Университет шанхайской организации сотрудничества (университет шос)

Содержание
  1. Университет ШОС
  2. Модель Университета ШОС
  3. Схема обучения в Университете ШОС
  4. Система управления Университетом ШОС
  5. Финансовые основы функционирования Университета ШОС
  6. Основные этапы создания Университета ШОС
  7. Владимир Филиппов, Сунь Юйхуа. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии
  8. Сотрудничество государств-членов ШОС в сфере высшего образования: университет ШОС как успешная модель партнерства
  9. Университет Шанхайской организации сотрудничества
  10. Развитие сотрудничества в рамках УШОС
  11. Молодые педагоги из Китая прошли стажировку в рамках УШОС
  12. Инфографика “Что такое Университет ШОС?”
  13. Отбор китайских студентов для включенного обучения по программам Университета ШОС в МЭИ
  14. Студенты УШОС принимают участие в 4 Студенческом конгрессе народов Центральной Азии
  15. О выделении бюджетных мест на 2018/2019 учебный год для Университета ШОС
  16. Распоряжение Минобрнауки России о приеме иностранных граждан в Университет ШОС и Сетевой университет СНГ в 2017/2018 учебном году
  17. Ведущие вузы России готовы принять 350 лучших студентов университетов стран Шанхайской организации сотрудничества. В РУДН прошло заседание ректората Университета ШОС
  18. Заседание Национального ректората Университета ШОС

Университет ШОС

Университет Шанхайской организации сотрудничества (Университет ШОС)

Университет должен функционировать как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также странах-наблюдателях (Монголия, Индия, Иран, Пакистан).

Подготовка кадров высшей квалификации в рамках Университета ШОС должна осуществляться по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц Организации (энергетика, экология, машиностроение, металлургия, материаловедение, строительство, транспорт, ТЭК, история, лингвистика, IT-технологии).

Цели создания Университета ШОС определены в рамках ШОС многосторонними нормативно-правовыми актами, принятыми государствами-членами ШОС, и состоят в:

  • укреплении взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами ШОС;
  • развитии интеграционных процессов в области образования, науки и технологий;
  • придании нового импульса к расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества;
  • расширении возможностей для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых — развивать научные контакты;
  • содействии эффективному сотрудничеству стран-участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.

В настоящий момент создание полноформатного Университета ШОС представляется преждевременным по ряду факторов:

  • отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов всеми государствами-членами ШОС;
  • частичное несовпадение образовательных стандартов государств-членов ШОС;
  • отсутствие интернет-линий высокой пропускной способности, что затрудняет полноценное использование современных электронных сред обучения, мультимедийных и телекоммуникационных технологий;
  • сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования в соответствии с нормами принятия решений в ШОС.

В этой связи первоочередные мероприятия по созданию Университета ШОС должны быть направлены на решение следующие основных и дополнительных задач:

Основные задачи:

  • расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками;
  • увеличение научно-академического сотрудничества;
  • внедрение современных образовательных методик и технологий;
  • создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами-членами ШОС и мировым образовательным сообществом.

Дополнительные задачи:

  • проведение экспертиз и выработка рекомендаций в конкретных областях сотрудничества ШОС;
  • подготовка кадров для структур ШОС и афилированных с ней организаций;
  • создание сети языковых (русский и китайский) и страноведческих курсов.

Взаимодействие между государствами-участниками в области создания и функционирования университета ШОС идет на уровне образовательных ведомств стран с привлечением ими ведущих образовательных учреждений.

Модель Университета ШОС

Подготовка кадров высшей квалификации должна осуществляться по следующим видам образовательных программ:

  • подготовительные языковые курсы
  • бакалавриат (4 года);
  • магистратура (2 года);
  • аспирантура (3 года), предусмотренная двусторонними соглашениями;
  • докторантура (3 года);
  • программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционного и очно-заочного образования.

Основными языками обучения в рамках Университета ШОС будут государственный язык страны местонахождения и/или официальные языки ШОС — русский и китайский. Общая схема взаимодействия, управления и принятия решений в рамках Университета ШОС должна соответствовать механизмам, действующим в ШОС.

Модель Университета ШОС должна основываться на взаимодействии университетов государств-членов ШОС, являющихся базовыми (головными) вузами по соответствующим областям подготовки в своей стране.

Университет ШОС должен стать своеобразным «зонтиком», под эгидой и при поддержке которого будет осуществляться образовательная и научная кооперация.

Задача головных вузов заключается в поэтапном согласовании программ аспирантов, магистров и бакалавров, реализуемых в рамках образовательных стандартов своих стран, с целью создания единых учебных программ Университета ШОС по соответствующим областям подготовки.

