Удаленная форма физкультурного образования

Содержание
  1. Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
  2. Дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта: проблемы и перспективы
  3. Дистанционные курсы повышения квалификации для учителей физической культуры и физического воспитания
  4. Портал «Педагогический кампус»
  5. Педагогический университет «Первое сентября»
  6. Открытая педагогическая лаборатория Томского государственного педагогического университета
  7. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
  8. Федеральный институт повышения квалификации (подразделение МИСАО)
  9. Дополнительное физкультурно-спортивное образование лиц с ментальными нарушениями средствами спортивной гимнастики – Научные статьи – Библиотека международной спортивной информации
  10. 4.5. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости

Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования

Форма послевузовскогообразования Задачи, решаемые специалистом Продолжи-тельность обучения
Курсы повышения квалификации в институте развития образования Углубление и коррекция знаний, расширение профессионального кругозора, обмен опытом с коллегами, ознакомление с новинками теории и методики обучения ФК. 50-250 часов1 раз в 1-3 года
Специализации переподготовки в вузе Переподготовка для перехода на новую работу, для повышения конкурентоспособности на рынке труда, расширение профессиональных знаний. 500-1000 часов
Магистратура в вузе Решение прикладных проблем, возникающих в практике работы специалистов по ФК. 500-1000 часов
Аспирантура в вузе Решение научно-практических проблем, важных для теории науки и для работы многих специалистов по ФК. 3-5 лет
Докторантура Решение фундаментальных научно-практических проблем. До завершения научного исследования

Специалисты физкультурно-педагогического образования могут осваивать и другие специализации, например: «Аэробика и фитнес в образовательных учреждениях разных типов», «Единоборства и активная самооборона», «Спортивная экономика», «Специальный психолог», «Спортивный психолог», «Туристическая деятельность», «Массаж и лечебная физкультура в медицинских и санаторных учреждениях» и др. Это расширяет спектр их профессиональной деятельности, обеспечивает их социальную защищенность.

Если специалист имеет квалификацию «Бакалавр» то ему необходимо закончить магистратуру, при этом он приобретает законченное высшее образование повышенного уровня.

Если он имеет квалификацию «Специалист», то в этом случае необходимость получения квалификации «Магистр» отсутствует и для повышения квалификации по вертикали, он может поступить в аспирантуру, после завершения которой, и написания кандидатской диссертации он приобретает ученую степень кандидата соответствующих наук.

Если деятельность научного работника с ученой степенью кандидата наук будет плодотворной, то он может продолжить свое образование в докторантуре. Проведение фундаментальных исследований, написание и защита докторской диссертации позволяет специалисту получить ученую степень доктора наук.

Роль специалистов в области физической культуры и спорта в современном социуме велика и неуклонно возрастает. Сферы приложения их профессиональных сил многообразны – от разных образовательных учреждений, до учреждений, спорта, медицины, туризма (Обоснуйте необходимость постоянного самообразования и непрерывного образования специалиста в области физической культуры).

Направления реформирования физкультурно-педагогического

образования

Социально-экономические условия современного российского общества требуют реформирования в области образования, в том числе и физкультурно-педагогического. Они отражены в Федеральных законах «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и новом «Законе об образовании».

В связи с этим в структуре высшего физкультурно-педагогического образования необходимо решить задачи:

1. Формирование новых подходов и условий развития системы высшего образования на основе современного социального заказа;

2. Совершенствование существующей образовательной системы.

Решением первой задачи является интеграция профессионального образования в сфере физкультурно-педагогического образования мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Оно осуществляется через «Болонский процесс», который позволяет обеспечить следующие свойства единого общеевропейского образовательного пространства:

  1. Упрощение мобильности граждан в пределах Европы;

  2. Сохранение автономии и разнообразия университетов, и национальных систем высшего образования;

  3. Признание всеми странами Болонского процесса трех общеевропейских уровней квалификации специалистов в системе высшего образования: бакалавр, специалист, магистр;

  4. Введение единой системы оценки учебной трудоемкости – кредитов (зачетных единиц);

  5. Введение образовательных программ общеевропейского содержания;

  6. Повышение качества обучения;

  7. Вовлечение студентов и студенческих организаций в схему управления университетами;

  8. Развитие системы дистанционного обучения

  9. Развитие системы непрерывного обучения.

