Преимущества ментальных карт перед коспектами

Содержание
  1. Mind map: чем помогут студенту интеллект-карты
  2. Проблемы конспектирования
  3. Преимущества интеллект-карт
  4. Рекомендации специалистов
  5. Где использовать mind map
  6. Mind map и изучение иностранных языков
  7. Визуализация как основа майндмэппинга
  8. Как создаются интеллект-карты
  9. Интеллект-карты или Mind Maps. Зачем нужны и как составлять
  10. Области применения карт
  11. Как создать карты?
  12. Как быстро научиться создавать «правильные карты ума» и овладеть самым мощным образовательным иструментом?
  13. Майнд-карты: отличный способ привести дела в порядок
  14. Где используются интеллект-карты
  15. Вот лишь некоторые сферы применения интеллект-карт
  16. 1. Систематизация информации
  17. 2. Обучение
  18. 3. Генерация идей
  19. 4. Принятие решений
  20. 5. Планирование
  21. Достоинства интеллект-карт
  22. Принципы построения карт
  23. Советы по составлению карт:
  24. Специальные сервисы
  25. Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению
  26. Область применения интеллект карт
  27. Правила составления ментальных карт
  28. Ментальные карты.doc

Mind map: чем помогут студенту интеллект-карты

Интеллект-карты — это удобный и относительно простой инструмент для систематизации данных. Использовать mind map можно в самых разных целях. Инструмент уже получил признание среди профессоров, дизайнеров, творческих людей. Разумеется, майндмэппинг будет полезен и простым студентам, а студлансерам он пригодится при решении рабочих задач.

Проблемы конспектирования

Почти все люди хоть раз в жизни имели дело с конспектами. Этот способ ведения записей является традиционным, но он имеет несколько недостатков:

— конспекты сложны по структуре; — эти записи отнимают много времени;

— запомнить что-то на основе конспектов сложно.

Основной недостаток традиционных записей — сложная структура и отсутствие выделенных главных категорий. Выглядят конспекты, как простыни из текста. Да, отдельные вещи в них можно выделить, но это мало поможет. Главные понятия всегда скрыты за большими объемами текста.

Главные понятия мы запоминаем, ориентируясь на некие ключевые слова, которые служат опорными точками. В конспекте их найти очень тяжело. Приходится иметь дело с тяжеловесными фразами.

Хорошо еще, если почерк понятный. Если же почерк подобен медицинской вязи, то расшифровка таких криптограмм потребует дополнительных усилий.

Преимущества интеллект-карт

Интеллект-карты были созданы Тони Бьюзеном в противовес традиционным способам конспектирования и ведения записей. Бьюзен — психолог, который хорошо разобрался в особенностях восприятия информации индивидами. Он убрал из конспектов все лишнее и предложил очень простую систему, которую до него уже использовали. Просто Тони Бьюзен открыл ее заново.

Интеллект-карты — это:

— простой и удобный способ структурирования информации; — записи, которые легко воспринимаются; — наличие выделенных главных понятий и категорий, опорных точек; — минимальное количество текста;

— понятная структура.

Интеллект-карты создаются на листе бумаги, который обычно располагается горизонтально. Вместо простой линейной записи здесь используется радиальный способ.

Все ключевые слова размещаются на ветках, причем рекомендуется использовать одно слова для каждой ветки, а не целые фразы.

Человеку, который ведет такую запись, нужно всего лишь выбирать самые яркие и запоминающиеся понятия, которые он будет использовать в качестве опорных точек.

Рекомендации специалистов

При создании интеллект-карт важно помнить, что ведение таких записей — это больше, чем просто конспектирование. Майндмэппинг можно отнести скорее к творчеству, чем к сухому изложению лекций на бумаге. Со временем у каждого человека, который работает с mind map, появляется свой стиль ведения записей. А на первых этапах стоит придерживаться простых рекомендаций.

Одна линия — одно слово. На каждой из линий, исходящих их центра, а также на ответвлениях, которые идут от основных линий, Тони Бьюзен рекомендует размещать только одно слово. По его словам, именно такой способ помогает сосредоточиться на запоминании информации. Одно слово дает возможность для дополнительных образов и ассоциаций.

Карта — не схема. Эксперты повторяют за Тони Бьюзеном, что интеллект-карта не должна напоминать традиционную схему. Слова нужно располагать непосредственно на ветках, не помещая из в разные прямоугольники и другие графические фигуры. Не надо брать линейку и выводить строгую схему, ветви mind map должны быть живыми.

Печатный шрифт предпочтителен. Составляя интеллект-карту, лучше использовать печатные буквы. Карта, записи на которой сделаны печатными буквами, выглядит более аккуратной. К тому же обычное письмо может быть неразборчивым. Это повлияет на восприятие информации.

