Способы конспектирования

Содержание
  1. Необычные методы конспектирования
  2. Метод течения
  3. Метод Корнелла
  4. Ментальные карты
  5. Метод красной строки
  6. Методы конспектирования: учимся конспектировать с умом
  7. Метод конспектирования Корнелла
  8. Как происходит работа над конспектом?
  9. Метод Билла Гейтса
  10. Метод ментальных карт
  11. Метод предложений
  12. 5 необычных техник конспектирования
  13. Метод Корнелла
  14. Метод Билла Гейтса
  15. Метод ментальных карт (mind-mapping)
  16. Метод предложений
  17. Метод течения (flow method)
  18. Способы конспектирования и записи лекций
  19. Способы и технологии эффективного конспектирования лекций
  20. Метод конспектирования Корнелла
  21. Способ конспектирования Билла Гейтса
  22. Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт
  23. Способ конспектирования лекций по методу красной строки
  24. Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции
  25. Как же развить умение конспектирования?
  26. Метод конспектирования Корнелла
  27. В чем суть методики?
  28. На конкретном примере
  29. С чего начать?
  30. Приступаем к работе
  31. Как готовиться к экзамену?
  32. Кому подходит?
  33. «Как записывать лекции? Cornell note taking!»
  34. Шифруем мысли. Правила конспектирования
  35. Виды конспектов
  36. Техника составления конспекта
  37. Скоростное конспектирование
  38. 5 простых стратегий для конспектирования
  39. Линейный, стандартный текстовый конспект
  40. Конспектирование по методу Корнелла
  41. Метод «Заметок»
  42. Метод конспектирования «Пуля»
  43. Конспект  «Интеллект-карта»
  44. Как часто вещи, которые кажутся нам сложными можно делать значительно проще

Необычные методы конспектирования

Быстрое конспектирование — один из важнейших навыков для тех, кто учится в школе или вузе.

Казалось бы, этому вопросу необходимо уделить внимание в первую очередь, чтобы облегчить ученикам процесс сохранения информации на бумаге.

Но, как ни странно, быстрому конспектированию не учат совсем — притом, что это напрямую влияет на успехи в учебе. Много ли студентов вообще способны разобрать то, что в спешке написали на лекциях?

Поэтому сегодня мы с вами поговорим о нестандартных методах конспектирования, изобретенных успешными людьми для собственного пользования — они пригодятся тем, кто предпочитает сохранять данные на бумаге, не доверяя электронике.

Метод течения

Недавно коуч Скотт Янг изобрел довольно оригинальный метод конспектирования, призванный не столько записывать информацию, сколько выражать мнение слушателя.

Он заключается в том, чтобы не просто пассивно прослушивать лекцию, а вникать в сказанное, анализировать и формировать собственные идеи на основе полученной информации. В конспект записываются основные тезисы лекции и ваши размышления по поводу услышанного.

Само собой, подобный конспект будет кардинально отличаться от того, что излагает преподаватель, поэтому для сохранения самого текста лекции лучше подстраховаться с помощью диктофона.

Метод Корнелла

Он получил свое название от Корнелльского университета, где преподавал придумавший его профессор Вальтер Паук. С того времени прошло больше полувека, но метод и сейчас пользуется успехом среди преподавателей и студентов, особенно в американских колледжах.

Для конспекта вам понадобится лист формата А4, ручка и линейка. Сверху страницы проведите горизонтальную черту, отделив ею поле для даты и заглавия.

Таким же образом отделите нижнюю часть страницы — в это поле вы напишете несколько предложений, в которых сконцентрируйте главную мысль лекции.

У вас останется средняя часть листа — ее необходимо расчертить вертикальной линией на большую правую колонку и маленькую левую.

Конспектируйте лекцию или параграф учебного пособия в большой колонке так, как вы привыкли это делать в тетради. Желательно оставлять после предложений небольшие промежутки, чтобы по мере необходимости что-то туда добавить.

Затем нужно заполнить узкую колонку — выписать ключевые даты, фамилии и названия напротив того места, где они встречаются в тексте.

В течение последующих суток заполните нижнюю часть страницы — несколькими фразами обрисуйте суть того, что написали в большой колонке.

Этот метод хорош тем, что вынуждает человека все время возвращаться к конспектам, пересматривать их и тем самым лучше запоминать информацию. Но если записи не дорабатывать, то метод Корнелла теряет свою главную идею и превращается в обычный короткий конспект.

