московская государственная консерватория (университет) имени п. и. чайковского

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Адрес консерватории: м. Арбатская ул. Большая Никитская, 11

История создания Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Н. Г. Рубинштейн (соучредитель князь Николай Петрович Трубецкой) создал Московскую консерваторию в 1866 году на базе организованных им же в 1860 году совместно с В. А.

Кологривовым Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО).

С самого начала и до 1881 года он оставался директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического оркестра.

В дальнейшем должность директора Консерватории занимали: С. И. Танеев (1885—1889), В. И. Сафонов (1889—1905), М. М. Ипполитов-Иванов (1906—1922).

 
Финансирование Консерватории осуществлялось за счет доходов ИРМО от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение.

Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет, затем был увеличен до девяти лет.

Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины. До 1917 года обучение было платным.
 
Здание, включающее учебные помещения и концертные залы, было перестроено из дома графа М. С. Воронцова в 1895—1901 годах архитектором В. П.

Загорским и скульптором А. А. Аладьиным. В 1932—1933 годах трёхэтажное здание было надстроено по проекту И. Е. Бондаренко. В 1983 году к консерватории присоединено здание Синодального училища церковного пения (бывший Дом Колычеых, в стиле классицизма, возведено в конце XVIII века неизвестным архитектором школы М. Ф.

Казакова; с 1925 года здесь размещался юридический факультет МГУ).
 
В годы советской власти для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927-33) и Музыкальный рабочий факультет (1929-35).

Для приёма представителей союзных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места.

В 1931—1932 годах, решая «задачу пролетаризации», Наркомпрос принял решение о переименовании Московской консерватории в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона»; в эти годы предпринимались попытки упростить учебные планы, «привести их в согласие с марксистским методом»; в конце 1932 года прежнее название и академический профиль учреждения были восстановлены.

                              Профессорско-преподавательский состав

Соколов Александр Сергеевич
Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Профессор Ректор  

Бондурянский Александр Зиновьевич 
Кандидат искусствоведения, Народный артист России
Профессор проректор по артистической деятельности и УМО  

Зенкин Константин Владимирович  
Доктор искусствоведения
Профессор проректор по научной работе  

Розанов Сергей Игоревич  
Почётный строитель России проректор по АХР  

Слуцкая Лариса Евдокимовна  
Кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры РФ
Профессор проректор по учебной работе  

Суханов Владимир Владимирович  
Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор Руководитель департамента международного сотрудничества  

Захаров Владимир Емельянович  
Заслуженный работник культуры РФ
Советник ректора по концертной работе  

Карасева Марина Валериевна  
Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор советник ректора  

Беликова Татьяна Павловна  
помощник ректора  

Кабалевская Ярослава Александровна  
Кандидат искусствоведения
помощник ректора, помощник проректора по учебной работе


Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского осуществляет прием на следующие факультеты:
 

Фортепианный факультет  

•Специальность: искусство концертного исполнительства (фортепиано) •Специальность: искусство концертного исполнительства (орган)

•Квалификация: концертный исполнитель, преподаватель  

Оркестровый факультет •Специальность: искусство концертного исполнительства (струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа) •Специальность: искусство концертного исполнительства (духовые и ударные инструменты – флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон, туба; ударные инструменты)

•Квалификация: концертный исполнитель, преподаватель  

Историко-теоретический факультет  •Специальность: музыковедение

•Квалификация: преподаватель  

Композиторский факультет  •Специальность: композиция

•Квалификация: композитор, преподаватель  

Факультет симфонического и хорового дирижирования   Отделение хорового дирижирования  •Специальность: художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором

•Квалификация: дирижер, хормейстер, преподаватель  

Отделение оперно-симфонического дирижирования  •Специальность: художественное руководство симфоническим оркестром и академическим хором