В области физической культуры реформирование образования рассматривают в двух плоскостях: а) формирование физически культурного человека; б) профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта, целью которого является подготовка специалистов (Почему необходим Болонский процесс и в чем его сущность?).

При реформировании высшего физкультурно-педагогического образования вводят вариативные способы профессиональной подготовки, учитывающие склонности и способности студентов, позволяющие раскрываться творческому потенциалу личности (введение новых интегрированных форм обучения и т.д.). К таким формам можно отнести «техникум физической культуры – вуз» (специальности «Физическая культура и спорт», «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и т.д.) и др.

Включение в учебный процесс профессиональных программ (специализаций) с присвоением дополнительной квалификации открыли новые возможности для осуществления межпредметных связей в учебном процессе на новом уровне. Все это расширяет возможности успешного трудоустройства выпускников факультетов физической культуры.

Задания для самостоятельной работы

  1. Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.

  2. Назовите пять специализаций в области физкультурно-педагогического образования.

  3. Перечислите обязанности, которые выполняет специалист по адаптивной физической культуре в общеобразовательной школе.

4. Перечислите этапы физкультурно-педагогического образования и приведите примеры соответствующих им учебных заведений.

5. Обоснуйте необходимость систематического реформирования образовательных систем, в том числе и в области физической культуры.

6. Докажите необходимость довузовской стадии именно в физкультурно-педагогическом образовании.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1845161/page:10/

Дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта: проблемы и перспективы

Т. Р. Закиров

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассматриваются вопросы, связанные с дополнительным образованием в сфере физической культуры и спорта. Определены основные направления условий работы и формы обучения по программам дополнительного образования. Акцептировано внимание на повышение квалификации и переподготовке преподавателей.

Развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в настоящее время в первую очередь связано с осознанием необходимости сохранения и укрепления здоровья населения средствами физической культуры и спорта.

Возрождаются престижность и традиции физического совершенствования не только среди молодежи, но и среди других возрастных групп [1].

Если при классическом образовании по физической культуре и спорту внимание акцентировалось на работе учителей физической культуры и тренеров, работающих с детьми, то в настоящее время все более возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с разными возрастными группами людей с различным состоянием здоровья с учетом интересов личности. Стандартный подход к организации дополнительного образования не дает желаемого успеха. Требуется переход на качественно новый уровень организации учебного процесса.

Оптимальным является учет следующих необходимых направлений и условий работы:

– организация дополнительного образования с учетом потребностей общества в специалистах конкретного уровня квалификации;

– проведение комплексных научно-методических исследований, направленных на выявление уровня квалификации специалистов-практиков, потребности в конкретных специалистах в регионе как базы для эффективного обучения;

– разработка региональных программ дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта;

– совместная деятельность по реализации комплексных программ с департаментами по физической культуре и спорту и образования и науки на уровне города, края, региона;

– непосредственное внедрение результатов дополнительного образования в практику работы с их учетом при аттестации специалистов;

– повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров должны осуществляться на базах ИППК и ФПК профильных высших учебных заведений, академий и вузов физической культуры.

Реализация указанного комплекса направлений и условий может быть достаточно эффективной только при продуманном целенаправленном финансировании учреждений дополнительного образования.

При этом важнейшей проблемой является то, что финансирование данной образовательной деятельности не считается приоритетным, особенно если это касается повышения квалификации учителей физической культуры школ, преподаватели ССУЗов и вузов.

При системно-деятельном подходе и использовании модульного

принципа обучения, тщательном подборе преподавателей можно успешно осуществлять дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта.

