Возможные темы сочинений

Полезные статьи

Возможные темы сочинений

Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭ → Полезные статьи

  • Готовим аргументы – список проблем для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку 2018. Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2018 вы можете подготовить, опираясь на преддложенный список…
  • Итоговое сочинение на тему «Как вы понимаете слова А.В. Суворова: “Как тягостно равнодушие к самому себе”?» Сочинение на тему» «Как вы понимаете слова А.В. Суворова: “Как тягостно равнодушие к самому себе”? Подкинул мне человек тему, а я все никак не могу взяться за аргументы:очень смущает меня формулировка…
  • Возможные темы итогового сочинения по направлению “Человек и общество” Примерные (возможные) темы ждя итогвого сочинения Чтобы убедиться, что у тебя есть все аргументы на тему «Человек и общестово», попробуй вспомнить литературное произведение для КАЖДОЙ предложенной темы…
  • Возможные темы итогового сочинения по направлению “Смелость и трусость” Примерные (возможные темы) итогового сочинения: Чтобы убедиться, что у тебя есть все аргументы на тему «Смелость и трусость», попробуй вспомнить литературное произведение для КАЖДОЙ предложенной темы…
  • Возможные темы итогового сочинения по направлению “Цели и средства” Примерные (возможные) темы по напрвлению “Цели и средства”   Чтобы убедиться, что у тебя есть все аргументы на тему «Цели и средства», попробуй вспомнить литературное произведение для КАЖДОЙ предложенной темы…
  • Возможные темы итогового сочинения по направлению “Равнодушие и отзывчивость” – готовим аргументы Чтобы убедиться, что у тебя есть все аргументы на тему «Равнодушие и отзывчивость», попробуй вспомнить литературное произведение для КАЖДОЙ предложенной темы…
  • Возможные темы итогового сочинения “Верность и измена” – подбираем аргументы Чтобы убедиться, что ты подготовил ВСЕ аргументы на тему “Верность и измена”, попробуй вспомнить литературное произведение для КАЖДОЙ предложенной темы.   Тема – номинативное предложение: Верность слову Верность Родине Собачья…
  • Готовим аргументы на тему “Человек и общество” ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ АРГУМЕНТЫ Итоговое сочинение 2017/2018: вспоминаем аргументы на тему «Человек и общество» По моему мнению, это самое широкое направление, поэтому пойдем по порядку.   В зависимости от темы, понятие…
  • Готовим аргументы на тему “Смелость и трусость” ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ АРГУМЕНТЫ Итоговое сочинение 2017/2018: Вспоминаем аргументы на тему «Смелость и трусость» В темах данного направления «смелость» и «трусость» могут фигурировать вместе как противоположные…
  • Готовим аргументы на тему “Цели и средства” ПОМОТРЕТЬ ВСЕ АРГУМЕНТЫ Итоговое сочинение 2017/2018: Вспоминаем аргументы на тему «Цели и средства» Понятия «цель» и «средства» не являются противоположными, в отличии от «верности» и…
  • Готовим аргументы на тему “Равнодушие и отзывчивость”? ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ АРГУМЕНТЫ Готовим аргументы на тему «Равнодушие и отзывчивость» Это достаточно легкое направление 2017/2018, и вновь ключевые слова могут как переплетаться в одной теме, так и выступать по отдельности. Понятие…
  • Готовим аргументы на тему “Верность и измена” ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ АРГУМЕНТЫ Одно из направлений итогового сочинения 2017/2018 – «Верность и измена»…
  • Как скачать? Инструкция для скачивания документа   1 – Переходите по одной из ссылок 2 – Кликаете на “Скачать бесплатно” 3 – Кликаете на “нет, спасибо” 4 – Ждете 60 секунд 5 – Кликаете на скачать файл Готово…
  • Как правильно сформулировать проблему? К постановке проблемы нужно приступать только после того, как вы сформулировали ПА.   ВАЖНО!!! Нельзя обозначать проблему в одно слово, не путайте с темой. Нет проблемы воспитания, есть проблема влияния воспитания на человека Нет проблемы…
  • Что такое позиция автора и как ее сформулировать? Приступив к написанию сочинения, в первую очередь нужно сформулировать ПА (позицию автора). В тексте их всегда несколько…
  • ЕГЭ по русскому языку: список проблем для подготовки к сочинению Сегодня вспомнила, какая каша была у меня в голове, когда я готовилась к сочинению…
  • Работа над ошибками Итак, я уже говорила, что сочинение нужно писать “не думая”, чтобы не потерять мысль, а потом уделить время на редактирование. На что нужно обращать внимание: Вчитайтесь в каждое предложение, и проследите, чтобы в соседних не было одинаковых или…
  • Пишем итоговое сочинение по плану Только после составления плана, можно приступать к написанию самого сочинения.   Самое главное правило: не старайтесь писать без ошибок, это будет отвлекать вас…
  • Как составить план итогового сочинения Следующий шаг на пути к идеальному сочинению –  составление плана. Это нужно для того, чтобы выстроить правильную композицию сочинения. Часто случается так, что в ходе своих размышлений, вы «съезжаете» с темы…
  • Как правильно сформулировать тезис Любое сочинение нужно начинать с построения плана, но для этого необходимо научиться формулировать тезис. Тезис – это не введение, не путайте…
  • Самая распространенная ошибка. Как ее избежать? Я часто вижу прекрасные итоговые сочинения, где прослеживается логика рассуждения и целостность композиции, грамотно поставлен тезис и правильно подобраны аргументы, но есть безобидная ошибка, которая портит всю картину. Речь идет о видо-временных…
  • Соблюдай пропорции! Вы все прекрасно зннаете, что за итоговое сочинение не только ставится оценка “зачет/незачет”, но и начисляются баллы (максимум 10), которые учитываются при пуступлении в некоторых ВУЗах. Так вот, есть такой критерий “Целостность композиции…
  • А ты сделал важное дело? “Страшная история” Был на практике печальный случай: один юноша написал шикарнейшее сочинение. Оно действительно заслуживало высшего балла по всем критериям, но нет, не получил “зачета” ученик. Угадайте почему? Засиделся…
  • Топ 20 сложных тем. К какому направлению лучше готовиться? Я знаю, что многие из вас выбрали 2-3 направления по итоговому сочинению (а кто-то вообще одно) и готовятся только к ним, с целью сократить время подготовки. Вы заблуждаетесь…
  • Какие ошибки допускаются при раскрытии темы Друзья, будьте очень внимательны при раскрытии темы. Если вам дали направление, к примеру, “дружба и вражда”, это не значит, что нужно рассуждать только об этих понятиях…

