Виды дистанционного обучения и образования

Содержание
  1. Типы дистанционного обучения
  2. Дистанционное обучение: форма образования или технология?
  3. Дистанционное образование: эффективное обучение или самообман?, Дистанционное образование
  4. Предпосылки для роста популярности дистанционного обучения
  5. Виды дистанционного обучения
  6. Эффективность дистанционного обучения
  7. Вывод
  8. Формы дистанционного обучения
  9. Роль дистанционного обучения в современном образовании
  10. Виды дистанционного обучения
  11. Цели дистанционного обучения
  12. Модели дистанционного обучения
  13. Глава 2. Анализ существующих систем дистанционного обучения и формирование дополнительных критериев к ним в соответствии с потребностями педагогического персонала. Выявление групп педагогического персонала с разным отношением и потенциалом освоения системы дистанционного обучения
  14. 1.2 Методы дистанционного обучения
  15. 1.3 Средства дистанционного обучения
  16. 2.1 Цели дистанционного обучения
  17. 2.2 Формы дистанционного обучения
  18. 2.3 Виды дистанционного обучения
  19. Преимущества дистанционного обучения
  20. 1.1 Системы дистанционного обучения
  21. 5. Модель дистанционного обучения
  22. f5. Модель дистанционного обучения
  23. 2.1 Понятие дистанционного обучения
  24. 2.2 Технологии дистанционного обучения

Типы дистанционного обучения

Виды дистанционного обучения и образования

Преимущества дистанционного обучения

Дистанционное обучение – такое, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы…) осуществляют образовательный процесс с по­мощью средств телœекоммуникаций (электронной или обычной почты, веб-ресурсов, видеосвязи…).

Преимущества дистанционного обучения перед очным:

оперативные (преодоление пространства и времени, быстрая обратная связь);

информационные (доступность удаленных образовательных мас­сивов);

коммуникационные (оперативность взаимодействия участников обучения);

педагогические (большая мотивация и интерактивность обучения);

психологические (более комфортные условия для самовыраже­ния, снятие психологических барьеров очного общения);

экономические (уменьшение затрат за счёт экономии транспорт­ных расходов, содержания помещений, сокращения ʼʼбумажногоʼʼ делопроизводства);

эргономические (возможность индивидуального графика и тем­па обучения, подходящего оборудования).

Современное дистанционное обучение осуществляется в ос­новном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Ин­тернета͵ должна быть:

1) полностью дистантным с использованием электронной по­чты, чат-взаимодействия, видеосвязи;

2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопо­ставима с количеством дистантных занятий, проводимых удален­ным от учеников педагогом;

3) дополняющим очную форму по отдельным параметрам, на­пример: педагог проводит занятии с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие интернет-ресурсы.

Анализ особенностей дистанционного обучения и его прогно­зирование на ближайшее будущее позволяют выделить, по край­ней мере, пять типов дистанционного обучения, от­личающихся между собой по степени дистанционности, индиви­дуализации и продуктивности.

1 тип: ʼʼШкола-Интернетʼʼ. Дистанционное обучение решает задачи обучения в традиционной школе. Ученики вместе с учите­лем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различ­ными образовательными объектами, иногда – с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.

2 тип: ʼʼШкола-Интернет-Школаʼʼ. Дистанционное обуче­ние дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.

3 тип: ʼʼУченик-Интернет-Учительʼʼ. Дистанционное обу­чение частично заменяет очное.

Ученики учатся в обычной школе, но кроме реaльных, живых педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удaленный от них ʼʼвиртуaльныйʼʼ учи­тель.

Занятия проводятся с помощью электронной почты, чатов, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз… Формы занятий – дистанционные курсы, семинары, консультации.

4 тип: ʼʼУченик-Интернет-Центрʼʼ. Дистанционное обуче­ние сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение служит в данном случае средством индивидуализации образова­ния. Задача телœекоммуникационных технологий – усилить лично­стную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в фор­мах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки.

Не всœе­гда обычная школа готова предложить своим ученикам такие воз­можности. И тогда ученики (один или несколько), необязательно из одной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потен­циала учеников и учета их индивидуальных особенностей.