Актуальнейшей проблемой эффективности дополнительного образования является степень подготовленности преподавателей.

Особенности обучения взрослых предопределяют повышение требований к профессионализму преподавателей, их умению обучать по конкретной учебной дисциплине с учетом целевой установки обучающихся, уровня их образования, специфики профессиональной деятельности, объема и содержания образовательной программы.

Необходимо использовать следующие формы обучения: лекции, семинары, практические занятия, тренинги, дискуссии, конференции, тематические и проблемные семинары, деловые игры, подготовка творческих и выпускных работ, индивидуальные занятия.

Технологические дидактические системы в дополнительном образовании строятся по следующим основным уровням:

– основной, обязательный для всех модульный блок;

– вариативный базовый модуль;

– курсы по выбору по всем направлениям работы;

– проблемные курсы;

– авторские курсы ведущих специалистов и тренеров;

– тематические семинары;

– обучение по индивидуальному графику.

Модульные комплексы создаются с учетом принципиально значимых показателей:

– целевой установки на обучение;

– качества и профиля базового образования;

– уровня спортивного мастерства в конкретном виде спорта;

– опыта практической деятельности в конкретном профессиональном направлении;

– навыков самостоятельной учебной деятельности.

Приведенные показатели приоритетны, особенно при повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров в сфере физической культуры и спорта.

По сравнению с дополнительным образованием в других областях профессиональной деятельности организация учебного процесса осложняется тем, что каждый из обучающихся даже по основному направлению – «Физическая культура и спорт» – тему выпускной аттестационной работы выбирает, ориентируясь на избранный вид спорта. В каждой из групп обучающихся таким образом формируются мини-группы по спортивной специализации.

Исследования анализа процесса реализации технологии дополнительного образования на основе модульного принципа показывают, что наиболее эффективны разработка и внедрение комплексных программ регионального значения, которые позволяют, с одной стороны, учесть потребность региона в конкретном дополнительном образовании кадров и получить обратную связь относительно эффективности внедрения результатов повышения квалификации.

Существенной особенностью дополнительного образования взрослых является то, что у каждого из них уже есть определенный опыт практической деятельности и базовое высшее или среднее профессиональное образование.

Это значительно усложняет организацию учебного процесса, потому что базовое образование может быть различного профиля и уровня, практический опыт может быть напрямую связан со спортивной и физкультурной деятельностью или косвенно, когда человек в прошлом был действующим спортсменом или когда обучающийся, имея медицинское или физкультурное образование, желает получить профессиональную переподготовку по оздоровительным технологиям [2]. Даже если слушатели работают в сфере физической культуры и спорта и имеют физкуль-

турное образование, процесс повышения квалификации усложняется еще и тем, что кроме общей образовательной программы каждый учитель и тренер получает требуемый объем современных знаний по избранному виду спорта

Организация повышения квалификации специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта, отличается спецификой деятельности.

Из всех категорий слушателей чаще всего это тренеры, учителя и преподаватели физической культуры, педагоги дополнительного образования, руководители в сфере физической культуры, спорта и образования.

Среди прочих категорий можно выделить специалистов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, учителей биологии, географии, экологии, медицинских работников оздоровительных учреждений.

При организации дополнительного образования следует учитывать особенности профессиональной деятельности слушателей и их целевую установку на результаты обучения.

Развитие системы дополнительного образования в нашей стране является отражением потребности в специалистах конкретного направления или уровня специализации, часто связанного с подготовкой на стыке нескольких традиционных специальностей.

Целевая направленность дополнительного образования, таким образом, определяет многоуровневую организацию как по направлениям работы, так и по уровням профессионального мастерства специалистов. Функционально необходимы различные образовательные программы и преподаватели, умеющие работать в зависимости от потребности и заказа на разных уровнях дидактических систем.

