Всемирная университетская сеть

Ядерное образование: время единения

Всемирная университетская сеть

Процессы глобализации диктуют новые подходы и технологиям образовательного процесса. Сегодня МАГАТЭ активно поддерживает образование, нацеленное на воспитание лидеров, способных к международной интеграции в области мирного использования ядерной энергии.

Ядерная интеграция

Производство материальных благ базируется на достижениях естествознания, прежде всего физики. Отсюда вытекает уникальность сложных технических решений в реальной экономике: различия связаны только с неодинаковостью требований к продукту (услуге) и умением их выполнять.

Поэтому невыгодно полностью самостоятельно конструировать и изготовлять сложную технику, зная, что практически то же самое создается в десятках, а то и сотнях фирм. Это и обусловило нарастающие в мире процессы интеграции (кооперации, слияния, поглощения, глобализации).

В последние годы наблюдается беспрецедентная международная кооперация в области ядерной энергетики. Тон задала Россия.

На Саммите тысячелетия в 2000 году Владимир Путин призвал государства — члены МАГАТЭ объединить усилия в создании инновационных ядерно-энергетических технологий, чтобы обеспечить энергетическую безопасность, снизить риски распространения ядерных материалов и решить проблему радиоактивных отходов.

Эти идеи легли в основу крупного международного проекта INPRO, развиваемого под эгидой МАГАТЭ при активном участии российских специалистов.

Цель INPRO – выработка принципов обеспечения приемлемости, эффективности и конкурентоспособности крупномасштабной атомной энергетики, а также объединение обладателей ядерных технологий и будущих пользователей для совместных действий, направленных на усовершенствование ядерных реакторов и топливных циклов. Число стран – участников проекта к началу 2007 года возросло до 28.

Практически одновременно с проектом INPRO в январе 2000 года по инициативе США стартовала программа «Поколение-4» (Generation IV).

Она предусматривает создание и внедрение к 2030 году одной или нескольких конкурентоспособных ядерных систем энергоснабжения, в которых будут решены проблемы эксплуатационной безопасности, обращения с радиоактивными отходами, нераспространения ядерных материалов. Сегодня в этой программе задействовано 12 государств. Россия присоединилась к этой программе в 2006 году.

Наряду с такими глобальными проектами, как INPRO и Generation‑IV, развивается «ядерная интеграция» и по другим направлениям. С 1989 года европейские фирмы создают реактор EPR с водой под давлением мощностью 1600 МВт, сроком эксплуатации 60 лет.

Сегодня уже начато его сооружение в Финляндии, планируется строительство во Франции, Китае и других странах. С 1997 года разрабатывается общеевропейская стратегия ядерных исследований и НИОКР – проект MICANET, в котором участвуют 19 стран ЕС.

Консорциум (21 участник из 10 стран) во главе с фирмой Westinghouse Electric разрабатывает с 2001 года интегральный реактор повышенной безопасности IRIS (International Reactor Innovative and Secure) с широкой линейкой мощностей.

Его конструкция заимствована у недостроенной российской атомной станции теплоснабжения (Нижний Новгород).

В связи с обеспокоенностью распространением военных ядерных технологий президенты США и России выступили в 2006 году со сходными предложениями по международной кооперации.

Инициатива США «Глобальное ядерно-энергетическое партнерство» (GNEP) призывает государства, обладающие полным ядерным топливным циклом, совместно разработать программу предоставления ядерных услуг развивающимся странам в обмен на обязательство отказаться от обогащения и переработки ядерных материалов.

Россия предложила создать «Международные центры ядерного топливного цикла» – мировую инфраструктуру, дающую равный доступ всем заинтересованным сторонам к ядерной энергии при надежном соблюдении требований режима нераспространения.

Сети ядерного образования

В ответ на растущую интеграцию в ядерной промышленности МАГАТЭ откликнулось активной поддержкой ядерного образования. В департаменте ядерной энергии агентства была создана секция «Управление ядерными знаниями и Международная система ядерной информации» (INIS & Nuclear Knowledge Management).

Кроме того, МАГАТЭ поддержало учреждение Всемирного ядерного университета (World Nuclear University – WNU). Церемония инаугурации WNU состоялась в Лондоне в сентябре 2003 года.

Меморандум об учреждении WNU подписали 33 представителя 25 стран и нескольких международных организаций, в том числе от России — представитель МИФИ.
Первыми крупными мероприятиями WNU стали Летние институты продолжительностью 6 недель, проводимые в различных странах.

