«челюстно-лицевая хирургия»: обучение профессия и кем работать

Содержание
  1. Челюстно-лицевой хирург
  2. Описание профессии
  3. Рабочее место
  4. Важные качества
  5. Знания и навыки
  6. Где учат
  7. Другие профессии в разделе «Медицина»
  8. Челюстно-лицевой хирург: особенности специализации
  9. Компетенция челюстно-лицевого хирурга
  10. Какими органами занимается специалист
  11. С какими жалобами обращаются к доктору
  12. Какие заболевания лечит челюстно-лицевой хирург
  13. Какие методы исследования использует доктор
  14. Советы челюстно-лицевого хирурга
  15. Кто такой челюстно-лицевой хирург и что он делает?
  16. Кто такой челюстно-лицевой хирург?
  17. Когда к нему стоит обращаться?
  18. Какие анализы нужно сдавать при обращении?
  19. Что лечит этот врач?
  20. Что делает челюстно-лицевой хирург и чем он занимается?
  21. Общая информация
  22. Основные задачи и перспективы подготовки клинических ординаторов по специальности «хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия»

Челюстно-лицевой хирург

Челюстно-лицевой хирург – это врач, занимающийся хирургическим лечением различных заболеваний лица, шеи и ротовой полости.

Описание профессии

Хотя эта профессия и состоит в прямом родстве со стоматологией, она выходит далеко за её пределы. В челюстно-лицевой хирургии выделяются несколько направлений. Среди них хирургическая помощь при травмах, восстановительная хирургия лица, хирургическая помощь при аномалиях и деформациях тканей челюстно-лицевой области.

Так что к челюстно-лицевому хирургу пациенты поступают с переломами костей лица, с врождёнными проблемами, воспалениями, опухолями и пр. И он не только восстанавливает повреждённые функции и физическое здоровье, но и возвращает человеку утраченную красоту.

Однако красотой лица занимается ещё и пластическая хирургия.

Чем же отличается челюстно-лицевой хирург от пластического? Отличие, во-первых, – в целях работы. Если пластический хирург работает со здоровыми людьми, то челюстно-лицевой решает медицинские проблемы. Его главная задача – не реализация грёз об идеальной внешности, а возвращение здоровья.

И работая над эстетикой, он не улучшает природу, а восстанавливает, реконструирует то, что было. Во-вторых, пластический хирург работает в основном с мягкими тканями, а челюстно-лицевая хирургия – это работа с лицевым скелетом.

К счастью, современная медицина позволяет исправить даже очень сложные травмы и деформации, которые ещё недавно считались безнадёжными: год от года совершенствуется оборудование, появляются новые материалы и наработки в области микрохирургии.

Даже после очень серьёзных травм есть шанс, что хирург сможет восстановить лицо, не оставив даже следов от случившегося.

К челюстно-лицевому хирургу поступают экстренные и плановые больные. Плановые операции делаются в случае опухолей, врождённых аномалий, а также воспалений, если они зашли слишком далеко.

А экстренные больные – это чаще всего люди, пострадавшие при авариях, несчастных случаях, терактах и т.п.

Катастрофы не считаются со временем дня и ночи, а значит, даже в ночную смену хирург должен быть готов к поступлению тяжёлых пациентов.

Воспаление, дошедшее до гнойной стадии, тоже требует экстренных мер. Поэтому и таких больных, случается, привозит неотложка.

Если у человека тяжёлая травма лица, очень трудно на глаз определить, что именно повреждено и как. При этом сам пациент может находиться без сознания или просто не иметь возможности говорить. Хирург тщательно осматривает раны, назначает рентгенографию или томографию черепа. С их помощью он определяет, какие кости нужно восстановить и каким образом.

  В других случаях пациент может сам рассказать, что его беспокоит и где болит. Впрочем, многое хирург может определить, не задавая вопросов. Например, чтобы разглядеть врожденную расщелину верхней губы и нёба (так называемые заячью губу и волчью пасть) даже не нужно быть медиком. Малышу, родившемуся с такой проблемой обязательно нужна хирургическая помощь.

Без этого он не сможет полноценно говорить и даже питаться, не говоря уже о том, что неисправленный дефект внешности может стать преградой между ребёнком и другими людьми. Хирург осматривает пациента, подробно его расспрашивает, а если это ребёнок, то беседует с родителями, назначает лучевую диагностику и другие исследования.

Собрав необходимые сведения, он решает, нужна ли операция, а если нужна, то в каком объеме. Например, для лечения расщелин губы и нёба требуется несколько операций (до семи штук!). В некоторых случаях первую из них делают уже в 3-месячном возрасте. Когда именно начать лечение, решает врач.

Лицо, шея, ротовая полость относятся к самым сложным, с хирургической точки зрения, участкам. Порой операции оказываются очень сложными и долгими, но хирург понимает, что от его действий зависит и жизнь, и вся дальнейшая судьба человека. Сами хирурги говорят, что удачно проведённая операция даёт чувство душевного подъёма и удовлетворения от своей работы.

Но для успеха требуется высочайшая квалификация. Профессия челюстно-лицевого хирурга – это не только операции. Врач отвечает за своего пациента вплоть до самого выздоровления.

