Знания и умения выпускника школы

Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации фгос нового поколения

В последнеедесятилетие в отечественной системеобразования произошли значительныеизменения: введен единый государственныйэкзамен, разработан федеральныйобразовательный стандарт новогопоколения, введено профильное обучение.

Какой он –современный выпускник? Обратимся кпортрету выпускника школы, представленномув проекте стандарта среднего (полного)общего образования.

В соответствии сданным портретом выпускниксовременной школы должен быть:

  • любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающим свою сопричастность к судьбе Отечества;
  • креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
  • владеющим основами научных методов познания окружающего мира, мотивированным на творчество и современную инновационную деятельность;
  • готовым к учебному сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; осознающим себя личностью, социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;
  • уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
  • подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

А как видят себясами выпускники? И к какому идеалу онистремятся? С такими вопросами мыобратились к выпускнице гимназии,которая высказала собственное мнениеи опиралась на высказывания своихсверстников по этой теме.

Какой он – современный выпускник? Какими качествами должен обладать?

Пожалуй, самыйпростой путь ответить на эти вопросы -спросить у самих старшеклассников. Мыпровели небольшой опрос среди 11-ыхклассов нашей школы. Большинство ребятсчитает, что главная и ничем незаменимаячерта выпускника – это ум. Разумеется,они правы. Ум – это возможность грамотнопостроить предложение, донести своюмысль до окружающих, поддержать беседуна любую тему.

Ум – это знания, а точнее,умение их применять. Но, мало быть просто«умным». Необходимо иметь перед собойчетко поставленную цель. Ты долженхорошо понимать – чего ты хочешь и какты можешь этого добиться. Цель в жизнидолжна быть всегда: будь ты школьник,выпускник, студент, квалифицированныйработник, начальник, родитель.

… По мередостижения одной цели, ты должен ставитьсебе другую, добиваться, идти к ней. Ведьчеловеку необходимо постоянно развиваться,расти, идти дальше… Целеустремленныйчеловек – успешный человек. Так считаюти современные выпускники. Следующими,по мнению опрошенных, неотъемлемымикачествами являются трудолюбие,ответственность, самостоятельность иусидчивость. Всему этому учит нас школа.

Каждый урок в школе – это не простоогромное количество новых, необходимыхзнаний, это уроки жизни. Школа учит насбыть взрослыми, самостоятельными. Учитне зависеть от других, но уважать мнениедругого человека. Сосредоточенность,пунктуальность, прилежность, аккуратность,- все это то, без чего невозможно хорошоучиться в школе, а уж тем более шагатьво взрослую жизнь.

Современный выпускникдолжен быть харизматичным, иметь чувствоюмора. Тут невозможно не согласиться.Умение разговаривать с людьми – одноиз самых важных качеств в наши дни.

Что-то рассказать, предложить, объяснить,посоветовать и посоветоваться, попросить,узнать, договориться, – в независимостиот того, какой дальнейший путь ты выбрал,сталкиваться с этим будешь часто…Несомненно, важно быть уверенным в себе.В себе, в своих поступках, словах. Тыдолжен твердо идти вперед, не сомневаясьв своих действиях. Не будешь сомневатьсяты – не будут сомневаться другие.

Но,как бы то ни было, самыми главными чертамивыпускника (и неважно современного илинет) всегда будут вежливость, добротаи открытость. Ведь выпускник – этобудущее страны. Он должен быть способенизменить что-то в обществе, сделать еголучше. И какой бы ты ни был успешный,умный, целеустремленный, ты ничего несможешь изменить, если в тебе нет этихкачеств.

Ни с одним человеком ты несможешь договориться, не будь ты вежливым,добрым, отзывчивым, а, главное, честным.Люди просто не захотят идти тебенавстречу, не станут верить твоим словам.Увы, сейчас – это весьма серьезнаяпроблема. Современная молодежь перестаетценить многие моральные качества,перестает понимать их важность.

Ведьсейчас, в век компьютеров и телефонов,людям стало гораздо проще общаться другс другом, не отрывая головы от клавиатуры,нежели слышать реальный голос реальногочеловека. Сидя за компьютером, мы невидим ни эмоций человека, ни его реакций– ничего. Да и сами-то мы мало что можемиспытать, стуча по кнопкам и смотря наголубой экран. Мы забываем, как это –быть добрым, открытым, отзывчивым.Забываем, потому что «не используем»эти качества. А жаль.