Их цель – наработать опыт подготовки лидеров мирового масштаба из перспективных студентов и молодых специалистов-ядерщиков. Первый Летний институт был организован в Айдахо (США) в 2005 году, второй – в Швеции

(5 недель) и Франции (1 неделя) в 2006 году, третий будет проведен в 2007 году в Южной Корее. В этих мероприятиях участвуют по 80–90 человек из почти 40 стран мира.

Их отбор осуществляет штаб-квартира WNU по рекомендациям национальных государственных организаций (в России — Росатома) и МАГАТЭ.

Россию в 2005 году представляли 2 аспиранта МИФИ, в 2006-м – 1 специалист Курчатовского института (также выпускник МИФИ). В третьем институте примут участие 3 россиянина.

Программа Летних институтов WNU включает четыре крупных раздела. Раздел «Глобальные проблемы» посвящен исследованию энергетических потребностей и ресурсов, ядерных технологий и их общественной приемлемости, ключевых политических проблем и тенденций, глобального потепления и изменения климата.

«Международные режимы» – изучению вопросов безопасности, радиационной защиты, ядерного права, нераспространения и контроля ядерных материалов, управления отходами, контроля глобальной эмиссии парниковых газов (СО2 и др.).

Раздел «Технологические инновации» посвящен ознакомлению с новым поколением реакторов и усовершенствованным топливным циклом, а также с производством водорода, опреснением воды и другими перспективными применениями ядерных технологий.

Раздел «Управление ядерной промышленностью» включает обучение экономике отрасли и управлению знаниями, а также изучение рынка топлива, рисков, социальной этики и анализ ядерных инцидентов.

В Летних институтах преподают крупные специалисты из многих стран. К сожалению, российские преподаватели, за исключением специалистов, работающих в МАГАТЭ, пока не привлекались. В образовательном процессе широко применяются активные формы обучения (деловые игры, разработка и защита групповых проектов, формирование команд и др.).

Рабочим языком для общения специалистов и студентов в области ядерной энергетики признан английский. В связи с этим в Великобритании издан новый учебник — Nuclear English.
Сейчас в рамках WNU готовятся предложения по организации стажировок студентов и молодых специалистов на ядерных предприятиях разных стран.

Формируются международные рабочие группы по разным направлениям ядерного образования.

После создания WNU были организованы региональные ассоциации (сети) ядерного образования: в Европе – ENEN (European Nuclear Education Network), Канаде – UNENE (University Network of Excellence in Nuclear Engineering), Азии – ANENT (Asian Network for Education in Nuclear Technology). В США с 1997 года действует университетская сеть NEDHO (Nuclear Engineering Department Heads Organization). Эти организации активно взаимодействуют с МАГАТЭ и Всемирным ядерным университетом.

Европейская сеть ядерного образования объединяет более 40 университетов и 6 научных центров из 18 стран.

В связи с требованиями «Болонской декларации» (соглашения о едином европейском образовательном пространстве) ее участники сформировали 3 основныхнаправления ядерного образования в Европе.

Это «Ядерные технологии» (модернизация АЭС, разработка реакторов нового поколения, новые ядерные технологии), «Обращение с радиоактивными отходами» (геофизика, обращение с отработавшим ядерным топливом, создание хранилищ для долгоживущих РАО в консенсусе с общественным мнением) и «Радиационная защита» (обеспечение безопасного использования ядерной энергии во всех сферах применения). Выпускники получают дипломы European Master of Science in Nuclear Engineering, European Master of Science in radioactive waste management или European Master of Science in radiation protection.

Россия должна интегрироваться в европейскую образовательную систему к 2010 году. Мы надеемся сохранить все лучшее в отечественном ядерном образовании и дополнить его полезным зарубежным опытом.

«Полярное сияние»

 Молодежный форум с таким названием уже 10 лет ежегодно проводится в Санкт-Петербурге. Это практически единственная в мире ядерная международная научная студенческая конференция. Ее тема – «Ядерное будущее: безопасность, экономика и право».

Участники «Полярного сияния» – студенты и молодые специалисты из России, США, стран Евросоюза и СНГ. Их число и качество выступлений растет год от года.

Например, на юбилейную конференцию в 2007 году собралось рекордное количество молодежи — 302 человека из 85 организаций, в том числе из 32 вузов, – представившей 180 научных докладов.

