Система образования в узбекистане: высшее школьное и дошкольное

Обзор системы образования Узбекистана – CITIZEN

Какие этапы нужно пройти перед тем, как вас назовут образованным человеком?

Наша система образования — единая и непрерывная цепь. В нее входят дошкольное, общее среднее, внешкольное, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. А уже после — повышение квалификации и переподготовка кадров.

Камиле три года. На вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?» она уверенно отвечает, что преподавателем. На ее примере мы покажем, как устроена система образования и через что Камиле нужно пройти, чтобы стать тем, кем она хочет.  

Первая ступень Камилы — детский сад. Ей как раз три года, и самое время, чтобы начать дошкольное образование. Здесь учат писать, считать, рисовать и воспитывают тягу к учебе.

Всего в Узбекистане 4 916 государственнных дошкольных учреждений, туда ходят 668 497 детей, частных — 132, детей в них — 5 715.

Их задачи прописаны в положении «О государственном дошкольном образовательном учреждении в Республике Узбекистан», и оно регулирует все, что связано с посещением детских садов, правилами охраны жизни детей и их развития.

Возраст дошкольного образования теперь от трех до семи лет, раньше он был с двух лет.

Дошкольное образование бывает нескольких видов: это ясли, ясли-сад, надомный детский сад, детский сад-школа, учреждения с языковым, художественным, спортивным уклоном, детский сад с оздоровлением, лечением отклонений. Здесь присматривают за детьми, обучают, следят за их здоровьем, готовят к школьному образованию.

Дошкольное образование платное. Например, за одного ребенка в день нужно заплатить 23 000 сумов (дошкольная группа), если за ним присматривают от 4-5 часов. Если количество часов возрастает до 10,5 часа, то оплата составит 185 000 сумов в месяц. А если в детский сад ходит несколько детей из одной семьи, то за каждого нужно платить: 4-5 часов присмотра — 15 000 сумов, 10,5 — 131 000 сумов.

Задачи дошкольного образования: подготовить детей к школе, развить индивидуальные черты, одаренность, сформировать у них духовность и нравственность, укрепить здоровье детей.

Рахим Калыбаев

После детского сада, когда Камиле исполнится семь лет, она пойдет в школу. Сначала это будет начальная — первый-четвертый классы, а потом общеобразовательная — с пятого по девятый. Всего в Узбекистане 9 680 школ, а учеников 4 808 058.

Начальное образование сформирует у Камилы основы грамотности, знаний и навыков, которые пригодятся для получения среднего образования. Общеобразовательные школы бесплатны. Детей берут с 6-7 лет.

Начальное образование в Узбекистане обязательно. Тут Камила научится теоретическому мышлению, умению контролировать свой учебный процесс. Учителя дают знания по культуре речи, личной гигиене, здоровому образу жизни и поведению в обществе.

Всех учеников с первого класса обеспечивают бесплатным набором учебников и учебных принадлежностей. С 1996 года всем ученикам из малообеспеченных семей каждый год, помимо школьных принадлежностей, дают еще и комплект зимней одежды. Деньги на это выделяют из Госбюджета.

Непрерывность школьного образования заключается в том, что начальное и общее среднее связаны между собой. Общее среднее дает необходимый объем знаний, развивает навыки самостоятельного мышления, организаторских способностей.

На этом этапе ученик получает систематические знания по основам наук. Оно формирует становление личности, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Здесь же Камила уже должна определиться с профессиональной ориентацией и знать, куда ей двигаться дальше.

Предметы, которые Камила будет изучать в школе, — это государственный образовательный стандарт. По окончании школы Камила получит аттестат, его цвет зависит от ее успеваемости.

Камила может выбрать специальность и пойти учиться на нее в среднее специальное учреждение. Но теперь она может остаться в школе и продолжать свое образование в 10-11-х классах.

Одиннадцатилетнее образование отменили в 1997 году, а спустя 11 лет был закрыт последний 11-й класс. С тех пор прошло 17 лет.

В прошлом году президент, выступая на заседании, выдвинул плюсы 11-летнего образования и сказал, что в это время ребята формируются как личности.

Их нельзя отлучать из привычной среды, и это может негативно повлиять на психологию молодых людей. Речь шла о том, чтобы продолжить 11-летнее образование.

В Ташкенте и других городах провели социологические опросы среди родителей учеников девятых классов о возвращении прежнего образования.

