Система образования в республике казахстан

Образование в Казахстане: этапы обучения

Система образования в республике Казахстан

Образование в Казахстане является постоянным воспитательным и обучающим процессом, который способствует развитию профессиональных и нравственных качеств граждан страны. В чем состоят особенности образования в стране, какие существуют гранты и стипендии и как осуществляется обучение иностранцев? На все вопросы мы ответим в этой публикации.

Особенности системы образования Казахстана

Система образования в Казахстане устроена таким образом, что учебные программы в республике принято делить на два типа: профессиональные и общие. Кроме того, есть несколько уровней. Так, образование бывает дошкольным, средним, высшим и последипломным, или, как его еще называют, послевузовским.

Среднее образование в республике (Казахстане)

Все граждане страны должны в обязательном порядке получить среднее образование. При этом также есть несколько уровней. В понятие среднего образования включают общее, начальное профессиональное и среднетехническое (или среднее профессиональное). В школу детей принимают с шести-семи лет.

У среднего образования есть три ступени: начальная школа (с первого по четвертый класс), основная (с пятого по девятый класс) и старшая (десятый и одиннадцатый классы).

Самые одаренные учащиеся могут учиться по специальным программам в учебных заведениях, рассчитанных на одаренных детей, где те могут наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Что касается начального профессионального образования, то срок его получения длится, как правило, от двух до трех лет, а получают его молодые люди в профессиональном лицее или школе (уже на основе общего среднего). Колледжи и училища рассчитаны на три-четыре курса.

Высшее образование в Казахстане

Для получения высшего образования необходимо сначала окончить школу, колледж или училище. Поступают абитуриенты после сдачи выпускных и вступительных экзаменов в форме единого стандартизированного тестирования, которое получило название ЕНТ.

Те, кто получил среднее образование до нововведения, могут написать другую работу. В их случае необходимо сдавать комплексное тестирование.

Граждане республики могут получать после успешного прохождения конкурса международную стипендию под названием “Болашак”, которая открывает возможность получить образование за границей.

Когда студент оканчивает вуз, он становится бакалавром (бакалавриат подразумевает четыре года обучения), специалистом (пять лет) или же магистром (шесть лет). Второе высшее образование в Казахстане можно получить только на основе контракта. При этом обучение проходит в ускоренном темпе, за два-три года.

Ведущими вузами признаны Евразийский национальный университет, КазНУ им. Аль-Фараби, Карагандинский государственный университет и мн. др.

Последипломное образование

Для того чтобы получить профессиональную последипломную подготовку, казахстанцы должны быть специалистами или магистрами. Такое обучение принято разделять на аспирантуру, ассистентуру и докторантуру.

Жителям страны может присуждаться после успешного прохождения конкурса международная стипендия, которую они могут потратить на получение образования за границей.

Аспиранты учатся не больше 4 лет, ассистенты – не больше 3 лет, а докторантура длится, как правило, три года.

Стипендии и гранты

Согласно законодательству Казахстана, все граждане могут получить среднее и начальное профессиональное образование бесплатно, а уже по прохождении конкурса – гранты на бесплатное среднее профессиональное, высшее и последипломное образование (в том случае, если это первое образование).

Также существует система государственных кредитов. Такие образовательные займы выдаются также на основе конкурса. При этом учитываются баллы сертификата, который выдают после прохождения тестирования ЕНТ.

Гранты могут получать на основе преимущественного отбора те, кто побеждал в олимпиадах уровня республики и более высоких соревнованиях.

Образование для иностранцев

Иностранцы, которые на постоянной основе живут в Казахстане, могут получить образование так же, как и граждане республики. Это утверждено законодательной базой страны, рядом международных договоров и т. п.

Образование в Казахстане постоянно развивается, система совершенствуется в соответствии с требованиями времени.

Однако право на бесплатное обучение и возможность получения государственных стипендий остается основообразующим фактором как для граждан страны, так и для иностранцев и лиц, которые не имеют гражданства.

Историческая справка

Год образования Казахстана как отдельного государства стал отправной точкой в начале реформирования образовательной системы в стране.

В начале 20 столетия большая часть детей учились в медресе, где учеба касалась лишь религиозных вопросов и была достаточно ограниченной.

