Система школьного образования в россии: структура и обучение

Современная система образования в России

Система школьного образования в России: структура и обучение

В российскомобразовании издавна существуетрасширенная система обеспечениядошкольного образования.

В настоящийпереходный период ей по-прежнемууделяется большое внимание, и онапродолжает играть огромную роль ввопросах защиты детства и раннеговоспитания и образования. Системаотвечает запросам детей от трех до семилет.

Ясли могут посещаться детьми от 1до 3 лет, в редких случаях – от 2 месяцевдо года. Большинство детских садовфинансируется государством, муниципалитетамиили ведомствами.

Впоследнее время появилось много частныхили получастных детских садов, но ониеще составляют менее 8% от общего числа.Даже в муниципальных детских садахсуществует тенденция к оплате родителямиот 10 до 15 процентов услуг.

Системапосещения детских садов достаточногибка, и родители могут выбрать тот видпосещения их ребенком, который ихустраивает – полный рабочий день, неполныйрабочий день, неполная рабочая неделяи т.п. Отношения между родителями иперсоналом носят откровенный идоверительный характер.

Это позволяетвоспитателям многое узнавать о личностии индивидуальных запросах ребенка[8,113].

Важно отметитьи тот факт, что детские сады являютсямногофункциональными учреждениями,которые, в дополнение к образовательным,выполняют попечительские, социальныеи здравоохранительные функции. Вниманиекоманды экспертов повсеместно привлекалоськ проблемам со здоровьем детей. Детскиесады предоставляют услуги по защитездоровья и оказанию помощи детям сотклонениями в развитии.

Значительноевнимание уделяется выявлению недостатковв физическом и интеллектуальном развитиивоспитанников. Большая роль в разработкеучебных планов и программ, а также вдиагностике детей отводится психологам.Для лечения детей с физическими илимышечными отклонениями приглашаютсяфизиотерапевты, в некоторых детскихсадах есть спортзалы и бассейны дляпроведения коррекционной работы.

Логопеды оказывают помощь в коррекциидефектов речи и глотания. В районах сосложным социально-экономическимположением детские сады выполняютважную функцию помощи детям, страдающимот этих условий.

Они пытаются компенсироватьнедостаток нормальных домашних условий,когда проблемы алкоголизма и наркомании,а также умственной и эмоциональнойнестабильности в семье, вызывают задержкив развитии маленьких детей.[3,53]

Обучение вроссийских школах в свете новых реформв образовании начинается в возрасте 6лет и длится в течение 11 лет при полномобразовании (11 классов), основноеобразование составляет 9 лет (9 классов).

Хотя в России существует единаяобразовательная система, все-такиучебные планы от школы к школе различныи меняются из года в год, поэтому не всеобразовательные учреждения, которые вбольшинстве своем являются государственными,могут обеспечить школьников необходимойлитературой.

Школьноеобразование в России представленоследующими типами школ:

  • начальная школа;
  • средняя общеобразовательная школа;
  • лицеи;
  • гимназии;
  • специальные школы

Начальныешколы в России

Начальнаяшкола в России является первой ступеньюшкольного образования, где детиприобретают фундаментальные знаниядля дальнейшего образования.

В настоящеевремя в школе представлены три системыначального образования, базирующиесяна традиционной системе обучения, атакже на теориях, разработанныхотечественными учеными Л.С. Выготским,Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В.Давыдовым. Все системы направлены наинтеллектуальное и нравственное развитиеучащихся.

Дети могут теперь идти в школув полные 6 лет. В настоящий момент детипроходят тестирование при зачислениив школу, где проверяется их интеллектуальныйуровень[4, 112].

Наряду собщепринятыми образовательнымипредметами (русский язык/письмо/пропись,чтение, математика, “мир вокруг нас”,физкультура, музыка, краеведение, труд,ИЗО) во многих школах со 2-го классавводится иностранный язык, что вскорестанет повсеместным (а в старшейпрофильной школе кроме обязательногоанглийского будет преподаваться второйязык – немецкий, французский и испанский),а также в недалеком будущем планируетсявведение обучения детей со 2- го классанавыкам работы на компьютере.

В общейсложности количество часов в неделю уучеников начальной школы составляетот 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе.

