Выбор собственного пути и профессии

Содержание
  1. Какие факторы влияют на выбор профессии: школа, семья, друзья, личные способности
  2. Каждому из нас хоть однажды приходится сталкиваться…
  3. Роль саморегуляции в профессиональном самоопределении
  4. Влияние семьи на будущую специальность
  5. Социологический аспект выбора жизненной стези
  6. Выбор профессии для школьников – чего стоит опасаться
  7. Психологические блоки и установки
  8. Личная жизнь и ее влияние на выбор будущей профессии
  9. Профессор Климов и его взгляд на решение этой задачи
  10. И немного статистики
  11. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей
  12. Профессиональный путь, или выбираем профессию по душе
  13. Основные типы личностей в профессиональной деятельности:
  14. Выбор профессии: лёгких путей нет
  15. Выбор и предназначение: ключевые моменты
  16. Найти свой талант – найти свое место
  17. Выбор профессии – путь к счастливой жизни

Какие факторы влияют на выбор профессии: школа, семья, друзья, личные способности

В этой статье мы не будем говорить о том, что нужно делать и каких правил придерживаться для того, чтобы ваш ребенок определился с дальнейшей профессиональной ориентацией.

Практических советов по выбору жизненной стези здесь вы также не найдете.

Мы постараемся максимально раскрыть ряд особенностей, которые могут помешать подростку в решении этой непростой задачи, ну а окружению необходимо лишь постараться их избежать.

Каждому из нас хоть однажды приходится сталкиваться…

Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев каждый из нас не принимает каких-либо судьбоносных решений, руководствуясь лишь самостоятельными умозаключениями.

Зачастую нам на помощь приходят родные, близкие друзья и просто люди, оказывающие влияние на нашу жизнь и деятельность в целом.

Поэтому наши решения основываются на жизненном опыте и взглядах окружающих нас представителей социума, мнение которых нам небезразлично.

Человеку, делающему этот самый выбор, крайне важно сделать объективный анализ полученной информации извне и отсюда уже формировать собственные выводы. Близким людям, в свою очередь, необходимо донести информацию в наиболее корректной и убедительной форме до того, кто находится в затруднительном положении. Особенно если этот кто-то – подросток, определяющий свой дальнейший жизненный путь.

Итак, какие факторы влияют на выбор профессии? Ниже мы постараемся разобраться в этом и максимально раскрыть данную тему, которая станет полезной как для молодых людей в начале самостоятельного жизненного пути, так и для их родителей.

Роль саморегуляции в профессиональном самоопределении

Основы выбора профессии заключаются в непосредственном видении окружающего мира субъектом. А это значит, что немаловажную роль на этой стезе играет уровень психической осознанности человека (в нашем случае – подростка).

Иными словами, ребенок должен уметь оценивать собственные возможности и особенности личного мышления с теми целями, которые он перед собой ставит на дальнейшую перспективу. Таким подросткам в современной психологии присваивают звание «автономно мыслящих», поскольку они, как никто иной, могут самостоятельно определить собственное место в жизни и, соответственно, в трудовой нише.

Для того чтобы узнать, насколько человек способен определиться с данной важнейшей задачей, можно провести тест на выбор профессии, который своими результатами и покажет уровень самоопределения индивидуума.

Влияние семьи на будущую специальность

Однако зачастую к возрасту 16-18 лет ребенок еще не в состоянии обладать должным уровнем самодостаточности для того, чтобы безо всяких проблем определить свой дальнейший путь в основной деятельности. Поэтому выбор рабочей профессии во многих семьях основывается на коллективном согласовании, взвешивании всех за и против. Иногда это происходит явно, иногда – лишь как косвенное влияние на чадо.

Зачастую родители, сами того не понимая, навязывают ребенку тот или иной жизненный путь, и нельзя говорить о том, что данная позиция профориентации (выбор профессии) корректна с психологической точки зрения.

То ли это происходит по причине собственной нереализованности, то ли потому, что данная стезя – это родовое поприще (династии учителей, врачей, юристов). В целом мотивы выбора профессии бывают разными.

Но такой подход приводит к тому, что индивид выбирает дело не по душе: трудится на нелюбимой работе или – что хуже всего – не имеет к той или иной специальности никакой предрасположенности.

Социологический аспект выбора жизненной стези

Какие факторы влияют на выбор профессии, если подросток недостаточно зрел, чтобы самостоятельно принимать судьбоносные решения? Правильно, мнение сверстников и друзей.