До революции 1917 года здесь было только несколько школ с казахским и русским языками обучения. В советское время ситуация изменилась.

Год образования республики Казахстан уже в качестве независимого государства положил начало основательным реформам в данной сфере.

В начале 90-х годов в стране было около 8,5 тысячи средних школ, в которых обучалось более 3 млн детей. В то же время около 272 000 студентов занимались в 61 высшем учебном заведении Казахстана (из них примерно 54 процента – казахи, а 31 процент – русские).

В 1995 году, в соответствии с Конституцией государства, среднее образование стало официально обязательным. Высшие учебные заведения стали принимать абитуриентов на основе конкурса.

Международное сотрудничество

Образование, наука республики Казахстан развиваются под государственным и международным контролем и покровительством. Это касается как средних школ, так и вузов.

В 2000 году власти Казахстана и Таджикистана направили свою деятельность на организацию международного института. Он должен был иметь название Университета Центральной Азии и стать первым в мировой практике заведением подобного рода. Подразумевали, что организация будет иметь три кампуса, а корпус в Казахстане строили недалеко от столицы.

В 2003 году Азиатским банком развития был выделено государству 600 тысяч долларов для технического обеспечения. С Казахстаном в сфере образования также сотрудничали члены Корпуса мира как представители организации неправительственного характера.

2006-й стал годом визита в страну Кондолизы Райс. Она в своей речи по поводу посещения школ и высших учебных заведений республики отметила их высокий уровень. По ее словам, это должно стать фактором успешного развития государства.

Языки обучения в Казахстане

Согласно статистике, которая была обнародована в 2009 г., из более 2,5 млн детей, обучающихся в государственных средних учебных заведениях, казахский язык обучения выбрало около 60 процентов, русский – примерно 35 процентов, а узбекский – 3 процента. Общее количество школ, где преподавание ведется на государственном языке, в настоящее время растет.

Таким образом, в октябре 2009 года более 60 % учащихся школ и 48 % учащихся вузов обучались на казахском.

Министр образования Казахстана отметил в 2010 г., что русские средние учебные заведения специально не закрываются государством.

И только родители школьника могут выбирать, в какую школу стоит отдавать детей.

При этом министр образования также акцентировал внимание на том, что русский язык преподавания остается примерно в 30 % средних учебных заведений, и эта цифра на самом деле далеко не маленькая.

С 2010 года изучение истории страны в казахстанских школах ведется официально только на казахском.

Уже в 2011-м данные статистики показали, что количество студентов вузов, которые обучаются на государственном языке, составляет более 300 тысяч (это более 50 % студентов).

У молодых жителей страны мотивацией для изучения родного казахского является то, что это дает пропуск к получению грантов на образование, способствует продвижению в карьере, в том числе в правительстве и юридической практике.

В большинстве своем граждане республики, кроме государственного языка, обучаются также на русском. Однако есть и несколько видов национальных школ. Они могут быть таджикскими, узбекскими и уйгурскими. При этом их выпускники могут выбирать, на каком языке проходить единое тестирование. Но выбор может быть сделан только в пользу русского или казахского.

Статистика 2014 г. подтверждает тезис о том, что в школах и вузах учащиеся в количестве более 50 % выбирают государственный язык. Это говорит в пользу популяризации казахского языка в системе образования.

Источник: http://.ru/article/287427/obrazovanie-v-kazahstane-etapyi-obucheniya

Система образования в Казахстане

Система образования в Казахстане

Обязательное образование в Казахстане предусматривает обучение в течение 11 лет. Обычно дети начинают ходить в школу в возрасте шеста или семи лет. С трех до шести лет они могут посещать детские сады (дошкольные учреждения).

Начальная ступень образования, 1-6 классы, охватывает учеников до 11 лет, среднее образование — до 17 лет.

когда почти все ученики проходят Единое национальное тестирование (ЕНТ), которое одновременно является и вступительным экзаменом в вузы, и выпускным экзаменом по окончании школы.

Организация учебных заведений

Организация учебных заведений необязательно совпадает с вышеописанными уровнями. В малонаселенных сельских районах, которые по закону имеют право открыть школу при наличии минимум пяти детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению, наблюдается тенденция к многоуровневым школам.