Работали секции «Экономика ядерной энергетики и ресурсы», «Безопасность реакторов и установок ЯТЦ», «Экологические аспекты использования ядерной энергии», «Перспективные приложения ядерных технологий», «Молодежь и проблемы занятости в атомной отрасли», «Ядерное нераспространение».

Конференция получила признание не только молодежи, но и руководства отрасли, отечественных и зарубежных специалистов как одно из важных мероприятий по воспитанию и подготовке специалистов-ядерщиков.

В работе форума с обзорными докладами выступают руководители Росатома, концерна «Росэнергоатом», научных ядерных центров, известные европейские эксперты, представители МАГАТЭ, Всемирного ядерного университета.
Школу «Полярного сияния» прошли почти 1300 человек.

Большинство из них сегодня успешно работает в атомной отрасли. Четыре российских участника конференции рекомендованы для обучения в Летних институтах Всемирного ядерного университета.

Источник: http://www.atomic-energy.ru/articles/2007/06/28/1923

Пятая ежегодная международная конференция «Образование и мировые города: новые технологии развития»

Пятая ежегодная международная конференция «Образование и мировые города: новые технологии развития»Сари Аутио-Сарасмо

Директор международной бакалаврской программы по российским исследованиям, Хельсинкский университет

Михаил Антыков

Генеральный директор, Videofabrika

Дирк Байенс

Руководитель центра персонала; Директор Open Executive Education Programmes, бизнес-школа Vlerick Business School

Белоусов Петр Евгеньевич

Научный консультант, HoloGroup

Беляева Виктория Сергеевна

начальник Управления международных связей, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Беляева Жанна Сергеевна

директор образовательной программы бакалавриата «Мировая экономика и международный бизнес», Высшая школа экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Паоло Боккардели

Профессор, декан, бизнес-школа LUISS Business School

Бусыгина Ирина Марковна

Профессор Департамента прикладной политологии

Вестеровский Руслан Николаевич

Заместитель председателя Банка России

Магдалена Гаете

представитель – Россия, Эксперт и консультант в области университетской репутации, Университет Наварры

Кристофер Герри

Декан, Колледж Св. Антония, Оксфордский университет

Гончаров Дмитрий Владимирович

Профессор Департамента прикладной политологии

Мария Гузикова

Заместитель проректора по международным связям, директор Института Конфуция УрФУ

Алексей Ежиков

Директор по решениям для бизнеса, Planoplan VR

Захаркин Денис Владимирович

Технический директор, со-основатель, VR Concept

Кадочников Сергей Михайлович

Директор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Казин Филипп Александрович

Заместитель директора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Шамш Кассим-Лакха

Вице-канцлер университетов Ана-Хана и Центральной Азии

Маркку Кивинен

Директор Александровского института, Хельсинкский университет

Кобзарь Елена Николаевна

Начальник управления аспирантуры и докторантуры

Колесниченко Сергей

Президент Russian Business Association in China (Пекин, Китай)

Пилар Лостао Креспо

Проректор по международным связям, Университет Наварры

Кузьминов Ярослав Иванович

Ректор Высшей школы экономики

Лежнина Юлия Павловна

Заместитель проректора НИУ ВШЭ

Лукашкин Сергей Сергеевич

Директор, ГБОУ средняя общеобразовательная школы №86

Люберт Андрей Сергеевич

Технический директор, ThingLink

Михайлова Елена Георгиевна

Советник ректора – директор по направлению “Цифровая культура”, Университет ИТМО

Каролайн Мол

Глава европейского офиса EdEx

Дэвид Монье

Директор Института Конфуция, Университет Йоханнесбурга

Немировская Анна Валентиновна

Руководитель департамента социологии

Нестеров Вячеслав Михайлович

Генеральный директор Санкт-Петербургского центра разработок ЕМС

Никонов Максим Вячеславович

Художественный руководитель и со-основатель, Киностудия виртуальной реальности ЛенVR

Орачева Оксана Ивановна

генеральный директор, Благотворительный фонд В. Потанина

Эдвин ван Рест

Генеральный директор и со-основатель Study Portals

Ракитин Андрей Александрович

управляющий партнёр, Stanton Chase Russia

Рощин Сергей Юрьевич

Проректор ВШЭ

Рыкун Артем Юрьевич

проректор по международным связям Томского государственного университета

Семенов Александр Михайлович

Руководитель департамента истории

Алексей Соломатин

Директор по продуктам, ThingLink

Стародубцев Андрей Владимирович

Доцент Департамента прикладной политологии

Столяров Денис Андреевич

Генеральный директор, Video360production

Дмитрий Толмачев

Директор Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ, вице-президент Ассоциации независимых центров экономического анализа