Дистан­ционное обучение выступает в качестве основного или сопоста­вимого по объёму с невиртуaльным.

5 тип: ʼʼУченик-Интернетʼʼ. Дистанционное обучение выпол­няет функции распределœенного в пространстве и во времени обра­зования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких.

Комплексная образовательная про­грамма ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в данном случае играют обычное или дистанционное учебное заведение, родители ученика. Дистанционное обучение этого типа назовем распределœенным.

Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели учени­ка, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете.

Школа в данном случае приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, свя­занные с образовательными ресурсами сети Интернет.

Типы дистанционного обучения – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Типы дистанционного обучения” 2014, 2015.

Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/205940_tipy_distancionnogo_obucheniya

Дистанционное обучение: форма образования или технология?

Фото с сайта Виртуальная Академия.

Прежде всего нужно разъяснить, что в соответствии с «Федеральным законом об образовании в РФ» (Закон) дистанционное образование не является формой получения образования.

Формы образования определены статьей 17 Закона, согласно которой 
в Российской Федерации образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Право выбора форм получения образования принадлежит родителям (законным представителям) обучающегося, которые таким образом могут выбрать либо получение образования в образовательной организации, либо семейное образование.

Отметим, что при получении образования в образовательных организациях могут использоваться различные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, и применяться «различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».

Внимание! Таким образом, то, какую форму получения образования выбрать, — право родителей, а то, в какой форме будет происходить обучение в организации и какие при этом будут применяться технологии, — право образовательной организации.

Для многих категорий учащихся такая форма получения образования является остро необходимой.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  • потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  • обучение детей-инвалидов;
  • возможность образовательного взаимодействия с учащимися в период их болезни;
  • при заочной (экстернатной) форме обучения;
  • выполнение проектной работы;
  • индивидуальная работа с одаренными детьми;
  • дополнительная возможность контроля знаний учащихся.

Дистанционное обучение пришло в школьную жизнь из вузов. Практика показывает, что такой вид обучения не столь уверенно развивается, но все же входит и в среднее образование.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики 
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Такой порядок установлен приказом Минобрнауки РФ (далее — приказ 
о ДОТ).

Возможно два основных способа применения дистанционных технологий:

  • использование элементов ДОТ в очном обучении;
  • реализация образовательной программы в заочной форме исключительно на основе дистанционных технологий, электронного обучения.

Отметим, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Эта среда должна включать в себя:

  • электронные информационные ресурсы;
  • электронные образовательные ресурсы;
  • совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.

Среда дистанционного обучения должна обеспечивать возможность освоения образовательной программы в полном объеме. Если образовательная организация не имеет таких условий, они могут быть созданы путем:

  • создания собственной среды дистанционного обучения;
  • заключения договора об использовании среды дистанционного обучения, позволяющей обеспечивать освоение соответствующей образовательной программы, с соответствующей организацией-правообладателем.

Внимание! Организации самостоятельно определяют объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки.

Таким образом, соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника 
с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может быть любым, допускается также отсутствие аудиторных занятий. Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

В целях регулирования порядка оказания образовательных услуг с применением дистанционных технологий в организации должно быть разработано соответствующее положение. Остановимся на некоторых аспектах того, что должно в обязательном порядке быть предусмотрено в таком положении.

Приказ о ДОТ предусматривает, что при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Внимание! Порядок оказания учебно-методической помощи обучающемуся должен быть детализирован в положении.

Приказом о ДОТ предусмотрено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме. Выбранная форма учета должна быть также отражена в положении.

Отдельно стоит отметить, что учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В положении должны быть прописаны основания для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий, перевода и отчисления 
с данной формы обучения.

Основанием для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий является заявление родителей (законных представителей).

На основании этого заявления зачисление в образовательное учреждение (перевод с одного вида форм обучения на другую), так же как и в случае обучения в очной форме, оформляется приказом руководителя образовательного учреждения на основе полного пакета документов.

Внимание! Заключение каких-либо дополнительных соглашений при такой форме обучения законодательством не предусмотрено.

