Что такое система дистанционного образования

Содержание
  1. Что такое система дистанционного обучения
  2. Для чего нужна СДО
  3. Немного истории
  4. Кому подходит СДО
  5. Как СДО помогает российским компаниям обучать сотрудников:
  6. Сдо ispring online
  7. Что можно сделать в СДО
  8. 1. Разместить учебные материалы
  9. 2. Добавить пользователей и назначить им курсы и тесты
  10. 3. Оценивать результаты обучения
  11. 4. Общаться и обсуждать учебные материалы с пользователями
  12. 5. Организовать платное обучение
  13. 6. Обучать в любом месте и в любое время
  14. Виды систем дистанционного обучения
  15. Бесплатные и коммерческие
  16. Облачные и с установкой на сервер
  17. Преимущества внедрения
  18. Чеклист по выбору
  19. Система дистанционного обучения – общий обзор и характеристика
  20. Основные части СДО
  21. Преимущества СДО
  22. Недостатки СДО
  23. Перспективы развития СДО
  24. Кому будет полезно внедрить СДО?
  25. Что такое дистанционное обучение? Формы и преимущества дистанционного образования
  26. Как появилось дистанционное обучение?
  27. Преимущества дистанционного обучения
  28. Характерные черты дистанционного образования
  29. Формы дистанционного образования
  30. Что такое дистанционное обучение
  31. Дистанционная форма обучения
  32. Система дистанционного обучения
  33. Дистанционное обучение в школе

Что такое система дистанционного обучения

Что такое система дистанционного образования

Cистема дистанционного обучения (СДО, англ Learning Management System) — это виртуальный класс, где можно учить студентов или сотрудников из любой точки мира и отслеживать их успеваемость. В этой статье вы узнаете, что такое система дистанционного обучения, кому она подходит и какие задачи решает.

Схема работы в Системе Дистанционного Обучения

Для чего нужна СДО

С помощью СДО удобно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как студенты или сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары.

Все материалы хранятся в одном месте, как и история обучения каждого студента: легко посмотреть, какие курсы он прошел, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории – студент может учиться в любом месте и в любое время.

В СДО преподаватели и руководители управляют учебной нагрузкой, проводят курсы и онлайн-семинары, хранят результаты обучения и отслеживают успеваемость студентов.

Немного истории

Первая система дистанционного обучения появилась в 1960 году в Университете Иллинойса (США). Изначально СДО использовались только внутри организации и устанавливались на сервер; сейчас типичная система – это веб-сервис, который помогает учиться и обучать 24 часа в сутки.

Этапы развития Систем Дистанционного ОбученияГодСобытиеОписание
1960 Первая LMS Первая LMS называлась PLATO (Programmed Logic for Automated Teaching Operations). Это была первая компьютерная система обучения с онлайн-сообществом. Сначала PLATO использовали только студенты университета Иллинойса, а позднее систему стали применять во всем мире.
2002 СДО Moodle Появилась первая СДО с открытым исходным кодом — Moodle. Эта система получила мировую известность. Вузы и компании используют Moodle для онлайн-обучения студентов и сотрудников.
2004 Стандарт SCORM 2004 SCORM (англ. Shareable Content Object Reference Model) – сборник стандартов для СДО, который обеспечивает совместимость компонентов курсов с разными системами. SCORM 2004 до сих пор используют многие современные СДО.
2012 Облачные СДО Благодаря облачным технологиям вузы и компании загружают учебные курсы и тесты в интернет, не устанавливая дополнительные программы, а студенты и сотрудники получают знания в любой точке мира.

Кому подходит СДО

В России и за рубежом системы дистанционного обучения используют преподаватели школ и университетов, репетиторы, создатели электронных курсов и бизнес-тренеры, специалисты по корпоративному обучению, HR-эксперты.

Как СДО помогает российским компаниям обучать сотрудников:

Академия PwC
  • снизили стоимость обучения одного сотрудника с 3 900 до 179 рублей;
  • синхронно развивают продавцов из России, Германии, Белоруссии и Казахстана;
  • создали единую базу знаний;
  • вдвое повысили квалификацию сотрудников.

Читать подробнее →

РТРС

  • за 2 месяца запустили дистанционное обучение сотрудников в 77 филиалов;
  • удаленно формируют кадровый резерв на должность руководителя филиала и главного инженера;
  • вдвое выросла мотивация к обучению.

Читать подробнее →

ГК «ФораФарм»

  • сократили срок адаптации новых продавцов с двух месяцев до одного, переведя в электронный формат часть очных тренингов;
  • ввели единый стандарт обучения во всей компании;
  • тестируют 250 человек каждый месяц;
  • создали базу знаний из 20 электронных курсов.

Читать подробнее →

В сфере образования СДО применяют не только для обучения отдельным предметам.

В крупных вузах (например, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МЭСИ) системой дистанционного обучения пользуются студенты всех факультетов и направлений.

В системе хранятся учебные материалы и результаты успеваемости каждого студента, а в онлайн-сообществе учащиеся общаются в режиме реального времени и консультируются с преподавателями.

