Особенности студенеских общежитий

Особенности проектирования студенческих городков и общежитий

Особенности студенеских общежитий

DESIGN FEATURES OF CAMPUS AND STUDENT DORMITORY

Mariya Vesyolkina

assistant of department of design, drawing and painting “Omsk University of Design and Technology”,

Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье ставится цель рассмотреть этапы возникновения и становления такого устройства организации жизни учащихся, как общежитие, или студенческий городок.

Методом проведения сравнительного анализа между российскими и зарубежными аналогами выявляются общие и закономерные черты, а также плюсы и минусы обеих систем.

В результате можно выявить отдельные признаки наиболее удачных проектных решений и сделать выводы о целесообразности применения их непосредственно в нашей сегодняшней ситуации.

ABSTRACT

In the article the purpose to consider stages of emergence and formation of such structure of the organization of life of students as the hostel, or the campus is set.

By method of carrying out the comparative analysis between the Russian and foreign analogs the common and natural features, and also pluses and minuses of both systems come to light.

As a result it is possible to reveal separate signs of the most successful design decisions and to draw conclusions on expediency of applying them directly in our today's situation.

Ключевые слова: общежитие; проектирование, студенческий городок.

Keywords: student dormitory; design; campus.

Общежитие – место временного проживания для приезжих студентов, учащихся: на время учебы; сезонных рабочих – на время работы, службы, или ставшее постоянным для работников учреждения.

Впервые общежития упоминаются в период средних веков. Первыми были общежития для бедных студентов, существовавшие на благотворительных началах и именовавшиеся бурсами. Самое первое российское общежитие-бурса появилось в Юго-Западной Руси, при Киево-Могилянской академии, в первой половине 17 века.

Позднее так стали называться общежития при духовных учебных заведениях (училищах и семинариях), в которых студенты (бурсаки) обучались и содержались за казенный счет. Второе рождение общежития это коммунистический СССР. Начиная с 20-х годов прошлого века, строительством страны занимались коммунисты.

Итогом модернизации стали общежития, называемые «дома-коммуны», предназначенные для студентов.

В качестве примера выступает бывшее общежитие МИСиС. Форма здания напоминала самолет, и состояло оно из трех корпусов. Первый – семиэтажный жилой корпус, включающий в себя комнаты для проживания (по 6 м 2 каждая), рассчитанные на двух человек. Второй – учебный корпус, состоящий из учебных классов, столовой, библиотеки, спортзала.

Третий, санитарный, соединял между собой два первых корпуса и состоял из душевых, раздевалок и бытовых служебных помещений. Самолетом общежитие называлось потому, что первый корпус был расположен в крыльях здания, второй – в хвосте, третий – посередине, а на месте кабины пилота располагались красные уголки.

Это было экспериментальное здание, направленное на победу общежития-коммуны над домом-общежитием.

Европейские университеты возникли на базе монастырей в ХII–XIII вв. Исторически еще в средние века сложились две схемы размещения университетов: автономное размещение по отношению к городу и внутригородское размещение.

Классическими примерами автономного размещения можно назвать английские университеты Оксфорд и Кембридж.

Они расположились среди сельского ландшафта, олицетворяя собой идею о совершенствовании и воспитании человека посредством создания соответствующей архитектурной и природной среды [2, с. 15].

К XVIII–XIX вв. создаются многие известные американские университеты – Йельский, Принстонский, Колумбийский, Калифорнийский и другие.

Кампус – университетский городок – как инновация американской архитектуры становится новым представлением о месте и значимости науки и образования в общественной жизни.

Кампус – это город в городе: улицы, площади, парки, научные институты и лаборатории, концертный зал, подъезды и парковки, книгохранилища и архивы. Здесь своя телефонная система, полиция, пожарные команды, общепит [3, с. 12].

Таблица 1.

Сравнительная таблица организации застройки российских студенческих городков и их зарубежных аналогов

РоссияСША, Канада, Европа, Япония
Внутригородская застройкаАвтономность и комплексность
Высокая плотность застройки, не отличающейся разнообразием.Ландшафтная, пейзажная, нерегулярная застройка
Небольшая культурная и спортивно-оздоровительная составляющаяРазвитая зона культуры, досуга и спорта
Неразвитая структура обслуживанияБогатый спектр услуг
Слабая система безопасности и охраныВысокая безопасность проживания
Нет социальной дифференциации студентов.Расселение по социальным группам
Параллельная постановка зданий и отсутствие оптимального внутреннего двораЗастройка вокруг открытых внутренних дворов.
Тип зданий: коридорный и секционный.Тип зданий: коттеджи, блочные и секционные дома.
Планировка помещений на 2-3 человека, не меняетсяПланировка помещений на 1-2 человека, возможности перепланировки
                 Сантехнические помещения вынесены за пределы жилых комнатСантехническое оборудование входит в жилой блок, встроенная кухня-ниша.

Делая выводы по таблице, можно сказать, что зарубежные учебные комплексы решены более удачно и соответствуют современным требованиям формирования развитой личности.