Следует обратить внимание на то, что, так же как и в случае приема 
на очное обучение, при приеме на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с:

  • уставом образовательного учреждения;
  • лицензией на право ведения образовательной деятельности;
  • свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения;
  • основными образовательными программами, реализуемыми образовательным учреждением;
  • правилами приема;
  • другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (например, положение о реализации образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий).

Особых требований к организации дистанционного обучения законодательство не предъявляет. Но самое главное — для самого обучения не нужна лицензия — она нужна для проведения аттестации и выдачи документов об образовании.

Для реализации всех указанных выше направлений внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования необходимо решение следующих вопросов:

  • формирование нормативной базы электронного дистанционного обучения;
  • формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения;
  • отработка моделей организации электронного дистанционного обучения;
  • подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения;
  • обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения.

Отметим, что и новая система оплаты труда должна учитывать специфику учета рабочего времени преподавателей, осуществляющих образовательный процесс посредством дистанционных образовательных технологий, в соотнесении с академическим часом.

Должен также решаться вопрос правил учета посещаемости обучающимися занятий, организованных с помощью дистанционных образовательных технологий, регламентироваться процедуры контроля посещения.

Необходима разработка и доведения до образовательных организаций (образовательных учреждений) методических рекомендаций по формированию и использованию системы локальных нормативных актов, обеспечивающих возможность использования различных моделей электронного дистанционного образования.

Еще больше материалов по данной теме (и не только), а также отдельные шаблоны локальных актов (Положение о порядке освоения программ в форме экстерната, Положение о реализации образовательной программы с применением ДОТ и др.) вы найдете 
в нашей электронной системе «Директория».

“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2017-05-04T12:01:01.116Z”,”lead_image_url”:”https://cdn-images-1.medium.com/max/1200/1*lWmzK_QqrV2XBYnDxnpa0Q.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/urkonsultaciya-6aefca3eed4d”,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”В последние десятилетия дистанционное обучение завоевало свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Но…”,”word_count”:910,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/urkonsultaciya-6aefca3eed4d

Дистанционное образование: эффективное обучение или самообман?, Дистанционное образование

Современный метод дистанционного обучения (ДО) посредством интернета стал логическим продолжением более ранних способов получения «удаленного» образования.

О нем много пишут, его рекламируют и называют достойной альтернативой “очному” обучению. Однако вопрос о его эффективности практически не освещается.

А это очень важно, поскольку популярность ДО постоянно растет, а значит все большее число специалистов получает знания именно таким способом.

Современный метод дистанционного обучения (ДО) посредством интернета стал логическим продолжением более ранних способов получения «удаленного» образования: заочного, корреспондентского, телевизионного и т.д.

О нем много пишут, его рекламируют и называют достойной альтернативой “очному” обучению. Однако вопрос о его эффективности практически не освещается.

А это очень важно, поскольку популярность ДО постоянно растет, а значит все большее число специалистов получает новые знания именно таким способом.

Предпосылки для роста популярности дистанционного обучения

Основным фактором, определяющим постоянный рост популярности дистанционного обучения, является то, что такой способ позволяет преодолеть ограничения доступности образования, связанные с географическим, пространственным фактором.

При этом зачастую дистанционные курсы обучения сегодня предлагаются по более доступной цене, чем “очные”.

Что, впрочем, вполне логично: организация учебного процесса с применением дистанционных технологий требует значительных затрат только на начальном этапе (который в большинстве ВУЗов уже давно и благополучно пройден), и в дальнейшем не нуждается в серьезных дополнительных финансовых вложениях.

Другими словами, получение образования методом дистанционного обучения позволяет:

  • сэкономить – мало того, что курсы ДО стоят дешевле “очных”, так еще и не нужно тратиться на проживание и питание в другом городе;
  • самостоятельно планировать процесс обучения – студент сам выбирает как и когда ему удобно изучать обучающий материал;
  • получать образование без отрыва от производства – самостоятельно спланированный график “лекций” позволяет совмещать работу с учебой.

Вполне естественно, что студенты, стесненные временными, географическими и финансовыми рамками (а таких с каждым годом становится все больше и больше) делают свой выбор в пользу дистанционного обучения. Но вот, насколько такое обучение эффективно?