После 9 класса дети могут остаться в общих (общеобразовательных) средних школах или поступить в профессионально-технические училища (лицеи), гуманитарные средние школы (гимназии), начальные профессионально-технические заведения, предлагающие базовое профессиональное образование, или колледжи, предлагающие среднее профессиональное и высшее профессиональное образование.

В колледжах студенты имеют возможность окончить старшую ступень среднего образования, если поступили после 9 класса, и/или пойти на курсы высшего образования; либо пойти на курсы высшего образования после 11 класса.

Выпускники высших курсов колледжа могут поступить в университеты после первого или второго курса с последующим получением степени бакалавров, но, как поясняется в Главе 2, системного механизма для этого продвижения нет. Государственный закон об образовании предусматривает равный доступ и право на качественное образование для всех граждан Казахстана.

В «Национальном докладе о состоянии и развитии образования в РК», также известном как Национальный доклад об образовании, комментируется степень достижения этой цели.

В нем, в частности, отмечается, что отсутствие дошкольного образования снижает возможности освоения учебной программы начального образования; что контингент детей, проходящих обучение в дошкольных учреждениях, в последнее время растет, но возможности получения дошкольного образования распределены географически неравномерно; особенно низок охват дошкольным обучением в областях, (регионах) с преобладающей долей сельского населения; данный показатель за 2004 год по Казахстану -23,6% детей в возрасте 1-6 лет, охваченных дошкольным образованием, — несоизмерим, например, с показателями по Японии -96,8%, России — 87,2% и США — 60,8%.

Тот же самый источник приводит следующие данные за 2004 год по охвату обязательным школьным обучением; 99,7% — для возрастной группы 7-10 лет; 97,6% — 11-15 лет и 89%, не считая коррекционных учреждении, для возрастной группы 16-17 лет. К 2005 году эти показатели выглядели следующим образом: 99,3% — для 7-10-летних, 99,8% — для 11-15-летних и 86,7% — для 16-17-летних; на 41 школьника приходился 1 компьютер, по сравнению с 62 учениками в 2000 году.

Национальный доклад об образовании

Выявил определенные проблемы, связанные с обязательным школьным обучением, которые выливаются в проблемы качества, доступности и достижений высшего образования.

Согласно Национальному докладу об образовании прослеживается явная зависимость между уровнями образования и бедности, а доступ к качественному образованию остается, по большому счету, прер огативой городского населения, Поскольку среднее образование расценивается как подготовка к дальнейшему профессиональному или высшему образованию, выпускники большинства средних школ не получают профессиональной квалификации, дающей доступ к рынку труда.

Несмотря на то, что общее качество подготовки преподавательского состава в среднем общем образовании растет, оно снизилось в начальном звене образования, начальных и средних профессионально-технических школах и колледжах, за счет того, что квалифицированные преподаватели из-за низкой оплаты труда уходят в сектор промьппленности, где’ зарплата в три-четыре раза выше учительской. По сравнению с более конкурентоспособными странами, статус педагогического работника в Казахстане достаточно низок, как и зарплата, относительно ВВП, и никаких надбавок за различия в работе, рабочей нагрузке или профессиональных навыках, пользующихся спросом на рынке труда, нет. Зачастую школьные здания находятся в плохом состоянии, многие из них не отвечают требованиям по обеспечению современного качественного образования. По данным доклада, школьники Казахстана имеют чрезвычайно высокую учебную нагрузку, по сравнению со среднемировым уровнем, что приводит к ухудшению здоровья.

Как отмечается в Национальном докладе об образовании, трудно оценить уровень подготовки казахстанских выпускников ввиду отсутствия международно-сопоставимой информации о показателях школ и в связи с тем, что страна еще не принимала участия в международных студенческих обзорах.

Однако Казахстан планирует участвовать в обзоре ТТМSS (Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования), проводимом IЕА (Международная ассоциация по оценке учебных достижений) в 2007 году- Являясь полноправным членом IЕА, Казахстан получит доступ к полной информации о показателях страны в сравнении с другими странами.

