Так ли страшно списывание?

Почему нужно разрешить списывание: на примере школы

Так ли страшно списывание?

Вас похитили, увезли подальше от дома и привязали к стулу. Один из похитителей сидит напротив. Он держит в руках десять карточек и говорит, что задаст ряд вопросов, ответы на которые напечатаны с обратной стороны этих карточек.

Он уверяет, как только вопросы закончатся, вас отпустят на свободу. Но есть подвох. После каждого неправильного ответа его сообщник будет отрезать вам по одному пальцу.

Как только он начинает читать первый вопрос, вы замечаете, что обратная сторона карточки отражается в зеркале на противоположной стене. Вы научены, что жульничать нехорошо, и поэтому перебиваете похитителя.

Вы говорите, что видите ответы, и ему стоит спрятать их получше, чтобы избавить вас от соблазна. Именно так он и поступает, продолжая монотонно зачитывать вопросы из областей, которые вам абсолютно не интересны, пока его сообщник грозно нависает с набором плоскогубцев.

Хотя теоретически жульничать нехорошо, такое понимание морали приводит в дрожь, потому что не вяжется с ситуацией. В этом случае жульничество не только оправдано, но и необходимо, ведь приходит на выручку беспомощной жертве, которая оказалась в неприятных условиях против своей воли. К сожалению, эта наглядность пропадает, когда речь заходит об обязательном образовании.

В государственных учебных заведениях один из главных негласных законов — исключительная важность оценки. Оценки — это школьная валюта и основополагающий продукт, поэтому их используют одновременно для поощрения и наказания. Это главная составляющая учебного портфолио (собрание работ ученика — прим. пер.), которая с большой вероятностью повлияет на его будущее.

Когда учителя стараются подчеркнуть, что оценки — это не главное, они ломают комедию. Если уровень оценки не зависит напрямую от уровня знаний, ученик справедливо чувствует себя обманутым системой и теряет интерес к учёбе. Настаивать на том, что знания нужно ценить больше оценки — оскорбительно и нечестно.

Всё равно, что сказать работникам Макдоналдса больше заботиться о качестве работы, чем о размере зарплаты.

У школьников нет четкого представления о том, что или как они учат, и они отдаляются от учебного процесса. Их не вдохновляет работа на занятиях, если не считать пары редких заданий, и любые индивидуальные склонности не находят выражения, потому что ученики должны соизмерять свои силы с требованиями и ожиданиями оценивающего.

Не стоит забывать, что учащиеся готовятся к контрольным с целью удержать материал в памяти ровно до сдачи и вскоре забыть большую часть выученного. Это полностью перечеркивает главную задачу и важность контрольных работ.

Те ревностные защитники контрольного оценивания, что ругают списывание последними словами, абсолютно упускают это из виду. Контрольные работы вынуждают учеников считать знания одноразовым продуктом, который пригодится только на контрольной.

Это способствует обесцениванию знаний.

Польза списывания очевидна — более высокие оценки в условиях, где провал не расценивается как возможность научиться, а вешает на тебя ярлык неудачника.

Когда учащиеся плохо пишут контрольную, нет стимула исправить ситуацию, потому что их вряд ли будут гонять по этой теме второй раз. Сама по себе контрольная работа — это произвольный набор вопросов без конечной цели.

Некоторые организации, как, к примеру, FairTest («Справедливое оценивание» — прим. пер.) публикую исследования, которые обнажают проблемы ошибочных методик оценивания.

Главные аргументы против списывания в школе — оно неэтично, культивирует плохие привычки и неправильно формирует самооценку через незаслуженные награды. Подобные заявления далеки от правды, потому что все они оторваны от контекста.

Детей в обязательном порядке собирают в группы и против их воли помещают в учреждение, где они оказываются в самом низу иерархической лестницы. Они похожи на заложников — взяты в плен, хоть и не привязаны к стулу.

Дети лишены всякой власти над собственной жизнью, в том числе права следовать своим интересам, и вынуждены проходить бесконечные испытания, где каждый неверный ответ чреват последствиями.

Неписаный закон добровольного участия в любой деятельности — следование нравственным нормам. Учащихся помещают в школу против их воли, где в результате несправедливости они не могут разделить нравственные нормы с теми, кто их угнетает.

Списывание — это акт сопротивления, и отпор притеснителям нужно поощрять, а не называть «плохой привычкой» или безнравственным поведением. Что касается опасений о самооценке, которые общественная организация The Child Study Centre («Центр изучения развития ребенка» — прим. пер.

) называет «серьёзнейшим ущербом», — они не имеют никаких научных подтверждений.

