Возрождение частных школ в россии

Частные школы в России

Возрождение частных школ в России

Современное общество требует от выпускников школ разностороннего развития умений и навыков, обширных глубоких знаний, способности быстро осваивать новые технологии, разработки, достижения науки и техники. Только в этом случае ребенок сможет быть конкурентоспособным, успешным.

Перед родителями стоит сложная задача дать своему чаду такое образование. И все чаще выбор падает на частные школы.

Что делает эти образовательные учреждения более привлекательными, чем государственные школы?

В частных школах обучение осуществляется также по образовательным программам в соответствии с государственными стандартами. Но каждая из них имеет какую-то приоритетную направленность – изучение точных наук, иностранных языков, экономики и т.д.

Выбирая школу определенной направленности, родители и дети тем самым делают и профориентационный выбор.

Чтобы не ошибиться на этом первом ответственном этапе – выборе учебного заведения – дайте ребенку возможность пройти профессиональное тестирование с последующей консультацией опытного психолога.

Зная способности, таланты ребенка, проще не ошибиться с выбором частной школы, где выявленные способности найдут благодатные условия для успешного развития и процветания.

В частных школах ребенок на уроках получает углубленные разносторонние знания, умения и навыки, которые в обычной школе дети добирают путем посещения множества кружков, курсов, занятий с репетитором. А это дополнительный расход времени, сил, денег, нервов.

Негосударственные образовательные организации берут на себя ответственность за формирование прочной мотивации учиться, активной жизненной позиции, воспитание ответственности, умения ориентироваться в современном мире и найти свое место в нем. Педагоги заинтересованы в конечном результате своей работы – выпускник должен выйти из школы подготовленным к взрослой жизни.

Для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальная образовательная траектория, позволяющая ему раскрыть и успешно развить свои способности. Дети пребывают в доброжелательной атмосфере, учителя им рады. А это очень важно для гармоничного развития ребенка.

В обычных же школах преподаватели часто воспринимают детей как некий материал, с которым они вынуждены работать. Ни о какой разработке личностного развития каждого ученика не идет и речь.

Есть некая масса, группа (класс), которую нужно заставить (не заинтересовать, а именно заставить) выучить определенный программой объем учебного материала.

При переходе в частную школу ученики проходят тестирование, собеседование или сдают входной экзамен. Такая строгость сразу нацеливает детей на серьезное отношение к учебе, активную внеурочную деятельность, упорное дополнительное самообразование.

В негосударственных учебных заведениях сравнительно мало учеников, классы не переполнены, поэтому у педагогов имеется возможность осуществлять индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.

А в классе, в котором тридцать-сорок учеников с разным уровнем мотивации, способностей и усердия, трудно не только уделить внимание каждому ученику, непонятно, как тему-то объяснить всем. Большая часть урока уходит на установление положенной дисциплины в классе.

Выбор частной школы не зависит от прописки. Это огромный плюс. В обычную ребенок может попасть только в ту, которая территориально прикреплена к месту его проживания.

Если все-таки каким-то образом родителям удалось устроить ребенка в желаемую школу (но к которой не прикреплены по месту жительства), то вся семья постоянно пребывает в тревоге: в любой момент могут отчислить и порекомендовать школу в своем районе.

А если семья живет по воле обстоятельств в другом районе? А если ребенок проживает у бабушки или других родственников, так как родители постоянно в командировках? И самое частое «если»: а как быть в том случае, если школа по каким-то причинам не подходит, по мнению родителей, их ребенку?

Родители будут предпочитать частные школы до тех пор, пока обычные не перейдут на обучение, при котором во главу угла ставится личностное успешное развитие каждого ребенка.

Пока учителя не увидят класс как коллектив интересных творческих уникальных детей, готовых к активному развитию, а не как серую массу, которую необходимо как-то доучить до девятого класса, а наиболее упорных – до одиннадцатого.

Будет всегда пользоваться уважением и спросом школа, которая следует принципам, изложенным когда-то в царскосельском «Положении о лицее»: «Возбуждать собственное действие ума детей. Дети не должны быть праздными».

А внимание учителей к подопечным будет такое же, как в Царскосельском лицее, в котором настолько был развит индивидуальный подход к развитию способностей каждого (!) воспитанника, что даже книги специальные выписывали, учитывая увлечения конкретных учеников. Например, в лицейской библиотеке имелось мало книг по морской тематике.

Для увлекшегося морем Федора Матюшкина специально заказывали литературу по мореплаванию и географии. И он стал выдающимся мореплавателем. Мечта каждого родителя – такое трепетное, внимательное, уважительное отношение к их ребенку.