Горизонтальные карты удобнее. Для создания mind map лучше располагать лист бумаги горизонтально, а не вертикально. Некоторые «креативные личности» даже пытаются писать, располагая лист каким-нибудь причудливым образом. Это лишний труд, который не окупается. Интеллект-карта — вещь творческая, но она несет сугубо практический функцию.

Работа с цветом и размером. В интеллект-карте можно выделить более и менее важные опорные точки, всего лишь изменяя цвет при записи слова, используя другой размер шрифта или делая некоторые слова более заметными. Это одно из важных преимуществ майндмэппинга. Здесь возможности при записи ничем не ограничены.

Буквы или графика? В интеллект-картах можно активно использовать рисунки и графику. Причем для центрального понятия, которое расположено в самом сердце карты, картинка нужна всегда. Это может быть изображение, распечатанное с компьютера или рисунок от руки.

Насколько автор владеет навыками рисования — не имеет значения, вам не нужно быть вторым Сальвадором Дали. Тони Бьюзен даже утверждает, что вся интеллект-карта может полностью состоять из рисунков.

Студентам в учебных целях желательно использовать как емкие понятия в виде слов, так и графику.

Игра цветом. Для разных ветвей mind map необходимо использовать разные цвета. Вам точно пригодится набор фломастеров, цветных ручек или маркеров. Все зависит от размера вашей карты и плотности бумаги.

Оптимальный формат. Ментальная карта, сделанная правильно, не содержит пустот. Одновременно ветки и слова на ней не сжаты на ограниченном пространстве. Для создания mind map следует выбрать лист бумаги подходящего размера. Традиционно для небольшой карты используют популярный формат А4. Для большой ментальной карты подойдет лист А3.

Где использовать mind map

Майндмэппинг очень удобен:

— при обучении, создании конспектов лекций и книг; — при решении различных задач творческого характера; — при мозговых штурмах; — в процессе подготовки материалов по сложным темам; — в планировании; — для обобщения и структуризации имеющихся знаний;

— при подготовке к презентациям.

Также считается, что работа с картами усиливает интеллектуальные способности. Недостаток у mind map тоже есть: ментальные карты сосредоточены на одном-единственном понятии, которое располагается в середине схемы.

Mind map и изучение иностранных языков

Ментальные карты помогут разобраться не только в лекции по философии, но и в иностранном языке.

Сегодня не так много людей используют этот метод для работы с языком, но популярность самой технологии постепенно растет. Интеллект-карты можно использовать, например, для разбора текста.

Существует два подхода к разбору иностранного текста с помощью mind map, один рассчитан на новичкой, другой — на продвинутых пользователей.

Метод для начинающих

Начиная работать с иностранным текстом, можно глубже проникнуть в суть языка, используя ментальные карты. Суть метода очень простая:

  1. Сначала рекомендуется разделить весь текст на абзацы.
  2. Составляя карту, в ее центре в качестве основного понятия надо поместить номер абзаца.
  3. От этого номера будут идти ветви, обозначающие предложения.
  4. На самой ветви, которая обозначает предложение, писать ничего не надо. Слова и их перевод размещаются на дополнительных ответвлениях.

Посмотрев на такую ментальную карту абзаца, можно увидеть в нем дополнительные смыслы.

Метод для продолжающих

Для продвинутых есть другая схема составления интеллект-карт. Опытным пользователям надо разбить текст на абзацы, ориентируясь на смысл и содержание. Каждый отрывок должен иметь некую центральную тему.

  1. Центральная тема отрывка помещается при составлении майнд мэп в самый центр. Для обозначения темы надо подобрать одно яркое ключевое слово.
  2. От центральной темы вы должны провести ветки, которые будут обозначать основные мысли, заключенные в отрывке.
  3. На ветках создаются дополнительные ответвления с ключевыми словами (опорными точками).
  4. Переводом здесь сопровождаются только новые слова или непонятные выражения.

Почему такой метод принесет пользу? Казалось бы, намного проще изучать текст на иностранном, просто работая со словарем и переписывая все новые выражения или слова.

На самом деле традиционная техника ведения словарика не так эффективна. Ведь мы запоминаем иностранные слова и выражения только в контексте. Чем больше мы работаем с контекстами, тем лучше мы понимаем нюансы чужого языка.

Именно поэтому интеллект-карты и приносят такую пользу в изучении иностранного.

Теоретическую базу по иностранному языку тоже можно наглядно представить в виде интеллект-карт. Многие изучающие пользуются простыми традиционными конспектами, но толку от них мало. В таких конспектах слишком много текста и совсем не видно центральных понятий.

Визуализация как основа майндмэппинга

Интеллект-карты эффективны хотя бы потому, что они задействуют оба полушария мозга. Если при изучении стандартных и привычных уже конспектов студент включает левое полушарие в работу, то при работе с интеллект-картами начинает усиленно функционировать еще и правое полушарие.

