Уровни высшего образования

1.2. Характеристика высшего образования в Российской Федерации

Уровни высшего образования

Современнаямодернизация российской системыобразования является одним из приоритетныхнаправлений политики государства.Указом Президента России В. Путина 24октября 2007 года был подписан закон овведении в России двухуровневой системывысшего образования. Согласно ст.

6 ФЗ«О высшем и послевузовском профессиональномобразовании» в Российской Федерацииустанавливаются следующие ступенивысшего профессионального образования13.Бакалавриат ‒ высшее профессиональноеобразование, подтверждаемое присвоениемлицу, успешно прошедшему итоговуюаттестацию, квалификации (степени)«бакалавр». Срок обучения ‒ не менее 4лет.

Специалитет ‒ высшее профессиональноеобразование, подтверждаемое присвоениемлицу, успешно прошедшему итоговуюаттестацию, квалификации «дипломированныйспециалист». Срок обучения ‒ не менее5 лет.

Магистратура ‒ высшее профессиональноеобразование, подтверждаемое присвоениемлицу, успешно прошедшему итоговуюаттестацию, квалификации (степени)«магистр». Срок обучения ‒ не менее 2лет.

Лица, получившие документыгосударственного образца о высшемпрофессиональном образовании определеннойступени, имеют право в соответствии сполученным направлением подготовки(специальностью) продолжить обучениепо образовательной программе высшегопрофессионального образования следующейступени. За всеми уровнями образованиясохраняется порядок предоставленияотсрочки от призыва на военную службу14.

Таблица2.

Уровниобразования

Ступени образованияУровни образования
1.Дошкольное образование1
2.Начальное общее образование2
3.Основное общее образование3
4.Среднее общее образование4
5.Среднее профессиональное образование5
6.Высшее образование – бакалавриат6
7.Высшее образование – специалитет, магистратура7
8.Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации8

С1 сентября 2013г. вступил в силу новыйзакон «Об образовании в РоссийскойФедерации», в соответствии с которымпризнаются недействующими на территорииРоссийской Федерации 115 законодательныхактов (положений законодательных актов).

Принятие закона приблизило Россию кнормам и правилам Болонского процесса,в соответствии с которым квалификациибакалавра и магистра стали основнымиуровнями высшего образования. Законпредполагает, что первый уровень(бакалавриат) подготовит студента кработе, предусматривающей исполнительскиефункции в производственной илисоциально-экономической сфере.

Подготовкана первом уровне будет проходить понебольшому числу базовых направлений,а углубленная специализация будетпроисходить в магистратуре илиспециалитете. При этом в магистратуребудут готовить лиц, ориентированных надеятельность, требующую аналитическихи проектных навыков, а также нанаучно-исследовательскую деятельность.

Подготовка специалистов предусматриваетсамостоятельную производственную илисоциально-экономическую деятельность,связанную с анализом, проектированиеми организацией работ в определеннойсфере, в частности здравоохранения игосбезопасности.

Введениеновых образовательных стандартов вроссийских вузах, связано с международнымиобязательствами России по участию вБолонском процессе.

В 2003 году Россияратифицировала Болонскую конвенцию -соглашение о том, что дипломы о высшемобразовании, полученные в стране-участницеконвенции, будут признаваться во всех50 странах-участницах, где двухступенчатаясистема высшего образования являетсятрадиционной.

Бакалавр(от лат. baccalarius‒«молодой человек», от лат. baccalauri ‒плод лавра) ‒ академическая степеньили квалификация, присуждаемая лицам,освоившим соответствующие образовательныепрограммы высшего образования15.Бакалавр во многих странах ‒ перваяучёная степень.

В средневековыхуниверситетах Западной Европы степенибакалавров присваивалась студентам позавершении ими первого этапа образования.В России бакалаврами именовалисьпреподаватели духовных академий. Вконце 18 века эту степень получаливыпускники Учительского института приМосковском университете.