Источник: http://supersoch.ru/poleznye-stati1.html

Возможные темы сочинений 15.3 ОГЭ

:  4 / 5

БЛАГОРОДСТВО – моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов, к-рыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.). ЛЮБОВЬ – интимное и глубокое чувство, устремленное на др. личность, человеческую общность или идею. Л. включает в себя порыв и волю к постоянству. Л. возникает как самое выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. СМЕЛОСТЬ – моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями.
БЛАГОДАРНОСТЬ – чувства обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние. МУЖЕСТВО – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость, выдержка,   чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно в опасной и сложной обстановке. САМООЦЕНКА – нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.
ВЗАИМОПОМОЩЬ – отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.
 Надежда ожидание блага, осуществления желаемого.
Совесть способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство.
ВЫСОКОМЕРИЕотрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям, связанное с преувеличением своих собственных достоинств ОБЩЕНИЕ – одна из форм человеческого взаимодействия, без которой люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом и не влияя друг на друга.
Страх негативная эмоция, обусловленная внешней или внутренней угрозой положению человека, его здоровью и жизни; ожидание возможного будущего зла, боязнь непредвиденного.
ГЕРОИЗМ – особая форма человеческого поведения, к-рая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Отзывчивость – это способность принимать, понимать и поддерживать человека независимо от его сути, стиля жизни и характера.  Отзывчивый человек- это человек, который быстро, легко отзывающийся на чужие нужды, просьбы, всегда готовый помочь другому.
 Счастье понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности тем, как в целом складывается жизнь.

ГОРДОСТЬ –

чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств. Может трактоваться и как добродетель и как порок. 
Память сердца.Обыкновенно принято считать память свойством ума, но самая твердая память есть память сердца. То, что мы сохраняем в сердце, не испаряется, не теряется никогда, оно остается вечно живо. То, что мы любили в прошлом, оставляет неизгладимое впечатление в нашем сердце и уж забыться не может.