К сожалению, эта проблема была частой на протяжении долгих лет (и отнюдь не является современной) – ребенок при осуществлении осознанного выбора может думать не о том, что принесет ему удовольствие, или о том, к чему он имеет физиологическую предрасположенность.

Довольно часто выбор рабочей профессии основывается на банальном нежелании расставаться с близкими друзьями. Для подростка окончание средней школы – это всегда психологическая травма в той или иной степени.

Поэтому если близкий друг желает стать известным доктором и покидает родной город для дальнейшего обучения, ваш ребенок может поехать за ним лишь по причине косвенной боязни одиночества.

Пример данной ситуации доказывает тот факт, что родители должны вмешиваться в процесс профессионального самоопределения ребенка, но объективно.

Выбор профессии для школьников – чего стоит опасаться

Зачастую каждому из нас мешают жить так называемые мифы – устоявшиеся стереотипы, как правило, не имеющие ничего общего с реальностью. Это огромный ком полученной информации, который накапливается со временем и совершенно не претендует на роль истины в том или ином вопросе.

Поэтому мотивы выбора профессии зачастую основываются на этих самых мифах. Часто случается, что подросток (или даже его родители, что во много раз плачевней) не имеют четкого набора данных о той или иной специальности.

В результате чего мнение о профессии может складываться исходя из собственных субъективных умозаключений.

Подобные выводы не имеют ничего общего со статистическими данными, поэтому ребенок идет учиться той профессии, которая, лишь по личному мнению его родителей (и не более), является престижной, более востребованной на рынке труда и прибыльной.

Психологические блоки и установки

Какие факторы влияют на выбор профессии? А точнее, какие из них мешают решить эту задачу максимально корректно? Верно – психологические блоки и установки подростка, его неуверенность в собственных силах, боязнь не оправдать ожиданий родителей или выглядеть хуже своих сверстников в глазах общества.

Часто это связано с тем, что ребенок опасается не набрать нужного количества баллов при поступлении на выбранную специальность и потерять целый год напрасно.

Поэтому зачастую дети стараются выбрать запасной вариант, сдать экзамены на ту специальность, которая является менее востребованной среди абитуриентов. На ближайшую перспективу такая картина выглядит прекрасно – подросток учится, потерянного времени нет.

Однако если посмотреть на ситуацию несколько глубже, то все оказывается куда плачевней – сломанная судьба, нелюбимая профессия, ну и работа, которая не приносит никакого удовольствия.

Поэтому лучше дважды подумать: а стоит ли этот потерянный год столь обширных жертв?

Личная жизнь и ее влияние на выбор будущей профессии

Для современных родителей не новость, что в пределах 16-18 лет практически у каждого подростка случается первая любовь, сердечные переживания, а вместе с ними и драмы.

Увы, сейчас так много информации для современной молодежи, что, уже будучи в столь нежном возрасте, многие из них задумываются над тем, а не встанет ли их будущая профессия на пути стремления к совершенному семейному счастью?

Масса сериалов, интернет-ресурсов, литературы – все это заставляет задуматься подростка над тем, позволит ли ему любимое дело быть счастливым не только на работе. И снова же хочется каждого уверить, что все эти домыслы – лишь очередной миф.

Доктор доктору рознь, а юрист – юристу. Будет ли ваше чадо трудоголиком, как много оно будет отдавать работе – на этот вопрос сможет ответить лишь время.

Поэтому не стоит даже задумываться о взаимодействии личной жизни и работы при выборе будущей профессии ребенка.

Профессор Климов и его взгляд на решение этой задачи

Доктор Е. А. Климов на протяжении долгих лет занимался изучением вопроса подростковой психологии и трудовой ориентации, поэтому у него свой взгляд на то, какие факторы влияют на выбор профессии подростка.

Он вывел ряд движущих факторов, которые прямым образом оказывают влияние на самоопределение ребенка относительно своей дальнейшей деятельности.

В первую очередь играет роль мнение родственников, которые отвечают за дальнейший жизненный путь ребенка как перед обществом, так и перед самими собой. Поэтому на лестнице факторов, по Климову, первую ступень занимает видение родителей.

Немаловажную роль играет близкое окружение подростка – его друзья и товарищи, учителя, имеющие авторитет, которые влияют на выбор ребенка несколько меньше, нежели старшие члены семьи.

И только лишь после стоят непосредственные планы ребенка и собственное видение дальнейшей профессиональной ориентации, пожелания и притязательность к той или иной деятельности. И последнюю ступень влияния занимают способности подростка, склад его ума, возможность заниматься той или иной профессией.