В начале двухтысячных годов Роб Ховард, занимавшийся предпринимательской деятельностью, встретился с Биллом Гейтсом на переговорах. Это знакомство принесло ему много интересных наблюдений, поэтому Ховард поделился впечатлениями с читателями своего блога.

Наиболее поразительным было то, что один из самых богатых людей планеты не использовал для своих записей ноутбук или диктофон. Он все писал от руки на бумаге.

Ховард заглянул в блокнот собеседника и заметил, что страница разделена на несколько квадратов, в каждом из которых размещалась информация определенной тематики. К примеру, один из блоков отводился под вопросы, возникавшие у Билла в ходе общения.

Есть мнение, будто метод Билла Гейтса — не что иное, как несколько переделанный метод Корнелла, поэтому его можно трансформировать согласно потребностям пользователя, а не просто бездумно копировать. Размещение, величина квадратов и их тематика могут быть любыми — лишь бы они выполняли свое назначение.

Ментальные карты

На западе широко используется эта техника сохранения информации. Ее распространение связано с именем британского телеведущего и психолога Тони Бьюзена, активно применявшего ментальные карты в семидесятых годах минувшего века в своей телевизионной передаче «Думай головой» (Би-Би-Си). Сегодня этот метод довольно популярен среди тех, кто использует мозговой штурм для поиска новых идей.

Для начала нужно нарисовать в центре страницы круг или квадрат, в котором вы напишете тему лекции. После этого от центрального блока с помощью лучей отводите новые квадраты или круги, помещая в них важные понятия и данные.

При использовании этой техники лучше писать ручками разных цветов, чтобы ответвления разных тематик объединялись с помощью цвета.

Получить больше информации о правилах составления ментальных карт, вы сможете в одной из наших статей.

Метод красной строки

Если все вышеперечисленные методики кажутся вам слишком уж неординарными, предлагаем воспользоваться способом, не сильно отличающимся от классического конспектирования.

Заключается он в том, что вы записываете лекцию привычным способом, но каждое новое предложение начинаете с новой, красной строки, и при этом нумеруете их по порядку.

Таким образом, каждое предложение получает свой персональный номер.

Это поможет отсылать читателя (то есть самого себя) к разным частям конспекта с помощью цифровых пометок. К примеру, если в тексте имеется связь с каким-то фактом, указанном в начальных абзацах, то не нужно рисовать неудобные стрелки, а достаточно написать: «см. № 48». И тогда записи будут выглядеть намного аккуратнее, а структура, похожая на список, поможет в усвоении информации.

Источник: https://constructorus.ru/obrazovanie-i-obuchenie/neobychnye-metody-konspektirovaniya.html

Методы конспектирования: учимся конспектировать с умом

Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену — непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.

В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.

Метод конспектирования Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал почти гениальный способ.

Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге.

В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникает.

Метод Корнелла прост как все гениальное

Корнелльский профессор предлагал не механическое перенесение слов лектора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Без собственных выводов и анализа содержания лекции корнелльский метод конспектирования не имеет смысла.

Как происходит работа над конспектом?

Работа делится на 3 этапа:

  • записываем важные моменты лекции;
  • делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
  • подводим итоги и проводим анализ — делаем собственные выводы по теме.

Образец 1

Помните, что каждую новую тему необходимо начинать с новой страницы, иначе запутаетесь и все ваши труды окажутся напрасными.

Метод Билла Гейтса

Билл Гейтс — создатель компании Microsoft, миллиардер и бывший самый богатый человек в мире (сейчас его место занимает владелец сервиса Amazon) разработал собственный метод скоростного конспектирования.

В 2003 году предприниматель Роб Ховард во время переговоров с Биллом Гейтсом обратил внимание на то, что, несмотря на свои миллиарды и возможность пользоваться новейшими гаджетами, Билл делал записи от руки.

Позже он поинтересовался, каким образом Билл организует свои записи. Оказалось, что тот делит лист блокнота на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.

Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу переговоров или интервью. Вторая — основными мыслями, третья — краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая — примерами.

Напоминает метод Корнелла? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что способ Билла Гейтса — не что иное, как переработанная методика Корнелльского профессора. Может, оно и так, но зато как удобно.

Главное — правильно распределить информацию

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт или mind mapping — популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.

Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.

Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.

Метод «стрелочек»

Метод предложений

Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы — каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.

Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.

Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы — напишем все, что вы не законспектировали.

Январь 18, 2018 787

Не можешь написать работу сам? Доверь ее нашим авторам!

Полное сопровождение до защиты

Шпаргалки для экзамена в подарок!