САМОВОСПИТАНИЕ

одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов; дружба всегда считалась одной из основных добродетелей, выражающейся во взаимной привязанности и духовной общности людей. Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.Философы вслед за поэтом Батюшковым различают «память рассудка» и «память сердца». Память сердца – это достигшее глубины души впечатления о том, как мы действительно увидели что-то в мире сами. «Того не приобресть, что сердцем не дано»,- писал другой поэт, ЕБаратынский. СКУПОСТЬморальное качество, характеризующее особое отношение к предмету собственности, когда он рассматривается как сокровище, его сохранение становится самоцелью, ради к-рой приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и др. людей).
ПОДВИГ – акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат к-рого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
ДОБРО –одно из наиболее общих понятий морального. Д является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение. Талант – это одаренность, выдающиеся способности человека в какой-то области. Считается, что талант – это только врожденные способности, дар, который нельзя приобрести. На самом деле это не так. От рождения человек обладает только задатками многих талантов, но какие именно он будет развивать свои способности, зависит от его выбора и предпочтений. Толпа – скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния. Термин имеет особое значение при исследовании юности. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая может дать подростку ощущение идентичности, основанное на стереотипе группы.
ДОВЕРИЕ –отношение к действиям др. лица и к нему самому, к-рое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности ТРАДИЦИЯ – разновидность обычая, отличающаяся усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для Т. характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству. ТРУСОСТЬ – одно из выражений малодушия; отрицательное моральное качество, характеризующее поведение человека, к-рый оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям, из-за неспособности преодолеть страх.
Дом – место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования.  Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе. Символизирует центр мира, замкнутость и защиту. Домом называется также и все родство человека. Род, фамилия, поколения. ТЕРПИМОСТЬморальное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям др. людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. УВАЖЕНИЕ –одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в к-ром практически признается достоинство личности. Предполагает: справедливость, равенство прав, доверие к людям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯсовокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к-рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. СКРОМНОСТЬ – моральное качество, характеризующее личность с т. зр. ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Источник: http://obrazbase.ru/russkij-yazyk/2986-vozmozhnye-temy-sochinenij-15-3-20160216

Сочинения на разные темы

Сочинения на разные темы

Я расскажу вам о том, что случилось со мной прошлым летом. Мы с родителями часто проводим время в деревне. Там у нас большой деревянный дом и участок земли. Неподалёку от деревни течёт узкая, но быстрая и глубокая речка. Мы с друзьями целые дни проводим на её берегу. Иногда ловим рыбу на самодельные удочки, а иногда придумываем веселые игры на берегу и в воде.

Читать далее…

У меня много игрушек, и каждую из них я по-своему люблю. Со многими у меня связано какое-нибудь теплое, приятное воспоминание. Например, я очень люблю плюшевого медведя, которого для меня сшила моя бабушка.

Она подарила мне его на рождество, и с тех пор он спит со мной. Мне приятно знать, что он рядом, и если ночью я проснусь, то не испугаюсь, а обниму мишку и спокойно засну.

Это все потому, что бабушка вложила много любви, когда делала его для меня.

Читать далее…

У каждого человека есть мечта, иногда несколько.  Наше воображение рисует их нам, не давая остановиться на достигнутом, заставляя все время двигаться вперед. Если бы люди не умели мечтать, то основная масса изобретений так и не увидела бы мир. Мы бы так и остались на начальной ступени развития. А благодаря мечтателям и фантазерам человеческий род достиг того уровня, который мы имеем сейчас.

Читать далее…

Предательство – это самое страшное, что может случиться между людьми. Оно знаменует гибель близости и доверия. Человек, решившийся на предательство, сознательно вонзает вам нож в спину. Ведь мы не говорим о предательстве от посторонних людей, предать может только близкий человек.

Читать далее…

Любовь… Любовь – это все! И то все, что мы знаем о ней.

О любви поют песни, сочиняют стихи, под ее действием совершают удивительные открытия. Любовь – это тайна, загадка, которой невозможно дать четкого определения. Так что же такое любовь?

Читать далее…

Не скрою, я всегда с нетерпением жду вечера пятницы, ведь он является преддверием выходных. В этот день со школы идешь в приподнятом настроении, предвкушая отдых и развлечения. Я стараюсь сделать все уроки именно в этот день, чтобы иметь возможность расслабиться в выходные.

Читать далее…

Родителям обязательно нужно помогать, ведь все мы – члены одной семьи, и каждый из нас должен вносить свой вклад в ее благополучие. А мама – это человек, который делает для семьи больше всех. 

Читать далее…

Думаю, на этот вопрос ответить совсем непросто. Ведь в понятие «дружба» каждый вкладывает что-то своё.