Позже премьер-министр Абдулла Арипов принял решение уже с сентября 2017 года перевести на 11-летнее обучение по четыре школы в каждом из 11 районов Ташкента.

Поэтому теперь Камила может продолжать свое обучение в школе, если не хочет идти в среднее специальное учреждение.

Рахим Калыбаев

Этот этап — одна из форм профобразования. Здесь готовят специалистов различных звеньев — техников, агрономов, учителей начальных классов, фельдшеров, концертмейстеров и пр. Для многих специальностей этот вид образования считается высшей ступенью подготовки, например, для артистов балета, цирка и т.д. Это образование с 2009 года тоже считается обязательным и длится три года.

Среднее специальное профессиональное образование бывает двух типов — профессиональные колледжи и академические лицеи, где учащийся, по сути, продолжает среднее общее образование, но с углубленным изучением специальности и практикой.

Академический лицей — это учреждение, где дают интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное, профильное. В лицеях Камила может выбрать одно из направлений: гуманитарное, естественно-научное, аграрное и т.д. Академические лицеи обычно создаются при вузах для того, чтобы вовлечь в процесс обучения преподавателей из вузов и использовать вузовские лаборатории, оборудование и библиотеки.

Профессиональный колледж — среднее специальное профессиональное учреждение, где по окончании выпускники получают одну или несколько специальностей по своему направлению. Тут учащихся готовят на основе дуальной системы обучения: то есть учебный процесс и практика проходят в колледже и на предприятии.

После окончания Минобразования наблюдает за каждым выпускником, важно, чтобы он был трудоустроен или пошел учиться дальше — в вуз. Один учебный год длится два семестра. Ребятам даются каникулы не менее 10 и не более 12 недель. 

Система высшего образования в Узбекистане имеет тоже две ступени — бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат — базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений со сроком обучения не меньше четырех лет. А магистратура — высшее образование по конкретной специальности со сроком обучения не менее двух лет, на базе бакалавриата.

Всего в Узбекистане 58 вузов, из них 20 университетов, 36 институтов, 2 академии, 14 их филиалов в регионах. Кроме этого, 7 филиалов зарубежных вузов Великобритании, Италии, Сингапура, Южной Кореи, России.

Приоритет высшего образования: обеспечить качество образования, создать систему эффективной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, развивать научный потенциал вузов, внедрить современные технологии обучения и добавить больше практики, то есть интегрировать с производством. 

Рахим Калыбаев

По сути, Камиле достаточно высшего образования для того, чтобы стать преподавателем. Но она может также получить еще одну степень — степень доктора наук. Недавно эту одноступенчатую систему послевузовского образования заменили на двухуровневую PhD и ScD. Систему ввели с 1 июля 2017 года.

В случае PhD — это докторантура с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора философии, это в соответствующей отрасли науки. Во втором — ScD, докторантура с защитой диссертации и присуждением ученой степени доктора наук.

Камиле всего три года. Когда она вырастет, она пойдет учиться на педагога (если не передумает, конечно). Ей придется много учиться, писать, читать, защищать свои работы, свое мнение. Но оно того стоит, если из нее действительно получится хороший специалист.

Источник: https://ctzn.uz/article/pust-menya-nauchat

Реформа образования в Узбекистане: чего ждать от нового учебного года

В Узбекистане работают над реформой системы образования. Здесь накопилось много проблем: большинство дошкольников не ходит в детские сады, в ВУЗах страны тоже не хватает мест. Конкурс на некоторые факультеты высших учебных заведений составляет 20 человек на место.

Ну и, конечно, коррупция, которая процветает по всей вертикали – от детсадов до университетов и институтов. Школьное образование не отвечает современным требованиям, и теперь оно будет реорганизовано.

Что именно должно измениться – выясняла «Открытая Азия онлайн».