Появление массы образовательных учреждении в системе дополнительного образования – явление неоднозначное. В этой связи представляется насущно необходимым проведение следующих мероприятий:

– лицензирование образовательных учреждений дополнительного образования;

– четкое определение их целевой и функциональной роли;

– определение в каждой отрасли и в регионах ведущего базового учреждения, что обеспечит необходимый научно-методический уровень и координацию работы;

– направление специалистов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку в те образовательные учреждения, которые являются научно-методическими центрами в отрасли;

– организация педагогической подготовки преподавателей дополнительного образования, особенно не имеющих педагогического образования;

– создание систем комплексного использования учебного оборудования и проблемных курсов, проводимых высококвалифицированными преподавателями, учреждениями дополнительного образования на взаимовыгодных условиях.

Литература

1. Акишин Б.А. Непрерывное образование молодежи в области физической культуры // Теория и

практика физической культуры: Матер. конф. Казань, 2006. С. 38.

2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М., 2005. 161 с.

© Т. Р. Закиров – ст. преп. каф. физвоспитания КГТУ.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta-problemy-i-perspektivy

Дистанционные курсы повышения квалификации для учителей физической культуры и физического воспитания

Бесплатно повысить квалификацию можно в региональных институтах повышения квалификации либо на специальной кафедре в региональном вузе. Как правило, такое обучение бывает очным, но в последнее время все больше вузов предусматривают возможности и для дистанционной формы.

Портал «Педагогический кампус»

Сайт: https://pedcampus.ru/

Программы: предлагается 14 программ, сформированных с учетом требований ФГОС и специализированных в предметной области «Физическая культура».

Тематика курсов:

  • Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).

А также:

  • Методическое обеспечение и планирование учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Инновационные и активные методы обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога (учителя, воспитателя) в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Актуальные вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Психодидактическое проектирование процесса обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Педагогические измерения и мониторинг эффективности обучения в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Педагогика инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Проектирование методической системы оценки учебных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).
  • Проектирование методической системы оценки учебных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС (в предметной области «Физическая культура»).

Форма обучения: дистанционная.

Документ о результатах обучения: удостоверение о повышении квалификации, сертификат с подтверждением приобретения компетенций, соответствующих требованиям государственного стандарта «Педагог (учитель, воспитатель)».

Продолжительность обучения: 72 ч. / 108 ч.

Стоимость: 4200 руб. / 5700 руб.

Педагогический университет «Первое сентября»

Сайт: https://edu.1september.ru/

Программы: 8 основных (72 ч.) и 10 дополнительных (36 ч. в составе 108-часового курса, состоящего из основной программы продолжительностью 72 ч. и дополнительной).

Тематика основных курсов:

  • Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.
  • Физическая культура в профильном обучении.
  • Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся.
  • Баскетбольная секция в школе.
  • Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе.
  • Педагогические технологии физического воспитания в современной школе.
  • Использование элементов йоги в работе учителя физической культуры.
  • Формирование личностных и метапредметных результатов на уроках физической культуры.

Форма обучения: возможна дистанционная и очно-заочная форма обучения.

Продолжительность обучения: 108 ч. или 72 ч. (в зависимости от выбранной программы обучения).

Документ о результатах обучения: удостоверение о повышении квалификации.

Стоимость:

  • 4490 руб. (108 ч.);
  • 3990 руб. (72 ч.без видеоподдержки обучения);
  • 4390 руб. (с видеоподдержкой обучения).

Открытая педагогическая лаборатория
Томского государственного педагогического университета

Сайт: http://openlab.tspu.edu.ru/

Программа: «Проектирование и реализация современного занятия практико-ориентированной направленности (технология, ОБЖ, физическая культура) в условиях ФГОС: психолого-педагогический подход».

