“ядерные физика и технологии”: обучение профессия и кем работать

Ядерное образование и обучение в России

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт.

Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой.

На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Рис. 1. Система ядерного образования в России

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21  вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов.

На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности.

В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам.

Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов.

НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов.

Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем.

Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы.

Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.

Автор

Крючков Эдуард Феликсович,кандидат технических наук,

проректор, доцент НИЯУ “МИФИ”

Источник: http://www.atomic-energy.ru/articles/2012/07/23/35002

Ядерные физика и технологии

Подготовку ведет Отделение ядерно-топливного цикла

Ответственный за реализацию основной образовательной программы:
Бычков Петр Николаевич, доцент ОЯТЦ, к.т.н.
pnb@tpu.ru

Бакалавриат 

Магистратура

Бакалавр техники и технологии

Основная образовательная программа «Ядерные физика и технологии»

Материально-техническая база

Необходимый для реализации программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории с оборудованием для проведения лабораторных практикумов, электронные микроскопы, спектрометры, радиометры, дозиметры; комплексы радиационного контроля; комплексы медицинской физики; специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы с современным программным обеспечением для моделирования и расчета процессов и оборудования,  а также исследовательский реактор ИРТ-Т.

Преподавательский состав

Направление 14.03.02 «Ядерные физика и технологии» обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, не менее 75% преподавательского состава – остепененные сотрудники ТПУ.

Результаты обучения:

Ключевые компетенции:

  • готовность использовать фундаментальные законы природы и естественнонаучных дисциплин, физико-математический аппарат, методы математического анализа и моделирования для решения задач в области ядерных технологий;
  • готовность эксплуатировать современное научное и технологическое оборудование и приборы в процессе создания и реализации ядерных технологий;
  • готовность участвовать в проектно-конструкторской деятельности, разрабатывать функциональные и структурные схемы элементов и узлов экспериментальных и промышленных электрофизических установок, реализующих современные ядерные технологии;
  • знание общей структуры управления сложными объектами, подобными АЭС, с целью понимания своей личной роли;
  • готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами;
  • владение знаниями по технике безопасности на производствах атомной промышленности и энергетики;
  • знание общей структуры управления производствами химической и атомной промышленности и энергетики с целью понимания своей личной роли.

Трудоустройство и карьера

Бакалавры проходят производственную практику и распределяются на предприятия концерна «Росэнергоатом», научно-исследовательские институты направления расположенных во всех регионах России.

Организации и предприятия возможного трудоустройства:

Предприятия атомной и космической промышленности, предприятия нефтегазовой, химической и медицинской отраслей, предприятия  электроэнергетики, административное направление, научно-исследовательские институт. Выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, в том числе по направлению «Ядерные физика и технологии».

Где работают наши выпускники:

Предприятия ГК «Росатом», научно-исследовательские институты, в том числе:

  • ОАО «Сибирский химический комбинат»
  • ОАО «Электрохимический завод»
  • ФГУП «Горно-химический комбинат» г. Железногорск
  • ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» г. Лесной
  • ГНЦ РФ «НИИ атомных реакторов»
  • РФ «Институт физики высоких энергий» г. Протвино
  • ОАО «Новосибирский завод химконцентратов»
  • ОАО «Атомтехэнерго»
  • Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН г. Гатчина
  • ОАО «НПЦ “Полюс», г.Томск
  • НИЦ «Курчатовский Институт»
  • Объединенный институт ядерных исследований, г. Дубна
  • Все атомные станции России

Учебный план

Основные дисциплины

  • Математика
  • Химия
  • Физика
  • Информатика
  • Основы технологии ядерно-топливного цикла
  • Термодинамика и теплопередача
  • Квантовые законы атомной физики
  • Введение в ядерную физику
  • Физические основы материаловедения
  • Уравнение математической физики

Дисциплины специализации

«Ядерные реакторы и энергетические установки»

  • Материалы ядерных реакторов
  • Физический расчет ядерного реактора
  • Динамика и безопасность ядерно-энергетических установок
  • Физико-энергетические установки
  • Физико-технические и правовые основы обращения с радиоактивными отходами