Челюстно-лицевой хирург часто работает совместно с хирургами других направлений: пластическим хирургом, отоларингологом, онкологом и др.

Например, если выясняется, что челюстная патология захватывает и лор-органы, к обследованию подключается хирург-отоларинголог, который затем участвует и в операции.

Или же травма лица может сочетаться с закрытой черепно-мозговой травмой – в этом случае нужна помощь нейрохирурга.

Рабочее место

Челюстно-лицевые хирурги работают в специализированных клиниках и отделениях крупных больниц.

К ним относятся  Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (ЦНИИСиЧЛХ), Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн (Москва), Московский Центр детской челюстно-лицевой хирургии, Клиника челюстно-лицевой хирургии Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Турнера (Санкт-Петербург) и др.

Важные качества

Профессия челюстно-лицевого хирурга предполагает высокое чувство ответственности перед пациентами в сочетании с решительностью, хороший интеллект и склонность к работе руками, хорошую мелкую моторику и физическую выносливость, способность постоянно наращивать знания и желание помогать людям.

Знания и навыки

Челюстно-лицевой хирург должен хорошо знать анатомию и физиологию человека, особенно челюстно-лицевую область, шею. Знать черепно-лицевые патологии, их проявления и методики лечения, владеть современными методами диагностики, уметь проводить медикаментозное и оперативное лечение.

Где учат

Чтобы получить профессию челюстно-лицевого хирурга, нужно окончить медицинский вуз по специальности «лечебное дело”, а потом уже специализироваться в ординатуре по челюстно-лицевая хирургии или пройти послевузовскую подготовку по этой специальности.
 

Другие профессии в разделе «Медицина»

Источник: https://www.profguide.ru/professions/chelustno_licevoy_hirurg.html

Челюстно-лицевой хирург: особенности специализации

Хирургия лица требует от доктора высокого мастерства и профессионализма. Пациент, который нуждается в помощи, ожидает быстрого и наилучшего эффекта от проведенной манипуляции на своем теле.

Челюстно-лицевой хирург занимается проблемами и дефектами лицевого черепа, проводит диагностику и лечение.

Специалист преимущественно использует в своей работе оперативные вмешательства для удаления инородных тел, реконструктивных и восстановительных процедур на челюстях и лицевых костях.

Компетенция челюстно-лицевого хирурга

Работа челюстно-лицевого хирурга в операционной (фото: www.forumdaily.com)

Челюстно-лицевой хирург лечит пациентов, которые получили травмы черепа с повреждением структур лица, костного, суставного и мышечного аппарата. Также доктор лечит различные заболевания, поражающие слюнные железы, мягкие и костные ткани лица и верхней части шеи.

В компетенцию челюстно-лицевого хирурга входит:

  • Осмотр пациента.
  • Изучение истории болезни.
  • Проверка функциональных способностей нижней челюсти.
  • Оценка здоровья ротовой полости во время местного осмотра.
  • Обнаружение врожденных дефектов развития у новорожденного ребенка.
  • Умение проводить фарингоскопию, ларингоскопию, риноскопию.
  • Удаление доброкачественных опухолей на коже лица в амбулаторных условиях.
  • Проведение оперативных вмешательств на лице и шее.
  • Реабилитация больных после хирургических манипуляций.
  • Реконструктивные операции на челюстях с использованием металлических пластин.
  • Исполнение пластических операций на лице.
  • Проведение оперативных вмешательств детям с врожденной аномалией развития верхней челюсти и неба.

Челюстно-лицевая хирургия тесно связана со стоматологией. Большинство гнойных процессов на челюстях связано с проблемами зубов и проведенными манипуляциями у стоматолога.

Какими органами занимается специалист

Работа с лицом (фото: www.medprosvet.com)

Сфера деятельности врача не ограничивается лишь лицом и черепом. Доктор постоянно изучает новые методы проведения манипуляций, патофизиологические процессы заживления ран кожи, переломов костей.

Оперативные вмешательства на лице трудны в исполнении, потому как пациенту следует провести адекватное обезболивание. Это сделать сложно, ведь анестезиологу нужно постоянно следить за проходимостью дыхательных путей, в тоже время не мешать хирургу.

Челюстно-лицевой хирург работает с патологией таких органов и структур:

  • Кожа лицевой части черепа.
  • Костная ткань (верхняя и нижняя челюсти, гайморовые пазухи, скуловые кости, глазница).
  • Челюстно-височный сустав.
  • Зубы.
  • Мягкое и твердое небо.
  • Язык.
  • Лимфоузлы поднижнечелюстные.
  • Слюнные железы.
  • Артерии и вены лица.

Важно! Врожденные аномалии лицевого черепа (раздвоение твердого неба) можно обнаружить во 2-3 триместрах беременности с помощью УЗИ плода

Довольно часто врачи сталкиваются с гнойными осложнениями патологии зубов. Работа специалиста тесно связана с ЛОР врачами. Поле для деятельности относительно небольшое, но очень велик риск развития инфекции при распространении патологического процесса по тканям. Поэтому хирург должен работать в стерильных условиях, соблюдая все правила хирургии.