Такими качествами,по мнению современных подростков, долженобладать выпускник, чтобы бытьподготовленным к взрослой жизни,правильно выбрать свой профессиональныйпуть, быть успешным, а главное – нужнымобществу и своей стране.

Программыкомплексногопсихолого-педагогического медико-социальногосопровождения образовательного процессанаправлены на достижение личностных иметапредметных результатов, которыеобозначены как важные составляющиеФедерального государственногообразовательного стандарта новогопоколения.

Так, например,программа«Шаги к успеху»ориентирована на формирование навыковучебной деятельности, осознанногоотношения к обучению, ответственногоотношения к образованию и самообразованию.

Программа«Я учусь выбирать – 9, 10-11»предполагает освоение основ самостоятельногоосознанного выбора учащимися в областишкольной карьеры, начиная с выборапрофиля обучения и заканчиваяпрофессиональным самоопределением.

Основныминструментом данной программыявляется портфолио«Отвыбора профильного класса к профессиональномусамоопределению»,которое состоит из 3 частей:

  • для учащихся 9 классов – «Учимся выбирать профиль обучения на этапе предпрофильной подготовки» – знакомство с общими основами правильного выбора;
  • для учащихся 10 класса – «Мои первые шаги к профессиональному самоопределению»;
  • для учащихся 11 класса – «Портфолио выпускника» – позволяет структурировать и отследить процесс профессионального самоопределения, помогает обосновать профессиональный выбор при собеседовании в вузе, сформировать навыки самопрезентации, необходимые в дальнейшей профессиональной карьере.

Программа «Я выбираю здоровье»направленана осознание ценности здоровья издорового образа жизни, обучениестаршеклассников алгоритму принятияправильного решения в отношениисобственного здоровья, знакомство сосновными компонентами образа жизниздорового и успешного человека.

Программа«Консультационныйцентр врамках проекта «Абитур-класс»,охватывающего завершающий этап обученияв школе (10-11 классы) и основной этаппрофессионального самоопределения.

Для всех старшеклассников с цельюоказания помощи в правильном планированиииндивидуального маршрута подготовкик итоговой аттестации и поступлению ввысшие учебные заведения проект«Абитур-класс»предоставляет следующие возможности:

  • это участие в предметных вузовских олимпиадах;
  • информационная поддержка при определении пакета выпускных экзаменов;
  • организация подготовки к ЕГЭ по профильным предметам в рамках школы тестовой культуры.

Программа«Консультационныйцентр» направленана формирование у старшеклассниковмотивированного понимания «куда и зачемидти учиться?».

Программа включаетв себя 3 модуля:

1. Информационнаяподдержкастаршеклассников и их родителей повопросам профориентации и подготовкик ЕГЭ, которая осуществляется через:

  • школьный сайт – раздел «Информбюро»: информация о вузах, олимпиадах, целевых программах и т.д. см. сайт гимназии www.school56.spb.ru, ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»);
  • встречи с представителями высших учебных заведений и совместные профориентационные мероприятия (круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы и др.);
  • буклеты-памятки для учащихся, родителей и классных руководителей;
  • использование материалов инфотеки ППМС-центра, специализированных образовательных порталов, ресурсов медиатеки, библиотеки и др.
  1. Индивидуальная работа по самоопределению с использованием «Абитур-листа» (см. сайт гимназии www.school56.spb.ru, ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»)

  2. Система индивидуальных профориентационных консультаций специалистов: психолога-профконсультанта и сотрудника центра довузовской подготовки, что помогает старшеклассникам:

  • определить свои интересы, склонности и возможности;
  • познать особенности своего интеллекта и темперамента;
  • расширить представление о мире профессий и выбрать именно ту, которая больше всего подходит;
  • получить подробную информацию о вузах;
  • получить информацию о целевых программах;
  • научиться эффективному поведению в трудных ситуациях (например, на экзамене) и поверить в свои силы;
  • справиться с экзаменационным стрессом, используя релаксационные упражнения и техники;
  • приобрести навыки самопрезентации, подготовиться к собеседованию в выбранном вузе;
  • составить и оформить портфолио.

