Выбираем вуз для углубленного изучения физики

Лучшие физико-математические школы Москвы

Классы с 10 по 11
Прием в 10, 11 классы
Условия приема экзамены по математике и физике; в школе работают подготовительные курсы

В физико-математической школе-интернате учатся дети со всей территории бывшего СССР.

Школа готовит учеников к активной научной работе. Большинство учителей — профессора и преподаватели МГУ. СУНЦ — лидер среди российских школ по количеству лауреатов научных конференций, победителей олимпиад по физике, математике и информатике.

Программа физико-математического класса приближена к программе первых двух курсов технических вузов. Среди предметов — олимпиадные задачи по математике, элементы теории вероятностей, элементарная теория чисел, физика микромира, техника физического эксперимента, молекулярная биофизика.

Более 80% выпускников продолжают свое образование в МГУ (физический, механико-математический, ВМиК факультеты), остальные в основном поступают в МФТИ, МИФИ. 

2. Лицей № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана

Классы с 8 по 11
Прием в 8, 10, 11 классы
Условия приема экзамены по математике, физике, тестирование по русскому языку; при проведении конкурса учитываются грамоты окружных олимпиад по физике, математике, информатике за последний год учебы

Под руководством преподавателей «Бауманки» школьники углубленно изучают алгебру, геометрию, математический анализ, физику, информатику, участвуют в физическом практикуме. Несмотря на общий для всех лицеистов физико-математический профиль обучения, в каждой параллели практикуется дополнительные разделение — классы с углубленным изучением английского языка и классы с углубленным изучением информатики. Тесная связь с базовым вузом — преподаватели, ознакомительная практика, посещение факультетов университета — способствует тому, что более 90% выпускников поступают в МГТУ им. Н.Э.Баумана. Большое внимание в лицее уделяется спорту и развитию творческих способностей школьников, здесь работают 23 кружка и спортсекции.

3. Школа № 54 с углубленным изучением математики и гуманитарных предметов

Классы с 1 по 11
Прием в 1 класс, в 8 профильный класс
Условия приема собеседование по математике с преподавателями мехмата МГУ

Базовая школа механико-математического факультета МГУ.

Особую роль в формировании математической культуры школьников играет постоянный контакт с настоящими математиками — сотрудниками МГУ, многие из которых сами закончили 54-ю школу.

В числе особенностей обучения — два преподавателя на профильных уроках, подготовка учениками проектных работ, исследований, участие в олимпиадах, креативная подготовка к ЕГЭ. Более 50% выпускников мехмат-класса поступают на мехмат МГУ.

Помимо высоких результатов по математике школа дает возможность выучить английский и французский языки на хорошем разговорном уровне. Также школа известна своей секцией самбо и туристическим клубом «Форпост». В пеших и водных походах по всей России старшеклассники ходят под парусами, катаются на байдарках и водных лыжах, занимаются серфингом.

4. Центр образования № 57

Классы с 1 по 11
Прием в 1 класс, в 8, 9 профильные математические классы
Условия приема собеседования (2-6 туров), во время которых поступающий решает задачи

«57-я» — одна из самых известных физико-математических школ Москвы.

Ученики школы 15 раз становились победителями международных математических и физических олимпиад, более 50 раз — всесоюзных и всероссийских олимпиад. Ежегодно 20–25 учеников школы становятся победителями Московской городской олимпиады по математике и физике.

В старших классах все желающие привлекаются к рецензированию статей в техническом журнале «Квант». Большинство выпускников математических классов поступают в МГУ (механико-математический и физический факультеты), МФТИ.

Более 220 выпускников школы сейчас учатся в аспирантуре математических факультетов лучших университетов мира (МГУ, Harvard, MIT, UC Berceley), многие из них уже преподают в этих университетах.

5. Лицей «Вторая школа»

Классы с 7 по 11
Прием в 7-10 классы
Условия приема в 7-8 классы: письменный и устный зачет по математике, собеседование с психологом, диктант; в 9-10 классы: + зачет по физике (письменно-устный)

Бывшая физико-математическая школа № 2 — одна из старейших профильных в Москве.

Сейчас в лицее вузовская система обучения — лекции, семинары, практические работы, зачеты, экзамены, чтение специальных курсов. На уроках английского, математики, физики и информатики класс делится на две группы, кроме учителей работают ассистенты (выпускники лицея), что позволяет более эффективно и адресно работать с классом.

Проводятся олимпиады, конференции, математические бои и летние школы. Помимо математики и физики в школе углубленно изучается английский язык. Ученики лицея показывают выдающиеся результаты на ЕГЭ. В 2013 году средний балл одиннадцатиклассников на ЕГЭ по математике — 84,3, по информатике — 87,3, по физике — 85.

50 % выпускников поступили в МГУ, в основном на физический и ВМиК факультеты, остальные — в МФТИ и НИУ ВШЭ.