Сотрудничество вузов в рамках Университета ШОС целесообразно начать с создания совместных аспирантских программ, которые являются наименее формализованными.

Следующим элементом совместного образовательного пространства должны стать совместные магистратуры, доля вузовской составляющей у которых больше, чем в бакалаврских программах.

Обучаясь в бакалавриате, студент будет иметь возможность на должном уровне получить языковую подготовку для дальнейшего обучения в магистратуре Университета ШОС без потери времени, выделенного для изучения языка.

Работу по согласованию программ подготовки магистров и бакалавров Университета ШОС необходимо начать с первого этапа реализации проекта и внедрять по мере взаимного согласования разделов.

Деятельность в рамках Университета ШОС следует начать с работы по нескольким приоритетным направлениям в области естественных и гуманитарных наук и, отрабатывая методологию, расширять на другие области подготовки.

Университет ШОС должен быть открыт для новых вузов и создания новых совместных программ подготовки.

Исходя из интересов государств-членов ШОС целесообразно на первом этапе становления университета ввести следующие направления подготовки: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии. В дальнейшем по согласованию образовательных ведомств государств-участников будут введены другие направления и уточнен набор специальностей.

Схема обучения в Университете ШОС

Студент, обучающийся по программе Университета ШОС, должен иметь возможность с любого семестра продолжить свое образование в головном иностранном вузе, который реализует данную программу. При этом максимальный срок пребывания и количество иностранных вузов-партнеров не ограничивается.

Студент обязан пройти обучение в иностранном вузе-партнере сроком не менее 1-го семестра. Набор студентов осуществляется на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в университеты по линии Университета ШОС.

Квоты в целом должны соответствовать долевым взносам государств-членов ШОС в бюджете Университета. Такие квоты определяются странами ежегодно и применяются только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС.

Вторая группа студентов — это студенты, обучающиеся на контрактной основе и самостоятельно покрывающие расходы на свое обучение.

Количество студентов этой группы не квотируется и определяется по согласованию между базовыми вузами.

Предварительное согласование необходимо, прежде всего, для планирования и регулирования последующих потоков академической мобильности.

По итогам обучения, студент получает диплом вуза, в котором начал обучение или проучился наибольший срок (не менее 60% времени) и на начальном этапе создания Университета ШОС — сертификат Университета ШОС, а в последствии — единый диплом Университета ШОС.

Система управления Университетом ШОС

В соответствии с механизмами управления, существующими в ШОС, система управления Университетом ШОС включает несколько ступеней:

  • Координационный (исполнительный) совет, в который входят по одному представителю от страны из органа, отвечающего за образовательное сотрудничество. Является целесообразным совместить представительство в Координационном совете Университета ШОС и в Экспертной рабочей группе государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. При невозможности такого совмещения представитель в Координационный совет Университета ШОС назначается по согласованию с представителем Экспертной рабочей группы государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. Руководство Координационном советом осуществляется на ротационной основе. Координационный совет обеспечивает координацию деятельности Университета ШОС на уровне соответствующих министерств и руководящих органов ШОС и вносит предложения по обеспечению нормативно-правовой деятельности Университета ШОС.
  • Попечительский совет. Обеспечивает формирование положительного имиджа Университета ШОС в странах-участницах Организации и мировом образовательном сообществе, привлечение бизнес-структур для совместной подготовки специалистов и содействие в трудоустройстве выпускников. Способствует привлечению финансовых средств для развития Университета ШОС. Продвигает интересы Университета ШОС в различных государственных и негосударственных структурах, фондах и организациях.
  • Секретариат (ректорат) Университета ШОС. Осуществляет управление текущей деятельностью Университета ШОС, в том числе информационно-аналитическое, юридическое и финансово-организационное обеспечение деятельности Университета ШОС, ведение текущих дел и документации.
  • Экспертные группы по каждой области подготовки включают по одному представителю от каждого базового вуза по каждой области подготовки. Осуществляют поддержку учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в конкретной области подготовки.

Финансовые основы функционирования Университета ШОС

Финансовой основой деятельности Университета ШОС является его бюджет, который должен обеспечивать:

  • функционирование координационного (исполнительного) совета, секретариата и экспертных групп Университета ШОС;
  • разработку согласованных учебных программ;
  • проведение рабочих встреч по проблемам развития Университета ШОС;
  • стипендиальное обеспечение международной мобильности по программам Университета ШОС;
  • покрытие расходов вузов на обучение иностранных студентов по программам Университета ШОС.

Бюджет Университета ШОС формируется из различных источников:

  • средств соответствующих министерств государств-членов ШОС или целевых программ;
  • взносов стран-участниц Организации в рамках развития структур ШОС;
  • внебюджетных (контрактных) средств обучения студентов;
  • прочих источников.

