Система высшего образования в россии: устройство и ступени

Система высшего образования в России: структура :

Система высшего образования в России: устройство и ступени

Одна из самых значительных сфер общественной жизни, от которой зависит всё будущее народа, – система высшего образования в России.

Важны одинаково все её социальные институты, учебные дисциплины, методики подачи материала и усвоения информации, а также вся структура построения учреждений образования, поскольку само направление интеллектуального и духовного развития общества зависит от слаженности работы каждого сегмента этой системы.

Значение

В развитых странах образование несёт главнейшую государственную функцию, реализация которой требует огромных человеческих и материальных ресурсов.

Система высшего образования в России через множественные реорганизации и реформы пытается достичь мирового уровня.

Ей должна быть присуща некая матрица, то есть совокупность принципов, по которым строятся институционные образования и проверяются энергоинформационные коды.

Именно так можно определить повседневное функционирование и постепенное развитие, которое претерпевает система высшего образования в России.

Необходимость обновления должна проходить в гармонии всех её элементов, тогда преобразования принесут неоценимую пользу.

А необдуманная ломка способна создать необратимые последствия и катастрофы, которые прекратят развитие системы высшего образования России.

Закон

В 2012 году, после принятия Федерального закона об образовании в РФ, обнаружились и позитивные, и негативные стороны политики, по которой выстраивалась система высшего образования в России.

Обсуждение законодательной инициативы было очень бурным и противоречивым, поскольку надежда на преодоление тяжёлой ситуации, которую принесли отечественному образованию несколько последних десятилетий, была очень большой.

Но окончательная редакция была неутешительной: проблемы системы высшего образования России оказались не решены, более того, они дополнились и другими, ещё более опасными новациями. Стали явными попытки внедрения в наше образование западных буржуазных принципов, абсолютно не присущих российскому менталитету, создававшемуся многими веками на принципах соборности и равенства.

Истоки

Конец 80-х годов принёс огромную массу публикаций, где клеймилась советская система высшего образования, современной России, якобы, только вредящая: это и “неэффективность”, когда человека учат “лишнему”, и “неоправданная универсальность”.

На этом фоне, подпитывавшем развал страны, и начались дальнейшие разрушительные действия в образовательной сфере. Анализируя современное реформирование системы высшего образования в России, трудно не признать, что в итоге получается гораздо хуже, чем было. Советская модель была более эффективна.

Аргументы

Некачественность старой образовательной матрицы – миф, который разоблачается во многих статьях виднейших учёных, работающих в этой сфере. Например, известнейший обществовед С. Г. Кара-Мурза пишет, что советская школа на всех образовательных ступенях устраивалась по университетскому принципу, учила мыслить глобально, решать сложные разнообразные задачи, ориентироваться в ситуациях.

Система высшего образования современной России таких качеств уже не имеет. Благодаря советской, во всех отношениях гениальной, системе, жизнедеятельность страны уже в 20-е годы сделала гигантский шаг вперёд, поднимая все отрасли народного хозяйства, и это построение общества продолжалось вплоть до самых реформ 80-х годов.

Западная модель

Эпоха буржуазных революций и модернизация, последовавшая за ними, выработали абсолютно другую систему образования. Она характеризуется как “система двух коридоров”, где университеты оканчивают очень немногие – весьма небольшой процент населения, который и будет иметь возможность войти в государственную и управленческую элиту.

Остальное население получает знания мозаичного плана, которые дают людям способность лишь к определённому набору функций, очень узко очерченных, а об остальных областях знания они либо вообще представления не имеют, либо оно не отличается ни системой, ни глубиной.

Западные, да и многие российские элитные круги имеют определённую цель: изменения в системе высшего образования России должны полностью сломать прежнюю матрицу.

Так называемая Болонская система – образец присутствия “второго коридора” – в данный момент сменяет нашу вузовскую систему, и эта “двукоридорность” теперь стала реальностью всех институтов страны.

Перспектива грозит полным отсутствием самого необходимого, ибо некому будет принимать стратегические для страны решения, даже наиболее важные, поскольку элитно-образовательная прослойка в обществе присутствовать не будет.