Если ученики любят списывать — то только потому, что в окружении сложились условия, где списывание необходимо и оправдано. По этой же причине многие из них гордятся списыванием. В условиях жесткого контроля оно требует находчивости и изобретательности, чтобы не оказаться пойманным.

Вдобавок это демонстративное презрение по отношению к угнетающей системе. По этим причинам списывание может быть поводом для гордости и роста самооценки. Подводя итог: списывание — это не только уловка, к которой прибегают ученики; это что-то, что должны делать все школьники.

Списывание — это нравственный долг.

Школьные репрессии против списывающих — в корне неверный путь. Людям стоит больше внимания обращать на школьников, которые не списывают.

Это те, кто подавил внутренний бунт, и им, по всей вероятности, недостаёт каких-то качеств, чтобы сплотиться и дать отпор злоупотреблению властью со стороны вышестоящих. Списывание следует признать необходимым и вполне логичным поведением в организации, где ущемляются права.

Наказания за списывание — одна из вариаций авторитарного режима. В здоровом обществе люди стыдят и высмеивают тех, кто заставляет детей приспосабливаться к среде, где они вынуждены списывать.

Мнение автора может не совпадать со мнением редакции

Источник: http://tmstudent.ru/article/pochemu-nuzhno-razreshit-spisyvanie-na-primere-shkoly

Чему на самом деле учат в школе? Задания на списывание

Каждому ясно, что списывать с учебника – это одно, а писать самому – совсем другое. Поговорите с детьми и узнаете, что они думают на этот счет. Одна девочка объяснила мне так:

При списывании трудно следить, чтобы взгляд не перескакивал на другое слово или другую строчку. Нужно все время смотреть и в учебник, и в тетрадь. Если упражнение длинное, то очень трудно, потому что устаешь. А когда пишешь сам, то интересно и не устаешь.

Я люблю писать сама, но делаю много ошибок. Потому что я думаю, о чем писать, а не о том, чтобы писать слова без ошибок. Когда главное – мысли, то я уже меньше обращаю внимания на все остальное.

Когда пишешь сам, голова работает, а когда списываешь – нет, можно думать о чем-нибудь еще.

Все правильно. Списывание требует внимания, кратковременной зрительной памяти и усидчивости, а настоящее письмо — знаний, навыков и умений, долговременной памяти и мышления. Поэтому при списывании голова не работает, а при письме — еще как!

Теперь давайте разберемся, чему учат детей в курсе русского языка в школе: писать или списывать. Авторы учебников и учителя думают, что они учат писать. А на самом деле?


В учебниках для малышей заданий на списывание меньше всего, в среднем около 50%.  Первоклассники многие задания выполняют устно: отгадывают загадки, работают с картинками, сравнивают слова, ставят ударения, делят слова на слоги… С каждым классом процент заданий на списывание растет.

Иногда авторы хитрят и вместо задания Спишите… вы увидите Запишите, но это задание все равно предполагает списывание.

Вот пример из учебника: Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Дрофа, 2009. Тираж 2000 экз. С. 135. Задание 3.


Задания могут звучать по-разному, но действие предполагается одно и то же: Спишите… Запишите…Напишите…Перепишите… Авторы просто прикрываются разными словами.

https://www.youtube.com/watch?v=oVDz-h4qtJo

Вы можете возразить: как же так? Напишите – это значит сами напишите! Необязательно. Это зависит от автора. Посмотрите примеры:


Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. Русский язык. 4 класс. Ч. 1. М.: Дрофа, 2009. Тираж 2000 экз. С. 127. Задание 18.


Т.Г. Рамзаева. Русский язык: Учебник для 4 класса. Ч. 1. Изд. 13-е. М.: Дрофа, 2008. Тираж 70000 экз. С. 71. Задание 129.


И задание Выпиши из текста предложения, выделенные цветом  – это то же самое, что спишите, потому что подразумевает обычное списывание.

Учебники для средней школы строятся так. 10–20 страниц – тексты и устные задания. А уже с 21-й страницы опять: спиши текст и так до конца учебника, иногда, правда, с некоторыми вариациями. Вот пример: Б.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Русский язык. 7 класс. М.: Баласс, 2009. Тираж 11000 экз.  С. 21–36. Раздел «Простое и сложное предложение».

 Из 40 упражнений 18 — упражнения на списывание, 5 диктантов, которые 80% ребят просто перепишут в тетрадки из учебника (как вообще можно давать ребенку задание: напиши под диктовку? кто ему будет диктовать? не у всех же взрослые дома!), 6 — анализ разборов предложений, 11 заданий разного типа, в том числе и творческих.