Никлас Транеус

Директор по маркетингу Study in Sweden Шведского института

Майя Урпонен

Руководитель, отдел администрирования исследовательской работы, факультет искусств, Хельсинкский университет

Филинов Николай Борисович

Декан факультета бизнеса и менеджмента

Филиппов Михаил

Доцент, Бингемтонский университет, Университет штат Нью-Йорк

Хомченко Константин Витальевич

Генеральный директор, Chili Marketing

Хомяков Максим Борисович

Заместитель директора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Дарвис Худори

Директор, программа магистратуры “Международный менеджмент и торговля с Азией”, Университет Гавра в Нормандии, Франция

Чернышкова Елена Павловна

заместитель председателя Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге

Чичерина Наталья Васильевна

Заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Юдкевич Мария Марковна

Проректор НИУ ВШЭ

Ира Янис-Исоканас

Руководитель программ по развитию исследовательских компетенций, Александровский институт – Финский центр российских и восточноевропейских исследований, Хельсинкский университет

Тимоти Мескон

исполнительный вице-президент и директор по Европе, Ближнему Востоку и Африке, AACSB

Источник: http://egc.spb.hse.ru/

История интернета

Интернет, глобальная сеть, Всемирная паутина — все это названия огромного информационного пространства, которое охватывает весь мир. История возникновения и развития этой информационной паутины яркая и необычная. Спустя десятилетие после своего появления глобальная сеть завоевала большое число организаций в разных странах, которые начали активно применять ее для своей работы. 

Популярность глобальной сети быстро возрастала. Сегодня, интернет стал для нас повседневным явлением, и мы уже не удивляемся ему.

Но какой же была история Интернета? Как он появился? С чего, собственно, все началось, и как развивалась эта сказочная сеть, содержащая информацию обо всем? Прочесть об этом можно дальше в статье. 

Первая сеть с коммутацией пакетов ARPANET

История Интернета берёт свои истоки в конце 50-х 20 века, когда началась гонка ракетно-ядерных вооружений между СССР и США. В это время у СССР появились межконтинентальные ракеты, способные доставить ядерное оружие на территорию США.

Этот факт послужил толчком в принятии решения американскими военными о создании надёжной системы связи и передачи информации на случай войны.

Агентство ARPA отвечавшее, за внедрение в американскую армию новых технологий предложило использовать для этого компьютерную сеть, которая не выйдет из строя при разрушении любого её узла или нескольких узлов. Разработка сети была поручена четырём организациям:

  • Стэнфордскому исследовательскому центру
  • Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе
  • Университету Юты
  • Университету штата Калифорния

Финансировало разработки Министерство обороны США. В основу сети создатели положили технологию описаную американским инженером Леонардом Клейнроком в 1961 году, по которой можно осуществлять разбиение потоков данных на пакеты (некоторые последовательности) и их цепочную передачу через сеть, где между двумя узлами имеются альтернативные маршруты.

Первое испытание такой сети провели 29 октября 1969 года. Было осуществлено соединение двух компьютеров, которые были установлены на расстоянии 640 км друг от друга. Один компьютер располагался в Калифорнийском университете, а второй — в Стэнфордском университете.

Линии связи были арендованы у телефонной фирмы AT&T, которые обеспечивали скорость соединения 56 Кбит/с.

Испытание заключалось в том, что первый оператор (Чарли Клайн
из университета в Лос–Анджелесе) вводил слово LOGIN, а второй (Билл Дювалль из Стэнфордского института) должен был по телефону подтвердить, что видит его на своём экране.

В 21:00 была совершена первая попытка, но удалось отправить лишь три символа LOG. В 22:30 связь повторили и всё получилось. Именно эту дату – 29 октября 1969 года, теперь считают днём рождения Интернета. Сеть же получила название ARPANET.

Создатели сети ARPANET

В конце 1969 года компьютеры четырёх вышеуказанных научных учреждений были объединены в единую сеть.