Основные этапы создания Университета ШОС

  • согласование намерений и понимания стран участниц;
  • выработка схемы функционирования;
  • подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
  • определение головных вузов стран и начало согласования программ;
  • выработка Устава Университета ШОС;
  • подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами государств-членов ШОС.

Мероприятия по организации Университета ШОС могут быть реализованы в следующие сроки:

  1. Краткосрочная перспектива (в течение 2008-2009 г):
    1. выяснение позиций и потенциалов стран-участниц Организации по вопросу создания Университета ШОС;
    2. разработка концепции развития университета ШОС для обсуждения со странами-участницами проекта;
    3. подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств-членов ШОС;
    4. анализ нормативной базы для совместного дипломирования и сертификации и выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
    5. согласование группы университетов, участвующих в проекте и определение университетов, курирующих определенные направления подготовки в рамках Университета ШОС;
    6. согласование нескольких магистерских программ совместного обучения на базе уже существующих образовательных связей в качестве «опытного поля»;
    7. разработка проектов и систем обеспечения качества магистерских программ по согласованным специальностям- поддержка существующих в государствах-членах ШОС центров русского и китайского языка и «конвертация» их в языковые центры ШОС (по одному от страны), разработка на их базе курсов языковых специалистов для органов ШОС с соответствующей сертификацией.
  2. Среднесрочная перспектива (2009-2010 гг.):
    1. подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами стран ШОС;
    2. согласование нормативной базы выдачи документов об образовании университета ШОС и их форм, полученных по согласованных программам обучения и курсам;
    3. создание и ввод в действие учебных, управляющих и административных структур Университета ШОС;
    4. запуск совместных докторантур (аспирантур) (предусматривается уже существующими двусторонними соглашениями), проведение совместных скоординированных научных исследований;
    5. согласование магистерских и бакалаврских программ подготовки, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
    6. согласование сроков, форм и траектории обучения студентов в рамках университета ШОС.
  3. Долгосрочная перспектива (2010-12 гг.)
    1. запуск подготовки по системе «бакалавр плюс магистр» по тем направлениям подготовки, которые осуществлялись на базе магистратуры;
    2. создание сети информационного обеспечения и дистанционного образования Университета;
    3. расширение списка направлений и специальностей подготовки;
    4. издание собственных научных вестников и других изданий университета;
    5. проведение мероприятий, направленных на широкое международное признание Университета ШОС и выдаваемых им дипломов, а также на международную аккредитацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры для повышения конкурентоспособности Университета.

Источник: https://nsu.ru/universitet_shos

Владимир Филиппов, Сунь Юйхуа. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии

Владимир Филиппов, Сунь Юйхуа. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии Владимир Филиппов, Сунь Юйхуа. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, .

Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН), председатель Совета ректоров Университета ШОС. (117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6). E-mail: rector@rudn.

ru

Сунь Юйхуа, ректор Даляньского университета иностранных языков (ДУИЯ), глава национального ректората УШОС в КНР. (116044, КНР, Далянь, западный участок, пр. Люйшуйнаньлу, 6). E-mail: xzxx@dlufl.edu.cn

Аннотация: В контексте сопряжения проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза возрастает актуальность сотрудничества и в образовательной сфере стран – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Авторы подчеркивают, что в настоящее время университеты стран ШОС принадлежат к различным образовательным пространствам – к европейскому (Российская Федерация, Казахстан) и к азиатско-тихоокеанскому (Российская Федерация, КНР).

Важную роль в гармонизации образовательных практик на евразийском пространстве может сыграть опыт сотрудничества, который накоплен за эти годы в рамках деятельности Университета ШОС.

В статье описано становление Университета ШОС, его основные образовательные программы, участие КНР в работе данного сетевого формата.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Университет ШОС, сетевые университеты, европейское пространство высшего образования, азиатско-тихоокеанское образовательное пространство. 

По итогам Уфимского саммита, состоявшегося в июле 2015 года, можно констатировать, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) стала, пожалуй, наиболее влиятельной региональной интеграционной инициативой на евразийском пространстве.

После присоединения Индии и Пакистана на территорию ШОС приходится 60% Евразии, в странах-членах организации проживает половина населения нашей планеты. Ведущую роль в развитии ШОС играет стратегический диалог между Российской Федерацией и Китайской народной республикой. Особое значение в этом диалоге приобретает инициатива Президента России В.В.

Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина по сопряжению проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза[1].

Согласно Декларации о создании ШОС 2001 года, поощрение эффективного сотрудничества в образовательной сфере также относится к числу основных целей организации[2].