В России более тысячи ВУЗов. В Омске их насчитывается около тридцати. Состояние жилищно-коммунального фонда ВУЗов города неудовлетворительное, организация быта, досуга, научного творчества не соответствует современным требованиям формирования развитой личности.

В качестве примера рассмотрим возможности проектного решения для общежития одного из ВУЗов г. Омска. Первый этап проектирования – ознакомление с объектом проектирования. Он является типовой застройкой для проживания студентов.

Здание коридорного типа, поделенное на два блока, расположенные в поворотной симметрии относительно холла. Каждый коридор имеет жилые ячейки, включающие по четыре комнаты площадью 11–16 метров квадратных, в которых проживает от 1 до 3 человек.

На один коридор три ячейки, в каждой установлен общий умывальник на четыре комнаты и туалет. На этаже две кухни, каждая из которых расположена в своем блоке, а коридоры соединены между собой большим холлом около 40 метров квадратных. Предусмотрено и два лифтовых узла, расположенных противоположно друг другу.

В рассмотренном объекте проектирования имеется 9 этажей, три из которых можно сделать основным модулем и прототипом для реконструкции этажей всего здания. В таких типовых постройках предусмотрены стандарты размещения жильцов и особые назначения помещений под подсобные или обслуживающие нужды.

Первые два этажа поделены на две зоны, одна из которых включает комнаты или кабинеты заведующего общежитием, комната охраны, медпункт, электрощитовую, буфет. Вторая группа включает комнаты для людей с ограниченными возможностями, семейных пар.

Душ на всё общежитие расположен на двух этаж, первый этаж для девочек, второй для мальчиков, что создает большие неудобства. Остальные этажи приходятся на заселения ими студентов, они и составляют основной объем здания. Помимо жилых комнат на каждом этаже располагаются такие помещения, как: кладовые, санузел, мусоропровод, холл с балконами, кухни.

На первом этапе проектирования необходимо проделать работу над обновлением фасада здания с применением современных тенденций в материалах, нестандартных подходов в их реализации, разобрать цветовую схему, применить необычное формообразование на архитектурных объектах.

Большие ограничения связаны с тем, что объект относится к типовому строительству.

В ходе эскизирования необходимо учитывать архитектурно-планировочные средства формирования городской среды, цветовой дизайн и его влияние на организацию пространства, принципы экологического дизайна и его роль в воздействии на окружающую городскую среду.

На втором этапе должно быть сформулировано концептуальное решение, которое включает работы по разработке общих принципов, композиционных, планировочных, компоновочных схем, функциональной организации выбранного объекта, его цветографическое и объемное решение. Техническое обоснование проектируемого изделия, разработка эргономических и конструктивно-технологических параметров.

На третьем этапе прорабатываются художественно-композиционные формы, обуславливается цветофактурное решение, определяется выбор защитно-декоративных материалов и технологии их отделки. Прорабатываются технические вопросы по эргономическому решению. Происходит сравнительный анализ вариантов и выбор основного варианта решения.

Проектировщик должен сохранить ритм не только города, но и студентов, проживающих в проектируемом жилом комплексе, лаконично вписать архитектурный объект в городскую среду и отразить все это на фасаде здания. Фасад должен стать «лицом» студентов, выражать их внутренний стиль жизни.

Один из наиболее простых путей решения – декорирование зданий фасадами из алюминиевых композитных панелей, которые обладают универсальной стойкостью при различных неблагоприятных условиях.

Технологическая сторона примечательна тем, что алюминиевые панели могут служить для защиты здания от обильных дождей, и также в целях обеспечения изоляции от сильных перепадов температуры, которая характерна в сибирском регионе. Они устойчивы к статическим и динамическим нагрузкам.

За счет большого ассортимента цветовой палитры, можно без труда подобрать необходимый цвет.

Оптимальное размещение жилого городка относительно других структурных элементов университета, формирование связей между ними, разработка типологии общежитий с учетом социальной дифференциации проживающих, создание комфортного пространства для жизни – это основные вопросы, требующие детальной разработки и серьезных исследований [1, с.

 30]. Необходимо знать, что во времена СССР был социалистический строй. Когда приходилось застраивать города типовыми застройками, для быстрого расселения людей. Такие застройки были экономически выгодны для страны в те времена, и за частую государство закрывало глаза на необходимость комфортабельных условий.

Предметное наполнение интерьера должно быть подобрано с учетом требований СНиП, при этом работать на эстетический вид изделия. Желательно применять новые технологии в производстве мебели – трансформеры. За счет этого формировать более комфортные и соответствующие западной специфике архитектурные решения студенческого жилища.

В ходе проектирования объекта, должны изучаться жильцы студенческого общежития, их возраст, увлечения. Исходя из этого, предусматриваться места для различного времяпрепровождения – активного или пассивного отдыха. Студенты по-своему индивидуальны и живут абсолютно разным образом жизни.

У каждого он свой, от этого и зависит их ритм физической активности. У кого-то он активный, пассивный, умеренный. Изучая историю общежитий во все времена и в различных странах, выведена тенденция, что в России процесс развития строительства жилья для студентов не превосходит западные страны.