Сдо ispring online

Система для организации корпоративного обучения сотрудников

Подробнее →

В компании система дистанционного обучения помогает организовать электронное обучение с нуля или автоматизировать систему развития персонала, которая уже построена.

Электронные курсы, тесты и вебинары можно адаптировать в зависимости от целей обучения и сферы деятельности компании.

При этом сотрудники учатся без отрыва от работы и проходят курсы на любых устройствах, а онлайн-формат избавляет от необходимости оборудовать помещение для занятий, оплачивать услуги преподавателя и просчитывать логистику.

Какие задачи решает современная система дистанционного обучения?

Что можно сделать в СДО

В зависимости от выбора системы ее характеристики могут отличаться, но с помощью большинства платформ вы легко решите следующие задачи.

1. Разместить учебные материалы

Владелец СДО загружает в систему учебные курсы, тесты и опросы, видеолекции и вебинары, которые будут доступны для просмотра и изучения.

Некоторые СДО позволяют формировать из отдельных курсов программы обучения. Студент изучает такие материалы последовательно и получает доступ к следующему курсу только после завершения предыдущего.

Большинство СДО поддерживают загрузку материалов в стандартных форматах SCORM и Tin Can.

2. Добавить пользователей и назначить им курсы и тесты

Администратор СДО приглашает студентов или сотрудников в систему. Как и при очном обучении, их можно объединить в группы или организации и настроить разные права доступа к материалам. Студенты учатся вместе или проходят курсы и тесты по индивидуальной программе.

3. Оценивать результаты обучения

В современных СДО преподаватель или создатель курсов не только обучает, но и следит за достижениями учеников. Подробная статистика покажет, какие разделы курсов оказались самыми сложными, сколько времени студенты тратят на изучение материалов и как часто заходят в систему.

4. Общаться и обсуждать учебные материалы с пользователями

В СДО студенты и сотрудники общаются между собой, делятся опытом и консультируются с преподавателем. В то же время пользователи могут комментировать учебные материалы и сообщать, какие разделы курса показались увлекательными или слишком сложными. На основе такой обратной связи преподаватель или создатель курсов обновляет содержание и улучшает структуру учебных материалов.

5. Организовать платное обучение

Преподаватели и бизнес-тренеры загружают учебные материалы в СДО и указывают стоимость курса или вебинара. Учащиеся оплачивают обучение прямо в системе с помощью электронных сервисов (например, Яндекс.Деньги).

6. Обучать в любом месте и в любое время

Если система поддерживает доступ с планшетов и смартфонов, пользователи могут проходить курсы на работе, дома и в дороге, в том числе без доступа в интернет.

Запишитесь на бесплатный вебинар и узнайте, как Сдо ispring online поможет решить ваши задачи по обучению сотрудников.

Виды систем дистанционного обучения

Бесплатные и коммерческие

Самая известная бесплатная система  – Moodle. Она пользуется большой популярностью в вузах, но довольно сложна в настройке. Это СДО с открытым исходным кодом, поэтому ее можно адаптировать для организации или учебного заведения. Однако для этого требуется помощь технических специалистов.

Коммерческие системы, как правило, более просты в использовании. Разработчики таких СДО часто выпускают обновления продуктов и учитывают запросы клиентов. Если у пользователя возникают сложности, он может посоветоваться со специалистом технической поддержки. С основными коммерческими СДО можно ознакомиться в обзоре на сайте LMSlist.ru.

Облачные и с установкой на сервер

Если из-за требований безопасности компания не может размещать учебные материалы в онлайне, СДО устанавливается на сервер компании. Такую систему внедряют и настраивают технические специалисты, а для организации электронного обучения требуется много времени.

Облачные СДО не нужно устанавливать на сервер, и их можно протестировать, прежде чем приобретать подписку. Студенты и сотрудники проходят курсы и тесты, загруженные в систему, в любом удобном месте.

Преимущества внедрения

С помощью СДО преподаватель или специалист по обучению может:

  • организовать электронное обучение в вузе или компании “с нуля”;
  • автоматизировать уже построенный процесс обучения;
  • создать единую базу всех учащихся;
  • позволить слушателям курса учиться самостоятельно, когда и где угодно;
  • сократить административные расходы;
  • внедрить смешанное обучение;
  • тестировать сотрудников и студентов;
  • обучать большое количество людей одновременно;
  • выдавать сертификаты о прохождении курсов.