Но не только количественные параметры будем иметь в виду. Важны и временные затраты. Упражнения на списывание самые объемные. Во многих учебниках для 6—7-х классов, например, их объем примерно 900–1000 знаков (включая пробелы).

А для 8—9-х классов тексты для списывания еще длиннее, иногда до полутора страниц, набранных мелким шрифтом. Сравните временные затраты на выполнение двух заданий, стоящих рядом в одном учебнике: В.В. Бабайцева, Л.Д. Бернарская. Русский язык. Сборник заданий. 8—9 классы. Изд.

7-е. М.: Дрофа, 2009. Тираж 3000 экз. С. 121.


На какое задание у ребенка уйдет больше времени и труда: на 294-е или на 295-е? Нет, не подумайте неправильно, авторы могут давать разные задания: и трудные, и легкие, и большие, и маленькие… Я привожу этот весьма характерный пример для того, чтобы вы не ждали от меня точных чисел, вы же сами видите, что простой подсчет количества заданий в данном случае неэффективен.

Множество авторов, разные учебники… Но по-прежнему, как и 45—50 лет назад, львиную долю времени дети тратят на задания, подразумевающие списывание текста или предложений из учебника. Помните, что сказал ребенок? При выполнении таких заданий голова не работает

Ситуация, как на азиатском рынке: много всего, всё ярко, броско, но качественный, добротный товар еще поискать надо. Хотя это не означает, что он вообще не существует. Но это уже тема для другого разговора.

P.S.

Один скептик спросил меня:

— А может, полезно учиться именно списывать? Может, и списывание пригодится? Например, потом в вузе, скажем, надо уметь быстро переписывать материал из учебников, писать конспекты, шпаргалки и т.д.?

Отвечаю. Списывание как таковое в жизни встречается довольно редко, особенно сегодня, когда мы пользуемся компьютерами, копирами, сканерами, факсами, электронными книгами и прочими гаджетами. Когда в любых телефонах есть камеры, диктофоны и записные книжки.  Даже первоклассник сегодня не будет переписывать расписание уроков с доски, а сделает фотографию и будет открывать ее, когда захочет.

Конспектировать, конечно, важное умение. Но оно не означает механическое переписывание. Конспектирование — это работа головой, ты перерабатываешь информацию, отбираешь необходимую для себя и, кратко формулируя, записываешь, т.е. ты не копируешь текст, а создаешь свой.

Просто переписывать куски текста будет тот, кто как раз писать не научился, а переписывать — пожалуйста… Еще заметнее это со шпаргалками. Хорошие шпаргалки получаются далеко не у всех, а самые лучшие — у того, кто умеет хорошо работать с информацией и хорошо пишет сам: формулирует кратко, четко, ясно.

И в конспектах, и в шпаргалках много личного. По своим конспектам и шпаргалкам отвечать легко, а по чужим трудно. Оба жанра —результат мыслительной работы, а не механического списывания. Поэтому кто видит свою шпаргалку, сразу вспоминает гораздо больший объем информации, чем в ней содержится.

Эти жанры придуманы для того, чтобы запоминать информацию, предварительно её проработав.

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/86

К чему приводит списывание: учиться честно, что это?

К слову сказать, никто из детей давно не пишет сам никакие работы по гуманитарным предметам. Это раньше, например, доклад, как вид письменной работы, имел какой-то смысл в процессе обучения.

Нужно было искать материал, читать разные источники информации, всё это осмысливать и пересказывать своими словами. Темы давались заранее, назначалась дата доклада, и докладчик обычно рассказывал свой материал, а не читал его впервые в своей жизни.

После доклада следовало обсуждение вопроса, и проводилась дискуссия по теме.

https://www.youtube.com/watch?v=vtJvXykBTp4

Как всегда, наша страна держится на энтузиастах своего дела.

«Биологичка – это что-то! Завела специальный поднос для мобильных телефонов. Как тест, сразу с подносом всех обходит, ну, чтоб мобильники на него клали. Конечно, прятать пытались. Она так на них орала…Весь тест сидит и в упор на нас смотрит. Я на четыре написала, сама не знаю как.»

Контрольные, тесты, домашние задания и школьные олимпиады – это всё ягодки по сравнению с масштабами бедствия на ГИА и ЕГЭ.

Владимир Гордин (доктор физ.мат. наук, профессор ВШЭ):

«Организаторы и вдохновители ЕГЭ в качестве основного бонуса обещали искоренить подлоги при поступлении в вузы и обеспечить социальный лифт для талантливой, но бедной молодежи (дорогу Ломоносовым!).

Цели замечательные, но сейчас, по прошествии многих лет, констатируем: цели не достигнуты. Те, кто проводит экзамены, от Москвы до самых до окраин, попустительствуют списыванию и использованию мобильников.