На лице очень развита сеть сосудов, поэтому заживление ран и повреждений проходит несколько быстрее, нежели на других частях тела. Однако после оперативных вмешательств наблюдается выраженный отек тканей, о чем обязательно нужно говорить пациенту перед лечением.

Нашлось место челюстно-лицевому хирургу и в пластической хирургии. Специалист может выполнять сложные восстановительные операции на твердом небе, челюстях, увечьях после травм.

С какими жалобами обращаются к доктору

Специалист может вести прием в частном кабинете и стационаре больницы. Проблемы с лицом заставляют людей как можно быстрее обращаться к врачу. Это связано и с эстетическими недовольствами человека, а также ухудшением общего состояния.

На приеме у челюстно-лицевого хирурга пациенты жалуются на следующее:

  • Наличие ран на коже лица, полученных при повреждениях, травмах.
  • Долго не исчезающий отек тканей, кровоподтеки.
  • Сильная боль в челюстях.
  • Повышение температуры и резкая болезненность, отечность тканей лица.
  • Выделение гнойного содержимого из ран и кожных покровов на лице.
  • Болезненность в челюстях при жевании.
  • Трудно широко раскрыть рот.
  • Хруст и скрежет в височно-нижнечелюстном суставе при пережевывании пищи.
  • Увеличение околоушных слюнных желез, также их болезненность.
  • Дискомфорт, боль и сухость во рту при употреблении пищи, что связано с закупоркой просвета протоков слюнных желез.
  • Раздвоение верхней губы и твердого неба у младенцев и взрослых.
  • Появление новообразований на коже и в подкожной клетчатке.
  • Образование свища (трубчатый ход в тканях, через который выделяется гной) на коже лице в области послеоперационного рубца.
  • Наличие грубых келоидных рубцов на коже лица, которые затрудняют движения челюсти и губ.

Немало времени у хирурга занимает работа с травмами черепа, переломами костей лицевой части. Повреждения костей требуют длительного ухода, проведения многоэтапных операций. Пациенты впоследствии должны придерживаться режима питания, раз в полгода приходить осмотр у специалиста.

Какие заболевания лечит челюстно-лицевой хирург

Апикальный абсцесс с распространением на челюсть (фото: www.32top.ru)

Опасность распространения инфекции в головной мозг заставляет специалистов действовать немедленно, при выявлении патологии тканей на лице. В перечне челюстно-лицевого хирурга значится лечение следующих недугов:

  • Атерома, фиброма кожи лица – доброкачественная опухоль, которая расположена в эпидермисе.
  • Папиллома (бородавка) связана с вирусной инфекцией. Характеризуется разрастанием кожных клеток в виде гриба на тонкой ножке.
  • Апикальный абсцесс – накопление гноя под верхушкой корня зуба. Обычно недуг появляется после неадекватного лечения кариеса, травм. В этом случае требуется хирургическое лечение.
  • Волчья пасть и заячья губа – аномалия развития, при которой обнаруживается дефект тканей твердого неба и верхней губы.
  • Остеомиелит нижней челюсти – тяжелое гнойное воспаление костной ткани, сопровождается наличием гнойного свища на коже (при хроническом процессе). Заболевание встречается у больных, перенесших операции на челюсти, переломы. Лечение таких больных длительное, может занимать несколько месяцев.
  • Перелом верхней и нижней челюсти со смещением отломков встречается после прямых ударов в лицо тяжелым предметом, ДТП. Такая травма считается тяжелой, потому как в лечении пациента необходимо полностью обездвижить две челюсти. Это достигается шинированием зубного ряда с помощью металлических спиц, что проводятся через межзубные промежутки. Более современный подход заключается в остеосинтезе места перелома металлической пластиной.
  • Гнойный артрит височно-нижнечелюстного сустава. Пациенты жалуются на лихорадку, резкую болезненность при движениях челюстей во время разговора, пережевывания пищи. Лечение заключается в дренирующей операции.
  • Вывих височно-нижнечелюстного сустава наблюдается преимущественно у пожилых людей, когда связочный и мышечный аппарат сильно расслаблен. При широком зевании, пережевывании твердых продуктов головка нижней челюсти может выходить из суставной поверхности. В момент соскальзывания человек слышит щелчок и не способен дальше разговаривать.
  • Рак языка, десен, губы также в компетенции специалиста. Такие заболевания нуждаются в комплексном лечении с использованием лучевой и медикаментозной терапии.
  • Калькулезный сиалоаденит – образование конкрементов в протоках слюнных желез. Пациенты жалуются на сильные распирающие боли в щеках, во рту при употреблении пищи, сухость в ротовой полости.
  • Множественные переломы костей лицевого черепа считаются угрожающими жизни состояниями. Иногда такие травмы становятся причиной остановки дыхания, массивной кровопотери.
  • Гнойный лимфаденит – гнойное воспаление лимфоузлов (под нижней челюстью), вызванное не излеченным кариесом зубов, травмами. Заболевание нуждается в оперативном лечении.

Совет врача. Гнойное воспаление кожи (фурункул, нагноенная атерома), расположенное выше верхней губы, нуждается исключительно в стационарном лечении.