Чеклист по выбору

Ниже приведён список вопросов, которые помогут определиться в выборе СДО:

  1. Техническая документация. Имеется ли на сайте подробная информация о функциях и возможностях СДО, ответы на частые вопросы?
  2. Техническая поддержка. Менеджеры оперативно и качественно отвечают на вопросы пользователей?
  3. Наличие пробной версии. Доступна ли бесплатная (пробная) версия, которую можно протестировать после регистрации?
  4. Пользовательский интерфейс. Насколько просто пользователи и администраторы могут самостоятельно разобраться с функционалом системы, не читая техническую документацию?
  5. Простота администрирования. Насколько просто можно управлять пользователями и контентом, настраивать систему?
  6. Возможности кастомизации. На сколько быстро, просто и емко можно настроить СДО под требования корпоративного стиля?
  7. Возможности интеграции. На сколько быстро и просто можно встраиваться в корпоративные информационные системы?
  8. Возможности расширения. Имеются ли готовые модули для расширения СДО до комплексной системы автоматизации HR-процессов?
  9. Хранение контента. Имеется ли возможность загружать видео, презентации, документы, изображения и готовые SCORM-курсы, разработанные в других системах?
  10. Редактирование контента. Имеется ли возможность создавать и редактировать учебные материалы, объединять их в учебные курсы, настраивать условия их прохождения?
  11. Создание и проведение тестов. Имеется ли возможность создавать различные виды тестовых вопросов, проводить тесты онлайн и автоматически получать результаты?
  12. Продажа учебных курсов. Имеется ли возможность предоставлять платный доступ к учебным курсам или отдельным учебным материалам?
  13. Мобильное обучение. Имеется ли возможность просматривать учебный контент не только с компьютеров, но и с мобильных устройств?
  14. Добавление пользователей. Поддерживается ли саморегистрация пользователей, импорт из списка, синхронизация с базой данных кадров?
  15. Редактирование профиля пользователя. Может ли пользователь редактировать свой профиль, просматривать результаты и историю обучения, хранить сертификаты, обмениваться сообщениями?
  16. Группировка пользователей. Можно ли объединять пользователей в различные группы и массово назначать этим группам учебные курсы?
  17. Поиск и фильтрация. Насколько удобно искать отдельного пользователя в базе данных?
  18. Управление ролями. Можно ли самостоятельно настраивать права доступа для отдельных пользователей или групп?
  19. Планирование обучения. Имеются ли в системе календари, расписания или графики обучения, помогающие планировать процесс обучения для отдельных пользователей или групп?
  20. Геймификация обучения. Имеются ли в системе рейтинги, бейджики, статусы или внутренняя валюта?
  21. Уведомления.

Источник: https://www.iSpring.ru/elearning-insights/chto-takoe-sistema-distantsionnogo-obucheniya/

Система дистанционного обучения – общий обзор и характеристика

Система дистанционного обучения - общий обзор и характеристика

Дистанционное обучение, как и любая другая система обучения, состоит из нескольких частей: содержательная и организационная. Таким образом система дистанционного обучения это набор программных продуктов и решений, который объединяет и автоматизирует все или большую часть процессов, связанных с обучением.

Чтобы грамотно организовать дистанционное обучение СДО должна автоматизировать актуальные задачи. К примеру, есть возможность предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и многое другое.

СДО предоставляет следующие возможности:

  1. Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное).
  2. Проверка знаний и навыков.
  3. Анализ обучения и оценка результатов.
  4. Предоставление контента и программ.
  5. Архив учебных материалов.

Безусловно, в каждой компании или организации свои потребности в решении задач дистанционного обучения. Чтобы понять, какая система необходима, надо оценить все предоставляемые на рынке СДО. Только после этого можно приступать к интеграционным процессам внутри компании.

Основные части СДО

Как правило, дистанционное обучение разбивается на три основных блока, которые обладают специальным функционалом. Речь идет об управлении учебного процесса, взаимодействие между пользователями и разработке учебных материалов.

Окно разработки нового материала в системе дистанционного обучения Teachbase

У блока управления можно выделить следующие функциональные возможности:

  1. Определение компетенций.
  2. Автоматизированное составление учебного материала.
  3. Организация СДО и управление аккаунтами.
  4. Запись деятельности.
  5. Техническая поддержка.
  6. Формирование результатов обучения.
  7. Сравнительный анализ обучения.

К блоку взаимодействия участников можно отнести основные средства организации:

Основное окно курса, которое видят пользователи системы дистанционного обучения Teachbase

  1. и аудио связь.
  2. Мессенджер.
  3. Wiki.
  4. Личный кабинет.
  5. Блог.
  6. Специализированные форумы и многое другое.

К последнему блоку относится разработка учебного контента. Этот блок решает большое количество задач при помощи инструментов в виде тестов, проверочных заданий и мультимедийных курсов. В данном случае многое зависит от качественного программного обеспечения.

Чтобы построить единую информационную среду, нужно интегрировать различные системы: управление персоналом, оценка деятельности, регулирование знаний и навыков пользователей. Если грамотно интегрировать данные компоненты, то есть возможность выстроить систему связи между участниками обучения.