В течение 2017-2021 гг. государство планирует: – создать 6100 краткосрочных групп альтернативных форм обучения для подготовки детей к школе; – организовать подготовку детей 3-6 лет, не охваченных дошкольными образовательными учреждениями, к школьному образованию, обеспечив их родителей методическими пособиями; – расширить сеть дошкольных образовательных учреждений. Для этого построят 50 новых детсадов, реконструируют 1167 и сделают капитальный ремонт в 983; – снизить размеры родительских взносов в дошкольные образовательные учреждения в сельской местности; – увеличить охват детей дошкольными образовательными учреждениями в 1,5 раза.
реорганизация школьного образования – это возвращение к 11-летнему обучению в школах, которое было отменено в 1997 году. Поэтому все выпускники девятых классов, изъявившие желание продолжить учебу, останутся в школах. По новому учебному плану учащиеся 10-х классов 5 дней в неделю будут изучать общеобразовательные предметы и 1 день – предметы, связанные с профессиями. В связи с открытием 10-х классов в школах возникает потребность в 22 тысячах учителей. Планируется, что по крайней мере 9,5 тысяч найдутся среди выпускников вузов, еще 13 тысяч наберут из лицеев и колледжей. С 2017-2018 учебного года для обновления и углубления профессиональных знаний 116 тысяч учителей, которые будут преподавать в 10-х классах, пройдут краткосрочные курсы повышения квалификации. Для учащихся 10-х классов издано 8,5 миллионов экземпляров учебников и учебно-методических пособий. Для 650 тысяч учеников, которые в этом году будут приняты в первые классы, подготовлены «Президентские подарки», состоящие из школьных сумок с учебными принадлежностями (всего 12 наименований). В связи с внедрением 10-11-х классов на базе 7 колледжей и академических лицеев будут созданы новые филиалы трех высших образовательных учреждений и один новый вуз.
В Ташкентской области в городе Чирчике открылся новый государственный педагогический институт. С нового учебного года в 15 вузах открываются заочные отделения по педагогическим направлениям. Для получения образования без отрыва от производства организована заочная форма обучения в Ташкентском университете информационных технологий, Навоийском государственном горном институте и в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта. Национальный университет Узбекистана открыл заочные отделения для желающих получить второе высшее образование. Заочное обучение доступно в 36 направлениях десяти факультетов – биологии, геологии и географии, журналистики, общественных наук, экономики, химии, математики, физики, истории и иностранной филологии. С этого учебного года вузам Узбекистана разрешен дополнительный прием студентов по повышенным контрактным ставкам. Повышения стоимости обучения в вузах Узбекистана на платно-контрактной основе не планируется. Самый дорогой контракт на обучение – 9 850 000 сумов ($1231). Самый низкий контракт на обучение – 6 650 000 сумов ($831).
«Национальная программа по подготовке кадров» Узбекистана была принята в 1997 году. В ней была установлена обязательная 12-летняя бесплатная система обучения: 9 лет общего образования и три года – профессиональное в колледжах или лицеях. Программа включала следующую систему образования: – дошкольное (от 2 до 7 лет); – общее среднее (1-9 классы); – среднее специальное (учеба в лицее); – профессиональное образование (учеба в колледже); – высшее; – послевузовское образование; – повышение квалификации и переподготовка кадров; – внешкольное образование. Как сообщают Новости Узбекистана, с этого года четыре информационно-технологических проекта будут внедрены в образовательный процесс всех учебных заведений Узбекистана.

Smart Education. Проект создан для контроля учебного процесса, общения между учащимися, преподавателями и родителями. Эта система формирует большое количество отчетов, позволяющих анализировать учебный процесс, просмотреть данные по успеваемости, посещаемости.

Для родителей разработано мобильное приложение, позволяющее быть всегда на связи с учебным заведением и в курсе того, как учится и где находится их ребенок.

Muloqot.TV. Интерактивная площадка, где можно не только просматривать развлекательный контент, но и демонстрировать собственные идеи и проекты.

Для этого достаточно выразить идею в видеоформате, и специалисты дадут соответствующие комментарии и советы, а также помогут планам воплотиться в жизнь.

По задумке авторов, этот проект должен стать своеобразным трамплином для талантливой и инициативной молодежи, возможностью заявить о себе.

Educard. Представляет собой идею внедрения карты, одновременно являющейся идентификационной и банковской.

Educard заменит студенческий билет и позволит учащимся оплачивать обеды в столовой и покупать канцелярские принадлежности.

Посредством карты студенты и школьники могут произвести оплату проезда в общественном транспорте, оказание медицинской помощи, спортивных секций, посещение театров, выставок, музеев.

Родители учащегося смогут контролировать расход денежных средств с карты, устанавливать лимиты.
Gap – национальный мессенджер для общения студентов и школьников Узбекистана, работающий в Tas-ix. Является аналогом Telegram, Viber, Wat’sapp и ориентирован только на узбекистанскую аудиторию.