Виды дистанционного обучения

Изначально, еще на заре становления ДО, было понятно, что несмотря на все преимущества дистанционного обучения, этот метод лишен тех главных факторов, которые обеспечивают (или могут обеспечивать) высокое качество обучения в традиционной ситуации классного или индивидуального образования: присутствие талантливого и харизматического педагога, способного развивать в ученике интерес к предмету, увлечь его, побудить к осмыслению и решению проблем, а также поддерживать в нем высокую самооценку и уверенность в своих силах.

Очевидно, что все это наверняка отсутствует в обучении по переписке и – с очень большой долей вероятности – в телевизионных уроках. Но такое положение вещей считалось нормальными издержками метода, платой за возможность учиться на расстоянии и без особых затрат. Появление технологий обеспечило более широкие возможности подачи материала и большее удобство применения метода.

Современное дистанционное образование представлено двумя видами:

  • синхронное – занятия осуществляются в реальном времени. То есть, в назначенное время студент (или группа студентов) “встречаются” он-лайн с педагогом, который читает лекции, отвечает на возникшие вопросы студентов и задает встречные вопросы, позволяющие проверить уровень усвоения материала. Как правило, виртуальные занятия ведутся с помощью интернета и веб-камер.
  • асинхронное – классический вариант ДО, в котором студенту высылается обучающий материал для самостоятельного изучения с последующей сдачей зачетов и экзаменов. При этом сдать зачеты студент может как очно, так и дистанционно.

Эффективность дистанционного обучения

Не сложно догадаться, что синхронное дистанционное обучение, которое отличается от классического “очного” только способом взаимодействия педагога со студентами, по эффективности не уступает своему традиционному аналогу.

Правда, здесь не приходится говорить о временной независимости, поскольку студент должен выходить в он-лайн в четко определенное время. Да и стоимость такого обучения если и будет ниже, чем у очного, то не намного.

Поэтому их трех перечисленных выше основных преимуществ дистанционного обучения (финансовая, временная и географическая доступность) “на лицо” только географическая независимость.

А вот эффективность асинхронного дистанционного обучения весьма сомнительна, поскольку здесь очень многое зависит от способности студента к обучаемости, уровня его подготовки, соответствия сложности выбранного курса возможностям учащегося, доступность поддержки и помощи со стороны педагога и др. Не стоит также забывать и о мотивации студента.

Опытные педагоги считают, что «…когда мотивация к учению очень низка, то можно, не рискуя ошибиться, предположить, что потенциальная успешность в учебе будет до какой-то степени снижена».

Специфика асинхронного метода ДО в вопросе мотивации учения проявляется в отсутствии стандартных для традиционного обучения мотивирующих моментов, таких, как давление группы, знакомая ситуация обучения, социальные факторы и т.д.

Иными словами, эффективность асинхронного дистанционного обучения в большей степени зависит от самого студента: от его желания учиться и получать новые знания, умения самоорганизоваться и стремления к самосовершенствованию.

Вывод

Говоря об эффективности дистанционного обучения – и более широко: образования с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, можно сделать однозначный вывод.

Да, его можно считать достаточно эффективным, но только в том случае, если это метод синхронного обучения или у студента имеются достаточно сильные мотивации для самостоятельного изучения материала.

В других случаях дистанционное обучение является скорее самообманом и способом самоуспокоения, позволяющим получить только “корочки”, но никак не должный уровень знаний.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/58_distancionnoe-obrazovanie-effektivnoe-obuchenie-il.html

Формы дистанционного обучения

Формы дистанционного обучения

Лекция

(от лат. lectio– чтение) – устное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Лекционное занятие в системе дистанционного обучения представляет собой набор страниц (печатных или электронных) с необходимым учебным материалом, который студент должен изучить самостоятельно. Часто лекция представлена в виде аудио- или видеофайла. В том и другом случае живой контакт учащегося с преподавателем исключен.

Однако при использовании аудио-, видеоконференций и телемостов можно организовать и «живую» лекцию.

Иногда в заключение каждой части мультимедиа-лекции задается вопрос по изложенному в ней материалу. Только правильно ответив на этот вопрос, можно перейти к следующему разделу лекции.

Семинар

Это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику.

Семинары при дистанционном обучении могут проводиться как в асинхронном, так и в синхронном режиме. Они представляют собой электронные дискуссии (Интернет-форумы).

