Система образования в республике беларусь

Система образования в Республике Беларусь в контексте мировых тенденций

Система образования в Республике Беларусь

Система образования

в Республике Беларусь

в контексте мировых тенденций

12.1. Национальная система образования

в Республике Беларусь

Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают:

– подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;

– обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения;

– воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.

Формирование и развитие образовательной системы в Беларуси осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения.

Национальная система образования базируется на Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь как главном законодательном документе в области образования, законах «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребенка», других нормативно-правовых документах, регламентирующих ее деятельность.

В соответствии с положениями статей Кодекса об образовании структура национальной системы образования включает:

– дошкольное образование;

– общее среднее образование;

– внешкольные формы обучения;

– профессионально-техническое образование;

– среднее специальное образование;

– высшее образование;

– подготовку научных и научно-педагогических кадров;

– повышение квалификации и переподготовку кадров;

– самостоятельное образование граждан.

Система образования Республики Беларусь охватывает различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сады, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и средняя школы, гимназии, лицеи); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и др. профессионально-технические и высшие профессионально-техни–ческие училища; средние специальные (училища, техникумы, колледжи) и высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, высшие колледжи); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования – Министерство образования и науки, управления и отделы образования исполкомов местных Советов и подведомственные им учебно-методические учреждения.

Руководство образованием в Беларуси осуществляют органы государственного управления (Верховный Совет, Совет Министров), а также местные органы управления.

Министерство образования Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями.

Общее организационно-методическое руководство осуществляют управления и отделы образования исполкомов местных Советов.

Развитие национальной системы образования базируется на следующих принципах:

– приоритет общечеловеческих ценностей;

– национально-культурная основа;

– научность;

– ориентация на мировой уровень образования;

– гуманизм;

– экологическая направленность;

– преемственность и непрерывность;

– единство обучения, духовного и физического воспитания;

– поощрение таланта и образованности;

– обязательность базового образования.

Дошкольное воспитание и образование осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях – государственных, частных, коллективных, смешанных, куда принимаются дети в возрасте до шести (семи) лет.

Школьное образование включает три ступени: начальную (четыре года обучения – с шестилетнего возраста); базовую (девять лет обучения) и общую среднюю (одиннадцать лет обучения – X–XI классы общеобразовательных школ, гимназий и лицеев).

Высшая школа представлена государственными и негосударственными высшими учебными заведениями. Обучение в государственных вузах производится на бюджетной и платной основах.

Реформа высшего образования, начавшаяся в 1990 году предусматривает также значительное совершенствование воспитания студентов, которое ориентировано на формирование у будущих специалистов духовно-нравственных ценностей, интеллигентности, активной гражданской позиции, высокой профессиональной культуры.

12.2. Анализ состояния современной практики образования

Ситуация, сложившаяся в начале XXI века в системе образования Республики Беларусь, России, других стран СНГ, по разному классифицируется аналитиками и исследователями. Некоторые из них оценивают состояние системы образования как достаточно стабильное, отвечающее современным требованиям.

Однако большинство исследователей указывает на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования; некоторые из них называют современное состояние образования кризисным.

Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования:

– гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

– введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями;

– разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по дисциплинам;

– становление негосударственных образовательных учреждений;

– переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов;

– разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

– использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования (средства спонсоров и пр.).

К негативным тенденциям в образовании можно отнести следующие.

Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств:

– неспособность детей справиться с учебной программой;

– усложненные и перегруженные учебные программы и учебники;

– чрезмерная учебная нагрузка учащихся.

Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением.

Результаты исследований (Институт возрастной физиологии Российской академии образования) показали, что более половины обращений учителя на уроке носят императивный характер, большая часть замечаний педагога имеет авторитарное содержание.

От подобных замечаний у учащихся развиваются страх и напряжение; они живут и учатся с ощущением постоянного конфликта с педагогом. Неудивительно, что в классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше.

Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Современная школа ориентирует учебный процесс на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника.

Бюрократизм и формализм в системе образования, проявляющиеся в дидактоцентризме и предметоцентризме.

Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса.

Урок с жесткой структурой и обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем, оценкой – не способствует эффективному развитию у школьников критического, творческого мышления, выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника.

Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. учебных дисциплин недостаточно служит целям самопознания личности и познания окружающего мира.

Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы.

Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.

Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.