И это не случайно – ведь именно в системе образования закладываются те ценности, которые определяют характер взаимодействия между нашими народами и странами.

Особая роль здесь принадлежит высшим учебным заведениям, прививающим своим студентам идеалы гуманизма и дружбы народов, тот самый «шанхайский дух» – дух взаимного доверия и уважения, равенства и стремления к прогрессу.

Европейское и азиатское пространства высшего образования

Университеты стран ШОС имеют свои богатые традиции, уникальность которых определяется особенностями соответствующих образовательных пространств. Так, вузы России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана ранее входили в состав единого образовательного пространства Советского Союза.

Россия (в 2003 году) и Казахстан (в 2010 году), подписав Болонскую декларацию 1999 года[3], присоединились к процессу создания единого европейского пространства высшего образования. В рамках азиатско-тихоокеанского образовательного пространства также развиваются интеграционные процессы.

В 2011 году была принята Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций, которую подписали как КНР, так и Россия[4].

В настоящее время на повестке дня стоит вопрос гармонизации систем образования Запада и Востока, сопряжение образовательных пространств Евразии.

На совещаниях министров образования, проводимых в рамках Форума «Азия–Европа» (ASEM), обсуждается вопрос формирования евразийского пространства академической мобильности, взаимного признания квалификаций между европейским и азиатско-тихоокеанским образовательными пространствами.

Важную роль в гармонизации образовательных практик здесь может сыграть тот реальный опыт международного образовательного сотрудничества, который накоплен за эти годы в рамках деятельности Университета ШОС.

Становление Университета ШОС

Образованию Университета предшествовало подписание в 2006 году Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования.

Одним из ключевых пунктов документа стало заявление о поддержке «развития интеграционных процессов в области образования и создание в этих целях (по мере необходимости) информационной и нормативной правовой базы по вопросам политики государств-сторон в области образования»[5].

Таким образом, была заложена база для дальнейшего сотрудничества в области глобальных образовательных проектов, таких как УШОС. А годом позднее Президент России В.В. Путин заявил на саммите в Бишкеке об инициативе по созданию сетевого Университета ШОС.

По мнению Президента, «он мог бы представлять собой сеть учебных заведений государств – членов Организации с согласованной программой обучения. Это способно заметно расширить возможности для нашей молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых – развивать научные контакты»[6].

Университет ШОС создан и функционирует на основе следующей правовой базы:

  • Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 года;
  • Декларации министров образования государств-членов ШОС от 24 октября 2008 года;
  • Решений третьего совещания министров образования государств-членов ШОС.

Цели и задачи нового учебного заведения были закреплены в Концепции Университета ШОС, разработанной национальными ведомствами развития образования и Экспертной рабочей группой по сотрудничеству в области образования ШОС.

В 2011 году в Москве была принята Хартия УШОС, в рамках которой были определены основные цели и задачи проекта, основные принципы и направления сотрудничества, административная структура[7].

В 2014 году утвержден сертификат УШОС и регламент его выдачи, с тех пор его получили уже несколько сот студентов из стран-членов Организации.

Ежегодно проводятся Недели «Образование без границ» государств-членов ШОС, а также встречи министров образования стран-участниц. В мае 2015 года на базе Белгородского государственного университета прошла IX Неделя образования, а юбилейная, X Неделя пройдет в КНР в 2016 году.

Образовательный компонент

Университет ШОС в настоящее время представляет собой сеть, в которую входят 82 ведущих университета государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, реализующих совместные магистерские программы по целому ряду направлений подготовки.

Изначально в рамках УШОС велась подготовка по таким ключевым специальностям, как «Регионоведение», «Экология», «IT-технологии», «Энергетика» и «Нанотехнологии». Позже к этому списку добавились «Экономика» и «Педагогика».

Среди ведущих российских вузов в проект вошли МГУ, РУДН, МГИМО, МЭИ, НГУ и другие; с китайской стороны – Пекинский университет иностранных языков, Даляньский университет иностранных языков, Шаньдунский университет, Ланьчжоуский университет, Хэйлунцзянский университет и другие.

Регулярно проводится мониторинг эффективности вузов-участников. Оценивается количество направлений подготовки магистров, количество иностранных студентов, статистика по странам приема и обучения студентов. Прорабатывается вопрос о возможности реализации совместной аспирантуры и программ совместного бакалавриата (2+2), о создании специализированной сети языковых подготовительных курсов.

Китай в Университете ШОС

В 2012 году был создан национальный ректорат Университета с китайской стороны на базе Даляньского университета иностранных языков (ДУИЯ) – одного из ведущих центров по изучению русского языка в КНР.