Состоятельные люди теперь могут, например, пригласить суфлера, диктующего правильные ответы, приехать на Северный Кавказ — поближе к дому, где сдает ЕГЭ опекаемый ребенок, — чтобы не было проблем со связью.

Особо громкие вопли общественности в последние годы вызывали безграмотные «стобалльники». Путь к успокоению крикливой общественности был найден простой: в одной из гордых автономных республик, например, было централизованно указано: ставить не более 85 баллов.

И волки сыты (примут гордое дите с 85 почти везде), и овцы целы (не к чему придраться — если не вникать в существо дела).

Имея в руках такой точный механизм выставления баллов, такой резиновый метр, можно достигнуть удивительных высот в науке и образовании.

Никто из руководивших проведением в России ЕГЭ не взял на себя труд объяснить, почему при проведении тестирования среди первокурсников по математике результаты тестирования разительно хуже тех потрясающих баллов, которые написаны в документах абитуриентов о сдаче ЕГЭ?»

Что такое 85 баллов по ЕГЭ? Это очень хороший результат трудолюбивого, мотивированного и ответственного ребёнка, который упорно занимался в течение нескольких лет в школе и с репетиторами.

Например, в Москве, где ЕГЭ сдают относительно честно, и списывание не носит такого массового характера, как в целом по стране, трудно найти одиннадцатиклассника, который бы не занимался с одним или двумя репетиторами в течение хотя бы последних двух лет перед окончанием школы.

«У нас там все дети и сдают ЕГЭ. А что же, их за сто километров повезут куда-то? У нас одна крупная школа на район. Да, все с мобильниками сдают…а как иначе? Это ж нереально сдать.

Договариваются заранее, кому будут звонить, и человек ждёт на телефоне. Нет, в туалет не надо выходить, прямо в классе и звонят.

Ну, кто против-то будет? Мы все друг друга знаем… что ж, нашим детям на бюджете не учиться?» (Орловская область)

«Я списывал на ЕГЭ по обществознании. Достал телефон и вышел в интернет. Прямо в классе. Да, много чего нашёл. Не всё, правда, на 71 балл написал.» (Москва, 2012г)

«Я не списывала, было очень строго, но несколько человек видела. Они в туалет всё время выходили, и я слышала, как по мобильнику разговаривали.» (Москва)

Если на сдачу ЕГЭ общество и государство как-то обращают внимание, кого-то наказывают, какие-то результаты аннулируют и вообще много пишут об этом, то с ГИА ситуация совсем тупиковая. Списывание там носит совершенно тотальный характер. Теоретически результаты ГИА должны учитываться при зачислении в десятый класс школы и в профессиональные училища и колледжи.

Очевидно, что это будет иметь смысл лишь при наличии большого числа желающих там учиться. Но на практике и это условие не работает.

Например, в этом году в одном транспортном колледже в Москве, где при поступлении наблюдается некоторый конкурс, родителей заверили, что все те, кто оплатил обучение на их подготовительных курсах, поступят, и неважно, какие результаты ГИА или экзаменов они туда принесут.

Если на ГИА по какому-то предмету получена двойка, то школьный аттестат об окончании девяти классов выдан не будет. Но, с другой стороны, у нас нельзя оставлять неуспевающих на второй год и обязательно девятилетнее образование для всех детей.

На поступление в вуз результаты ГИА никак не влияют, поэтому ни общественного контроля, ни государственного внимания к этому экзамену нет. Здесь всё зависит от школы и порядочности педагогического коллектива. Сильная школа (гимназия, лицей и т.д.), в которой мотивированные дети из культурных и образованных семей старательно учились все девять лет, сдаёт ГИА честно. И детей к этому готовит.

В обычных школах, где много детей из маргинальных слоёв общества, которые за девять лет обучения научились только писать и читать, ситуация совсем другая: шансов сдать ГИА по русскому и математике (эти экзамены обязательны именно в форме ГИА) хотя бы “на три” честным путём, у них нет.

Эту проблему школы решают по-разному.

Если помощь детям на экзамене организовать легко и просто, как, например, в сельских школах и отдалённых районах, где и наблюдатели и дети давно знакомы между собой, то и беспокоится нечего.

Но, например, в Москве, где слишком открыто всё делать «некомильфо» поступают иначе: договариваются в РОНО, используя свои личные связи, о сдаче ГИА некоторыми детьми по билетам в родной школе своим учителям.

