собраниях и работе классного совета.

Языковое обучение

Если один или оба родителя имеют другой родной язык или используют его в качестве домашнего языка, ребенок имеет право на обучение этому языку в школе (modersmålsundervisning). Школьники, говорящие на другом родном языке, имеют также право изучать шведский как второй язык. Шведский как второй язык предусмотрен как для начинающих, так для тех, кто уже немного говорит по-шведски.

Подготовительный класс для детей иммигрантов

Для детей, вновь прибывших в Швецию, созданы подготовительные классы, где они проходят языковой тренинг по шведскому языку и изучают другие школьные предметы.

Ученики подготовительного класса обучаются с целью как можно быстрее перейти на изучение предметов в рамках обычной программы начальной школы. Обучение индивидуальное, в зависимости от возраста, родного языка и уровня знаний, полученных раньше.

Подготовительные классы для детей иностранного происхождения имеются во многих муниципалитетах Швеции.

• Детские дошкольные учреждения;
• гимназия в Швеции;
• образование в Швеции;
• система детских учреждений.

Источник: http://svspb.net/sverige/nachalnaja-shkola.php

Начальная школа Швеции: история и современность

Начальная школа Швеции: история и современность

Несмотря на высокое развитие, Швеция продолжает совершенствовать национальную систему образования. В последние годы наблюдается активное проведение реформ на уровне начального образования, что заслуживает на особое внимание отечественных педагогов.

Введение Государственного стандарта начального общего образования не решает всех проблем этой школьного звена. Изучение прогрессивного педагогического опыта развитых стран Европы и мира предоставляет возможность предотвратить серьезные ошибки и направить процесс развития системы образования в направлении повышения ее качества и конкурентоспособности.

Статья посвящена изучению развития начальной школы Швеции второй половины ХХ – начала XXI в. с целью оценки возможности использования положительного опыта в модернизации начального образования.

История начальной школы в Швеции начинается в 1842 году с введением обязательного обучения. Хотя в большинстве европейских стран сегодня начальная школа выделяется как самостоятельное структурное подразделение общего среднего образования, в Швеции это образовательное звено сохраняет статус интегральной составляющей с 50-х г. прошлого века.

В 1962 году школьная система получает свое нынешнее название ‘grundskola’ и первый национальный учебный план. Сегодня в основу организации школьного образования положены принципы обязательности, бесплатности, равного доступа, практической (трудовой, особенно в начальной школе) направленности и результативности.

В 1975 году шведский риксдагп принял решение о создании дошкольных учреждений нового типа – так называемых “предшкол”, которые стали обязательными для всех детей, достигших 6 лет. В таких учебных заведениях детей в игровой форме в течение года готовят к школе, закладывают основы письма, чтения и счета.

В соответствии с новым Законом об образовании, который вступил в силу осенью 2011 года, дошкольный этап стал неотъемлемой частью национальной системы образования.

Целью такого шага является рост актуальности дошкольного звена как ключевого этапа в системе непрерывного образования и повышения его качества.

Ряд положений Закона об образовании, которые применяются ко всем ее уровням, а также общие цели, теперь также будут иметь силу на уровне дошкольных учреждений.

Педагогические задачи дошкольного этапа также усилены через более четкую программу, которая включает в себя новые цели развития языка и математики, естественных наук и технологии. Кроме того, Законом уточняются рамки педагогической ответственности дошкольных педагогов и обязанности руководителей дошкольных, а также вопросы контроля и оценки их деятельности.

С целью повышения уровня профессиональной подготовки персонала дошкольного с 2011 года в стране введены новые программы дошкольного педагогического образования, а система регистрации квалификации и переподготовки педагогов, что начинает действовать осенью 2012 года для дошкольников и с 1 января 2013 года для всей шведской школы, должна закрепить результаты управленческих реформ. Это решение, которое стало поворотным моментом в образовательной политике Швеции, направленное на повышение статуса профессии учителя, поддержку профессионального развития и, таким образом, улучшения качества образования.

Обучение в шведской школе состоит из 2 этапов: общеобразовательная и гимназия (gymnasieskola).

Девять лет обучения распределяется на три ступени: начальное (1-3классы) (lgstadiet), младший средний (или промежуточный) (4-6классы) (mellanstadiet) и старший средний (8-9классы) (hgstadiet).

Посещение школы является обязательным для всех детей, проживающих в Швеции.

Дети обязаны посещать школу с осеннего семестра в год достижения ими возраста 7 лет, и основным правилом является то, что обязательное посещение школы прекращается в конце весеннего семестра на 9-м году (10-м году в специальной школе). По желанию родителей дети могут начать обучение в возрасте 6 лет, а в особых случаях – 8.

Методы обучения и количество учителей, преподающих в каждом классе, и степень их специализации варьируются в зависимости от года обучения, но учебная программа является общей для 1-9 лет обучения, в том числе для дошкольного класса (frskoleklass) и центров досуга (fritidshem), которые обслуживают учащихся во внеучебное время.

В “начальную” программу включено шведский язык, математику, музыку, ручной труд, гимнастику, религию.