«Безопасность и нераспространение ядерных материалов»

  • Введение в безопасность и нераспространение ядерных материалов
  • Физические и химические методы анализа ядерных материалов
  • Физическая защита ядерных объектов
  • Учет и контроль ядерных материалов
  • Физико-технические и правовые основы обращения с РАО

«Радиационная безопасность человека и окружающей среды»

  • Биологические основы радиационной безопасности
  • Физика защиты. Часть 1
  • Физика защиты. Часть 2
  • Дозиметрический контроль для персонала и населения
  • Дозиметрические и радиометрические приборы

«Физика кинетических явлений»

  • Методы разделения и очистки веществ
  • Теория каскадов для разделения двухкомпонентных изотопных смесей
  • Кинетика физико-химических явлений и процессов
  • Ионообменные технологии
  • Теория газовых центрифуг

«Пучковые и плазменные технологии»

  • Вакуумное оборудование плазменных и ускорительных систем
  • Физика газового разряда и источники плазмы
  • Физика поверхности и тонкие пленки
  • Взаимодействие излучения и плазмы с веществом
  • Плазменные технологии в биологии и медицине

Источник: http://abiturient.tpu.ru/study/directions-list/140302.html

14.03.02 Ядерные физика и технологии

Профиль: Радиационная безопасность человека и окружающей среды
Квалификация (степень):
бакалавр
Форма обучения
: очная форма обучения (4 года);
Контактный телефон приемной комиссии:
(8184) 53 – 95 – 79;  +7 921 070 88 45
Выпускающая кафедра: Кафедра физики и инженерной защиты среды (8184) 53 – 95 – 69

Общая характеристика

Ядерные физика и технологии обеспечивают развитие атомной энергетики и позволяют использовать источники ионизирующих излучений во многих других областях промышленности (судостроении, нефтегазодобыче, медицине), при этом главной их задачей является обеспечение радиационной безопасности человека и окружающей среды.

Еще с самых первых шагов развития ядерной отрасли промышленности возникла проблема обеспечения радиационной безопасности как персонала, непосредственно работающего в отрасли, так и населения, проживающего вблизи соответствующих производственных объектов.

В настоящее время вопросы обеспечения радиационной безопасности становятся все более актуальными, так как все шире становится применение источников ионизирующего излучения на различных производствах, а значит, увеличивается радиационная нагрузка на окружающую среду и на человека.

Для того чтобы контролировать эти параметры и предупредить неблагоприятное радиационное воздействие на многих предприятиях созданы службы ядерной и радиационной безопасности.

Благодаря получению новой информации, приобретаемой специалистами в результате научно-исследовательской работы на предприятиях, опыта эксплуатации ядерных установок на АЭС и судах атомного флота, медицинского оборудования (томографов, рентгенаппаратов и других) радиационная безопасность является постоянно развивающимся направлением.

Профессиональные умения и навыки

Квалифицированный бакалавр по направлению «Ядерные физика и технологии» владеет теоретическими знаниями и практическими навыками в области целого ряда отраслей науки — физики защиты от ионизирующих излучений, химии радиационных веществ и материалов, радиационной экологии, а также компьютерными программными средствами в области радиационного контроля, защиты и обработки экспериментальных данных.

Здесь научат:

  • применять физические расчеты для обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • обосновывать и выбирать техническое решение для работы с источниками ионизирующего излучения;
  • применять современные методы обработки данных эксперимента,
  • оценивать погрешности расчетов и экспериментов;
  • делать прогнозы аварийных ситуаций и их последствий для персонала, населения и окружающей среды;
  • использовать методы управления риском возникновения аварий различной степени тяжести на ядерно-технических и ядерно-энергетических установках;
  • применять пакеты прикладных программ в области дозиметрии, защиты и обработки экспериментальных данных;
  • проводить радиационный контроль.