•Квалификация: дирижер, хормейстер, преподаватель  

Вокальный факультет •Специальность: музыкально-театральное искусство

•Квалификация: оперный певец, преподаватель  

Факультет исторического и современного исполнительского искусства  •Специальность: искусство концертного исполнительства (фортепиано, клавесин) Специализации: Историческое исполнительство (молоточковый клавир, романтический клавир, орган-позитив) Историческое исполнительство (клавесин)•Специальность: искусство концертного исполнительства (Оркестровые струнные инструменты – скрипка, альт, виолончель) Специализации: Историческое исполнительство (барочная скрипка) Историческое исполнительство (барочный и классический альт) Историческое исполнительство (барочная виолончель)•Специальность: искусство концертного исполнительства (Оркестровые духовые и ударные инструменты – флейта, гобой, кларнет, труба, ударные инструменты) Специализации: Историческое исполнительство (классическая флейта, траверс-флейта/блокфлейта) Историческое исполнительство (гобой, барочный гобой) Историческое исполнительство (кларнет, классический кларнет) Историческое исполнительство (труба, натуральная труба)
• Квалификация: концертный исполнитель, преподаватель

 Требования к поступающим в консерваторию:

Поступающие в Консерваторию должны иметь среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) общее образование при наличии подготовки в объеме среднего профессионального музыкального образования. Выпускники средних специальных музыкальных школ пользуются правами выпускников музыкальных училищ.

На вокальном факультете имеется двухгодичное подготови­тельное отделение (обучение платное). Зачисление на это отделение производится путем отбора (во время проведения общих вступительных экзаменов) лиц, обладающих отличными вокальными данными, но обнаруживших при сдаче экзаменов недостаточную профессиональную подготовку.

Обучение в Московской консерватории — дневное. Срок об­учения — 5 лет.

Прием заявления в консерваторию — с 20 июня по 5 июля, консультации по всем дисциплинам — с 28 июня, предварительные обязательные отборочные прослушивания вокалистов — с 28 июня по 4 июля (включительно). Приемные экзамены проводятся с 6 по 25 июля. Приказ о зачислении — 5 августа.

При приеме на первый курс абитуриенты сдают два профильных экзамена (русский язык – изложение, литература – устно) и дополнительные творческие испытания по специальности, коллоквиуму и музыкально-теоретическим дисциплинам.

     Лица, обнаружившие недостаточную профессиональную подготовку при исполнении экзаменационной программы или на коллоквиуме, получившие неудовлетворительную оценку по одному из разделов экзамена по специальности, к сдаче следующих разделов экзамена по специальности не допускаются.

       Заявления о приеме в Московскую консерваторию подаются на имя ректора консерватории с указанием факультета, отделения и специальности с приложением: 1.документа государственного образца об образовании или его ксерокопию; 2.фотокарточек ( 4 шт., снимки без головного убора, размер 3 х 4 см).

       Абитуриенты, претендующие на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, должны приложить к заявлению о приеме докумен об образовании и оригиналы документов, подтверждающих право на льготы.
       Лауреаты «Всероссийского конкурса по теории и истории музыки и композиции имени Ю. Н.

Холопова» для учащихся средних специальных учебных заведений получают дополнительный балл к общему количеству баллов на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию.

          Количество граждан, принимаемых на первый курс консерватории для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема, определяется в пределах контрольных цифр приема, устанавливаемых ежегодно Учредителем.

  Сверх контрольных цифр приема для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения могут быть приняты абитуриенты, успешно сдавшие все экзамены, но не прошедшие по конкурсу.

        Зачисление на места, финансируемые из средств федерального бюджета, производится на основе итогового конкурса по каждой специальности по количеству баллов с учетом результатов ЕГЭ или, в случае отсутствия ЕГЭ, – с учетом результатов экзаменов по русскому языку (письменный) и литературе (устный).
              Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимаются: •дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
•дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих вузах
•граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I  группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации
•граждане других категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации

 Использована информация официального сайта консерватории: www.mosconsv.ru

Источник: http://operaibalet.ru/moskovskaya-gosudarstvennaya-konser

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Одно из ведущих высших музыкальных учебных учреждений России и мира. Помимо учебных помещений — известнейший концертный зал. На базе Московской консерватории проводятся международные и российские музыкальные конкурсы.

История создания

История Московской консерватории началась с открытия небольшого отделения Русского музыкального общества в 1860 году. Главным его руководителем был назначен Николай Григорьевич Рубинштейн.

На тот момент ему было всего 25 лет, но он уже был знаменитым пианистом, среди поклонников которого числилось и состоятельное дворянство, которое всячески поддерживало своего кумира.

Но не столько связи в высшем обществе, сколько организаторский талант Рубинштейна позволил за очень короткий срок, всего за 10 лет, превратить Москву из музыкального «захолустья» в мировой центр культуры и исполнительства.