Причем мозг во время составления и изучения ментальных карт не напрягается, а скорее расслабляется. Материал не усиленно штудируется и заучивается, как в при чтении конспектов. Происходит нечто, близкое к визуализации.

При изучении любой темы мы стремимся охватить как можно больший объем материала в максимально короткий промежуток времени.

Когда перед нами уже не конспект или книга, а mind map, скорость восприятия несколько замедляется, зато происходит расширение смыслов, погружение в суть. Это очень полезно при глубоком изучении темы.

Иногда перед студентов открываются новые смыслы и появляются свежие мысли.

Как создаются интеллект-карты

Интеллект-карты можно рисовать вручную или с помощью специальных программ, которые есть в Интернете. Для начала стоит поэкспериментировать с нарисованными от руки картами.

Позже уже есть смысл перейти на приложения, если будет такое желание. Ментальные карты, которые сделаны вручную, отличаются от созданных в программах только эстетически. Они не настолько идеальны.

Но схемы и не должны отличаться выверенностью каждой линии.

Итак, для создания карты нужно:

— взять лист бумаги формата А 4 или А3; — в центре листа разместить главную концепцию, понятие, проблему и картинку, которая бы символизировала рассматриваемый вопрос; — центральное понятие заключается в кружок или рамку; — от главной мысли надо сделать несколько ответвлений;

— от каждой ветки можно вести новые ответвления.

Таким способом шаг за шагом вы разберете проблему на составляющие. Некоторые люди создают ментальные карты с помощью карандаша, ведь такие записи можно исправлять, стирая лишнее. Однако основатель системы не рекомендует так поступать. Лучше оставить «историю развития мысли», не убирая погрешности. Их можно отметить, как несущественные, используя специальный маркер или просто перечеркнув.

На каждой ветке надо написать по одному ключевому слову. Если русские слова не подходят, то всегда найдутся аналоги на английском. Русские слова подчас слишком длинные для отображения отдельных понятий.

При составлении ментальных карт не надо слишком запутывать схему. Многоуровневые ответвления только помешают увидеть главное. Порой легче составить сразу несколько ментальных карт, чем втискивать все понятия в один лист.

Программы для mind map стоит использовать уже опытным пользователям отчасти по той причине, что новичку необходимо освоить майндмэппинг и его основные принципы. И только потом он уже может применять графические средства для работы.

Источник: https://studlance.ru/blog/mind-map-chem-pomogut-studentu-intellekt-karty

Интеллект-карты или Mind Maps. Зачем нужны и как составлять

Современный мир – это сплошной поток информации. И зачастую, бывает очень сложно в этой информации выделить рациональное зерно.

А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам, в простой и наглядной форме.

Данная статья посвящена майнд (интеллект)-картам – инструменту, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации — сегодня в современном информационном мире никто не сомневается в важности этого навыка.

Сейчас существует множество вариантов перевода термина MindMaps.
Ниже приведен список самых часто встречающихся вариантов:

  • ментальные карты
  • интеллект-карты
  • карты ума
  • мыслительные карты
  • карты мозга
  • концепт-карты
  • карты знаний
  • карты памяти
  • ассоциативные карты

MindMaps — это лучший инструмент на сегодняшний день для структурирования и обработки информации.

Они позволяют ускорить процесс изучения учебных материалов, повысить количество и скорость запоминаемой информации, ускорить разработку проектов, правильно планировать и научить ребенка учиться.

Как правильно использовать, составлять карты и в каких случаях они особенно нужны?

Концепция карт основана на теории Девида Осубела. Его основная идея — это представление новых идей, теорий и понятий через уже имеющиеся идеи, опыт и понятия.

  • В 60-е годы теорию развил профессор Джозеф Новак. Он разработал правила создания концепт-карт (инструмента для проработки новых концепций)
  • Дальнейшее развитие теория получила благодаря Тони Бьюзену. В 1974 году он опубликовал книгу «Работай головой», где описал метод ментальных карт MindMaps. На основе его работы были разработаны десятки компьютерных программ, а концепция составления карт постепенно стала распространяться.

В настоящий момент создание интеллект-карт как самого эффективного способа обучения ингорируют лишь…  государственные образовательные структуры (школы, колледжи, институты)

О данном инструменте нет информации ни в одном школьном учебнике и ни один предмет в рамках образовательных программ не предполагает объяснение и проработку с помощью интеллект-карт.

Интеллект-карты упорно игнорируются при обучении детей и студентов в школе, институте и активно используются в учреждениях, которые подготавливают некоторые категории специалистов: разведчиков, сотрудников спецслужб, военных.

Лишь некоторые педагоги, самостоятельно освоив данный инструмент и убедившись в полезности и актуальности используют его.

В основе теории карт лежит представление о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное или нелинейное мышление, визуализация мысленных образов и целостное восприятие.