Непосредственно дискуссии предшествует подготовительный этап. За неделю до начала занятия студенты получают от преподавателя задание к семинару и список литературы к изучению.

Преимущество асинхронного семинара (текстового форума) заключается в том, что студент может присоединиться к обсуждению в любой момент, изучив при этом историю развития беседы.

Однако семинары при дистанционном обучении эффективнее проводить в режиме on-line. Для этого все участники семинара должны быть в сети одновременно.

Семинары могут проводиться и в виде web-конференций. Подобные занятия практически не отличаются от традиционных очных, так как участники видят друг друга на мониторах своих компьютеров.

Самостоятельная работа

Это форма занятий школьников и студентов без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.

При дистанционном обучении возможности применения этой формы занятий расширяются. Студенты работают самостоятельно не только с литературой, но и с обучающими программами, тестами, информационными базами данных.

Они самостоятельно изучают лекции, готовятся к семинарам и практическим работам.

При достаточном оснащении студентов методическими материалами доля самостоятельной работы может составлять две трети всей семестровой нагрузки.

Научно-исследовательская работа

Это работа учащихся, заключающаяся в проведении исследований с целью проверки научных гипотез, установления закономерностей, приобретения новых знаний и расширения уже имеющихся.

Как и при очной форме обучения, прежде чем приступить к написанию реферата или курсовой работы, студент получает у преподавателя свой вариант задания. Если в процессе работы возникают вопросы, возможна консультация.

Консультацию можно получить как on-line (Интернет-телефонии, Skype), так и off-line, связавшись со своим тьютором посредством электронной почты или чат-программ.

Выполнив задание, учащийся отправляет готовую работу преподавателю на проверку так же в электронном виде.

Кроме этого, к научно-исследовательской работе можно отнести олимпиады и викторины, которые легко проводить в условиях дистанционного обучения с помощью тех же чатов, on-lineтестирования и других современных информационных технологий.

Учебная консультация

Это индивидуальное или групповое учебное занятие, проходящее обычно в форме беседы преподавателя с учащимися. Цель подобных занятий – расширение и углубление знаний обучающихся.

При дистанционном обучении велик объем самостоятельной работы учащихся, поэтому необходимо организовать для них постоянную поддержку со стороны преподавателей. Эта поддержка заключается в предоставлении консультаций. Консультации могут проводиться в традиционной форме – очно.

Для этого студент должен придти лично в вуз или его филиал. Off-lineконсультация представляет собой переписку учащегося с преподавателем с помощью электронной почты. Обычно она является самым популярным видом решения возникающих вопросов.

On-lineконсультации – это общение в программах типа ICQ и Skype.

Все эти виды консультаций сочетаются в процессе обучения.

Учебные олимпиады

Это состязания школьников или студентов, требующие от них демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.

В дистанционных олимпиадах, викторинах, турнирах и конкурсах могут участвовать школьники 1-11 классов, студенты и взрослые, как индивидуально, так и группами.

Одно из условий участия – наличие компьютера и возможности выхода в Интернет. Локальный организатор (учитель, преподаватель, родитель) определяет количество участников и отправляет заявку организаторам олимпиады.

Как правило, подобные испытания платные, однако встречаются и бесплатные мероприятия.

Организатор олимпиады высылает учителю инструкции и рекомендации по проведению испытаний, а также комплект заданий с условиями их выполнения. Олимпиада может быть организована в форме обычной контрольной работы в школьном классе (аудитории вуза).

Обычно на её проведение отводится от одного до трех часов. Однако каждый участник может выполнить ее и дома на личном компьютере, получив задание по электронной почте.

Бланки с решенными заданиями (в электронном виде) отправляются обратно организатору на проверку.

Дипломы победителям и призёрам могут быть отправлены как в электронном виде, так и на бумажном носителе по обычной почте.

Источник: moeobrazovanie.ru При использовании материала на другом сайте ссылка на статью обязательна

Источник: https://moeobrazovanie.ru/formy_distancionnogo_obycheniya.html

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Буриев К. С. Роль дистанционного обучения в современном образовании // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/39/1045/ (дата обращения: 09.05.2018).



Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета, компьютерных телекоммуникаций, национального и кабельного телевидения, мультимедиа, обучающих систем.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми, информационными ресурсами, предоставленными современными информационными технологиями.

Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную среду обучения, доступного широкой аудитории. Проведение чатов и форумов, видео- и телевизионных конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателями посредством компьютерных коммуникаций делают взаимодействие обучаемых с преподавателями намного более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно — заочного и заочного обучений на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.

Дистанционное обучение воплощает в себе все существующие методы обучения и придает им качественно новый уровень [1. с.4].

Предусматриваетсябольшоеколичествозаданий, рассчитанных на самостоятельную проработку, с возможностью организации ежедневных консультаций.

Большое количество определений понятия «дистанционное обучение», отражающее многообразие подходов к его пониманию можно найти на сервере Евразийской Ассоциации дистанционного Образования (ЕАДО) — http://www. eado.ru а также в [1. с.2].

В образовательном процессе ДО используются следующие средства обучения:

– печатные издания;

– электронные издания на внешних носителях памяти (гибкие, магнитные, лазерные или жесткие диски и др.);

– компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

– аудио учебно-информационные материалы;

– видео учебно-информационные материалы;

– лабораторные дистанционные практикумы;

– программы-тренажеры;

– базы данных и знаний с удаленным доступом;

– электронные библиотеки с удаленным доступом;

– дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;

– компьютерные сети,

– телевизионные передачи.

Центральным звеном системы дистанционного обучения (СДО) являются средства телекоммуникации и их транспортная основа.

Они пользуются для обеспечения образовательных процессов необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри системы ДО, выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.

кассеты — это уникальное средство для дистанционно обучения практически по любой дисциплине. Не требуются большие расходы на тиражирование, видеомагнитофоны получили широкое распространение во всех странах. кассеты используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.

Электронная почта экономически и технологически является более эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для передачи учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателями. Если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволит реализовать гибкий интенсивный процесс консультаций.

конференции с использованием компьютерных сетей позволяют организовать видеосвязь с минимальными затратами. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в группах, индивидуальных консультаций.

Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные конференции обеспечивают возможность совместного управления изображением на компьютере: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачей фотографического и рукописного.

Преимущества дистанционного обучения:

  1. Несмотря на большие расстояния между тюторами (учителями) и обучаемыми, общение между ними происходит интерактивно, в доходчивой и увлекательной форме; обучение становится мобильным.
  2. Процесс обучения становится интересным для самых ленивых обучаемых; притягательная сила компьютера заставляет их забывать о трудностях вопросов; они активно и оперативно стараются справиться с заданиями, чтобы поскорее получить новые;
  3. Возможность стать «известным» на весь мир заставляет их критически оценить свои знания и возможности; они невольно совершенствуются, повышают свои знания, приучаются к смелости и самостоятельности в работе.
  4. Обучение становится комплексным и творческим. Чтобы ответить на один самый маленький вопрос, в общем случае недостаточно пользоваться только одними учебниками. Часто готового ответа нет ни в каких источниках — его приходится создавать самому, напрягая свой мысленный процесс.

Это — одно из огромнейших достижений современной педагогической методологии.

Характерными чертами дистанционного обучения являются:

Гибкость. Обучаемые, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают оптимально, т. е.

в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для большинства обучаемых. Для поступления от студента обычно не требуется сдача какого-либо экзамена.

Обучающийся может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

Модульность. В основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям.

Экономическая эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50 % дешевле традиционных форм образования.

Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного и унифицированного содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств.

Новая роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении.

Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время.

Методами асинхронного взаимодействия являются электронная ая почта или электронные компьютерные сети.

Специализированный контроль качества образования. В качестве форм контроля в ДО можно использовать дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание и рейтинг курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями.

Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая система государственного тестирования.

Использование специализированных технологий и средств обучения. Технология дистанционного обучения — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного объёма знаний.

Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления.

Предлагаемые к обучению знания подаются в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках и так далее.