Но все же идет медленное развитие данного типа строительства. Разрабатываются проекты студенческих городков, по принципу строя европейских институтов.

Список литературы:

  1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования [Текст]: Учебное пособие / Б.Г. Бархин. – М.: Стройиздат, 1993. 438 с.
  2. Богданов Г.М. Проектирование изделий. Организация и методика постановки задачи [Текст] / Г.М. Богданов. – М.: Изд-во стандартов, 1995. 144 с.
  3. Коссаковский В.А., Ржехина О.И. Студенческие общежития за рубежом [Текст] / В.А. Коссаковский, О.И. Ржехина. – М.: Гос. изд. лит. по строительству, архитектуре и стройматериалам, 1963.

Источник: https://sibac.info/conf/philolog/lix/50690

Студенческое общежитие как особая коммуникативная среда для современного студента

Студенческое общежитие как особая коммуникативная среда для современного студента

Ключевые слова:студенческое общежитие, учебное заведение, обучение, тьютор, кампус, зарубежные вузы, студент.

После завершения школьного этапа обучения, в любой стране уже бывший школьник, в большинстве случаев, отправляется учиться дальше. Он может поступить в один из престижных ВУЗов как отечественного, так и иностранного государства, в техникум или в колледж.

При любом раскладе, родительский отпрыск будет находиться на определенном расстояние от родного очага.

Когда бывший школьник определился с выбором чему, как и где ему учиться, вот тут то и возникает вполне закономерный вопрос: где же будет проживать уже без пяти минут студент?

Учебные заведения Российской Федерации студентам, прибывшим из другого региона, города или поселка предоставляют койко-место в общежитие. Ни для кого не секрет, что общежития достаточно широко варьируются по уровню комфорта, стоимости проживания в них и расстоянию, на которое удалены здания общежитий от учебных корпусов.

Если родители в своем студенческом возрасте не имели опыта «коллективного проживания» в студенческом общежитии, или же полученный ими опыт носил негативный характер, то родителей такой категории попросту будет охватывать чувство панического страха только от одного произнесенного слова «общежитие».

Бытуют всевозможные мифы о том, что студенческие общежития попросту не предназначены для нормального проживания студентов и продуктивной учебы. Кроме того, там могут происходить «такие вещи», (после чего может последовать многозначительное молчание или же наоборот, бурная эмоциональная тирада со стороны рьяного противника студенческих общежитий).

Было бы неправильно и не вполне логично отрицать существование пресловутых студенческих мифов, поскольку долговременное проживание студентов в «общежитском» коллективе налагает определенные жизненные следы на того или иного студента.

Эти отпечатки «общежитского» проживания могут носить позитивный характер, когда студенты имеют просто уникальную возможность «не отходя от кассы» обменяться конспектами лекций или семинарских занятий, лабораторных работ, индивидуальных творческих проектов; можно коллективно написать реферат или же, абсолютно за бесплатно, перенять опыт успешной учебы у студентов-старшекурсников. Вместе с тем существует вероятность перенять и негативный опыт или же просто бездарно проводить столь ценное время за бесцельными «посиделками». Именно на первых порах проживания в общежитии студент окунается во взрослую, самостоятельную жизнь без родителей, но с другими, новыми ему людьми, постепенно адаптируясь или же, при негативном раскладе, не адаптируясь в новый коллектив.

Существуют разные общежития: достаточно комфортные, с отдельными секциями на небольшое количество человек, с отдельным душем и туалетом не на весь «колхоз», а только для ограниченного количества студентов, проживающих непосредственно в тех секциях, которые оснащены санитарным узлом и местом для принятия водных процедур. Однако глупо было бы отрицать и существование таких общежитий, в которых не только зайти, но и жить порой бывает страшно и, за редким исключением, опасно.

Поступив в учебное заведение важно сносно учиться, получать как хорошие, так и отличные оценки, но, вместе с тем, не стоит забывать студенту и о студенческой жизни, новых знакомствах, интересном общении и, так называемых, студенческих «коннектах».

Отпуская бывшего школьника во взрослую жизнь, любой родитель вполне обоснованно обеспокоен тем, как же будет родная кровинушка чувствовать себя на «чужбине»? Только родителям невдомёк, что их ребёнок, уже студент, вовсе не одинок, поскольку в общежитии таких много, тут все приехали на учебу с ближнего или дальнего региона.

Поступая в учебное заведение, большинство бывших школьников попадают в крупный город или же в мегаполис впервые в их жизни. Некоторым из ребят проще бывает пройти адаптационный период коллективно, в общежитии.

Достаточно большое количество студентов дружно ходят на учебные занятия, учатся готовить (вместе или поочередно) пищу, осваиваются в незнакомом им пока городе. Можно (если тесно общаться) с сокурсниками, найти себе родную душу.

По прошествии нескольких месяцев во многих студенческих группах образуется крепкое, дружное соседское сообщество, в котором широко распространена взаимная поддержка, помощь и, в случае крайней необходимости, заступничество.