По-видимому, будущее за частными школами.

s(0)Diss(0)

Источник: https://prouchebu.com/private-schools/

Холодная война за частную школу

Холодная война за частную школу

Анна Хромова

В школе «Возрождение» отключили тепло, которого по документам и так не было

Негосударственной школе «Возрождение» исполнился 21 год. В начале 90-ых ее открыла чета Сульман.

Здесь учились дети больших чиновников, начинающих бизнесменов, интеллигенции и просто тех, кто в смутное время готов был, несмотря ни на что, вкладывать в образование своих детей.

Работали в «Возрождение» по новым невиданным доселе методикам: занятия проходили в маленьких классах с домашней атмосферой, преподаватели отказывались от универсальной системы практиковали индивидуальный подход, тренинговые модели обучения.

До середины нулевых дела у образовательного учреждения шли хорошо. Школу, кроме кошельков родителей, поддерживали городские чиновники, заинтересованные в развитии альтернативного образования.

Однако с приходом эпохи стабильности дела начали все больше расстраиваться, а совсем туго стало после того, как депутаты горсовета приняли решение больше не дотировать коммунальные платежи (раньше деньги выделялись исходя из количества учеников). С 2008 года у руководства учреждения начали накапливаться долги за теплоснабжение.

На сегодняшний момент сумма долга перед тепловиками составляет порядка миллиона рублей, и ВКС, не желающие дотировать альтернативное образование из собственного кармана, уже не раз принимали решение перекрыть вентиль с горячей водой.

Впервые тепло отключили в одном из двух школьных зданий в марте 2011 года. Однако часть долга руководство учреждения смогло погасить, так что через некоторое время по трубам вновь потекла горячая вода.

По словам директора, тогда у разморозившегося здания вышла из строя вся система отопления, а из-за образовавшихся проблем ушел из жизни муж Натальи Владимир Ильич Сульман. Наталья Алексеевна, прозрачно намекает, что возможно, все дело в школьной земле.

Якобы на почти два гектара земли в хорошем районе города давно положил глаз крупный бизнес, а неподъемные коммунальные платежи — лишь один из способов выдавливания детей и преподавателей на улицу.

Сейчас «Возрождение» производит довольно жалкое впечатление. Школьные кабинеты выглядят гораздо беднее классов в обычных общеобразовательных школах. Месячная плата за обучение составляет всего 5000 рублей.

Учится здесь сейчас около 50-ти детей, а в минувшем сентябре набор и вовсе решили прекратить — у руководства учреждения с каждым днем все меньше уверенности в завтрашнем дне.

Тем не менее в конце прошлого лета у школы неожиданно нашелся инвестор в лице «Еврейского дома», профинансировавший ремонт в одном из корпусов и выделивший деньги на капитальный ремонт второго корпуса.

Кстати, постановка здания на капремонт в соответствии с земельным кодексом, судя по всему, означает, что город не сможет разорвать с арендатором заканчивающийся в марте следующего года договор аренды еще в течении шести лет.

По словам Натальи Сульман, 11 декабря в половине седьмого утра в здании ее школы вновь отключили тепло.

Дежурная успела заметить, как подъехавшие на машине четверо мужчин перекрыли, сломали и запаяли вентиль на тепловой трубе, после чего быстро ретировались.

Директор рассказывает, что такая история повторяется уже во второй раз: неделю назад после манипуляций с трубой кипяток хлестал прямо на улицу.

Сотрудников ВКС просьба прокомментировать ситуацию с перебоями поставки школе тепла поставила в тупик. По словам пресс-секретаря ВКС Александра Васина, до нашего звонка он был уверен, что с начала нового учебного года школа прекратила свое существование.

Дело в том, что в конце лета тепловики разорвали со школой «Возрождение» договор (предварительно даже перестроив тепловую сеть для того, чтобы из нее без ущерба для соседних домов можно было исключить «слабое звено»).

К тому же до окончательного разрыва отношений с крупным должником, ВКС предложила городу покрыть коммунальные долги своего арендатора, но муниципалитет отказался, предоставив коммунальщикам возможность самим разбираться с неплатежеспособной школой.

Если же руководство образовательного учреждения после этого самовольно открыло вентиль, то по словам Васина, это ни много ни мало, повод для заведения в отношении него уголовного дела.

Директор Наталья Сульман объясняет, что «добро» на спасение здания от очередной неминуемой разморозки (то есть на самовольное открытие вентиля) ей дали «в Москве».

«Прикрыть» школу вроде бы пообещали в администрации президента, которая взялась за решение ее проблем.