«У нас в прошлом году из девятого класса выпускалось пять человек. Шансов сдать ГИА по русскому у них не было никаких. Накануне в сети уже были варианты заданий. Русичка всю ночь сидела, чтобы найти и сделать заранее. Поехали сдавать в районную школу. Всё им там дали полностью списать на четыре.» (Сельская школа в Рязанской области)

«У нас в этом году выпускаются два девятых: один лицейский и один обычный. Так вот, этот обычный вообще ГИА не будет сдавать. Пока РОНО разрешает. Но это не афишируется, естественно. Ни по какому предмету. Будут как обычно: по билетам. Страницу как-нибудь выучат… выпустить же их надо.» (Москва)

«Мы всегда наблюдателей на ГИА приглашаем чайку попить, чтобы все наши “отличники” свои проблемы успели решить. А в прошлом году такая история была… Пришла женщина-наблюдатель. Такая милая, детей поздравила, удачи им пожелала и ни на секунду из класса не вышла. Как мы её не зазывали, ни в какую…Потом спросили, оказалось, что она учитель музыки.»

«Мой сын три года назад сдавал ГИА. Мы такие столы им накрывали! Кому? Наблюдателям и нашим учителям. Но детям всё дали списать. Полностью. Всему классу.»

«Нам говорили на собрании, чтобы мы не волновались, потому что ГИА все сдадут обязательно и подробно рассказывали, как будут давать списывать…» (Москва) 

Справедливости ради скажем, что в этом году в Москве ГИА по некоторым предметам дети будут сдавать не в своих родных школах.

«Юрий Деточкин, конечно, виноват, но он… не виноват». Примерно такая же ситуация складывается у наших учителей. От них требуют хорошие результаты там, где их иногда по определению невозможно получить.

Даже прекрасно работающий учитель вынужден идти на какие-то сомнительные действия, потому что за двойку на ГИА достанется всей школе.

Почему в советское время можно было быть двоечником и выпуститься из школы со справкой, а теперь нельзя? Кому нужны все эти липовые результаты? Почему у нас во всём так важна красивая видимость? Почему у нас списывание на государственных экзаменах не постыдный элемент в биографии, а, наоборот, доказательство умения жить?

Владимир Гордин:

«…Никакого счастья двойка или второгодник школе не приносили, но иногда такие решения принимались. В интересах дела. Не смог научиться писать палочки за один год — будешь учиться два. Борьба за рост показателей успеваемости привела к тому, что эти опции на деле строго запрещены. Они не выгодны ни министерству, ни РОНО, ни учителю. А уж выгодой поступиться ради пользы дела не готов никто.

Поэтому учитель, краснея или уже и не краснея, выводит тройки и переводит олуха в следующий класс. И об этом вранье знают все. От директора до первоклассника. А одна ложь тянет за собой другую, третью… Сгнивают честь и профессионализм учителя.

https://www.youtube.com/watch?v=1xLe3sH7Dtk

Эта ложь разъедает нравственность общества. Жулики, подлецы и убийцы проходят через наши школы. И школа должна принять на себя часть ответственности за весь этот человеческий брак.»

Да, дети всё видят и понимают, что не списывать и получать честный, но худший, чем возможно, результат просто глупо.

Владимир Михайлович Филиппов, председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ, выступая на Эхе Москвы:

«Я помню, со мной на ТВ выступал наш выпускник певец Пьер Нарцисс. И он говорил, что в Камеруне у них действует аналог ЕГЭ, но если на экзамене поймают кого-то, кто списывает, у них по национальному ТВ позорят всю его семью….

Когда я был с рядом ректоров в 2003 в Египте в Хелуанском университете, мы спросили, почему у них ЕГЭ действует примерно 30 лет, и не было скандалов. Дело в том, сказали, что Египет – мусульманская страна, за попытку вмешательства в ЕГЭ срок тюрьмы от 25 лет и выше. Считается, что это развращение молодежи.»

В Камеруне стыдно, а у нас в порядке вещей. В Египте понимают, что это развращение молодёжи, а у нас, наоборот, приучают детей к мысли о том, что хороший результат зависит совсем не от труда, потраченного на его получение.

Казалось бы, поставьте глушилки мобильной связи на экзаменах ЕГЭ, и вопрос будет решён: подсказать на отличный результат будет просто некому, ведь наблюдатели – учителя не по сдаваемому предмету и при всём желании подсказать они не смогут.

Так почему же так не делают? Наверно, потому, что страна может содрогнуться от результатов таких экзаменов, и у детей, которым родители не оплачивали репетиторов, не будет шансов поступить на бюджет. А так как проблем у нас и так предостаточно, то и позориться ещё раз на весь мир ни к чему.

К тому же, недавно выступая на радиостанции Эхо Москвы, Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ заявил, что ЕГЭ дает сегодня вполне адекватную оценку знаний выпускников школ. Ну, начальству, конечно, виднее.