Работа челюстно-лицевого хирурга сопряжена с большим риском нанесения грубых косметических дефектов пациенту. Доктор должен трудиться осторожно, использовать все знания и умения, чтобы вернуть человеку прежнюю красоту и изящность лица.

Какие методы исследования использует доктор

КТ черепа (фото: www.etopochki.ru)

Перед проведением оперативного вмешательства специалист назначает такие анализы:

  • Общий анализ крови и мочи.
  • Глюкоза крови.
  • Группа крови.
  • Резус-фактор.
  • Мочевина и креатинин.
  • Коагулограмма.
  • Время свертываемости крови по Ли-Уайту.

Особенное значение имеет коагулограмма. Этот анализ показывает состояние свертываемости крови, а при плохих показателях пациенту вовсе можно отказать в проведении планового вмешательства.

Также перед проведением операции больному назначают такие исследования:

  • Электрокардиография.
  • Рентгенография черепа.
  • Компьютерная томография (КТ) черепа.
  • Магнитно-резонансная томография черепа.

Эти исследования выполняются избирательно. Врач назначает некоторые из них в каждом конкретном случае. Наибольшей достоверностью данных отличается КТ черепа. При этом врач получает картинку с трехмерным изображением интересующей области головы. Также на этом изображении видны все отломки, сторонние тела и металлические пластины.

Советы челюстно-лицевого хирурга

Уход за лицом нужно проводить ежедневно, соблюдая все правила личной гигиены. Челюстно-лицевой хирург рекомендует следующее:

  • Ежегодно нужно посещать стоматолога в качестве профилактического осмотра ротовой полости.
  • Любая боль в зубах, а тем более образование кариеса, требует немедленного лечения.
  • Установка металлических имплантов сопряжена с риском его отторжения и развитием остеомиелита. Поэтому следует тщательно подойти к вопросу установки искусственного зуба.
  • Любой перелом челюсти, даже если это трещина, нуждается в обездвиживании челюстей.
  • Наиболее рациональным лечением перелома костей лицевого черепа является остеометаллосинтез (установка титановой пластины на место перелома).
  • Гнойное воспаление в области лица нужно лечить в стационаре оперативным путем с применением антибиотиков.
  • Запрещено самостоятельно выдавливать гнойники на коже лица. Это чревато развитием сепсиса.
  • Любые новообразования на коже губы, языке, щеках требуют консультации онколога.

Челюстно-лицевые хирурги уделяют особенное внимание заболеваниям зубов. Хотя это и компетенция стоматолога. Зачастую гнойные осложнения на лице появляются после не вылеченных зубов. Уход за ротовой полостью заключается в ежедневной чистке зубов дважды в сутки, ополаскивании рта водой после каждого приема пищи.

Задать вопрос врачу: Челюстно-лицевой хирург

Источник: https://SimptomyInfo.ru/spetsializatsiya/158-chelyustno-licevoj-xirurg.html

Кто такой челюстно-лицевой хирург и что он делает?

В некоторых случаях нужно обращаться к такому доктору, как челюстно-лицевой хирург. Разберемся с тем, что он лечит и чем занимается, чтобы при необходимости можно было сразу посетить нужного врача.

Патологии и заболевания бывают самыми разными. В большинстве случаев зубными дефектами или проблемами десен занимается стоматолог, но ряд заболеваний приходится лечить совместно с челюстно-лицевым хирургом, ответственность и опыт которого иногда становятся достаточно важными при восстановлении внешнего вида лица.

Кто такой челюстно-лицевой хирург?

Данный врач совмещает в себе частично деятельность стоматолога и пластического хирурга. Так, к стоматологической работе он имеет отношение при коррекции так званого ретинированного зуба или же в случаях неправильного его расположения, наклона и других патологий. Обычно это касается «восьмерок», дефекты и аномалии которых встречаются чаще, чем среди других зубов.

В сравнении с пластическим, он лечит патологии лицевого скелета и различные связанные с ним проблемы. Например, опухоль злокачественная или доброкачественная, деформации кости подлежат устранению и коррекции с помощью хирурга.

Поскольку лицо, челюсть и шея – это области, которые видно всем окружающим, то и эстетически они должны соответствовать высочайшим критериям.

Но часто бывает так, что от природы или в силу других особенностей появляются видимые дефекты, проблемы, воспаления, связанные с лицевой частью проходят заметно для окружающего глаза, а иногда могут и оставить после себя видимый след. Исправит их именно такой специалист.

Данная область отличается одной важной особенностью – она имеет множество нервных окончаний и кровеносных сосудов, поэтому почти все врачебные манипуляции, связанные с ней вызывают острую боль, а заболевания оставляют после себя заметные деформации.

Работа врача при этом становится очень ответственной и деликатной, ведь здесь рядом расположено множество органов, которые легко можно зацепить при неаккуратных движениях.

Когда к нему стоит обращаться?