Источник: http://theopenasia.net/articles/detail/reforma-obrazovaniya-v-uzbekistane-chego-zhdat-ot-novogo-uchebnogo-goda/

Система образования в узбекистане – pdf

Часто задаваемые вопросы от абитуриентов и их родителей Какие документы необходимы для поступления? Необходимы следующие документы: 1) заявление (заполняется в приемной комиссии); 2) документ об образовании:

Подробнее

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 22.08.1996 N 125-ФЗ “О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ” Материал подготовлен специалистами АО “Консультант Плюс” и содержит информацию об изменениях

Подробнее

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ: КУДА И КОГДА МОЖНО ПОСТУПАТЬ? Результаты ЕГЭ Результаты государственной (итоговой) аттестации (для ОУ) Результаты вступительных испытаний (для вузов и ссузов) Использование

Подробнее

Особенности поступления в вузы в 2017 году Ответственный секретарь Приемной комиссии ЯГТУ: Куприянов Илья Николаевич www.ystu.ru Ярославль, 2017 www..com//ystu Квалификации Бакалавриат (4 года обучения

Подробнее

Образование 2 Образование Образование это процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и опыта для всестороннего развития человека. Право на образование 3 Федеральный

Подробнее

УДК 371.274 Дорохов Д.С., аспирант Юго-Западный государственный университет Российская Федерация, г. Курск ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ Подход к вступительным испытания в высшие учебные

Подробнее

В сокращенные сроки по сравнению с нормативным сроком освоения образовательной программы, установленным рабочим учебным планом по соответствующей специальности (направлению подготовки) и форме обучения,

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный аграрный университет»

Подробнее

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия» (ЧУОО ВО «ОмГА») Утверждено: Решением Ученого совета ЧУОО ВО «ОмГА» протокол 1 от 28.09.2015 г. Председатель

Подробнее

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Общие положения Образовательная программа (ОП) представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),

Подробнее

СТРАНЫ РОССИЯ И КИТАЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ Герт К.В., Сыроватская Т.А. Старооскольский филиал Научного Исследовательского Университета «Белгородский Государственный Университет» Старый

Подробнее

Санкт Петербург 2015 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 273 ФЗ «Об образовании в Российской

Подробнее

Образование В соответствии со статьей 37 Конституции Эстонской Республики, у каждого есть право на образование. Образование имеет важное значение! Оно улучшает для вас и ваших детей возможность найти себе

Подробнее

Утверждаю: Директор ИВМ РАН Е.Е.Тыртышников 201 г. Положение об аспирантуре Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института вычислительной математики Российской академии наук 1. ОБЩИЕ

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.

Подробнее

Подача документов в ИПССО осуществляется с 1го июня 2016 года по адресу: 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 2, 1 этаж Проезд: станция метро «ВДНХ», автобус 33, троллейбусы 48 и 48К до остановки

Подробнее

Подготовка к ЕГЭ и анкетирование родителей выпускников по отношению к ЕГЭ Чтобы получить максимальный результат, к единому государственному экзамену нужно серьезно готовиться. Понять специфику ЕГЭ может

Подробнее

Принято Утверждаю Научно-методическим советом МОУ «КСОШ 1» Директор МОУ «КСОШ 1» Протокол Е.М.Кондратьева От ” ” 200 ” ” 200 Положение о комплектации классов гимназического обучения 1. Общие положения

Подробнее

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ основан в 2006 году и сейчас является крупнейшим структурным подразделением Бурятского государственного университета. Педагогический институт осуществляет подготовку специалистов

Подробнее

Какой будет Приёмная кампания 2016? С 7 по 21 сентября 2015 года в Астраханском государственном университете проходила интернет-конференция «Приёмная кампания 2016». В качестве консультантов выступили

Подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О высшем и послевузовском профессиональном образовании *О) (с изменениями на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 февраля 2012 года) Документ с изменениями,

Подробнее

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» УТВЕРЖДАЮ Ректор Университета РАО О.В. Гончаренко 2013 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ

Подробнее

Программа Высшее образование в Чехии C каждым годом стремительно растет число студентов, отправляющихся на учебу за границу. Многие из них выбирают Чехию, т.к. чешское образование является качественным

Подробнее

ПРОЕКТ PRO профессию Сведения о проекте 4 Название проекта Проект «PRO профессию» 5 Краткое описание сути проекта Мы предлагаем новую форму работы по профессиональной ориентации школьников, которая поможет

Подробнее

УТВЕРЖДАЮ Директор ФГБУН Института экономики Российской академии наук, доктор экономических наук Е.Б. Ленчук 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/41298547-Sistema-obrazovaniya-v-uzbekistane.html

Развитие дошкольного образования в Республике Узбекистан

Система образования и подготовки кадров, которая сложилась до провозглашения независимости в Узбекистане, абсолютно не отвечала сути демократических преобразований, которые начали осуществляться в Республике. Коренные реформы обусловлены также возникшим еще в 80-е годы прошлого столетия кризисом в мировой системе образования.