Вся системакомплексного психолого-педагогическогомедико-социального сопровождения, такимобразом, обеспечивает условия, позволяющиевыпускнику приобрести необходимыекачества, компетенции и знания, которыепозволят ему стать конкурентноспособнойи успешной личностью в современноммире.

А.А. Лысенко

Источник: https://StudFiles.net/preview/3536544/page:10/

ФГОС: Каким должен быть выпускник детского сада?, Дошкольный возраст

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с основными критериями, по которым определяется готовность ребенка к школе, и с содержанием программ дошкольного образования, обеспечивающим быструю адаптацию дошкольника к школе.

Достаточно часто готовность ребенка к школе определяется только лишь имеющимся у него объемом необходимых навыков и знаний.

По мнению учителей, каждый выпускник ДОУ должен хорошо читать, пересказывать, считать и писать без ошибок.

Опасаясь, что их ребенок не будет соответствовать ожиданиям учителей и окажется “худшим” в классе, родители стремятся научить своего малыша бегло читать и решать сложные задачи.

Однако, согласно ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать/считать/писать, сколько обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • готовность отвечать за свои поступки;
  • доброжелательность;
  • уважительное отношение к семье и социуму.

То есть, основная задача детского сада состоит не в том, чтобы дать ребенку определенный багаж знаний (эта задача возложена на школу), а в том, чтобы научить их добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Другими словами, программа подготовки дошкольников в детском саду направлена преимущественно на эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие детей, а также на подготовку будущих первоклассников к суровым будням школьной жизни.

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с основными критериями, по которым определяется готовность ребенка к школе, и с содержанием программ дошкольного образования, обеспечивающим быструю адаптацию дошкольника к школе.

Основные критерии готовности ребенка к школе

Если внимательно проанализировать ФГОС дошкольного образования, то можно выделить основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе:

  • интеллектуальная – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
  • физическая – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
  • мотивационная – ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), и не потому что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус (социальный мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;
  • социальная – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.

При условии соответствия ребенка всем этим критериям его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.

программ дошкольного образования согласно ФГОС

Согласно ФГОС дошкольного образования программы занятий в детских садах должны содержать в себе мероприятия, направленные на:

Развитие социально-коммуникативных навыков – усвоение общепринятых норм и ценностей, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, становление самостоятельности (в социуме, быту, природе), целенаправленности и саморегуляции своих действий, формирование положительного отношения к разным видам труда и творчества, а также уважительного отношения к семье и социуму.

Развитие познавательных навыков – формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, социокультурных ценностях нашего народа, наших традиций и праздников, развитие любознательности, воображения и творческой активности.

Развитие речевых навыков – обогащение словарного запаса, знакомство с детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности, развитие грамматически правильной, связной речи и речевого творчества.

Развитие художественно-эстетических навыков – формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, музыки, фольклора, литературы, реализация самостоятельной творческой деятельности, становление элементарных представлений о видах искусства.

Развитие физических навыков – приобретение навыков двигательной активности (в том числе, выполнение упражнений, направленных на развитие гибкости и координации, опорно-двигательного аппарата, крупной и мелкой моторики), формирование первичных представлений об основных видах спорта, становление целенаправленности и ценностей здорового образа жизни.

Отметим, что при реализации рекомендованной ФГОСом программы дошкольного образования допускается оценивание уровня развития каждого ребенка педагогическими работниками для индивидуализации образования (в том числе, построение его персональной образовательной траектории) и оптимизации работы в коллективе детей.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1134_fgos-kakim-dolzhen-byt-vypusknik-detskogo-sada.html

Современный выпускник! Какой он? В школе должны формироваться следующие качества

1

2

3 Современный выпускник! Какой он?

4 В школе должны формироваться следующие качества: Качества реальных выпускников: В жизни им необходимы следующие качества: Целеустремленность Образованность Работоспособность Коммуникабельность Дисциплинированность Эрудированность Уверенность в себе Трудолюбие Интеллигентность Внимательность Образованность Организованность Дисциплинированность Работоспособность Коллективизм Воспитанность Скромность Терпение Двуличие Зажатость Упорство в достижении целей Самоуверенность Образованность Коммуникабельность Работоспособность Творческий подход к делу Дисциплинированность Карьеризм Наглость Пробивные качества Выпускники считают, что…

5 Качества выпускника, которые должна формировать школа Качества выпускника, которые реально воспитываются у выпускников школы Качества выпускников, которые необходимы выпускникам в жизни Почему существуют различия между этими тремя группами качеств?