Обычно к этому специалисту направляют другие врачи, например, стоматологи или терапевты, которые знают, что конкретный дефект лечит именно челюстно-лицевой хирург. Чаще всего такими ситуациями бывают:

  • Периодонтит – при этом пациент ощущает сильную боль, которая связана с давлением на нервные окончания. В это время зубы в пораженной области меняют свой оттенок и расшатываются.
  • Периостит – когда после экстракции остался корень или его частичка, и он провоцирует воспаление, распространяющееся на всю челюсть. При этом появляется уплотнение в десне, а дальше проблема может перейти и на область мягких тканей лица.
  • Остеомиелит челюсти – некротизированная пульпа очень быстро приводит к инфицированию и воспалению челюстной кости, если ее вовремя не удалить. В результате пациент ощущает сильную пульсирующую боль в зубах, также у него болит голова, проявляется озноб и повышается температура.
  • Абсцесс – гнойные скопления различной этиологии. Если заболевание доходит до гнойных выделений в мягких тканях, то это также сопровождается повышенной температурой тела, общей слабостью, головными болями, неприятным запахом и другой подобной симптоматикой.
  • Лимфаденит – воспаления лимфатических узлов в околочелюстной области, что отображается на состоянии полости рта, глотки и пр.

Какие анализы нужно сдавать при обращении?

Посещение практически каждого врача приводит к сдаче анализов.

Ведь благодаря данным, собранным с их помощью, можно точнее установить диагноз, интенсивность заболевания и другие особенности организма пациента.

Помимо диагностических целей, они также помогают определиться с правильной лечебной тактикой, подобрать необходимые лекарства или манипуляции. При посещении челюстно-лицевого хирурга следует сдать:

  • общий анализ крови;
  • биохимию;
  • анализ мочи.

В некоторых ситуациях нужен также соскоб кожи с пораженного участка или пройти гормональные тесты. В каждом случае врач определит, какие результаты ему необходимы для полноценной картины. Также в диагностических целях может потребоваться провести рентгенографию челюстной области, МРТ, КТ, радиовизиографическую процедуру или томографию.

Что лечит этот врач?

Работа челюстно-лицевого хирурга не ограничена только заболеваниями ротовой полости или лимфатических узлов. Его деятельность можно разделить на два вида срочности:

  1. Плановые заболевания или врожденные дефекты, которые лечатся постепенно, с полноценным обследованием, предварительным направлением от других специалистов. К ним относятся упомянутые выше заболевания, врожденные патологии строения челюсти, опухоли, осложнения после перенесенных воспалений. Такие проблемы требуют хирургического вмешательства и пациента постепенно к этому готовят.
  2. Срочные, острые и экстренные ситуации. Например, когда человек попадает в аварию, получает травму на производстве, после автокатастрофы, покушений или других несчастных случаев. При этом поражается каким-либо образом лицевая часть, челюсть, шея и требуется немедленное вмешательство хирурга для коррекции внешнего вида или восстановления жевательной функции, дыхания и пр.

Стать пациентом этого специалиста может любой человек как взрослый, так и ребенок. К примеру, такая врожденная аномалия, как «заячья губа» или «волчья пасть» требуют вмешательства в самом раннем возрасте.

Что делает челюстно-лицевой хирург и чем он занимается?

Чтобы вкратце передать всю сложность работы данного специалиста, нужно увидеть сферу его деятельности полностью. Так, сюда входит и осмотр пациента, сбор анамнеза и других диагностических результатов, постановка точного диагноза, лечение и наблюдение за состоянием пациента на всем протяжении процесса выздоровления, а также профилактика множества заболеваний и предупреждение дефектов.

Проблемы, которые требуют подобного операционного вмешательства, могут быть следующими:

  • деформации лицевой части черепа;
  • значительные нарушения прикуса, которые невозможно откорректировать с помощью ортопедических конструкций;
  • воспаления челюстной кости и мягких тканей вокруг нее;
  • гнойные осложнения лицевой или шейной зоны;
  • реставрация челюстно-лицевых костей после травм или других несчастных случаев;
  • устранение различных эстетических дефектов.

С наименьшей болезненностью и низкой вероятностью побочных эффектов челюстно-лицевой хирург способен в короткие сроки восстановить и откорректировать большую часть врожденных и приобретенных дефектов упомянутой области.

: профессия — челюстно-лицевой хирург.

► Где найти качественного челюстно-лицевого хирурга и как к нему записаться?

Узнать о наличии такого специалиста в поликлинике можно в регистратуре. Также к нему направит терапевт или лечащий стоматолог, сообщив, где найти данного врача в вашем городе. Чаще всего он работает в стоматологических клиниках, государственных или частных.

Важно, чтобы он при этом обладал достаточным опытом в проведении нужных вам операций. Стоит заметить, что чем больше город, тем проще там найти квалифицированного специалиста.

В некоторых случаях могут помочь и отзывы пациентов о враче, оставленные на сайте клиники, или от знакомых при личной встрече.

Источник: http://infozuby.ru/chelyustno-licevoy-hirurg.html

Общая информация

На кафедре Детской челюстно-лицевой хирургии проводится обучение студентов стоматологического факультета, 5 курсов дневного отделения вечернего отделения, ординаторов 1 и 2 года обучения, аспирантов. Отделения кафедры также являются клинической базой для прохождения клинической интернатуры.

На кафедре ДЧЛХ ежегодно обучаются курсанты с других кафедр МГМСУ им. А.И. Евдокимова, а также других вузов и городов; проводятся курсы повышения квалификации, сертификационные курсы и занятия в рамках прохождения первичной специализации.