С третьего класса в учебный план добавляются ремесла (“Слойд”) и английский язык. Языковая составляющая рассматривается как чрезвычайно мощный инструмент развития молодой личности.

Учебные предметы или области, входящие в этой составляющей, прежде всего отвечают за формирование начальных уровней таких компетентностей, как общение на родном и иностранном языках, умение учиться, межличностная, межкультурная и гражданская компетентности. В Швеции как первый иностранный язык обязательно изучают английский.

Особенностью шведского подхода является то, что начальные школы имеют возможность самостоятельно определять год начала преподавания, хотя на выходе из МСКО 1 (5-й год обучения, 11-12 лет) от учеников требуется овладение установленного стандарта знаний, умений и навыков по данному предмету. На практике изучение английского языка начинается с 3-го или 4-го года обучения, хотя последней тенденцией является более раннее начало овладение им – 1-й год обучения, возраст – 7 лет.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/edu/teach/2562-nachalnaya-shkola-shvetsii

Швеция образование – Система образования в Швеции

Швеция образование – Система образования в Швеции

Сегодня в Швеции учатся более 25 тыс. иностранных студентов со всех уголков планеты. Эта скандинавская страна привлекает молодежь не только высоким уровнем жизни и возможностью удачного трудоустройства, но и отличными перспективами в сфере образования.

Учеба здесь имеет свои особенности, плюсы и минусы. Именно о специфике высшего образования в Швеции пойдет речь в этой статье.

Система образования

На данный момент в Швеции существует 13 государственных университетов, 13 частных высших учебных заведений и 24 университетских колледжа. Большинство университетов включает различные факультеты основных, наиболее популярных в наше время направлений, но есть также и вузы, имеющие более узкую специализацию, например – медицинскую или сельскохозяйственную.

Степень бакалавра в шведских университетах обычно можно получить после 3 лет обучения. Однако будущие фармацевты, медики и юристы учатся дольше – от 4 до 6 лет. Обучение в магистратуре здесь длится 1-2 года.

В шведской системе образование присутствует также промежуточная ученая степень между магистром и доктором наук – степень лиценциата. Для ее получения необходимо проучиться дополнительно два года, после чего степень доктора наук можно получить после 4 лет обучения в докторантуре.

Лучшие университеты

Университеты Швеции предлагают качественное образование практически во всех сферах. При этом наиболее популярные программы обучения здесь – это инженерия, компьютерные науки, сельское хозяйство, бизнес и естественные науки.

Топ-10 шведских университетов, согласно отзывам студентов и Академическому рейтингу университетов мира, сегодня выглядит так:

1) Karolinska Institute

2) Uppsala University

3) Stockholm University

4) Chalmers University of Technology

5) Lund University

6) The Royal Institute of Technology

7) Blekinge Institute of Technology

8) Chalmers University of Technology

9) Swedish University of Agricultural Sciences

10) The University of Borås

Стоимость учебы и проживания

В среднем, обучение в шведском вузе для иностранного студента стоит от 400 -800 тыс. рублей в год. Стоимость обучения во многом зависит от выбранной специальности и университета. При этом в Швеции существует развитая система стипендий и грантов, на которые также могут рассчитывать студенты из России и стран СНГ.

В Стокгольме арендная плата за скромную студенческую однокомнатную квартиру, в зависимости от района проживания, варьируется от 18-50 тыс. рублей в месяц. Подробнее о проживании в Швеции читайте здесь https://www.hotcourses.ru/study-in-sweden/accomodation/accomodation/

Как поступить в университет Швеции

Университеты Швеции хорошо относятся к обладателям российских аттестатов, поэтому достаточно иметь хорошие оценки и навыки иностранных языков, чтобы успешно поступить в шведский вуз. Далеко не все учебные заведения Швеции сегодня требуют от поступающих знания местного языка, во многих достаточно владения английским. 

Для того, чтобы быть зачисленным в выбранный вуз Швеции, иностранному студенту необходимо предоставить аттестат, а также пройти тестирование на уровень владения английским языком (TOEFL) или шведским языком (TISUS или SLTAR). В большинстве случаев, в процессе поступления студент также должен пройти собеседование, написать мотивационное письмо и предоставить рекомендации от школьных преподавателей.

Как получить визу в Швецию

Для учебы на территории Швеции иностранный студент обязан оформить студенческую визу или временный вид на жительство в стране. Для этого после зачисления в университет необходимо предоставить в посольство Швеции стандартный пакет документов, включающий: загранпаспорт, фотографии, подтверждение о зачислении в вуз, выписку с банковского счета и т.д.

Плюсы и минусы обучения в Швеции

Плюсы:

– стоимость обучения ниже, чем в странах Западной Европы

– большинство университетов предлагают обучение на английском языке

– самое высокое качество образования среди скандинавских стран

– отсутствие религиозных, этнических, сексуальных и других предрассудков в отношении студентов

Минусы:

– бесплатное образование только для граждан ЕС

– интересующая образовательная программа может не предполагать обучения на английском языке

– довольно высокая стоимость аренды жилья и даже проживания в студенческом общежитии

Источник: https://www.hotcourses.ru/study-in-sweden/destination-guides/why-you-should-not-consider-studying-in-sweden/

Скандинавское дошкольное образование. Особенности детских садов в Швеции

Скандинавские государства весьма комфортны для молодых семей с маленькими детьми, и Швеция не исключение. Это заслуга взвешенной системы образования в целом, и детских садиков в частности.