Основные профильные дисциплины: «Физика защиты от ионизирующих излучений», «Дозиметрия излучений», «Ядерная безопасность установок», «Радиационный контроль и мониторинг», «Физико-химические основы переработки радиоактивных отходов».

Навыки, полученные по профилю «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», позволяет выпускникам работать в следующих областях: физика защиты и дозиметрия ионизирующих излучений (экспериментально — исследовательская, расчётно-теоретическая и производственно-управленческая деятельность), обращение с радиоактивными отходами, обслуживание рентгеноборудования, экология и радиоэкология.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер».

Область профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр направления «Ядерные физика и технологии» занимается разработкой технологий, установок, систем в области ядерной физики, ядерной и радиационной безопасности различных объектов.

Это специалист широкого профиля в области современных технологий физики ядра, ядерно-физических установок, ядерной и радиационной безопасности предприятий различных отраслей промышленности, в том числе атомной, военной, нефтегазодобывающей и многих других, владеющий навыками инженерно-технической и научно-исследовательской деятельности, широкими знаниями законодательства в области ядерной и радиационной безопасности.

Перспективы карьеры выпускника

Многогранная подготовка бакалавра позволяет ему успешно трудиться в судостроительной промышленности и в любых организациях, а также предприятиях ядерного топливного цикла, включая атомные станции.

Первый выпуск инженеров-физиков по специальности «Радиационная безопасность человека и окружающей среды» был осуществлен в 2003 году.

Наши выпускники успешно работают в отделах ядерной и радиационной безопасности основных предприятиях города: ОАО «ПО «СЕВМАШ», ОАО «ЦС «Звездочка», а также на Курской, Ленинградской, Кольской атомных станциях, предприятии «Нерпа», ЦКБ «Рубин», ЦКБ «Малахит», Архангельском областном онкологическом центре, служат в ВМФ, преподают в институте, а также занимают руководящие должности в Ростехнадзоре.

Классическое инженерно-техническое образование, полученное бакалаврами по профилю «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», позволит им освоить и новые профессиональные области, что связано с распространением применения источников ионизирующего излучения в различных отраслях хозяйства.

Дополнительные возможности

Социальные гарантии и стипендиальное обеспечение; возможность международных стажировок; участие в научных и спортивно-массовых мероприятиях; насыщенная студенческая жизнь; возможности для реализации активной социальной позиции.

Источник: https://narfu.ru/sf/admission/pk2016/bachelor/speclist/nuclearphis.php

Ядерная физика

Перечень квалификаций и должностей

По окончании обучения выпускникам присваивается академическая степень «Бакалавр физики» по специальности 050605 – Ядерная физика.

Выпускник с высшим профессиональным образованием (бакалавр) в области ядерной физики подготовлен для научно-исследовательской деятельности (работы) в институтах и лабораториях и реализации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях системы среднего общего, начального и среднего профессионального образования; для работы на предприятиях и объединениях ядерно-энергетического комплекса с целью обеспечения производственно-технологических процессов, а также производственно-управленческих процессов на фирмах и компаниях в должностях: младший научный сотрудник, старший лаборант, преподаватель физики, специалист I, II и высшей категории, переводчик и другие должности.
Квалификация и должности выпускника определяются в соответствии «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом министра труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050605 – Ядерная физика

Сфера профессиональной деятельности Сферой профессиональной деятельности бакалавра физики по специальности 050605 – Ядерная физика являются: – область экспериментальной, теоретической и прикладной физики, а также области смежных естественных и технических наук; – область образования, в том числе область педагогики, теории и методики обучения физике в средних учебных заведениях; – перевод научно-технической литературы с иностранного языка и на иностранный язык (для спецотделения).

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавра физики по специальности 050605 – Ядерная физика являются: – научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские и проектные бюро и фирмы; – государственные организации образования, а также негосударственные организации образования; – производственные предприятия и объединения ядерно-энергетического комплекса.