Использованные материалы:
http://expert.ru/2013/02/8/vrane-i-shkola/
http://www.echo.msk.ru/programs/assembly/1016820-echo/ (Выступление Гордина на Эхе Москвы)
http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/1011318-echo/ (Выступление Филиппова на Эхе Москвы)

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/a56-k-chemu-privodit-spisyvanie-uchitsya-chestno-chto-eto-9330.shtml

Как научить ребёнка списывать с текста без ошибок

Как научить ребёнка списывать с текста без ошибок

Как научить ребёнка списывать  без ошибок.

      Учить списывать детей  необходимо  начинать в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения. Списывать можно по-разному: копируя букву за буквой, слогами, словами и даже целыми предложениями.

       Станьте за спиной вашего ребёнка, когда он списывает, и отмечайте, сколько раз он посмотрит в текст за время записи одного небольшого предложения.

      В словаре-справочнике по методике рус­ского языка указано: «Списывание — один из наиболее употребительных видов письмен­ных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обуче­нии орфографии и грамматике,— как пра­вило, с дополнительными заданиями» (Львов М. Р. Словарь-справочник по ме­тодике русского языка: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. № 2101.— М., 1988.— С. 196).

     Различают два вида спи­сывания: простое и осложненное. В первом случае перед ребёнком одна задача — воспро­извести без ошибок готовый текст.

 Во вто­ром — списывание либо предшествует выпол­нению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списан­ного текста, либо включает в себя дополни­тельные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и т. п.).

    В обучении орфографии наиболее эффек­тивным считается именно осложненное спи­сывание, так как в противном случае оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и потому приводящее к ошибкам.

    Мы хотим познакомить родителей с опытом организации обучения спи­сыванию, при котором достигается безоши­бочность этого действия и, кроме того, со­вершенствуются орфографические навыки детей. Достигается это путем специального формирования этого учебного действия на основе активной  орфографической проработки копируемого текста.

    Так, при  побуквенном копировании, в котором дети (а порой и взрослые) видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а, наобо­рот, приводит к ним.

В этом случае, ребёнок не понимает, что он пишет, а значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слова. (Репкина Г. В.

Формирование оператив­ных единиц памяти // Вестник Харьковско­го университета.— Харьков, 1968.— Вып. I.— № 30).

    Процесс списывания смысловыми едини­цами (предложениями или его законченны­ми по смыслу  частями) основа для грамотного списывания. Существуют приемы, обеспечивающие актив­ный орфографический анализ текста путем выделения в нем орфограмм.

    Данному процессу надо обучать.  После того как ребёнок научится осознанно вы­полнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены.  На этапе обучения данному процессу необходимо чтобы перед ребёнком всегда лежала памятка.

    Обучаться данному процессу нужно на коротких предложениях, состоящих из 3-5 слов.

 Памятка включает в себя следующие действия:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. Задайте ребёнку уточняющие  вопросы по  предложению.
  3. Выдели   орфограммы   в   списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно на­писано (как будешь себе диктовать во время письма).
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя вслух себе так, как проговари­вал последние два раза.
  7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) под­черкни орфограммы в написанном предложении; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознан­ности.

Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соот­ветствующие механизмы непроизвольного за­поминания, а включение в качестве обяза­тельной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.

Остановимся более подробно на содержа­нии и методике освоения каждого действия алгоритма.

1.       Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

Это действие нужно для того, чтобы исклю­чить возможность механического копирова­ния текста.

Так как предложения, с кото­рых начинается обучение, невелики (3— 5 слов), в качестве «смыслового куска» вы­ступает целое предложение.

Позднее в ка­честве смысловой части может выступить словосочетание или часть предложения, но в любом случае вначале нужно прочесть все предложение, чтобы было понятно содержа­ние списываемого.

Чтение предложения на этом этапе осуще­ствляется так как написано –«утрированное чтение».

2.       Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитым навыком чтения и иметь хорошую память. В частности, нужно иметь достаточное «поле чтения», т. е. уметь

«схватывать» одним взглядом не только от­дельное слово, но  и целый кусок текста. Повторяя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.

3.       Выдели   орфограммы   в   списываемом тексте.

Этот этап можно назвать активным орфо­графическим анализом текста. Чтобы этот анализ был полноценным, он должен опи­раться на содержательное, обобщенное пред­ставление ребенка об орфограмме (незави­симо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»).

Когда ребенок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления: «Что слышу, то и пишу» (отсюда так называемое фонетическое письмо дошкольников: «гот», «рыпка» и т. п.).