6 Различия существуют, потому что: Идеальных людей не бывает, как и людей, которые должны воспитывать в нас эти качества; Реальность и идеал – это разные вещи, но это не значит что к идеалу не стоит стремиться; Цель, реальность и будущность – это разные вещи и не нужно стремиться их совместить; Школа не может воспитать всех одинаково, все люди разные сами по себе; Различий среди этих качеств нет, и не должно быть, человек сам должен уметь воспитывать в себе нужные качества, а школа лишь помогает ему в этом; Школа должна стремиться развить положительные качества, а ученик уже сам выберет то, что ему необходимо в жизни; Не хватает талантливых учителей; Мы не можем проявить свои качества в школе; Честность и доброта, в наше время, никому не нужны;

7 Что же необходимо сделать, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания в школе? Необходимо больше внеклассных мероприятий совместно с родителями и учителями, чтобы лучше человеческие качества узнать друг друга; Больше уроков в форме ролевых игр; В старших классах ученик сам должен выбирать наиболее интересные и нужные ему предметы, Ввести больше разнообразных спецкурсов; Давать на уроках больше жизненно-важных и практических навыков; Проводить дни самоуправления в школе; Ученик должен иметь возможность высказывать свою точку зрения; Учитель должен видеть в ученике, прежде всего человека, и воспитывать личным примером;

8 УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СЕГОДНЯШНИХ ВЫПУСКНИКОВ ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ, ЧЕМ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ ВАШЕГО ВРЕМЕНИ?

9 СЕГОДНЯШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ПОДГОТОВЛЕНЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ ВАШЕГО ВРЕМЕНИ?

10 ПО НРАВСТВЕННЫМ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ СЕГОДНЯШНИЕ ВЫПУСКНИКИ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ БЫЛИ ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ ВАШЕГО ВРЕМЕНИ?

11 СЕГОДНЯШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ, СТРЕМИТСЯ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ СТРЕМИТСЯ КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧАТЬ РАБОТАТЬ, ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ?

12 СЕГОДНЯШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТРЕМИТСЯ УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ ИЛИ БОЛЬШЕ СТРЕМИТСЯ РАЗВЛЕКАТЬСЯ, ПОЛУЧАТЬ ОТ ЖИЗНИ УДОВОЛЬСТВИЕ?

13 Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Что есть?Что должно быть? Современный учитель в основном ориентируется на знаниевую парадигму образования и дает учащимся хорошие знания, при этом не развивается личность ученика, последний не умеет самостоятельно добывать знания, не умеет пользоваться справочной и дополнительной литературой Развитое мышление и интеллект, (а не память). Ученик должен уметь добывать знания. В современном обществе, в век информационных технологий и возрастающих потоков информации, это очень важное умение.

14 Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Что есть?Что должно быть? Большой объем не усваиваемой информации, обучение множеству различных дисциплин, которые пригодятся в будущем только на 50%. Учитель учит тому, что знает сам, независимо от того, является ли это актуальным.

Учит тому, чего уже нет. Знания оторваны от деятельности. Оценки – главнее всего. Обучение не собственно предмету, а основным умениям, которые помогут ученику получить нужные знания в будущем. Нужно учить находить нужную информацию и умело ее использовать, а не давать готовый материал. Развитие самостоятельности.

Сохранение здоровья.

15 Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Что есть?Что должно быть? Крайняя недостаточность аудио и, особенно, визуальной информации гуманитарного плана.

Имеющиеся фильмы безнадежно устарели, а на новое, как правило, нет денег. Человек должен свободно или, как минимум, уверенно ориентироваться в процессах, происходящих в обществе. Для этого ему нужна альтернативная информация из разных источников.

Это даст ему возможность осознанно принимать ответственные решения.