Степеньбакалавра, принятая во многих зарубежныхстранах, в том числе, Великобритании,США, присваивается окончившим университетыи другие вузы после сдачи специальныхэкзаменов, а иногда и защиты небольшойпо объёму реферативной диссертации.

ВоФранции с 1808 степень бакалавра являетсясвидетельством о завершении среднегообразования и даёт право поступленияв университет. Академическая степеньбакалавр впервые была введена Римскимпапой Григорием IX (1227-1241г.

) на богословскомфакультете Парижского университетадля обозначения студентов, выдержавшихпервоначальное испытание и защитившихдиспут или детерминацию, и стал обозначать1-ю степень, получаемую после окончаниякурса наук. К концу ХХ в. степеньбакалавраполучила распространение в системеобразования в США, Великобритании иряде европейских стран16.

Первойступенью высшего профессиональногообразования является неполное высшееобразование, которое должно осуществлятьсявысшим учебным заведением по основнымпрофессиональным образовательнымпрограммам не менее двух лет.

Второйступенью высшего профессиональногообразования, является степень «бакалавр»,законченное базовое высшее образование,дающее выпускнику право при трудоустройствезанимать те должности, которыепредусматривают наличие высшегообразования в соответствии с ихквалификационными требованиями. Дипломбакалавра – это документ, подтверждающийуспешное освоение второй ступени высшегопрофессионального образования, выдаватькоторый имеют право только вузы III-IVуровня аккредитации. Техникумы, училищаи средние школы не имеют права выдаватьдиплом со степенью «бакалавр». Диплом«бакалавра» дает право на получениестепени магистра.

Вразличных странах Европы  срокиподготовки бакалавров варьируют от 4до 6 лет: В большинстве стран мира степень«бакалавр» ‒ это законченное базовоевысшее образование или полное высшееобразование в зависимости от страны.

После получения степени «бакалавр»выпускник имеет право работать поспециальности и занимать должности,требующие высшего образования, продолжатьобучение и заниматься преподавательскойили научнойдеятельностью.

Во Франции термин«бакалавр» может также использоватьсяв принципиально отличном смысле:выпускник полной средней школы, успешносдавший выпускные экзамены.

ВРоссии данный уровень подготовки введёнв 1993г. Нормативный срок программыподготовки бакалавра при очной формеобучения ‒ 4 года,при заочнойформе обучения ‒ 5 лет. Квалификацияприсваивается по результатам защитывыпускной работы  на заседанииГосударственной аттестационной комиссиии даёт право на работу по специальностиили поступление в магистратуру.

Существуетмнение о том, что степень бакалавра -это неполноценное или даже незаконченноевысшее образование.

Бакалавр имеетправо при трудоустройстве занимать тедолжности, которые предусматриваютналичие высшего образования в соответствиис их квалификационными требованиями.

Освоение третьего уровня высшегопрофессионального образования можетосуществляться по основным профессиональнымобразовательным программам двух типов,по завершении которых выдается дипломспециалиста или диплом магистра.

Основнаяпрограмма подготовки магистра состоитиз программы обучения бакалавров посоответствующему направлению и двухлетнейспециализированной подготовки, включаяпрактику, предполагающуюнаучно-исследовательскуюи (или) научно педагогическую деятельностьвыпускника. Общий нормативный срокобучения должен составлять не менеешести лет. Освоение программы завершаетсяитоговой аттестацией, включая выпускнуюработу (проект), с присвоением выпускникуквалификации «магистр».

Магистр-втораяакадемическая степень, присваиваемаяв высших учебных заведениях США,Великобритании и других странах, гдепринята англо-американская системавысшего образования.

В средние векаучёная степень магистра присваиваласьпреподавателям «семи свободных искусств»(тривиум – грамматика, логика(диалектика),риторика; квадриум – арифметика, геометрия,астрология и музыка), впоследствии ‒выпускникам философских факультетовуниверситетов и в 19 веке была замененастепенью доктора философии.