Основные задачи ректората УШОС со стороны Китайской народной республики – администрирование проекта в КНР, координация деятельности 20 китайских вузов-партнеров Университета, а также стратегические исследования развития УШОС.

В Даляньском университете иностранных языков действуют различные центры, способствующие международному сотрудничеству, например, Центр обмена студентами между Китаем и Россией, Центр распространения китайского языка в мире, а в 2013 году на базе ДУИЯ был открыт Исследовательский центр УШОС.

В июле 2015 года преподаватели Российского университета дружбы народов на базе Даляньского университета иностранных языков провели курсы повышения квалификации для преподавателей УШОС по специальности «Регионоведение».

Около 20 представителей ведущих китайских вузов из Пекинского университета иностранных языков, Шаньдунского университета, Синцзьянского университета и других слушали лекции по комплексному регионоведению России. Аналогические курсы будут проведены и в 2016 учебном году.

В образовательных стандартах КНР в настоящее время нет специальности «регионоведение» (изучением региона занимаются специалисты по языку и международным отношениям), и это еще один довод в пользу необходимости гармонизации образовательных пространств России и Китая, а также других стран Евразии.

Сетевые университеты

В динамичной международной среде XXI века сетевые университеты становятся эффективным форматом академического сотрудничества [Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В., 2012. С. 7–11]. Помимо Университета ШОС, Российский университет дружбы народов участвует в реализации еще, как минимум, двух образовательных консорциумов: Сетевого университета СНГ (СУ СНГ) и Сетевого университета БРИКС.

Сетевой Университет СНГ был запущен в 2009 году по инициативе РУДН при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ и объединяет в себе 27 ведущих вузов из девяти стран: Республики Армения, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины [Коваленко С.А., Смолик Н.Г., 2014. С. 207–213].

Опыт, накопленный в рамках работы Сетевого университета СНГ, с успехом применяется при реализации проекта Университета ШОС. В свою очередь, наработки по российско-китайскому образовательному сотрудничеству в рамках Университета ШОС будут взяты за основу при формировании Сетевого Университета БРИКС.

Практический опыт сотрудничества вузов-партнеров УШОС позволяет выявлять как успешные практики, так и проблемные аспекты образовательного взаимодействия между вузами разных стран. И в этом контексте данный сетевой формат взаимодействия играет положительную роль в сопряжении образовательных пространств Евразии.

Литература

Коваленко С.А., Смолик Н.Г. Участие РУДН в деятельности Сетевого университета СНГ // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2014, № 4. С. 207–213.

Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС) // Университетское управление. 2012.  № 2. С. 7–11.

[1] Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелковый путь», Москва, 8 мая 2015 года. http://www.kremlin.ru/supplement/4971 [2] Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества 15 июня 2001 года – http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=83 [3] Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, Болонья, 19 июня 1999 года. http://www.unn.ru/pages/issues/publisher_db/files/46/2.pdf [4] Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций http://www.russianenic.ru/int/unesco/tmp818.pdf [5] Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 года.  http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1497 [6] Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. http://archive.kremlin.ru/appears/2007/08/16/1231_type63377_141411.shtml [7] Хартия Университета Шанхайской Организации Сотрудничества 7 ноября 2011 года, Москва. http://cok.opredelim.com/docs/100/index-12920832.html

Источник: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r102/3560/

Сотрудничество государств-членов ШОС в сфере высшего образования: университет ШОС как успешная модель партнерства

Сотрудничество государств-членов ШОС в сфере высшего образования: университет ШОС как успешная модель партнерства

УДК 341.176:378 Е. С. Белукова

аспирант каф. теории и истории международных отношений ИМО и СПН МГЛУ; e-mail:ekaterina_louis@yahoo.com

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШОС В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: УНИВЕРСИТЕТ ШОС КАК УСПЕШНАЯ МОДЕЛЬ ПАРТНЕРСТВА

В статье анализируются интеграционные процессы, происходящие в высшем образовании государств-членов ШОС. Рассматриваются предпосылки возникновения Университета ШОС, его становление, структура, а также успешный опыт МГЛУ как сетевого университета ШОС.

Ключевые слова: ШОС; высшее образование; интеграция; МГЛУ

После распада Советского Союза связи в области образования между бывшими советскими республиками значительно ослабли. Традиционно крепкое партнерство, свойственное советскому периоду, практически сошло на нет.

Однако по прошествии более чем двух десятилетий ситуация в образовательной сфере, прежде всего речь идет о высшем образовании, изменилась.

Сегодня интерес к сотрудничеству на правительственном уровне и на уровне вузов как никогда высок.

Интеграционные процессы, инициированные подписанием Декларации о создании Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) 15 июня 2001 г. [2], распространяются на различные сферы. Круг областей, по которым страны ШОС ведут сотрудничество, постоянно расширяется.