16 Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Что есть?Что должно быть? Выпускник, владеющий суммой знаний. Творчески развитая личность, способная адаптироваться в условиях рынка. Современный выпускник должен быть активным, самостоятельным, умеющим выходить из трудных жизненных ситуаций.

17 Какой должна быть современная школа, чтобы воспитать современного выпускника? Что есть?Что должно быть? Перегрузка учащихся: ученику не хватает времени для работы с дополнительными источниками информации, включая компьютер. Физически здоровая личность, обладающая прочными знаниями.

18 Категория – ключевая компетентность – является основной категорией мировой образовательной практики, потому что: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковые составляющие; во-вторых, интерпретирует содержание образования из конечного результата; в-третьих, обладает интегративной природой, включает в себя не только привычные ЗУНы, но привычки, традиции народа, национальную культуру, а также мотивационную, социальную, этическую и поведенческую составляющие.

19 Цели образования Формирование знаниевой базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям учащегося и его планам на будущее (Предметная компетентность) Формирование способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество и др.), оформления продуктов деятельности.

(Управленческая компетентность) Формирование способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.). (Коммуникативная компетентность) Формирование способов социализации (включения в разные образовательные, профессиональные и др. сообщества).

(Социокультурная компетентность)

20 Активность СвободаЗависимость Пассивность Творческая Карьерная Догматическая Безмятежная Образовательная среда

21 Модель выпускника школы Нравственный потенциал Интеллектуальный потенциал Гражданский потенциал Художественно- эстетический потенциал Физический потенциал правовая культур адекватная самооценка честность принципиальность умение отстаивать свои взгляды и убеждения профессиональное самоопределение необходимый уровень воспитанности достаточный уровень знаний умение рационально работать способность к самообразованию творчески мыслить грамотно работать с информацией гражданственность патриотизм любовь к родному краю и Родине Высокая креативность Способность к самореализации Осознанные познавательные интересы и стремление их реализовать Здоровый образ Осознанное отношение к здоровью и физической культуре Способность действовать в чрезвычайных обстановках

22 Проект решения педагогического совета: «Современный выпускник глазами учителей, родителей, учащихся. Модель выпускника школы». 1.Принять за основу «Концепции развития школы на годы» модель выпускника школы и разработать план реализации концепции. 2.

Создать для построения индивидуальной образовательной траектории каждого ученика в старшей школе (переход на профильную систему обучения, разработка системы элективных курсов, изучение социального заказа). 3.В рамках имеющихся программ сделать акцент на практическую направленность обучения ( внедрение новых технологий, использование ролевых игр, экскурсий, семинаров и т.п.) 4.

Создать условия для проявления поисковой деятельности и творческой активности учащихся ( проектные работы, экспериментальные площадки и т.д.)

23 Благодарим за участие в работе педсовета!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/409854

Модель выпускника современной школы

Требования, предъявляемые к современной системе образования, непосредственно влияют на тот образ выпускника, который формируется в сознании общества.

Какие люди необходимы современному обществу, чтобы оно развивалось?

Попробуем создать модель современного выпускника, воспользовавшись мнением ведущих педагогов мира.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, по мнению Ф.С. Шлехти, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [28,7-8].

Обладая такими качествами, человек способен выполнять различные социальные роли. В таблице мы представим основные «жизненные роли», которым нужно учить школьника и которые ему предстоит выполнять, по мнению академика В.Я. Пилиповского [28,8-9].

Социальные роли современного человека.

Социальная роль Реализация роли
Реализовавшаяся личность Человек, отличающийся хорошо развитым сознанием своих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание для выбора альтернатив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вести здоровую, продуктивную и наполненную самоосуществлением жизнь. Данная роль охватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающие основу для личной самореализации.
Личность со стремлением к поддержке других людей Человек, умеющий ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразие плодотворных связей с ними. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных, микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точек соприкосновения, без чего трудно себе представить жизнь каждого человека.
Человек, имеющий кредо «Жизнь как постоянное учение» Человек, постоянно приобретающий новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация и возможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, – порой много лет спустя после завершения формального образования.
Деятельный участник культурного развития Человек умеет ценить культурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная роль включает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества.
Высококвалифи-цированный работник Человек, который берет на себя ответственность за последовательное производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественной продукции и сервисных услуг.
Информированный гражданин Личность, хорошо осведомленная в вопросах истории, политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубоким интересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы. Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических и социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамках локальных, национальных и международных сообществ.
Защитник окружающей среды Личность хорошо осознает взаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеет эффективно и ответственно использовать природные богатства. Эта роль охватывает все аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения ее ресурсов.