Преимущества СДО

Те, кто только начинает создавать онлайн-курсы, знают, что такое разработка системы дистанционного обучения. Ведь e-Learning – это неотъемлемая часть СДО. Можно перечислить восемь причин, почему эта система так важна:

  1. Вся информация в одном месте. Учебные материалы можно собрать в одном месте, исключив использование дисков и других носителей. К тому же такой подход облегчает обучение и сокращает вероятность потери данных.
  2. Свободный доступ к необходимому контенту. Курсы e-Learning можно проходить не только через персональные компьютеры, но и смартфоны и другие гаджеты. Вся информация находится на удаленном сервере.
  3. Анализ процесса обучения. В отличие от традиционного обучения, СДО дает возможность отлеживать курс и гарантировать его прохождение. Если пользователь не усваивает информацию, то можно порекомендовать другие ресурсы для изучения, чтобы повысить продуктивность обучения. Практически все СДО автоматически формируют отчеты и указывают на ошибки студентов. В любой момент можно внести корректировки в модуль.
  4. Минимальные расходы. Когда речь заходит о традиционном обучении, то всегда нужно учитывать такие нюансы, как командировочные расходы, аренда помещения и др. Система дистанционного обучения поможет избавиться от этих проблем, сократив расходы на организацию курсов в режиме реального времени.
  5. Высокая эффективность. СДО позволяет убрать все неважные компоненты в обучении, оставив базисную информацию. Студенты сами вправе выбрать любой раздел курса, чтобы освоить его за короткое время. Кроме всего прочего, пользователи сразу же могут проверить свои знания, пройдя тест, экзамен или специальный тренажер.
  6. Учет всех требований. В связи с тем, что в каждой компании или организации существуют свои нормы и правила, онлайн курсы подстраиваются под нормы, утвержденные руководством. Всегда можно оперативно внести новые стандарты, если того пожелает начальство.
  7. Обновление материалов. Научные работы постоянно обновляются, поэтому нужно вовремя вносить изменения в учебный курс. СДО дает такую возможность, студенты получают последние научные доказательства, не упуская из вида важную информацию.
  8. Интеграция с различными сайтами, форумами и соцсетями. Система быстро и легко интегрирует e-Learning в социальные сети (, , , LinkedIn). Чем больше задействовано веб-площадок, тем чаще онлайн-курсы будут у всех на слуху.

Недостатки СДО

Помимо очевидных плюсов, существуют некоторые минусы СДО, которые необходимо знать каждому, кто собирается пройти онлайн-курсы.

  1. В связи с тем, что e-Learning проходит удаленно, возможности очного общения между преподавателем и студентами нет. В данном случае индивидуальный подход к обучению отсутствует.
  2. Дистанционное обучение требует от студентов жесткой самодисциплины, однако это все зависит от учащегося.
  3. Чтобы постоянно находиться в образовательной среде, необходима качественная техническая оснащенность, которая имеется не у каждого пользователя.
  4. Нехватка практических занятий.
  5. Нет дополнительных стимулов и постоянного контроля над студентом.
  6. Если у специалистов не хватает квалификации, то обучающиеся программы могут быть некачественно разработаны.
  7. Студент может изложить свои знания только в письменной форме, словесная форма отсутствует.

Перспективы развития СДО

Можно с уверенностью сказать о том, что рынок СДО активно развивается во всем мире. Это связано в первую очередь с повышенным спросом на образовательные услуги и развитием информационных технологий. К тому же из года в год количество пользователей в Интернете увеличивается.

Системы дистанционного обучения в России только лишь начинают формироваться, многие компании и фирмы создают свои e-Learning для персонала.

Также СДО помогают ВУЗам предоставлять необходимую информацию студентам, которые удаленно сдают экзамены. На сегодняшний день дистанционное обучение внедрено в 50% учебных заведений.

Однако СДО испытывает трудности с тем, что в отдаленных регионах РФ недостаточно развитая инфраструктура.

Тем не менее, IT-индустрия развивается очень быстро, это вынуждает компании в ускоренном темпе переподготавливать кадры. Лучшим решением является создание системы дистанционного обучения, которая не только повышает квалификацию работников, но и экономит ресурсы бизнеса.

Кому будет полезно внедрить СДО?

Перед тем как внедрить инновацию, необходимо посмотреть обзор систем дистанционного обучения.

Лучшего всего составить список и ответить на вопрос, зачем нужна СДО предприятию или организации? К примеру, система будет идеальным вариантом для учебного заведения, так как это поможет расширить количество курсов, студентов и сэкономить время на обучение. При этом можно привлечь новых преподавателей и создать единую платформу.

Владельцы крупного бизнеса смогут по достоинству оценить ряд преимуществ СДО для корпоративного обучения. Во-первых, это материальная выгода, а во-вторых – единый стандарт для всех сотрудников компании.

Используя дистанционное обучение, руководство самостоятельно сможет отслеживать результаты обучения, регулировать интеграционные процессы и оценивать успеваемость.

Интеграция системы дистанционного обучения даст возможность повысить качество работы специалистов, улучшив взаимоотношения между менеджерами и рабочими.

Источник: http://teachbase.ru/sistema-distancionnogo-obucheniya/

Что такое дистанционное обучение? Формы и преимущества дистанционного образования

Давайте для начала разберемся, а что же это – дистанционное образование? В настоящее время под термином дистанционное образование понимается внушительное многообразию обучающих курсов, программ и лекций, и его популярность подобного вида обучения растет.