Предоплата всего 25%

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/metody-konspektirovaniya-uchimsya-konspektirovat-s-umom/

5 необычных техник конспектирования

В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping — 5 полезных техник конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4.

Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.

В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, — та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров).

По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать.

После лекции заполните левую колонку — выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле — в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.

Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College».

Метод Билла Гейтса

В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог. Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке.

Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров.

Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса — это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Microsoft».

Метод ментальных карт (mind-mapping)

Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте.

И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления.

Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain». Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.

Метод предложений

Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы — когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку.

Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования. В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи.

Источник: http://www.selfcreation.ru/chelovek/5-neobychnyx-texnik-konspektirovaniya.html

Способы конспектирования и записи лекций

Конспектирование – это умение быстро мысленно произвести анализ текста и записать на бумаге самое важное. Существует большое разнообразие способов конспектирования лекций.

Однако, подобным навыкам, к сожалению, нигде специально не обучают. В то же время, умение конспектировать очень важно для студентов и школьников. Без умения быстро и грамотно писать лекции нельзя рассчитывать на получение хороших знаний.

Но как овладеть этим навыком? Какой способ конспектирования выбрать?

Для тех, кто хочет овладеть навыками конспектирования и записи лекций, есть хорошая новость – существуют способы и технологии эффективного конспектирования лекций, которые разработали для себя люди, добившиеся успехов в различных областях. Взяв их на вооружение, можно овладеть умением конспектирования, значительно облегчив себе жизнь.

Способы и технологии эффективного конспектирования лекций

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом.

Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей.

Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе.

Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день.

Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция.

Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре.

Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других.

Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования.

Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется.

Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений.

Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой.

Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах.

Помните: все приходит с опытом!

Источник: http://www.alto-lab.ru/shkola/sposoby-konspektirovaniya-lekcij/

Метод конспектирования Корнелла

Быстро записать лекцию со слов преподавателя, оформить конспект так, чтобы через месяц он пригодился в подготовке к экзамену — навык, которому не учат ни в школе, ни в ВУЗах.

Диктофоны, видеокамеры — студенты применяют любые технические новинки, чтобы облегчить трудный учебный процесс.

статьи

Но, оказывается, что доверяя технике сделать точную копию урока, студенту впоследствии приходится тратить втрое больше времени на повторение пройденного. А потому пока нет лучшего изобретения для конспектирования, чем простая ручка и бумага.

Преподаватель Cornell University (США) профессор Walter Pauk предложил ученикам колледжей методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод конспектирования Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся других стран.

Шаблон конспекта по методу Корнелла

В чем суть методики?

Рассказывая о придуманной методике, профессор Паук в своей книге предлагает не механическое перенесение слов оратора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Работа над материалом проходит в три этапа:

  1. Запись важных моментов лекции.
  2. Краткие пометки, замечания, возникающие по ходу предмета.
  3. Итог — домашний анализ пройденного, выраженный несколькими фразами.

Такой подход к предмету, поможет студентам не только запомнить материал, но и легко ориентироваться в теме, быть готовыми к вопросам на экзамене.

На конкретном примере

Рассмотрим пример на русском языке, как пишутся конспекты по методу Корнелла.

Есть следующий исходный текст:

«В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Сенаторы решили отметить его возвращение и постановили воздвигнуть на Форуме (главном месте Рима) памятник Августу.

И не просто грандиозный каменный монумент, архитектура которого будет напоминать великие деяния императора, а жертвенник — религиозное сооружение, где Август и его приближенные смогут воздать хвалу богам.

Но император выбрал другое место Рима – Марсово поле».

Образец краткой записи того текста, который приведен выше:

С чего начать?

Лист (формат А4) или тетрадную страничку надо разлиновать. Проведите вертикальные линии:

  • сверху — для названия темы;
  • снизу — для личных выводов об услышанном на лекции (5-6 предложений).

После, одной горизонтальной линией, разделите лист на две неравные колонки:

  • левая (5 см) — для вопросов, относящихся к теме.
  • правая — для краткой записи основных моментов.

Можно для начала скачать готовый шаблон, а после разлиновывать лист самим.

Приступаем к работе

  • Основные идеи лектора заносите в правую колонку. Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент.
  • Пользуйтесь личной системой сокращения (жертвенник — жер.).
  • Оставляйте пробелы после предложений. Позже заполните их своими фразами.
  • В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Когда случилось?».
  • В короткий срок (уже дома) вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы под нижней горизонтальной линией. Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование.
  • Перечертите необходимые диаграммы и таблицы. Наглядные картинки упрощают понимание материала.