Сульман утверждает, что московские чиновники просили подключить школе тепло по-хорошему, подкрепив просьбу к ВКС гарантийный письмом, но владимирские коммунальщики бумагу не приняли.

На днях директор негосударственной школы ждет в гости высокую делегацию из столицы, которая вроде бы намерена обсудить больной вопрос с городскими властями. По словам Натальи Сульман, «Москва», в том числе имеет претензии к тарифам ВКС, которые считает неоправданно высокими.

Уже вечером 11 декабря директор школы «Возрождение» сообщила, что глава горадминистрации Андрей Шохин лично распорядился срочно дать в зданиях школы тепло. В курс дела поставлен и главный федеральный инспектор Сергей Рыбаков, который пообещал разобраться в ситуации.  

Источник: https://zebra-tv.ru/novosti/jizn/shkola-vozrozhdenie/

Частное образование: есть ли у него преимущества?

Гимназия и реальное училище К. Мая.1910 год

Частные школы сегодня имеют неоднозначную репутацию. Некоторые родители не доверяют всему негосударственному, а многие с опаской относятся к новым тенденциям. 
Но разве частные школы — это нововведение?

Журналъ Министерства народнаго просвѣщения. Часть CXXXVII. 1867 год.

Вовсе нет. История частных учреждений идет еще со времен появления письменности на Руси. Первые частные учреждения — частные школы церковно-славянской грамотности, где учителями были преимущественно лица, носящие духовные звания.

До XV века светского образования в России как такового практически не существовало.

Негосударственные школы допетровской Руси находились вне внимания государства, хотя обеспечивали существенный вклад в дело начального образования. В перечень изучаемых предметов входило: чтение по церковно-славянски, письмо,иностранные языки и многие другие дисциплины.

Во второй половине XVII века оформляются основы профессионально-практического образования.

Это послужило поводом для сокращения монопольного влияния церкви на образование. В период царствования Петра I общее образование одинаково мало ценилось как государством, так и обществом в целом, преобладали частные учреждения.

Первая половина XVIII века характеризуется появлением в России учебных заведений нового типа — частных пансионов.

Пансионы пользовались большой популярностью, так как условия обучения в них были более мягкими в сравнении с казенными школами. Они решали узкую социальную задачу обучения детей дворян и разночинцев.

Отношение правительства к частным учебным заведениям начало меняться в середине 1850-х годов, после смерти Николая I. В столицах было разрешено открывать неограниченное количество частных учреждений разного типа. Эти нововведения вызвали рост частных школ: в Петербурге их число достигало 227, а в Москве — 52.

При подготовке Положения 1864 года в созданных министерством комиссиях обсуждался вопрос и о частных учебных заведениях, которым давался больший простор при сохранении достаточно сильного контроля сверху.

Портрет кисти И. Крамского, 1884 год

Более существенные изменения начались при министерстве Д.А. Толстого (14 апреля 1866–24 апреля 1880 гг.).

Его концепция развития частного образования сложилась после анализа состояния частных школ.

По мнению министра, из-за слишком строгого контроля и невыгодности условий деятельности содержателей частных заведений существовала неудовлетворенность их работой.

В своем отчете Его Императорскому Величеству за 1867 год Толстой отмечает, что потребности общества растут с каждым годом, «подобные установки сдерживают частную инициативу», «необходимо дать полную свободу», только тогда владельцы «получат стимул к совершенствованию».

Журналъ Министерства народнаго просвѣщения. Часть CXXXVII. 1867 год.

Министр пишет в отчете: 
«…учреждение частных школ должно быть возложено на лица, представляющие гарантии для общества»;
«…желательно, чтобы некоторые частные училища вводили у себя классический курс, приближенный к классическому курсу, установленному в казенных гимназиях».

Толстой предложил определить объем образования в учебных заведениях трех разрядов: 1-й разряд школ должен иметь не менее 6 классов, уездные училища 2-го разряда — не менее 3 классов, 3-й разряд — получение элементарной грамотности.

Предложения министра были успешно утверждены Александром II 19. 02.1868 г.

К концу XIX века в России уже сложилась частная практика образования с преобладанием отечественных педагогов. Педагоги активно использовали зарубежный опыт и применяли его при обучении.

Были распространены начальные и средние частные школы. Начальные школы давали право поступать в гимназию, а средние — в университет. Обучение в частных гимназиях стоило в разы дороже, чем в государственных заведениях. 
В начале XX века эта разница стала намного меньше, и частные школы стали доступны для интеллигенции.

В это время стали широко развиваться частные учреждения нового типа.

Недовольство общества казенными учреждениями, а именно нехваткой учебных мест и снижением качества образования, активизировало организацию альтернативных частных учебных заведений, отвечавших требованиям времени, основанных на прогрессивных педагогических идеях и принципах.