Дистанционное обучение — это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии (дистанционно), при этом такое ДО отражает практически все присущие учебному процессу компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание, а часто и средства обучения) и реализуемое специфичными средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающими интерактивность процесса обучения.

Как появилось дистанционное обучение?

Ближе к началу восьмидесятых годов двадцатого века, прогресс в сфере коммуникаций позволил использовать новые способы передачи данных и спутниковую связь, чтобы проводить обучение студентов, аспирантов или персонала (в случае корпоративного обучения) на совершенно новом, доселе невиданном уровне – теперь было неважно, где находится человек, важно было лишь наличие сети для коммуникаций с обучаемыми.

В наше время интернет-технологии позволили обучаться дистанционно большинству желающих, образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей. Еще каких-то 50 лет назад такое было невозможно представить, а теперь это реальность, которая претендует на главенствующую роль в образовании.

Вот так дистанционное обучение появилось, заявило о себе и продолжает уверенно занимать свою долю на рынке образовательных услуг планеты.

На сегодняшний день, чтобы преуспеть в любом деле, необходимо постоянно развиваться, учиться и овладевать новыми знаниями и информацией, повышая свою профессиональную планку — всё это позволяет сделать возможным дистанционное образование.

Понятие дистанционного обучения охватывает как стандартные программы по повышению уровня квалификации, так и полноценные курсы высшего образования, во время которых реализуются способы тесного контакта студентов с преподавателями и сокурсниками, практически по аналогичной схеме, используемой и во время очного обучения.

Однако во время дистанционного обучения образовательные учреждения могут задействовать и использовать гораздо более широкий инструментарий: специально подобранные и оптимизированные под студентов компьютерные программы, конференц-связь, электронную почту, онлайн-мессенджеры, а если говорить о материальной базе, то для обеспечения интерактивности процесса ДО служат персональные компьютеры, смартфоны и даже устройства виртуальной реальности (VR).

Преимущества дистанционного обучения

С началом 21 века такой тип образования набирает популярность и в нашей стране и в мире! Основным преимуществом ДО является то, что это очень удобная и гибкая форма обучения. Сами посудите, ведь дистанционное обучение позволяет обеспечить:

  • экономию времени (не требуется тратить время на поездки к месту учёбы);
  • снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений);
  • возможность одновременного обучения большого количества учащихся;
  • повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий;
  • мгновенный доступ к объёмным электронным библиотекам и базам знаний;
  • создание единых, либо отраслевых образовательных сред и методик.

Выгода и экономия подобного подхода говорят сами за себя.

Характерные черты дистанционного образования

Полноценный курс дистанционного образования не только предоставляет программу лекций, открывая студентам учебные материалы, но и организует процесс обучения таким образом, чтобы студентам было доступно и интересно.

Только обеспечив интерес к предметам, азарт и жажду знаний, можно добиться от студентов хорошей успеваемости.

Поэтому хорошая программа дистанционного образования нацелена именно на полное вовлечение и погружение студентов в образовательный процесс и дальнейшее самообразование.

Вопреки расхожему мнению, дистанционный курс образования не должен вселять в своих студентов чувство разобщенности, одиночества или изоляции, напротив, самая лучшая программа та, которая найдет методы и приемы для создания атмосферы присутствия, сотрудничества и кооперации, наподобие той, что предоставляют в настоящий момент многопользовательские онлайн игры (ММО).

Вы должны быть твердо уверены, что вам предоставят полную онлайн-поддержку, окажут любое информационное содействие и дадут исчерпывающую консультацию по любому интересующему вас вопросу учебной программы.

Формы дистанционного образования

Помните, мы уже говорили, что нормальная программа дистанционного образования должна иметь при себе огромный спектр методов доставки учебной информации студенту? На вооружение ДО уже сейчас стоят аудио/видео-конференции, интернет-чаты, электронная почта, телефоны/факс и так далее.

  • Чат-занятие — учебные мероприятия, которые проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату и педагоги и учащиеся. Во многих дистанционных учебных заведений существуют, так называемые чат-школы и чат-кабинеты.
  • Веб-занятие — уроки, лабораторные работы, семинары, конференции, деловые игры, практикумы и другие формы дистанционных учебных занятий с помощью возможностей сети Интернет. Возможно как синхронное, так и асинхронное взаимодействие учеников и педагогов.
  • Телеконференция — проводится с использованием рассылок по электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Данный вид дистанционного обучения очень популярен в Европе для получения дополнительного (второго) образования жителей ЕС. Студенты, регулярно выполняя практические «домашние задания», получают навыки, совмещая теоретические знания с практическими упражнениями.
  • Телеприсутствие — один из экспериментальных способов дистанционного обучения на базе формирования атмосферы присутствия. То есть у обучаемых, находящихся вне помещения класса, создается ощущение личного присутствия внутри аудитории.