6. Школа № 179

Классы с 6 по 11
Прием в 6 класс, в 8-9 математические классы
Условия приема тестирование, собеседование

Школа, расположенная в самом центре Москвы, известна не только своими математическими классами, но и высокими достижениями учащихся в области информатики и программирования. Лицо школы — Николай Николаевич Константинов. Именно он придумал и создал систему математического образования, применяемую сейчас в лучших московских школах. Всего на математические дисциплины отведено 12 часов в неделю, на физику — 5 часов. Математический курс ведет преподаватель с группой помощников — студентов или аспирантов. «Олимпиадников» из школы хорошо знают в МГТУ им. Баумана, МФТИ, МГУ, здесь большой процент выпускников, поступивших в вузы по олимпиадам. Выпускники математического класса продолжают обучение в основном на мехмате и физфаке МГУ, в ВШЭ.

7. Школа № 444 с углубленным изучением математики, информатики, физики

Классы с 1 по 11
Прием в 1 класс, в 8-9 математические классы
Условия приема cобеседование по математике; в первую очередь к конкурсному набору допускаются победители олимпиад и интеллектуальных марафонов

Школа — ресурсный центр для школ района Измайлово, базовая школа Восточного округа по профильным предметам. Здесь учатся дети, чьи интересы лежат в области точных и естественных наук. На уроках математики, физики, информатики, английского языка в каждом классе работают два учителя. Ученики занимают призовые места на всероссийских олимпиадах не только по физике и математике, но и по русскому, литературе, биологии, экономике, истории. Школа сотрудничает с МГТУ им. Баумана, летняя производственная практика в 10 классах проходит в компьютерных кабинетах университета. Лаборатория солнечной энергетики, робототехнический клуб и хор школы № 444 известны далеко за пределами школы.

8. Лицей № 1502 при МЭИ

Классы с 9 по 11
Прием в 9, 10 классы
Условия приема прием по итогам межшкольной комплексной олимпиады на конкурсной основе; олимпиада проводится по предметам: русский язык, математика, физика; для поступающих в 9 класс: + иностранный язык

Базовая школа Московского энергетического института. Ежегодно около 80% выпускников лицея поступают в МЭИ. Во всех классах, вне зависимости от профиля, углубленно изучаются: математика, физика, информатика, химия, английский язык. Во время семинарских занятий классы делятся на две подгруппы, на уроках по иностранному языку и информатике — на три подгруппы. Действует рейтинговая система оценки каждого школьника и каждого класса. Лицей располагает отличной учебной базой — лекционные аудитории, физические и химические лаборатории, четыре компьютерных класса, ресурсный центр автономного изучения иностранных языков, станция экологического мониторинга. Большое внимание уделяется спорту. В составе спортивного комплекса — несколько спортивных и тренажерных залов, бассейн, теннисный корт. У лицея есть собственный телеканал LTV, выпускается лицейская газета.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/187

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Углубленное изучение физики предполагает в основном не изучение новых явлений, а более глубокое и полное рассмотрение тех же явлений, которые изучаются в основном курсе физики, знакомство с практическими применениями изученных явлений.

Например, при изучении электромагнитных колебаний выводится закон Ома для цепей переменного тока, дается представление о методе векторных диаграмм. Это позволяет выполнять количественные расчеты для электрических цепей переменного тока.

 [1]

Книга предназначена для углубленного изучения физики при подготовке в вузы – как самостоятельно, так и на подготовительных отделениях и подготовительных курсах. Она будет также полезна учащимся старших классов средней школы, особенно при изучении физики на повышенном уровне. [2]

Пособие содержит задачи, непосредственно связанные с вопросами горного дела, и рассчитано на углубленное изучение физики в объеме программы средней школы.

К каждой задаче дается подробное решение, содержащее технический анализ поставленных вопросов, что позволяет вырабатывать у учащихся навыки самостоятельного проведения физических оценок реальных производственных задач.

Приближение содержания задач к области будущей профессиональной деятельности учащихся направлено на заинтересованное осмысленное изучение курса физики в средних профтехучилищах. [3]

Программа заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников включает также некоторые вопросы, выходящие за базовую программу средней школы, но изучаемые в школах и классах с углубленным изучением физики. Поэтому участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике должны уделить серьезное внимание самостоятельной подготовке. [4]

Книга предназначена для учащихся старших классов средней школы. Она может быть также полезна в качестве пособия для углубленного изучения физики при подготовке в вузы. Книга представляет интерес для студентов вузов, преподавателей физики школ и техникумов. [5]

Книга представляет собой второй том двухтомного курса общей физики, подготовленного в соответствии с программой бакалавриата по техническим специальностям.

Данный учебник – победитель конкурса Министерства образования РФ – адресован студентам технических университетов с углубленным изучением физики, а равно и студентам физико-математических факультетов классических университетов.

Изложение ведется на современном уровне при достаточно высокой степени формализации, но математической подготовки, выходящей за рамки технического университета, у читателя не предполагается – все необходимые дополнительные сведения включены непосредственно в данный курс.