На первых порах кажется, что жизнь в общежитии мешает учебе: постоянный шум, беготня, суета играет отнюдь не лучшую роль при подготовке к занятиям, поскольку зачастую бывает довольно трудно сосредоточиться на самом процессе учебы. Спустя некоторое время студент осознает, что в коллективе-то, оказывается, жить легче.

Если студент, вдруг, не успел дописать конспект, то его без особых проблем можно позаимствовать у одногруппников, если же что-то не понял на лекции — спросить у соседа по секции или этажу.

Можно совместно обсудить сложный для понимания материал, коллективно гораздо проще «зубрить» перед сессией, рассказывая по очереди билеты.

У старших курсов можно попросить столь необходимые в учебе материалы.

Самое же бесценное, что студент приобретает в общежитии — это умение понимать других людей, возможность уживаться с их привычками и, зачастую, менять что-то и в своем характере [3]. Полученные навыки общения с разнохарактерными людьми пригодятся студенту ничуть не меньше, нежели заветный диплом о высшем (или средне-специальном профессиональном) образовании.

Что касается всевозможных вымыслов относительно студенческих «гулянок», то их не совсем корректно называть таковыми, поскольку схожие «гулянки» можно относительно легко и без особых проблем организовать на снятой в аренду жилплощади, что является еще более простой затеей, нежели организация подобного мероприятия в студенческом общежитии, где всевидящее око в лице воспитателей, комендантов и сотрудников охранных предприятий зорко бдит за правопорядком.

Чем более застенчив, робок и несамостоятелен бывший школьник, уже почти студент, тем больше ему необходимо обрести опыт проживания в общежитии. Такой студент научится общаться с людьми, обретет опыт поиска выходов из конфликтных ситуаций, приспосабливаться к происходящим обстоятельствам и событиям.

Лучше получить бесценный опыт, жизненные уроки самостоятельности в молодые, студенческие годы, чтобы по окончании учебного заведения войти во взрослую жизнь относительно самостоятельным и независимым человеком.

Затрагивая вопрос о проживании в общежитиях, хотелось бы затронуть и вопрос проживания в общежитиях разных стран [4; 7].

Проживание студентов в Германии происходит в жилищных обществах (Wohngemeinschaft) и общежитиях (Studentenwohnheim). (Wohngemeinschaft)- этот тип жилья является самым распространенным среди немецких студентов. В основном из-за возможности экономии денег, что, наш взгляд, является единственным плюсом данного типа проживания.

Большинство современных общежитий в Германии организовано по принципу «студенческой коммуналки», по-немецки WG (Wohngemeinschaft). Зачастую это две-три комнаты и большая кухня в одной квартире. Ванная и туалет являются общими на всех проживающих.

В более крупных «коммуналках», рассчитанных, например, на четырех человек, предусматриваются, как правило, два санузла. В общежитиях старого типа нередко встречается и «коридорная система».

Устройство этой системы знакомо многим российским студентам по принципу: длинный коридор, по обе стороны которого расположены студенческие комнаты. На весь этаж предусмотрена одна кухня, душевое помещение и туалет.

Безусловно, число этих помещений на отдельно взятом этаже может варьироваться в зависимости от количества комнат. Зачастую в таких общежитиях в каждой комнате имеется раковина для умывания. Это самый дешевый вариант общежитий. Ключевое слово для поиска таких комнат — Einzelzimmer («комната на одного человека»).

В некоторых общежитиях студенты живут, по сути, в отдельных мини-квартирах, которые жители Германии называют «апартаменты» (Appartments). В них, кроме самой комнаты, имеется отдельный санузел и «кухонная ниша» (Kochnische), которая может располагаться как в самой комнате, так и в прихожей. Стоимость аренды подобных «апартаментов» наиболее высокая по сравнению с остальными типами общежитий.

Главное отличие немецких общежитий от российских заключается в том, что в большинстве случаев в них действует следующее правило: одна комната на одного студента. Жить без особого пространственного комфорта по двое и больше человек в комнате не принято. А разница между типами общежитий состоит в том, придется ли делить с соседями (если «да», то со сколькими) туалет, душ и кухню [1].

Наиболее престижные университеты США — Гарвард, Стэнфорд и Массачусетский технологический институт. Гарвардский университет гарантирует студентам помощь в решении жилищных проблем в течение четырех лет обучения.

Для студентов-первокурсников существует 17 общежитий, находящиеся на территории Гарвард-Ярд. Начиная со второго года обучения, студенты переезжают в более комфортные резиденции: им предлагают поселиться в тех домах, с которыми университет заключил контракт.

Можно найти студию или квартиру с одной, двумя или тремя спальнями.

В Стэнфорде общежитие гарантировано на весь срок обучения, при этом проживание в студенческом городке в первый год- это обязательное условие. Стэнфорд предлагает размещение от одного до четырех человек в квартире в зданиях студенческой резиденции.

В Массачусетском технологическом институте для студентов-первокурсников предусмотрено 12 резиденций, предоставляющих размещение как в одноместных, так и в двухместных комнатах. Тем не менее, существует возможность проживания по три-четыре студента в комнате. Некоторые общежития выдвигают серьёзные требования к проживанию, другие же более лояльны.