Предметы профессиональной деятельности

Предметами профессиональной деятельности бакалавра физики по специальности 050605 – Ядерная физика являются: – ядерно-физические явления и процессы (ядерные реакции, радиоактивность, взаимодействие ядерного излучения с веществом, ядерная изомерия, эффект Мессбауэра, ядерно-магнитный резонанс, взаимодействие нейтронов с ядрами, термоядерные реакции, управляемый термоядерный синтез и др.); радиоактивные вещества; приборы, механизмы и оборудование ядерно-энергетического комплекса; – учебно-методическая документация образовательных организаций; – производственно-управленческая и проектно-конструкторская документация; – субъекты образовательных организаций; – научно-техническая литература (статьи, монографии, доклады, отчеты, инструкции и т.д.) на иностранных языках.

Виды профессиональной деятельности

Бакалавр физики по специальности 050605 – Ядерная физика (с углубленным изучением иностранных языков) может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: – научно-исследовательская; – педагогическая; – организационно-управленческая; – конструкторско-технологическая; – переводческая.

Функции профессиональной деятельности

Бакалавр физики должен быть подготовлен к выполнению следующих функций: – проводить научные исследования поставленных проблем в области ядерной физики; – осуществлять учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях; – осуществлять планирование, организацию и управление в исследовательской, производственной и педагогической деятельности; – разрабатывать, осуществлять и контролировать состояние производственно-технологического процесса на предприятиях ядерно-энергетического комплекса; – обеспечивать качественный перевод научно-технической литературы.

Типовые задачи профессиональной деятельности

Типовыми задачами профессиональной деятельности бакалавра физики по специальности 050605 – Ядерная физика являются: – обеспечение эффективной организации и проведения научных исследований ядерно-физических явлений и процессов; – реализация образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым стандартам образования; – квалифицированный перевод научно-технической литературы и документации с иностранного языка и на иностранный язык.

Направления профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность бакалавра физики по специальности 050605 – Ядерная физика направлена на: – применение современных теоретических, экспериментальных и численных методов научных исследований для изучения явлений и процессов в области ядерной физики, установления физических закономерностей и создания единой научной картины мира; – совершенствование теоретических, экспериментальных и численных методов научных исследований в соответствии с новейшими тенденциями развития ядерной физики; – создание, использование и совершенствование содержания, современных методов и технологий образовательного процесса; – эффективное использование результатов научных исследований, внедрение их в производство и учебный процесс средних и высших учебных заведений физического профиля; – эффективное использование информационных технологий в научных исследованиях, в учебно-педагогической и организационно-управленческой деятельности.

профессиональной деятельности

профессиональной деятельности бакалавра физики по специальности 050605 – Ядерная физика: – научно-исследовательская деятельность и научно-практическая деятельность: выбор необходимых методов научных исследований и освоение новых методов, теорий и моделей; теоретическое и экспериментальное изучение ядерно-физических явлений и процессов; проектирование и изготовление различных физических устройств, приборов и оборудования; обработка полученных результатов научных исследований на современном уровне и их анализ; написание и публикация научных статей, подготовка научных отчетов и докладов на научных конференциях; – педагогическая: проведение учебных занятий по физике в средних учебных заведениях; разработка содержания, методов и технологий обучения физике, учебно-методической документации; – организационно-управленческая деятельность: поиск, разработка, организация рациональных схем управления исследованиями, учебно-воспитательным процессом, внедрение международной системы менеджмента качества в соответствии ИСО 9000:2000; – конструкторско-технологическая деятельность: разработка проектно-конструкторской документации; контроль за состоянием производственно-технологического процесса на предприятиях ядерно-энергетического комплекса; – переводческая деятельность: профессиональный перевод научно-технической литературы с иностранного языка и на иностранный язык.