Для меня дружба – это, прежде всего, верность и преданность. Истинный друг никогда не предаст товарища, он всегда ему верен.

Я думаю, что очень важно знать, что даже если от тебя все отвернутся, то друг никогда тебя не оставит, всегда будет рядом.

Верный и преданный друг всегда поддержит, какой бы ни была ситуация, в которой ты оказался. Хороший друг всегда поможет, если не делом, то хотя бы советом.

Читать далее…

Я очень люблю свой класс и считаю, что мне повезло учиться вместе с ними. Все мои одноклассники разные, и каждый из них по-своему особенный, но при этом у нас все равно много общего.

В нашем классе принято помогать друг другу. Поэтому у нас нет двоечников.

Однажды директор даже похвалил наш класс на общем собрании, сказав, что такого дружного коллектива еще не встречал, и всем остальным следует брать с нас пример.

Читать далее…

Природа прекрасна и многогранна. Она окружает нас везде, но зачастую мы не замечаем ее красоты, пробегая мимо, все время куда-то спешим, погружены в свои дела и заботы, которые кажутся нам очень важными.

Читать далее…

В лесу приятно гулять в любое время года. Его природа всегда разнообразна и неизменно красива. Очень интересно наблюдать за лесными жителями: белками, зайцами, мелкими птичками, иногда удается повстречать ежа.

Мне кажется, самое лучшее место для животных – это лес, естественный ареал обитания.

Я всегда с грустью наблюдаю за тем, как животные томятся в тесных клетках зоопарка или вынуждены выступать в цирке, выполняя трюки за еду. 

Читать далее…

Я родился и живу в городе Тверь. С ним у меня связаны все детские воспоминания, начиная от игр в песочнице с другими детьми и заканчивая походами в кино по выходным вместе с родителями.

Читать далее…

Жил-был в лесу на опушке маленький лисенок со своей мамой Лисой. Жили они дружно: мама пекла пироги, а лисенок помогал ей по дому. По вечерам перед сном мама рассказывала ему сказки, чтобы малыш лучше спал, и ему снились цветные сны.

Читать далее…

Привет. Наверное, то, что ты сейчас прочтешь, покажется очень странным, хотя все это правда. Я, автор письма, пишу тебе – самому себе – в будущее!

На моем календаре 15 февраля 2016 года. Сегодня я обычный ученик 5-го класса. А ты? Очень надеюсь, что ты, а значит и я, стал хорошим человеком, много знаешь, многое умеешь и тебя уважают окружающие люди.

Если это не так – прошу тебя, постарайся, чтобы все, о чем я мечтал, исполнилось.

Читать далее…

В детстве мама читала мне множество сказок, мне нравилось слушать их перед сном и, представляя сказочные картины, засыпать под звук маминого голоса. Мне нравилось много сказок: и «Красная шапочка», и «Три поросенка», но любимой стала сказка о Золушке.

Читать далее…

Источник: http://sdam-na5.ru/raznye-temy

Какими будут темы итогового сочинения в 2016-2017 учебном году

Итоговое сочинение выпускники в этом году пишут уже в третий раз – и единожды утвержденный формат его проведения не меняется. Заранее, за несколько месяцев до испытания, специальный Совет по вопросам проведения итогового сочинения, утверждает пять открытых тематических направлений.

У школьников есть возможность поработать и поразмышлять над ними, заранее подобрать литературный материал, на который они будут опираться при написании работы.

Непосредственно в день экзамена выпускникам предлагается пять конкретных тем, каждая из которых соответствует одному из тематических направлений.

В 2016 году все пять «направлений для размышлений» сформулированы по одному и тому же принципу. Каждая из них объединяет два полярных, «контрастных» понятия, конфликт между которыми заложен уже в самой формулировке.

Формулировки открытых направлений для письменных работ таковы:

  1. Разум и чувство.
  2. Честь и бесчестие.
  3. Победа и поражение.
  4. Опыт и ошибки.
  5. Дружба и вражда.

Темы, на которые предстоит рассуждать школьникам, принадлежат к числу «вечных» – они волновали и философов, и литераторов, что дает выпускникам возможность продемонстрировать свои лучшие стороны, выбрав проблемы, которые действительно их волнуют – и подобрав соответствующий материал из литературы (при написании сочинения можно использовать не только произведения отечественных писателей, но и зарубежную классику).

