Статусы высших учебных заведений россии

Госдума утвердила особый статус МГУ и СПбГУ

Для МГУ и СПбГУ устанавливается статус “уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества”. Это позволяет данным вузам выдавать выпускникам дипломы собственного образца с гербовой печатью РФ, а ректоры обоих университетов теперь будут назначаться на должность и освобождаться от нее президентом РФ.

МОСКВА, 21 окт – РИА Новости. Госдума в среду приняла в третьем чтении закон, который присваивает Московскому и Санкт-Петербургскому государственным университетам особый статус и позволяет этим вузам выдавать выпускникам дипломы собственного образца с гербовой печатью РФ.

Поправки в законодательство, регулирующие деятельность двух ведущих вузов России, внес в Госдуму президент РФ Дмитрий Медведев.

Уникальные комплексы

Для МГУ и СПбГУ устанавливается статус “уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества”.

Согласно закону, учредителем университетов выступает правительство РФ. Уставы учебных заведений также утверждаются правительством.

Ректоры МГУ и СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от нее президентом РФ. Срок полномочий руководителя вуза не может превышать пяти лет. При этом ректоры могут быть переназначены на новый срок либо досрочно освобождены президентом от занимаемой должности.

По достижении ректорами МГУ и СПбГУ предельного возраста, установленного для ректора государственного высшего учебного заведения (70 лет), президент вправе дважды продлевать полномочия ректора на новый срок.

Предусматривается, что деканы факультетов и заведующие кафедрами избираются в порядке, предусмотренном уставами университетов.

МГУ и СпбГУ, согласно документу, вправе создавать филиалы и открывать представительства, в том числе, за рубежом.

Закон определяет, что вузы вправе реализовать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профобразования на основе самостоятельно устанавливаемых стандартов и требований. Порядок лицензирования образовательной деятельности и госаккредитации университетов устанавливается правительством РФ.

При этом вузы вправе проводить дополнительные вступительные испытания при приеме для обучения по программам бакалавриата и специалистов по соответствующим специальностям.

В документе также отмечается, что лица, получившие документы гособразца о высшем профобразовании, подтверждающие присвоение им квалификации “дипломированный специалист”, имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.

В середине августа МГУ и СПбГУ подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Теперь выпускники, которые будут учиться по программам двух вузов, смогут получить дипломы обоих университетов. Соглашение предусматривает, что вузы будут обмениваться студентами, которые смогут прослушать курсы по выбору в другом вузе, вместе проводить олимпиады, фестивали науки, научные исследования.

Высокая планка

Законодательно придать особый статус двум университетам было необходимо, чтобы задать высокую, конкурентную с известными мировыми лидерами в этой сфере планку качества образования, опираясь на имеющуюся у них кадровую, организационную и материальную базу, считает председатель комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов.

По его мнению, принятие закона будет способствовать дальнейшему развитию университетов как важнейших составляющих отечественного образовательного пространства, в которых осуществляется подготовка специалистов высокого уровня, создаются и развиваются научные школы, генерируются и реализуются идеи по всем направлениям научной деятельности.

Традиции и инновации

Замглавы комитета Совета Федерации по образованию и науке Сергей Щеблыгин считает закон важным шагом в системе мер по реформе высшего образования. Он отметил, что документ создает двум ведущим университетам России наиболее благоприятные условия для развития при переходе к инновационной модели модернизации.

Сенатор сообщил, что финансирование университетов будет осуществляться по закону о федеральном бюджете, где для этого будет предусмотрен специальный раздел. Финансовые средства в эти вузы будут поступать через министерство финансов РФ.

Член комитета Совета Федерации РФ по образованию и науке Александр Школьник полагает, что в законопроекте наблюдается стремление совместить образовательные инновации с сохранением традиций классического образования.

Сенатор считает, что в условиях экономического кризиса прямое финансирование МГУ и СПбГУ со стороны государства не только позволит вузам благополучно пережить “лихие времена”, но и даст импульс к их инновационному развитию.

Источник: https://ria.ru/education/20091021/189919384.html

Административно-правовой статус высшего учебного заведения

Источник: https://infopedia.su/16xd1fe.html

Особый статус

Депутаты Госдумы в среду приняли в III чтении законопроект “О Московском государственном университете имени М.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете”. Этим документом определяется статус обоих вузов как федеральных государственных бюджетных учреждений, учредителями которых является правительство РФ.

Согласно законопроекту, устав обоих университетов будет утверждаться правительством, а ректоры назначаться на должность президентом РФ.