Высшее образование – одна из наиболее успешных сфер партнерства в рамках ШОС. Наиболее активно по реализации образовательных программ сотрудничают ВУЗы России и стран Центральной Азии. В последнее десятилетие усиливается партнерство и с китайскими университетами.

В статье проводится анализ интеграционной платформы ШОС в области высшего образования. Особое внимание уделяется предпосылкам создания Университета Шанхайской Организации Сотрудничества (УШОС). В качества примера предлагается рассмотреть деятельность Московского Государственного Лингвистического Университета (МГЛУ) как головного (базового) вуза УШОС.

16 августа 2007 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин во время своего выступления на расширенном заседании Совета глав государств-членов ШОС в Бишкеке впервые на официальном уровне выступил с предложением о создании УШОС.

Президент заявил о необходимости «двигаться вперед и в развитии гуманитарных контактов в рамках ШОС» и подчеркнул, что «в этом контексте важная тема – создание УШОС» [1], который «мог бы представлять собой сеть учебных заведение государств-членов Организации с согласованной программой обучения» [1]. В. В.

Путин сказал, что «это способ заметно расширить возможности для нашей молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых – развивать научные контакты» [1].

Создание сетевого университета на платформе региональной организации на сегодняшний день не имеет аналогов в мире и является уникальным.

Параллель возможно провести разве что с европейской программой «Erasmus Mundus», которая курируется Европейским Союзом.

Однако в последнем случае речь идет о партнерстве двух или трех ВУЗов в рамках образовательного курса, а не о сетевом университете, объединяющем более 70 высших учебных заведений, как в случае с УШОС.

Идея образования УШОС была продиктована как необходимостью восстановить сотрудничество в образовательной сфере между российскими и центрально-азиатскими университетами, так и желанием развить новые направления партнерства с ними и вузами Китая.

Более того, становление УШОС является воплощением качественно нового направления сотрудничества в рамках ШОС, а именно процесса координации образовательной политики; формирования единого пространства высшего образования; взаимного обмена специалистами опытом в этой сфере.

В октябре 2008 г. министры образования государств-членов ШОС на встрече в Астане утвердили концепцию УШОС [3]. В этом документе определены основополагающие принципы существования университета. На сегодняшний момент УШОС работает в пилотном режиме, но его деятельность настолько высоко оценивается, что не вызывает сомнений в дальнейшей его работе.

Что же представляет собой региональный университет на базе ШОС?

УШОС является по сути виртуальным университетом, так как географически не привязан ни к одному образовательному центру, а выступает в качестве сети ведущих университетов России, Китая,

Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Россию в УШОС представляют более десятка университетов, включая Московский государственный университет (МГУ), Московской государственный университет международных отношений (МГИМО) и Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ). Каждый вуз предлагает проекты по разным направлениям подготовки.

В рамках УШОС нет вуза-лидера и партнерство ведется на абсолютно равных правах. В каждой стране-участнице есть координационный совет ректоров, вузы которых входят в УШОС.

Предложения принимаются сначала на национальном уровне, а затем проходит встреча на региональном уровне.

Перед ректорами стоит непростая задача не только привести магистерские программы к единым образовательным стандартам, но и согласовать содержание и организацию образовательных процессов.

Ректором УШОС и председателем координационного совета ректоров университетов ШОС в январе 2013 г. сроком на три года был избран ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) В. М. Филиппов [4].

Согласно положению о магистратуре, поступить на учебу может каждый, кто получил степень не ниже бакалавра, сдал вступительные экзамены и прошел собеседование.

Магистерские программы УШОС построены по следующему принципу: студент начинает свое обучение в одном университете, а третий и четвертый учебные семестры проводит в другом сетевом университете. Таким образом, студент сможет получить два диплома и тем самым увеличить свои шансы по успешному трудоустройству.

Перед студентами возможность получить двойной диплом и пройти обучение за рубежом безусловно открывает новые горизонты. Наличие дипломов разных вузов повышает востребованность на рынке труда. Однако для того, чтобы пройти обучение в партнерском университете ШОС необходимо обладать дополнительными знаниями и квалификациями.

Например, для прохождения обучения в Китае необходимо владеть китайским языком. Такое же требование – знание русского языка, например, и к студенту из Китая, который хочет учиться в России.

Действительно выполнить такое требование, как владеть иностранным языком на том уровне, чтобы понимать лекции, участвовать в семинарах и сдавать письменные работу, не так просто, но является безусловно посильной задачей

и в конечно счете открывает выпускникам УШОС новые горизонты. В настоящий момент подготовка студентов рамках магистерских программ, осуществляется по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц ШОС.