Литература:

  1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение.- М, 1997.
  2. Дистанционное обучение: Учебное пособие // Под редакцией Е. С. Полат–М.: Гуман.изд.центр, «Владос», 1998.
  3. Ф.Кораев, Н.Дилмуродов. Масофавий курсларни яратиш ҳақида// Насаф зиёси, 2005. № 1.

Основные термины(генерируются автоматически): дистанционного обучения, Дистанционное обучение, Роль дистанционного обучения, особенностью дистанционного обучения, системы дистанционного обучения, Преимущества дистанционного обучения, традиционных форм обучения, Технология дистанционного обучения, уникальную среду обучения, традиционной форме обучения, существующие методы обучения, дистанционно обучения, низкая себестоимость обучения, информационных технологий, процессе обучения, средств обучения, Евразийской Ассоциации дистанционного, Процесс обучения, традиционными учебными заведениями, процессов необходимыми учебными.

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1045/

Виды дистанционного обучения

Методы и средства обучения относятся к сущности ым ха-рактеристикам дидактического процесса. Они могут обес-печить достижение требуемых целей обучения, если бу-дет в наличии необходимая для этого материально-техническая база…

Цели дистанционного обучения

Авторы статей выделяют следующие цели дистанционного обучения: профессиональная подготовка и переподго-товка кадров; повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям; подготовка школьников по отдельным…

Модели дистанционного обучения

В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения: Первая модель – обучение по типу экстерната. Обучение…

Дистанционное обучение в образовательном процессе

Глава 2. Анализ существующих систем дистанционного обучения и формирование дополнительных критериев к ним в соответствии с потребностями педагогического персонала. Выявление групп педагогического персонала с разным отношением и потенциалом освоения системы дистанционного обучения

Для выбора СДО был проведён сбор сведений об имеющихся платформах СДО (бесплатных, условно бесплатных и коммерческих версиях), анализ их возможностей и технических составляющих, а также – финансовых затрат на их приобретение…

Методы и средства дистанционного обучения. Роль Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в развитии дистанционного образования в России

1.2 Методы дистанционного обучения

Метод (от греч. metodos – букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых…

Методы и средства дистанционного обучения. Роль Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в развитии дистанционного образования в России

1.3 Средства дистанционного обучения

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы…

Организация учебного процесса с использованием дистанционного обучения

2.1 Цели дистанционного обучения

Рассмотрим следующие цели дистанционного обучения: -профессиональная подготовка и переподготовка кадров; -повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям; -подготовка школьников по отдельным учебным предметам…

Организация учебного процесса с использованием дистанционного обучения

2.2 Формы дистанционного обучения

В педагогической практике при традиционных формах получения образования выработались хорошо известные формы (виды) обучения. При обучении социально – гуманитарным дисциплинам наиболее распространенные получили: лекции, семинары…

Организация учебного процесса с использованием дистанционного обучения

2.3 Виды дистанционного обучения

На основе выполненного анализа можно заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанционного обучения, основанные на: -интерактивном телевидении; -компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных)…

Особенности и перспективы дистанционного образования

Преимущества дистанционного обучения

Главным преимуществом дистанционной формы обучения (по сравнению с дневной…

Разработка коммуникативного класса для дистанционного обучения

1.1 Системы дистанционного обучения

Современные модели обучения

5. Модель дистанционного обучения

В нашей стране разрабатывается Единая система дистанционного образования (ЕСДО). Дистанционное образование разрабатывается достаточно быстро и эффективно как за рубежом, так и в нашей стране (А.А. Андреев, Н.И. Гендина, Р.С. Гиляревский, А.И…

Современные модели обучения

f5. Модель дистанционного обучения

В нашей стране разрабатывается Единая система дистанционного образования (ЕСДО). Дистанционное образование разрабатывается достаточно быстро и эффективно как за рубежом, так и в нашей стране (А.А. Андреев, Н.И. Гендина, Р.С. Гиляревский, А.И…

Технологии дистанционного обучения

2.1 Понятие дистанционного обучения

дистанционное обучение мультимедиа урок Термин “дистанционное обучение” (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе…

Технологии дистанционного обучения

2.2 Технологии дистанционного обучения

Технологии дистанционного обучения можно разделить на три большие категории: 1. Интерактивное телевидение. Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении…

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/8688

Студиорум
Добавить комментарий