Впервом полугодии первого класса начальнойшколы не существует как таковой системыоценок. Вместо нее детям ставят звездочку(“5”), квадрат (“4”), треугольник(“3”), но чаще всего успеваемостьучащихся дается в письменном виде(похвала типа “Хорошо”, “Молодец”,”Умница”).

Со второго полугодиядети получают оценки по пятибалльнойшкале (“5” -высшая оценка). В концекаждого учебного года ученики получаютсвой табель об успеваемости с оценками.С ним дети переходят (или остаются навторой год при недостаточно хорошихпоказателях успеваемости) в пятый классданной или другой школы.

Нужно заметить,что, в отличие от Германии, в России детии их родители после окончания начальнойшколы не обязаны выбирать тип дальнейшегоучебного заведения.

То есть начальноеобразование ребенок может получать какв общеобразовательной школе, так и вгимназии или лицее, так как данные типыобразовательных учреждений представленыв нашей стране комплексно- с 1 по 11классы[10].

Общее среднееобразование

Общее среднееобразование в России включает в себяначальное образование, 5 классов общейсредней школы и 2 старших класса среднейшколы. Итак, в возрасте 10 лет, то естьпосле начальной школы, дети переходятна младшую ступень средней школы,обучение в которой продолжается 5 лет.

В 15 лет они заканчивают эту ступень всоответствии с законом (то есть заканчиваюткурс программы основной школы) и получаютаттестат о неполном среднем (об общемсреднем) образовании.

Затем они могутлибо продолжить свое образование вшколе (то есть пройти курс образовательнойпрограммы полной школы) и получить поего окончании аттестат о полном среднемобразовании, либо поступить в начальныеили средние профессиональные училища.

Обучаютсяшкольники 6 дней в неделю совместно,дифференциация ведется лишь на урокахтруда, а также на уроках физкультуры встарших классах. Количество часов внеделю – 30-36.

За последниегоды разнообразие типов и видов школна базовом уровне среднего образованиязначительно увеличилось. Все школыотвечают за освоение базовых программ,аттестат, получаемый выпускником,признается во всех регионах России иреспубликах СНГ.

Возможности раннейспециализации предоставляются гимназиямии лицеями. Большинство учащихсянегосударственных школ не получаютаттестата государственного образца.

Конкурсное поступление во все видыобщеобразовательных учебных заведений,включая гимназии и лицеи, запрещено с1997 года.

Лицейскоеобразование

Средисовременных типов учебных заведенийсамыми распространенными в Россииявляются общеобразовательные школы,лицеи и гимназии. Лицей- “тип среднегоили высшего учебного заведения вРоссийской Федерации с начала 1990-х гг.Название “лицей” принимают некоторыесредние учебные заведения с углубленнымизучением дисциплин по определенномупрофилю”.

Имеяобщие черты с гимназиями, лицеи, однако,принципиально отличаются от них тем,что взаимодействуют с ВУЗами и кнастоящему времени приобрели признакиобучения, направленного на индивидуальноеразвитие личности[8, 116].

Сегоднялицейское образование развиваетсяпрежде всего в школах с физико-математическимуклоном, деятельность которых инициируетсяуниверситетами и техническими ВУЗами.

Обучение вроссийский лицеях длится с 1 по 11 класс,то есть все 10 лет учащиеся могут получатьобразование в рамках одного заведения.Так же, как и в немецких школах такоготипа, профили лицеев (гуманитарный,естественнонаучный, математический)предполагают упор на предметы данныхблоков.

Гимназии вРоссии

Так сложилось,что понятие “гимназия” ассоциируетсяв сознании сегодняшних россиян сэлитарностью, то есть с тем типомпрестижных учебных учреждений, где детиполучают образование по критериямзнатности, богатства, связей, где ихподготавливают к работе на руководящихпостах в дальнейшем. Многие считают,что такие дети составляют “элиту”современного общества, в основном,”элиту по крови”.

(То жепроисходило и в Германии, пока она нестала единственным доступом к высшимучебным заведениям.) На самом деле такоеобразование существует в закрытыхучебных заведениях, которые в основномявляются частными.