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050605 – Ядерная физика

Бакалавр физики по специальности 050605 – Ядерная физика по своему профессиональному предназначению должен: иметь представление: – об основных объектах, предметах и областях исследований в ядерной физике; – об основных экспериментальных, теоретических и численных методах исследования ядерно-физических явлений и процессов; – о наиболее известных теориях и моделях ядерно-физических явлений и процессов в различных областях ядерной физики и об их практических приложениях; – о политике государства в области образования и основных образовательных технологиях, применяемых в Республике Казахстан; – знать: – основные понятия, законы и модели общей и теоретической физики; – математический аппарат и математические методы, использующиеся в физике; – экспериментальные методы ядерной физики; – теорию атомного ядра; теорию ядерных реакций, квантовую теорию рассеяния; – компьютерные методы сбора, хранения и обработки информации; – теорию и методику обучения физике; – один из иностранных языков и методику научно-технического перевода; иметь навыки: – проведения экспериментальных исследований ядерно-физических явлений, процессов, физических свойств веществ и материалов, использующихся в ядерной энергетике; – создания математических моделей, применения теоретических и численных методов исследования ядерно-физических явлений и процессов; – обработки полученных результатов научных исследований и их анализа с использованием компьютерных программ; – проведения уроков физики в средних общеобразовательных учебных заведениях с использованием демонстрационного эксперимента и внеклассных воспитательных мероприятий; – перевода научно-технической литературы, выступления с научным докладом на иностранном языке; быть компетентным в следующих вопросах: – планирования, организации, совершенствования и управления ядерно-физическими научными исследованиями; – содержания, методов и технологий обучения физике; – компьютеризации научных исследований и образовательного процесса; – внедрения системы менеджмента качества в научно-исследовательских, образовательных, проектно-конструкторских и производственных организациях; – научно-технического перевода.

В требованиях к ключевым компетенциям бакалавра физики учтены пожелания и требования работодателей.

образовательных программ по специальности 050605 – Ядерная физика

Общеобразовательные дисциплины Обязательный компонент История Казахстана Философия Казахский (русский) язык Иностранный язык Информатика Экология

Компонент по выбору

Базовые дисциплины Обязательный компонент Математический анализ Основы векторного и тензорного анализа Дифференциальные и интегральные уравнения Методы математической физики Теория функции комплексного переменного Основы электроники Механика Молекулярная физика Электричество и магнетизм Оптика Атомная физика Физика конденсированного состояния Теоретическая механика Электродинамика Квантовая механика Термодинамика и статистическая физика Охрана труда

Компонент по выбору

Профилирующие дисциплины Обязательный компонент Ядерная физика Экспериментальные методы ядерной физики Введение в теорию атомного ядра Теория ядерных реакций Квантовая теория рассеяния Иностранный язык. Практика устной и письменной речи Иностранный язык. Практическая грамматика Иностранный язык. Практика научно-технического перевода

Компонент по выбору

Дополнительные виды обучения Практика Учебная Педагогическая Профессиональная Физическая культура

Военная подготовка

ПГК Промежуточный государственный контроль ИГА Итоговая государственная аттестация Написание и защита дипломной работы Государственные экзамены по: 1) общей и теоретической физике;

2) иностранному языку

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 050605 – Ядерная физика

Национальные вузы
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Источник: http://testent.ru/publ/specialnosti_bakalavriata/estestvennye_nauki/jadernaja_fizika/17-1-0-465

Кафедра № 67

Наименование программы:  «Наноэлектроника, спинтроника и фотоника»

Цели программы: подготовка бакалавров для научных и отраслевых организаций, где нужны исследователи с фундаментальным физико-математическим, а также экспериментально- технологическим образованием в области приборов микро- и наноэлектроники.

Сроки обучения при очно-заочной форме обучения:  4 года.

Выпускающая кафедра: Кафедра Физики конденсированных сред (№ 67).

Область профессиональной деятельности: средства, способы и методы, направленные на теоретическое и экспериментальное исследование, математическое и компьютерное моделирование, проектирование, конструирование, технологию производства, использование и эксплуатацию материалов, компонентов, электронных приборов, устройств, установок вакуумной, плазменной, твердотельной, микроволновой, оптической, микро- и наноэлектроники различного функционального назначения; использование инновационных технических решений для применения в современных и перспективных аналоговых, импульсных и цифровых электронных комплексах и системах; оценку экономической эффективности проектно-конструкторских решений, обеспечение необходимого уровня унификации, стандартизации и импортозамещения в рамках программ стратегического развития (ПСР) базовых отраслей промышленности.