Как видим, с психологической точки зрения тест на выбор профессии на практике не так уж и пользуется популярностью среди абитуриентов. Поскольку мало кто задумывается в начале собственного жизненного пути над тем, придется ли ему по душе выбранная деятельность спустя несколько десятков лет, будет ли ему даваться работа с легкостью.

И немного статистики

В нашей стране достаточно развита система информационного обеспечения абитуриентов, поэтому каждый желающий может обратиться в понравившееся высшее учебное заведение и получить необходимую сводку фактов по той или иной специальности. Но, как показывает практика, из года в год подростки выбирают будущую стезю совершенно спонтанно, не руководствуясь какими-то профориентационными консультациями.

Как правило, две трети абитуриентов не могут определиться до последнего с выбором специальности, ну а оставшаяся часть глубоко убеждена в своих взглядах, которые зачастую основываются на мнении старших и ближайшего окружения.

Источник: http://.ru/article/216047/kakie-faktoryi-vliyayut-na-vyibor-professii-shkola-semya-druzya-lichnyie-sposobnosti

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.

Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека.

Способности бывают общие и специальные.

К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени) и которые важны для самых разных видов деятельности. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими.

Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального, развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т. п.

Уровень умственного развития определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации.

Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

Узнать свой тип мышления и некоторые особенности коммуникативной сферы можно с помощью Опросника типа мышления и Личностного опросника.
Опросник типа мышления

Инструкция: Прочитайте высказывания. Если вы согласны с приведенным высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны — «-».

п-да-сс-лн-ок
12345
678910
1112131415
1617181920
2122232425
2627282930
3132333435
3637383940
  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
  2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
  3. Я люблю читать книги.
  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
  5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
  6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
  7. Я люблю играть в шахматы.
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
  10. Мне не нравится жестко регламентированная работа.
  11. Мне нравится все делать своими руками.
  12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
  13. Я придаю большое значение сказанному слову.
  14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
  15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
  16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
  17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
  18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
  19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
  20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
  21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей Лего.
  22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
  23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
  24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
  25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
  26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
  27. Я понимаю красоту математических формул.
  28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
  29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
  30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
  31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
  32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
  33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
  34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
  35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
  36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
  37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
  38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
  39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
  40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов: Подсчитайте количество плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0—2 — низкий, 3—5 — средний, 6—8 — высокий).

1 (п-д). Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений.

Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею.

Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2 (а-с). Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики.

Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить.

Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3 (с-л). Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4 (н-о). Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5 (к). Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим. Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить — планы или тип мышления?

Источник: http://www.eti-deti.ru/teens/443.html

Профессиональный путь, или выбираем профессию по душе

В жизни мы не единожды сталкиваемся с проблемой выбора профессии. Данный вопрос является сложным и болезненным для многих из нас, ведь никогда не знаешь, какой выбор окажется правильным.

В жизни у нас у всех все складывается по-разному. Кто-то в 16 лет нашел свою деятельность и всю жизнь двигается в одном направлении. Кто-то менял профессию множество раз, но так и не смог выбрать себе специальность по душе. Ну а кто-то понял, что для него главное — дом и семья, и трудится исключительно в этом направлении.

Как бы то ни было, давайте попробуем рассмотреть несколько линий поведения совершенно разных личностей.

Вполне вероятно, что в каком-то из представленных ниже типажей вы сможете разглядеть себя и это поможет вам двигаться дальше. А, возможно, вы поймете, что какое-то время шли против себя, избирая для себя чужой путь.

В любом случае, помните, что стать счастливым никогда не поздно. А делать то, чего требует ваша душа — это и есть счастье.

Основные типы личностей в профессиональной деятельности:

 Тип личности №1. Карьерист.

Такой человек с детства знает, что обязательно должен чего-то добиться в этой жизни. Он не совсем представляет, чего именно он хотел бы добиться и в какой именно отрасли, но у него есть четкое понимание того, что при работе где бы то ни было обязательно нужно стремиться к карьерному и профессиональному росту вверх.

Для Карьериста не представляет большого значения то, какую отрасль ему выбрать.

Чаще всего, он выбирает такую деятельность, которая максимально помогла бы реализовать его склонности (если он любит живопись, значит, пойдет служащим в ближайшую галерею) и имела бы возможность для последующего карьерного роста (через несколько лет он станет директором этой или другой галереи).