Например, в Бакер-Хоус и Буртон-Коннер нельзя курить в здании и заводить домашних питомцев, за исключением рыб. Некоторые общежития разрешают делить комнату со своим домашним любимцем и даже курить в специальных отведенных для этого комнатах, часто в таких общежитиях не бывает лифта.

Многие студенты в США предпочитают снимать жилье за пределами кампусов [6].

Говоря о Чехии, то, например, для студентов Технического университета в Брно предусмотрено проживание в общежитии — Windpoint. Это новое, комфортабельное общежитие с уютными номерами и большим количеством дополнительных услуг для его студентов.

Общежитие оснащено видеокамерами, рецепция работает круглосуточно, вход в общежитие осуществляется по электронным картам, обеспечивающим дополнительную безопасность проживающим. Напротив общежития находится супермаркет. На рецепции есть кофейный автомат.

От общежития до места учёбы можно добраться на прямом трамвае. На дорогу затрачивается не более 20 минут [2].

В Национальном исследовательском Томском Политехническом Университете существует кампус, состоящий из 19 общежитий. В каждом общежитие есть заведующий, занимающийся всеми жилищно-бытовыми вопросами. В обязанности тьютора входит организация досуга студентов, знакомство первокурсников. Если возникают какие-то проблемы, то можно обратиться к психологу общежития и он поможет их разрешить.

Проживающие в студенческом общежитии ТПУ имеют право:

–        проживать в закрепленном жилом помещении (комнате) весь срок обучения в университете при условии соблюдения правил внутреннего распорядка;

–        пользоваться помещениями учебного и культурно-бытового назначения, оборудованием, инвентарем студенческого общежития;

–        переселяться с согласия администрации университета в другое жилое помещение (комнату) студенческого общежития;

–        избирать студенческий совет общежития и быть избранным в его состав; участвовать через студенческий совет общежития, студенческие организации студентов в решении вопросов улучшения условий проживания обучающихся, организации внеучебной воспитательной работы и досуга, оборудования и оформления жилых помещений и комнат для самостоятельной работы, распределении средств, направляемых на улучшение социально- бытовых условий проживания.

Проживающие в студенческом общежитии на добровольной основе привлекаются студенческим советом общежития во внеучебное время к работам по самообслуживанию, благоустройству и озеленению территории общежития, к проведению ремонта занимаемых ими жилых комнат, систематических генеральных уборок помещений студенческого общежития и закрепленной территории и другим видам работ с учетом заключенного договора найма жилого помещения с соблюдением правил охраны труда [5].

Одной из самых главных причин, по которой просто необходимо в студенческие годы пожить в общежитии, является то, что там довольно весело, интересно и увлекательно! И пусть студенты часто недосыпают ночами и, зачастую им попросту хватает стипендиальных или родительских денег, и на последний этаж иногда нужно добираться пешком, без лифта, тем не менее, в памяти навсегда остаются и частенько вспоминаются именно студенческие годы, как самое счастливое время в жизни.

Литература:

1.         2011- 2015 Общество русскоязычных студентов Германии. // URL: http://u4ebagermania.ru/vse-ob-obuchenii-v-germanii/290-prozhivanie-v-germanii-dlya-studentov-studencheskie-zhilischnye-obschestva-wohngemeinschaft-i-obschezhitiya-studentenwohnheim.html (дата обращения 28.05.2015).

Источник: https://moluch.ru/archive/91/19837/

Общежития квартирного типа,

Чем дальше мы отходим от советских времен, тем меньше среди нас тех, кто на своем жизненном опыте знает, что такое общежитие.

Тем не менее, такой вид недорогого и мало-мальски комфортного жилья популярен среди многих приезжих и сегодня, особенно в крупных городах, где цены на аренду жилья очень и очень приличные.

Однако общежитие общежитию рознь. В этой статье мы познакомим вас с основными их типами, раскрыв особенности каждого.

Что такое общежитие?

Общежитие (ходовое жаргонное название – “общага”) – это место временного проживания:

  • студентов;
  • сезонных рабочих;
  • работников организаций с семьями;
  • частных лиц.

В общежитии и квартирного типа, и других видов, по нормативам, на одного жильца приходится 6 (ранее – 4,5) м² личного пространства. Это допускает совместное проживание порой незнакомых людей в одной комнате. Отчего можно предположить, что уровень комфортности здесь довольно низкий.

Все вопросы, касающиеся проживания, предоставления, содержания общежитий (квартирного типа, в том числе) в нашей стране решает Жилищный кодекс.

Общежития (в России они назывались тогда бурсами) появились еще в средневековье. Они предназначались для проживания бедных студентов при университетах, семинариях и духовных училищах.

Виды общежитий

Основная градация этих мест проживания зависит от способа планировки жилого пространства. Они делятся:

  • на общежития квартирного типа;
  • коридорные;
  • блочные;
  • гостиничного вида.

В зависимости от контингента, проживающего в общежитии, оно бывает:

  • для учащихся и студентов;
  • для рабочих.