Уровень подготовки выпускников

Авторы смогли оценить уровень подготовки казахстанских выпускников школ только через Национальные информационные центры по академическому признанию, созданные в соответствии с Лиссабонской конвенцией 1997 года- Данная Конвенция, участником которой является Казахстан, касается международной эквивалентности квалификаций для поступления в вузы и продвижения высшего образования. Британский NARIC сообщил, что они приравнивают проходной балл Единого национального тестирования Казахстана (БНТ) хорошим баллам по нескольким экзаменам GCSE в Англии.

Экзамены GCSE — это предметные экзамены, которые английские ученики сдают в возрасте 16 лет после 11 лет обязательного обучения;, за два года до сдачи экзаменов уровня А (экзаменов повышенного уровня сложности), которые позволяют им поступить в Британский университет.

Таким образом, казахстанские выпускники школ в настоящее время не смогли бы поступить в британские и другие европейские университетах без предварительного получения дополнительной квалификации или особого отбора по программе «Болашак» (Президентская стипендия, позволяющая молодым людям из Казахстана, прошедшим предварительный конкурсный отбор, бесплатно получить образование за границей, см. Главу 7). Это говорит о том, что показатели подготовки выпускников школ еще не отвечают международному уровню, что ограничивает международную мобильность студентов из Казахстана.

Не так давно Правительство Казахстана взяло на себя обязательство провести важную реформу, которая сможет решить многие из описанных выше проблем. Уже в 2007 году срок обязательного обучения увеличится до 12 лет.

Заключение

Таким образом, возраст обычного выпускника школы будет равен 18 годам.

Новый 12-й год призван охватить программу, в настоящее время преподаваемую в первый период четырехлетнего обучения на степень бакалавра, позволяя сократить срок получения этой степени до трех лет.

Данные изменения значительно скажутся на средних школах и вузах, а также на семьях, имеющих школьников и студентов. Предстоит реорганизовать многие школы.

Правительство планирует решить проблему низких показателей малокомплектных сельских школ путем объединения школьников 11 -х и 12-х классов в школы, обслуживающие более обширную территорию.

Колледжи будут принимать студентов после окончания 10-го или 12-го, а не 9-го или 11-го классов, как сейчас. Стандарты и учебные программы средних школ, колледжей и университетов потребуют значительных изменений.

ЕНТ, направленное на оценку уровня знаний, полученных по окончании И классов, в том виде, в котором оно проводится сейчас,, более не будет отвечать предъявляемым требованиям.

Источник: http://www.kazportal.kz/sistema-obrazovaniya-v-kazahstane/

Как и почему изменится система образования в Казахстане?

Присутствовали не только казахстанские депутаты, учителя, директора школ, но и представители международных организаций. Они давали советы, одобряли идеи и соглашались (или не соглашались) с реформами.

Запад недоволен

Представители ЮНЕСКО и Всемирного банка однозначно дали понять, что существующим образованием в РК они недовольны. Однако Казахстан, по их мнению, идёт в правильном направлении – к будущему, где дети смогут находить применение своим знаниям и способностям.

“Нам нужно, чтобы системы образования предоставляли учащимся возможность получить навыки, которые необходимы для успешного существования в XXI веке. Мир быстро меняется, мобильность людей растёт. Скорость информации возрастает. И всё это значит, что в XXI веке на рынке труда требуются совсем другие навыки, нежели ранее.

Для того, чтобы учащиеся были успешными в рамках такого общества, им нужно разработать как технические навыки, так и финансовую грамотность. Но также им нужно уметь искать и фильтровать информацию. Один из таких навыков касается информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Стоит отметить, что большинство школ в Казахстане уже использует ИКТ-инструменты в образовании. Проблема в том, что нужно не только использовать цифровые технологии, но нужно использовать их так, чтобы трансформировать процесс образования.

Международная практика в таких странах, как Финляндия, показывает полную интеграцию ИКТ в образовательный процесс, позволяет лучше обеспечить подготовку учащихся и затем использовать ИКТ в профессиональных целях.

ЮНЕСКО поддерживает развитие ИКТ как в рамках программ планирования и управления, так и в рамках онлайн-обучения с обеспечением доступа к образовательным ресурсам”, – заявила Криста Пиккат, директор Бюро и представитель ЮНЕСКО в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.

Большинство школ в Казахстане уже использует ИКТ-инструменты в образовании / фото с сайта infourok.ru

Главными причинами неэффективности действующего казахстанского образования представители международных организаций называют неквалифицированные кадры, неравенство в инфраструктуре городских и сельских школ.