Отметим также, что программы могут быть единовременными/синхронными – когда необходима совместная, одновременная связь студентов и их преподавателей, чтобы взаимодействовать в режиме реального времени (например, опрос по семинару, конференции и тому подобное). В таких случаях пользуются методами видеоконференции и интерактивного телевидения.

Также программы могут быть и «неодновременными», то есть асинхронными – в этом случае у студента есть возможность найти удобное для себя время, чтобы отработать материал программы обучения. Такой подход отличается большей эластичностью, а взаимодействие осуществляется с помощью интернет-ресурсов и отсылкой материалов лично преподавателю через электронную почту.

Источник: http://www.sciencedebate2008.com/chto-takoye-distantsionnoye-obucheniye/

Что такое дистанционное обучение

Что такое дистанционное обучение

Дистанционноеобучение– этосамостоятельнаяформа обучения, реализуемая специфичнымисредствами интернет-технологий илидругими средствами, предусматривающимиинтерактивность.

В2003 году инициативная группаADL(Advancedistributor learning) началаразработку стандарта дистанционногоинтерактивного обучения, которыйпредполагает широкое применениеинтернет-технологий.

Средаобучения характеризуется тем, чтоучащиеся в основном, а часто и совсем,отдалены от преподавателя в пространствеи во времени, в то же время они имеютвозможность в любой момент поддерживатьдиалог с помощью средств телекоммуникаций.

Процессобучения включает в себя самостоятельноеизучение учебно-методических материаловпод руководством преподавателя,выполнения контрольных заданий в видетестов по каждому разделу учебно-практическогопособия, вывод итоговой оценки.

Впериод самостоятельного изученияобучающийся может консультироватьсяс преподавателем с помощью телефона,телефакса, электронной почты и другихвозможных средств связи. После изучениявсех разделов курса, учащийся сдаетэкзамен.

Стадияконтроля знанийсостоит в предъявлении обучаемомутестовых заданий, выбираемых в соответствиис целями и задачами тестирования, и вучете получаемых вариантов ответов.

Технологиидистанционного образования можноразделить на три основные категории:

  • неинтерактивные (печатные материалы, аудионосители, видеоносители);
  • средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);
  • видеоконференция – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Высокоекачество определяется следующимифакторами:

  • возможностью привлечения высококвалифицированных научно – педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке учебно-методического обеспечения;
  • высоким интеллектуальным потенциалом учебной среды;
  • высоким уровнем самостоятельности деятельности учащихся;
  • большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;
  • потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций через сеть интернет;
  • возможностью ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.

Преимуществадистанционного обучения:

  • возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
  • возможность оперативного изменения информации через сеть интернет со своего рабочего места;
  • хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;
  • возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;
  • возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему интернет, работы с этой информацией;
  • возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций
  • возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет;

Доступностьи открытость обучения- еще одно из главных достоинств ДО.

Дистанционноеобучение предоставляет нам возможностьучиться удалено от места обучения, непокидая свой дом или офис.

Это позволяетсовременному специалисту учитьсяпрактически всю жизнь, без специальныхкомандировок, отпусков, совмещая сосновной деятельностью.

Обучение влюбое время в любом месте позволяетстудентам не только оставаться впривычной для них обстановке и сохранитьпривычный ритм жизни, но и выработатьиндивидуальный график обучения. Приэтом делая упор на обучение вечером ив выходные дни.

Дистанционноеобучение признано одним из самых дешевыхспособов получения образования, в первуюочередь за счет снижения расходов напереезды, проживание в другом городе,снижению расходов на организацию самихкурсов (не надо оплачивать помещениедля занятий, меньше обслуживающегоперсонала, затраты на преподавателеймогут быть сокращены и т.д.).

Ещеодно достоинство дистанционного обучения- это доступк качественному образованию.

Свободаи гибкость этого способа полученияобразования предполагают новыевозможности для выбора курса обучения.Очень легко выбрать несколько курсовиз разных университетов, из разныхстран. Можно одновременно учиться вразных местах, сравнивая курсы междусобой.

Появляются возможность обученияв лучших учебных заведениях, по наиболееэффективным технологиям, у наиболееквалифицированных преподавателей.Человек может учиться дистанционноинкогнито, в силу различных причин(возраст, положение, должность,стеснительность и т.д.).

Дистанционноеобучение дает возможность получитьобразование инвалидам и людям с различнымиотклонениями.

Дистанционноеобучение носит более индивидуальныйхарактер.Обучающийся сам определяет темп обучения,может возвращаться по несколько раз котдельным урокам, пропускать отдельныеразделы и т.д. Слушатель изучает учебныйматериал в процессе всего времени учебы,а не только в период сессии, что гарантируетболее глубокие остаточные знания.

Такаясистема обучения заставляет студентазаниматься самостоятельно и получатьнавыки самообразования.

Как показываетопыт многих университетов, студент,обучающийся дистанционно, становитсяболее самостоятельным, мобильным иответственным. Без этих качеств он несможет учиться.