Объекты профессиональной деятельности: материалы, компоненты, электронные приборы, устройства, установки, методы их исследования, проектирования и конструирования, технологические процессы производства, диагностическое и технологическое оборудование, математические модели, алгоритмы решения типовых задач, современное программное и информационное обеспечение процессов моделирования и проектирования изделий электроники и наноэлектроники.

Особенности учебного плана: Учебный план включает две основные стадии:

1) Единая для факультета ЭТФ базовая подготовка по гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам в течение двух лет.

Среди дисциплин общепрофессионального модуля на 3-м и 4-м курсах следует выделить курсы «Теоретическая механика», «Теория поля», «Квантовая механика», «Статистическая физика», «Уравнения математической физики», «Физика твёрдого тела», «Физика плазмы», «Твердотельная электроника», «Физическая наноэлектроника».

2) Профессиональный модуль, среди дисциплин которого как общие для нескольких направлений подготовки курсы «Теоретическая физика твёрдого тела», «Языки и методы программирования…», «Физика полупроводников», так и специализированные курсы, углубляющие знания в области приборов микро- и наноэлектроники: «Введение в современные нанотехнологии», «Физика полупроводников-электроника».

Перечень предприятий для прохождения практики и трудоустройства выпускников: Институт функциональной ядерной электроники НИЯУ МИФИ, Российские научные центры; предприятия Росатома; институты РАН.

Направление подготовки: 01.03.02 «Прикладная математика и информатика»

Наименование программы:  математическое моделирование в физике конденсированного состояния.

Цели программы: подготовка бакалавров для организаций, где нужны исследователи с фундаментальным физико-математическим образованием по физике конденсированных сред и навыками специалистов в области математического моделирования.

Сроки обучения при очной форме обучения:  4 года.

Выпускающая кафедра: Кафедра физики конденсированных сред (№ 67).

Область профессиональной деятельности: академические, научно-исследовательские и ведомственные организации, связанные с решением научных и технических задач; научно-исследовательские и вычислительные центры; научно-производственные объединения; образовательные организации среднего профессионального и высшего образования; государственные органы управления; организации Министерств Российской Федерации; организации различных форм собственности, индустрии и бизнеса, осуществляющие разработку и использование информационных систем, научных достижений, продуктов и сервисов в области прикладной математики и информатики.

Объекты профессиональной деятельности: математическое моделирование; математическая физика; обратные и некорректно поставленные задачи; численные методы; теория вероятностей и математическая статистика; исследование операций и системный анализ; оптимизация и оптимальное управление; дискретная математика; нелинейная динамика, информатика и управление; математические модели сложных систем: теория, алгоритмы, приложения; математические и компьютерные методы обработки изображений; математическое и информационное обеспечение экономической деятельности; математические методы и программное обеспечение защиты информации; математическое и программное обеспечение компьютерных сетей; информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа; высокопроизводительные вычисления и технологии параллельного программирования; вычислительные нанотехнологии; интеллектуальные системы; программная инженерия; системное программирование; средства, технологии, ресурсы и сервисы электронного обучения и мобильного обучения; прикладные интернет-технологии; автоматизация научных исследований; языки программирования, алгоритмы, библиотеки и пакеты программ, продукты системного и прикладного программного обеспечения; системное и прикладное программное обеспечение; базы данных; системы управления предприятием; сетевые технологии.

Особенности учебного плана: Учебный план бакалаврской программы «Прикладная математика и информатика» делает упор на физико-математические дисциплины и развитие способностей слушателей в области информационных технологий.

Привлекательными сторонами программы является углубленное изучение теории в области математического моделирования, информационных технологий (языки программирования, базы данных, компьютерные сети и др.).

Учебный план включает две стадии: 1) базовая подготовка по гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам в течение двух лет; 2) основные специальные дисциплины направления (3 и 4 курсы).