В первый же год им организуется профессиональный хор, проводятся концерты симфонического оркестра музыкального общества, открываются общедоступные музыкальные классы, заложившие основы будущей Московской консерватории. Рубинштейн давно уже мечтал об учреждении высшего учебного музыкального заведения и воплотить задуманное смог благодаря заслуженной репутации Музыкального общества. Заручившись поддержкой императорской семьи, он сумел собрать необходимые средства для создания Московской консерватории.

На нужды Консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн часто отдавал собственные деньги, а когда их не хватало, не раздумывая брал в долг, расплачиваясь потом гонорарами от своих концертов. На 10-летие Консерватории москвичи подарили музыканту огромный серебряный поднос с грудой рваных бумажек. Это были долговые расписки и векселя Рубинштейна, оплаченные благодарными любителями музыки.

1 сентября 1866 года в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке состоялось торжественное открытие нового учебного заведения. Музыкальная жизнь Московской консерватории началась с исполнения Петром Чайковским на рояле увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила» и сонаты Бетховена для фортепиано и виолончели, исполненной Николаем Рубинштейном и Бернгардом Косманом.

Директорство Рубинштейн совмещал с должностями преподавателя, дирижера симфонического оркестра и концертирующего пианиста. Его отношение к Консерватории как к святыне заложило духовные основы музыкального образования в России.

В первые годы работы в Консерватории было четыре профессора фортепиано и два профессора скрипки; если учащиеся не имели хорошей подготовки, то занимались с адъюнктами. Студент сам выбирал себе класс одного из профессоров, под руководством которого проходил весь курс обучения.

А учиться было у кого, ведь занятия вели лучшие музыканты того времени: Петр Чайковский, Иосиф Венявский, Фердинанд Лауб, Людвиг Минкус, Александра Александрова-Кочетова…

Через несколько лет здание на Воздвиженке стало тесным. Консерватория, в которой в 1868 году обучались 184 студента, арендовала старинное здание семьи Воронцовых на Большой Никитской улице, а впоследствии приобрела его. Но уже через 15 лет вновь возникла необходимость в расширении.

Консерватория нуждалась в собственном концертном зале, да и количество студентов выросло до 500 человек. Автором проекта перестройки дома стал архитектор Василий Загорский. Сохранили лишь фасадную стену главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей, остальное было сломано и выстроено заново.

К осени 1897 года Консерватория получила учебные классы, отлично приспособленные для специфики музыкального образования.

Новое здание

Делом жизни второго директора Консерватории Василия Ильича Сафонова стало строительство нового здания. Огромную сумму в 400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Г.Г.

Солодовников, мебель и оборудование оплатила семья Морозовых, орган подарен фабрикантом С.П. фон Дервизом, мраморные лестницы за свой счет поставил сам архитектор Загорский.

Кроме того, архитектор безвозмездно работал над проектом здания и осуществлял руководство строительством.

В день памяти Петра Чайковского, 5 октября 1898 года, открылся Малый зал Консерватории. Учащиеся начали учебный год в новом помещении концертом из произведений великого композитора.

Уникальный по своим акустическим параметрам камерный концертный зал служил также актовым залом для официальных мероприятий, поэтому был украшен портретами членов императорской семьи, покровительствующих Консерватории и Русскому музыкальному обществу.

В аванзале разместились мраморные доски с именами выпускников, окончивших Консерваторию с золотыми медалями.

Кино: «Маленькая дверь консерватории»Лекция: «Музей Московской консерватории. История и современность»Музейное объединение им. М.И.

 Глинки

В 1901 году наконец-то были завершены работы по строительству нового здания, что торжественно отметили открытием Большого зала Московской консерватории, в котором был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Коля. Концертный зал на 1800 мест впечатляет обилием света, дворцовым обликом отделки.

Возвышенное настроение подчеркивают 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина работы академика живописи Н.К. Бондаревского.

Но главным достоинством Большого зала остается его непревзойденная акустика, которой удалось добиться благодаря технически безупречному проекту Загорского, тщательно подобранным строительным материалам, двойному потолку зала с прослойкой воздуха, раковине эстрады, прекрасно отражающей звук. Все это до сих пор делает Большой зал одной из лучших концертных площадок в мире.

С 1958 года в зале проводится престижный Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Орган Большого зала — гордость Консерватории. Величайший инструмент, заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге. Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети которого обучались у П.И. Чайковского. Многие специалисты приравнивают ценность органа Большого зала к скрипкам Страдивари.