Если их не было изначально,но мотивация к обучению велика, ониразвиваются и по окончанию обучениявыходят специалисты, действительновостребованные на рынке.

Дистанционноеобучение делает процесс обучениятворческим и индивидуальным, открываетновые возможности для творческогосамовыражения учащегося.

Впроцессе обучения студент документируетпроцесс обучения. У него может остатьсясам курс обучения, электронная перепискас преподавателем и он может обращатьсяк ним позже, по мере необходимости.

Использованиесовременных технологий и дистанционногообучения нам предоставляется возможностьлегко формировать виртуальныепрофессиональные сообщества (например,сообщества учителей), общаться учителяммежду собой, обсуждать проблемы, решатьобщие задачи, обмениваться опытом,информацией и т.д.

Практикадистанционного обучения

Процессобучения может проводиться как вспециально оборудованных компьютерныхучебных классах, так и на рабочих местахобучаемых, подключенных к сети интернет.

Слушателивиртуального учебного центра послезачисления на курс получают доступ кучебно-методическим материалам курса.Они могут самостоятельно изучать учебныематериалы, рекомендованные преподавателем,или искать в каталоге дополнительныематериалы. Слушатели имеют возможностьзаписаться на индивидуальную консультациюк преподавателю.

Преподавательтакже имеет возможность разослатьприглашения на консультацию слушателямсвоей группы. После изучения материалаи консультаций слушатели в соответствиис учебным планом выполняют специальноподготовленные тестовые задания икурсовые работы.

Учебныйкурс состоит из отдельных разделов.

Слушателисамостоятельно изучают какучебно-методические материалы,подготовленные преподавателямивиртуального учебного центра, так идополнительную литературу по данномуразделу курса.

Вдистанционном обучающем центрепредусмотрено проведение групповыхили индивидуальных консультаций.Естественно, прежде чем проводитьконсультацию, преподаватель долженназначить дату и время консультации ипослать по электронной почте сообщениеоб этом слушателям. Обычно консультациипроводятся средствами стандартнойпрограммы Microsoft NetMeeting.

Преподавательможет проводить консультацию в различныхрежимах функционирования программы MSNetMeeting. Режим Chat (Разговор) позволяетсобеседникам обмениваться печатнымисообщениями в режиме реального времени.Когда один из участников консультации(прежде всего – преподаватель) запускаетпрограмму Chat, окно разговора появляетсяна экране каждого пользователя.

РежимWhiteboard (Доска) позволяет участникамконсультации создавать совместныенаброски и рисунки, демонстрироватьзаранее подготовленные чертежи ирисунки, обмениваться текстами сообщений.

Когда один из участников телеконференциизапускает программу Whiteboard, доскапоявляется на экране каждого пользователя.

Любой из участников консультации можетодновременно с другими рисовать надоске и видеть общий рисунок.

Есликомпьютеры участников телеконференцииснабжены звуковой платой, подключеннойк микрофону и динамику, то программа MSNetMeeting позволяет использовать режимзвукового общения. Однако этот режимможно применять только при проведениииндивидуальной консультации.

Врамках программы MS NetMeeting возможноработать и в режиме совместногоиспользования приложений участникамиконсультации. Особенно удобна в этомплане программа MS Word. Преподавательможет заранее подготовить в текстовомредакторе MS Word учебно-методическиематериалы или вопросы и последовательновыводить их на экран в интерактивномрежиме пролистыванием документа спомощью полосы прокрутки.

ЖелаемВам приятного обучения!

Источник: https://StudFiles.net/preview/4431581/

Дистанционная форма обучения

Дистанционная форма обучения

Современная жизнь требует от человека постоянного совершенствования своих навыков и умений, а также расширения и углубления имеющихся у него знаний.

И если раньше все заканчивалось получением одного высшего образования, то теперь у любого человека есть возможность посещать разнообразные курсы повышения квалификации, образовательные тренинги и семинары, а также получать два и больше высших образований.

Вопрос только один — где же взять на все это время? На помощь в такой ситуации приходит дистанционная форма обучения. Что такое дистанционное обучение? В чем его принципиальные отличия от стационарного и заочного обучения? Как осуществляется процесс дистанционного обучения? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

Система дистанционного обучения

Итак, для начала разберемся, как устроена система дистанционного обучения.

Дистантное или дистанционное обучение – это форма обучения на расстоянии, которая не требует физического одномоментного присутствия в одном месте преподавателя и студента, организованная преимущественно в сети Интернет и использующая современные способы коммуникации – аудио-, видеотехнику и спутниковые каналы связи.

Система дистанционного обучения имеет довольно большое количество преимуществ по сравнению со стационарным способом обучения, среди которых:

  • возможность обучения в привычной комфортной обстановке, не выходя из дома или офиса;
  • установление индивидуальных сроков и темпов обучения с учетом особенностей студента;
  • развитие способности к самоорганизации и самостоятельности, необходимой для обучения, при этом есть возможность связаться с преподавателем и получить необходимую консультацию;
  • существенная экономия денежных средств, поскольку дистанционное образование стоит дешевле, чем очное в университете;
  • дистанционное обучение экономит время и силы, необходимые для преодоления расстояний, например, когда студент постоянно проживает в другом городе и вынужден либо переезжать в город, в котором располагается университет, либо ездить на консультации и сессии при заочной форме обучения.