Как готовиться к экзамену?

  1. В подготовительный период сосредоточьте внимание на резюме (в конце конспекта) и вопросы в левой колонке.
  2. Закройте правую часть и ответьте на потенциальные вопросы, которые составили сами.
  3. Выделите маркером главную мысль изучаемой темы.

Такая проработка материала, в отличие от утомительной зубрежки, даст положительные всходы.

Понимая причины, логику, последовательность событий, даже самый робкий ученик докажет, что он разбирается в предмете.

Кому подходит?

Предложенная система удобна для записи предметов, основанных на точно сформулированных темах, имеющих логический порядок.

Если в изучаемом предмете темы плавно перетекают в следующие, а способы их исследования меняются, то метод Корнелла лучше заменить другим видом конспектирования.

Итог

Корнелльским методом студенты пользуются давно (более 60 лет). И отзывы учеников, изучивших эту нетрудную систему, доказывают ее эффективность:

Ангелина, СамГУ (Самарский университет):

«Прочитала книгу Паука в оригинале, так как русского варианта не нашла. И заразилась его идеей нового подхода к конспектам. Не всегда получалось дорабатывать сделанную на лекции запись. Но к экзамену подошла со счетом 18:7, т. е.

18 листов с личными пометкам, вопросами и выводами, а 7 листов написанных по старинке, без домашней проработки. И мне казалось, что вижу эти 7 листов впервые. Ничего не помнила! Зато «проработанные» 18 лекций почти не пришлось учить.

Всего 20 минут самостоятельного анализа, сэкономили часы в предэкзаменационный период!»

«Как записывать лекции? Cornell note taking!»

P.S. Рекомендую другие статьи:

Культуры знание облегчает понимание

Самостоятельное проживание: какой опыт и уроки можно из него вынести

Что выбрать для учебы: ПК, ноутбук или планшет?

ТОП-20 профессий будущего: мировые тенденции

Хочу поступить в немецкий колледж (Studienkolleg)

Источник: http://icdialogue.ru/dlya-polzy-dela/metod-konspektirovaniya-kornella

Шифруем мысли. Правила конспектирования

Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного.

Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации.

Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.

В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации мы выделяем самое важное и необходимое, вносим в конспект, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов.

Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Виды конспектов

Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.

ПЛАНОВЫЙ. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается – дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект.

Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, т.

к. со временем трудно восстановить их по памяти.

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВЫЙ. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами.

Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто.

Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его – в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. каждого материала не отражается, ведь цель не в этом.

Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон.

Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.

СВОБОДНЫЙ. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом.

В нем может содержаться что угодно – выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами.

Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.

Техника составления конспекта

Если вы хотите извлечь максимальную пользу при работе с книгами и учебными пособиями, необходимо учесть следующие моменты.

  1. Предварительно просмотрите материал. Так вы сумеете выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые вам термины. При беглом знакомстве с литературой вы сумеете выбрать подходящую разновидность конспектирования.
  2. Снова прочтите текст и тщательно проанализируете его. Такая работа с материалом даст вам возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке. Используйте закладки – это отменное подспорье.
  3. Обозначьте основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно – цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом. Однако помните: изобиловать цитатами можно тогда, когда вы используете текстуальные конспекты. Кроме того, дословную выдержку из текста всегда заключайте в скобки и помечайте ссылкой на источник и автора.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил.

  1. Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.
  2. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
  3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.
  4. Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.
  5. Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.
  6. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако будьте осмотрительны. Знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».
  7. Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них – английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».
  8. Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.
  9. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
  10. Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.
  11. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя.

Изучив все подробности правильного конспектирования, вы научитесь не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но станете делать это с удовольствием. Это большое наслаждение – познать те истины, которые доселе казались недоступными.

