Система образования в россии: ее схема современная структура и характеристики

Система образования в России ее схема, современная структура и характеристики

Система образования в России: ее схема современная структура и характеристики

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах :

  • это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
  • это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
  • это система социальных институтов. обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

  • воспитание;
  • социализация;
  • подготовка квалифицированных специалистов;
  • приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

Критерии образованности

Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний при помощи логических рассуждений.

Зависимо от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Роль образования в жизни человека

Посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому.

С одной стороны, на образование влияют экономическая и политическая сферы общественной жизни, также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).

С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может влиять на все сферы жизни общества.

Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики.

Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.

Образование имеет большое значение не только лишь для общества, да и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.

Система образования

Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Система образования включает:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения;
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
  • образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
  • негосударственные образовательные учреждения;
  • дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных принципов и обычаев общества.

Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа .

Проблемы, стоящие перед управлением образованием:

  • низкая зарплата преподавателей;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
  • нехватка кадров;
  • недостаточный профессиональный уровень образования;
  • недостаточный уровень общей культуры.

Структура образования

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

В таблице приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

  • дополнительное образование, которое проходит наряду с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
  • самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

образования

образования — это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Отобранная информация передается обучающимся с помощью определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Основные принципы формирования содержания школьного образования:

  • Гуманистичность. обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности ;
  • Научность. проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
  • Последовательность. заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
  • Историзм. означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
  • Систематичность. предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
  • Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
  • Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
  • Доступность. определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Педагогика раскрывает сущность образования, его цели и методы. Причем под образованием, обычно, понимается процесс, включающий в себя две подсистемы: обучение и воспитание .

Таким макаром, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.

Причем здесь речь идет о понимании термина «воспитание» в узком педагогическом смысле слова. как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом (рис. 21).

Рис. 21. Две подсистемы образования

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «важнейшим в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не только лишь к знаниям, да и к способам деятельности.

С того времени многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние десятилетия в отечественной педагогической науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, сначала такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг дружку и исходя из убеждений своего основного содержания сводились к следующему:

  • обучение и воспитание — подсистемы единого процесса образования;
  • обучение и воспитание — стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;
  • различие между обучением и воспитанием заключается в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, ценностной стороне;
  • обучение и воспитание — процессы не только лишь взаимосвязанные, да и взаимообеспечивающие, дополняющие друг дружку.

Как отмечал Гегель, нельзя учить столярному лапу и не учить столярничать, точь-в-точь как нельзя учить философии и не учить философствовать.

Отсюда следует общий вывод, что обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания. Но все же в этом двуедином процессе есть главное звено, и таковым является именно обучение, обеспечивающее знания в качестве наиболее прочной основы воспитания.

По выражению К.Д. Ушинского. образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, навыки, способности обучаемых, но их прочность зависит сначала от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

  • Психология
  • Источник: http://www.obrazomania.ru/sistema-obrazovanija-v-rossii-ee-shema/

    Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы. – презентация

    Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы. - презентация

    1

    2 Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы образования в России (в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»).

    3 Нормативные документы 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» -принят в декабре 2012 года -действует с сентября 2013 года

    4 2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения: – ФГОС начального общего образования (принят в 2009 году, действует 3 года); -ФГОС основного общего образования /5-9 классы/ – принят в декабре 2010 года; -ФГОС среднего (полного) общего образования /10-11 классы/- принят в мае 2012 года.

    5 3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена в феврале 2010 года). 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (утверждена в 2009 году)

    6 Закон «Об образовании в РФ» Образование Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

    7 Воспитание Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

    8 Традиционный подход Обучение – Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, мировоззрения.

    Трактовка в Законе «Об образовании» Обучение Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

    9 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; Основные принципы государственной политики в сфере образования

    10 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и др.

    11 Система образования 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодатели и их объединения, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    12 Образование подразделяется на: 1. Общее образование: Уровни: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.

    13 2. Профессиональное образование: Уровни: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

    14 3. Дополнительное образование: Подвиды: 1) дополнительное образование детей и взрослых; 2) дополнительное профессиональное образование.

    15 4. Профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/943540

    Система образования в РФ

    ID: 9181

    Название работы: Система образования в РФ

    Категория: Доклад

    Предметная область: Педагогика и дидактика

    Описание: Система образования в РФ Образование – одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его н…

    Язык: Русский

    Дата добавления: 2013-02-24

    Размер файла: 22.1 KB

    Работу скачали: 208 чел.

    Система образования в РФ

    Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

    Система образования включает:

    1.  дошкольные образовательные учреждения;
    2.  общеобразовательные учреждения;
    3.  образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
    4.  образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
    5.  негосударственные образовательные учреждения;
    6.  дополнительное образование.

    Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

    Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

    Структура образования:

    1.  Дошкольное ( ясли, детский сад);
    2.  Общее : – начальное (1-4 кл. )- основное (5-9 кл) – среднее(10-11кл);
    3.  Профессиональное: – начальное(ПТУ, проф-лицей), -среднее(техникум, колледж), – высшее( бакалавриат, специалитет, магистратура)
    4.  Послевузовское(аспирантура, докторнатура)

    Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

    1.  дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
    2.  самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

    По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

    Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются: 

    1.  Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
    2.  Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
    3.  Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.
    4.  Общее образование является обязательным.
    5.  Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
    6.  Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
    7.  Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
    8.  Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
    9.  Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
    10.  Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
    11.  В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
    12.  Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
    13.  Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).
    14.  В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

    Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

    1.  гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    2.  единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    3.  общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
    4.  светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    5.  свобода и плюрализм в образовании;
    6.  демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

    Особенности педагогической профессии

    Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.

    Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа “человек-человек” заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

    Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

    Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

    Деятельность других представителей профессий типа “человек-человек” также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека.

    В профессии же педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

    Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда.

    С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности.

    С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит).

    Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

    Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

    Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции – адаптивная и гуманистическая (“человекообразующая”). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

    Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=9181

Студиорум
Добавить комментарий