Специальности, по которым проовдится обучение в рамках последипломного обучения:

  •  челюстно-лицевая хирургия,
  • хирургическая стоматология.

Заведующая учебной частью – к.м.н., доцент Гургенадзе Анна Панаётовна

·                              Тел. учебной части: (495) 611-47-30

Электронный адрес учебной части: [email protected]

Список преподавателей кафедры детской челюстно-лицевой хирургии

К.м.н., асс. Абрамов В.А.

К.м.н., доц. Гургенадзе А.П. – зав.учебной частью

К.м.н., асс. Иванов А.В.

Д.м.н., проф. Топольницкий О.З. – зав.кафедрой

К.м.н., доц. Тутуева Т.А.

К.м.н., доц. Ульянов С.А.

К.м.н., асс.Федотов Р.Н.

К.м.н., доц. Шорстов Я.В.

Челюстно-лицевая хирургия Модуль Детская челюстно-лицевая хирургия

Цель и задачи освоения дисциплины (модуля):

Цель:

Подготовка врача-стоматолога, владеющего знаниями и умением в области диагностики, лечения и профилактики основных хирургических стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей

Задачи:

Приобретение систематизированных знаний теоретического материала учебной программы и развития способностей к концептуальному анализу

Освоение студентами методов обследования детей с основными хирургическими заболеваниями, травмами и врожденной патологией челюстно-лицевой области и постановки диагноза на основании полученных результатов

Приобретение студентами практических умений по выбору методов лечения и профилактики хирургических заболеваний, травм и врожденной патологии челюстно-лицевой области у детей в различных возрастных периодах

Овладение студентами методами несложного хирургического лечения воспалительных процессов и травм челюстно-лицевой области у детей в амбулаторно-поликлинических условиях

Обучение студентов оформлению медицинской документации в условиях детской хирургической стоматологической поликлиники

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы:

Дисциплина Челюстно-лицевая хирургия Модуль Детская челюстно-лицевая хирургия реализуется в базовой части учебного плана подготовки специалиста для обучающихся по направлению подготовки 31.05.03. Стоматология очной формы обучения

Дисциплина (модуль) изучается на пятом курсе в девятом и десятом семестрах.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

ПК-2 Способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией

ПК-5 Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия стоматологического заболевания

ПК-6 Способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов стоматологических заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X просмотра

ПК-8 Способность к определению тактики ведения больных с различными стоматологическими заболеваниями

ПК-9 Готовность к ведению и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара

дисциплины (модуля):

Тема 1. Обезболивание в детской хирургической стоматологической практике. Операция удаления зуба у детей

Анатомо-физиологические особенности детского организма. Показания и противопоказания к общему и местному обезболиванию при проведении амбулаторных стоматологических хирургических вмешательств у детей. Значение премедикации.

Виды местного обезболивания, особенности его проведения у детей. Неотложные состояния на амбулаторном стоматологическом приеме. Показания и особенности удаления временных и постоянных зубов у детей.

Осложнения во время и после операции удаления зуба, их

предупреждение и устранение. Тактика врача-стоматолога при наличии сверхкомплектных, ретинированных и дистопированных зубов у детей.

Тема 2. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области у детей

Особенности течения одонтогенных воспалительных процессов в детском возрасте. Воспалительные процессы мягких тканей лица: лимфаденит, абсцесс, флегмона. Клиническая картина острого и хронического периостита челюстных костей у детей разного возраста.

Острый одонтогенный остеомиелит челюстей, гематогенный остеомиелит новорожденных и детей раннего возраста. Клинико-рентгенологические формы хронического остеомиелита челюстей, принципы реабилитации детей. Одонтогенные воспалительные кисты у детей.

Возможные осложнения, их профилактика.

Тема 3. Заболевания слюнных желез у детей

Классификация заболеваний слюнных желез у детей. Острый паротит новорожденного, острый эпидемический паротит, хронический паренхиматозный паротит. Слюннокаменная болезнь. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, лечение, возможные осложнения.

Тема 4. Травма челюстно-лицевой области у детей

Вывихи и переломы зубов у детей: клиника, лечение, методы иммобилизации, исходы. Ушибы и переломы костей лица у детей. Клиника, диагностика. Методы консервативного и хирургического лечения переломов у детей, сроки заживления, возможные осложнения и методы их предупреждения.

Причины повреждения мягких тканей полости рта и лица у детей. Особенности первичной хирургической обработки ран лица. Ожоги и отморожения. Клиническая картина, лечение, осложнения. Общие показания к пластическим операциям в детском возрасте.

Принципы реабилитации детей, перенесших травму челюстно-лицевой области.

Тема 5. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава у детей

Первично-костные заболевания височно-нижнечелюстного сустава. Остеоартрит, вторичный дефомирующий остеоартроз, костный анкилоз, неоартроз: этиология, патогенез, клиническая картина. Диагностика, принципы комплексного лечения заболеваний височно-нижнечелюстного сустава у детей. Методы хирургического лечения, возрастные показания.