А в качестве доказательства приводят результаты международного теста, где школьники Казахстана заняли далеко не первые места.

Если в международном тестировании TIMSS наши школьники, ученики 4 и 8 классов, заняли 7-е место по математике и 9-е по естествознанию, то результаты PISA вообще не впечатляют.

“Есть подводный камень. Проблема состоит в том, что такой большой средний балл в TIMSS был достигнут за счёт успевающих учеников, которые оставили далеко позади себя большой контингент неуспевающих.

Для сравнения, здесь много говорилось о Сингапуре, Финляндии, я хочу сказать, что эти страны традиционно занимают первые места в этом рейтинге, в этом тестировании, и их высокий балл достигается за счёт общего уровня, за счёт большинства участников, – объясняет Сусанна Айрапетян, старший координатор социального сектора Всемирного банка по региону Центральной Азии. – PISAв отличие от TIMSS направлена на выявление навыков по трансформации академических знаний в решение прикладных задач. И в этом плане казахстанские школьники не очень хорошо себя зарекомендовали: среди 72 стран 50-55-е место. Страны, в группе которых находится Казахстан, намного лучше себя зарекомендовали. Есть разрыв в баллах по уровням доходов, есть разница между городскими и сельскими школами. Эти два тестирования показали уязвимые места среднего образования. Учителя в Казахстане недостаточно владеют современными педагогическими методиками, позволяющими развивать критическое мышление у учеников, использовать навыки в решении практических, нестандартных задач”.

В пример Казахстану ставят образование в Финляндии / Фото с сайта mtdata.ru

Об уровне квалификации педагогов, по мнению международных экспертов, говорит заработная плата. Непривлекательная оплата труда просто не может вовлечь в профессию самых талантливых и умных абитуриентов. Здесь в пример Казахстану снова привели Финляндию.

“Они из аграрной малоразвитой страны за какое-то время сделали огромный прорыв к высокотехнологической стране только благодаря тому, что сделали огромные внедрения, и правильные внедрения, в систему образования. В том числе подняли резко зарплаты и престиж учителей, чтобы привлечь наиболее талантливых и успешных специалистов к преподаванию. Такому примеру надо последовать и в Казахстане тоже.

Не секрет, что в постсоветском пространстве зачастую на педагогические специальности шли те, кто не мог поступить в другие вузы. И эта тенденция повторяется. Надо кардинально изменить всю модель обучения педагогического состава. Чтобы изначально там учились только самые лучшие и талантливые. Как в Финляндии – только 10 процентов выпускников туда могут поступить”, – считает Сусанна Айрапетян.

Как изменятся школы Казахстана

Министр МОН РК Ерлан Сагадиев в свою очередь отметил, что образование в Казахстане уже не будет прежним. И запланированные новшества не отменят.

“Не будут 18 миллионов человек топтаться на месте”.

В школу с пяти лет

В 2019 году МОН РК собирается внедрить нулевой класс. Причём учиться там дети будут с пяти лет. Учителей для пятилеток начнут готовить со следующего года.

“Букварь будет базовым учебником нулевого класса. Мы апробировали данный учебник. В следующем году мы как раз будем готовить учителей”, – заявил Сагадиев.

Пятидневка

С этого года уже 85% школ перешли на пятидневное обучение. По данным министра, нелегко приходится ученикам 300 казахстанских гимназий и лицеев, у которых в день проводится по 8 уроков. Однако министр отметил, что родители не против такой системы.

Учебники

К старым учебникам казахстанцы однозначно не вернутся. Министр считает, что новое содержание образование требует и нового подхода к учебникам.

“Новые учебники ориентированы на достижение не только предметных знаний, основанных на заучивании, но и практических навыков, развитие критического мышления, постоянный анализ, самостоятельный поиск информации и коммуникативной грамотности. Это основа готовности к взрослой жизни в условиях современного мира.

Если можно, по учебнику русского языка я отдельно прокомментирую. Что касается сказки Петрушевской. Сейчас много об этом пресса говорит. Во-первых, из 5000 предложений, полученных за 9 месяцев от экспертов, учителей и заинтересованных родителей, не было ни одного предложения по этой сказке.