К этим областям относятся экология, 1Т, регионо-ведение, энергетика и религиоведение. В 2012 г. к этому перечню были добавлены педагогика и экономика.

Также сюда относятся и нанотехнологии, однако осуществление академической программы в рамках УШОС по этому направлению пока не реализовано, но стоит в планах.

Чтобы понять как концепция УШОС воплощается в жизнь, можно рассмотреть программу МГЛУ в области регионоведения. Сотрудничество МГЛУ и ШОС ведется уже более трех лет и является успешным примером партнерства в сфере образования.

МГЛУ не только традиционно занимает лидирующие позиции в российском образовании по языковой подготовке студентов, но и ведет активную учебную и научную работу по относительно новым для себя направлениям. Так МГЛУ стал первым российским вузом, открывшим магистратуру по специальности «Регионоведение».

Магистерская программа «Регионоведение, лингвистика и меж-культурная коммуникация в государствах-членах ШОС» была открыта в 2009 г. и в тот же год был осуществлен первый набор студентов.

Этот курс осуществляется в партнерстве с тремя китайскими, двумя казахскими, двумя киргизскими и одним таджикским вузами. Кроме того в университете действует Научно-образовательный центр с тем же названием, что и магистерский курс.

Таким образом учебная и научная деятельность осуществляется параллельно.

В пилотном режиме данный магистерский курс в МГЛУ осуществляется следующим образом: партнерские вузы присылают своих студентов, которые начали обучение в университете на родине.

В первый учебный год среди 13 магистрантов программы «Регионоведение, лингвистика и межкультурная коммуникация в государствах-членах ШОС» в МГЛУ преобладающее число студентов до этого обучалось на отделениях «Политология» и «Международные отношения».

По этой причине в первом семестре пребывания в МГЛУ учебная программа была построена так, чтобы студенты имели достаточно часов для знакомства с новыми для них аспектами регионоведения. Во втором семестре преподавались специальные дисциплины магистерской программы [5].

В рамках магистратуры «Регионоведение, лингвистика и меж-культурная коммуникация в государствах-членах ШОС» студенты изучают девять дисциплин, включая такие языковые дисциплины как «Язык государств-членов ШОС (русский)» и «Практикум по культуре речевого общения (английский)».

На английский язык отводится восемь часов в неделю, а на русский – четыре часа. На остальные семь дисциплин («Актуальные проблемы регионоведения», «Региональные подсистемы современных международных отношений в регионе специализации», «Центральная Азия: проблемы и перспективы» и др.

) приходится по два учебных часа в неделю [5].

Написание магистерской диссертации – неотъемлемая часть обучения в рамках магистратуры. Студенты приезжают в МГЛУ уже с определенной темой исследования (а если нет, то определяются на месте).

Кафедра выделяет каждому студенту консультанта из преподавательского состава. Защита работы происходит в их родном вузе.

Однако в перспективе преподаватели-консультанты из МГЛУ будут присутствовать на защите магистерских работ в качестве членов аттестационной комиссии.

Несмотря на успешный опыт МГЛУ и других сетевых университетов ШОС перед организацией стоит ряд вопросов, которые необходимо решить до перехода с пилотного на полноценный режим работы УШОС. Сюда относится в первую очередь вопрос взаимного признания документов об образовании (в первую очередь дипломов) и свидетельств об ученых степенях и званиях, выдаваемых на территории стран ШОС.

Партнерство в сфере высшего образования на примере УШОС один из самых ощутимых положительных результатов работы организации за последние годы. Кроме того УШОС – успешное воплощение на практике принципа «мягкой силы» (англ. soft power).

Осуществлением образовательных программ в традициях евразийского духа ШОС готовит высококвалифицированных специалистов, способных не только успешно работать в регионе, но и представлять шанхайскую идею за пределами организации, повышая ее авторитет в мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выступление В. В. Путина на расширенном заседании Совета глав государств-членов ШОС от 16.08.2007 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2007/08/16/1231_

type63377_141411.shtml

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-gosudarstv-chlenov-shos-v-sfere-vysshego-obrazovaniya-universitet-shos-kak-uspeshnaya-model-partnerstva

Университет Шанхайской организации сотрудничества

Страницы: ← Пред. | След. → | 1 2 3 4 5 6 7

Уважаемые посетители!

На сайты производятся временные работы по реконструкции и обновлению информацииВ связи с этим, некоторые разделы и файлы могут быть недоступны. Приносим свои извинения.

Просим вопросы и обращения  направлять координатору Университета ШОС, Федорову Роберту Геннадьевичу -fedorov_rg@rudn.university 

.