Области применения карт

1-  Обучение

  • создание ясных и понятных конспектов
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов
  • подготовка сочинения, изложения
  • структурирование любого материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
  • анализ текста учебника (ниже представлена карта по Биологии, 7 класс)

2 — Запоминание

  • подготовка к экзаменам/ЕГЭ/зачетам
  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
  • запомнить смысл статьи, параграфа. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
  • запоминание речи, текста выступления
  • запоминание больших объемов данных

3 — Планирование

  • Составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь… Простановка приоритетов по делам. Понимание того, насколько план сбалансирован.
  • Разработка сложных проектов: нового бизнеса, нового направления, новой должности, новой работы, нового места жительства.
  • Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая проектом открытия своей компании.
  • Планирование бюджета. Когда бюджет прорисован в виде карты – видна вся картина целиком. Легко проставить приоритеты по важности затрат.

5 — Презентации и мозговой штурм

  • проведение деловых встреч и переговоров эффективно (вы за меньшее время даете больше информации,  при этом вас лучше понимают и запоминают
  • мозговой штурм (генерация новых идей, творчество)
  • коллективное решение сложных задач.

6 — Принятие решений

  • четкое видение всех «за» и «против»;
  • более взвешенное и продуманное решение (Интеллект-карты позволяют собрать всю информацию, относящуюся к задаче на одном листе, и окинуть ее одним взглядом. Держать в поле зрения все плюсы и минусы того или иного решения.)

Как создать карты?

Законы содержания и оформления карт по Тони Бьюзену

1. Творите!

  • Всегда используйте визуальный образ, пиктокраммы.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.

2. Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.

4. Вырабатывайте собственный стиль.

Как быстро научиться создавать «правильные карты ума» и овладеть самым мощным образовательным иструментом?

На тренинге  «Все об интеллект-картах за 1 день» Вы научитесь использовать интеллект- карты в самых разных областях своей деятельности и узнаете, как с помощью карт сократить время на уроки ребенка в два раза.

Благодаря этому инструменту вы получите возможность значительно улучшить свою жизнь и структурировать многие ее сферы от личной карьеры и образования до обучения детей.

Тренинг носит практический характер.
И объяснение будет проходить простым, ясным, доступным языком, с множеством практики и примеров.

Даты тренинга: 2 апреля с 12-00 и до разбора всех вопросов. Ориентировочно 4-5 часов.

План тренинга:

  • Концепция карт. 10 сфер применения в жизни мощного инструмента MindMaps
  • Преимущества интеллект-карт
  • Принципы и правила составления интеллект-карт
  • Критически ошибки при составлении карт, которые сведут всю работу на «нет»
  • Обзор программ по составлению карт
  • Составление первой карты во время тренинга (Изучим анатомию человека за полчаса)
  • Составление второй карты во время тренинга (Планирование на 2017 год)
  • Как запомнить карту с одного раза?
  • Как сдать курсовую работу за час с помощью интеллект-карт?
  • Примеры карт

После тренинга Вы сможете составить карты для себя:

— Карта решение дилеммы— Карта для планирования (дня, недели, месяца, года)— Карта для презентации— Карта для подготовки выступления— Карта -отчет— Карта-конспект— Карта-стратегия— Карта-самопрезентация— Карта для планирования отпуска— Карта для сбора вещей— Карта для выбора иностранных слов для путешествия— Карта для управления временем— Карта для собеседования— Карта для поиска работы и призвания— Карты для мозгового штурма

— Карты для подготовка диплома, курсовой работы

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/intellekt-karty-ili-mind-maps-zachem-nuzhny-i-kak-sostavlyat/

Майнд-карты: отличный способ привести дела в порядок

  • Tweet
  • Share 0
  • Pocket
  • ontakte
  • 0
  • Login to vote was counted

Надеемся, что методики по организации времени, которые мы описывали ранее, оказались вам полезны. Кто-то стал активно использовать метод Pomodoro, кому-то понравилось планировать свои дела при помощи матрицы Эйзенхауэра или календарного метода.

Предлагаем еще один эффективный инструмент, помогающий очень наглядно планировать что угодно — от похода в магазин до основных жизненных задач. Это майнд-карты. Их еще называют ментальными картами или интеллект-картами. Многие, начав использовать этот метод, находят его чрезвычайно полезным, а процесс планирования — увлекательным.

Где используются интеллект-карты

На самом деле, использовать их можно где угодно. Этот инструмент помогает увидеть общую картину предстоящей работы и последовательно разбить ее на более мелкие этапы.

С помощью майнд-карт проводят свои исследования маркетологи и социологи, этот инструмент помогает составить семантическое ядро или карту сайта, подготовиться к важному мероприятию или составить план масштабной письменной работы, набросать список необходимых дел или спланировать бюджет. Словом, методика практически универсальна.

Вот лишь некоторые сферы применения интеллект-карт

1. Систематизация информации

Майнд-карты позволяют структурировать любую информацию. Составленной схема позволит наглядно отобразить, какими свойствами, достоинствами или недостатками обладает тот или иной объект, как его можно использовать и т. д.