Существует разделение и по владельцу:

  1. Государственные, муниципальные, при вузах и предприятиях. Проживать здесь имеют право только лица, являющиеся студентами или работниками определенной организации.
  2. Коммерческие – владельцем их выступает ИП, ООО и т. д. Койко-место тут может снять любой желающий.

И последняя градация:

  • “холостяцкие” общежития – женские и мужские;
  • семейные общежития.

Разберем самые популярные из них более подробно.

Общежития коридорного типа

Самая дешевая и доступная планировка. Стандартно, это длинный коридор, по обе стороны которого расположены минимально оснащенные необходимым комнаты, где проживает от одного до нескольких человек. На каждом этаже присутствует кухня и санузел.

Общежития блочного типа

Иногда эти общежития называют секционными – здесь 2-4 комнаты объединены в отдельный блок. В каждой такой секции есть свой санузел. Кухня, в большинстве случаев, одна на этаже, но есть и варианты, где она размещается в блоке.

Общежития гостиничного вида

Наиболее комфортные, но и цена за проживание здесь выйдет как в недорогой гостинице. В комнате находятся 2-4 человека, есть отдельный санузел, душевая, холодильник, телевизор. Кухня может быть как одна на этаж, так и в каждом номере.

Общежития квартирного типа

“Малосемейки” – это особый род общежитий. Они являются обычного вида домами с изолированными квартирами, в каждой из которых есть все необходимое – кухня, уборная, ванная комната. Их минус – небольшая жилплощадь.

Почему же это общежития? В советское время квартиры здесь выдавали семьям молодых рабочих, приезжим специалистам. Сегодня в общежитиях квартирного типа проживают в своей приватизированной собственности постоянные жильцы. Снять жилье здесь можно только у его собственника.

Семейные общежития

Выделение жилья здесь было традицией в советское время. Так, отдельная семья за какие-либо заслуги получала от профсоюза ордер на поселение в отдельную комнату в семейном общежитии. Иногда этого было наградой за большой стаж, а иногда – следствием долгого ожидания своей очереди.

Предоставленная комната в итоге официально закреплялась за семьей. Однако приватизировать ее они не имели права в постсоветское время. Отчего нередки были громкие продажи зданий общежитий новым собственникам, невзирая на присутствие в общем-то законно проживающих жильцов.

Условия проживания в таких местах выделяются только наличием своей комнаты. Уборная, душевые кабины и кухня здесь также общие.

Рабочие общежития

Могут быть устроены как по планировке общежития квартирного типа, так и менее комфортных разновидностей. Принадлежат либо конкретной организации, либо посреднику, сотрудничающему с этим работодателем.

Цель у них одна – размещение сезонных рабочих (так называемых гастарбайтеров), реже – постоянных работников. Последнее более присуще бюджетным организациям.

Важное условие – проживающий получает временную регистрацию по адресу общежития.

Так как в российском законодательстве нет четкого определения условий для общежитий, то они могут походить и на ночлежку, и на неплохую двухзвездочную гостиницу эконом-класса. В основном проживают от 4-х до 20-ти человек в комнате.

Удобства – в санитарном блоке на этаже. Обстановка комнат спартанская – одно- или двухъярусные кровати, износостойкое постельное белье, стол, несколько стульев, прикроватные тумбочки, общий шкаф.

Плюс такого общежития – уборку производят не жильцы, а специальный персонал.

Вот и все, что мы хотели рассказать вам о самых разных общежитиях в России. Самые комфортные из них – квартирные. Но сегодня они утратили статус общежития и стали приватизированной собственностью.

Источник: http://.ru/article/340091/obschejitiya-kvartirnogo-tipa-malosemeyki-i-drugie-vidyi-harakteristika

Особенности формирования жилых студенческих городков

«Архитектон: известия вузов» № 10 Июль 2005

Конференции

Кропотова Ольга Владимировна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор кафедры АЖОЗ Дектерев С.А.

В университете проверяется настоящее и закладывается будущее. Образование и поддержка больших университетов – важнейшая часть жизни любой прогрессивной страны, залог ее будущего благополучия и процветания.

В России число ВУЗов превышает тысячу. В Екатеринбурге их насчитывается около тридцати. Существующие учебные здания и комплексы были построены в далекие годы, и жилые городки, которые принадлежат ВУЗам, устарели.

Состояние жилищно-коммунального фонда ВУЗов города неудовлетворительное, организация быта, досуга, научного творчества не соответствует современным требованиям формирования развитой личности. Ранее существовавшие принципы комплексного решения ВУЗов как единого целого в последние годы ушли из практики, учебные и жилые корпуса разобщены.

Нередко под учебные и жилые функции приспосабливают другие здания, в которых трудно организовать учебный процесс и жизнь студентов.

Актуальность решения жилищного вопроса подтверждает социологический мониторинг СВАПОС среди студенчества города. Жилищно-бытовые проблемы студенты Екатеринбурга считают приоритетными для решения в рамках стратегического плана города.

При достаточно высоком качестве образования отмечен низкий уровень жилищно-коммунальных услуг (проблема является приоритетной – ее выделяют 70% от числа опрошенных). Студенты хотели бы видеть город, в котором обращают внимание на проблемы молодежи в целом, на проблемы молодых семей.