Все больше количество выпускников начинает понимать, что знания, практические и интеллектуальные умения помогут им самоутвердиться и самореализоваться в этой жизни, по мнению Е.С. Полат [28,10].

Модель современного выпускника реализуется через развитие качеств личности школьника. В книге Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» представлены три модели структуры качеств личности: по К.К. Платонову, И.П. Иванову и модель ключевых компетентностей личности.

Модель структуры качеств личности по К.К. Платонову [33,18-19].

Уровень темперамента включает те качества личности, которые обусловлены наследственностью и индивидуальными особенностями нервной системы человека.

На уровне особенностей психических процессов человек получает первичный набор ощущений и восприятий и на основе этого совершает мыслительные логические операции, называемые способами умственных действий (СУД), что играет огромную роль в процессе обучения.

Затем человек начинает обучение, происходит формирование ЗУНов в трудовой и практической деятельности – СПД (сфера действенно-практическая).

На завершающей стадии – становление личности – наблюдается формирование ценностных жизненных ориентиров человека, которое ложится в основу самоуправляющего механизма личности (СУМ). Итоговым моментом является благодаря этим поступательным действиям формирование Я-концепции, целостной развитой личности, то есть модели современного выпускника, готового к самостоятельной жизни.

Модель структуры качеств личности по И.П. Иванову [33,18-19].

Шесть сфер психики: ЗУН – сфера знаний, умений и навыков;

СУД – способы умственных действий;

СУМ – самоуправляющий механизм личности;

СЭН – сфера эстетических и нравственных качеств;

СДП – сфера действенно-практических качеств;

СТВ – сфера творческих качеств;

СФР – сфера физического развития.

Развитие личности по И.П. Иванову должно происходить, затрагивая все сферы психики. Следовательно, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, так как развитие этих сфер находится у учеников на разном уровне.

Для каждого ученика нужно создать индивидуальную программу развития. При создании условий для развития личности ребенка можно сформировать у выпускника такие качества, которые будут способствовать его реализации в жизни.

Личность можно представить и как «совокупность компетентностей» [33, 34].

Компетентности определяют меру возможности человека включаться в деятельность в реальных жизненных условиях.

Модель ключевых компетентностей личности [33,21-23].

Все перечисленные концепции направлены на всестороннее развитие личности ребенка, они являются прогнозируемым результатом деятельности педагогов, а ни в коем случае не целью. В первую очередь, необходимо видеть ученика и выбирать индивидуальную программу развития, таким образом формировать в человеке его уникальную личность. Каждый ученик в процессе обучения должен выстроить свою модель выпускника, будь то человек, обладающий «Я-концепцией», личность, у которой развиты все сферы психики или компетентностно развитый ученик. В этом ученику поможет учитель, учитывающий его индивидуальные особенности, а также требования времени, социума и государства.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/modele-vipusknika-sovremennoj-shkoli.html

Знания, умения, навыки, 4 класс

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.

РУССКИЙ ЯЗЫК

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:

         изученные части речи и их признаки, однородные члены предложения.

Учащиеся должны уметь:

·        безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75-80 слов с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме

·        «I и II спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами (при перечислении, при употреблении союзов а, но);

·        производить фонетический разбор слов типа морозный, школьники;

·        производить разбор слова по составу: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;

·        производить разбор слова как части речи: определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; число (род), спряжение глаголов:

·        производить элементарный синтаксический разбор предложений, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

·        в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Слова с непроверяемыми написаниями:

         автомобиль, агроном, адрес,, аккуратно,  аллея,  багаж,  беседа, библиотека,  билет,  богатство,  вагон,  везде,  вокзал,  восемь, впереди вчера,  газеты,  гореть,  горизонт,  двенадцать,  директор, до свидания желать,  железо,  завтра,  здесь,  издалека,  инженер, интересный, календарь, килограмм,  километр,  комбайн,  корабль,  космонавт, костер медленно, металл, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа,  портрет,  правительство,  председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу  права, телефон, теперь, хлебороб, хозяйство, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Техника чтения.