Как это происходило: первый этап

История развития системы высшего образования России начиналась много веков назад, а в начале двадцатого выстроилась окончательно, усилиями талантливейших учёных, самых великих умов страны.

Это не значит, что систему невозможно было реформировать, – подобное происходило неоднократно в советское время, с развитием технического прогресса, литературы, искусств, менялись программы, совершенствовались методики.

Но никогда это не принимало необратимых форм.

Убийство отечественной образовательной системы постперестроечных лет проводилось дважды.

Сначала её уморили голодом в 90-х: хроническое недофинансирование, множественные удары как тупыми, так и острыми предметами средств массовой информации по самим основам морали и нравственности в российском обществе, подрыв уважения к преподавательскому труду… Это повлекло за собой уход многих талантливых и высококвалифицированных сотрудников. Потери получились невосполнимыми, но система была ещё жива.

Контрольный выстрел в голову

Второй этап реформ произвели в 2000-х. Ломка постигла саму матрицу советского образовательного процесса: введение ЕГЭ, двухуровневая система высшего образования… России и это придётся пережить, однако прежней она уже не будет никогда.

Вместе с появлением уровней “бакалавриат-магистратура” сменились и критерии оценки знаний на балльно-рейтинговую, а также было проведено множество других разрушительных новаций. По мнению специалистов, Россия уже прошла точку невозврата, восстановиться даже на позициях тридцатилетней давности она не сможет.

Качество образования упало ниже всяких уровень выпускаемых специалистов не достоин даже критики.

Модернизация системы высшего образования России ещё не закончена, реконструкция продолжается. Всё новые импульсы необратимым преобразованиям дают принимаемые в последнее время законы, указы, постановления, требования, целевые программы, которые так же направлены на слом всей образовательной системы, и особенно – его верхней ступени.

До начала 90-х все вузы были учреждениями государственными, которые управлялись директивами из центра. Сейчас множество негосударственных академий, университетов и институтов неизвестно чему и непонятно как обучают более десяти миллионов человек. Управление системой высшего образования России тоже вышло из строя.

Резюме по пунктам: главное

Рассмотрим, что же теперь мы имеем:

  1. Социальный статус учёного и преподавателя упал. Крайне низка степень уважения социума к такого рода труду, престижу, уровню оплаты, социальным гарантиям. Сегодня даже самый низкоквалифицированный труд даёт лучшие материальные блага и ступень общественного положения.
  2. Система образования стала чрезвычайно бюрократизированной, несмотря на катастрофу в качестве образования. Количество чиновников, управленцев отраслью страшно раздуто и с каждым годом только увеличивается. Всё более трудно защищать диссертации, социальные лифты не работают, талантливая молодёжь прозябает, сменив свои красные дипломы на красно-жёлтую униформу рабочих в забегаловках фаст-фуда.
  3. Централизованная система высшего профессионального образования России ликвидирована со всеми её эталонами и критериями. Вместо кропотливой методической работы на советах, прорабатывающих формы разделения процесса обучения по специальностям, происходит хаотичная нарезка учебных часов в вузах отнюдь не в интересах будущих специалистов и потребностей их в тех или иных знаниях. Создание и ликвидация отдельных вузов тоже происходят по весьма странным критериям, которым не достаёт адекватности.

ЕГЭ

Нововведённое средство приёма в вузы – ЕГЭ – не отражает собственно знаний и умений человека мыслить творчески, поскольку опирается на тестовый и табличный формат, который способен проверить лишь память и натасканность абитуриента. Логика, проникновение в суть явлений, в их сущность ЕГЭ отразить не может.

Более того, эти качества в процессе экзаменов бывают и вредны, поскольку мешают выполнению конкретного и чёткого задания. Можно предположить, как нововведение отразится на формировании умственных способностей студенческого поколения.

Два уровня

Система “бакалавриат-магистратура” тоже внедрена совершенно напрасно. Ранее специалитет включал пять лет очной формы обучения и шесть – заочной.

Болонская же система, внедрившаяся в наши вузы, предполагает четырёхлетнее прохождение всего материала по программам бакалавриата. Базовые курсы урезаны до минимума, ставятся в программы младших курсов, в результате – не усваиваются.