Функционировало более 1000 частных учебных заведений, причем отдельные из них достигали высокого уровня образования и воспитания. Одним из лучших в Санкт-Петербурге было «Реальное училище и гимназия 
К. Мая».

Однако, несмотря на рост альтернативных учреждений, основная масса населения имела низкий уровень грамотности. С введением Закона о всеобщем начальном образовании(1905–1907 годов) увеличивается государственное финансирование учреждений Министерства народного просвещения. Основная цель: сделать образование общедоступным и бесплатным.

Октябрьская революция 1917 года по идеологическим причинам остановила развитие частного образования в России на многие десятилетия. Частное образование начало возрождаться лишь в постсоветский период.

Первые учебные заведения, напоминающие частные школы, начали появляться в 1980-х годах. Их основателями были уже состоявшиеся педагоги (как и в эпоху Российской империи), которые меняли привычную систему обучения.

В конце 80-х годов еще не было правовой основы для создания платного образования.

С принятием в 1991 году закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» негосударственные образовательные учреждения получили возможность создаваться открыто.

А уже в 1992 году с принятием Закона РФ «Об образовании» признавалась возможность существования в России негосударственного сектора образования.

В 1992–1995 годы государство интенсивно поддерживало развитие частного образования по всей стране. При этом крайне тяжелое финансовое положение было у государственных учреждений. Например, многие государственные вузы стали предоставлять услуги на платной основе.

В начале 2000-х в России было зарегистрировано более 1500 частных учебных заведений.

К 2010 году в России насчитывалось до 400 частных школ, из которых около 2/3 в Москве и ещё около четверти в Санкт-Петербурге; на долю регионов приходилось около 50 постоянно действующих частных заведений среднего образования.

К 2012 году в России действовали уже 533 частных школы, обслуживавших сравнительно небольшой сектор клиентуры (всего около 1 % от общего числа школ в России).

Для частных образовательных организаций конца XX — начала XXI веков характерны следующие черты: они решают проблему недостаточного предложения, предоставляют дополнительные учебные места. В негосударственных учреждениях открывается все больше возможностей для осуществления прогрессивных педагогических идей.

Частное образование сегодня.

В настоящее время образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Новая редакция Закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОСами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования.

Что же Закон говорит о частном образовании?

Согласно Закону, частная образовательная организация может быть создана физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом(лицами) или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22).

Образовательную деятельность вправе осуществлять, в том числе, индивидуальные предприниматели — как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности(ст.

32).

Фото взято с сайта: http://www.schoolioneri.com

На сегодняшний день в России зарегистрировано около 750 частных школ и 960 детских садов.

Теперь руководители частных образовательных организаций назначаются на должность в соответствии с Уставом организации и ТК РФ.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ систематически получает информацию о состоянии и деятельности негосударственных учреждений с целью обобщения и распространения положительного опыта и устранения недостатков в их работе.

Как можно заметить, проведение контроля — мера крайне важная для поддержания состояния образования в России и в нынешнее время.

Но следует отметить, что положительных перемен в отношении государства к частному сектору образования в XXI веке не произошло, сохраняется традиционное для России отстранение государства от участия в деле развития частной системы образования.

Негосударственное образование в России было исторически ранее организовано, чем государственное, и долгое время существовало как единственная форма получения образования, а позже как альтернативная форма государственному образованию. При этом контроль над развитием частных школ в различные эпохи всегда сохранялся.

Нужно ли частное образование в России? Есть ли у него преимущества перед государственным? — вопросы, вызывающие бурное обсуждение в последнее время.

В условиях кризиса традиционной системы образования в деятельности частных учреждений России находит процесс перехода к личностно-ориентированной программе образования. По своему характеру частные организации становятся более открытыми к взаимодействию с обществом и к развитию новых направлений.

Существует множество проблем в этой сфере сегодня.

Одной из таких проблем является непризнание государственными учреждениями негосударственных образовательных организаций равными в правах с государственными школами. Сохраняется и некое неравенство педагогов государственных и частных учреждений (например, вышедшие на пенсию учителя негосударственных школ не получают доплату за выслугу лет и т.п.).

Также государственная политика обусловила автономный характер деятельности частных организаций в России, которые являются в правовом и финансовом отношении самостоятельными субъектами образовательного пространства, что создает ряд дополнительных трудностей и позволяет развиваться сфере частного образования только в экономически благополучных регионах.

Открытой остается и проблема поступления учеников в частные иностранные образовательные организации.