Таким образом, в результате разработки сети с коммутацией пакетов была создана сеть быстрой и качественной цифровой связи, которая опиралась на отлично развитую сеть телефонных линий США. Сеть ARPANET стала не только отличным «проводником» военных кодограмм и файлов, но и послужила неким «трамплином» для других сетей.

В 1971 году Рэй Томлисон разрабатывает систему электронной почты и пишет программу с помощью которой стало возможно обмениваться почтовыми сообщениями по сети.

Он же предложил использовать знак @, которыи и по сей день является неотъемлемой частью любого E-mail адреса.

Интересно, что в мире его называют совсем по-разному: у нас – «собачка», в Германии – «висящая обезьяна», в Дании – «придаток слона», а в Греции – «маленькая утка».

В 1972 году были проведены первые международные подключения к ARPANET. К сети подключились машины из Англии и Норвегии . Тогда же была запущена спутниковая линия связи с Гавайским университетом. В 1977 году число хостов достигло ста. Через спутниковые каналы сеть была связана с Западной Европой.

Логическая карта ARPANET, март 1977 года (кликните для увеличения)

Межсетевой интернет-протокол TCP/IP

Следующее значимое событие в истории Интернета произошло в 1983 году, когда сеть ARPANET изменила протокол передачи данных NCP на TCP/IP.

Протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol) — это один из протоколов приёма/передачи данных, используемый в настоящее время в компьютерных сетях. Название протокола состоит из двух частей:

  • TCP — протокол преобразует сообщения в поток пакетов на передающей стороне и собирает пакеты обратно в сообщения на принимающей стороне.
  • IP — протокол управляет адресацией пакетов, направляя их по различным маршрутам между узлами сети , и позволяет объединять различные сети.

С появлением протокола IP (Internet Protocol) слово internet стало использоваться для обозначения объединённых сетей и межсетевого обмена.

В середине 80-х годов создается сеть NSFNET, объединяющая большое количество компьютеров, установленных в различных университетах США. Параллельно создаются другие сети (BITNET, CSNET и др.). В середине 90-х годов сеть ARPANET ликвидируется, а ее серверы подключаются к новым сетям.

В России доступ к мировым сетям в начале 80-х годов впервые получил Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова (ИАЭ). В 1990 году в России создается сеть пользователей UNIX — РЕЛКОМ. Она установила связь между ИАЭ и ДЕМОС.

В августе того же года она подключается к европейской сети пользователей UNIX EUnet. Компания ДЕМОС была создана в феврале 1989 г. для разработки программного обеспечения и построения локальных компьютерных сетей.

ДЕМОС стала первой коммерческой компанией в СССР, которой удалось наладить информационный обмен с системой западных компьютерных сетей.

 Появление WWW (World Wide Web)

Тим Бернерс-Ли

Важным этапом в истории Интернета, безусловно является появление в 1991 г. новой службы — World Wide Web (WWW или Web, в переводе Всемирная паутина) . В основе этой службы лежало использование гипертекста.

Гипертекстом называется текст (Web-страница), который содержит ссылку на другой фрагмент текста в этом же документе и даже на другой документ. При активации такой ссылки программа-браузер открывает тот фрагмент или тот документ, который ей соответствует.

Изобретателем Всемирной паутины является англичанин Тим Бернерс-Ли (совместно с Робертом Кайо). Тим Бернерс-Ли создал первый в истории интернета веб-сервер и первый браузер. Он догадался применить гипертекстовые ссылки для навигации в Сети. Создателем первого в истории сайта ( http://info.cern.ch/) также был Тим Бернерс-Ли в 1990 году.

первый в истории интернета веб-сервер, разработанный Тимом Бернерс-Ли

С появлением службы WWW и программ-браузеров отображающих Web-страницы на компьютере пользователя начался бум в сети Интернет. Первым браузером с графическим интерфейсом, который появился в 1993 г. стал «NCSA Mosaic».

Наглядность и простота использования WWW привела к тому, что к Интернету  стал подключаться массовый пользователь. Отныне «гулять» по Интернету мог любой, умеющий щёлкать мышкой по экрану. Количество пользователей Интернет стало лавинообразно увеличиваться.

WWW — это только одна из служб Интернета. Интернет обеспечивает также работу остальных служб: электронной почты (E-mail), передачу файлов (FTP)  и некоторых других. В следующей статье вы узнаете как устроен и как работает интернет.

Источник: http://us-it.ru/internet/istoriya-interneta/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.