Специальные и узкопрофильные дисциплины идут вперемешку с базовыми или изучаются фрагментарно.

Получаются специалисты-недоучки, не мыслящие глобально, более того, практически малоспособные к решению разнообразных задач. Магистратура находится в похожей ситуации.

Специализация проводится на профильных кафедрах по спешно сооружённым программам, а также спецкурсами, которые читают преподаватели других кафедр. Хаос и разнобой в головах студентов обеспечен, поскольку выстроенная система обучения отсутствует.

К тому же магистранты далеко не всегда получили профильное базовое образование. Что у них в головах за знания после получения диплома – можно себе представить.

Баллы и рейтинги

Балльно-рейтинговая система оценки не отображает истинную успеваемость студентов. Надо сказать, что законодательно эта мера ещё не до конца прописана, но внедрена повсеместно. Причём каждый вуз сам решает все вопросы о выставлении баллов, потому что единой и централизованной оценки успеваемости нет.

Каждый семинар должен иметь творческое обсуждение материала в дискуссиях, и это заменяется гонкой за баллы, когда каждый студент хотя бы два любых слова стремится сказать, чтобы не уйти без заработанных этой фразой цифр. Творческий компонент в обучении убит. Проведение семинаров – пустая формальность.

Довузовское и послевузовское образование

Профильное школьное образование ликвидировано и заменено специализацией по классам. Советские выпускники математических, физических и других специализированных школ шли в науку.

Профильный класс обычной школы и десятой доли тех знаний, умений и навыков не даёт: нет той тонкости образовательной структуры и того одухотворяющего любые знания полёта мысли. Система дошкольного образования тоже законом не предусмотрена, а потому можно и её считать ликвидированной.

А сколько было вложено коллективного труда в создание этого социального института! И сколько было пользы!

Реформирование системы высшего образования России привело к ликвидации и докторантского образования. В новом законе ничего об этой ступени не сказано, но все в курсе про индекс Хирша.

Кандидаты и доктора вынуждены приравнивать свой статус к “PhD”, что повсеместно царит в научных кругах зарубежья. Это количественная характеристика продуктивности, основанная на числе публикаций и цитирований их.

Как сильно ударит этот перевод по мотивации труда нашей профессуры – становится понятным практически сразу. Они и так не избалованы вниманием общества.

Вывод

Кризис образования в стране тяжелейший, и принятые законы о реформах не способствуют (и нет предпосылок, что будут) выводу страны из этого состояния.

Напротив, всё говорит о том, что тенденции приняли необратимый характер.

Только всё общество в целом, а также научные и преподавательские сообщества как его части смогут изменить это положение вещей и повлиять на правительственную политику в сфере образования.

Россия должна развиваться полноценно, вернуть статус великой державы и мирового лидера. Для этого нужны высококлассные специалисты в достаточном для такой огромной страны количестве. Болонская система этого обеспечить не сможет, а потому следует немедленно и безо всяких компромиссов от неё отказаться.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-sistema-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-struktura.html

Высшее образование в России: система, история, развитие

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество граждан из зарубежных стран.

Подготовка ведется в нескольких направлениях: медицинском, инженерно-техническом, финансово-экономическом и гуманитарном.

Существующие сегодня дисциплины позволяют получить высшее образование по любой специальности и абсолютно каждому, кто имеет аттестат об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ).

Высшая школа России

Фундамент российского высшего образования базируется на всемирно известной школе, уникальных знаниях и открытиях русских ученых, а также на непреодолимой тяге наших предшественников к наукам.

Высшее образование в России – это не пустой звук.

Оно подкреплено практическими навыками высококвалифицированных преподавателей, многие из которых имеют степень кандидата, доктора наук, а некоторые – носят гордое звание профессора.

Высшая школа дает возможность не только получить хорошие знания, умения, профессиональные навыки, но и престижное образование, поскольку диплом российского образца ценится во многих иностранных государствах.

Россия – это страна с многовековой историей, традициями, культурным наследием, несравненной природой и ее богатствами, со своим укладом, обычаями и национальными особенностями. Получая высшее образование, человек незаметно для себя становится частью всего этого могущества, приобщается к опыту поколений, истории, становясь частичкой русской души.