Конспектирование в форме карты памяти становится популярным. Автор такого способа фиксирования информации – известный и прогрессивный психолог Тони Бьюзен. Происходит процесс следующим образом: строятся так называемые карты зрительных образов, которые создают глубокое эмоциональное впечатление, что существенно увеличивает возможность запоминания материала. Этот метод требует меньших усилий, чем при традиционном конспектировании, ведь осуществление записей происходит ненапряженно и творчески. При построении карт памяти основные идеи получаемых сведений становятся более лаконичными, четкими и понятными, обозначаются логические связи между ними. Карты могут изменяться по вашему усмотрению, например, расширяться путем повторения. Нужным образом организованное повторение, позволяет легко и прочно укрепить изученное в памяти.
  • Используют различные графические средства (рисунки, символы, стрелочки, разные шрифты). Все они делаются разноцветными.
  • Лист располагают горизонтально, тем самым отводят больше места под рисунок (конспект).
  • В центре страницы обозначают главную идею.
  • Разноцветными ручками выводят из главной идеи линии, каждая из которых является определенной частью основной темы.
  • Каждая линия подписывается ключевым словом
  • Конспект можно детализировать, т. е. добавлять линии.
  • Ключевые слова обозначают печатными буквами, а размер шрифта выбирают согласно значимости ключевого слова.
  • На карте должно быть много рисунков и символов.
  • Стрелочки будут показывать связи между идеями

Скоростное конспектирование

Чтобы увеличить темп конспектирования можно использовать наиболее распространенный метод – элементарное сокращение слов (по принципу SMS-сообщения).

Ведь самое главное для увеличения скорости письма – уменьшение времени на изложение информации. Достичь этого можно двумя способами. Первый – быстрее водить ручкой, что нередко приводит к искажению почерка и неаккуратности записей.

Второй вариант – значительно уменьшить путь этой самой ручки. Каким образом сократить время записи?

  • Удалить из слов гласные буквы. Без тренировки не обойтись, зато через некоторое время вы с легкостью будете понимать, что клвтура – клавиатура и т. д.
  • Использовать общепринятые сокращения – физ-ра, зам, орг.
  • Применять пиктограммы и диаграммы. Конспект получается более наглядным, а материал запоминается лучше.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/mama/obrazovanie-i-rabota/785/shifruem-mysli.-pravila-konspektirovaniya

5 простых стратегий для конспектирования

Часто мы сталкиваемся с необходимостью что-то записать.

Будь то заметки по ходу вебинара или лекции, записи в ходе чтения книг, конспектирование тренинга или беседы, запись рецепта или другой необходимой информации.

Существуют несколько способов вести конспект, или делать небольшие записи. В этой статье мы разберем подробно каждый из них.

Линейный, стандартный текстовый конспект

В этой форме конспекта информация записывается небольшими текстовыми блоками.

Плюс стандартного конспектирования один — не нужно дополнительно обучаться, следует просто писать «субтитры» вслед за тренером или учителем к изучаемой информации

Недостатки стандартного конспектирования

1. Теряются якорные слова
Важные идеи получают выражение посредством якорных слов – обычно существительных или глаголов, которые предоставляют нашему мышлению необходимые ассоциации, когда мы что-то читаем или слушаем.

В линейных конспектах якорные слова теряются, и затрудняют вспоминание информаци.

2. Информацию трудно запомнить и вспомнить

Традиционные одноцветные конспекты в буквальном смысле не радуют глаз, наводят скуку. Содержащаяся в них информация в итоге оказывается заживопогребенной.

3. Теряется много времени

Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:• записывается много ненужной информации;• теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;• теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

• теряется время на поиск якорных слов.

Однако, такой конспект лучше всего подходит, если информация, которую мы записываем, не будет нами использоваться в будущем. Если цель ведения конспекта или записей — наличие записей.

Помимо традиционного подхода существуют более эффективные подходы к ведению конспектов. Рассмотрим их.

Конспектирование по методу Корнелла

По этому методу страница разбивается на три секции. Узкая колонка слева, широкое поле справа и «подвал» внизу страницы.

Правила ведения конспекта:

  • В узкую заносятся якорные слова и опорные слова, главные идеи или тезисы.
  • В широкой колонке ведется линейный конспект.
  • В «подвале» подводятся итоги.

Это уже упрощает поиск информации, хотя данная модель тоже далека от идеальной.

Этот конспект идеально подходит для записи лекций. Преобразуя учебный текст в данный конспект, можно легко разобраться в материале параграфа учебника, быстро подготовить пересказ.

Этот метод можно использовать:

  • для заметок при просмотре фильма
  • при просмотре полезного видео
  • при прочтении книги
  • посещении конференций
  • для подготовки к выступлениям:
    • левая колонка («Основные мысли») — тезисы выступления.
    • правая колонка («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко).
    • подвал — главная мысль, идея выступления.

Метод «Заметок»

Данный метод подразумевает иерархичную структуру оформления конспекта. Для того, чтобы писать заметки по данному методу нужно:

  1. Выделить первый главный общий блок
  2. В нем определить и записать:
    1. основные идеи
    2. Подтемы
    3. Детали
  3. Записать следующую ключевую мысль

Такой вид конспекта помогает понять относительную значимость каждого факта или идеи, кроме того, так мы учимся опредлять главное от второстепенного.