При этом оговорен срок их полномочий и в МГУ и в СПбГУ: он не может превышать пять лет. Однако по решению главы государства ректоры могут быть назначены на новый срок.

У президента также есть право досрочно освобождать руководителей вузов от занимаемых должностей.

Законопроектом определяется, что в состав обоих университетов “входят филиалы, представительства, факультеты и иные подразделения без права юридического лица”. Кроме того, в них “могут входить юридические лица, в том числе институты”.

Руководители этих юридических лиц, которые входят в комплекс обоих университетов, должны назначаться на должность и освобождаться от нее ректорами данных вузов по согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ.

Деканы же и заведующие кафедрами обоих университетов будут избираться в порядке, предусмотренном их уставами.

Законопроектом определяется, что порядок финансирования юридических лиц, которые входят в научно-образовательный комплекс обоих университетов, за счет средств федерального бюджета сохраняется до дня вступления в силу федерального закона о бюджете на 2010 год.

Пример для остальных

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев считает, что принятие закона об особом статусе МГУ и СПбГУ позволит крупнейшим вузам страны стать примером для российских образовательных учреждений.

“С принятием закона на два крупнейших университета страны ложится важная задача: они должны своим примером показать российским образовательным учреждениям новые модели работы во всех сферах, включая научную, образовательную и инновационную деятельность”, – приводит в среду слова Кропачева пресс-служба вуза.

В свою очередь, президент СПбГУ Людмила Вербицкая сказала “Интерфаксу”, что принятие закона в третьем чтении – “чисто технический момент”. “Однако мы очень рады этому, потому что долго к этому стремились, была проделана большая работа”, – отметила она.

По ее словам, особый статус университета дает возможность вузу самостоятельно готовить образовательные программы и планы. “Это, с одной стороны, подчеркивает большое доверие к нам, а с другой – это большая ответственность.

Мы должны стать примером для всех вузов”.

Пресс-служба СПбГУ подчеркнула, что благодаря новому закону университет сможет гибко реагировать на изменения в потребностях общества на образовательные услуги высокого уровня, максимально использовать интеллектуальные и иные ресурсы, а также обеспечить продвижение собственных образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг.

Закон об ответственности

Между тем ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что закон о статусе Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов позволит сохранить фундаментальные основы отечественной высшей школы. По его словам, “проект обсуждаемого закона систематизирует ряд уже существующих особых возможностей, которые до сих пор регламентировались различными правовыми актами”.

Например, речь идет о праве самостоятельно устанавливать образовательные стандарты, праве проводить дополнительные профильные вступительные испытания, праве на выдачу собственных дипломов об образовании.

“Именно поэтому данный закон – закон об ответственности, а не закон о привилегиях.

Об ответственности ведущих и старейших российских университетов перед коллегами, обществом и государством”, – сказал Садовничий, добавив, что “новый законопроект – шаг к фиксированию новой структуры”.

“Уже сегодня существуют федеральные университеты, призванные стать ведущими образовательными и научными центрами России, национальные исследовательские университеты, задача которых проводить серьезные научные исследования и разрабатывать новые производственные технологии, есть также региональные университеты. Все вместе они призваны решать весь спектр академических задач, но при этом для каждого из них та или иная функция является приоритетной”, – сказал ректор МГУ.

Говоря о том, почему именно эти два вуза наделяют особым статусом, Садовничий заявил: “Это обусловлено исторически. Во-первых, эти вузы – старейшие и крупнейшие в России. Во-вторых, уникальны их масштаб, разносторонность академических процессов и политическая роль – в смысле политики образования”.

Источник: https://www.msu.ru/press/federalpress/osobyy_status.html

2.1 Виды высших учебных заведений, старые и новые статусы

Высшее учебное заведение – (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Классический статус

На сегодняшний день в России существует три вида высших учебных заведений, соответствующих определенному аккредитационному статусу, в которых можно получить высшее профессиональное образование: институт, академия и университет.

Для статуса «институт» учебному заведению достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и вести научную работу.

Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Научно-исследовательская деятельность ведется, как правило, по нескольким направлениям и составляет значимую часть деятельности вуза. Именно университеты в России являются основными центрами развития научных школ и направлений.

Академия отличается от университета более узким спектром специальностей, как правило, для одной отрасли хозяйства. Например, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарская государственная академия культуры и искусств. В академии значительное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности в профильном направлении.

Статус рождает возможности

Разные статусы вузов предполагают совершенно разные образовательные пути и возможности. Один и тот же вуз, особенно если он очень сильный, может обладать несколькими разноплановыми статусами. А от студентов зависит, насколько разумно при получении образования они смогут воспользоваться ресурсами вуза.