Демократическое и развивающееся государство во главе с президентом отлично осознавало, что надежды на будущее связаны с молодым поколением, поэтому, народу и обществу, главой государства была предложена программа, кардинально реформирующая всю систему образования.

В полном соответствии с Национальной программой по подготовке кадров образование в стране реализуется в следующих видах: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, высшее, после вузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование.

особенность программы — непрерывность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Эта программа создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют:

–          Формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие;

–          Уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и особенностей;

–          Прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

Одним из первых основополагающих шагов на пути было принятие в июле 1992 года закона Республики Узбекистан «Об образовании», закрепившего основные принципы политики в этой области.

Также были приняты другие законодательные акты такие, как постановление «О мерах по дальнейшему совершенствовании системы внешкольного образования», «О совершенствовании структуры территориальных органов народного образования».

Эта реформа также не обошла стороной дошкольное образование.

Для его дальнейшего развития были приняты закон «Об утверждении нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования», положения «О государственном дошкольном образовательном учреждении в Республике Узбекистан», «О негосударственном дошкольном образовательном учреждении в Республике Узбекистан» и «О краткосрочных группах».

В статье 11 закона РУз от 29 августа 1997 г. № 464-I «Об образовании» говориться, что дошкольное образование имеет целью формирование здоровой и полноценной личности ребенка, подготовленного для учебы в школе. Оно проводится до шести-семи лет в семье, в детском саду и в других образовательных учреждениях, независимо от форм собственности.

Дошкольное учреждение является воспитательно-образовательным и оздоровительным учреждением, основными задачами которого являются:

–          Охрана жизни и укрепления здоровья детей;

–          Формирование основ личности ребенка, развитие его познавательных интересов.

–          Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

–          Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

–          Приобщение детей к национальной культуре и общечеловеческим ценностям;

–          Подготовка детей к обучению в школе.

По Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования» в дошкольное учреждение принимаются дети в возрасте с 2 до 6–7 лет приемной комиссией при отделах методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, созданной по решению хокимиятов районов (городов), с учетом соответствующего медицинского заключения. Порядок функционирования приемной комиссии утверждается в установленном порядке Министерством Народного Образования Республики Узбекистан. Кроме этого в положении в пункте 18 указано что, льготами при приеме в дошкольное учреждение пользуются дети:

1.       инвалиды I и II групп;

2.       из многодетных семей;

3.       военнослужащих;

4.       студентов и педагогов.

Приемная комиссия также может в порядке исключения принимать вне очереди детей, родители которых оказали благотворительную помощь в укреплении материально-технической базы дошкольного учреждения. Контингент таких детей не должен превышать 20 % от общего количества плановой мощности дошкольного учреждения.

Также согласно этому положению количество групп в дошкольном учреждении определяется учредителем исходя из мощности учреждения и плановой наполняемости групп. В группе от 2 до 3 лет должно быть — не менее 15, но не более 20 детей, от 3 лет до 6–7 лет — не менее 20, но не более 25 детей.

А учебный год в дошкольном учреждении начинается со 2 сентября каждого года, заканчивается 1 июня следующего года и до начала учебного года начинается оздоровительный период.

Вместе с государственными дошкольными учреждениями существуют и негосударственные и группы кратковременного пребывания. А числа детей в группах негосударственного учреждения не должно превышать количества, установленного для государственных дошкольных учреждений.

Взнос за одного ребенка устанавливается Министерством Народного Образования Республики Узбекистан в размере одной минимальной заработной платы, что на сегодняшний день составляет 91 530 сум. Это сумма намного меньше чем в государствах постсоветского пространства, такие как Россия и Казахстан.

Государство также уделяет постоянное внимание вопросам укрепления материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, их техническому и учебно-методическому оснащению.