·        1 полугодие. Сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, соответствующей строению предложений, логического ударения, тона и темпа речи. С помощью которых ученик выражает понимание смысла  и свое отношение к прочитанному. Темп чтения вслух незнакомого текста  80-90 слов и выше. Осознанное чтение про себя.

·        IIполугодие. Беглое, сознательной, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

Темп чтения вслух незнакомого текста – 90 слов и выше. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения про себя к концу обучения в начальной школе – на 50 слов и более слов выше, чем при чтении вслух.

Формирование приемов понимания прочитанного.

Развитие умений:

·        самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

·        прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

·        проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозировать возможных ответов, самоконтроль);

·        устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

·        находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

         Учащиеся, закончившие начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов владеть рядом приемов понимания прочитанного, а именно уметь:

·        прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

·        самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

·        проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

·        формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

·        составлять простой и  сложный план;

·        пересказывать текст по плану.

Элементы литературоведческого анализа текста.

·        Развитие умения определять сюжет, основную тему и главную мысль произведения.

·        Продолжение работы над образом литературных героев.

·        Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

·        Наблюдение над языком художественных произведений.

·        Высказывание своего отношения к прочитанному.

         Учащиеся, закончившие начальную школу, должны уметь:

·        определять тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;

·        назвать героев произведения, увидеть в тексте образы-персонажи, описания природы и интерьера;

·        видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания интерьера в тексте;

·        высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

·        представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

         Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.

         Пролог и эпилог в художественном произведении.

         Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

         Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

         Баллада – рассказ в стихах.

         Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.

         Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

         Учащиеся, закончившие начальную школу, должны уметь:

·        практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;

·        относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки, былины.

Речевое развитие.

         Обучение:

·        подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

·        составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

·        творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

·        Письменные творческие работы: сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

         Учащиеся, закончившие начальную школу, должны уметь:

·        отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

·        подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

·        составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

·        учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

МАТЕМАТИКА

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5-ом классе.

                                         Нумерация.

Знать:

·        названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

·        как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.

Уметь:

·        читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки < (меньше), > (больше),  = (равно);

·        представлять любое число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия.

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Знать:

·        названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

·        связь между компонентами  и результатом каждого действия;

·        правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их,

·        таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Уметь:

·        записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

·        находить числовые значения буквенных выражений  вида a +3,

    8 * k, b : 2;  a + b,  c * d,  k : n при заданных числовых значениях   

    входящих в них букв;

·        выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

·        выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел на однозначное и двузначное число), проверку вычислений;

·        решать уравнения вида x + 60 = 320, 125 + x = 750,

    2000 – x = 1450, x * 12 = 2400,  x : 5 = 420, 600 : x = 25 на   основе            взаимосвязи между компонентами и результатами действий;                                                                   

·        решать задачи в 1-3 действия.

Величины.

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Знать:

·        единицы названных величин, общепринятые их  обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

·        связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.

Уметь:

·        находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

·        находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

·        узнавать время по часам:

·        выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

·        применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

Геометрические фигуры.

Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

Знать:

–         виды углов, прямой, острый, тупой;

–         определение прямоугольника (квадрата);

–         свойство противоположных сторон прямоугольника.

Уметь:

–         строить заданный отрезок;

–         строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

К концу 4-го класса учащиеся должны знать:

·        способы изображения Земли, ее поверхности (глобус, географическая карта);

·        названия океанов и материков;

·        положение России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

·        особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

·        правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

·        определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;

·        различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

·        объяснить в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

·        самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведений по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

·        проводить самостоятельные наблюдения в природе;

·        оперировать с моделями (цепи питания в различных природных зонах; нарушение природного равновесия в результате деятельности человека; круговорот веществ в природе; цепи питания в сообществах края; регулирование численности растительноядных животных (в поле, в саду, в огороде) с помощью их природных врагов); самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

·        в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

·        формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.

Источник: http://tunis-rus-school.ru/index.php/2015-02-23-10-05-39/4-/37--4-

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.