Такие люди не боятся начинать. Какой бы низкооплачиваемой ни была должность, Карьериста это нисколько не испугает. Набрать опыта, достичь результата, закрепиться, пойти вверх и стать руководителем чего бы то ни было — вот основные принципы его становления.

Карьеристы работают на результат и занимаются деятельностью, а не имитацией оной. Они потрясающие руководители. Как правило, перед тем как занять руководящую должность, Карьерист проходит весь карьерный путь «с нуля». А, следовательно, знает все особенности выбранной деятельности.

Тип личности №2. Ответственный.

Ответственный рабочий — трудится честно и на совесть. Таких людей не интересует карьерный рост, они не хотят что-то завоевывать. Ведь помимо работы есть еще столько действительно важных вещей — семья, дом, хобби и увлечения.

Для Ответственного имеет значение престижность должности и заработная плата. Как правило, они выбирают популярные профессии, которые являются востребованными. Из них получаются хорошие юристы, страховые агенты, экономисты.

Ответственный сотрудник свое профессиональное становление начинает с получения высшего образования. Учатся такие студенты прилежно и старательно. Поэтому по окончанию обучения они имеют уже некоторые предложения к дальнейшему сотрудничеству по специальности.

На одной должности они могут работать много лет, а то и всю жизнь. задача Ответственного — хорошо и вовремя делать свою работу, получая за это достойную заработную плату.

Для них показатель успешной деятельности — отсутствие нареканий со стороны руководства.

 Тип личности №3. Творческий.

Творческая личность всегда знает о своем Предназначении. Как правило, у Творческого не возникает сомнения в том, кем ему суждено быть. Ведь с самых ранних пор он пишет стихи, занимается музыкой, ходит в театральный кружок или художественную школу. Ему не нужно выбирать деятельность — ведь она сама его выбрала уже очень давно.

Творческий человек предан своему делу, он не мыслит себя без него. У него всегда очень много работы, ведь ему важно быть признанным, а для этого необходимо много трудиться.

Те Творческие, которые не испугались своей натуры и остались ей верны, обязательно получают предложения о сотрудничестве с завидной регулярностью. Им не интересно работать на одном месте, в их головах всегда множество проектов и путей их реализации.

Главные задачи Творческой натуры — дать этому миру свой взгляд на жизнь и получить признание. Им важно, чтобы их оценили. Для них имеет огромное значение возможность делиться своим мнением, своими творениями.

Но, несмотря на это, они редко расцветают и успокаиваются от похвалы и признания — им всегда есть куда стремиться, ведь есть еще столько того, что они еще не успели сделать и рассказать.

 Тип личности №4. Талант.

Таланты — люди призвания, как и предыдущий тип. Но, в отличие от Творческих, им незнакомо стремление получить признание или подарить миру свою философию бытия.

Они просто точно знают, кем им нужно пройти этот путь, ведь еще в детстве Таланты проявляют себя как будущие профессионалы.

Одни из них с вдохновением разбирают и собирают всю технику в доме, а другие стремятся чему-то научить тех, кто младше. Из Талантов получаются прекрасные учителя, врачи, программисты.

Как правило, Таланты начинают свой путь с получения профессионального образования. Для них это представляется самым естественным — ведь если есть склонности и способности, то почему бы не реализовывать их?

Таких людей называют «Профессионал от Бога». Им не нужно заставлять себя идти на работу, ведь они получают удовлетворение от своей деятельности. У Талантов работа всегда спорится и приносит свои плоды.

Они с благодарностью относятся к своему работодателю, часто подолгу работая на одном и том же месте. Задача Таланта — делать то, что должен. Они не представляют себе, что могли бы заниматься чем-то еще.

Для них важен сам процесс — ведь они получают от него искреннее удовольствие.

 Тип личности №5. Идейный.

Идейной личности не нравятся шаблоны, которые существуют в данном обществе. Им хочется получать удовольствие от жизни, они воистину умеют ей наслаждаться. Для них смерти подобно каждый день отправляться в душный офис и подчиняться там дяде начальнику. Идейному необходимо нечто принципиально другое.

Зачастую такие люди выбирают для себя направление, которое требует самообучение или не требует обучения вовсе. Им сложно заставить себя ежедневно ходить в университет или на работу, поэтому они находят другое решение. Как правило, начинают свою деятельность Идейные с того, что открывают свое небольшое дело на дому. Из них получаются прекрасные фрилансеры самых различных направлений.

Работают Идейные «по зову души»: тогда, когда у них есть потребность в работе, а также находятся на нее силы и время. Таким людям совершенно не мыслима деятельность по расписанию, ведь они хотят самостоятельно распоряжаться своим временем.