Система высшего образования в России

Как ни крути, тема высшего образования неразрывно связана с историей. В частности, с историей его становления. Та система, которая сложилась на сегодняшний день, появилась ни сразу. Она вырабатывалась столетиями, достигалась годами.

Современное высшее профессиональное образование в России имеет многоуровневую систему, в которой выделяют разные степени подготовки: основной срок получения специальности занимает 5 лет, после чего студенту присваивается квалификация «специалист». Далее можно продолжить обучение в аспирантуре, оно проходит в течение трех лет. Кроме этого, существует возможность получить ученые степени «бакалавр наук» и «магистр наук», срок обучения четыре и два года соответственно.

Несколько иначе обстоит дело, если вы решили получать высшее образование в медицинском институте. В этом случае время обучения зависит от выбранной специализации: диплом клинического психолога, фармацевта или стоматолога студент получает через пять лет.

По курсу педиатрии, спортивной медицины и лечебному делу ему необходимо проучиться шесть лет. Далее образование в высшем медицинском учебном заведении можно продолжить, поступив в интернатуру (1 год). В зависимости от специальности и пожеланий доктора можно закончить клиническую ординатуру (от 2 до 5 лет).

Или поступить в аспирантуру, срок обучения в ней составляет три года.

Основные моменты в системе ВО

Учебный год в российских высших школах длится с 1 сентября по 30 июня. Он разделен на два семестра, каждый из которых заканчивается сессией (зимней и летней). Во время нее студенты сдают многочисленные зачеты, экзамены по прошедшим ранее дисциплинам. Каникулы у студентов, получающих высшее образование, тоже есть.

И начинаются они как раз после сессий. Зимние длятся две-три недели, летние – два месяца. Самые сложные экзаменационные испытания студент проходит в последний год своего обучения. Зимой он сдает госэкзамены, они включают в себя вопросы по всем изученным дисциплинам. И летом защищает свою самостоятельную дипломную работу.

Обучение в российских университетах осуществляется на русском языке и ведется по трем формам обучения: очной (дневной), заочной (позволяет параллельно с учебой работать) и вечерней (проводится в вечернее время или выходные дни).

В последнее время многие негосударственные высшие школы практикуют дистанционную форму обучения, при которой человек живет в другом городе (чаще провинции) и получает задания на дом, периодически приезжая на сессию.

По этой же системе занятия могут осуществляться через скайп, если, например, говорить об изучении иностранных языков.

По окончании университета выпускник получает российский диплом государственного образца с указанием квалификации. И, как правило, документ с отличием имеет красный цвет, в остальных же случаях – синий. Важно знать, что в настоящее время наши дипломы считаются действительными во всех странах мира.

Система оценок

Поднимая тему оценивания в РФ, следует сказать, что она не многим отличается от школьной системы оценок. Наивысшей отметкой считается – «5» – отлично; затем идет «4» – хорошо; «3» – удовлетворительно; «2» – неудовлетворительно.

Есть форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» студент имеет возможность пересдать предмет, заранее договорившись с педагогом. На эту процедуру ему дается три попытки.

Если за это время студент не смог получить достойную отметку, ему грозит отчисление из вуза.

Особо нерадивые учащиеся могут быть не допущены к сессии вообще. Причиной чаще всего служит пропуск лекций и отсутствие на семинарах. Проблема эта решаема, если есть уважительная причина, и к началу сессии сдан необходимый минимум. В этом случае «вузовец» все-таки может быть допущен к экзаменам.

Кроме отрицательных форм высшее образование в России предусматривает и поощрительную аттестацию. Учащийся может получить «зачет» или хорошую оценку автоматически («автоматом») без сдачи предмета, при условии, что весь семестр исправно посещал все занятия, выполнял задания и следовал всем требованиям преподавателя.

Как развивалось высшее образование

Это достаточно объемная тема. Ее можно было бы выделить в отдельную публикацию или даже книгу, но попытаемся уложиться в рамки одного подраздела статьи. Зарождение и развитие высшего образования в России началось примерно в XI-XII веках и постоянно зависело от ряда факторов.

Во-первых, разные области жизнедеятельности человека (наука, культура, мореплавание, торговля и другие) не стояли на месте, а развивались, следовательно, общество уже нуждалось в более квалифицированных кадрах.