Предметом второго тома является квантовая физика атома, ядра и элементарных частиц, а также статистическая физика и термодинамика. В заключительном разделе анализируется эволюция наших взглядов от классической к квантовой системе описания природы, разбирается вопрос о происхождении мира, о поведении вещества в экстремальных условиях. [6]

Книга представляет собой первый том двухтомного курса общей физики, подготовленного в соответствии с программой бакалавриата по техническим специальностям.

Данный учебник – победитель конкурса Министерства образования РФ – адресован студентам технических университетов с углубленным изучением физики, а равно и студентам физико-математических факультетов классических университетов.

Изложение ведется на современном уровне при достаточно высокой степени формализации, но математической подготовки, выходящей за рамки технического университета, у читателя не предполагается – все необходимые дополнительные сведения включены непосредственно в данный курс.

 [7]

В настоящий курс вошли практически все вопросы, излагавшиеся на лекциях в разные годы. Они занимают около 10 – 15 % текста. Весь этот материал может оказать пользу студентам при углубленном изучении физики и преподавателям при проведении семинарских занятий.

Он, как надеется автор, будет способствовать развитию у студентов навыков физического мышления и умения самостоятельно ставить и решать принципиальные вопросы и конкретные физические задачи, что и является главной целью предлагаемого руководства. Разумеется, не весь этот материал является обязательным.

Для удобства читателя основной материал крупным шрифтом, вспомогательный – мелким. [8]

В настоящий курс вошли практически все вопросы, излагавшиеся на лекциях в разные годы. Они занимают около 10 – 15 % текста. Весь этот материал может оказать пользу студентам при углубленном изучении физики и преподавателям при проведении семинарских занятий.

Он, как надеется автор, будет способствовать развитию у студентов навыков физического мышления и умения самостоятельно ставить и решать принципиальные вопросы и конкретные физические задачи, что и является главной целью предлагаемого руководства. Разумеется, не весь этот материал является обязательным.

Для удобства читателя основные вопросы напечатаны крупным шрифтом, все остальные – петитом. [9]

Страницы:     1

Источник: http://www.ngpedia.ru/id56357p1.html

Статья по физике по теме: О профильном обучении физике

О профильном обучении физике

Профильное обучение –   средство дифференциации и индивидуализации

 в обучении ,позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно  учитывать

 интересы, склонности  и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в технических вузах. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного процесса.

  Цели  обучения физико-математического профиля:

  1. обеспечение углубленного изучения физики и математики;
  2. создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников;
  1. установление  равного доступа к полноценному образованию разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  2. расширение возможности социализации учащихся ,обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

          Социологические исследования доказывают ,что большинство старшеклассников (70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать те, которые выбираются  для дальнейшей  специализации .

В нашей школе  проводится диагностическая работа, социологический опрос по профессиональному самоопределению  учащихся :  психологическое тестирование восьмиклассников. В 9 классе учащиеся определяются с выбором различных специальных и элективных курсов по выбранным ими направлениям .

К моменту окончания основной школы  около75 % процентов учащихся уже определились с выбором возможной сферы профессиональной деятельности

Важным вопросом проблемы профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации ,а также модели его организации .

                В 2005/2006 учебном году после анкетирования учащихся, собеседования с родителями и психологических исследований  мы  ввели предпрофильную подготовку в 9 а классе- самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования ,профиля обучения. Родители многих наших учеников – железнодорожники и хотели бы, чтобы их дети продолжили обучение в железнодорожных вузах.. В соответствии с этим  учащиеся выбрали спецкурсы по  двум  предметам: физика

(« Методы измерения физических величин») и математика («Методы решения математических задач»). На занятиях этого курса проводились исследования  по определению  физических величин с различным уровнем сложности .В следующем году  в 10а классе была внедрена модель профильного обучения ,включающая базов, профильные( математика и физика) предметы и элективные курсы .

В 2007/2008 учебном году в 11а классе продолжилось обучение по программам профильного образования и элективного курса «Методы решения физических задач»,рассчитанного   на 68 часов.   В лекционной форме рассматривались основные вопросы темы,  затем выполнялись задания уровня А,Б,С.

 После изучения каждой темы проводилась кратковременная контрольная работа  тестирование или выполнение тестовых заданий ЕГЭ

Основные компоненты программы:

  1. коррекция учебного плана и отдельных программ общеобразовательной школы;
  2. организация микроисследований на уроках;
  3. организация технического творчества учащихся;
  4. практическое ознакомление с компьютерными программами лабораторных исследований;
  1. организация научно- исследовательской работы;
  2. систематическое ознакомление учащихся с проблемами и достижениями современной физики( научные журналы, научно-популярная литература и Internet)

           Одним из новых подходов к планированию учебного процесса в системе профильного обучения является переход к его блочно-модульному построении, в процессе которого осуществляется переход на новые подходы в методике проведения лекции .

Учитель начинает лекцию с того, что обозначает тему, формулирует образовательные задачи и обсуждает с учащимися, каким образом их можно решить .После этого называется источник, рекомендуемый для чтения или раздается распечатка лекции.