В соответствии с утвержденными сроками, итоговое сочинение будет проходить в следующие дни:

  • 7 декабря 2016 (среда),
  • 1 февраля 2017 (среда),
  • 3 мая 2017 (среда).

Подавляющее большинство ребят напишут сочинение в декабре, остальные даты по сути являются «резервными» – в эти дни писать выпускную работу будут те, кто не смог принять участие в «основной волне» по уважительным причинам, выпускники прошлых лет, а также одиннадцатиклассники, которым не удалось получить «зачет» с первого раза (после первой неудачи у них есть право еще на две попытки).

На написание сочинения отведено 3 часа 55 минут. Для того, чтобы школьники из всех городов России были в равных условиях, для каждого часового пояса страны готовится отдельный комплект тем.

Система оценивания в 2016-2017 году не претерпела никаких изменений по сравнению с прошлым годом. Результатом написания итогового сочинения в 11 классе может быть «зачет» (и, соответственно, допуск к выпускным экзаменам) или «незачет».

Однако для того, чтобы сочинение вообще было рассмотрено комиссией, оно должно соответствовать двум основным требованиям:

  • объем (минимум – 250 слов, рекомендованный объем – от 350, служебные слова вклюаются в подсчет),
  • самостоятельность работы(списывание как целых сочинений, так и их фрагментов не допускается, а объем цитат не может превышать половины общего объема итоговой работы).

Если работа не отвечает хотя бы одному из этих требований – автор автоматически получает «незачет» и отправляется на пересдачу. А после трех неудач подряд лишается права сдавать выпускные экзамены в этом году.

Работы, прошедшие «входной контроль», оцениваются по пяти критериям:

  1. соответствие теме,
  2. качество аргументации и привлечение литературного материала (хоть сочинение и не является экзаменом по литературе, но все-таки обращение за соответствующими примерами к художественной литературе является обязательным),
  3. композиция текста и логика изложения (отсутствие грубых логических ошибок),
  4. качество письменной речи (стилистика, словарный запас, адекаватность словоупотребления),
  5. грамотность (грамматика, орфография, пунктуация).

Система оценивания достаточно мягкая – так, для того, чтобы получить заветный «плюсик» по критерию «грамотность», на каждые 100 слов должно приходиться менее 5 ошибок; а «незачет» по критерию «качество речи» ставится только тогда, когда корявость текста мешает понять его смысл. Для того, чтобы получить «зачет» за все сочинение, достаточно получить «плюсы» по первым двум критериям – и хотя бы по одному из трех оставшихся.

Подавляющее большинство школьников успешно справляются с этой задачей: в два предыдущих года число выпускников, не сумевших написать сочинение, не превышало 3%.

Итоговое сочинение  – обязательное условие допуска к ЕГЭ для всех выпускников текущего года. Лишь для некоторых категорий учащихся оно может быть заменено изложением. В их числе:

  • дети с ограниченными возможностями,
  • выпускники со слабым здоровьем, в том числе ученики санаторно-курортных школ,
  • воспитанники специальных учебно-воспитательных интернатов,
  • подростки, отбывающие наказание в колониях,
  • обучающиеся на дому.

Выпускники прошлых лет, уже имеющие на руках школьный аттестат, и выпускники колледжей пишут итоговое сочинение только при желании, самостоятельно выбирая любую удобную для них дату. Однако не стоит забывать о том, что сочинение кроме «зачета» или «незачета» может принести еще и дополнительные баллы при поступлении во многих вузах (особенно гуманитарных).

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-928066-kakimi-budut-temy-itogovogo-sochineniya-v-2016-2017-uchebnom-godu

Выпускное сочинение по литературе 2017-2018

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.

Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами .

« Незачет » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях “зачет”) .

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

« Незачет » ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

« Незачет » ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Источник: http://7oom.ru/sochinenya/vypusknoe-sochinenie.htm

Итоговое сочинение по литературе в 2018 году: темы, направления

Для всех учеников 11-х классов первым испытанием 2018 года станет итоговое сочинение, написать которое будущим выпускникам предстоит уже в начале декабря.

Ученикам обычных школ, гимназий и лицеев не стоит расслабляться, так как в этом году выпускное сочинение (изложение), или как его еще иногда называют, «декабрьское сочинение», точно не отменят, хотя и кардинальных изменений Минобрнауки не анонсирует.