Является ли возрождение частного образования в России следствием кризиса традиционной (государственной) формы образования, кризиса всей образовательной системы?

Много еще неразрешенных вопросов….

Охватить всю проблематику данной темы представляется непростой задачей. Как видим, многие проблемы имеют исторические корни. Мы предлагаем вместе попытаться найти пути решения некоторых из них. Или нам и вовсе не нужно частное образование сегодня? Как считаете Вы?

“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2017-04-08T15:01:01.506Z”,”lead_image_url”:”https://cdn-images-1.medium.com/max/1200/1*-9sm_scyErYTMbg3RIJm8w.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/alina-ylianova-2b1448d80d61″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”В современных условиях чрезвычайно острой становится проблема поиска новых путей и форм развития образования. Одной из таких форм является…”,”word_count”:1292,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/alina-ylianova-2b1448d80d61

Эпоха возрождения в Европе и России (стр. 1 из 5)

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ

И В РОССИИ

Возрождение предстает перед нами не столько как эпоха, сколько как конкретно- исторические процессы во всей сложности своих проявлений и взаимоотношений.

Италия –родина классического возрождения. В Италии эпоха Возрождения началась в XIV-XV веках, а в масштабе Европы-в XVI веке. Проявилось это явление в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений.

Явлению Возрождения присуще использование античных традиций, античной эрудиции, античных языков. Использование античных истоков гуманистами, деятелями Возрождения приводило к усилению светской линии в культуре. Возрождение смогло превратить античность в источник новой культуры.

Возрождение предшествует реформациям и вытесняется ими, хотя именно гуманизм расчистил дорогу реформаторам и дал идейное и культурное «оснащение», без которого была бы невозможна их деятельность.

Реформационными течениями были усвоены, переработаны и использованы навыки исторического мышления Возрождения, состоявшие в умении противопоставить древние традиции современным, сознательно обращаться за «поддержкой» к далекому прошлому.

Возрождение связано со стремлением повысить значение, восстановить искаженные древние ценности. Идея «возврата» связана с решительным отрицанием многих существующих традиций; борьба с основными тенденциями предшествующих эпох знаменует само начало Возрождения.

Ренессанс, будучи в целом светским движением, осуществился тем не менее в рамках христианско-католических принципов, не порывая с ними, хотя во многом подрывая их изнутри. Возрождение «реформировало» традиции средневековой культуры и морали.

В своей борьбе за светскую человеческую культуру, проникнутую разумом, гуманисты вдохновлялись светом античной мудрости.

В целом проблема гуманизма неотрывна от всего процесса Возрождения, если рассматривать гуманизм как передовую идеологию эпохи Возрождения, которая утвердила право на самостоятельное существование и развитие светской культуры, хотя гуманистическая мысль на только в Англии, но и в Италии формировалась в христианско-языческой оболочке. Гуманизм привел к тому, что взгляды на место и роль человека в мире радикально разошлись с традиционными феодально-католическими воззрениями и человек стал в центре внимания.

Суверенность человеческого разума – только одна из сторон гуманистического мировоззрения. Его краеугольным камнем было убеждение в исключительных достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, его творческих возможностей, в его принципиальной склонности к добру.

Естественно, что гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали, что ренессансный гуманизм игнорировал коренные христианские догматы о первородном грехе, искуплении и благодати: человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие его естественных способностей.

Гуманистическое убеждение в способности человеческой воли противостоять внешним силам судьбы освобождало человека от страха, убеждение в естественности наслаждения и радости развенчивало мнимую святость страдания.

Гуманизм сложился не до и даже не столько во время открытой антифеодальной борьбы, а главным образом после ее победы в наиболее развитых итальянских городах.

Борьба с феодальными силами, феодально-церковной и феодально-сословной идеологиями продолжались, и гуманистическая культура Возрождения развертывалась в тесной связи с нею, но в условиях уже утвердившихся раннебуржуазных городских республик, где господство дворянства уже было сброшено, а сословный строй разрушен или основательно подорван и развенчан. Очевидно, это должно было способствовать значительной зрелости и свободе раннебуржуазного сознания в ренессансной Италии, но вместе с тем (или по той же причине) при несомненной социальной активности и освободительной, антифеодальной направленности гуманизма история на поставила перед ним необходимости идейно возглавить открытую борьбу масс, и боевым знаменем социальных сражений он не стал. Широко распространено мнение: гуманизм был адресован только узкому кругу избранных, элите; к тому же он не был идеологией борьбы.

Ренессанс выработал и реализовал совершенно определенный тип соотношения общества и личности.

Возрождение было ориентировано на формирование определенного идеала человека, интеллектуально и духовно активного, двигающего культурный прогресс общества.