Именно они предлагаютв основной и старшей ступенях школвнести в учебный план новые предметы,такие как интегрированные курсы (“мирбиологии”, “мир экологии”,”синергетика” как образовательныеобласти естествознания), филология(“основы духовной культуры”, “русскаясловесность”, “риторика”), логика,экономика, основы предпринимательскойдеятельности.

Гимназии же- это в большинстве своем государственныеобразовательные учебные заведениясреднего типа. Здесь учатся дети сповышенной мотивацией к учению.

Также, как и в других типах среднихобщеобразовательных заведений, гимназияпредоставляет возможность получитьобразование, достаточное для продолженияобучения в университете. Это составляетзначительное различие с гимназиями вГермании, завершение лишь которых даетправо на поступление в ВУЗ.

Кроме того,формирование ученических коллективовв российской гимназии осуществляетсяс 1 класса. В гимназию можно перейти издругого типа школ как в течение учебына основной ступени образования, так ипо ее окончании.

В этом случае выпускникам9 классов гимназии также вручаютсяаттестаты об основном среднем образовании,после чего они решают, остаться им здесьдля получения полного среднегообразования, или пойти в учебноеучреждение профессионального типа[6,82].

В результатенововведений в нашей стране, касательнообразовательной сферы, в конце обучениявыпускники гимназий сдают обязательныйединый государственный экзамен (ЕГЭ)по русскому языку; в рамках школыобязательными выпускными экзаменамиявляются литература, математика, первыйиностранный язык (как правило, английский)и 2 предмета по выбору, причем один изних можно сдать “заочно” в конце10 класса, если в 11 классе этот предметне преподается (например, география).

Источник: https://works.doklad.ru/view/QvzdDE3yLpY/2.html

Структура системы образования России (стр. 1 из 5)

Общая структура системы образования РФ.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [1]:

– дошкольные; – общеобразовательные; – учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; – профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.); – учреждения дополнительного образования;

– другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Самые общие (численные) характеристики Российской системы образования:

Таблица 1

Численные характеристики российской системы образования *

Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими.

Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций.

Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Государственные расходы (в сравнении с некоторыми странами «ближнего зарубежья») на образование:

Таблица 2

Государственные расходы на образование (в % к ВВП)*

Дальнейший аналитический материал будет содержать общие характеристики дошкольного и среднего образования, причем последнее рассматривается прежде всего в связи с высшим (университетским) образованием, занимающем важнейшее место в системе образования России. Именно ему будет уделено особое внимание в данном обзоре.

I.6.1.1. Дошкольное образование

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положением (1995 г.

) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.

); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Кроме перечисленных дошкольных учреждений существуют и ясли, но их количество за последние 10 лет резко сократилось до незначительного, т.к.

, в силу различных причин экономического и не экономического характера, этот вид дошкольных учреждений перестал в массе своей выполнять основную функцию — оздоровительную, а заболеваемость детей становилась прогрессирующе высокой.

Ниже приведены сравнительные количественные данные по годам (Госкомстат РФ) по дошкольным учреждениям. [3, с. 39-40; 127-128]

Таблица 3

Число дошкольных учреждений и детей в них (тысяч)

** Постоянное население

*** 1996 г.

Как видно из таблицы, налицо тенденция к сокращению детских дошкольных учреждений, которая, наряду с самыми разными причинами, связана и с демографической ситуацией. Если население указанных в таблице 3 стран в 1990 г. принять за 100 %, то к 2001 году среднегодовая численность населения выглядит следующим образом:

Таблица 4

Среднегодовая численность населения*

Подобная демографическая ситуация последовательно сказывается (через среднее образование) и на системе среднего и высшего профессионального образования.

I.6.1.2. Среднее (школьное) образование

Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения. Ожидаемое значительное снижение количества учащихся (до 2010 г.

) позволяет прогнозировать возможность введения новой структуры и содержания общего среднего образования (Россия, в отличие от стран Балтии, Украины, Белоруссии и Молдовы, не перешла на 12-летнее полное среднее образование) (см. Табл. 5).

Таблица 5

Выпуск из 11-х классов средней школы и прием в вузы (тыс. чел.)*

I.6.1.3. Среднее профессиональное образование

Источник: http://MirZnanii.com/a/264001/struktura-sistemy-obrazovaniya-rossii

Система образования в России

Система образования в России

школьного образования – это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением.

Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки.

Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось.

Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе.

Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере.

Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе.

Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России – федеральная, централизованная.

В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно – с 1 по 11 классы.

3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения.

По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ.

Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже – доктора наук.

Дошкольное образование в России

В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования.

В настоящий переходный период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания и образования. Система отвечает запросам детей от трех до семи лет.

Ясли могут посещаться детьми от 1 до 3 лет, в редких случаях – от 2 месяцев до года. Большинство детских садов финансируется государством, муниципалитетами или ведомствами.

В последнее время появилось много частных или получастных детских садов, но они еще составляют менее 8% от общего числа. Даже в муниципальных детских садах существует тенденция к оплате родителями от 10 до 15 процентов услуг.

Система посещения детских садов достаточно гибка, и родители могут выбрать тот вид посещения их ребенком, который их устраивает – полный рабочий день, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя и т.п. Отношения между родителями и персоналом носят откровенный и доверительный характер.

Это позволяет воспитателям многое узнавать о личности и индивидуальных запросах ребенка.

Важно отметить и тот факт, что детские сады являются многофункциональными учреждениями, которые, в дополнение к образовательным, выполняют попечительские, социальные и здравоохранительные функции. Внимание команды экспертов повсеместно привлекалось к проблемам со здоровьем детей. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии.

Значительное внимание уделяется выявлению недостатков в физическом и интеллектуальном развитии воспитанников. Большая роль в разработке учебных планов и программ, а также в диагностике детей отводится психологам.

Для лечения детей с физическими или мышечными отклонениями приглашаются физиотерапевты, в некоторых детских садах есть спортзалы и бассейны для проведения коррекционной работы. Логопеды оказывают помощь в коррекции дефектов речи и глотания.

В районах со сложным социально-экономическим положением детские сады выполняют важную функцию помощи детям, страдающим от этих условий.

Они пытаются компенсировать недостаток нормальных домашних условий, когда проблемы алкоголизма и наркомании, а также умственной и эмоциональной нестабильности в семье, вызывают задержки в развитии маленьких детей.

Система школьного образования в России

Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов).

Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения, которые в большинстве своем являются государственными, могут обеспечить школьников необходимой литературой.

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

начальная школа; средняя общеобразовательная школа; лицеи; гимназии; специальные школы Начальные школы в России

Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования.

В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 6 лет.

В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.

Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, \”мир вокруг нас\”, физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится иностранный язык, что вскоре станет повсеместным (а в старшей профильной школе кроме обязательного английского будет преподаваться второй язык – немецкий, французский и испанский), а также в недалеком будущем планируется введение обучения детей со 2- го класса навыкам работы на компьютере.

В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе.

В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку (\”5\”), квадрат (\”4\”), треугольник (\”3\”), но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном виде (похвала типа \”Хорошо\”, \”Молодец\”, \”Умница\”).

Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале (\”5\” -высшая оценка). В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших показателях успеваемости) в пятый класс данной или другой школы.

Нужно заметить, что, в отличие от Германии, в России дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения.

То есть начальное образование ребенок может получать как в общеобразовательной школе, так и в гимназии или лицее, так как данные типы образовательных учреждений представлены в нашей стране комплексно- с 1 по 11 классы.

Общее среднее образование

Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет.

В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом (то есть заканчивают курс программы основной школы) и получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании.

Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

С нынешнего года обязательное одиннадцатилетнее образование введено в Москве, тогда как до этого момента обязательным в РФ считался 9-летний курс школьного образования.

А к 2009-2010 годам вся Россия должна перейти на всеобщее 11-летнее школьное образование.

Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах. Количество часов в неделю – 30-36.

За последние годы разнообразие типов и видов школ на базовом уровне среднего образования значительно увеличилось. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России и республиках СНГ.

Возможности ранней специализации предоставляются гимназиями и лицеями. Большинство учащихся негосударственных школ не получают аттестата государственного образца.

Конкурсное поступление во все виды общеобразовательных учебных заведений, включая гимназии и лицеи, запрещено с 1997 года.