Цели и задачи ортодонтического лечения. Методы предупреждения развития первично-костных заболеваний. Функциональные заболевания височно-нижнечелюстного сустава в детском и юношеском возрасте. Этиология, патогенез, клинические проявления. Дополнительные методы обследования (электромиография, аксиография, томография ВНЧС).

Диагностика, лечение, профилактика.

Тема 6. Врожденные и наследственные заболевания челюстно-лицевой области у детей

Причины нарушения эмбрионального развития лица и челюстей. Врожденные пороки развития, их виды. Врожденные расщелины лица: причины и механизм образования, виды, распространенность. Врожденные синдромы с вовлечением челюстно-лицевой области. Медико-генетическое консультирование.

Врожденные кисты и свищи челюстно-лицевой области и шеи. Дермоидные и эпидермоидные кисты. Врожденные расщелины верхней губы и неба. Распространенность, классификация, анатомические и функциональные нарушения, влияние на общее развитие организма ребенка. Вторичные деформации челюстей при расщелинах неба.

Возрастные показания к хирургическому лечению, цель операций. Диспансеризация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Врождённая патология слизистой оболочки рта: аномалии прикрепления уздечек и языка, мелкое преддверие полости рта.

Клиническая картина, показания к хирургическому лечению, методики операций, особенности послеоперационного периода.

Тема 7. Опухоли и опухолеподобные процессы челюстно-лицевой области у детей

Доброкачественные и злокачественные опухоли мягких тканей лица и полости рта у детей. Классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика. Опухоли и опухолеподобные процессы слюнных желез у детей. Доброкачественные и

злокачественные опухоли костей лица у детей. Одонтогенные образования – кисты, одонтогенные опухоли челюстей. Этиология, клиническая картина, диагностика. Особенности клинического течения опухолей и опухолеподобных образований у детей.

Тактика хирургического лечения новообразований челюстно-лицевой области у детей, показания и противопоказания к применению лучевой терапии, принципы комплексной реабилитации детей.

Принцип онкологической настороженности на амбулаторном стоматологическом приеме.

Иные сведения и (или) материалы

Информационные технологии, используемые в учебном процессе:

* применение средств мультимедиа в образовательном процессе;

* подборка лекционного материала на CD-дисках;

* информационная страница кафедры на официальном сайте МГМСУ им. А.И. Евдокимова;

* компьютерное тестирование по итогам изучения разделов дисциплины.

Источник: http://childrensurgery.ru/obshchaya-informaciya-0

Основные задачи и перспективы подготовки клинических ординаторов по специальности «хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия»

Кузняк Н. Б., Перебыйнис П. П. Основные задачи и перспективы подготовки клинических ординаторов по специальности «хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия» // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 208-210. — URL https://moluch.ru/archive/133/37313/ (дата обращения: 09.05.2018).



Основные задачи и перспективы подготовки клинических ординаторов по специальности «хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия»

Освещены основные задачи и перспективы развития последипломного образования на кафедрах хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии подготовки клинических ординаторов по специальности «хирургическая стоматология», предложены рекомендации по улучшению качества подготовки будущих специалистов, отвечающих современным требованиям и мировым стандартам.

Ключевые слова: последипломное образование, кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии

Клиническая ординатура по хирургической стоматологии — современная высокоэффективная форма последипломного образования.

Воспитание молодого хирурга-стоматолога в современных условиях — сложная и ответственная задача, которую часто приходится решать не только кафедрам хирургического стоматологического профиля, но и подразделениям практического здравоохранения, в которые проводится распределение клинических ординаторов [1, с.180–182; 2; 3, с. 5–13].

Задача клинической ординатуры по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии — совершенствование навыков общения с больными, самостоятельная курация больных, методологическое обоснование клинического диагноза, дифференциального диагноза, современного обследования, лечения, профилактики стоматологических заболеваний [4, с.190–192; 5].

На кафедре используем различные формы обучения: тематические семинары с преподавателями кафедры; ежедневная курация больных с оформлением истории болезни, переводными, этапными и выписным эпикризом; клинические разборы больных, обходы с доцентами и профессором; выступление на клинических, клинико-анатомических конференциях; подготовка демонстрационного материала операций за неделю с интерпретацией его на еженедельных клинических конференциях; ночные дежурства в клинике с докладами на утренней конференции; участие клинических ординаторов при выполнении операций; самостоятельная (аудиторная и внеаудиторная) работа; учебно-исследовательская работа; работа в студенческом научном кружке кафедры.

Важную роль в подготовке клинического ординатора играет самостоятельная работа — творческая познавательная деятельность. Работа в научном кружке — эффективный метод развития творческих способностей клинических ординаторов по хирургической стоматологии, способствующий формированию у них научного и клинического мышления.

Тематика исследований клинических ординаторов соответствует научным направлениям работы кафедры. Заседание, как правило, проводятся 2 раза в месяц: одно — тематические обходы в клинике, чтения научных или реферативных докладов; другое — практическая работа в операционной, участие в операции.

Правильная и продуктивно организованная работа в клинике помогает молодым людям, которые выбрали для себя нелегкую профессию хирурга-стоматолога, реально представлять ее сложности и положительные стороны.