Такая четкая структура поможет легче ориентироваться в большом объеме информации как при подготовке статьи или выступления, так и во время проведения презентации, лекции. Представьте, что слушатели вместо сумбурного словесного потока будут видеть перед собой красивую и понятную схему того, о чем идет речь — и вы поймете насколько более выигрышным станет ваше выступление.

2. Обучение

При подготовке к экзаменам, прохождении курсов приходится запоминать и систематизировать большое количество материала. Майнд-карты — отличный инструмент для составления конспектов или планов статей, курсовых, дипломных работ.

При помощи ментальных карт легко разбить любой вопрос на составляющие, а их, в свою очередь, раздробить на еще более мелкие подпункты. Таким образом, вы получаете подробный целостный разбор любого вопроса, который будет у вас перед глазами в виде четкой схемы.

Плюс карт еще и в том, что «дробить» информацию можно практически до бесконечности, дорисовывая новые ветки к уже имеющимся. В результате вы не упустите даже самые мелкие детали.

3. Генерация идей

Если вам необходимо решить какую-то проблему или вопрос, ментальные карты также оказываются весьма кстати. С их помощью удобно фиксировать результаты мозгового штурма во время обсуждения рабочих задач и бытовых вопросов.

В центр карты помещается любая проблема, к примеру, куда поехать в отпуск, как организовать вечеринку, как открыть интернет-магазин — словом, что угодно.

Далее, по мере возникновения идей о способах решения проблемы к центральной части дорисовываются ветки. Они «обрастают» новыми ответвлениями с описанием способов воплощения конкретной идеи.

Здесь же можно отразить специфику каждого найденного решения, следствия и возможные «подводные камни».

Такие карты можно рисовать самостоятельно или вместе с коллегами, изображать их от руки на листе бумаги, пользуясь цветными фломастерами, или работать в специальной программе — результат все равно будет очень наглядным.

4. Принятие решений

Аналогично работают карты и в случае, когда необходимо принять какое-то решение. Если вы привыкли руководствоваться скорее логикой, чем интуицией, то метод окажется вам полезен.

В центре карты изображается актуальный вопрос или проблема, на ветках первого уровня размещаются возможные варианты решений, а на ветках третьего — вероятные последствия такого способа действий. Можно разбить эти последствия на положительные и отрицательные.

Таким образом, вы сможете наглядно сопоставить все возможные варианты и выбрать самый оптимальный из них.

5. Планирование

Планировать при помощи майнд-карт можно что угодно: бюджет, временные затраты на проект или действия по его реализации. Можно даже составить план покупок или тренировок на неделю.

Единственный существенный минус планирования при помощи карт — это трудность привязки к определенным срокам. Если, к примеру, использовать диаграмму Гранта, то можно четко увидеть, в какой последовательности и в какие сроки должно происходить то или иное событие, как оно связано с другими по времени. В майнд-картах можно лишь указать срок выполнения конкретной задачи.

Выход есть: совмещать планирование при помои карт и сервиса SmartProgress, в котором можно указывать промежуточные сроки исполнения блока задач, а также получать напоминания. Таким образом, карта позволит вам видеть все пункты выполнения вашей задачи в целом, а SmartProgress будет выполнять дисциплинирующую функцию.

При планировании в центре майнд-карты обозначьте конечную глобальную цель, к примеру, «путешествие». На лучах первого уровня записывайте все, что необходимо для реализации вашей цели: место, бюджет, маршрут, культурная программа, состав участников, багаж и пр. На лучах второго и последующих уровней конкретизируйте каждый пункт настолько подробно, насколько это необходимо.

Достоинства интеллект-карт

  • Информация, структурированная в подобную схему, легче воспринимается мозгом, т.к. выглядит упорядоченной и воплощенной в виде конкретного образа. Такая форма легко и надолго запоминается.
  • При помощи майнд-карт мы включаем ассоциативное мышление — более естественное для нашего мозга, нежели линейное, которое работает при составлении последовательных списков. Именно поэтому при помощи интеллект-карт становится легче систематизировать и приводить в порядок большие объемы информации.
  • Воспринимая карту, мы сначала фиксируем свое внимание на общих моментах, постепенно продвигаясь к частным, что помогает правильно определить приоритетные направления.
  • Карта позволяет наглядно увидеть все детали проекта вплоть до самых мелких, легко выявить возможные нестыковки и помехи.
  • Выполненные пункты удобно отмечать, можно в любой момент добавлять новые ветви.
  • Неоднородные элементы легко «уживаются» рядом в пределах одной карты.

Принципы построения карт

В начале работы в центральной части страницы обозначается основная мысль (идея, проблема, цель). На ветках первого уровня располагаются основные ключевые понятия, составляющие, ассоциации, которые вызывает у вас центральный образ. Далее каждый луч дополняется ответвлениями 2, 3 уровня. Уровней может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия каждой составляющей.