А так как взрослые стре­мятся как можно скорее исправить малыша, приговаривая: «Говорят так, а пишут по-другому», у многих детей возникает обобщение, которое они чаще всего не могут оформить словесно, но которым подсознательно руко­водствуются во время письма:

«Пишется не так, как слышится». Отсюда ошибки, которые приводят в замешательство не только ро­дителей, но и некоторых учителей: «сахор», «пелил», «премер» и т. п.

Для успешного воспитания орфографиче­ской зоркости с помощью специально орга­низованного обучения списыванию необхо­димо как можно раньше познакомить ребёнка с наиболее общими признаками орфо­грамм. Помочь научить выделять все орфограммы, связанные с обозначением зву­ков буквами.

4.    Прочитай предложение так, как оно на­писано (как будешь себе диктовать во время письма).

Проговаривание давно используется как один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, неразрывно связанная с прого-вариванием, т. е. послоговым, в случае не­обходимости — побуквенным, произнесени­ем слова.

Обучение орфографическому проговариванию целесообразно начинать одновременно с обучением грамоте.

5.       Повтори, не глядя в текст, предложе­ние так, как будешь его писать.

Выполняя этот пункт плана, ребёнок  гото­вится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во время письма. Повторное, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквен­ный образ слова, воссозданный в его про­изнесении.

6.       Пиши, диктуя себе так, как проговари­вал последние два раза.

Готовя детей к самостоятельному списы­ванию, необходимо проследить, чтобы ребёнок действительно диктовали себе во вре­мя письма. Важно также, чтобы во время письма под собственную диктовку ребёнок уже не смотрел.               

7.    Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) под­черкни орфограммы в написанном предложении; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

О том, что нужно проверять то, что на­писал, знают все. Но призыв «Проверяй себя» достаточно часто остается без ответа. Чтобы ребёнок действительно проверял написанное, он должен знать, как это надо делать,    т. е.

отчетливо представлять себе ту систему дей­ствий, с помощью которой можно осуще­ствить проверку.

 Ребёнок,  подчёркивая орфограмму, сравнивает исходный текст с написанным текстом, осознанно заучивает правильное написание слова.

     После того как ребёнок освоил процесс списывания, можно  алгоритм списывания существенно сократить:

  1.      Прочитай предложение (как оно написано) и повтори его по памяти.
  2.      Пиши, диктуя себе так, как читал по­следний раз.
  3.      Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.

Уважаемые родители!

Данная методика (как и всякая другая) будет работать только тогда, когда Вы будете  ВСЕГДА и Ежедневно выполнять данные упражнения.

Желаем Вам и вашему ребёнку успехов!

Источник: http://irina-centr.ru/Polezno_znat/article/98

Учим писать без ошибок

Учим писать без ошибок

19.03.2012

Как учить ребенка писать правильно – это очень обширная тема.  Сегодня я хочу  затронуть  вопрос, как научить ребенка списывать без ошибок?

Начиная с середины первого класса, детям предлагают задание – списать с печатного или письменного текста. Списывание с письменного текста, как правило,  больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование.

Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Мы начинаем ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно.

Вы сомневаетесь, что этому надо учить? Вам кажется,  что списать текст – это очень просто?Конечно, просто  нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались. Именно поэтому нам кажется, что все так просто.

А наш малыш только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.

Итак,  как же научить ребенка списывать без ошибок?

Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует  каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву – записал, затем смотрит на следующую – и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.

Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно.

Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно.

Ребенок теряет силы, время,  интерес, а значит  получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.

Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.

Списываем слово

1. Прочитай слово.

2. Повтори его.

3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.

4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!!  Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.

5. Прикрой страницу учебника  и напиши слово в тетради.

6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай.  Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.

7. Сверь свою запись с учебником.  На этом этапе  первое время можно сверять каждую букву.  Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.

Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.

Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова  таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.

Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?

•Прочитывая слово  целиком  и запоминая его, ребенок развивает  зрительную память.

•Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.

•Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок  увеличивает   угол зрения.  Ведь сначала ребенок  списывает  маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает  угол зрения ребенка.

Следующим этапом будет списывание предложений.  Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.

Списываем предложение

1 Прочитай предложение.

2. О чем говорится в предложении?

3. Сколько слов в предложении?  Посчитай.  Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)?  С какой буквы пишем первое слово?

4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.

Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.

5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?

6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово  в книге и в тетради.

Все кажется  очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.

Конечно, в школе всему научат.  Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но  это тот случай, когда  лучше рано.  Если ребенок научится писать  без ошибок, списывать  правильно, тогда у  него  сразу будет формироваться  правильная позиция  успешного ученика и учиться ему будет легко .