Тематические направления лекций:

  • Система методов проблемно-развивающего обучения как методологическое основание ФГОС.
  • Исследовательский метод обучения. Метод проектов на уроках практико-ориентированной направленности (технология, ОБЖ, физическая культура).
  • Эвристическая технология. Некоторые аспекты проблемно-эвристической дидактики и методики на уроках практико-ориентированной направленности (технология, ОБЖ, физическая культура).
  • и специфика понятия «Педагогическая технология».
  • Возможности технологической карты для формирования универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС.
  • Информационная компетентность как педагогическая категория.
  • Возможности сетевого взаимодействия для организации образовательной деятельности.
  • Особенности готовности педагога к инновационной деятельности.

Форма обучения: дистанционная.

Документ о результатах обучения: удостоверение о повышении квалификации.

Продолжительность обучения: 108 ч.

Стоимость обучения: 3500 руб. для юридических лиц, 1480 руб. — для физических лиц.

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Сайт: http://vgaps.ru

Программа: «Проектирование и реализация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе с учётом ФГОС)».

Продолжительность обучения: 72 ч.

Форма обучения: дистанционно.

Стоимость обучения: 3000 руб.

Документ о результатах обучения: удостоверение о повышении квалификации.

Федеральный институт повышения квалификации (подразделение МИСАО)

Сайт: http://fipkip.ru

Программа: «Особенности преподавания физической культуры в условиях введения ФГОС ООО».

Форма обучения: дистанционное обучение (заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий).

Продолжительность обучения: 72 ч.

Документ о результатах обучения: удостоверение о повышении квалификации.

Стоимость: 6000 руб. 

Источник: http://pedsovet.su/sdo/5986_kursy_dlya_uchiteley_fizkultury

Дополнительное физкультурно-спортивное образование лиц с ментальными нарушениями средствами спортивной гимнастики – Научные статьи – Библиотека международной спортивной информации

Ключевые слова: Специальная Олимпиада, нормативные документы, дополнительное образование спортивной направленности, физическая подготовленность, успеваемость.

Аннотация.

Статья посвящена применению технологии занятий спортивной гимнастикой на основе разработанной примерной программы учреждений дополнительного образования спортивно-адаптивной направленности, ее влиянию на физическую подготовленность, успеваемость и дисциплинированность занимающихся. Подтверждена значимость физкультурно-спортивных занятий в реабилитации лиц с ментальными нарушениями.

Контакт: [email protected]

Extension athletic-sports education of persons with the mental violations with the help of sportswear of gymnastics

Pushkin S. A., candidate; Begidova T. P., PhD, Professor; Begidov M. V., candidate*; Akindinova E. V., PhD.

Voronezh State Institute of Physical Education. *Voronezh State University.

Keywords: Special Olympics, regulations, additional education sports orientation, physical fitness, academic performance.

Abstract. The article deals with the application in sportswear of gymnastics trainings' technology based upon exemplary curriculum of the establishments of extension sport education, its influence upon physical fitness, progress and discipline of students. The importance of sport trainings in the disabled rehabilitation is proved.

Введение

В отличие от США (родины движения Специальной Олимпиады), где регулярные тренировочные занятия и соревнования с лицами, имеющими интеллектуальные нарушения, осуществляются, как правило, общественными организациями, в РФ аналогичная работа проводится, по большей части, государственными учреждениями [3].

Клинические наблюдения и практический опыт подтверждают, что лица с ментальными нарушениями нуждаются в повышенной двигательной активности. Это является главным условием подготовки их к самостоятельной жизни.

В. М.

Мозговой [5], рассмотрев формирование спортивных умений и навыков школьников 11-16 лет с нарушением интеллекта при обучении гимнастическим упражнениям, показал, что процесс происходит успешнее, если учитываются двигательные возможности, опыт и создаются специальные условия в процессе обучения. Время, отводимое на урочную форму физического воспитания, не обеспечивает достижения должного

уровня развития физических качеств учащихся, что определяет необходимость введения дополнительных физкультурно-спортивных занятий, в частности, сложно-координационным видом спорта – спортивной гимнастикой. Данный факт требует разработки программно-нормативных и организационно-методических основ дополнительной формы физкультурного образования лиц с инвалидностью [2, 4].