На этом расширение Консерватории не закончилось. В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошло красивейшее здание классицизма конца XVIII — XIX века — городская усадьба Колычевых.

В 1886–1918 годах здесь находилось Синодальное певческое училище, для которого со двора был пристроен большой зал с хорами.

Любимый исполнителями и слушателями за «полетную» акустику нарядный бело-голубой зал был открыт после долгой реставрации в 1983 году концертом гениального пианиста Святослава Рихтера. В 1986 году зал стал «Рахманиновским» в честь великого композитора, выпускника Московской консерватории.

На сцене Большого зала могут одновременно разместиться оркестр в 130 человек и хор в 200–250 человек.

В настоящее время Московской консерватории присвоен статус университета, который не имеет больше ни один музыкальный вуз страны. Сбылись надежды Рубинштейна о том, что выпускники Консерватории станут виртуозными исполнителями, а произведения русских композиторов — мировым достоянием.

Музей Н.Г. Рубинштейна

В память об основателе Консерватории Николае Рубинштейне был создан музей его имени. В бывшем кабинете первого директора хранятся реликвии, связанные с историей Консерватории. В 1943 году на основе его экспозиции был создан Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Научно-музыкальная библиотека им. С.И. Танеева

Библиотека Московской консерватории создана в 1909 году, в наши дни входит в пятерку крупнейших музыкальных библиотек мира, а по собранию русской музыки не имеет себе равных. Фонд библиотеки — около 1,5 миллиона экземпляров, среди них 20 тысяч редчайших партитур и рукописей.

ЦМШ при Московской консерватории

Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. Чайковского создана в 1935 году на основе Детского отделения под руководством профессора А. Гольденвейзера и директора Консерватории С. Шацкого.

Особое учебное заведение с уникальной системой раннего профессионального образования окончили знаменитые музыканты Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Эдуард Грач, Наталья Гутман, Олег Каган, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Николай Петров, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Николай Луганский, Денис Мацуев.

Памятник Петру Чайковскому

С 1940 года Московская консерватория носит имя Петра Ильича Чайковского, ее выпускника и преподавателя. В 1954 году в сквере перед главным корпусом великому композитору был открыт памятник работы скульптора Веры Мухиной.

Первый вариант памятника был торжественным и официальным — Мухина хотела изобразить Чайковского дирижирующим оркестром. Но небольшое пространство сквера у Консерватории изменило творческий замысел. Памятник стал более камерным и одухотворенным. Это образ Чайковского — композитора, сидящего за пюпитром.

Великий музыкант готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм.

Вокруг памятника установлена бронзовая решетка с шестью фрагментами произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой симфонии, Первого концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…». Памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

Святая Цецилия

Стеклянное полотно с изображением святой Цецилии — покровительницы музыкантов — было установлено в Большом зале Московской консерватории с момента его открытия. Но во время Великой Отечественной войны оно было разбито.

Долгое время осколки пролежали на складе, а потом исчезли. А место Цецилии заняла картина Ильи Репина «Славянские композиторы».

Однако во время масштабной реставрации зала и возвращения ему первоначального облика было решено воссоздать витраж по сохранившимся фотографиям, и 8 июня 2011 года он вернулся на прежнее место.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/8644/moskovskaya-gosudarstvennaya-konservatoriya-im-p-i-chaikovskogo

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Московская консерватория — одно из самых авторитетных музыкальных учебных заведений России и мира.

Московская консерватория была открыта 13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1866 года. Ее учредителем стало Русское музыкальное общество (РМО), основанное в 1859 году в Петербурге и в Москве. Первым директором Московской консерватории стал руководитель Московского отделения РМО пианист и композитор Николай Рубинштейн.

В числе преподавателей были выпускник Петербургской консерватории будущий выдающийся композитор Петр Чайковский, чешский виртуоз Фердинанд Лауб, композитор Людвиг Минкус, написавший вскоре музыку к балету “Дон-Кихот”, а также певица Большого театра Александра Александрова-Кочетова.

Николай Рубинштейн был директором консерватории, профессором фортепианного класса и дирижером ученического оркестра вплоть до своей кончины в 1881 году.