Советы по составлению карт:

  1. Включайте не только логику, но и ассоциативное мышление — таким образом вы помогаете мозгу всесторонне рассмотреть проблему и быстрее найти не самое очевидное, но, возможно, лучшее решение.
  2. Для каждой ветки используйте свой цвет — так легче визуально разграничить разные направления деятельности.

    Если карту будут использовать несколько человек, обозначайте задачи каждого отдельным цветом. При этом не используйте больше 8 оттенков — слишком пестрая карта будет тяжелее восприниматься.

  3. Не забудьте об особенностях восприятия цвета.

    Красный, оранжевый и ярко-желтый обращают на себя внимание в первую очередь, выделяйте ими наиболее важные моменты. Самыми «спокойными» являются оттенки коричневого, синего и зеленого — используйте их для менее значимых пунктов.

  4. Слишком «ветвистая» карта будет сложнее восприниматься, чем простая и ясная.

    Постарайтесь не использовать больше 5-7 веток второго и следующих уровней, выделяйте основное.

  5. Специальные программы — это замечательно, но рисование от руки стимулирует мыслительный процесс. Изображая проблему на листе, вы уже начинаете ее решать.
  6. Не стремитесь привести карту к стандартной форме.

    Она отражает стиль вашего мышления, позвольте ей быть немного «неправильной», если этого требуют ваши ассоциации.

  7. Картинки, пиктораммы, условные значки запоминаются легче, чем текст, поэтому смело придумывайте их самостоятельно и используйте их при составлении карты. Чем необычнее, оригинальнее и эмоциональнее они будут — тем лучше.

    Это облегчит восприятие и запоминание.

  8. Старайтесь использовать слова по минимуму. Длинный текст воспринимается сложнее. Старайтесь писать короткими фразами, умещая их в одну строку.
  9. Самые важные пункты выделяйте более толстыми линиями, ветки первого уровня должны быть толще, чем последующих.

    Более важную информацию пишите крупнее. Длина линии должна равняться длине слова.

  10. Используйте разграничение меду ветками, объединяйте замкнутыми линиями блоки, показывайте стрелками взаимосвязи.

Специальные сервисы

Рисовать от руки хотя и полезно, но нравится далеко не всем. Если вы из их числа, используйте компьютерные программы для составления ментальных карт. Они имеют различный дизайн, возможности и совместимость с различными платформами, поэтому выбирайте то, что подойдет именно вам.

Один из популярных инструментов по составлению интеллект-карт — MindMeister — онлайн-сервис, совместимый с планировщиком Meistertask. Возможно также подключение платных пакетов PRO.

Удобство этого сервиса в «облачном» способе сохранения данных, таким образом нужную карту можно открыть на любом компьютере.

Сервис предоставляет широкие возможности для творческого подхода к составлению ментальных карт: есть разнообразные шаблоны, интерфейс яркий, разобраться в управлении несложно. Словом, стоит попробовать.

И все-таки психологи советуют создавать карты от руки. В этом случае уже в процессе рисования вы активизирует ваше творческое мышление и приступите к обдумыванию проблемы. С другой стороны, использование современных технологий позволяет сделать процесс быстрым. Решайте сами, что удобнее для вас.

В любом случае, рекомендуем воспользоваться методом составления ментальных карт — хотя бы ради того, чтобы понять, подходит ли он вам.

  • Tweet
  • Share 0
  • Pocket
  • ontakte
  • 0
  • Login to vote was counted

Источник: https://smarttalks.club/ru/mind-maps/

Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти»  или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.

) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере.

В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену.

Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Эффективность интеллект карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Мозг человека состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними.

Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей.

И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни.

На западе, среди успешных людей, интеллект карты уже давно получили популярность. Вот пример интеллект карты миллиардера Ричарда Брэнсона:

[ad#728×90]

Область применения интеллект карт

Ментальные карты можно использовать для планирования собственной жизни

Довольно-таки часто в большом объеме информации мы не видим картины в целом, а составление плана в виде ментальной карты помогает вернуть целостное видение ситуации.

Можно планировать проекты, начиная с организации какого-либо праздника и заканчивая проектом открытия собственного дела. Можно составлять планы на жизнь, год, месяц, неделю, день, расставляя дела по приоритетам и затрагивая всевозможные аспекты жизни.

Планирование бюджета с помощью интеллект карт помогает расставить приоритеты по важности трат, легко отслеживать его выполнение и вносить коррективы.

Интеллект карты помогают принять правильное решение

В процессе принятия решений, в случае дилеммы — «ехать – не ехать», «покупать – не покупать», «менять работу – не менять»… интеллект-карты помогают более взвешенно подойти к этим вопросам:

  • Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
  • Карты ума не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения.
  • Карты ума активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе.
  • Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений.