Во-вторых, само российское окружение требовало дальнейшего формирования в плане освоения наук, поскольку шел обмен опытом с другими странами, активно изучались языки. Особенно заметно это происходило во времена Петра I.

Нельзя не учитывать тот факт, что большой вклад в развитие высшей школы внесли русские деятели, просветители, математики, химики, философы, мыслители: Ковалевский, Ломоносов, Радищев, Лобачевский, Писарев, Белинский, Герцен, Добролюбов, Тимирязев, Пирогов, Менделеев и многие-многие другие.

В то же время на высшее образование в России сильно повлияло учение К. Маркса и Ф. Энгельса. А Михаил Васильевич Ломоносов, например, как никто другой, стремился избавить сферу учения от схоластических взглядов, навязываемых до этого церковью, и старался сделать образование более светским.

Кроме этого, он составлял учебные программы, пытаясь сделать так, чтобы ученики получали не только теоретические знания, но и обучались практическим навыкам, участвовали в лабораторных опытах и экспериментах.

А в 1755 году открылся Московский университет имени Ломоносова (МГУ), который являлся, пожалуй, самым классическим примером учебного заведения, где и сегодня можно получить российское высшее образование в полном его понимании.

Немного истории…

Развитие и история высшего образования в России также тесно переплетаются с событиями, которые постоянно происходили на территории страны и за ее пределами.

Например, вслед за промышленным переворотом в Европе наша держава тоже претерпевает свои изменения, в частности, основывается Ленинградский горный институт, который стал прародителем высшего технического образования в России.

В основном в горном училище (так называли его в те времена) преподавались математические дисциплины: алгебра, геометрия, архитектура, металлургия, минералогия, химия, физика, иностранные языки. Такое разнообразие точных наук помогало получать достойное и разностороннее образование.

Россия, как и многие другие страны, пыталась сделать обучение доступным для женской половины. Окончательно это стало возможным после Великой Октябрьской социалистической революции. В это же время перед высшим образованием встали другие цели и задачи. Планировалось строить совершенно новое общество посредством целенаправленного воспитания молодежи и введения коренных изменений в процесс обучения.

Во времена СССР получение высшего образования тесно было связано с планами развития общества и всех отраслей народного хозяйства. Достаточно вспомнить ежегодные выезды студенческих бригад на картошку или обязательное активное участие в делах профсоюза.

Перед высшими школами главной задачей было повышение уровня подготовки будущих специалистов, а также привлечение как можно большего количества людей из народа к получению качественного образования. В связи с этим был принят ряд мер: введение льгот, предоставление бесплатного общежития, а само обучение тоже было не платным и осуществлялось оно на 70 языках.

В период Советского Союза высшее образование в России становится доступным для всех граждан, имеющих аттестат об окончании школы.

Высшее образование в современной России

Система высшего образования в России развивается в соответствии с потребностями общества, а также в зависимости от достижений наших ученых в естественных науках, медицине, физике, химии, информатике и других областях знаний. Отсюда сразу обозначаются программы, предметы, формы и методы преподавания в высших учебных заведениях.

https://www.youtube.com/watch?v=i6LBwI0B7pY

В последние годы остро встает вопрос необходимости специалистов широкого профиля: инженер-конструктор, врач-биохимик, юрист-экономист, инженер-программист и т. д. Учебный процесс в современной России сочетает в себе комплексный подход овладения знаниями, т. е.

лекции чередуются с самостоятельными заданиями, в том числе практическими. Такой подход в обучении позволяет активизировать мышление, инициативу, работоспособность, ответственность у студентов.

Систематическое проведение кафедрой научных исследований позволяет приобщить студенческое сообщество к экспериментальной работе и тем самым повысить уровень подготовки.

С этой целью во многих вузах нашей страны организованы опытные лаборатории, вычислительные центры, научные институты, где изучаются, решаются актуальные задачи современного общества.

Проблемы высшего образования

Конечно, сегодняшнюю Россию нельзя представить без насущных вопросов и перспектив планирования в области высшего образования. Среди наиболее явных трудностей, пожалуй, можно отметить вопрос платного образования.