Вдореволюционной России степень магистрасуществовалана всех факультетах университетов,кроме медицинского, и лица, получившиееё, имели право заведовать кафедрой.Степень магистра присуждалась послеокончания университета, сдачи устногоиспытания по данной отрасли науки ипубличной защиты диссертации, одобреннойфакультетом.

В порядке исключения киспытаниям на степень магистра допускалисьлица, имеющие докторский дипломзарубежного университета. Выдержавшиеиспытания, но не защитившие диссертацию,назывались магистрантами. За выдающиесямагистерские диссертации присуждаласьстепень доктора.

За рубежом степеньмагистра присуждается лицам, окончившимуниверситет или приравненное к немуучебное заведение (с академическойстепенью бакалавра), прошедшимдополнительный курс в течение 1-2 лет,сдавшим специальные экзамены и защитившимдиссертацию.

По юридическим и медицинскимспециальностям степень магистра неприсуждается, вместо неё принята степеньдоктора права и доктора медицины. ВСеверной Америке и Европейском союзебольшинство выпускников высших учебныхзаведений, после бакалавриата непродолжают обучение в магистратуре.Бакалавриат является подтверждениемполноценного высшего образования.

Продолжают обучение в магистратуречаще студенты, планирующие заниматьсянаучными исследованиями или педагогическойдеятельностью в вузе. Магистратура -это второй уровень двухуровневой системывысшего образования («4+2»), созданной впроцессе реформирования российскойобразовательной системы. Подготовка вбакалавриате предполагает получениеобщих знаний и навыков, которые потомуже углубляются по специализациимагистерских программ. Обучение вмагистратуре также дает возможностьполучения знаний по новому направлению,которое может кардинально отличатьсяотнаправленияподготовки, полученного в бакалавриатеили специалитете.

Специалист- работник, выполнение обязанностейкоторого предусматривает наличиеначального, среднего или высшегопрофессионального (специального)образования.

Основнаяпрофессиональная образовательнаяпрограмма специалиста включает освоениегуманитарных, социально-экономическихи естественнонаучных дисциплинобщенаучного характера, общепрофессиональныедисциплины, а также теоретическую ипрактическую подготовку по специальностии специализации, предполагающую различныевиды профессиональной деятельностивыпускника. Общий нормативный срокобучения должен составлять не менеепяти лет. Данная программа завершаетсяитоговой аттестацией, включая дипломнуюработу (проект), с присвоением выпускникуквалификации специалиста – «инженер»,«учитель», «экономист».

Специалисти магистр могут дальше поступить васпирантуру. Учебные планы у специалистаи бакалавра начинают отличаться натретьем году обучения, первые два годастуденты изучают общеобразовательныеи общепрофессиональные  дисциплины.

С третьего курса специалистов начинаютготовить по конкретной специальности,узкому профилю, а бакалавров – по широкомупрофилю, с изучением специальныхдисциплин и практики, которая имеетотношение к выбранной профессии.

Разницамежду специалистом имагистромзаключаетсяв том, что первого готовятдляпрактической работы в отрасли повыбранному направлению,авторого-для научной работы.

Программаподготовки магистра включает в себяпрограмму подготовки бакалавра плюсдва года специализированной подготовки,в том числе практику, которая предполагаетнаучно-исследовательскую илинаучно-педагогическую деятельность.

Кплюсам получения диплома бакалавраможно отнести:

  1. двухуровневая система образования с разделением на  бакалавриат и магистратуру принята на Западе, что решает проблему признания российских дипломов за рубежоми возможность  продолжения  обучения в магистратуре иностранного вуза;

  2. у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования;

  3. бакалавр учится менее продолжительный срок, что дает возможность уже через четыре года получить возможность заняться работой и карьерой.

Кминусам получения степени бакалавраотносится то, что в определенныхуниверситетских кругах бытует негативноеотношение к такому виду образования.Абитуриентов, поступающих в вуз, волнует,насколько будет востребовано ихобразование на рынке труда. Существуетточка зрения, что работодатель воспринимаетбакалавров как«недоучившихсяспециалистов».