В то же время, возможность для преподавателя увидеть будущих хирургов-стоматологов непосредственно в работе позволяет отбирать способных и талантливых клинических ординаторов, приобщая их к научно-исследовательской работы и педагогической деятельности.

Чтобы конкурировать с хирургами-стоматологами развитых стран мира, наши специалисты должны соответствовать мировым стандартам.

Современная хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия предъявляет к хирургам-стоматологам все более жесткие требования — это не только виртуозная хирургическая техника, глубокое знание топографической анатомии и патофизиологии челюстно-лицевой области, но и овладение новейшими технологическими и техническими разработками в челюстно-лицевой хирургии, особенностей «виртуальной» хирургической стоматологии, а, следовательно, знание персонального компьютера и особенностей работы в сети «Интернет», владение иностранными языками.

За рубежом созданы благоприятные условия для отбора студентов в хирургическую стоматологию и становления молодых челюстно-лицевых хирургов: стипендии, гранты, стажировки, существует система льгот для участия в различных хирургических форумах и конкурсах.

Конечно, проблема формирования кадровой политики должна решаться на уровне государства, предусматривающая обеспечение талантливых специалистов грантами, стипендиями, возможность стажировки в ведущих хирургических стоматологических клиниках Украины и Европы.

Однако роль хирургических стоматологических кафедр медицинских ВУЗов Украины все равно остается главной, поскольку именно так формируются медицинские кадры страны.

Именно в них рождаются будущие светила национальной, а возможно, и мировой челюстно-лицевой хирургии.

В практике преподавания хирургической стоматологии для клинических ординаторов используются традиционные учебные пособия: плакаты, таблицы, слайды, методические разработки и пособия, муляжи и инструменты. Развитию современных лечебных и диагностических технологий способствует широкое использование различных технических средств.

На нашей кафедре проводится виртуальный вариант обучения. Для его реализации создан банк учебных видеофильмов, которые позволяют продемонстрировать этапы операций, прямые трансляции клинических операций из операционной. При необходимости оперирующий хирург-стоматолог озвучивает ход операций с демонстрацией на экран.

Кроме этого, в связи с широким использованием компьютеров, значительная роль в учебном процессе уделяется использованию компьютерной техники.

Благодаря созданию на базе областной больницы компьютерного класса, контроль усвоения материала клиническими ординаторами проводится не только традиционными методами в виде решения тестовых заданий на бумажных носителях, но и позволяет использовать компьютерные контролирующие и обучающие программы, включающие и «компьютерные ситуационные задачи».

Для самостоятельной работы на кафедре функционирует методический кабинет, где клинические ординаторы для повышения своего профессионального уровня могут работать с: научно-методической литературой; материалами международных, республиканских и региональных научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров; республиканскими и международными научно-практическими периодическими изданиями; методическими рекомендациями по написанию историй болезней, учебными пособиями, изданными сотрудниками кафедры и т. д.

В становлении челюстно-лицевого хирурга важное место следует отнести и воспитательной работе. Клинические ординаторы участвуют во всех мероприятиях, проводимых на кафедре, принимают активное участие в научно-практических конференциях, заседаниях научных обществ, телемостах, встречах с ведущими челюстно-лицевыми хирургами.

Вывод. Практика показывает, что использование новых форм современного обучения позволяет значительно увеличить возможности и мотивацию последипломного образования, расширить контингент, сократить время и повысить эффективность образовательного процесса.

Литература:

  1. Никоненко О. С. Організаційні питання викладання хірургії у післядипломній освіті / Никоненко О. С., Шаповал С. Д., Дмитрієва С. М. // Український журнал хірургії. — 2011. — № 6 (15)
  2. Про затвердження Концепції розвитку вищої медичної освіти України: Наказ Міністерства охорони здоров'я і Академії медичних наук України 12.09.2008 р. № 522/51.
  3. Сучасний розвиток вищої медичної та фармацевтичної освіти й проблемні питання забезпечення якісної підготовки лікарів і провізорів /М. В. Банчук, О. П. Волосовець, І.І. Фещенко [та ін.] // Медична освіта. — 2007. — № 2
  4. Кутовий О. Б. Викладання хірургічних хвороб із застосуванням кредитно-модульної системи / Кутовий О. Б., Карпенко С.І., Васильченко В. В., Мартемянов В. В., Родинська Г. О. // Український журнал хірургії. — 2011. — № 6 (15).
  5. Мілерян В.Є. Методичні основи підготовки та проведення занять в медичних ВУЗах / В.Є. Мілерян. — К., 2001.

Основные термины(генерируются автоматически): клинических ординаторов, хирургической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, подготовки клинических ординаторов, перспективы подготовки клинических, последипломного образования, участие клинических ординаторов, специальности «хирургическая стоматология, распределение клинических ординаторов, талантливых клинических ординаторов, способностей клинических ординаторов, исследований клинических ординаторов, кафедрах хирургической стоматологии, кафедра хирургической стоматологии, Український журнал хірургії, хирургии подготовки клинических, «виртуальной» хирургической стоматологии, преподавания хирургической стоматологии, еженедельных клинических конференциях, трансляции клинических операций.

Источник: https://moluch.ru/archive/133/37313/

Студиорум
Добавить комментарий