Так, ежегодно в среднем десять процентов выделяемых государством средств на сферу образования направляются на обеспечение дошкольных образовательных учреждений.

Только в первом полугодии 2012 года эта сумма составила свыше 343,9 млрд сумов. [1, c. 82]

Ежегодно число родившихся детей увеличивается в среднем на 2–3 тысяч человек, к примеру, в 2012 году рост составил 22,3 промиль, тогда как в 2011 году данный показатель составил 21,2 промиль.

На сегодняшний день в Республике Каракалпакстан число дошкольных образовательных учреждении составляет 327, а число воспитанников — 30512 и в среднем на каждое дошкольное учреждение приходится 93 воспитанника, в то время как число детей от 2 до 6 лет включительно составляет 175812, что составляет в среднем 538 воспитанников на одно дошкольное учреждение (рис. 1).

Рис. 1.

В Узбекистане детские сады обладают всем необходимым для воспитания и обучения детей. По Республике Каракалпакстан наибольшее количество детских садов приходится на город Нукус (15 %), Амударьинский (12 %) и Берунийский (11 %) районы. (Рис. 2) Все особенности учитываются при открытии детского сада, которые проверяются различными инстанциями.

Но за последние годы увеличилась рождаемость населения, поэтому мест в детских садах на настоящий момент не хватает. Молодые родители вынуждены сидеть дома со своим ребёнком, не имея возможности выйти на работу. Многие стараются выкрутиться своими силами, обращаясь за помощью к бабушкам и дедушкам.

Несомненно, близкие родственники оказывают благоприятное влияние на ребенка, но, не имея профессионального навыка, не могут обучать ребенка.

Рис. 2.

Таким образом, на наш взгляд одним из вариантов решения данной проблемы является открытие частных дошкольно-воспитательных учреждений, то есть детских садов. В зависимости от местоположения и условий содержания количество детей в этих детских садах может колебаться от 5 до 15 детей.

Такое количество детей определяет занятость населения и возможности качественного ухода за детьми. Например, если в детском саду будут воспитываться 7 детей, то для того чтобы они находились в благоприятных условиях необходимо задействовать трех человек. При благоприятных условиях данное учреждение может расширяться.

И при этом вопрос о нехватке мест в детских садах актуален в разных странах и каждая страна борется с этой проблемой по-своему.

Литература:

1. Антоненко В. Д. и др. Экономическая статистика. М.: Издательство РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.

2. Мелкумов Я. С. Социально-экономическая статистика: Учебно-методическое пособие. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004

3. Салин В. Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика: Учебник. — М.: Юристъ, 2001.

4. Экономико-статистический анализ: Учеб. пособие для вузов./ Под ред. проф. С. Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5. Экономическая статистика: Учебник/ Под ред. Ю. Н. Иванова. — М.: Инфра-М, 2003.

Источник: https://moluch.ru/archive/57/7821/

ZiyoNET › Образование › Дошкольное образование

Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению.

Осуществляется дошкольное образование до 6–7 летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.

Цель дошкольного образования — подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности ребенка, раскрытие его способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.

Охрана жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется штатными медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения, а также медицинскими работниками органа здравоохранения, закрепленного за дошкольным образовательным учреждением.

“Положение о порядке организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях” регламентирует порядок и правила организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении, правила посещения детьми дошкольного образовательного учреждения, требования к организации охраны в здании дошкольного образовательного учреждения, требования к организации пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении, требования к безопасности территории.

Система дошкольного образования

Детское дошкольное учреждение — это тип образовательного учреждения в Республике Узбекистан, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х до 7 лет.

Сведения о порядке создания, организации деятельности, комплектовании дошкольного учреждения, также об имуществе и денежных средствах, ответственности и управлении дошкольным учреждением и участниках образовательного процесса можно узнать из “Положения о государственном дошкольном образовательном учреждении в Республике Узбекистан”.

Современная система детских дошкольных учреждений в Узбекистане

Дошкольные образовательные учреждения, в соответствии с направленностью их деятельности, делятся на следующие типы:

  • детские ясли, детские ясли-сад, детский сад, надомный детский сад (как самостоятельное учреждение, так и филиал).
  • учреждение дошкольного воспитания и начального образования (детский сад–школа).
  • дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (языкового, художественно – эстетического, спортивного и др.).
  • детский сад компенсирующего типа с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
  • детский сад присмотра и оздоровления ослабленных детей с осуществлением медико-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
  • детский сад комбинированного типа (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).

Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются государственными требованиями к качеству и уровню дошкольного образования, уставом, договором между дошкольным образовательным учреждением и родителями, а также учредителями (собственниками).

Для детей с отклонениями в развитии и здоровье создаются специализированные дошкольные образовательные учреждения, прием в которые осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, создаваемой уполномоченными государственными органами по управлению образованием и органами здравоохранения на местах.

Полная информация о порядке создания, имуществе и финансово-хозяйственной деятельности специализированного дошкольного учреждения, организации учебно-образовательного и лечебно-оздоровительного процесса в специализированном дошкольном учреждении, участниках образовательного процесса и об управлении специализированным дошкольным учреждением указанна в “Положении о государственных специализированных дошкольных образовательных учреждениях”.

Основные задачи учреждений дошкольного образования

Дошкольное образование, независимо от форм и способов его получения, решает следующие задачи:

  • целенаправленная и систематическая подготовка детей к обучению в школе;
  • развитие их индивидуальных способностей и одаренности;
  • приобщение детей к национальным и общечеловеческим этическим и культурным ценностям, интеллектуальное развитие ребенка;
  • формирование основ высокой духовности и нравственности;
  • укрепление физического и психического здоровья детей.

В реализации целей и задач дошкольного образования активно участвуют общественные и благотворительные организации, махалля, международные фонды.

Дошкольное образование в Узбекистане осуществляется на государственном языке, а также на каракалпакском, русском, таджикском, киргизском, казахском.

Краткая статистика по учреждениям дошкольного образования

Источник: http://info.ziyonet.uz/ru/post/view/education/preschool

Реформы в Узбекистане: удлинен срок школьного образования

ТАШКЕНТ — Изменения в сфере государственного образования Узбекистана – это результат провала предыдущей реформы, разочаровшей и обеспокоившей родителей и детей.

Недавно назначенный заместитель министра государственного образования Алишер Садуллаев будет отвечать за переход от девятилетней системы начальных и средних школ к 11-летней.

Двадцатидвухлетний Садуллаев – самый молодой член кабинета министров в истории Узбекистана, будет реализовывать решение правительства от 5 июля о переходе на 11-летнюю систему.

«В 2009 году в Узбекистане было принято решение ввести 12-летнее обязательное среднее образование вместо 11-летнего, – сказала «Каравансараю» преподаватель одной из ташкентских школ Надежда Орехова. – Оно подразумевает собой 9 лет в школе и 3 года в профессиональном колледже или лицее».

Эта система имела свои недостатки, сказала она.

«Качество образования в колледжах было низким, а в самом трудном подростковом возрасте дети подвергались стрессу из-за смены коллектива», – сказала она.

Начиная с 2017-2018 учебного года, у выпускников 9 класса будет выбор: либо оставаться в средней школе еще два года, либо поступать в трехлетний профессиональный колледж или академический лицей, сообщает в своем заявлении от 5 июля Министерство народного образования.

Те, кто поступает в университет, могут подавать документы в конце 11 лет обучения.

Споры были вызваны насильственным инцидентом

Шокирующий инцидент в мае заставил многих узбекистанцев задуматься над эффективностью системы 9 + 3.

В медицинском колледже имени Боровского в Ташкенте группа студентов избила своего сокурсника Джасурбека Ибрагимова, который месяцем позже скончался от нанесенных побоев.

После трагедии, которая, по мнению многих, свидетельствовала о последствиях попадания слишком молодых учеников в незнакомую среду, официальные лица проявили решимость бороться с насилием среди молодежи.

Одним из решений было вернуться к предыдущей системе, позволяя детям из одного и того же района оставаться вместе в течение 11 лет.

«В старших классах дети формируются как личности, сплачиваются в команде. Именно в этот период их нельзя отлучать от адаптированной, привычной для них среды», – сказал президент Шавкат Мирзиеёв 16 июня во время посещения школы №78 в городе Ташкенте.

Преподаватели и студенты поддерживают решение

«Возвращения одиннадцати классов все родители и дети ждали с нетерпением», – отметила Орехова.

При 11-классном образовании учебный процесс не прерывается, и дети смогут подготовиться намного лучше и глубже, прогнозирует она.