Основная задача Идейного в профессиональной деятельности — получение денежного вознаграждения за работу в которой не придется переступать через себя. Они могут работать много и качественно, но только в условиях комфорта и душевного спокойствия.

 Тип личности №6. Предприниматель.

Предприниматели всегда стремятся стать первыми во всем. Они не представляют себе, что можно быть первым, работая на кого-то, кроме себя. Именно поэтому, еще в юности Предприниматели знают, что просто обязаны открыть свое собственное дело, где будут устанавливать свои правила.

Выбор направления деятельности для Предпринимателя скорее предмет анализа, чем зова души. Деятельность должна приносить большие деньги — вот девиз их рабочей жизни.

Начинают свое профессиональное становление такие личности с анализа и изучения рынка труда.

Именно поэтому, как правило, для начала они получают высшее образование в сферах экономики, политики, управления человеческими ресурсами. И делают свой выбор после получения необходимых знаний.

Предприниматели уверенны в собственном успехе и не дают себе права на ошибку. Поэтому работают они очень много и качественно.

Трудиться на благо собственного дела они могут круглосуточно, проверяя различные идей и внедряя самые перспективные из них. задача Предпринимателя — получение прибыли.

Чтобы потом хорошо отдыхать нужно сначала хорошо работать, говорят себе они, начиная свой путь в гору.

Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся в жизни профессиональные типы личностей. Но не стоит забывать, что здесь приведены профессиональные пути в их идеальном варианте, а в жизни все не так однозначно.

Гораздо чаще встречается смешение профессиональных качеств, когда один тип личности гармонично сочетается с другим.

Поэтому не пытайтесь причислить себя к какому-то одному типу, проанализируйте свои исходные данные и получите свой индивидуальный, ни на что не похожий профессиональный путь.

Источник: http://Vse-o-Trude.ru/professionalnyj-put-ili-vybiraem-professiyu-po-dushe/

Выбор профессии: лёгких путей нет

Назад ко всем статьям Счастливо найденная профессия приносит человеку настоящее удовлетворение.

Но как помочь ребенку найти свое дело, не навязав при этом желания и амбиции родителей? Психолог Анна Ульянова рассказала “Летидору”, на какие моменты стоит обратить внимание, думая о будущей профессии ребенка и обязательно учитывая при этом его устремления.

 

Поговорим о выборе профессии – того дела, которому взрослый человек отдаёт большую часть своего времени, своих забот и интересов. Если ему нравится дело, которым он занимается, если он радуется результатам своего труда, тогда он готов идти вперёд по избранному пути.

Тогда он благополучен психологически и его близкие не страдают из-за его плохого настроения, его агрессии и других последствий душевного дискомфорта – депрессии, алкоголизма и прочих болезней, истоки которых лежат в конфликте человека с его собственным образом жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=dh5YSo3DIds

Слово “выбор” в нашем разговоре ключевое. Теоретически право выбора должно принадлежать человеку от рождения, идёт ли речь о выборе жизненного пути или спутников на этом пути. Дорога никогда не бывает прямой и нет на ней однозначных указателей. Каждый раз на каждом повороте, как в русской сказке, человеку приходится делать выбор: “Пойдёшь направо …, пойдёшь налево …”.

Взрослый человек сам должен ставить цели и выбирать маршрут. Подталкивают к принятию решений люди и обстоятельства, а ещё больше – неконтролируемые потоки информации. Ребёнку необходима помощь.

К 13 годам у него формируется общее, ещё не очень чёткое представление о том, чем он будет заниматься, когда вырастет.

И пока ваш ребёнок ещё не ушёл из-под вашего крыла, самое время помочь ему определиться. 

К 13 годам у него формируются общие, ещё не очень чёткие представления о том, чем он будет заниматься, когда вырастет.

Это может случиться под влиянием подруг или приятелей, “за компанию” – пойду в мореходку, как Андрюха, или стану стюардессой, как соседка Юля. Идея может возникнуть из желания быть похожим на известных персонажей фильмов или телешоу.

Нередко над ребёнком довлеют фамильные традиции, когда девочка знает с детских лет, что будет учительницей, как мама, а мальчик – врачом, как дед.

Это собственные незрелые взгляды подростка, которые могут не раз ещё измениться на пути к его истинному призванию. Умные родители не станут игнорировать его желания, но найдут способы поощрить его поиски и тактично повлиять на выбор пути.