Это связано со срокамиобучения (4 года вместо 5) и бакалаврвоспринимается как получивший «сокращенныезнания по предмету». В то же время другаячасть работодателей готова взять наработу бакалавра, а затем «доучить» егодо магистра под конкретную специальность.Особенностью магистратуры являетсягибкость и меньшая стесненностьгосударственными стандартами.

Учеба вмагистратуре позволяет получитьуглубленную специализацию по выбранномупрофилю. На второй ступени высшегообразования большое внимание уделяетсяавторским курсам преподавателей, связиобучения с практикой, использованию впроцессе обучения интерактивных методовработы – ролевых игр, решения проблемныхситуаций.

У студентов магистратуры естьвозможность выбрать дисциплины посвоему усмотрению, чтобы приобрестиименно те профессиональные навыки,которые понадобятся в будущейработе.

ВРоссии пока магистратура воспринимаетсякак продолжение  бакалавриата, а некак самостоятельная ступень обучения.В России получить образование насегодняшний день можно в 593 государственныхи 486 негосударственных вузов.

Филиаловгосударственных вузов – 1376, негосударственных- 68217.Осень-зима 2012-2013 года, российские вузыпроходили проверку на эффективность инеэффективность.

В итоге, согласнорейтингу Минобрнауки, в некоторыхпрофильных сферах большинство ВУЗов –неэффективны.

Таблица3.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3536718/page:4/

Уровни образования РФ

Уровни образования РФ

Система образования в Российской Федерации

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида – общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:

Общее образование состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 – 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения – 10-11 классы – и завершают его в возрасте 17-18 лет.

обучения каждого уровня общего образования определяется соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются самостоятельно образовательными организациями на основе федеральных государственных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации.

Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника.

Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании, причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике.

Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору – количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

Профессиональное образование включает 5 уровней:

Среднее профессиональное образованиеможет быть получено по двум типам программ:

– программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

– программы подготовки специалистов среднего звена.

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.

После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования, как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование – бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям.

Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры.

Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование – специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра.

Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат.

А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет.

Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования – специалитет равнозначен уровню высшего образования – магистратура.

Высшее образование – магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета.

Но, прежде всего, магистратура – это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы.

Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования.

ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста.

Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации(последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом.

Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к.

являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности.

Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук. Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени.

Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию.

После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук – при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук. 

Источник: http://nic.gov.ru/ru/inrussia/eduinfo/levels

Ты можешьсам

Ты можешьсам

Для чего мы получаем профессиональное образование: разного уровня и направлений подготовки? Наверное, оно призвано что-то дать: не деньги и статус – это лишь следствие

В чем суть получения образования? В чём разница технического от гуманитарного или среднего профессионального от высшего образования? Наверное оно каким-то образом классифицирует Вас, как будущих работников

В российской системе образования существует три уровня профессионального образования. Стоит напомнить, что для Вас важно чтоб выбор уровня профессионального образования был следствием первоначального выбора профессии, специальности.

Различие в уровнях не в том, что одно престижнее другого, да и высшее образование сегодня не обещает более высокой оплаты труда или гарантированного трудоустройства. Можно привести реальные примеры, когда так необходимый квалифицированные рабочий с начальным проф.

образованием (сварщик, наладчик, слесарь, повар и др.) на первых парах своей трудовой деятельности получает зарплату от 15 тыс.рублей, в то время как специалист с высшим образованием и с десятилетним опытом работы имеет оклад 5-7 тысяч.

Поэтому многое определяется потребностью экономики, уникальностью и квалификацией работника.

Какое место отводит Вам образование на рынке труда?

С точки зрения рынка труда различие в уровнях профессионального образования состоит лишь в подготовке разных категорий работников для последующего выполнении ими различных трудовых функций.

Высшее профессиональное образование подготавливает категорию руководителей и специалистов, которые решают инженерно-технические,  конструкторские, экономические, юридические, информационные,  плановые,  снабженческие и прочие задачи).