Всем, кто в 2017-2018 году перешел в 11 класс, предлагаем узнать:

Даты итогового сочинения 2018 года

Выпускникам 2017-2018 года будут предоставлены три попытки, что бы раскрыть предложенные темы и успешно написать сочинение по литературе:

  1. 6 декабря 2017 года – основной день, отведенный для написания выпускного сочинения во всех школах РФ.
  2. 7 февраля 2018 года – первая пересдача для тех, кто получит «незачет» во время первой декабрьской попытки или по каким-либо причинам не сможет принять участие в основном туре испытания.
  3. 16 мая 2018 года – резервная дата, отведенная для последней третьей попытки.

Важно! Ученики, не сдавшие итоговое сочинение, не будут допущены к ГИА и ЕГЭ, а соответственно, рискуют не получить долгожданный документ об образовании и лишиться права продолжить обучение в ВУЗе.

Для абитуриентов, которые выберут для себя филологическое направление, сочинение будет играть не только роль пропуска к ЕГЭ. Его можно подать при поступлении, получив дополнительные баллы и повысив свои шансы на бюджетное место в хорошем ВУЗе.

Хотя, бояться нечего, ведь статистика говорит о том, что в 2017 году 95% выпускников справились с задачей с первой попытки.

Формат итогового сочинения

В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет.

В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.

На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.

Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.

Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на дому, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.

Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:

Критерий Что проверяют? За что поставят «незачет»?
1 Соответствие теме Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.

Автоматически будет «незачет» по работе в целом!

2 Аргументация Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации  своей позиции. Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.

Автоматически будет «незачет» по работе в целом!

3 Композиция Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.
4 Качество речи Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.
5 Грамотность Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.

Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.

Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.

Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.

Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году

Узнать точные темы сочинения заблаговременно невозможно, ведь они держатся в строгом секрете и разглашаются за 15 минут до начала экзамена.  Но, для более эффективной подготовки, ученикам предложены направления, в рамках одного из которых и будет выбрана тема, по которой им предстоит писать итоговое сочинение в 2017-2018 году:

  1. «Смелость и трусость»
  2. «Равнодушие и отзывчивость»
  3. «Человек и общество»
  4. «Цели и средства»
  5. «Верность и измена»

Для каждого из приведенных направлений есть определенный список произведений, одобренный в ФИПИ, в которых раскрывается важная проблема и присутствует необходимая для написания сочинения информация.

Подготовка к итоговому сочинению

Хотя до первого испытания осталось не так много времени, качественно подготовиться к сочинению более чем реально. Для этого необходимо:

  1. Прочесть рекомендованные произведения.
  2. Провести анализ и выписать в отдельную тетрадь важные отрывки, события, имена, портреты и мысли героев, которые могут быть применены для сочинения в рамках одного из приведенных выше тематических блоков.
  3. Практиковаться в написании сочинений.

В сети не сложно найти темы, которые были предложены ученикам в 2016 и 2017 годах. Это будет хорошей практикой. Но, не стоит заблуждаться. Повторение ранее использованных тем в этом году маловероятно. Поэтому полезным также будет разработка блочной системы тез и аргументов, согласно которой ученик создает для себя базу для рассуждения на одну из глобальных тем.

Структура сочинения

Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:

1 Вступление Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части.
2 Основная часть Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения
2-й тезис и аргументация
3-й тезис и аргументация
3 Заключение Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др.

Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:

  1. Укажите автора и полное название произведения.
  2. Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
  3. Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
  4. Подведите промежуточный итог.

Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.

Советы педагогов

Опытные учителя, выпускники которых каждый год успешно сдают не только сочинение, но и ЕГЭ по литературе, рекомендуют:

  1. Читайте не только произведения в оригинале, но и критику. Это даст необходимую базу мыслей и аргументов, которыми можно будет оперировать при написании.
  2. Обрабатывая разные блоки, чередуйте их, не зацикливаясь на одном направлении.
  3. Не спешите писать сочинение сразу после прочтения произведения, дайте себе время на осмысление прочитанного.
  4. Всегда начинайте написание сочинения с плана, это сэкономит время и не даст забыть о важных нюансах.
  5. Старайтесь избегать конструкций, выражающих неуверенную позицию, таких как «мне кажется», а также выдерживайте эмоциональный баланс, не перегружая сочинение.

Секрет успеха прост – и он в практике! Пишите сочинения, анализируйте свою работу и вносите коррективы, добиваясь максимально высокого результата.

Источник: http://2018god.net/itogovoe-sochinenie-po-literature-v-2018-godu-temy-napravleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.