Нынешняя ситуация на рынке образовательных услуг такова, что на нем действует очень много вузов. Многие из них считаются слабыми, такие ждут плановой проверки и боятся закрытия. Также демографическая ситуация сложилась не лучшим образом: если вуз не наберет первокурсников, он может прекратить свое существование.

Поэтому, чтобы уцелеть, вузы желают объединяться во что-то университетоподобное. То есть одновременно с подобным стихийным процессом возникают новые статусы вузов.

Автономный вуз

Этот статус получит значительная часть вузов России; он предполагает свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами.

Руководить такими вузами будет наблюдательный совет, на треть состоящий из представителей самого вуза, а на остальные две трети – из работодателей, чиновников и общественности. Ректора приравняют к наемному управляющему.

Идея состоит в том, что на выходе работодатель должен получить специалиста, точно соответствующего требованиям современного предприятия.

Институт

Так будут называться всего 150 вузов регионального значения. Поскольку, по прогнозам чиновников, в будущем государственное финансирование получат только лучшие вузы, то возможность получить бюджетное образование в институтах остается под вопросом. Хотя говорят, что количество бюджетных мест в вузах всей страны в целом не сократится.

Магистерский университет. Это университет, специализирующийся на подготовке магистров. Первым магистерским университетом в России планирует стать ГУ – Высшая школа экономики.

Научно-образовательный центр

Это всего два вуза – МГУ и СПбГУ. Недавно они получили право разрабатывать собственные учебные программы.

Национально-исследовательский университет. Этот статус придумал еще основатель Стэнфордского университета (США), однако в России о национально-исследовательских университетах заговорили только в 2008 году.

Это МГУ, СПбГУ, Федеральный технологический университет на базе МИСиС, Федеральный ядерный университет на базе МИФИ. Сформирован еще не весь список. Ректор МГУ В. Садовничий предполагает, что национально-исследовательскими университетами станут также МГТУ им. Н. Э.

Баумана, а еще – политехнический и горный университеты Санкт-Петербурга.

В эти вузы рекомендуется поступать тем, кто с первого курса планирует включаться в серьезную научную работу, к концу учебы в вузе хочет стать автором нескольких десятков научных статей, а на протяжении своей карьеры будет вести исследования, имеющие важное значение для России. Это позволит сделать крепкая научная школа (или ряд школ) вуза и его программы, формируемые на научной основе.

Олимпийский университет

Российский международный олимпийский университет (РМОУ) откроется в 2012 году в Сочи. Эта информация, возможно, пригодится нынешним абитуриентам уже для второго высшего образования, если есть планы стать профессионалами в области международного спортивного менеджмента.

Особо ценный объект культурного наследия народов РФ.

Этот статус изначально придуман не для вузов, но тем не менее у 10 из них он есть. Три из них – в Москве (МГУ, МГТУ им. Баумана, РГАУ (МСХА им. К. А.

Тимирязева), четыре – в Петербурге (СПбГУ, Военно-медицинская академия имени Кирова, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В.

Плеханова), один – в Казани (университет) и два – в Томске (университет и политехнический университет). Территория таких вузов находится под охраной государства. Здесь стены помогают учиться.

Прикладной бакалавриат. Вводится с предстоящего учебного года на базе средних учебных заведений (см. рубрику «Письменный стол журнала «ВЕСТНИК Абитуриент»).

Это вариант для тех, кто, возможно, звезд с неба не хватает, но хочет иметь высшее образование, серьезную профессию и высокую зарплату.

Уже в самой идее такого статуса учебных заведений заложено стремление предложить достойный ответ на запрос промышленных предприятий, которым нужны высококвалифицированные сотрудники. Какие? Нынче в дефиците, скажем, сварщики со знанием современных технологий работы.

Университет

Скоро их будет примерно на 450 меньше. И на вопрос, что такое университет, прозвучит новый ответ – новый, поскольку разрабатываются новые правила, по которым будут разграничены университеты, академии и институты.

Тем, кто собирается в какой-либо университет, название которого не приводится на этих страницах, следует рассмотреть вариант, что поступать-то вы будете, может, и в университет, а вот выпускаться – возможно, уже из института.

Федеральный вуз

Таких только два – МГУ и СПбГУ. Они могут не подчиняться госстандартам на образование. Они смогут создавать предприятия, запускать инновационные проекты – а это, если подумать о будущем, уникальные рабочие места. Со временем федеральными станут около 55 вузов, которые получат максимум государственной финансовой поддержки.