Составление интеллект карт поможет вам подготовиться к презентации и убедить аудиторию

Как идет подготовка к презентации? Человек читает статьи и книги, … делает из них выписки… Чтобы не запутаться в многообразии собранного материала – полезно структурировать его в виде интеллект карт.

По ходу выступления интеллект карты, простым вычеркиванием или добавлением веточки, позволяют сократить или расширить выступление.

Грамотно составленная карта ума, помогает не сбиться и не потерять основную мысль, при этом удерживая общую картину речи.

Преимущества интеллект карты перед текстовым планом очевидны: десять ключевых слов запомнить намного проще, чем десять страниц текста; оратора вооруженного ментальной картой презентации сбить с мысли вопросами или чем-то еще практически невозможно; интеллект карту можно представить как наглядный пример (слайды, плакаты), так слушатели лучше запомнят основную идею и меньше будут отвлекаться, глядя по сторонам; в завершении презентации распечатанные экземпляры ментальных карт можно использовать как раздаточный материал.

Очень выгодно и полезно использовать карты ума для обучения

При конспектировании лекций, написании курсовых работ (рефератов, дипломов, диссертаций), анализе, понимании и запоминании больших объемов информации использование ментальных карт просто необходимо.

Информация, изложенная в форме привычных конспектов (кипа исписанных листов, друг от друга внешне ничем не отличающихся) ведет к большим временным потерям. На запись, а в дальнейшем на поиск и прочтение необходимой информации уходит много времени.

А вот составление интеллект карт помимо того, что способствует лучшему усвоению и запоминанию текста, еще и влечет за собой развитие творческого и креативного мышления, являясь своеобразной зарядкой для ума.

В предыдущей статье «Для тела – аэробика, а для ума – нейробика», уже говорилось, что привычные и однообразные дела приводят к невозможности сконцентрироваться на новом материале, к снижению умственных способностей и ухудшению памяти. А что для студента конспектирование лекций? Однообразное и скучное занятие.

Преимущества ментальных карт перед стандартным способом записи:

Помню когда писал дипломную работу, из-за не очень хорошей детализации структуры, порой возникали моменты непонимания дальнейших действий. Наверняка в такое тупиковое положение часто попадают люди пишущие тексты без предварительной наброски плана. Интеллект карта помогает вырваться из творческого тупика, она как скелет, на который наращивается весь остальной текст.

Интеллект карта, по которой Тони Бьюзен написал книгу — «Научите себя думать»:

Интеллект-карта – хороший инструмент для увеличения эффективности мозгового штурма

Для работы в команде Тони Бьюзен предлагает  использовать коллективные интеллект карты. Когда нужно сгенерировать идею или разработать творческий проект, принять групповое решение и смоделировать совместное управление проектами, ну или для того, чтобы проанализировать результаты деятельности – используйте метод составления коллективных интеллект карт.

Индивидуальные ментальные карты становятся частью коллективных карт мыслей, являясь достигнутым внутри группы графическим воплощением консенсуса.

По словам Бьюзена этот метод  отличается от обычного мозгового штурма, когда руководитель группы, записывает предлагаемые сотрудниками ключевые идеи — «На деле это сильно мешает работе, потому что каждое озвученное перед коллективом предложение ведет к использованию привычных шаблонов, опосредованности потоков мыслей в мозгу участников, движущихся к тому же часто в одном и том же направлении».

Правила составления ментальных карт

Фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором автор описывает технологию создания интеллект-карт:

Используйте эмфазу

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Как можно чаще используйте графические образы.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь все слова располагать горизонтально.

P.S. В интернете существует большое количество как онлайн сервисов для разработки карт ума, так и приложений под различные платформы.

Источник: https://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html

Ментальные карты.doc

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Благодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идей Сертификат
почетного автора образовательных и методических публикаций Почётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентаций Статья “Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматического материала” Просмотр файла: Открыть весь материал ПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Ментальная карта как способ усвоения лексического и грамматическогоматериалаНа данный момент одной из новейших и самых эффективных технологий вобучении является ментальная карта. Ментальные карты (майндмэппинг,mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышленияи альтернативной записи.

Ее можно применять для создания новых идей,фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений.Это не очень традиционный, но очень естественный способ организациимышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычнымиспособами записи.

Ментальная карта представляет собой радиальную структуру, в которой отцентрального ядра ­ общей идеи ­ вытягиваются “ветки”. Неоспоримымплюсом ментальных карт, по сравнению с привычными линейными способамизаписи идей, является возможность “беспорядочного” добавления объектов, атакже слияния “веток” в одну, если на определенном этапе они несут схожиеидеи.

Карты помогают окинуть взглядом проблему целиком, выделив приэтом важные особенности. Карты способствуют целостному видениюситуации, даже в том случае, когда в ней не хватает логики, необходимой дляпостроения линейного списка.