С развитием адаптивной физической культуры в РФ открываются спортивные школы и отделения для лиц с ограниченными возможностями, где развивается спортивная гимнастика.

Отсутствие научно обоснованной программы по спортивной гимнастике для лиц с нарушением интеллекта, в соответствии с которой должен планироваться тренировочный процесс, а также подготовка и участие Российских гимнастов в международном движении Специальной Олимпиады определили актуальность исследования.

Гипотеза исследования предполагала, что использование разработанной программы по спортивной гимнастике для лиц с ментальными нарушениями позволит улучшить уровень их физической подготовленности и социальной адаптации.

Научное исследование проводится в соответствии с государственным заданием Минспорттуризма РФ на 20122014 гг. на выполнение научно-исследовательской работы «Спортивная подготовка в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья».

Цель исследования состоит в изучении влияния разработанной технологии занятий спортивной гимнастикой на основе примерной программы учреждений дополнительного образования спортивно-адаптивной направленности на физическую подготовленность, спортивные результаты и социальную адаптацию лиц с ментальными нарушениями.

В исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы и документальных материалов; педагогические наблюдения; анкетный опрос тренеров-преподавателей дополнительного образования и учителей физической культуры специальных (коррекционных) школ 8-го вида; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

В лонгитудинальном исследовании (с сентября 2001 по сентябрь 2011 г.

) приняли участие две группы: экспериментальная (ЭГ) – воспитанники Воронежской областной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва инвалидов (n=15), занимающиеся спортивной гимнастикой по разработанной нами программе на базе спортивного комплекса Воронежского государственного института физической культуры, и контрольная (КГ) – лица, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе-интернате №7 г. Воронежа, занимающиеся по программе физического воспитания (n = 15).

Результаты исследования

Разработанная программа [1] соответствует требованиям приказа Минспорттуризма РФ №1091 от 21 сентября 2011 г.

Контрольные тестирования проводились ежегодно в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года. На основе различия прироста результатов определялась эффективность занятий по предложенной программе учреждений дополнительного образования спортивно-адаптивной направленности.

Анализ результатов скоростных и скоростно-силовых способностей показал, что в ЭГ прирост выше (p

Источник: http://bmsi.ru/doc/3040561e-b097-4414-a263-f350293e2d1f

4.5. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости

Физкультура

Дети, имеющие легкую умственную отсталость, получают образование в специальных (коррекционных) школах, преимущественно интернатного типа, часть детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в специальных детских домах и меньшая часть — в домашних условиях.

Для всех форм характерна замкнутость системы образования, изоляция от общества, что ограничивает социальную интеграцию данной категории людей в общество, и само общество дистанцируется от них (Воронкова В.В., 1994; Бгажнокова И.М., 1997; Шипицына Л.М., 2002).

Социальная адаптация выпускников коррекционных школ выражается в общественно-полезном труде, который в большинстве случаев связан с повышенной двигательной активностью (сельскохозяйственный, строительный, столярный, слесарный, швейный и другие виды производственной деятельности).

Уровень профессиональной подготовленности во многом определяется степенью развития физических качеств и координационных способностей, соматического здоровья, закаленности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Два-три урока физкультуры в неделю, немногочисленные вне-классные формы занятий и спортивных мероприятий, предусмотренные школьной программой, не удовлетворяют потребности детей в двигательной активности и не обеспечивают должного уровня физической подготовленности к независимой самостоятельной жизни.

Вместе с тем изучение физического состояния умственно отсталых школьников показало, что 36% детей, подростков, юношей и девушек имеют вторичные дефекты двигательной сферы, 32% — соматические заболевания, частично они носят сочетанный характер. Это означает, что более 50% школьников с умственной отсталостью нуждаются в коррекции этих нарушений.