Также очень важна для студентов проблема трудоустройства во время учебы в ВУЗе и после его окончания [3].

В 30-е годы активно разрабатывалась идея создания университетов, где комплексно учитывались вопросы организации учебы, проживания, трудоустройства, связи с наукой и спортом. Были сформулированы основные принципы формирования подобных комплексов, разработаны типовые проекты. К сожалению, не многие из этих проектов удалось реализовать в строительстве.

Примерами комплексного решения организации ВУЗа в России могут являться Московский Государственный Университет и Московский Авиационный Институт, Новосибирский Университет, УГТУ-УПИ в Екатеринбурге. Но и в УПИ есть проблемы: «стареющий» жилищный фонд, препятствующие студенческим потокам большие улицы с интенсивным движением транспорта и многое другое.

Зарубежный опыт дает примеры блестящего решения жилых городков, где создаются прекрасные условия для жизни. На сегодняшний день в списке лучших мировых ВУЗов по условиям обучения и проживания лидируют университеты США и Великобритании.

Первая десятка рейтинга выглядит следующим образом: Гарвард (США), Калифорнийский университет в Беркли (США), Массачусетский технологический институт (США), Калифорнийский технологический институт (США), Оксфорд (Великобритания), Кембридж (Великобритания), Стэнфорд (США), Иельский университет (США), Принстон (США). Россию в этом рейтинге представляет лишь МГУ им. Ломоносова на 92 месте. Стоит обратиться к мировому опыту формирования университетов и организации студенческих городков [6].

Европейские университеты возникли на базе монастырей в ХII-XIII вв. Здесь создавалась особая материально-пространственная воспитательная среда, аккумулирующая в себе интеллектуальный потенциал различных эпох. Прославленные университеты являлись третьей силой вместе с властью религии и светской властью.

Исторически еще в средние века сложились две схемы размещения университетов: автономное размещение по отношению к городу и внутригородское размещение. Эту традицию поддерживали представления об избранности труда ученого и ценности образования.

Классическими примерами автономного размещения можно назвать английские университеты Оксфорд и Кембридж.

Они расположились среди сельского ландшафта, олицетворяя собой идею о совершенствовании и воспитании человека посредством создания соответствующей архитектурной и природной среды.

К XVIII-XIX вв. создаются многие известные американские университеты – Йельский, Принстонский, Колумбийский, Калифорнийский и другие. Кампус – университетский городок – как инновация американской архитектуры становится новым представлением о месте и значимости науки и образования в общественной жизни.

Кампус – это город в городе: улицы, площади, парки, научные институты и лаборатории, концертный зал, подъезды и парковки, книгохранилища и архивы. Здесь своя телефонная система, полиция, пожарные команды, общепит. Кампус – муравейник. Здесь собраны разные люди с различными стремлениями и желаниями.

Они живут в одном пространстве.

Постоянное проживание студентов и преподавателей в университетском городке являлось отличительной чертой университетов. Поэтому архитектурно-планировочная структура университета должна была отвечать разносторонним функциональным потребностям проживающих в кампусе студентов и преподавателей.

Следует отметить еще одну особенность западных университетов. Долгое время было распространено явление деления университетов на мужские и женские.

“Мужской” университет (примером может служить Университет Майами) отличали определенная дисциплинарная строгость планировочной схемы в четкой ориентированности по сторонам света, прямоугольная разбивка сетки улиц на пропорциональные кварталы, использование регулярной планировки в ландшафтной организации, применение принципа формирования застройки вокруг открытых внутренних дворов – “квадранглов”. “Женское” начало (например, Западного колледжа близ Университета Майами) воплощалось в живописно-ландшафтном размещении колледжа, нерегулярной, пейзажной постановке зданий в пересеченном лесном ландшафте и в художественной романтической трактовке учебных и жилых построек. В ландшафтном благоустройстве изобилуют арочные пешеходные мостики, живописные по очертаниям пруд и ручьи [5].

Отличие формирования западных университетов от российских наглядно демонстрируется в сравнительной таблице №1. В качестве примеров рассмотрены два характерных университета и даны сравнительные сопоставления их структурных составляющих.

Особенности архитектурно-пространственной организации университетов в России и за рубежом.

Рис.1 Университет Хертфордшира (Великобритания), кампус De Havilland.Рис.2 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

Таблица 1.

США, Канада, Европа, Япония Россия
Автономное размещение университета по отношению к городу. Комплексность застройки.Преобладает внутригородское размещение университета. Некомплексность застройки, размещение функциональных зон на различных участках.
Размещение университета преимущественно в живописно-ландшафтной природной среде. Постановка зданий нерегулярная, пейзажная.Территория ВУЗа “зажата” существующими улицами и зданиями. Высокая плотность застройки, не отличающейся разнообразием.
Культурная и спортивно-оздоровительная зоны развиты.Культурная и спортивно-оздоровительная зоны представлены недостаточно широко.
Инфраструктура обслуживания жилого сектора имеет широкий набор услуг.Структура обслуживания жилого сектора представлена в сокращенном виде.
Безопасность проживания организована на достаточно высоком уровне.Отсутствует система безопасности проживания.
Принципу расселения различных социальных групп студентов уделено большое внимание.Отсутствует социальная дифференциация проживающих студентов.
Принцип формирования застройки вокруг открытых внутренних дворов.Параллельная постановка зданий не создает комфортного дворового пространства
Распространенные типы общежития: коттеджи, блокированные и секционные дома.Используются общежития только коридорного и секционного типов.
Комнаты одноместные и двухместные. Характерно гибкое планировочное решение жилых ячеек.Комнаты двухместные и трехместные, не изменяемые в планировочном отношении.
Сантехническое оборудование в составе жилой ячейки, предусмотрена кухня-ниша.Размещение санузлов преимущественно вне жилых комнат