Среднее профессиональное образование готовит будущих служащих и технических исполнителей, которые призваны заниматься техническими, учетными, копировально-множительными  работами,  вести  первичную  обработку  и  передачу  информации и  т.д.

Начальное профессиональное образование осуществляет подготовку высококвалифицированных рабочих для сферы материального производства (промышленность, строительство, общественное питание и пр.), занимающихся преимущественно физическим трудом: создающих продукцию, оказывающих услуги и пр.

На практике чёткая взаимосвязь между категориями работника и уровнем профессионального образования не всегда очевидна, но существенное различие в получении разного профессионального образования состоит только в этом.

Что нового в системе профессионального образования?

Очень часто встречается, что выпускник не знает и не понимает какие уровни профессионального образования бывают и в чем их отличие. В последнее время много вопросов у школьников вызывает система высшего профессионального образования, состоящая на сегодняшний день из трёх ступеней.

  • первая ступень: обучение 4 года с присвоением квалификации (степени) “бакалавр“;Бакалавриат – это базовое высшее профессиональное образование, дающее фундаментальную подготовку по определенному направлению без какой-либо узкой специализации. То есть готовятся универсальные специалисты, которые получив практический опыт работы, могут продолжить обучение, определив более узкое направление.
  • вторая ступень: срок обучение 5 лет, присвоение квалификации “специалист“. Наиболее привычная на сегодняшний день и для работодателя и для будущего работника;
  • третья ступень: срок подготовки 6 лет и присвоение квалификации (степени) “магистрМагистратура – предполагается, что на данную ступень ориентированы либо выпускники (бакалавры и специалисты), готовящиеся к научно-педагогической деятельности, либо те, кто, уже поработав после вуза несколько лет, определили наиболее подходящую для профессионального роста специализацию

Что даёт дополнительное профессиональное образование?

Уже известно, что чем больше Вы сочетаете в себе квалификаций, тем более дорогим и востребованным работником Вы являетесь.

Получить дополнительные навыки, умения или повысить квалификацию Вы можете с помощью дополнительного профессионального образования.

Постарайтесь заранее, еще во время получения профессионального образования узнать, что Вам может потребоваться дополнительно. Сделать это можно просматривая объявления о работе (по схожим специальностям и профессиям) в газетах или интернете. Это даст Вам представление о том, что помимо профессионального образования с Вас может спроситьработодатель при последующем трудоустройстве.

Обращайте внимание на программы Службы Занятости. Например, в 2008-10 гг. за счет средств федерального бюджет осуществлялся ряд мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда: организация общественных работ, опережающего профессионального обучения работников, предоставление рабочих мест для выпускников образовательных учреждений и содействие самозанятости.

В будущем возможно осуществление других мероприятий, поэтому при необходимости следует следить за этим, и обращаться в органы занятости за помощью.

Источник: http://www.tmsam.ru/professiya/professiya-vibrona/profobrazovanie-na-rinke-truda.html

Система и уровни высшего образования

Поиск Лекций

Поступив в высшее учебное заведение, вы вошли в особый мир, имеющий свою организацию, свои законы и правила жизни, свою историю и перспективы, со множеством самых разных специалистов. Называется это особое сообщество система высшего про­фессионального образования.

Любая система представляет собой совокупность элементов, на­ходящихся в определенных связях и отношениях и образующих при этом некое единство, целостность. Основными элементами системы высшего профессионального образования являются:

• высшие учебные заведения;

• органы управления высшим образованием, главный из ко­торых — Министерство общего и профессионального образо­вания Российской Федерации',

научно-исследовательские и другие учреждения и организации, которые обеспечивают развитие и повседневную дея­тельность всей системы высшего образования.

Высшее учебное заведение, или сокращенно вуз, — это образовательное учреждение, в котором готовятся специалисты высшей квалификации для различных отраслей экономики, куль­туры и государственного управления.