Почему? Потому что она находится в учебниках русского языка с 2004 года. Ребёнок получает по этому упражнению всего 6 заданий из 1200 за год. Мы получили высокую оценку российских экспертов. Не может быть двух русских языков. Один, на котором мы говорим, которым дети пользуются каждый день, и другой – как музейный экспонат.

И то и другое – великий могучий русский язык. Мы обновляем содержание по поручению Президента. Мы заставляем ребёнка думать обо всём. Даже о языке, на котором он говорит. Иначе мы не сможем выбраться с 55-го места, на котором мы сейчас находимся.

Всегда будут недовольные, в прошлом году они тоже были, но мы не можем позволить 18 миллионам человек годами топтаться на месте. Что, к сожалению, происходило в системе образования”.

Казахский язык

Дети в школах с неказахским языком обучения будут изучать государственный язык по новой системе.

“Перевод текстов и механическая зубрёжка правил не являются больше самоцелью. Главное, чтобы дети как можно быстрее начали говорить на казахском. Новые учебники для 1, 2, 5 и 7 классов уже разработаны со словарными минимумами, с учётом этих требований”, – пояснил Ерлан Сагадиев.

Английский язык

Через два года во всех казахстанских школах в 10-11 классах 4 предмета будут вестись на английском языке. Министерство уже подготовило полторы тысячи учителей-предметников.

В следующем году планируют, что таких учителей будет 5 тысяч.

Однако министр Сагадиев отметил, что если по каким-то причинам не успеют этого сделать, то обязательно внесут коррективы по внедрению в школы предметов на английском языке.

Гранты и отмена ЕНТ

В этом году в высшие учебные заведения было выделено 36,5 тысячи грантов. Однако из-за распределения бюджетных мест по специальностям возникает множество вопросов.

“Например, по специальности “общая медицина” даётся 3000 грантов, а в стоматологии – 45. На педагогику – 8000 грантов, а по специальности “экономика” – 46. Конечно, те, кто поступает на экономику, даже если 105 баллов набрали – они не поступят на грант.

А на педагогические специальности поступают даже те, кто набрал 65 баллов. В обществе этот вопрос вызывает большой резонанс. Мы всё это видим.Также партия “Ак жол” предлагает отменить ЕНТ для тех, кто поступает в вузы на платной основе.

Этот вопрос сейчас обсуждается, предлагается оставить ЕНТ только как систему распределения грантов”, – отметил Ерлан Сагадиев.

Модернизация общественного сознания

Она отразится и на учебниках казахстанских школьников. По словам министра, в рамках этой программы разрабатывается учебник “Краеведение”, по которому школьники будут изучать историю родного края на основе культурно-исторических памятников и исторических личностей регионов.

Малокомплектные школы

Сегодня в республике 7450 школ, из них 43% малокомплектные. В таких школах учится 205 тысяч детей – это 7% от всех учащихся республики, и работают 55 тысяч педагогов – это 20% от всех учителей.

“В прошлом году началась подготовка педагогов по смежным специальностям с упором для МКШ. Этого не было с 2007 года. Все этот вопрос постоянно поднимали.Теперь готовим по химии-биологии, математике-физике, географии-истории и т.д. для МКШ. Парные предметы для одного преподавателя”, – объяснил Ерлан Сагадиев.

Полномочия попечительских советов

В этом году во всех школах страны заработали попечительские советы. Именно родители отныне будут решать, на что собрать и как потратить средства в школе. Однако, по заверению министра, уже в ближайшем будущем полномочия совета будут расширены.

“В этом году одним из важнейших направлений будет дальнейшее формирование и укрепление попечительских советов школ, с передачей им все более широкого спектра полномочий, вплоть до согласования назначения директоров школ.

Попечительский совет становится одним из важнейших органов в организации внутренней жизни школы и контроля за тем, что в школах происходит. Уже сегодня он помогает составлять удобное для всех расписание, согласовывает дополнительные предметы.

Этот процесс будет расширяться, но поэтапно и планомерно. Ничего неожиданного не будет”, – заявил Ерлан Сагадиев.

Новые школы

Проблему переполненных школ в ближайшее время однозначно не решить. Государству это просто не под силу. Сейчас в республике строится 112 новых школ. Однако этого очень мало.