Лицейское образование

Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Лицей- \”тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название \”лицей\” принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю\”.

Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с ВУЗами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.

Сегодня лицейское образование развивается прежде всего в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами.

Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения. Так же, как и в немецких школах такого типа, профили лицеев (гуманитарный, естественнонаучный, математический) предполагают упор на предметы данных блоков.

Гимназии в России

Так сложилось, что понятие \”гимназия\” ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарностью, то есть с тем типом престижных учебных учреждений, где дети получают образование по критериям знатности, богатства, связей, где их подготавливают к работе на руководящих постах в дальнейшем. Многие считают, что такие дети составляют \”элиту\” современного общества, в основном, \”элиту по крови\”.

(То же происходило и в Германии, пока она не стала единственным доступом к высшим учебным заведениям.) На самом деле такое образование существует в закрытых учебных заведениях, которые в основном являются частными.

Именно они предлагают в основной и старшей ступенях школ внести в учебный план новые предметы, такие как интегрированные курсы (\”мир биологии\”, \”мир экологии\”, \”синергетика\” как образовательные области естествознания), филология (\”основы духовной культуры\”, \”русская словесность\”, \”риторика\”), логика, экономика, основы предпринимательской деятельности.

Гимназии же – это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.

Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Это составляет значительное различие с гимназиями в Германии, завершение лишь которых дает право на поступление в ВУЗ.

Кроме того, формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1 класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании.

В этом случае выпускникам 9 классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования, или пойти в учебное учреждение профессионального типа.

В результате нововведений в нашей стране, касательно образовательной сферы, в конце обучения выпускники гимназий сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, первый иностранный язык (как правило, английский) и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать \”заочно\” в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).

Автор статьи Татьяна Беспалова

Источник материала: http://studentex.com

Источник: http://www.edu-all.ru/articles/stati-ob-obrazovanii/pub_270606

Современная система образования в России

Система школьного образования в России: структура и обучение

Современная система образования в России стала объектом критики. Модным стало критиковать школу, и немаловажную роль в этом сыграла многострадальная система единых государственных экзаменов, воплощенная в жизнь светлыми умами нашего общества. Однако проблема столь рьяной критики со стороны родителей более масштабна, нежели может показаться на первый взгляд.

По сути, современная система начального образования является чрезмерно архаичной. Школа стремится все накопленные знания передать своим ученикам через учителя. Однако такая установка давно изжила себя, а потому говорить о ней целесообразнее исключительно в прошедшем времени.

Современное общество нуждается в новых методах получения знаний. Это в начале восемнадцатого столетия в таком энциклопедизме и находили истину умы эпохи Просвещения.

С того времени объем знаний существенно увеличился и правильно рассортировать его, используя на практике лишь устаревшие методы, становится все сложнее.

Школа является наиболее консервативным из всех ныне известных общественных институтов. Иными словами, она не открывает что-то новое, а всего лишь передает старое.

Также и учителя, из года в год рассказывающие одно и то же, по сути, являются консерваторами. Они предпочитают лишний раз не рисковать, а учить новое поколение общепринятым, хоть и порядком устаревшим, азам.

Но является ли такой подход к обучению разумным?

Чему же должна учить детей современная школа?

Современное образование практически не задевает детей, скорее просто проходит по касательной, зачастую даже не вызывая и капли интереса. Тогда возникает вполне уместный и закономерный вопрос: «Чему же должна учить детей современная школа?».

Представьте себе два основных вектора, которым обязательно необходимо сойтись в одной точке. К первому вектору можно отнести любознательность и просто детский интерес.

Ко второму – развитие душевных и интеллектуальных способностей, а также логическое мышление.

Когда что-то вызывает у ребенка повышенный интерес, то в его голове начинают происходить различные активные процессы, вследствие чего он и начинает думать. Таким образом, между развитием мышления и любознательностью можно поставить знак равенства.

Сегодня часто можно наблюдать ситуацию, когда родители, разочарованные современной системой образования, больше склоняются именно к прагматическому обучению. Они полагают, что учить детей нужно не отвлеченностям, а именно тому, что принесет им пользу в дальнейшей жизни.

Конкретно – без лишних философий!