Большое значение в годы становления консерватории имела деятельность на посту директора в 1885-1889 годах композитора Сергея Танеева, дирижера Василия Сафонова (1889-1905), позднее — Михаила Ипполитова-Иванова (1906-1922).

Финансирование консерватории осуществлялось за счет доходов РМО от концертной деятельности, ежегодных городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение (наиболее способные ученики от нее освобождались).

Курс обучения в консерватории (до 1879 года — шестилетний, затем девятилетний) включал не только музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), но и общеобразовательные, так называемые научные. В консерватории получали образование учащиеся разных возрастов и степени подготовки.

Первоначально консерватория располагалась в доме баронессы Черкасовой на улице Воздвиженке (не сохранился), с 1871 года — в доме Воронцова на Большой Никитской улице. В 1894-1901 годах на его месте по проекту архитектора Василия Загорского были построены новое здание и концертный зал (Большой зал).

В 1932-1933 годах трехэтажное здание консерватории было надстроено по проекту Бондаренко, а в 1983 году к консерватории было присоединено здание Синодального училища церковного пения, построенное в стиле классицизма в конце XVIII века.

Переломным моментом в истории Московской консерватории стал декрет Совнаркома от 12 июля 1918 года, согласно которому Московская консерватория получила права высшего учебного заведения.

7 мая 1940 года Московской консерватории было присвоено имя Петра Чайковского. В 1954 году перед главным корпусом был открыт памятник композитору работы Веры Мухиной.

В декабре 1946 года Московская консерватория была удостоена высшей награды СССР — ордена Ленина.

В 1966 году в связи со своим столетием она была награждена вторым орденом Ленина.

В 2003 году приказом министерства образования России Московской консерватории был присвоен статус университета.

Среди выпускников Московской государственной консерватории — композиторы Сергей Танеев, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Арам Хачатурян, пианисты Константин Игумнов, Лев Оборин, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, скрипачи Давид Ойстрах, Леонид Коган, виолончелисты Анатолий Брандуков, Григорий Пятигорский, Мстислав Ростропович, вокалисты Антонина Нежданова, Сергей Лемешев. Многие из них сами преподавали впоследствии в консерватории. Среди профессоров консерватории — пианист и композитор Феликс Блуменфельд, композитор Николай Мясковский, пианист Генрих Нейгауз.

В настоящее время Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского реализует следующие уровни образования: бакалавриат; специалитет; аспирантура; ассистентура-стажировка. На всех уровнях образования обучение проходит по очной форме.

Основные образовательные программы: “Искусство концертного исполнительства”, “Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором”, “Музыкально-театральное искусство”, “Музыковедение”, “Композиция”.

Ректор Московской консерватории — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор Александр Соколов.

Консерватория — один из главных организаторов проводимых в Москве музыкальных фестивалей и исполнительских конкурсов, в том числе Международного конкурса имени П.И. Чайковского, который проводится с 1958 года.

Славу Московской консерватории приносят и ее музыкальные коллективы, такие как Концертный симфонический оркестр, Симфонический и Камерный оркестры, Оперный театр и Оперная мастерская, Хор и Камерный хор Московской консерватории, ансамбль солистов “Студия новой музыки”, ансамбль “О-Нацу” и др.

Консерватории принадлежат лучшие в архитектурном и акустическом отношении московские филармонические залы — Большой (1737 мест), Малый (436 мест) и Рахманиновский (252 места), а также Концертный зал имени Н.Я. Мясковского (64 места).

В Овальном зале первого амфитеатра Большого зала консерватории располагается Музей имени Н.Г. Рубинштейна.

Здание Московской государственной консерватории указом президента РФ от 18 декабря 1991 года относено к особо ценным объектам национального наследия.

В последнее время в корпусах Московской консерватории была проведена капитальная реконструкция. В 2011 году после продолжительной работы, открылся Большой зал, восстановлен его первоначальный вид и уникальная акустика.

В ходе реставрации был восстановлен витраж Святой Цецилии, утраченный в начале Великой Отечественной войны. В 2013 году был отремонтирован второй учебный корпус (Концертный зал имени Н.Я. Мясковского).

В 2015 году открылся Малый зал, где кроме внешнего вида восстановлено аллегорическое панно Николая Егорьева (ранее скрытое под многими слоями побелки). В 2016 году завершается реставрация Рахманиновского зала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/spraa/20160913/1476695441.html

Студиорум
Добавить комментарий