Уроки решения задач отличаются от обычных, используется метод коллективной работы( групповая ,  в парах). Группы формируются дифференцированно – по уровням обученности. Учащиеся решают задачи различными методами, различного уровня сложности ,выполняют нестандартные задания.

Практические работы проводятся в виде самостоятельного решения учащимися небольших экспериментальных задач.

 Уроки общения проводятся в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам, индивидуально решенным задачам и лабораторным исследованиям., собеседование по листам взаимоконтроля , индивидуально решенным задачам. На обобщающем уроке проводится устный или письменный зачет, тестирование или контрольная работа.

         Для того, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями ,а активно участвовали в образовательном процессе,  использую современные методы, которые позволяют наиболее полно учесть особенности и потребности старшеклассников и отвечают задачам профильного обучения:

  1. организация самостоятельной индивидуальной и групповой  познавательной деятельности;
  2. проведение учебных дискуссий, мозговых атак, круглых столов;
  3. применение метода проектов;
  4. организация  исследовательской  деятельности;
  5. обучение письменным творческим работам(исследовательские отчеты, рефераты, доклады)

          Для контроля качества знаний  провожу мониторинг с применением различных форм: тестирование контрольные работы, срезы, итоговая аттестация.

Выходная диагностика включает :срезы уровней знаний, уровней обученности ,диагностический лист по учету знаний и умений ( он включает знание теории, задач обязательного уровня и усложненных, результаты контрольных и лабораторных работ, тематического

 теста ,физического диктанта, творческий отчет).

                 С 8 класса  учащиеся работают   с портфолио, которое позволяет более полно отразить индивидуальные образовательные достижения, содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся .

Дети оформляют 3 вида портфолио : документов , работ, отзывов.

Большинство учащихся выбрали портфолио  документов, где помещают дипломы, грамоты, сертификаты, подтверждающие их достижения, другая часть – «портфолио работ», в котором содержатся творческие работы, исследовательские работы, сборники задач, контрольные работы, составленные самими учащимися.

              Мониторинг образовательной деятельности показал положительную динамику уровня учебных достижений  детей, обучаемых в профильных классах:

  1. количество  учащихся, успевающих на 4 и 5 составляет  80%;
  1. исследовательские проекты детей, представленные на конкурсы различного уровня стали лауреатами ;
  2. учащиеся данного класса являлись призерами районных олимпиад ;
  3. 70% выпускников поступили в технические вузы;

Источник: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/03/26/o-profilnom-obuchenii-fizike

Нужная наука физика – в вузе и школе

Об университетеПресс-центрИнтервьюНужная наука физика – в вузе и школе

На основании приказа департамента образования, культуры и молодежной политики области, а также решения ректора БГТУ им. В.Г.Шухова д.э.н., профессора С.Н.Глаголева, на базе нашего университета и, в частности,  кафедры физики был организован и проведен практический тур олимпиады по физике.

На этот раз, в олимпиаде приняли участие всего 60 человек, это ученики 9 – 11 классов. Если сравнить данные с предыдущими годами, то в 2010 году участников было 150 человек, в 2011 году – 90 школьников. Честно говоря, мы ожидали большего количества юных физиков. Чтобы прояснить ситуацию, мы решили поговорить с заведующим кафедрой физики БГТУ им. В.Г.Шухова. Н.П.

Мухиным о проблемах, связанных с преподаванием физики и проведением олимпиады.

– Николай Петрович, как вы думаете, почему с каждым годом уменьшается количество желающих пройти олимпиадные испытания по физике?

– На это влияют глобальные причины, происходящие в педагогике. На сегодняшний день в школах катастрофически не хватает специалистов – учителей физики. И готовить детей к олимпиадным заданиям практически некому. В процессе подведения итогов олимпиады потом выявилось, что из некоторых районов области даже не предоставили учеников.

И это даже не  несоблюдение каких-то организационных моментов. Причина кроется именно в вышесказанном – преподавание физики или формальное, или вообще отсутствует. Наблюдается еще и такая тенденция – наш предмет преподают неспециалисты, биологи, географы, но не физики.

А отсюда снижается уровень владения предметом, рождается неумение применять формулы, решать задачи, исследовать физические явления.

– Сейчас многие говорят о повышении интереса к инженерному образованию. В подготовке инженеров физика играет большую роль. Как же преодолеть сложившиеся трудности и изменить отношение к вашему предмету?

– Реформирование образования в России привело к тому, что преподавание физики оказалось на обочине образовательного процесса. Сокращение физики для школьников до двух часов в неделю приводит к тому, что освоение этой основной интеллектообразующей дисциплины происходит не в полной мере.

Будущие инженеры приходят в вузы с крайне слабой подготовкой по предмету.

Значительная часть студентов не в состоянии освоить вузовский курс физики, хотя бы на уровне минимальной достаточности, да и сам курс физики сокращен до предела и находится у черты, за которой целостность курса нарушается.

Но ведь сейчас в школах, гимназиях, организованы классы с профильным и углубленным изучением физики?