И в некоторой степени они, конечно же, правы. Ведь намного полезнее будет хорошо и грамотно писать, нежели до мелочей знать теоретическую грамматику. Но в то же время такой подход является заведомо опасным. Навязанный прагматизм зачастую может перерасти в уверенность, что смысл нынешнего образования заключается исключительно в подготовке к экзаменам. Ведь куда уж практичнее?

Смысл современного образования

Школа должна являться местом, где передаются культурные ценности. Образование же – быть своеобразным пространством общих мнений и цитат, благодаря которым и взрослые, и дети смогут понимать друг друга с полуфразы.

К примеру, уроки литературы – это помимо передачи культурного наследия прошлого, еще и воспитание истинного хорошего вкуса.

По этой причине неразумно превращать учебный процесс в обычное перекачивание информации из одной головы в другую и попросту натаскивание, необходимое для хороших отметок.

Помимо таких очевидных вещей, нужно понимать, что ребенок нуждается в коллективной жизни и общении. Однако проблема, пожалуй, в том, что школьный коллектив больше искусственный и не совсем правильный.

Вследствие этого и наблюдаются искажения в нем, например, та же самая существующая иерархия с «хулиганами», «ботаниками» и «звездами».

И очень часто, если рассматривать рядовую школу, «трудными» детьми оказываются именно отличники, а не хулиганы, как принято всегда считать.

Нынешнее образование необходимо выводить на совершенно новый уровень, чтобы оно начало приносить пользу обществу. Крайне ведь важно не просто передавать накопленные человечеством знания, как говорится, всего понемногу, ведь разрозненная информация вкладывается в детскую голову таким образом, что ученик не в силах осознать, какое же в действительности она имеет значение.

Отсюда и получается, что все полученные в школе знания ничем, кроме как «общей обложкой» не объединены и не связаны. А это неправильно и так быть не должно. Школа должна рассказывать ребенку не только лишь об общепринятых моральных ценностях и знакомить его с общими знаниями, но и подталкивать его на выражение собственного мнения, давать возможность определять личную позицию.

Похожее

Источник: http://uchitelskaia.ru/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii/

Образовательная система России

Современное общество возлагает ответственность за всесторонне развитого человека на систему образования — специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности.

В современном педагогическом процессе система образования занимает центральное место. Именно эта система наряду с передачей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на формирование личности человека.

Система образования призвана регулировать и направлять общение и деятельность субъектов образовательного процесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества.

Таким образом, образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов.

Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функционирование.

Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Каждое звено системы образования представлено образовательными учреждениями, которые обеспечивают содержание воспитания и обучения, реализуя образовательные программы.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, религиозных и общественных организаций).

Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм подчиненности.

Образовательная система России имеет при себе следующие типы образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) имеют три ступени.

Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки учебной деятельности. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке.

Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы общеобразовательной подготовки, необходимой для включения в общественную жизнь и продолжения образования.

задача этой ступени — формирование основ научного мировоззрения.

Эта, II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение на III ступени (полная средняя школа) или в профессиональных учебных заведениях.

Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразовательную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способность заниматься самообразованием. Для более глубокой дифференциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.).

Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. В такие учреждения дети и подростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррекция, обучение и социальная адаптация таких детей.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации программ среднего и высшего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе неполного или полного среднего образования. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища, колледжи.

Высшее профессиональное образование осуществляется в институтах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведениях.

Цель такого образования — подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования.

Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование, включающее в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., дает возможность повышения уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности.

Учреждения дополнительного образования (художественные и музыкальные школы, дома детского творчества, центры профессиональной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предоставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и организаций.

Учреждения для детей сирот (детскиедома) решают задачи воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социально принятого педагогического процесса решение основной задачи системы образования по созданию социально приемлемой развитой личности.

При этом через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь системы образования со всеми областями общественной жизни.

Этим обусловливаются многообразные функции системы образования, реализующиеся как внутри самой системы образования путем влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи системы образования с другими социальными системами общества.

Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит в процессе приобретения знаний и социального опыта, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования и обеспечены методическими принципами и приемами педагогической системы.

Источник: https://psyera.ru/4993/obrazovatelnaya-sistema-rossii

Студиорум
Добавить комментарий