В настоящее время в России высшие учебные заведения мо­гут быть:

– государственными, если они созданы органами государ­ственной власти – Правительством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (республики, края, области);

– муниципальными, если они учреждены органами власти крупных городов;

негосударственными, если их учредителями являются частные лица, общественные или религиозные организации.

Общим и обязательным для всех вузов, кто бы ни был их учре­дителем, является то, что они должны иметь лицензию на пра­во ведения образовательной деятельности. Только в этом случае документ об образовании, выдаваемый вузом, будет иметь за­конную силу.

Лицензия представляет собой официальный доку­мент разрешение, выданный государственным органом управ­ления высшим образованием и дающий разрешение на ведение образовательной деятельности в данном вузе.

Чтобы получить лицензию, учебное заведение должно представить доказатель­ства того, что в нем созданы все условия для реализации обра­зовательных программ высшего профессионального образова­ния: есть необходимые помещения и оборудование, разработаны все нужные документы и образовательные программы, подо­бран коллектив преподавателей, которые смогут организовать и вести учебный процесс, и т.д.

Высшие учебные заведения чрезвычайно разнообразны — и по количеству студентов, которые в них обучаются, и по спект­ру направлений, специальностей и форм подготовки специали­стов, и даже по значимости для развития образования, науки и культуры страны. Однако во всем этом разнообразии легко уви­деть общие черты и характеристики, которые присущи любому вузу и отличают их от других образовательных учреждений.

Во-первых, законодательно установлено несколько видов выс­ших учебных заведений.

Большие многопрофильные вузы, в которых ведется подго­товка кадров для самых разных отраслей экономики, науки и культуры, называются университетами.

В них готовятся спе­циалисты в области философии и физики, литературы и биоло­гии, истории и химии и т. д. Университеты, как правило, явля­ются и ведущими научными центрами своего региона, страны в целом.

Среди преподавателей и научных работников универ­ситетов всегда есть достаточно много известных в своей научной области ученых.

Высшие учебные заведения, в которых ведется подготовка по широкому спектру направлений и специальностей, но преиму­щественно в одной из областей науки, экономики или культу­ры, называются академиями, например, юридическая акаде­мия, медицинская академия, академия физической культуры и спорта и т. п. Академия также обычно является ведущим в своей области научным и образовательным центром.

Высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по не­скольким направлениям знаний или специальностям, назы­вается институтом. Институт может существовать и как са­мостоятельное учебное заведение, и как часть университета или академии.

Все перечисленные виды высших учебных заведений, при всем их разнообразии, имеют много общего с точки зрения их внутренней организации.

До начала 90-х годов в нашей стране специалисты с высшим образованием готовились по определенным специальностям, каждая из которых соответствовала конкретной отрасли произ­водства, науки, техники, культуры или искусства, в которой по окончании вуза должен был работать выпускник.

Подготовка специалистов была организована таким образом, что человек, поступая в вуз, сразу выбирал определенную специальность и должен был пройти весь курс обучения, чтобы получить доку­мент, подтверждающий приобретенную им квалификацию, т.е.

определенный уровень обученности, подготовленности к выпол­нению конкретного вида профессиональной деятельности.

Однако известно, что большинство абитуриентов, т.е. людей, поступающих в вузы, — это выпускники школы. А в возрасте 16—17 лет бывает трудно правильно определить, кем именно ты хочешь быть.

Поэтому очень часто молодые люди, проучив­шись в вузе один-два года, осознают, что выбранная специаль­ность им не по душе.

В этом случае существовавшая рань­ше система высшего образования предоставляла единственную возможность: прервать обучение в одном вузе и заново, на об­щих основаниях поступать в другой. Очевидно, что это суще­ственно ограничивает возможности человека в выборе своего профессионального пути.

Такого рода недостатки прежней системы образования при­звана исправить новая система высшего образования, которая была введена в России в начале 90-х годов.

Дело в том, что Россия, является участницей Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования.