Пока ребёнок ещё не ушёл из-под родительского крыла, самое время помочь ему определиться, найти верный баланс между его подростковыми, не вполне осознанными желаниями и взрослым опытным взглядом на скрытые в профессиях трудности и изъяны.

Выбор и предназначение: ключевые моменты

Для начала важно объяснить подростку, что лёгкие пути ведут в тупик, что за успехом в любом деле стоѝт упорный труд.

Расскажите ему (или ей), что триумф балерины оплачен десятками часов ежедневных упражнений в классе до стёртых в кровь пальцев; что достижения учёного с мировым именем подготовлены годами неустанных исследований; что маляр-плиточник, который так красиво отремонтировал вашу ванную комнату, должен был долго учиться и на практике овладевать этим ремеслом, а теперь клиенты рекомендуют его своим знакомым, и работа его достойно оплачивается. Главное – выбрать путь и идти к цели упорно и с достоинством. Тогда результат затраченных усилий принесёт радость, которую не сравнить ни с какой другой. Это радость творца.

Пока ваш ребёнок рядом, пока он не повзрослел окончательно, только ваш внимательный взгляд разглядит в нём будущего мастерового, инженера-изобретателя или ветеринара, музыканта, художника или профессионального военного.

Флегматичный или авантюрный, рассеянный или сосредоточенный, усидчивый или гиперактивный – именно вы, рядом с ним, вы понимаете его темперамент, оцениваете его природные склонности и способности.

Вы видите, что его увлекает, и к чему он остаётся равнодушным. Поговорите с ним о прославленных личностях и о знакомых, которые могли бы послужить ему примером.

Расскажите ему о разных профессиях, рядовых или героических, и спросите его: “А ты хотел бы, а ты мог бы, а тебе было бы интересно?”

Разумеется, выявить предназначение к конкретной профессии практически невозможно, но можно определить сферу интересов и направить подростка в наиболее подходящее для него русло. Родители могут сделать это прежде, чем ребёнок окончит школу, поступит в наиболее доступный вуз и предстанет по его окончании в качестве соискателя вакансии перед менеджером по персоналу.

Может случиться, что результат определения профпригодности соискателя сильно его разочарует.

Ведь она зависит не только от полученных знаний и умений и совсем не от примитивной мотивации типа “хочу иметь много денег, хочу командовать, никогда не выполнять чёрной работы”, но в огромной степени от природных данных – физических, психологических, умственных, от эмоциональности и активности поведения. 

Найти свой талант – найти свое место

“Гениями рождаются”. Точно также особые способности человека являются прирождёнными. Будущему художнику не поможет рассудительность, а будущему математику абсолютный слух; наблюдательность не обязательна в работе бухгалтера, но она необходима будущему психологу, фотографу, детективу.

Да, многие способности можно развить, полученные навыки можно укрепить путём тренировки, но важно разглядеть плодотворное зерно, важно, чтобы человек не только хорошо выполнял свою работу, но и получал от неё удовлетворение. Ни в коем случае не надо ставить перед подростком сверхзадач, в попытках решения которых он потерпит неудачу из-за отсутствия у него необходимых природных данных.

Допустим, ребёнок – непоседа, он не засиживается за уроками, всегда тянется в компанию сверстников, при этом он легко учится, легко приспосабливается к переменам, с детства любит сочинять и записывать свои истории. Можно с уверенностью сказать, что он не станет научным работником, но его данные весьма универсальны для занятий общественной, организационной работой или литературным творчеством.

Другой ребёнок, девочка: спокойная, необщительная, прилежная, исполнительная, учится ровно по всем предметам без предпочтений; но когда в её лицее в пятом классе был введён с опережением предмет “физика-химия” и появился новый учитель, ставший её кумиром, заявила, что будет химиком; записалась в группу “Занимательная химия” в Доме творчества школьников; она наверняка уже видит своё будущее в химической лаборатории.

Есть много примеров неоправданного выбора, инициированного родителями.

Мальчик из семьи образованных родителей, учился неважно, между “тройкой” и “четвёркой”, обожал возиться с автомобилем вместе с отцом в их гараже, школу кончал экстерном, в технический вуз поступил, потому что сработали связи родителей; окончил бакалавриат по узкой специальности и даже магистратуру по менеджменту; после окончания “пристроен” в аспирантуру, но… сбежал оттуда при первой возможности и стал техником по ремонту медицинского оборудования. Только теперь он доволен.