К сожалению, с конца 90-х годов получить образование в нашей стране можно и с помощью денег.

С одной стороны, это дополнительная возможность для некоторых категорий граждан, с другой – настоящая панацея, рождающая множество спорных вопросов.

Первый из них связан с тем, что резко упал уровень образования, поскольку все покупаемо, начиная с оценок и заканчивая дипломом.

Как следствие, вытекает вторая проблема – жестокая коррупция в образовательных структурах. И в последние годы она становится все серьезнее.

Проблемы высшего образования в России стоят остро, а решаются медленно. Однако радует уже то, что в этом направлении есть хоть какое-то движение.

Если же говорить о перспективах развития высшего образования в нашей стране, то этому процессу сильно способствуют наши победы в науке. Развитие нано- и биотехнологий однозначно в ближайшем будущем приведет к появлению новых специальностей. А вместе с этим и к новым программам, методам и формам образования.

Источник: http://.ru/article/166479/vyisshee-obrazovanie-v-rossii-sistema-istoriya-razvitie

Ступени образования в России

Образование 18 мая 2013

В 1993 году ввели новые ступени высшего образования в России. Данная реформа была необходима для того, чтобы решить проблему вхождения в мировую систему.

Ранее в нашей стране ВУЗы занимались выпуском только дипломированных специалистов, которые учились пять-шесть лет. В настоящее время появились следующие ступени образования:

– первые два года – неполное высшее;

– через четыре-пять лет обучения по определенному направлению присваивается степень “бакалавра”;

– далее можно поступить в магистратуру, что займет еще два года.

Но, как показывает действительность, единое понимание того, что включают в себя ступени образования, отсутствует. Поскольку в разных странах бакалавром может быть выпускник ВУЗа либо же обладатель ученой степени. Такая же путаница возникает, когда нужно четко обозначить, кто такой “магистр”.

Помимо этого, ступени образования в России включают в себя четвертый этап: подготовку специалистов. Но в настоящее время это разрешено только по ряду специальностей.

Рассмотрим более подробно основные ступени образования в России.

Специалист учится пять лет и получает диплом практика (“врач”, “инженер” и т.п.), который позволяет осуществлять профессиональную деятельность в выбранной отрасли.

Бакалавр получает диплом о высшем образовании через четыре (очное) или пять (заочное) лет. Далее можно будет поступить в магистратуру по конкурсу и заниматься научной деятельностью.

Но, как показывает действительность, такое решение принимает только 20% бакалавров.

Магистратура открыта не в каждом российском ВУЗе, поэтому при желании в ней обучаться необходимо будет тщательно подобрать образовательное учреждение.

Первые два года у бакалавров и специалистов одинаковые, поскольку в это время даются базовые знания и умения. При желании закончить обучение имеется возможность получить диплом о неполном (профессиональном) образовании. С третьего курса стандарты и планы бакалавров и специалистов значительно различаются.

Любые нововведения всегда требуют какого-то времени для того, чтобы прижиться и “отшлифоваться”. Необходимо отметить то, что до настоящего времени при разделении на ступени образования в российских ВУЗах имеется большое количество проблем.

Самой основной из них является наличие напряженности в признании диплома бакалавра. Дело в том, что работодатели, как правило, не настроены брать таких работников в штат. Считается, что бакалавриат – это, во-первых, “незаконченное образование”, а во-вторых, непрофильное и общепрофессиональное. В отличие от специалиста и магистра, которых готовят для определенной отрасли.

Причем работодателя не убеждает даже закон, в котором говорится о том, что бакалавр может занять должность, для которой в соответствии с квалификационными требованиями предусматривается высшее образование. Действительность же показывает обратное. Несмотря на наличие такого права у бакалавра, работодатели предпочитают принимать на работу магистров и специалистов.

Но рано или поздно имеющиеся проблемы будут постепенно урегулированы.