– Да, возникло много различных классов, но вызывает удивление то, что в учебные планы не помещаются одновременно углубленные часы и по математике, и по физике. И если в школе где-то появляется «профильная» или «углубленная» физика при обычной математике, то это нонсенс. Два – три часа физики в неделю очень мало.

Наши ученые придерживаются такого мнения, что в этих классах физико-математическое образование может идти только в комплексе: и тот, и другой предмет должны быть равно углублены. И не менее 9-12 часов при «углубленке».

Это – требование времени: в высокотехнологичном, научно-емком обществе без знания этих дисциплин не продвинуться.

Может быть, как-то найти пути интеграции школы и вуза и начинать углубленную подготовку по физике и математике на базе высших учебных заведений?

– Безусловно, во всех вузах есть более или менее развитые системы довузовской подготовки. Но здесь есть свои проблемы: не каждый родитель может доплачивать за дополнительную подготовку. Один из путей преодоления таких трудностей – организация профильного или углубленного изучения на базе вузов с использованием ресурсов всех образовательных учреждений региона.

Если найти возможность направить на это часть бюджетных средств, предназначенных для профильного или углубленного изучения, то можно организовать межшкольные классы для профильного или углубленного изучения физико-математических дисциплин.

И выиграть от этого могут все: и школьники, которые смогут получить более качественное образование, и вузы, которые получат более подготовленных студентов, а родители смогут обеспечить детям более высокий уровень подготовки бесплатно или с существенно меньшими затратами.

Правда, это потребует создания новой белгородской модели образования, при которой ученик не дополняет часть своих знаний на курсах, а заменяет часть школьных часов на «довузовские» с более высоким уровнем обучения и с более жестким контролем.

Это хорошее предложение, но некоторые составители программ вообще говорят о «нужных» и «ненужных» разделах физики.

– Курс физики не может делиться на «нужную» и «ненужную» части.

Полноценное современное представление об окружающем мире студент может получить, лишь изучив полный логический замкнутый цельный курс физики в соответствии с базовой программой.

Велика роль физики и в формировании творческого инженерного мышления специалиста. В этом смысле наш предмет непосредственно работает на подготовку инженера любого профиля.

Вы сказали, что в средних школах не хватает специалистов по физике, а как же с высшей школой? У нас есть, кому преподавать такой нелегкий предмет?

– У нас на кафедре сохраняется в большинстве «старая гвардия». Это те преподаватели, которые проработали более 25 лет: профессора Г.Д.Лукьянов, Ю.П.Гладких, А.В.Собылинский, С.Ф.Миндолин, доценты  В.А.

Паненко, Е.П. Горягин. Не так давно на кафедру пришли и молодые кадры: А.В.Корнилов, В.С.Вощилин, А.В.Лиманская. Самой первоочередной задачей в работе я считаю «омолаживание» коллектива. Но не все так просто.

Могли бы вы подвести итоги практического тура олимпиады по физике, прошедшей в январе на базе БГТУ им. В.Г.Шухова.

– Департамент образования и молодежной политики отметил, что наш университет достойно справился с организацией и проведением региональной олимпиады школьников. Благодаря активному участию ректора вуза, д.э.н., профессора С.Н.Глаголева, первого проректора, д.т.н., профессора Н.А.Шаповалова работа штаба по проведению олимпиадных испытаний получила высокую оценку.

Преподаватели и сотрудники кафедры отмечены областной администрацией и ректоратом университета за организационную и методическую работу. Мы старались создать комфортные условия для школьников, и у нас это получилось. Приятно, что на этой олимпиаде были открыты новые имена юных физиков. Двое ребят из 60 показали глубокие знания по предмету.

И теперь им предстоит стать участниками Всероссийской олимпиады по физике.

Николай Петрович, XX век открыл новые имена в физике. На рубеже веков интерес к этому предмету заметно ослаб. Как вы считаете, сейчас в связи с ростом популярности в стране  инженерных профессий отношение к точным наукам изменится?

Будем надеяться, что в нашей стране в процессе реформирования образования все-таки к преподаванию физики в образовательных учреждениях повернутся лицом.

В школе минимум 4 программных часа в неделю сделают наш предмет более доступным и интересным для изучения. Что бы ни говорили, в вузе при подготовке инженера ее ничем не заменишь.

В связи с грядущими переменами, связанными с выборами нового Президента России, будем надеяться на лучшие перемены, в том числе и в образовательном процессе.

Беседовала Елена Ховхун

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Источник: http://www.bstu.ru/about/press_center/intervy/muhin

Что не так с физикой в современной школе

Начинаем серию статей о проблемах и устаревших концепциях в школьной программе и предлагаем порассуждать о том, зачем школьникам нужна физика, и почему сегодня её преподают не так, как хотелось бы.

Для чего современный школьник изучает физику? Или для того, чтобы ему не надоедали родители и учителя, или же затем, чтобы успешно сдать ЕГЭ по выбору, набрать нужное количество баллов и поступить в хороший вуз. Есть ещё вариант, что школьник физику любит, но эта любовь обычно существует как-то отдельно от школьной программы.