Вторая половина от общего числа школьников не имеет выраженных соматических заболеваний и дефектов развития. При отсутствии медицинских противопоказаний этим школьникам доступны занятия спортом, повышенные режимы физической нагрузки. Астафьевым Н.В. и Самыличевым А.С.

разработана, апробирована и дала положительные результаты «Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников» (1997). Авторы предлагают дополнительные формы образования, включающие школьников всех возрастов с разным уровнем соматического здоровья.

По мнению авторов в современных социально-экономических условиях это наиболее эффективный путь социализации, социально-трудовой адаптации, спортивного воспитания школьников с умственной отсталостью.

Организация дополнительного физкультурно-спортивного образования возможна на базе создания специализированных детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) для детей и подростков с нарушением интеллекта, а также создания отделений и групп на базе действующих ДЮКФП, предусматривающих интеграцию со здоровыми ровесниками.

Специализированный ДЮКФП для умственно отсталых школьников должен иметь следующие отделения и группы. 1.

Отделение общей и профессионально-прикладной физической подготовки, в состав которого входят две группы, решающие разные педагогические задачи: – группы общей физической подготовки (ОФП) для детей до 11—12 лет, в задачи которых входят: развитие произвольной регуляции движений, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, коррекция психики, развитие наглядно-действенного (практического) мышления посредством физкультурных занятий обучающего и развивающего характера. В качестве средств используются базовые виды физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры) и виды физкультурно-спортивной деятельности, не входящие в содержание уроков физкультуры (подвижные психотехнические и интеллектуальные игры, спортивно-игровые задания, различные виды гимнастики: ритмическая, дыхательная, атлетическая, спортивная). -ф группы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для подростков, юношей и девушек от 12—13 до 15—16 лет, в задачи которых входит развитие физических качеств и двигательных навыков, специфичных для будущей профессиональной деятельности. 2. Отделение специальной физической (спортивной) подготовки (СФП): -ф группы СФП для подростков, юношей и девушек с 11—12 до 15—16 лет — развитие специфических дня видов спорта двигательных и интеллектуальных способностей посредством специализированных (спортивных) учебно-тренировочных занятий. Группы комплектуются по возрастному признаку: СФП-1 — 4 и 5 классы (11-12 лет), СФП-2 – 5 и 6 классы (12-13 лет), СФП-3 – 6 и 7 классы (13—14 лет), СФП-4 — 7 и 8 классы (14—15 лет), СФП-5 — 8 и 9 классы (15—16 лет). В группах спортивной подготовки могут заниматься умственно отсталые дети, не являющиеся учащимися коррекционных школ и находящиеся на домашнем обучении. Предварительно авторами концепции на основе исследования работоспособности (велоэргометрический тест PWC-150 и 170) умственно отсталые школьники были распределены на 5 групп, которым соответственно рекомендованы следующие ввды спорта: – 1-я группа (включающая не более 15% школьников) — гимнастика, тяжелая атлетика, прыжки в воду; – 2-я группа (31% школьников) — теннис, ручной мяч, хоккей; – 3-я группа (32% школьников) — плавание, футбол, легкая атлетика (ходьба и бег на длинные дистанции, метание и толкание ядра); – 4-я группа (14% школьников) — легкая атлетика (бег на средние дистанции), велоспорт, баскетбол, фигурное катание; – 5-я группа (8% школьников) — лыжные гонки, конькобежный спорт. Эти данные служат ориентиром при выборе спортивной специализации. 3. Отделение коррекционной и реабилитационной физической культуры (КРФК) включает: – группы детей и подростков от 8 лет и старше, охватывают занятиями корригирующей физической культурой 36% учащихся с дефектами развития и 32% учащихся с соматическими заболеваниями.1 Среди направлений коррекционной физической культуры ведущее место занимает коррекция и компенсация нарушений опорно-двигательного аппарата (18% учащихся), коррекция нарушений зрения (13% учащихся), реабилитации JIOP-заболеваний (13% учащихся). Учебный план дополнительного физкультурного образования для воспитанников групп ОФП и ППФП состоит из двух частей: первая включает обучение технике базовых ввдов двигательной деятельности, закрепление умений, предусмотренных школьной программой и требованиями будущей профессиональной деятельности и составляет 40% общего времени занятий; вторая часть в объеме 60% времени отводится развитию физических качеств. В группах спортивной подготовки это соотношение несколько иное и содержит следующие ввды подготовки: общую физическую,

специальную физическую и спортивно-техническую, которые на разных этапах многолетней подготовки имеют закономерную динамику (табл. 4.3).