Источник: http://chitalochka-ru.ru/sovetyi-roditelyam/uchim-pisat-bez-oshibok.html

Списывание без ошибок

Ребенок-первоклассник очень неопытен. Школьник учится писать первые буквы, читать первые слова. Но вот однажды ему в качестве домашнего задания задают списать текст.

Зачем такая ерунда? Не лучше ли писать диктанты? Давайте разбираться!

Списывание – это одно из самых важных умений, которым ученик овладевает в начальной школе. Это просто для взрослого, но очень трудно для ребенка.

Юный школьник должен сосредоточиться на написании букв, но в то же время держать в памяти слово целиком. Чтобы избежать ошибок, нужно:

  • быть очень внимательным;
  • уметь не отвлекаться и быть сосредоточенным на том, чем занимаешься;
  • не спешить, прочитывать и запоминать каждое слово побуквенно;
  • иметь достаточно хорошую память, ведь слово нужно запомнить зрительно или на слух.

Не все младшекласснкии в должной мере владеют этими умениями, отсюда много ошибок во время этого простого задания и не очень хорошие результаты, которые могут расстраивать.

И если какие-то другие умения можно пропустить, то, не умея списать текст, дальше учиться довольно сложно. Поэтому обязательно следует уделить время для того, чтобы научиться списывать хорошо.

Не имеет никакого смысла постоянно говорить ребенку: «Будь внимательней». Чадо просто не знает, что именно от него требуется. Поступим иначе.

Основные правила

  1. Научите технике. Объясните, что для того чтобы избежать ошибок, слово нужно ПРАВИЛЬНО прочитать, то есть именно так, как оно написано, а не так, как оно обычно произносится/читается. Проговариваем слово ПОБУКВЕННО, например, вода (В-О-Д-А), причем несколько раз вслух и затем про себя.

    И только после этого можно приступать к написанию.

  2. Пишем и диктуем сами себе уже правильно произнесенное слово.
  3. Также обратите особое внимание на то, чтобы ребенок проговаривал и мягкий, и твердый знаки, и большие заглавные буквы, когда они встречаются.

  4. Не забываем прочитывать и знаки препинания, тогда о них точно не позабудешь.

Почему появляются ошибки

Они возникают от того, что ребенок не списывает, а, по сути, пишет диктант, просто говоря сам себе слова, которые прочитал, и пишет их не так, как они написаны в книге, а так, как знает и представляет их себе. Ребенок читает ВАДА, он представляет себе и запоминает не правильное написание, а сам образ картинку воды, что вполне нормально во время обычного чтения, но при списывании порождает ошибки. 

Побуквенное чтение

Ребенок постоянно забывает, что нужно читать побуквенно, хотя знает, что так получается писать без ошибок? Нужно просто потренироваться и закрепить навык. Для этого предложите сыну или дочке забавное упражнение – cписывать инопланетное послание. Его создайте сами на компьютере или напишите от руки печатными буквами.

Например, оно может выглядеть так: «Питяне! Сругайте и перекивайте, а перег не шегурайте и навиручте!»

Идея такого упражнения состоит в том, что его невозможно прочитать, догадываясь, и выход – только побуквенное чтение и запоминание, которое уменьшает вероятность ошибок. При регулярном выполнении таких заданий списывание становится автоматическим. 

Если ребенок читает побуквенно и все равно допускает ошибки

  1. Проверьте, возможно, школьник пытается запомнить слишком много слов. Ограничьте их количество. Пусть это будет даже одно слово или его часть.
  2. Бывает, что у ребенка плохая зрительная память.
  3. Возможно, память настолько слабая, что невозможно запомнить даже несколько букв.

    В этом случае стоит немного позаниматься целенаправленно развитием памяти. Например, читая и воспроизводя инопланетные послания вслух или играя в другие игры, например, Мемори.

  4. Еще одним фактором может быть недостаточная мотивация, когда ребенок не стремится сделать задание так хорошо, как может, и, даже понимая, что забыл написание слова, не заглядывает снова в учебник, а пишет как-нибудь.

    Попробуйте создать дополнительную мотивацию, например, дайте переписать рецепт для заболевшей зверушки, объяснив, что для того чтобы та выздоровела, нужно обязательно списать все советы доктора правильно. Придумывая упражнения для дополнительной мотивации, ориентируйтесь на индивидуальные интересы вашего чада.

Не забывайте и о положительном подкреплении успеха. Пусть это всего лишь одно списанное без ошибок слово или предложение – обязательно похвалите, выразите восхищение тем, как грамотно переписаны все буквы! Ваше признание – это стимул двигаться дальше.

Источник: https://Babadu.ru/academy/article/spisyvanie-bez-oshibok

Студиорум
Добавить комментарий