Только за первое полугодие в Астану переехало около 45 тысяч человек, 20 тысяч из которых – дети. За массовой миграцией государство просто не успевает. По приблизительным подсчётам, только для этих приезжих нужно сдать сразу 15 новых школ.

Министерство предлагает привлекать бизнес к массовому строительству школ.

Заграница нам поможет?

Доклад министра Сагадиева и планы министерства очень понравились сотрудникам международных организаций. Представитель Всемирного банка отметила, что они готовы поддержать Казахстан в необходимых образовательных переменах.

“В этом деле мы как Всемирный банк готовы оказывать всяческое содействие. В августе было подписано соглашение о займе, о предоставлении 63 млн долларов для модернизации среднего образования в Казахстане. Мы надеемся, что в конце осени вы одобрите это соглашение”, – заявила Сусанна Айрапетян.

Источник: https://informburo.kz/stati/kak-i-pochemu-izmenitsya-sistema-obrazovaniya-v-kazahstane.html

Тема 2 система образования республики казахстан – pdf

Тема 2 система образования республики казахстан - pdf

Государственная политика Казахстана в области образования после 1991 года осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования в контексте задачи

Подробнее

Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы. 1. Паспорт Программы Наименование Программы Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы (далее Дорожная карта)

Подробнее

Март 2014г. Издательство «Роснаука» Научная мысль информационного века Профиль обучения, профильная школа, корпративный университет В данной статье приведены вопросы перехода к 12-летнему образованию в

Подробнее

Модернизация образовательных стандартов и прикладной бакалавриат Основные направления государственной политики в сфере образования в последние годы разработка и внедрение ФГОС, обеспечивающих большую гибкость

Подробнее

Комитет Совета Федерации по образованию и науке Рекомендации парламентских слушаний на тему “Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект” 2 декабря 2010 года г. Москва Участники

Подробнее

нальной подготовки современного специалиста во многом определяется его готовностью к профессиональной идентификации, обеспечивающей высокий уровень самопринятия себя как профессионала, быструю адаптацию

Подробнее

Статьи ЕЭИ 2 (15) апрель-июнь 12 ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 1 Юрий Енин Юрий Иванович Енин д.э.н., заведующий

Подробнее

Проект Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан на 2016 2020 годы В проекте документа обозначен ряд проблем, связанных с преобразованиями в общественной жизни и в области

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Подробнее

Перспективы развития инженерного образования для индустриально-инновационного развития Казахстана Казахский Национальный Технический Университет имени К.И.Сатпаева Г.М. Сарсенбаева Г.М. Сарсенбаева Казахстанская

Подробнее

ПРИОРИТЕТЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ Баймуханова Айжан Жакыпкызы Старший научный соотрудник Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина. г. Астана. Стратегией развития Республики

Подробнее

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Введение Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктрина) – основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным

Подробнее

ЗУЕВА Ольга Николаевна Доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной

Подробнее

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Введение Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее доктрина) основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет

Подробнее

10. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИССИИ ПО САМООБСЛЕДОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА Анализ материалов проведенного комплексного самообследования деятельности университета в период 2003 2007 гг. позволяет

Подробнее

«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 22 г. Химки Н. Н. Данилюк 04.09.2014 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением

Подробнее

Приложение 1 к Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 года Современное состояние системы начального профессионального и среднего профессионального

Подробнее

Концепция развития образования РФ до 2020 г. Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этим же распоряжением

Подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ от 22 августа 1996 года 125-ФЗ (с изменениями на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 февраля 2012

Подробнее

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Программе ПЛАН-ГРАФИК реализации мероприятий программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Балтийский

Подробнее

Концепция поддержки развития педагогического образования Введение Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение

Подробнее

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА РЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕШЕНИЕ l 29.06.2015 г. Минск О соверщеиствовании системы учре;нсдений высшего образоваиия Заслушав и обсудив образования Республики

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/33417109-Tema-2-sistema-obrazovaniya-respubliki-kazahstan.html

Система высшего образования Республики Казахстан

Конокбаева А.С.