Знаете ли вы физику?

В любом из этих случаев преподавание ведётся по одинаковой схеме. Оно подстраивается под систему собственного контроля — знания должны преподноситься в такой форме, чтобы их можно было легко проверить. Для этого и существует система ГИА и ЕГЭ, а подготовка к этим экзаменам в результате и становится главной целью обучения.

Как устроено ЕГЭ по физике в его сегодняшнем варианте? Задания экзамена составляются по специальному кодификатору, куда входят формулы, которые, по идее, должен знать каждый ученик. Это около сотни формул по всем разделам школьной программы — от кинематики до физики атомного ядра.

Большая часть заданий — где-то 80% — направлена именно на применение этих формул. Причем другие способы решения использовать нельзя: подставил формулу, которой нет в списке — недополучил какое-то количество баллов, даже если ответ сошелся. И только оставшиеся 20% — это задачи на понимание.

В результате главная цель преподавательской работы сводится к тому, чтобы ученики знали этот набор формул и могли его применять. А вся физика сводится к несложной комбинаторике: прочитай условия задачи, пойми, какая формула тебе нужна, подставь нужные показатели и просто получи результат.

В элитарных и специализированных физико-математических школах обучение, конечно, устроено иначе. Там, как и при подготовке к всевозможным олимпиадам, присутствует какой-то элемент творчества, а комбинаторика формул становится намного сложнее. Но нас здесь интересует именно базовая программа по физике и её недостатки.

Об истории советских физ-мат школ в программе Льва Лурье: «Этих людей учили тому, что всякое утверждение нужно доказывать, — довольно сомнительный тезис с точки зрения советской действительности».

Источник: 5-tv.ru

Стандартные задачи и абстрактные теоретические построения, которые должен знать обычный школьник, очень быстро выветриваются из головы. В результате физику после окончания школы уже никто не знает — кроме того меньшинства, которому это почему-то интересно или нужно по специальности.

Получается, что наука, главной целью которой было познание природы и реального физического мира, в школе становится донельзя абстрактной и удаленной от повседневного человеческого опыта. Физику, как и другие предметы, учат зубрёжкой, а когда в старших классах объём знаний, который необходимо усвоить, резко возрастает, всё зазубрить становится просто невозможно.

Наглядно о «формульном» подходе к обучению.

Но это было бы и необязательно, если бы целью обучения было не применение формул, а понимание предмета. Понимать — это, в конечном счёте, намного легче, чем зубрить.

Формировать картину мира

Теоретический минимум: физика для продолжающих

Посмотрим, к примеру, как работают книжки Якова Перельмана «Занимательная физика», «Занимательная математика», которыми зачитывались многие поколения школьников и после-школьников. Почти каждый параграф перельмановской «Физики» учит ставить вопросы, которые каждый ребенок может себе задать, отталкиваясь от элементарной логики и житейского опыта.

Задачки, которые нам здесь предлагают решить — не количественные, а качественные: нужно не подсчитать какой-то абстрактный показатель вроде коэффициента полезного действия, а поразмышлять, почему вечный двигатель невозможен в реальности, можно ли выстрелить из пушки до луны; нужно провести опыт и оценить, каким будет эффект от какого-либо физического взаимодействия.

Пример из «Занимательной физики» 1932 года: задача о крыловских лебеде, раке и щуке, решённая по правилам механики. Равнодействующая (OD) должна увлекать воз в воду.

Одним словом, заучивать формулы здесь не обязательно — главное понимать, каким физическим законам подчиняются предметы окружающей действительности. Проблема только в том, что знания такого рода куда сложнее поддаются объективной проверке, чем наличие в голове школьника точно определённого набора формул и уравнений.

Поэтому физика для обычного ученика оборачивается тупой зубрежкой, а в лучшем случае — некой абстрактной игрой ума.

Формировать у человека целостную картину мира — совсем не та задача, которую де факто выполняет современная система образования.

В этом отношении, кстати, она не слишком отличается от советской, которую многие склонны переоценивать (потому что раньше мы, мол, атомные бомбы разрабатывали и в космос летали, а сейчас только нефть умеем продавать).

По знанию физики ученики после окончания школы сейчас, как и тогда, делятся примерно на две категории: те, кто знает её очень хорошо, и те, кто не знает совсем. Со второй категорией ситуация особенно ухудшилась, когда время преподавания физики в 7-11 классе сократилось с 5 до 2 часов в неделю.

Большинству школьников физические формулы и теории действительно не нужны (что они прекрасно понимают), а главное — неинтересны в том абстрактном и сухом виде, в котором они преподносятся сейчас. В итоге массовое образование не выполняет никакой функции — только отнимает время и силы. У школьников — не меньше, чем у учителей.

Attention: неправильный подход к преподаванию точных наук может иметь разрушительные последствия

Если бы задачей школьной программы было формирование картины мира, ситуация была бы совершенно иной.