Ренессанс был прежде всего системой, ориентированной на воспитание и приобщение к культуре конкретного индивида и только через него -к «окультуриванию» общества.

Истина гуманизма -всесторонне развитый человек, но это слишком неопределенная, многогранная истина. Поэтому ни убивать, не погибать сами за красоту, изящную словесность гуманисты готовы не были.

Нельзя упускать из виду и того, что гуманизму не удалось полностью одолеть теологическое мировоззрение. И вместе с тем ренессансный гуманизм явился первым после тысячелетия средневековья цельным проявлением свободомыслия, первой формой буржуазного просвещения. Именно гуманизм дал исток величайшим идейным, художественным и научным достижениям, далеко пережившим свою эпоху.

Нельзя говорить о Ренессансе, не затронув вопросов искусства.

Понятие позднего Возрождения охватывает сочетание разнородных художественных явлений, включающих в себя консервативные стремления в искусстве, попытки дальнейшего развития ренессансных черт и зарождение новых тенденций, которым предстояло полностью воплотиться в XVII и XVIII веках.

Весьма интересна специфика гуманизма в разных странах, в том числе в Византии, где гуманистическое направление в культуре формировалось как антихристианское мировоззрение.

Вопрос о русском Возрождении –один из самых противоречивых участков разработки проблемы Ренессанса.

Для истории русской культуры проблема Возрожде­ния представляет первостепенный интерес. По охвату литературы, сложности и противоречивости концепций, входящих в состав историографических разработок сю­жетов Возрождения на материале российской истории, эта тема безусловно заслуживает специального исследо­вания.

Возможность и даже необходимость ставить пробле­му Ренессанса в России может определяться генетиче­ской близостью, христианской общностью, политически­ми, экономическими и культурными контактами России и Западной Европы начиная со времени Киевской Руси.

Однако если речь не идет ни о частных аналогиях, ни о заимствовании возрожденческих мотивов и элементов или об импорте Ренессанса, то большинство подходов к этой теме объеди­няется идеей общности этапов, пройденных Россией и Западной Европой, пусть при полном понимании специфичности русской траектории.

Так, Д. В. Сарабьянов. подчеркивая, что Русь в XIV-XV вв переживала «несостоявшийся Ренессанс», пишет: «Это не­кая параллель Возрождению, но за тем барьером, который их разделяет как культуры разных стадий развития». А. И.

Боголюбов отмечает, что вопрос о русском Возрождении полностью не вписывается в классическую схему западноевропейского Ренессанса, но что специфика российского исторического развития способна внести существенные исправления в эту классическую модель. Так или иначе, он убежден, что вторую половину XVI в.

можно называть Возрождением: «Правда, это– чисто русское Возрождение, со всеми достоинствами и недостатками государства, неожиданно обнаруженного на Востоке Европы» Д. С. Лихачев, говоря о русском XVI в., высказывает одну весьма важную мысль: «Никогда раньше ни один век не был таким ,,предчувствием” следующего, как шестнадцатый.

Это объясняется тем, что потребность в Ренессансе назрела, несмотря на препятствия к его развитию. Устремленность к Ренессансу, появившаяся еще во второй половине XV в., была отличительной чертой XVI в.» При этом автор также говорит о «неудавшемся Возрождении».

Дискуссия между разными авторами о том, когда в России наблюдается ренессанс— после Петра I и завершения средневековья или внутри средних веков — тоже весьма характерна.

Равно как по-своему характерна и попытка выстроить концепцию русской литературы, которая проходила бы те же стадии, что и европейская, но не в том порядке и темпе, и несколько иные по содержанию.

Ренессанс эти авторы по­мещают в первую треть XIX в.

Еще раньше была высказана мысль о том, что русская литература XVIII в. «на самом деле является началом русского Ренессанса со всеми признаками, присущими западноевропей­скому Ренессансу в многообразных его проявлениях от XIV до XVI в.

», и длящегося от времен Кантемира до пушкинской эпохи включительно. О «несосто­явшемся русском Ренессансе» XV—XVI вв.

, о том, что он был трагически оборван, но что петровская эпоха «исполнила обя­занности» Ренессанса, хотя и не в присущих ему формах, ис­пользуя послевозрожденческий европейский опыт, говорили еще в начале нашего века.

Обращает на себя внимание и терминология, часто применяемая в трактовке вопроса о Возрождении на почве российской истории.

Ренессанс «неудавшийся», «несостоявшийся», «замедленный», «скрытый», «растек­шийся» — такой Ренессанс, в какие бы периоды ни по­мещать его наличие или отсутствие, все-таки довольно парадоксален.