Вначале нужно записать первую главную идею.

Под главной темой, можно перечислить подтемы, оставляя место, чтобы добавить детали по каждому пункту.

Для того, чтобы быстро и грамотно вести подобный вид конспектов, нужно учиться выделять главное, якорное слово или предложение, уметь обобщать и структурировать информацию.

Этот вид конспектов легко ложится на лекции, в которых информация сразу разбита на категории. В таком случае остается просто фиксировать выделенные лектором блоки.

Кроме того, используя метод заметок легко можно подготовить пересказ. Для этого, читая текст, нужно выделить основную мысль блока, детализировать ее.

Идеально подходит для создания плана, или списка дел.

Метод конспектирования «Пуля»

Этот метод аналогичен методу Заметок, но записи не структурированы в четкую систему, а имеют определенные «маркеры».

При этой форме ведения конспекта можно выбрать символ для использования перед основной идеей (например, #).

Так же нужно выбрать символ подразделов (например, >) и один для деталей (например, *).  Подойдет знак + (плюсы) и — (минусы)

Тогда, во время создания заметок о том, что вы читаете или слышите, может использовать эти символы, чтобы помочь определить,  какие части информации подходят друг к другу и как.

Таким способом очень просто записывать рецепты, заметки по ходу прочтения книги, фиксировать мысли во время просмотра фильма, принимать определенные решения.

Метод подойдет для конспектов, когда очень мало времени или нет возможности писать конспект на бумаге.

Конспект «Пуля» обычно набивается в блокноте мобильного телефона, однако даже по нему очень просто и легко можно восстановить полученную информацию и воспользоваться ей.

Минимум деталей, максимум якорных слов.

Конспект  «Интеллект-карта»

Это большая и простая система ведения конспектов, при которой нужно записать слово, фразу или основную идею в любом месте на странице.

По принципу «паучка» или «солнышка» вокруг идеи рисовать лучики, заполняя и разворачивая карту.

Конспект выглядит словно карта, так как многие идеи будут связаны друг с другом.

И когда вы будете рассматривать свои записи, то легко увидете, как основная идея приводит к подтемам, а затем к деталям, которые поддерживают подтемы.

Идеально подходит для конспектирования и создания карт:

— решения проблемы (шаги, детали)— планирования (дня, недели, месяца, года)— подготовки выступления— самопрезентации— планирования отпуска— определения сбора вещей— для выбора иностранных слов для путешествия— мозгового штурма— написания сочинений и изложений— алгоритм подготовки к урокам, отхода ко сну, уборки в комнате— режима дня ребенка

— а так же с помощью нее можно разложить по полочкам трудный материал

Как часто вещи, которые кажутся нам сложными можно делать значительно проще

Например, в этой статье мы собрали техники, которые позволят экономить на конспектах время, силы, а самое главное делать их более информативными

Таким упрощением жизни мы будем заниматься 2 месяца в летней школе экспертов

Мы освоим техники эффективного обучения, а потом каждый участник возьмет один материал и сделает его проще и эффективнее

Представьте, как изменится жизнь школьников, если всю историю можно будет узнать за 2 недели, понять весь раздел физики за месяц или подготовиться к ЕГЭ в 5 раз быстрее

А как изменится жизнь взрослых, если ПДД можно будет выучить за вечер, все проводки бухучета запомнить за 1 день или изучить гражданский кодекс за 1-2 недели

Этой осенью мы перевернем рынок обучения и сделаем его максимально эффективным

И Вы можете стать тем, кто создаст новый инновационный подход к изучению обыденных вещей и поможет тысячам людей упростить жизнь

Присоединяйтесь к летней школе экспертов, пока действуют специальные цены, для следующей тройки участников

Уже совсем скоро мы доделаем страницу описания программы и начнем официальные продажи программы

На старте официальных продаж стоимость программы будет 30 000 рублей за 2 месячную программу, которая позволит стать экспертом по эффективному обучению и выступать на нашей площадке экспертов уже этой осенью

Присоединяйтесь сейчас, пока цены на участие ниже стартовых и пока вашу цену не занял кто-то другой. Еще 3 участника и цена в очередной раз вырастет

Хочу в летнюю школу экспертов>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/5-prostyh-strategij-dlya-konspektirovaniya/

Студиорум
Добавить комментарий