Кроме того, важно отметить, что и сам мозгдействует по такой схеме ­ для каждого “куска” информации, поступающегоизвне, мозг формирует до десяти, а, может быть, и до тысячи ассоциативныхцепочек. Таким образом, получается, что ментальная карта ­ это графическоевыражение деятельности нашего мозга.

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает намперестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Учёныйпредлагает действовать следующим образом:Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что1.главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается вцентре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве2.ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые,«говорящие» слова. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной3.темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чемиерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуютзапоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей

конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за

скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качествеинструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность — всущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, акреативность создаёт будущее.Диапазон применения ментальных карт в работе, научной деятельности,повседневной жизни достаточно широк.

И, конечно, ментальные карты можнои даже необходимо использовать для изучения иностранных языков. Во­первых, переработка конспектов или любых линейных записей сама по себеспособствует развитию креативности мозга, что в свою очередь влияет накачество и глубину запоминания информации.

Во­вторых, с помощью ментальных карт удобно изучать новые лексическиеединицы, ведь многие слова имеют разные значения, а в английском одно и тоже слово даже может относиться к разным частям речи. В этом случаевоспользоваться ментальной картой будет намного удобнее, чем простокарточкой с переводом.

В­третьих, ментальные карты помогают структурировать грамматическийматериал. В ментальной карте можно отразить то, как используется времяPresent Perfect, как выглядит порядок слов в вопросительном предложении,какие глаголы являются вспомогательными. Эти и любые другиеграмматические блоки можно организовать с помощью mind­maps.

В­четвертых, нельзя не упомянуть фразовые глаголы и идиомы с ихразнообразными способами использования и выражения, которые даютвозможность для полноценного использования ментальной карты.

Широк диапазон применения карт памяти на уроках английского языка:1) Работа с фонетическим материалом;2) Работа с лексическим материалом;3) Работа с грамматическим материалом;4) Работа с текстовым материалом;5) Обучение устному монологическому высказыванию;6) Представление результатов проектной деятельности;7) Подготовка к ГИА и ЕГЭ;8) Проведение дискуссии, дебатов;В качестве эксперимента было решено провести занятие по майндмэппингусреди учащихся 5 класса. Учащимся было предложено разделиться на 4группы. Каждой группе было дано задание выбрать лексическую либограмматическую тему и составить по ней ментальную карту. Учащимся былиданы на выбор следующие темы:1) Степени сравнения прилагательных;2) Seasons and weather;3) Present Continious;

4) Animals;

Учащиеся на примере ментальной карты по теме «Food» уже имелипредставление о её структуре. Работая в группе, они обменивались друг сдругом идеями, высказывали свои ассоциации, ключевые слова по теме,педагог лишь помогал им их конкретизировать. По окончании выполнениязадания ребятам было предложено раскрыть свою тему в устной форме,используя ментальную карту.

Учащиеся успешно справились с заданием,отметили, что с помощью ментальной карты материал усваивается намногобыстрее, чем по линейным схемам, предлагаемым в школьных учебниках.Затем нескольким учащимся в качестве домашнего задания было предложеносделать ментальные карты по лексическим единицам: глагол to go, to have, toget.

Посредством составления ментальных карт учащиеся раскрыли многиезначения данных глаголов, открыли для себя фразовые глаголы и их значения,стали проявлять больше интереса к этимологии различных лексическихединиц.Для проверки успешности внедрения данной технологии в обучениианглийскому языку учащимся было предложено поучаствовать в опросе «Domind­maps help you?».

Учащиеся отвечали на вопросы:1) Помогают ли тебе ментальные карты в изучении языка?2) По каким аспектам языка ты чаще всего составляешь ментальные карты?(грамматика, лексика, работа с текстом – нужное подчеркнуть).3) Составляешь ли ты ментальные карты по другим школьным предметам?Каким именно?Результаты опроса показали, что 93,5% учащихся ментальные карты помогаютв изучении языка.

В основном ребята составляют ментальные карты полексическим единицам (85% опрошенных), на втором месте – грамматика(72%), на третьем – работа с текстом (49%). Также учащиеся составляютментальные карты по дисциплинам гуманитарного (русский язык, история,литература), а также естественно­научного цикла (природоведение).

Таким образом, исследование показало, что технология ментальной карты илимайндмэппинга способствует успешному усвоению учащимися лексического играмматического материала, а также способствует укреплениюмежпредметных связей.

Кроме того, умение составлять ментальные картыпригодится детям не только в учебной деятельности, но и в проектной,исследовательской деятельности, формировании образа ближайшегобудущего, принятии важных решений. “Великим ученым ребенок может и небыть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать своипоступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в

окружающем мире ему научиться необходимо”.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/statya_mentalnaya_karta_kak_sposob_usvoeniya_leksicheskogo_i_grammaticheskogo_materiala-2823/3755

Студиорум
Добавить комментарий