Некоторые довольно чуткие исследовате­ли, имея в поле зрения классическую модель европейско­го Возрождения, не находят в России Возрождения «как такового», но зато ясно видят или место, куда его можно было бы поместить, или содержание ренессансной роли, сыгранной, правда, другими эпохами, или некий рас­плывчатый образ, неотделимый от нескольких веков на­шей истории. И даже если Ренессанс не состоялся, то потребность в нем, во всяком случае у ряда авторов, действительно не вызывает сомнений.

Источник: http://MirZnanii.com/a/131816/epokha-vozrozhdeniya-v-evrope-i-rossii

Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века)

Появление внутри феодального обществазачатков капиталистического способапроизводства, развитие мануфактуры иторговли, рост городов и зарождениенового, тогда прогрессивного класса —буржуазии — характерные черты эпохиВозрождения.

Буржуазияв борьбе с феодализмом вырабатываетсвою идеологию. Как говорил Энгельс,она нуждается в науке и принимает участиев том восстании науки против церкви,которое имело место в то время.

В эпохуВозрождения получают большое развитиематематика, астрономия, механика,география, естествознание.

Это времявеликих изобретений и открытий вразличных областях знаний: изобретениекнигопечатания в Европе, открытиеАмерики, морского пути в Индию.

Деятелиэпохи Возрождения — гуманисты —выдвигали на первое место культ человекаи настойчиво боролись противцерковно-религиозного мировоззрения,закрепощавшего личность.

Но выдвигаемыеими прогрессивные положения касалисьлишь ограниченного круга лиц — социальнойверхушки общества.

Они не выступалипротив эксплуатации крестьян, не защищалиих права на образование, мало заботилисьо просвещении народа, считали его главнымзанятием физический труд.

Длядетей знатного происхождения гуманистытребовали полноценного физического иэстетического воспитания, овладениялатинским и греческим языками, необходимымидля изучения античных памятниковлитературы.

Впрограмму умственного образованиягуманистами включались такиеестественнонаучные предметы, какматематика, астрономия, механика,естествознание.

Гуманистыс уважением относились к ребенку,выступали против схоластическогообучения и суровой дисциплины. Онистремились развить в ребенкелюбознательность и интерес к знаниям.

Вшколах, которыми руководилипедагоги-гуманисты, влияние церкви насодержание обучения было слабее, однакорелигия все же занимала значительноеместо. Педагогические взгляды гуманистовнаходили отражение лишь в практикеотдельных школ, где учились дети знатныхи состоятельных родителей.

Вто же время продолжали развиватьсягородские школы, где проходилипервоначальное обучение дети ремесленникови торговцев. Появились школы для девочек(как правило, частные). В большинствегородских школ обучение осуществлялосьна родном языке учащихся.

Наряду сначальными школами в XVI веке существовалиповышенные (латинские) школы и средниешколы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летнимобучением (для детей состоятельныхродителей). Некоторые сектантскиеобщины, боровшиеся против католическойцеркви, например анабаптисты в СреднейЕвропе, табориты в Чехии и др.

, организоваливсеобщее начальное обучение на родномязыке для детей членов своей секты.

Вразличных странах педагогическая мысльв эпоху Возрождения развиваласьпо-разному, отражая специфическиеособенности развития данной страны.

Так,в Италии известный знаток античнойфилософии гуманист Витторино да-Фельтре(1378—1446) организовал школу, названнуюим «Дом радости». В основу организацииэтой школы были положены принципыгуманистической педагогики.

Школабыла открыта в прекрасном дворце, налоне природы. Все здание было специальнопереоборудовано для нужд школы поуказаниям Витторино. В отличие отсредневековых школ в новой школе быломного света и воздуха.

Особенно большоевнимание уделялось физическому развитиюучащихся. Основными предметами обучениябыли классические языки и классическаялитература, воспитанники занималисьматематикой, астрономией, совершалиэкскурсии в природу.

Большое значениепридавалось играм, развитию физическихи духовных сил человека.

Идеигуманизма проникли из Италии во Францию.Одним из виднейших представителейпедагогической мысли эпохи Возрождениябыл французский писатель-гуманистФрансуа Рабле (1494—1553).

В знаменитомромане «Гаргантюа и Пантагрюэль» ондал блестящую сатиру на схоластическоесредневековое воспитание и противопоставилему гуманистическое воспитание спродуманным режимом для ребенка,многосторонним образованием, развитиемсамостоятельного мышления, творчестваи активности.