Анализ показал, что зарубежные учебные комплексы решены более удачно и соответствуют современным требованиям формирования развитой личности. Основная проблема российской действительности – это нехватка финансирования.

Понимание важности не только качественного образования, но и необходимости организации качественной жизни студента приходит постепенно.

В совершенствовании российской системы формирования учебных комплексов поможет:

– Анализ мирового опыта в решении указанной проблемы.

– Привлечение высококлассных специалистов в области проектирования современных комплексов.

– Привлечение спонсоров и меценатов.

– Организация и введение социальных программ.

– Переход на самоокупаемость (работа научно-исследовательских подразделений и других служб приложения труда).

Учитывая актуальность организации жизни студентов, соответствующей современным требованиям, проводится настоящее исследование, сопровождаемое разработкой проектных моделей студгородков.

На сегодня существует проект формирования Большого Евразийского Государственного Университета (БЕГУ), который вошел в структуру генерального плана г. Екатеринбурга. В связи с формированием БЕГУ встает проблема не только общего зонирования комплекса, но и места жилища в нем.

Оптимальное размещение жилого городка относительно других структурных элементов университета, формирование связей между ними, разработка типологии общежитий с учетом социальной дифференциации проживающих, создание комфортного пространства для жизни – это основные вопросы, требующие детальной разработки и серьезных исследований.

В существующем эскизном проекте Университета присутствует не совсем удачная функционально-планировочная организация комплекса. Поэтому автором предлагается несколько модифицировать первоначальный вариант (схема №2).

ВУЗы БЕГУ сгруппированы в три условных сектора: сектор гуманитарных наук, сектор технических наук и сектор пересекающихся наук. Сектора разбиты в целях более успешного функционирования университета, в первую очередь, для удобства передвижения и ориентирования. Университет – это синтез трех составляющих:

– учеба (учебная зона ВУЗов);

– практика (сфера приложения труда и научно-исследовательская зона);

– обслуживание (жилая зона и сфера обслуживания населения).

Схема 2.

Рис.3 Модель полифункционального учебного комплекса

Рис.4 Предложение по функциональному зонированию БЕГУ

Таблица 3.

 

Сводная информация по ВУЗам, входящим в сектора, основана на статистических данных и представлена в таблице №3.

Жилой студенческий городок проектируется автором для ВУЗов творческого и гуманитарного профиля. Целью работы является разработка универсальных принципов формирования жилого студенческого городка, моделей концептуальных решений организации архитектурно-пространственной среды.

ВУЗы имеют общую сферу обслуживания и единое пространство для общения и взаимодействия. Ядром жилой студенческой зоны станет культурно-досуговый центр. На территории жилого городка будет создана развитая сеть бытового, коммунального и медицинского обслуживания, организованы условия для оптимального проживания, досуга и научного творчества, предусмотрены пространства для спорта и отдыха.

Необходимо сформировать принцип расселения старших и младших курсов, семейных пар и одиночек, малоимущих и материально обеспеченных студентов, оптимально составить типологию общежитий.

Например, целесообразно разделить младшие и старшие курсы, поселив первые в общежития коридорного и секционного типов. Младшим необходимо общение, движение, масса информации.

Старшие курсы, напротив, можно расселить в блокированные дома, что будет способствовать дальнейшему саморазвитию и продвижению научного творчества старшекурсников.

Семейным студентам будет комфортнее в более обособленных и тихих общежитиях.

Проведенное предпроектное исследование показало, что территория под проектирование и строительство жилого студенческого городка является достаточно благоприятной. На участке имеются низкорослый лес, живописные “лужицы” и овраги, заброшенные пустыри и редкие участки дачного строительства. Природной доминантой, несомненно, является озеро Малый Шарташ.

Следует отметить большую предстоящую работу по освоению и облагораживанию местности. При проектировании жилой зоны планируется использовать пейзажную планировку с живописным приемом озеленения.

Одной из важных задач при создании проекта является максимальное сохранение и использование естественного ландшафта, чередование открытых и закрытых пространств, создание небольших уютных природных двориков и уголков.

Периферийное размещение комплекса БЕГУ позволит использовать и другие преимущества его размещения, такие, как возможность перспективного развития, обособления и создания характерной атмосферы институтской жизни.

Библиография

  1. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации. Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения».

Источник: http://archvuz.ru/2005_2/35

Студиорум
Добавить комментарий