«При 11-летнем образовании ребенок не меняет среду и коллектив, и мне, как родителю, намного проще его контролировать, не нужно беспокоиться о том, как он адаптируется в новом коллективе», – сказала жительница Ташкента Нонна Хуршудова.

Возможность пребывания детей в одной и той же системе в течение 11 лет намного лучше, чем включение их в профессиональные колледжи через 9 лет, утверждает учительница средней школы Ташкента Светлана Тен.

«Это очень важно для развития тех детей, которые будут заниматься в будущем фундаментальными науками, будут развивать теоретические дисциплины», – сказала она в интервью «Каравансараю».

«Я бы не хотел учиться в колледже, так как в моей школе учатся все друзья из моего района. В колледже же собираются ребята со всего города, и я очень не хотел переходить в новый коллектив, я опасаюсь конфликтов», – сказал ученик 9-го класса из Ташкента Бахтиер Дехканов.

ТАШКЕНТ — Изменения в сфере государственного образования Узбекистана – это результат провала предыдущей реформы, разочаровшей и обеспокоившей родителей и детей.

Недавно назначенный заместитель министра государственного образования Алишер Садуллаев будет отвечать за переход от девятилетней системы начальных и средних школ к 11-летней.

Двадцатидвухлетний Садуллаев – самый молодой член кабинета министров в истории Узбекистана, будет реализовывать решение правительства от 5 июля о переходе на 11-летнюю систему.

«В 2009 году в Узбекистане было принято решение ввести 12-летнее обязательное среднее образование вместо 11-летнего, – сказала «Каравансараю» преподаватель одной из ташкентских школ Надежда Орехова. – Оно подразумевает собой 9 лет в школе и 3 года в профессиональном колледже или лицее».

Эта система имела свои недостатки, сказала она.

«Качество образования в колледжах было низким, а в самом трудном подростковом возрасте дети подвергались стрессу из-за смены коллектива», – сказала она.

Начиная с 2017-2018 учебного года, у выпускников 9 класса будет выбор: либо оставаться в средней школе еще два года, либо поступать в трехлетний профессиональный колледж или академический лицей, сообщает в своем заявлении от 5 июля Министерство народного образования.

Те, кто поступает в университет, могут подавать документы в конце 11 лет обучения.

Споры были вызваны насильственным инцидентом

Шокирующий инцидент в мае заставил многих узбекистанцев задуматься над эффективностью системы 9 + 3.

В медицинском колледже имени Боровского в Ташкенте группа студентов избила своего сокурсника Джасурбека Ибрагимова, который месяцем позже скончался от нанесенных побоев.

После трагедии, которая, по мнению многих, свидетельствовала о последствиях попадания слишком молодых учеников в незнакомую среду, официальные лица проявили решимость бороться с насилием среди молодежи.

Одним из решений было вернуться к предыдущей системе, позволяя детям из одного и того же района оставаться вместе в течение 11 лет.

«В старших классах дети формируются как личности, сплачиваются в команде. Именно в этот период их нельзя отлучать от адаптированной, привычной для них среды», – сказал президент Шавкат Мирзиеёв 16 июня во время посещения школы №78 в городе Ташкенте.

Преподаватели и студенты поддерживают решение

«Возвращения одиннадцати классов все родители и дети ждали с нетерпением», – отметила Орехова.

При 11-классном образовании учебный процесс не прерывается, и дети смогут подготовиться намного лучше и глубже, прогнозирует она.

«При 11-летнем образовании ребенок не меняет среду и коллектив, и мне, как родителю, намного проще его контролировать, не нужно беспокоиться о том, как он адаптируется в новом коллективе», – сказала жительница Ташкента Нонна Хуршудова.

Возможность пребывания детей в одной и той же системе в течение 11 лет намного лучше, чем включение их в профессиональные колледжи через 9 лет, утверждает учительница средней школы Ташкента Светлана Тен.

«Это очень важно для развития тех детей, которые будут заниматься в будущем фундаментальными науками, будут развивать теоретические дисциплины», – сказала она в интервью «Каравансараю».

«Я бы не хотел учиться в колледже, так как в моей школе учатся все друзья из моего района. В колледже же собираются ребята со всего города, и я очень не хотел переходить в новый коллектив, я опасаюсь конфликтов», – сказал ученик 9-го класса из Ташкента Бахтиер Дехканов.

Источник: http://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2017/08/02/feature-01

Студиорум
Добавить комментарий