Помимо основных специальных дисциплин по прикладной математике на 4 курсе бакалавриата преподаются специализированные авторские курсы по ряду направлений, углубляющие знания в области актуальных исследований: «Асимптотические методы», «Современные информационные технологии», «Взаимодействие излучения с веществом», «Физика полупроводников»,  «Перенос и рекомбинация носителей заряда в неупорядоченных органических материалах», «Моделирование физических процессов на ЭВМ», «Методы решения нелинейных уравнений в частных производных», «Физические основы наноэлектроники».

Перечень предприятий для прохождения практики и трудоустройства выпускников: Российские научные центры; предприятия Росатома; институты РАН, в частности: РНЦ Курчатовский институт, РФЯЦ-ВНИИЭФ, Центр Фотохимии РАН, ВНИИА им Н.Л. Духова

Направление подготовки: 14.03.02 «Ядерные физика и технологии»

Наименование программы:  Физика конденсированного состояния.

Цели программы: подготовка бакалавров для научных и отраслевых организаций, где нужны исследователи с фундаментальным физико-математическим, а также экспериментально- технологическим образованием по физике конденсированных сред.

Сроки обучения при очно-заочной форме обучения:  4 года.

Выпускающая кафедра: Кафедра Физики конденсированных сред (№ 67).

Область профессиональной деятельности: исследования, разработки и технологии, направленные на регистрацию и обработку информации, разработку теории, создание и применение установок и систем в области физики ядра, частиц, плазмы, конденсированного состояния вещества, физики разделения изотопных и молекулярных смесей, ионной физики, физики быстропротекающих процессов, радиационной медицинской физики, радиационного материаловедения, исследования неравновесных физических процессов, распространения и взаимодействия излучения с объектами живой и неживой природы, ядерно-физических установок, обеспечения ядерной, радиационной и промышленной безопасности, безопасности ядерных материалов, физической защиты и надежности ядерных и технически сложных объектов, систем контроля и автоматизированного управления ядерно-физическими и энергетическими установками.

Объекты профессиональной деятельности: газообразное и конденсированное состояние вещества, лазеры и их применения, ядерные реакторы, материалы ядерных реакторов, ядерные материалы и системы обеспечения их безопасности, ускорители заряженных частиц, современная электронная схемотехника, электронные системы ядерных и физических установок, системы автоматизированного управления ядерно-физическими установками, разработка ядерных и физических установок, технологии применения приборов и установок для регистрации излучений, разделения изотопных и молекулярных смесей, а также анализа веществ, радиационное воздействие ионизирующих излучений на человека и окружающую среду, радиационные технологии в медицине, наноматериалы и нанотехнологии, математические модели для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований явлений и закономерностей в области физики ядра, частиц, плазмы, газообразного и конденсированного состояния вещества, ядерных реакторов, распространения и взаимодействия излучения с объектами живой и неживой природы, экологический мониторинг окружающей среды, обеспечение безопасности ядерных материалов, объектов и установок атомной промышленности и энергетики.

Особенности учебного плана: Учебный план включает две основные стадии:

1) Единая для факультета ЭТФ базовая подготовка по гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам в течение двух лет;

2) основные специальные дисциплины направления (3 и 4 курсы): «Теория поля», «Квантовая механика», «Статистическая физика», «Электродинамика сплошных сред», «Теоретическая физика твёрдого тела», «Физика полупроводников», «Экспериментальные методы физики твёрдого тела»,  «Введение в ядерную физику», «Физика плазмы», «Электротехника и электроника», «Уравнения математической физики», «Численные методы и математическое моделирование» и др.

Помимо основных специальных дисциплин на 4 курсе бакалавриата преподаются специализированные авторские курсы по ряду направлений, углубляющие знания в области физики и технологии нано- гетеросистем, а также численного моделирования: «Введение в современные нанотехнологии», «Физика наносистем», «Численные методы и математическое моделирование».

Перечень предприятий для прохождения практики и трудоустройства выпускников: Российские научные центры; предприятия Росатома; институты РАН.

Источник: http://kaf67.mephi.ru/obrazovatelnaya-programma/spetsialnost-yadernaya-fizkia-i-tekhnologiya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.