Развитие сотрудничества в рамках УШОС

Со 2 по 5 апреля 2018 года в Башкирском государственном педагогическом университете имМ.Акмуллы проходит VIII Международная научно-практическая конференция «Экология и природопользование: прикладные аспекты».

Молодые педагоги из Китая прошли стажировку в рамках УШОС

8 магистрантов Северо-восточного педагогического университета (гЧанчунь, КНР) прошли стажировку в Башкирском государственном педагогическом университете им.

Инфографика “Что такое Университет ШОС?”

22.03.2018

Отбор китайских студентов для включенного обучения по программам Университета ШОС в МЭИ

19 марта Управление внешних связей МЭИ проводило отбор студентов Северокитайского электроэнергетического университета, выразивших желание принять участие в программе академических обменов в рамках Университета Шанхайской организации сотрудничестваОтбор проходил в онлайн режиме с использованием систем компьютерной связи.

Студенты УШОС принимают участие в 4 Студенческом конгрессе народов Центральной Азии

В Алтайском государственном университете в 4-й раз проводится Студенческий конгресс народов Центральной Азии,  в котором принимают участие иностранные студенты, обучающиеся по программам Университета ШОС.

 

По традиции это мероприятие приурочено к национальному празднику персидских и тюркских народов «Навруз».

Многонациональный весенний праздник, организуемый в Алтайском  государственном университете  уже в 4-й раз по инициативе Ассоциации иностранных студентов опорного вуза «АИСТ», начался со встречи девушки-весны – главного персонажа Новруза.

Музыкой и первыми весенними цветами хозяйку торжества приветствовали представители казахской, таджикский, киргизской, татарской, узбекской, индийской и российской культур – студенты всех вузов города Барнаула.

Под звуки карная и дойры девушка-весна прошествовала по коридорам университета к главному месту действия торжества, которое развернулось в холле первого этажа корпуса «М» опорного вуза.Яркое убранство, стихи, воспевающие приход «Новруза», гимн праздника, счастливые лица и поздравительные речи – с этого и началось торжественное открытие IV студенческого конгресса народов Центральной Азии.

О выделении бюджетных мест на 2018/2019 учебный год для Университета ШОС

350 мест предоставила Российская Федерация иностранным гражданам для обучения в российских университетах по совместным образовательным программам в рамках Университета ШОС в 2018/2019 учебном году.

В 2018 году Университету ШОС исполняется 10 летЗа этот период было выделено 1759 бюджетных мест для обучение по совместным программам подготовки магистров в рамках Университета ШОС в российских вузах.

.

Распоряжение Минобрнауки России о приеме иностранных граждан в Университет ШОС и Сетевой университет СНГ в 2017/2018 учебном году

В соответствии с распоряжением Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2017 года № Р-633 в 2017/2018 учебном году выделено 130 бюджетных мест для приема иностранных граждан на совместные образовательные программы Университета ШОС (УШОС), в том числе:

· Казахстан – 85 мест;

· Киргизия – 28 мест;

· Таджикистан – 17 мест.

Стоит отметить, что часть студентов, в том числе 113 студентов из Китая получили бюджетные места на обучение в российских образовательных организациях по программам УШОС в рамках общего конкурсного отбора иностранных граждан на обучение в Российской Федерации в пределах квоты. 

Ведущие вузы России готовы принять 350 лучших студентов университетов стран Шанхайской организации сотрудничества. В РУДН прошло заседание ректората Университета ШОС

  На ректорате УШОС подвели итоги сетевого взаимодействия за последние годы и наметили планы краткосрочного и долгосрочного развитияТак, успешное сотрудничество на межвузовском, межведомственном и межправительственном уровнях с 2010 года позволило 1066 иностранным студентам пройти обучение в ведущих российских университетах.

Заседание Национального ректората Университета ШОС

3 августа 2017 года в РУДН состоится заседание Национального ректората Университета ШОС (УШОС).

Основные вопросы повестки запланированного заседания:

О подписании Соглашения об учреждении и функционировании Университета Шанхайской организации сотрудничества. Об анализе деятельности УШОС и реализации Концепции Университета Об анализе приема обучающихся на совместные образовательные программы УШОС в 2016-2018 ги состоянии набора в 2017-2018 учебном году О выделении и распределении бюджетных мест на реализацию проекта УШОС в части Российской Федерации О формировании дорожной карты основных мероприятий УШОС до 2025 года. Разное.

СПРАВКА

Инициатива создания Университета ШОС была выдвинута Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на Бишкекском саммите 16 августа 2007 г.  и поддержана государствами-членами ШОС Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан.
Страницы: ← Пред. | След. → | 1 2 3 4 5 6 7

Источник: http://uni-sco.org/news/news.html

Студиорум
Добавить комментарий