Источник: .ru Идёт загрузка… Образование
Тенденции развития образования в России. Тенденции развития современной системы образования в мире. Тенденции развития высшего образования

Образование – это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития общества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельнос…

Образование
Высшее образование в России: система, история, развитие

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество гра…

Образование
Среднее образование в России. Снова перемены

Образование всегда было небезразлично для наших соотечественников, свидетельства о грамотности простых людей (берестяные грамоты в Новгороде Великом) относятся к такой древности, когда в Европе и короли расписывались,…

Образование
Система образования в России

Система образования в России – федеральная, централизованная. Сегодня российская система образования достаточно похожа на немецкую, но все-таки является более упрощенной ее версией. Состоит из таких структурных элемен…

Образование
Виды образования в России и США: сравнение

Образование в России регулируется ФЗ «Об образовании», принятом в январе 1996 года. Согласно данному правовому акту, в систему образования входят различные муниципальные, государственные и негосударственны…

Образование
Начальное профессиональное образование в России

В обществе образование всегда считалось признаком воспитания и интеллектуального уровня. В этом смысле больше котируется высшее образование, и выпускники средних школ стремятся попасть в престижные университеты и инст…

Образование
Образование В России

Очерк на тему: “Проблема образования в современной России”. Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний умений либо по их совершенствова…

Образование
Средне-специальное образование в России

В России, в связи с переменами в экономике, появлением новых форм собственности и структурными изменениями в обществе, средне специальное образование тоже претерпевает кардинальные изменения. Здесь наблюдаются д…

Образование
Юридическое Образование В России

Юридическое образование сейчас – одно из самых популярных в нашей стране. Несмотря на уверения разных специалистов, что юристов в России переизбыток, каждый год тысячи выпускников школ подают заявления на юридич…

Образование
Внешкольное образование в России

Школа дает детям знания, заложенные лишь в базовую программу образования. Однако светлые пытливые умы находят эту программу недостаточной для полноценного развития. Утолить жажду знаний помогает внешкольное образовани…

Источник: http://monateka.com/article/191169/

Бакалавриат, специалитет, магистратура

Бакалавриат, специалитет, магистратура

Система высшего образования в России изначально создавалась по образцу европейской или «континентальной» модели. До недавнего времени сторонниками этой системы была большая часть европейских вузов. Ключевые признаки: пятилетняя образовательная программа, контроль государства над учебными заведениями, слабая вовлеченность системы образования в рынок.

Такая модель наилучшим образом подходила для системы образования в Советском Союзе. Вузы в течение 5-6 лет готовили специалистов-профессионалов с фундаментальными знаниями по государственному заказу.

На государстве лежала и ответственность за трудоустройство выпускников. По сути, большинство тех, кто получал высшее образование, делали это один раз и на всю жизнь.

Все это привело к тому, что отлично зарекомендовавшая себя система долгие годы не развивалась.

Но рыночные реалии последних десятилетий показали, что современному выпускнику мало того, чему его учат в вузе. Знания, хоть и фундаментальные, часто не отвечают требованиям, которые выдвигаются работодателями. Многим специалистам приходится заново переучиваться, и не раз.

Американские вузы разработали собственную модель образования, при которой высшее образование поделено на две ступени.

Студент сначала определяет направление, в котором он хотел бы учиться, получает основные знания и навыки и только после этого, при необходимости, специализируется на том, что ему пригодится в работе.

При этом участие государства минимально, а жесткая конкуренция между вузами способствует развитию образовательных программ.

Болонский процесс

Противостояние двух систем привело к тому, что, начиная с 70-х годов XX века, европейские страны стали создавать единое образовательное пространство.

Первый документ в этом направлении — Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования — был принят в середине 70-х Советом Министров ЕС. Но официальной датой начала процесса, получившего название «Болонский процесс», принято считать 19 июня 1999 года.

Тогда на конференции в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию.

В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран Европы и Азии. Цели, которые страны-участницы заявили к 2010 году: повысить престиж европейской высшей школы, обеспечить академическую мобильность студентов и профессоров, снизить роль государства, сделать вузы конкурентноспособными и т.д.

Болонский процесс в России

В России новая двухступенчатая форма образования официально утверждена с сентября 2009 года.

В 1996 году бакалавриат и магистратура уже были прописаны в законе как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как высшее образование, альтернативное традиционному.

По мнению Министерства образования и науки, это необходимая и актуальная реформа, которая поможет студентам и выпускникам российских вузов работать и учиться за рубежом, а вузам — быть конкурентоспособными.