Таблица 4.3
Соотношение средств подготовки на этапах многолетней подготовки (в%) (Литош Н.Л. с соавт., 1997)

№ п/п Виды подготовки Этапы многолетней подготовки
Группы СФП
1 2 3 4 5
1. Общая физическая 60 55 45 40 35
2. Специальная физическая 25 30 35 40 40
3. Спортивно-техническая 15 15 20 20 25

Учитывая особенности протекания психических процессов / детей и подростков с умственной отсталостью, особое внимание уделяется спортивно-технической подготовке, требующей больше времени на обучение (медленное освоение, многократное повторение) технике двигательных действий.

Весь цикл дополнительного образования в разных отделениях рассчитан на все годы обучения в школе и предусматривает преемственность, учет возрастных особенностей, дифференцированный и индивидуальный подход, доступность и постепенность требований, мотивацию и личную заинтересованюсть школьников. Наполняемость групп не превышает 8—10 человек.

Недельная нагрузка варьирует от 4 часов в группах общей физической подготовки до 9 часов в спортивных грушах и группах профессионально- прикладной физической подготовки.

Развивая двигательные способности школьников, необходимо учитывать специфические особенности их проявления у детей и подростков отдельных возрастных и половых групп. Н.В. Астафьев и АС.

Самыличев рекомендуют придерживаться определенной приоритетности в развитии двигательных способностей:

  1. у мальчиков 8—11 лет: быстрота реакции на движущийся объект, мелкая моторика рук, мышечю-суставная память;
  2. у мальчиков 12—15 лет: скоросгно-силовые качества, сила, быстрота движений динамические координационные способности, силовая выносливость рук, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-сусгавная память;
  3. у юношей 16—17 лет: силовая выносливость рук, абсолютная сила кисти, сила ног, быстрота движений, активная гибкость, статическая координация, быстрота реакции на движущийся объект, силовая выносливость мышц брюшного пресса;
  4. у девочек 8—11 лет: абсолютная сила кисти, взрывная сила ног, быстрота движений, активная гибкость, силовая выносливость мышц брюшного пресса, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память, простая зрительно-моторная реакция, мелкая моторика рук, скоростно-силовые качества, статическая координация;
  5. у девочек 12—15 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносливость рук, статическая координация, быстрота реакции на движущийся объект, быстрота движений, простая двигательно-моторная реакция, скоростно-силовые качества, силовая выносливость мышц брюшного пресса, динамические координационные способности;
  6. у девушек 16—17 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносливость рук, скоростно-силовые качества, статическая координация, динамические координационные способности, активная гибкость, мелкая моторика рук, быстрота движений, мышечно-суставная память, быстрота реакции на движущийся объект.

Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников внедрена в практику в виде учебно-тренировочных программ для детско-юношеских клубов физической подготовки г. Омска для групп общей физической (спортивной) подготовки в спортивных специализациях «Лыжные гонки» (Астафьев Н.В., Михалев В.И.

, 1997) и «Легкоатлетическое многоборье» (Литош НЛ., Астафьев Н.В., Коновалов В.Н., 1997).

Дифференцированная система дополнительного образования с учетом многообразия дефектов, возраста, пола занимающихся соответствует философии международной организации Special Olympics и принципам проведения соревнований, где «равный соревнуется с равным» путем дифференциации спортсменов на квалификационные группы-дивизионы.

Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_39.htm

Студиорум
Добавить комментарий