Казахстан поставил перед собой стратегическую задачу – в ближайшие 10 лет войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Одним из ключевых приоритетов стратегии является развитие современного образования и передовой науки, так как уровень образования и развитие человеческого капитала – это два важнейших показателя, которые влияют на конкурентоспособность страны.

Опыт и практика развитых стран показывают, что эффективное функционирование и развитие этой сферы, в условиях глобализации и открытости мирового экономического пространства становится определяющим фактором успешного развития государства.

Современное общество, производство, рынки товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен.

Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования.

Данная тенденция четко обозначена в Концепции развития казахстанского образования до 2015 года, в которой одна из ключевых идей – это идея о необходимости формирования нового качества казахстанского профессионального образования, которому «необходимо обеспечить опережающее развитие», что, безусловно, играет большую роль в решении стратегической задачи – вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств [1].

Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы.

Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах.

Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой.

Процессы глобализации также требуют от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности. В условиях глобализации неизбежна универсализация содержания и технологий образования, которую невозможно остановить при существующих мировых информационных и коммуникационных системах в виде Интернет [2].

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны.

В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны.

В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.

Казахстанская система образования развивается в условиях устаревшей методологической базы образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного её вхождения в мировое образовательное пространство.

В системе высшего образования также стали нарастать отдельные негативные тенденции.

Снижение требований к поступлению в вуз при отсутствии соответствующего современным требованиям интеллектуального, кадрового, материально-технического потенциала отдельных вузов и их многочисленных филиалов, привело к чрезмерному росту количества специалистов, что привело к перенасыщение рынка труда невостребованными кадрами. Этому способствовала массовая подготовка по узкопрофильным специальностям, ориентированным только на стабильные отрасли и потребителей.

Отсутствие механизма взаимоучета наших образовательных программ и зарубежных аналогов, взаимопризнания документов об образовании сдерживают академическую мобильность студентов, преподавателей и специалистов обслуживающего и управленческого труда.

Улучшение экономической ситуации страны в начале нового столетия в целом позитивно отразилось на системе образования: возобновилось строительство новых школ; стали выделяться средства на укрепление материально-технической базы организаций образования.

Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем выступлении «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира» определил одним из наиболее главных направлений дальнейшую модернизацию социальной сферы, развитие системы современного образования и подготовку высококвалифицированных кадров [1].

По его мнению, за последние годы в республике произошли заметные изменения. Казахстан успешно внедрил признанную и самую распространенную в мире бакалаврско-магистрскую модель подготовки специалистов и полностью перешли на трехуровневую систему обучения: бакалавриат, магистратура, докторантура Phd [3].

О приверженности отечественных вузов общепринятым принципам университетского образования свидетельствует факт подписания нашими вузами Великой хартии университетов. Как известно, на сегодня 18 вузов Казахстана подписали данную Хартию. С 2007 года ведется целенаправленная работа по внедрению программы двухдипломного образования. Это новое начинание.

По международной программе «Болашак», которая инициирована Главой государства, ежегодно 3000 студентов обучается за рубежом. Однако на сегодняшний день очень много желающих получить зарубежное образование. Поэтому для этих целей Министерством образования и науки РК инициирована программа двухдипломного образования.

С 2004 года в 40 вузах республики проводился эксперимент по кредитной системе обучения, который получил положительную оценку академической общественности. В этой связи, с первого января 2008 года все вузы перешли на кредитную технологию обучения.

Она призвана обеспечить академическую мобильность студентов и преподавателей, признание отечественных образовательных программ и академических дисциплин за рубежом. Оценка качества образования носит открытый характер и проводится представителями академической общественности. В Казахстане создана национальная система аккредитации, учитывающая международные стандарты.

Литература: Приоритетные направления развития образования и науки на ближайший период” К.Е.Кушербаев, министр Образования и науки РК.

Из выступления на расширенном заседании Коллегии Министерства/”Актуальные проблемы высшей школы” 2000 год. №1,4, стр.15-23. Журнал “Высшая школа Казахстана”, № 1, 1999 г., стр. 15-24 Байденко В.И.

, Болонский процесс и высшая школа России: время выбора /В.И. Байденко // Высшее образование сегодня. – 2003. № 1. С.27.

Источник: http://be5.biz/ekonomika1/r2011/00155.htm

Студиорум
Добавить комментарий