Другой пример. Девочка с хорошими способностями к живописи, рисованию, рукоделию. Папа-инженер считал увлечения дочери несерьёзной основой для будущей профессии, настоял на поступлении её в технологический институт.

Окончила, устроилась на работу по специальности через знакомых, но была счастлива, когда организация прекратила своё существование. С удовольствием работает в пошивочном цехе при театре, пробует свои силы в книжной иллюстрации.

Теперь она на своём месте.

Ещё пример. Брат и сестра, по желанию их мамы, решительной и властной женщины, были определены в музыкальную школу – девочка по классу фортепиано, мальчик – по классу скрипки.

Дети, послушные воле матери, окончили школу (по счастью, у обоих абсолютный слух), но если для дочери выбор оказался удачным, и она продолжила образование в консерватории, то мальчик, окончив музыкальную школу, убрал скрипку в футляр и больше никогда не взял её в руки.

В 17 лет он смог проявить характер, поступил в технический вуз, стал инженером, а потом, в перестройку, обладая недюжинными способностями к ремёслам, открыл собственную мастерскую по изготовлению стильной мебели, в чём и преуспевает.

С другой стороны, чуткое отношение к запросам и потенциям ребёнка, способность родителей пойти навстречу его стремлению овладеть избранной им самим профессией подтверждается многими примерами настоящего карьерного успеха детей.

В семье знакомых юристов вырос парнишка, не проявлявший ни способностей, ни желания стать продолжателем династии. У родителей хватило такта поддержать его желание заняться фотографией.

Парень окончил колледж по специальности “техника и искусство фотографии”, работал помощником телеоператора, сейчас с успехом занимается студийной съёмкой. Человек выбрал свой путь, он сам за себя в ответе и благодарен родителям, поверившим в него.

Всем известна история успеха Билла Гейтса. Его отец – адвокат, мать – финансист. Мальчика отдали в привилегированную школу, родители предполагали, что он пойдёт по стопам отца.

Но в 13 лет Билл и его школьный товарищ Пол Аллен увлеклись компьютерами настолько, что всё остальное стало для них гораздо менее важным. Уже в 15 лет Билл продал разработанную им программу за 20 тысяч долларов.

Его родители, поначалу попытавшиеся пресечь увлечения сына, очень скоро уже не возражали против его самостоятельного выбора. В 18 лет Билл Гейтс создал компанию Майкрософт.

Важно и самим родителям сознавать и дать понять своему ребёнку, что неточный выбор профессии после окончания школы содержит в себе приговор будущему. Если человек ошибся в выборе или не смог определиться в начале своего трудового пути, профессию можно сменить.

Немалое число известных людей прошло на пути к своему причалу через множество профессий.

Одним из авторов школьной дисциплины “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) и, что ещё важнее, одним из инициаторов создания МЧС является известный путешественник Виталий Сундаков.

Сейчас президент Фонда русских экспедиций, прежде чем получить высшее образование (он получил два высших образования – педагога и журналиста), он в своей жизни сменил более десятка профессий: служил на флоте, был водолазом-инструктором, буровым мастером, водителем-испытателем. Это долгий и тернистый путь с заранее неоформленной целью, путь поиска и испытаний.

А сколько известных артистов и писателей шли к своей профессии по призванию из “непрофильных” вузов: Михаил Жванецкий – институт инженеров морского флота; Михаил Задорнов – авиационный институт; Андрей Макаревич и Андрей Вознесенский – архитектурный институт. Нужно много решимости, воли, азарта, чтобы решаться на смену профессии, и, конечно, нужна сильнейшая мотивация, которая подчинена ощущению своего призвания.

Само по себе получение высшего образования, даже в условиях его невостребованности, нельзя рассматривать как бессмысленную потерю времени.

Учиться чему-либо, просто овладевать навыками учиться, держать экзамены, защищать свою работу – всё это, если делается ответственно, – хорошая школа.

Но желательно не подвергать своего ребёнка риску испытать серьёзное разочарование в жизни и в себе самом, если при приёме на работу вердикт “профессионально непригоден” прозвучит для него однажды, как обвинительный приговор.

Поэтому, во-первых, помогите ему найти себя; во-вторых, никогда не пытайтесь навязывать ему выбор пути сообразно вашему собственному представлению о престиже, выгодах и прочих прелестях профессии; в-третьих, научите его держать удар, внушите ему уверенность в том, что возможны интересные повороты на жизненном пути и что всегда надо и никогда не поздно учиться новому.