Вромане Рабле рассказывает, как корольпригласил для воспитания своего сынаГаргантюа ученых-схоластов, которыезаставляли его зазубривать все наизусть.Он выучил некоторые схоластическиекниги так, что мог пересказать их как сначала до конца, так и обратно, в результатечего лишь отупел.

Тогдаотец его, выгнав учителей-схоластов,пригласил учителя-гуманиста, которыйвсе решительным образом изменил.Гаргантюа стал много времени уделятьфизическим упражнениям, правильнойпоследовательно изучал науки.

Гаргантюаначал наблюдать природу, совершаяпрогулки по полям и лесам, собиралрастения и составлял гербарий; астрономияизучалась путем наблюдения над звездами.Учение велось путем бесед, чтения книг,с применением наглядных пособий.

Гаргантюа обучался игре на несколькихмузыкальных инструментах и пению.Усвоение знаний носило сознательныйхарактер.

Раблебыл сторонником идеи наглядности,жизненности обучения. Он советовалсвязать обучение с окружающейдействительностью.

Мысльо воспитании молодого поколения впроцессе трудовой деятельности былавпервые высказана английскиммыслителем-гуманистом Томасом Мором(1478—1535). Им же была выдвинута идея осоединении теоретического образованияс трудом.

В«Золотой книжке, столь же полезной, каки забавной, о наилучшем устройствегосударства и о новом острове Утопия»(1516). Мор подверг острой критикенесправедливый социальный строй Англиии противопоставил ему идеальный строй,сложившийся на фантастическом острове«Утопия», где частной собственности несуществует. Его социализм не носитнаучного характера, а является лишьмечтой.

Мор полагал, что достаточноосвободиться от дворян, служителейкульта и других бездельников, чтобыудовлетворить потребности всех членовобщества. При этом он в своей «Утопии»все тяжелые и неприятные работы возлагаетна рабов из военнопленных и преступников,избавленных от грозившей им смертнойказни.

Все это свидетельствует онезрелости и исторической ограниченностимировоззрения родоначальника утопическогосоциализма.

ТомасМор придавал большое значение воспитанию.

Он указывал, что на острове «Утопия»всем детям, как мальчикам, так и девочкам,дается равное общественное воспитаниеи первоначальное обучение; все людиполучают широкое образование.

Преподаваниеведется на родном языке. Кроме чтенияи письма, в школах изучаются арифметика,геометрия, астрономия, музыка, диалектика,естествознание. Утопийцы широкопользуются наглядными пособиями.

Большоезначение придавал Мор физическомувоспитанию, причем придерживалсяафинской системы физического воспитания;развития путем гимнастики и военныхупражнений здорового, сильного икрасивого тела.

Моруделял большое внимание подготовкемолодого поколения к трудовой деятельностии высказывал мысли о разностороннемразвитии личности. Он указывал, что естьодно дело, которым обязаны заниматьсявсе утопийцы: это земледелие.

Детиизучают его теоретически в школах ипрактически на окружающих город полях.Кроме земледелия, каждому утопийцуназначается еще какое-нибудь специальноеремесло, и каждый обязан его изучить.

Физический труд обязателен для всех,умственные занятия считаются у утопийцеводним из величайших наслаждений. Толькоочень небольшое число людей посвящаетсебя исключительно умственной деятельностии освобождается от физического труда.

Это ученые, которые в особо отведенныхдля них общественных домах занимаютсянауками. Но если они не оправдаютвозложенных на них надежд, их отзывают,и они возвращаются к ремеслу и земледелию.

Свободноеот работы время утопийцы проводят вбиблиотеках и музеях, с увлечениемзанимаясь самообразованием. Государствопредоставляет всем желающим полноеправо пользоваться в этих библиотекахи музеях книгами, приборами и т. п. Многиерядовые граждане, получившие путемсамообразования глубокие познания,переводятся в число ученых.

Педагогическиеидеи Томаса Мора имели большое значениев развитии педагогической мысли.

Онпровозгласил принцип всеобщего обучения,требовал одинакового образования длямужчин и женщин, выдвинул мысль о широкойорганизации самообразования, просвещениявзрослых, подчеркнул огромную рольтрудового воспитания, впервые высказалидею о возможности уничтоженияпротивоположности между физическим иумственным трудом. Он требовал обученияна родном языке учащихся, наметил широкийкруг учебных предметов, в центре которогостоит естествознание. Мор был первымпровозвестником педагогических идейраннего утопического социализма.

Такимобразом, зарождение и развитие в недрахфеодального общества капиталистическогоспособа производства вызвало существенныеизменения во взглядах на воспитание.Появились новые теории. Появились ишколы, которые должны были удовлетворятьпотребности в образовании нового класса.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1723518/page:3/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.