Федеральный университет.

Их придумал президент Медведев – и новостные агентства уже назвали их новыми видами учебных заведений. Идея такова: на один федеральный округ – по одному федеральному университету. А каждый университет «склеивается» из классического университета и, скажем, технического.

Сибирский федеральный университет в Красноярске создан путем объединения четырех вузов, Южный в Ростове объединил в себе два. Это реальные вузы, они уже есть, туда можно поступать. На очереди – создание Дальневосточного госуниверситета во Владивостоке. А еще такие университеты хотели бы создать у себя Воронеж, Екатеринбург, Казань и Калининград.

Ожидается, что в 2015 году программы обучения получат международную аккредитацию, а дипломы выпускников – международное признание.

Некоторые сокращения, использованные в справочнике высших учебных заведений: ГОУ ВПО – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

НОУ – негосударственное образовательное учреждение; НАЧОУ – некоммерческое автономное частное образовательное учреждение; НМОАНО – негосударственная международная образовательная автономная некоммерческая организация; НОАНО – негосударственная образовательная автономная некоммерческая организация; ОАНО – образовательная автономная некоммерческая организация; АНО – автономная некоммерческая организация.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/48808

Студиорум
Добавить комментарий

Особого внимания государства заслуживает высшее профессиональное образование, которое имеет целью готовить специалистов с высшим образованием для всех отраслей и сфер жизни страны.

Высшие'учебные заведения также активно участвуют в развитии науки, поскольку здесь сосредоточена половина научных кадров страны.

В России имеется 595 государственных и 334 негосударственных вуза1, в которых учатся около 3 млн студентов.

Вузы приобрели значительную административную и хозяйственную самостоятельность. Академические свободы (возможность создавать кафедры, учебные программы и т.д.

) были подкреплены экономически: вузы получили в пользование землю, сооружения, будучи свободными от налогов на нее. На основании Порядка приема в государственные вузы, утвержденного приказом Министра образования РФ от 16 марта 1999 г.

, вузы разрабатывают собственные правила приема, не противоречащие этому документу2.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г.

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»3 гражданам России гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных,, муниципапьных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Установлены три ступени высшего профессионального образования – высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением липу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем 4, 5 и 6 лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании.

Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальные вузы.

Законом определен порядок приема в вуз и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием (аспирантура, докторантура).

Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство государственным или муниципальным вузом возлагается на выборный представительный орган – ученый совет. Его состав, полномочия, порядок выборов и деятельности определяются уставом вуза.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального вуза в порядке, установленном уставом вуза, избирается тайным анием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз.

Согласно Положению о статусе ректора государственного вуза Российской Федерации федерального подчинения, утвержденному постановлением Правительства от 11 июня 1996 г.

1, ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных-специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного вуза, исполнение законодательства РФ, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении.

Факультет возглавляет декан, избранный ученым советом из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или ученое звание.

Основным звеном вуза является кафедра во главе с ее заведующим. Кафедра ведет учебную, методическую и научную работу по соответствующим дисциплинам, проводит воспитательную работу среди студентов, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.

Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Положение о нем утверждено постановлением Правительства от 26 июня 1995г.1

В интересах использования научного потенциала вузов и улучшения материального положения профессорско-преподавательского состава формируется новая сфера бизнеса – образовательные услуги, которые во всем мире считаются одной из самых прибыльных отраслей. В Москве создан Международный технологический университет (МТУ). В мире аналогов этому пока нет.

Основное назначение МТУ – использование и распространение уникального дидактического и методического опыта российской инженерной школы для повышения квалификации специалистов учебных заведений зарубежных стран по их заявкам, прежде всего по дисциплинам, связанным с авиастроением, космонавтикой, машиностроением, металловедением, композиционными материалами.

Новым явлением стала подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом, предусмотренная Указом Президента от 23 июля 1997 г.

2 и постановлением Правительства от 15 сентября 1997 г.

3 Специальными положениями определены порядок и условия участия в конкурсном отборе специалистов и требования, предъявляемые к российским образовательным учреждениям, для участия в реализации государственного плана подготовки таких кадров.

Образовательные учреждения должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в области высшего профессионального и (или) дополнительного образования по экономическим и управленческим специальностям, пройти аккредитацию, дающую право на выдачу документов государственного образца о профессио-нааьной переподготовке и (или) повышении квалификации, а также иметь опыт реализации программ подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена не менее трех лет.