Конечно, должны быть и специализированные классы, где учат решать сложные задачи и глубоко знакомят с теорией, которая уже не пересекается с повседневным опытом. Но обычному, «массовому» школьнику было бы интереснее и полезнее знать, по каким законам работает физический мир, в котором он живет.

Лекция Уолтера Левина — хороший пример того, как можно соединить физические теории и формулы с конкретными наблюдениями.

Источник: .com

Развлекательная наука в видеороликах: на какие -каналы подписаться

Дело, конечно, не сводится к тому, чтобы школьники вместо учебников читали Перельмана. Нужно изменить сам подход к преподаванию. Многие разделы (например, квантовую механику) можно было бы изъять из школьной программы, другие — сократить или пересмотреть, если бы не вездесущие организационные трудности, принципиальный консерватизм предмета и образовательной системы в целом.

Но позволим себе немного помечтать. После этих изменений, может быть, повысилась бы и общая социальная адекватность: люди бы меньше верили всяческим торсионным аферистам, спекулирующим на «защите биополя» и «нормализации ауры» с помощью нехитрых приспособлений и кусков неведомых минералов.

Все эти последствия порочной системы образования мы уже наблюдали в 90-е, когда самые удачливые мошенники даже пользовались немалыми суммами из госбюджета, — наблюдаем и сейчас, хотя и в меньших масштабах.

Знаменитый Григорий Грабовой не только уверял, что может воскрешать людей, но и отводил астероиды от Земли силой мысли и «экстрасенсорно диагностровал» правительственные самолёты. Ему покровительствовал не кто-нибудь, а генерал Георгий Рогозин, заместитель начальника Службы безопасности при президенте РФ.

Источник: .com

Ведь теперешний школьник — это будущий президент, чиновник, бизнесмен или бухгалтер.

Пусть лучше он не знает все формулы из кодификатора, но хотя бы понимает, что нельзя лазером извлечь энергию из камня, использовать для энергоснабжения вихревые генераторы, которым не писан закон сохранения энергии, и не боится, что телевизоры и компьютеры с помощью электромагнитных полей манипулируют его нервной системой.

Большая часть мыслей, высказанных выше, основана на мнениях практикующих преподавателей. Особая благодарность за рассказ и консультацию — Антону Шейкину, ассистенту кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц СПбГУ и преподавателю физики в 10 классе.

В оформлении статьи использовано изображение «Команда мечты физиков», Flickr.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/whats-wrong-with-physics

Естественнные науки за рубежом: физика, математика, экология

Студенты по всему миру изучают естественные науки для того, чтобы заниматься исследовательской работой в лаборатории или применять последние научные разработки за ее пределами.

Вне зависимости от того, собираетесь ли вы посвятить свою жизнь науке или прикладной работе, изучение естественных наук дает фундаментальные знания, накопленные человечеством и помогающие познать мир вокруг нас!

Специализации

Естественные науки – это, в первую очередь, физика, химия, математика, геология и науки об окружающей среде. Далее, внутри каждой науки есть различные специализации, включая молекулярную биологию, экологию, физическую географию и другие.

За рубежом на факультетах естественных наук можно учиться, специализируясь в одной из следующих областей:

С чего начать?

Если вы собираетесь изучать естественные науки за рубежом, вам подойдет один из следующих вариантов обучения:

  • Вы можете поступить в зарубежный вуз на изучение естественных наук после школы. Для этого необходимы хорошие оценки по физике, химии, математике, географии биологии.
  • Также можно продолжить обучение за рубежом в области естественных наук. В таком случае нужно иметь опыт изучения соответствующих дисциплин на университетском уровне. Дополнительным плюсом при поступлении будет знание иностранных языков и навыки работы с ПК.
  • В магистратуру в области естественных наук можно поступить, имея степень бакалавра медицины, точных или естественных наук.

Для студентов, собирающихся изучать естественные науки, подходят университеты с обширными научными факультетами, на базе которых предлагаются разные уровни обучения, а также исследовательские и прикладные специализации.

Кроме того, стоит отдать предпочтение вузам, известным своей исследовательской деятельностью, располагающим собственными лабораториями и предлагающим обучение с использованием современного оборудования.

Лучшие университеты в области естественных наук

  • Полный список вуз для изучения естественных наук

UniversityofAlberta, Канада

Университет Альберты – это крупный канадский вуз, который славится своими исследованиями, что привлекает сюда множество студентов, собирающихся заниматься наукой.

В состав вуза входит Факультет науки, на различных отделениях которого можно изучать биологию, математику и статистику, физику, земные и атмосферные науки, биохимию, молекулярную биологию, физику, химию, физиологию, экологию и другие естественные науки. Обучение предлагается на уровне бакалавриата, магистратуры и PhD.

Стоимость обучения в бакалавриате – US$16,000-18,000

Стоимость обучения в магистратуре – US$6,000-8,000

CityUniversityLondon, Англия

Городской университет Лондона входит в 5% лучших вузов мира и обучает студентов более чем из 160 стран. Университет имеет целый ряд сильных областей, треть его студентов изучает науки.

