- Система образования в России ее схема, современная структура и характеристики
- Критерии образованности
- Роль образования в жизни человека
- Система образования
- Структура образования
- образования
- Две подсистемы образования: обучение и воспитание
- Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы. – презентация
- Система образования в РФ
Система образования в России ее схема, современная структура и характеристики
Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах :
- это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
- это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
- это система социальных институтов. обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.
Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.
Функции образования следующие:
- воспитание;
- социализация;
- подготовка квалифицированных специалистов;
- приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.
Критерии образованности
Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.
Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний при помощи логических рассуждений.
Зависимо от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.
Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.
Роль образования в жизни человека
Посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому.
С одной стороны, на образование влияют экономическая и политическая сферы общественной жизни, также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).
С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может влиять на все сферы жизни общества.
Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики.
Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.
Образование имеет большое значение не только лишь для общества, да и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.
Система образования
Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.
Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.
Система образования включает:
- дошкольные образовательные учреждения;
- общеобразовательные учреждения;
- образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
- образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
- негосударственные образовательные учреждения;
- дополнительное образование.
Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных принципов и обычаев общества.
Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа .
Проблемы, стоящие перед управлением образованием:
- низкая зарплата преподавателей;
- недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
- нехватка кадров;
- недостаточный профессиональный уровень образования;
- недостаточный уровень общей культуры.
Структура образования
Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).
В таблице приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.
Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:
- дополнительное образование, которое проходит наряду с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
- самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.
По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.
образования
образования — это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся с помощью определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Основные принципы формирования содержания школьного образования:
- Гуманистичность. обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности ;
- Научность. проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
- Последовательность. заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
- Историзм. означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
- Систематичность. предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
- Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
- Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
- Доступность. определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.
Две подсистемы образования: обучение и воспитание
Педагогика раскрывает сущность образования, его цели и методы. Причем под образованием, обычно, понимается процесс, включающий в себя две подсистемы: обучение и воспитание .
Таким макаром, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.
Причем здесь речь идет о понимании термина «воспитание» в узком педагогическом смысле слова. как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом (рис. 21).
Рис. 21. Две подсистемы образования
Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «важнейшим в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не только лишь к знаниям, да и к способам деятельности.
С того времени многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние десятилетия в отечественной педагогической науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, сначала такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.
Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг дружку и исходя из убеждений своего основного содержания сводились к следующему:
- обучение и воспитание — подсистемы единого процесса образования;
- обучение и воспитание — стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;
- различие между обучением и воспитанием заключается в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, ценностной стороне;
- обучение и воспитание — процессы не только лишь взаимосвязанные, да и взаимообеспечивающие, дополняющие друг дружку.
Как отмечал Гегель, нельзя учить столярному лапу и не учить столярничать, точь-в-точь как нельзя учить философии и не учить философствовать.
Отсюда следует общий вывод, что обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания. Но все же в этом двуедином процессе есть главное звено, и таковым является именно обучение, обеспечивающее знания в качестве наиболее прочной основы воспитания.
По выражению К.Д. Ушинского. образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, навыки, способности обучаемых, но их прочность зависит сначала от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.
Единство обучения и воспитания определяется самой природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.
- Психология
- дошкольные образовательные учреждения;
- общеобразовательные учреждения;
- образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
- образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
- негосударственные образовательные учреждения;
- дополнительное образование.
- Дошкольное ( ясли, детский сад);
- Общее : – начальное (1-4 кл. )- основное (5-9 кл) – среднее(10-11кл);
- Профессиональное: – начальное(ПТУ, проф-лицей), -среднее(техникум, колледж), – высшее( бакалавриат, специалитет, магистратура)
- Послевузовское(аспирантура, докторнатура)
- дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
- самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.
- Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
- Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
- Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.
- Общее образование является обязательным.
- Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
- Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
- Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
- Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
- Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
- В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
- Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
- Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).
- В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Источник: http://www.obrazomania.ru/sistema-obrazovanija-v-rossii-ee-shema/
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы. – презентация
1
2 Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы образования в России (в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»).
3 Нормативные документы 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» -принят в декабре 2012 года -действует с сентября 2013 года
4 2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения: – ФГОС начального общего образования (принят в 2009 году, действует 3 года); -ФГОС основного общего образования /5-9 классы/ – принят в декабре 2010 года; -ФГОС среднего (полного) общего образования /10-11 классы/- принят в мае 2012 года.
5 3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена в феврале 2010 года). 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (утверждена в 2009 году)
6 Закон «Об образовании в РФ» Образование Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
7 Воспитание Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
8 Традиционный подход Обучение – Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, мировоззрения.
Трактовка в Законе «Об образовании» Обучение Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
9 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; Основные принципы государственной политики в сфере образования
10 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и др.
11 Система образования 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодатели и их объединения, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
12 Образование подразделяется на: 1. Общее образование: Уровни: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
13 2. Профессиональное образование: Уровни: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
14 3. Дополнительное образование: Подвиды: 1) дополнительное образование детей и взрослых; 2) дополнительное профессиональное образование.
15 4. Профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Источник: http://www.myshared.ru/slide/943540
Система образования в РФ
ID: 9181
Название работы: Система образования в РФ
Категория: Доклад
Предметная область: Педагогика и дидактика
Описание: Система образования в РФ Образование – одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его н…
Язык: Русский
Дата добавления: 2013-02-24
Размер файла: 22.1 KB
Работу скачали: 208 чел.
Система образования в РФ
Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.
Система образования включает:
Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.
Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).
Структура образования:
Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:
По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.
Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
Особенности педагогической профессии
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.
Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа “человек-человек” заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.
Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.
Деятельность других представителей профессий типа “человек-человек” также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека.
В профессии же педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда.
С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности.
С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит).
Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции – адаптивная и гуманистическая (“человекообразующая”). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=9181