Изначально болонская модель образования предполагала только две квалификации высшего образования: «бакалавр» и «магистр». Но это противоречит традиционной советской одноуровневой системе, к тому же, часть ректоров вузов была не согласна с таким вариантом.

    Поэтому на данный момент в России имеется, строго говоря, три ступени ВПО:
  • Бакалавриат (4 года),
  • Специалитет (5 лет),
  • Магистратура (2 года).

Разделение учебных планов коснется, прежде всего, гуманитарных специальностей. Исключением станут медицинские, военные и технические вузы, поскольку им сохранят непрерывное обучение в течение 5-6 лет.

Также в ходе реформы планируется сокращение вузовских специальностей (около 50 направлений для бакалавриата и 200 — для магистратуры). Сокращение будет происходить путем объединения мелких специальностей в общие направления.

Например, бакалавры экономики получат общий диплом, без специализации.

Обучение в России будет построено по системе «4+2» или 5 лет. В дальнейшем возможен переход на 3-летний бакалавриат. Однако это напрямую связано с увеличением сроков обучения в общеобразовательных школах до 12 лет.

Первый уровень, бакалавриат, готовит по базовым направлениям без специализации для работы на должностях рядовых исполнителей на производстве и в экономике. Профессиональная, углубленная специализация останется только на втором уровне образования — магистратуре и в специалитете. Они же будут иметь доступ и к научной работе в аспирантуре и докторантуре.

Источник: http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/sprai/vpo/1/

1.1 СТРУКТУРА И СТУПЕНИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов.

В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений.

Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами.

В рамках этого процесса к настоящему времени статус юридических лиц получили около 85 % учреждений общего среднего образования.

Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности.

Так, в составе учреждений дошкольного образования общей численностью 53,9 тысяч единиц сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников – 2,3 тыс.; компенсирующего вида – 1,6 тыс.

; ухода и оздоровления – 1,3 тыс.; комбинированного вида – 8,5 тыс.; центры развития ребенка – 0,5 тыс. Вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов.

В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов – около 15 % от общего количества средних (полных) школ; лицеи – 2 %; гимназии – 3 %.

В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих. Они составляют 23,9 % от общего числа учебных заведений этого уровня.

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений – колледжи, доля которых составляет около 40% от всего количества учреждений данного уровня. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.

В составе высших учебных заведений получил развитие университетский сектор – 50 % от общего числа государственных вузов. Около 30 % составляет доля академий.

Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда.

В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого (дистанционного) образования.

Одним из существенных изменений в деятельности образования стало развитие вариативности образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.

С развитием вариативности образовательных программ значительно расширился спектр издаваемой учебной литературы. Возникла и усиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возросла возможность отбора наиболее качественных материалов для издания.

Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития.

Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема.

Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования.

В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.

В результате число студентов в вузах страны составляет в настоящее время около 4800 тыс. человек, или 327 человек на 10 тысяч населения.

Помимо личных средств обучаемых, в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

Одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям.

Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные.

В начальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированных. В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%.

В высшем образовании 35 специальностей (около 10% от общего количества) объединены в рамках направлений профессиональной подготовки. Более подробно динамика этих изменений показана ниже, при характеристике состояния отдельных уровней образования.

Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий различного вида учебно-научно-производственные комплексы.

Это позволило начать системно решать задачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы.

Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Утверждены типовые положения всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования.

Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуется существенное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования.

Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.

Происходящие в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования.

Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.).

Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям.

Тем не менее, сегодняшняя образовательная статистика характеризует главным образом количественные аспекты системы образования и образовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результативность.

В ней не нашла адекватного отражения кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационной структуре, финансировании сферы образования.

В тоже время, многосторонняя, объективная оценка процессов модернизации образования требует реализации соответствующих систем мониторинга и статистики образования.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

· общеобразовательные (основные и дополнительные);

· профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

· дошкольного образования;

· начального общего образования;

· основного общего образования;

· среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

· начального профессионального образования;

· среднего профессионального образования;

· высшего профессионального образования;

· послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Так образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/30831

Студиорум
Добавить комментарий