В вузе на уровне бакалавриата, магистратуры и PhD можно специализироваться в возобновляемой энергии и менеджменте энергетических систем, математике, клинической, социальной и когнитивной нейронауке, научной журналистике, пищевой промышленности, статистике и т.д.

Стоимость обучения – US$21,400-35,200

LundUniversity, Швеция

Лундский университет существует с 17 века и сегодня входит в Топ-100 высших учебных заведений мира. Для молодых ученых Лундский университет – это место, где можно не только учиться, но и заниматься исследованиями на высоком мировом уровне.

Научные исследовательские проекты вуза финансируются правительством Швеции и независимыми спонсорами и соответствуют международным стандартам.

По ряду предметов университетский Факультет наук входит в Топ-50 факультетов мира.

На факультете предлагается обучение, и проводятся исследования в области астрономии, биологии, химии, окружающей среды, математики, геологии, физики, молекулярной биологии, географии, физической географии и др.

Стоимость обучения в бакалавриате – US$12,000-14,000

Стоимость обучения в магистратуре – US$12,000-14,000

GeorgeWashingtonUniversity, США

Университет Джорджа Вашингтона – крупнейший в округе Колумбия и включает в свой состав более ста исследовательских центров и институтов. Вуз расположен в столице США и предлагает студентам уникальные возможности для обучения.

В области естественных наук в университете можно изучать физику, биостатистику, биохимию и биологические системы, менеджмент окружающей среды и энергий, защиту окружающей среды, биотехнологии, микробиологию и иммунологию, управление ресурсами, палеобиологию гоминид, когнитивную нейронауку, прикладную математику, химию и т.д.

Стоимость обучения – US$30,300-48,790

MonashUniversity, Австралия

Преподавание наук в Университете Монаша происходит с использованием новейшей техники, разнообразных печатных и мультимедийных материалов, а также 120 университетских компьютерных лабораторий. Университет Манаша является одним из научных лидеров 21 века, здесь проводятся исследования во всех сферах науки, в которые инвестируется более 200 млн. долларов.

Университетский Факультет наук состоит из 5 школ: Школа математических наук, Школа физики и астрономии, Школа биологических наук, Школа Земли, атмосферы и окружающей среды и Школа химии. На факультете можно получить стандартную степень бакалавра, степень бакалавра с отличием или двойную степень бакалавра, а также степень магистра и доктора наук.

Специализироваться можно на биомедицине, науках о жизни, науках об окружающей среде, генетике, экологии, зоологии, синтетической и аналитической химии, медицинской и биологической химии, и других областях.

Стоимость обучения в бакалавриате – US$26,000-28,000

Стоимость обучения в магистратуре – US$26,000-28,000

Стипендии

L’Oréal-UNESCO Women in Science Fellowships

Стипендии фонда предназначены для женщин, получающих высшее образование в области наук в университетах Великобритании и Ирландии. С 1998 года стипендиальная программа помогла уже более 2,000 студенток из 100 стран мира.

Ludo Frevel Crystallography Scholarships

Стипендии в размере US$2,500 предлагаются студентам магистратуры университетов США, изучающим кристаллографию и минералогию.

  • О стипендиях в других вузах вы можете узнать из бесплатных брошюр.

Длительность и стоимость обучения

Обучение в бакалавриате по гуманитарным дисциплинам обычно длится 3-4 года, обучение в магистратуре – 1-2 года.

Стоимость обучения в области естественных наук может варьироваться в зависимости от университета и страны. Например, в шведском Лундском университете стоимость обучения в бакалавриате начинается от US$12,000, более дорогое образование предлагает Университет Джорджа Вашингтона, здесь стоимость года обучения составляет $30,000 и более.

Интересные учебные программы

Сегодня среди студентов особенно популярны дисциплины в области охраны окружающей среды и возобновляемой энергии, входящие в область естественных наук. В наши дни охрана окружающей среды и сохранение планеты для будущих поколений становится очень важной международной задачей, для выполнения которой требуются квалифицированные кадры с высшим образованием.

Помимо этого, востребованы дисциплины в области металлургии. На университетском уровне можно изучать физическую, химическую и инженерную металлургию. Все эти специальности ведут к важной и прибыльной работе, которой можно заниматься в разных частях света.

Карьерные перспективы

Естественные науки объединяют множество специализаций. Приведем насколько профессий, которыми может овладеть выпускник, изучавший естественные науки в вузе:

  • Ученый
  • Исследователь
  • Педагог
  • Инженер
  • Аэрокосмический инженер
  • Астрофизик
  • Геофизик
  • Инженер-механик
  • Лабораторный техник
  • Астроном
  • Астробиолог
  • Планетарный геолог
  • Металлург
  • Эколог
  • Биолог
  • Менеджер водных ресурсов
  • Специалист по охране природы

Топ-3 технических вуза Австралии

Как естественные науки спасут США

Источник: https://www.hotcourses.ru/study-abroad-info/subject-guides/studying-pure-science-abroad/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.