Всё сказанное предполагает, что родители ответственны и внимательны к своему чаду. Но не надо забывать, что на территории нашей большой страны, вдали от университетских городов молодёжь часто не имеет возможности для самостоятельного выбора профессии, а родители далеко не всегда, по разным причинам, готовы помочь своим детям.

Поэтому снова и снова приходится апеллировать к заботам государства и общества о будущем поколении. Нужна развитая система отборочных олимпиад, нужно возвращение в школу занятий по профориентации, нужно воспитать настоящих учителей – учителей по призванию.

текст: Анна Шереметьева

Источник: https://letidor.ru/moya-semya/article/anna_ulyanova_legkie_puti_vedu_35087/

Выбор профессии – путь к счастливой жизни

Мы все отлично знаем, что одним из самых важных решений в жизни является выбор профессии!

Мы живем в современном мире, которому характерно обезличивание. Имперсонализм присутствует во многих сферах жизни, что, конечно же, отражается и на  выборе профессии подрастающего поколения.

Сейчас люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитывают мнение близких, внешнюю атрибутику профессии, престижность и ее экономическую выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства никак не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.

Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.

Обучение в старших классах школы приходится на период юности. А юность – это возраст самоопределения, в том числе и профессионального. Мир профессий включает в себя множество разнообразных и интересных специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и порой противоположных качеств.

Но, как правило, в силу разных причин подростку достаточно трудно разобраться в разнообразии своих личностных качеств и способностей. Однако, это решение, в дальнейшем, повлияет на всю его жизнь. От него зависит успешность человека как профессионала и как личности в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор.

Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.

Поэтому важно осознать, что профессия – это реализация себя как личности в обществе. Это определение своего места в мире и понимание отношений в мироздании.

Выбор профессии – это самоопределение в социуме: понимание себя, знание своих возможностей, способностей и потребностей души. В самом общем виде самоопределение – это становление внутренней позиции личности и устойчивого отношения к себе, к людям и к миру.

Характерной особенностью самоопределения является поиск и определение собственной жизненной позиции.

Это осознания себя Личностью и субъектом собственной жизни, основываясь на индивидуальных аспектах внутреннего мира, функционирующим благодаря особому сочетанию природной основы, системы психологических процессов, специфике процесса социализации, взаимодействий и взаимоотношений, складывающихся в них, личностной активности и опыту жизнедеятельности.

К свойствам самоопределения относятся сознательность, самостоятельность и эмоциональность.

Сознательность определяется тем, что человек как субъект самоопределения ставит цель, соотносит ее с реальностью, находит средства, реализует, корректирует и оценивает свои возможности.

Самостоятельность заключается в том, что человек в процессе самоопределения опирается на личностные достижения, сформированные к данному моменту.

Говоря об эмоциональности, хотелось бы особенно отметить тот факт, что при профессиональном самоопределении важен отклик от души, то есть эмоциональная реакция организма на предвосхищаемый результат. Тем самым предметом данного вопроса выступает собственная позиция, критерий «Я».

Часто бывает так, что человек осуществляет вынужденный выбор специальности, не имея при этом устойчивых мотивов. Совершает его интуитивно, без какой либо предварительной работы над собой, под влиянием случайных факторов: сверстников, фильмов, интернета и т.д.

Сознательный выбор профессии, а, следовательно, и специальности обучения происходит на основе социальных ценностей и личностных качеств человека. Однако, важно развитие у учащегося самостоятельности, то есть познавательной и творческой активности, критичного мышления и ценностной структуры личности.

К самоопределению относится соотнесению своего образа “Я” с жизненными, личностными и профессиональными планами.

Жизненное самоопределение – это выбор человеком стиля и образа жизни. Оно характеризуется определенностью образа и стиля жизни в зависимости от социокультурных отношений в обществе, экономического, социального положения семьи личности. К жизненному планированию также относятся ключевые жизненные цели человека, которые основаны на его ценностях и приоритетах.

Личностное самоопределение – нахождение человеком своего образа “Я”, отличного от других людей, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих.

Профессиональное самоопределение – готовность рассматривать себя частью целого в пространстве жизни и находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии.

Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е.

человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, познавательных способностях и личностных особенностях. Кроме того, человек должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.

Выбор профессии – это самостоятельный ответственный шаг на пути жизни. Он не одномоментный. Важно понимать, что за предпочтением той или иной специальности, стоит образ жизни, то есть то, как дальше будет строиться вся Жизнь. Профессия определяет наш жизненный путь.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/1553

Студиорум
Добавить комментарий