В садиках Швеции никто не принуждает ко сну, не заставляет всех есть слипшиеся макароны, а воспитатели относятся к детям на равных, а не с высоты своего положения.

Главное – эмоциональный комфорт детей, уютная обстановка и намного большая свобода действий по сравнению с другими странами.

Оформление

Оформление ребенка в садик может оказаться непростым делом, так как в дошкольных учреждениях не всегда есть места. В принципе, дети могут претендовать на место в саду с года. Для его получения необходимо подать заявку за 4 месяца до занятий.

Правило гласит, что коммуна обязана предоставить место в дошкольном учреждении в течение 3-4 месяцев с момента подачи документов. Но здесь существует много нюансов, и ждать можно от двух недель до 9 месяцев, в зависимости от наличия в садике мест.

Если семья переезжает на новое место жительства, скорее всего, она будет жить в новой коммуне, а значит, садик тоже будет новый. В этом случае ребенку может не хватить места, и придется либо оставлять ребенка в старом учреждении, либо проходить процедуру ожидания в новом.

Виды садиков и время их посещения

Садики бывают муниципальные, частные, от родительского кооператива и семейного типа. На качестве и оплате это не сильно отражается. Однако многие родители предпочитают сады семейного типа, потому что в отличие от обычной группы, где могут находиться 9-18 детишек, в естественной домашней обстановке занимаются 4-6 ребят.

В Швеции принято считать, что детские садики созданы для детей, чьи родители заняты на работе или учебе. Поэтому если оба родителя не работают, ребенка вообще могут не принять в сад.

На полный день ребенок может претендовать только тогда, когда оба родителя полностью заняты на работе. Но все зависит от коммуны.

Чаще всего ребенку, чьи родители не могут проводить с ним весь день, предоставляется от 15 до 35 часов посещения садика.

Персонал детских садиков

В одной группе, как правило, работают три взрослых, причем хотя бы один должен иметь педагогическое образование. Зарплаты достаточно высокие, конкурс на позиции большой, и имеет место жесткая конкуренция. Воспитатели устанавливают с ребятами теплые отношения, делают все, чтобы им было уютно.

Развивающие методики

Что касается методик воспитания, то весьма распространены Монтессори-сады и им подобные, где учеба построена на поддержании в детях естественного стремления к изучению окружающего мира.

Дети по желанию участвуют в обучении письму, чтению, математике, учатся рисовать, лепить из глины. Регулярно в детских садиках посвящают время просмотру познавательных мультфильмов об экологии, зверях, человеческом организме.

В теплое время года ребят учат выращивать растения, а в самих помещениях установлены аквариумы и террариумы для наблюдения за разными живыми организмами.

Что касается дисциплины, то шведы пытаются находить золотую середину между контролем над ребенком и предоставлением ему свободы в четко очерченных рамках.

Например, ребенок может не кушать со всеми, если не хочет, но встать из-за стола раньше других нельзя.

На прогулке можно пачкаться, прыгать по лужам (ведь гуляют дети в любую погоду), но затем следует обязательно помыть руки и повесить одежду сушиться.

Сон

Во многих садиках нет обязательного тихого часа, равно как и нет кроватей. Но есть время тихих игр или чтения сказок, когда кто-то из детей может уснуть на матах, раскладушках или прямо на ковре. Если ребенок уснул, его никто будить не станет. Остальные детишки продолжат тихо играть под контролем воспитателей, делать какие-то поделки, рисовать.

Питание детей

При подаче документов в садик родители заполняют анкету по предпочтениям в еде. Можно указать аллергии ребенка или отдать предпочтение вегетарианской пище. В Швеции много внимания уделяется экологически чистым продуктам.

Помимо горячего и гарнира детворе предлагают овощи и  соус. Меню детей часто разнообразят блюдами из других стран мира, причем они могут быть достаточно солеными и острыми.

Не забывают детей баловать фруктами и мороженым, изготовленным местным производителем специально для садика.

Безопасность

Так как детям предоставляется большая свобода действий, садики сделаны очень безопасными: лестницы огоражены дверью с замком, обстановка рассчитана на детские игры, материалы чисты с точки зрения экологии.

Вместе с тем дети уже с годика пользуются металлическими вилками и ножами. Если ребенок все-таки получает травму в садике, воспитатели и родители заполняют бумаги с описанием инцидента.

Коммуна фиксирует эти случаи, чтобы отрегулировать деятельность персонала или поменять организацию территории садика.

Английский — удивительный язык. Приходите к нам на курсы английского в Харькове. Мы поможем вам освоить английский язык быстро.

Источник: http://lcfreeway.com/skandinavskoe-doshkolnoe-obrazovanie-osobennosti-detskih-sadov-v-shvetsii/

Студиорум
Добавить комментарий