Современная технология дистанционного обучения предполагает самостоятельное освоение студентом в интерактивном режиме необходимых учебно-методических материалов на протяжении определенного промежутка времени, при этом обучающийся может самостоятельно выбирать последовательность и темп изучения материала.

Имеет значение лишь то, чтобы к моменту сдачи теста студент был ознакомлен со всеми необходимыми пособиями и выполнил все поставленные перед ним задачи. Когда процесс изучения материала завершен, обучающийся сдает тест, выполняет проверочные работы при помощи методистов-организаторов, после чего получает оценку и переходит к следующему этапу обучения.

На протяжении всего времени учебы слушатель взаимодействует с другими студентами виртуальной группы при помощи электронной почты, форумов. Также любой ВУЗ, на базе которого возможно дистантное обучение, имеет специально разработанный сайт дистанционного обучения.

При поступлении на дистанционную форму обучения студент получает свои логин и пароль, с помощью которых он может входить на сайт, пользоваться учебными материалами, пособиями, а также общаться со студентами и преподавателями виртуального курса.

Понятно, что основная часть учебных материалов размещается на сайте дистанционного обучения в электронном виде или пересылается напрямую по электронной почте от преподавателя к студентам.

В процессе обучения человека сопровождают: преподаватели соответствующих дисциплин, с которыми можно взаимодействовать посредством консультаций по видеосвязи, а также в формате индивидуального общения с помощью чата и электронной почты, методист ресурсного центра, ответственный за свободный доступ к библиотеке дистанционного образования, а также специалист службы технической поддержки.

Любой процесс дистанционного обучения состоит из следующих этапов:

  • собственно дистанционное обучение с использованием современных информационных технологий и средств связи;
  • аудиторное обучение на ежегодной сессии, в процессе которой сдаются зачеты и экзамены, требующие физического присутствия студента и преподавателя, составляются планы занятий на будущий учебный период и т.д.;
  • самостоятельная работа по поиску необходимой информации, выполнению проверочных заданий и других контрольных работ, необходимых для успешной сдачи экзамена.

Дистанционное обучение в школе

На сегодняшний день учиться дистанционно можно не только в высших учебных заведениях. Развито в нашей стране и дистанционное обучение в школе. Как правило, класс дистанционного обучения состоит из детей, которые по разным причинам не могут посещать ежедневные занятия и сдавать экзамены непосредственно в школе.

Чаще всего обучение дистанционно выбирают спортсмены, которые постоянно находятся в разъездах на соревнованиях, одаренные дети, которым просто не нужно так много времени на освоение необходимого материала.

Дистанционное обучение применяется к часто болеющим детям или к детям-инвалидам, которые в силу состояния здоровья не могут регулярно посещать занятия в школе.

При этом дистанционное обучение не годится в тех случаях, когда учитель и ученик должны непосредственно взаимодействовать друг с другом, чтобы передать-получить знания. Например, по Интернету нельзя научиться играть на музыкальном инструменте, научиться живописи или скульптуре, танцам, пению, а также невозможно овладеть профессией врача.

Так же, как и в системе высшего образования, в дистанционном классе в школе есть свой сайт, доступ к которому имеют все участники образовательного процесса через логин и пароли.

На этом сайте вывешиваются перечни изучаемых дисциплин, графики сдачи проверочных работ и выполнения тех или иных заданий, есть и электронные журналы успеваемости, в которых учителя проставляют оценки за выполненные контрольные работы и сданные экзамены. Помимо индивидуальной работы есть также парные и групповые задания.

Для одновременного участия в образовательном процессе учителя и учеников используются чаты, ICQ, интерактивное TV, телеконференции, Skype и другие программы. Для того чтобы, например, отправить учителю выполненную контрольную работу, достаточно переслать ее по электронной почте или прикрепить в личном кабинете на сайте дистанционного обучения.

Очень важно не просто изучать материал, но также создавать новые учебные документы под руководством учебных материалов и с помощью консультаций дистанционного учителя (например, создание и размещение собственной web-страницы ученика является наглядным подтверждением того, что он усвоил навыки интернет-программирования).

Сегодня дистанционной системой обучения может воспользоваться каждый вне зависимости от места жительства, возраста, уровня занятости и других критериев.

Важно только выбрать желаемый ВУЗ, специальность и разузнать о возможностях обучения дистанционно именно той специальности, которая Вам нравится.

Век живи – век учись! Непременно следуйте этой народной мудрости. Мы желаем Вам удачи на пути самосовершенствования!

Источник: http://bambinostory.com/distantsionnaya-forma-obucheniya/

Студиорум
Добавить комментарий