Это стремление согласовать цели и результаты образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества (Совместное заявление европейских министров образования г.Болонья, 19 июня 1999г).

Согласно этой си­стеме, человек получает высшее образование не по конкретной узкой специальности, а в рамках определенного направления. Каждое направление, с одной стороны, входит в определенную область знания, а с другой — включает в себя конкретный набор возможных профилей подготовки.

Обучение по любому направлению включает три взаимосвя­занных уровня, или ступени, на каждом из которых студент осваивает определенную часть образовательной программы. Поэтому новую систему высшего образования называют многоуровневой или многоступенчатой.

На первом уровне все студенты, независимо от выбранного при поступлении в вуз направления подготовки, в течение двух лет осваивают дисциплины, которые направлены на развитие культуры обучающегося, таких как философия, исто­рия, культурология, экология, экономика и др.

По заверше­нии этого уровня студент имеет возможность либо, успешно пройдя промежуточную аттестацию, закончить обучение с по­лучением соответствующего документа о неполном высшем об­разовании, либо продолжить образование на следующем уров­не, причем он может на этом этапе поменять направление подготовки — перейти на другой факультет или в другой вуз.

Второй уровень — бакалавриат — включает в себя как базо­вый первый уровень и дополняется образовательной программой, которая направлена на освоение студентами общепрофессиональных знаний, необходимых для обучения по всем профилям под­готовки, объединенным данным направлением. Общий срок освоения образовательной программы бакалавриата составляет 4 года.

По ее завершении проводится итоговая аттестация.

Студенту, успешно прошедшему итоговую аттестацию, вручается документ установленного образца, свидетельствующий об окон­чании высшего учебного заведения, — диплом о высшем про­фессиональном образовании и присваивается особая разновид­ность квалификации — академическая степень «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая степень).

Выпускник вуза, имеющий диплом бакалавра, может начать свою трудовую деятельность, причем при поступлении на рабо­ту он имеет такое же право на занятие должности, для которой предусмотрено высшее образование, как и специалист. Однако он может и продолжить свое образование на третьем уровне.

Третий уровень, который называется магистратурой, имеет яркую особенность.

Ее специфика заключается в том, что глав­ной задачей магистратуры является подготовка преподавателя высшей и средней профессиональной школы, а поэтому магистер­ская образовательная программа ориентирована на подготовку обучающегося — магистранта — к преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Срок обучения в магистра­туре составляет не менее 2 лет.

По завершении магистратуры выпускник также получает дип­лом о высшем образовании с присвоением ему академической степени «магистр» (от латинского корня – мастер, учитель).

Таким образом, в многоуровневой системе высшего образова­ния каждый уровень, с одной стороны, характеризуется опре­деленной завершенностью, которая закрепляется соответству­ющим документом установленного образца, и в то же время является базой для образовательной программы следующего уровня.

Когда вводилась многоуровневая система высшего образова­ния, предполагалось, что она со временем полностью вытеснит прежнюю систему образования.

Однако, практика показывает, что подготовка профессиональных специалистов по различным специальностям тоже необходима.

Поэтому в настоящее время в России продолжает существовать и подготовка дипломиро­ванных специалистов (врачей, учителей, инженеров и др.) по 5-летней образовательной программе, которая иногда называет­ся специалитетом.

Таким образом, сегодня у нас в стране существуют три сту­пени высшего профессионального образования, которые зак­реплены Законом РФ «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании»:

бакалавриат со сроком обучения 4 года, по окончании ко­торого выпускнику присваивается квалификация (академичес­кая степень) бакалавр;

— специалитет со сроком обучения 5 лет, по окончании ко­торого выпускнику присваивается квалификация дипломиро­ванный специалист;

— магистратура со сроком обучения 6 лет и присвоением выпускнику квалификации (академической степени) магистр.

Как дальше будет развиваться система высшего профессио­нального образования в России — покажет время.

Источник: https://poisk-ru.ru/s33034t2.html

Студиорум
Добавить комментарий