В условиях кризиса воспитания формируются негативные черты растущей личности: социальная зависть; агрессивность; нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, позициям, другим культурам и религиям; низкий уровень эстетического восприятия действительности; покорность перед более «сильными» и презрение к тем, кто «слабее» в социальном, психологическом и физическом смысле; низкий уровень культуры общения.

12.3. Направления совершенствования системы высшего

образования в Республике Беларусь

Следует различать реформы и педагогические инновации. Реформой называют те нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы.

Педагогические инновации всегда являются результатом деятельности людей внутри системы образования. Педагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Таким образом, к педагогическим инновациям можно отнести изменения в содержании образования (учебные планы, программы и т. п.); во внутренней организации деятельности учебного заведения; в отношениях «обучающий – учащийся»; в методах обучения.

Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе не только внешне, организационно, но и внутренне, психологически.

Учебная деятельность студента вуза построена так, что не преподаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квалификации. Преподаватель помогает студенту выработать соответствующие умения учиться самостоятельно, а, значит, несколько иначе, чем в школе.

учебного материала в рамках развивающего обучения должно быть таким, чтобы его усвоение развивало у обучаемых основы мышления. Поэтому при отборе содержания учебного материала для преподавания ориентироваться нужно на теоретические положения, а не факты, явления, процессы, события.

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в стране выступают:

– повышение качества высшего образования;

– формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

– воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:

– структурно-организационных изменений, направленных на совершенствование структуры высшего образования;

– содержательно-технологических инноваций, связанных с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях;

– создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов. Ресурсное обеспечение включает следующие виды: нормативно-правовое (Закон о высшем образовании; Классификатор специальностей и квалификаций и др.); кадровое; материально-техническое; финансовое.

Перемены в обществе потребовали определенных изменений, реформирования практически всей системы образования. Реформа высшего образования началась в 1990 г. и предусматривала три этапа.

Первый – формирование новой структуры высшей школы, второй – отработка и внедрение новых структур, третий – закрепление нормативно-законодательной базы и приведение национального высшего образования в соответствие с международными стандартами.

Вместе с тем развитие производства и общества, обобщение прогрессивного и негативного опыта в деятельности высшей школы в период реформирования потребовали корректировки задач, принципов и путей совершенствования высшего образования в стране. Первым шагом в этом направлении стало создание классических университетов в каждой области Беларуси, а также дальнейшее развитие региональных вузов и филиалов столичных высших учебных заведений.

Следующий шаг – совершенствование порядка приема в вузы был связан с необходимостью достижения принципа равного доступа к получению высшего образования, выравнивания подготовки выпускников городских и сельских школ, осуществления централизованного тестирования при проведении экзаменов и т. д.

Кроме того, предполагается широкое использование экстерната на базе информационных технологий и дистанционного обучения.

Предусмотрено также уменьшение количества обязательных занятий и расширение объемов самостоятельной работы студентов с возможностью учиться по индивидуальным планам при сохранении установленных соотношений фундаментальных и специальных дисциплин. При оценке знаний все большее применение получают методы тестового контроля, рейтинговых показателей, аттестация.

Особое значение придается совершенствованию воспитания студентов, которое ориентировано на формирование у будущих специалистов духовно-нравственных ценностей, интеллигентности, активной гражданской позиции, высокой профессиональной культуры.

Процесс обновления структуры и содержания двухступенчатого высшего образования требует также совершенствования системы трудоустройства выпускников вузов Республики Беларусь, что предполагает определение новых ролевых позиций и сфер трудовой деятельности молодого специалиста:

– бакалавр представляется как исполнитель (самостоятельный работник в рамках полученной специальности);

– специалист – самостоятельный работник (преподаватель) организатор / руководитель в рамках полученной специальности и специализации;

– магистр – исследователь (преподаватель) руководитель в рамках области науки, образования или сферы производства.

Источник: http://kursak.net/sistema-obrazovaniya-v-respub-belarus-v-kontekste-mirovyx-tendencij/

Образование в Беларуси. А как у них?

Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

  • общее начальное образование (1 – 4 классы);
  • общее базовое образование (5 – 9 классы);
  • общее среднее образование (10-11 классы).

Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке.

Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта.

Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском:  белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

  • английский (около 72% учащихся);
  • немецкий (20 %);
  • французский (6%);
  • испанский (1,9%).

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.

Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия.

Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе.

В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.

В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Учителя в Белоруси

Работа учителей Республики Беларусьоснована на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:

  • учителя без категории;
  • учителя второй квалификационной категории;
  • учителя первой квалификационной категории;
  • учителя высшей квалификационной категории.

Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию.

В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям.

В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.

Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.

Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями.

Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно обследуют жилищные условия учеников, ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями.

Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.

Дежурство по столовой

В соответствии с программой информатизации школы постепенно переходят к системе «электронный журнал». Во всех школах классные руководители самостоятельно вносят итоговые оценки в единую республиканскую базу данных. Разрабатывается система оперативного размещения информации о посещаемости и успеваемости на образовательных ресурсах.

Экзамены

Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору.

По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам),  белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося).

Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).

Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ).

Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование.

В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале.

Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.

Образование после школы

Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования.

119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.

Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.

В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.

В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» 1997 года.

Это упростило процедуру признания дипломов белорусских высших учебных заведений, способствовало привлечению иностранных студентов на учебу в Беларусь.

В Белорусском государственном медицинском университете в настоящее время обучается более 10% иностранных студентов.

Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан.

Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента.

Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.

Студенческая деревня в Минске

Структура высшего образования включает две ступени. Первая  ступень  обеспечивает   получение  квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая  ступень (магистратура)  подготавливает специалистов в  сфере  науки, высшего и среднего специального  образования, органов  государственного  управления,  на руководящие должности во все  отрасли  экономики.

Фотографии предоставлены автором.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/172-1-0-5597

Образование в Беларуси

Около 1 млн учащихся приступают к занятиям в общеобразовательных учреждениях Беларуси 1 сентября

Белорусское образование высоко ценится во всём мире, поэтому обучение в Беларуси привлекает множество иностранных студентов

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.

Школьное образование в Беларуси

Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет.

Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.

Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

В системе образования Беларуси используются два официальных языка русский и белорусский.

Дальнейшее образование в Беларуси

В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов:

  • классические университеты
  • профильные университеты и академии
  • институты
  • высшие колледжи

Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной, вечерней либо заочной.

Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана на 4-6 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.

В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования.

В мае 2015 года Беларусь официально стала участником Болонского процесса – Европейского пространства высшего образования.

Могут ли иностранные студенты учиться в университетах Беларуси?

Много иностранных студентов обучаются в высших учебных заведениях Беларуси. Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Его стоимость зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Как иностранные студенты поступают в университеты Беларуси?

После того, как абитуриент выбрал специальность и высшее учебное заведение, ему следует обратиться в вуз для получения приглашения на учебу. Для этого в учебное заведение отправляются следующие документы:

  1. заявление-анкета иностранного гражданина (образцы размещаются на сайтах вузов);

  2. нотариально заверенная копия документа об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

  3. нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;

  4. копия страниц национального (или заграничного) паспорта с фотографией, фамилией;

  5. нотариально заверенная копия медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу.

Затем необходимо оформить визу, разрешающую въезд на территорию Республики Беларусь.

По прибытии в Беларусь на рассмотрение приемной комиссии вуза предоставляется следующий пакет документов:

  1. заявление-анкета установленного образца о приеме на обучение;

  2. оригиналы документов об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

  3. оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения иностранного гражданина в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу;

  4. медицинский сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный официальным органом здравоохранения страны прибытия кандидата на учебу;

  5. заверенная в установленном порядке копия свидетельства о рождении;

  6. 6 или 8 фотографий размером 4х6 см.

Национальный паспорт с визой на въезд в Республику Беларусь предъявляется иностранным гражданином лично.

Документы можно предоставлять как на белорусском или русском языках, так и на английском, французском, испанском, немецком. В таком случае необходимо приложить их перевод на белорусский или русский язык, заверенный нотариально.

Язык обучения в вузах республики – русский или белорусский. Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Беларуси годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Жилье для иностранных студентов

Все высшие учебные заведения Беларуси имеют отделы по обеспечению жильем, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это комфортно и достаточно дешево.

Где можно учиться?

В Беларуси более 50 учреждений высшего образования.

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: http://www.belarus.by/ru/about-belarus/education

Школьное и дошкольное образование

Школьное и дошкольное образование

В Республике Беларусь функционирует развитая система общегосреднего образования. Современная модель общеобразовательной школы включает начальное образование (I–IV классы); базовое образование (V–IXклассы); среднее образование (X–XI классы). Школьное образованиеначинается с 6 лет. Общее базовое образование (1-9 классы) являетсяобязательным.

В 2002 году в Беларуси была введена десятибалльная системаоценки знаний в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования взамен пятибалльной системы.

Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеютвозможность продолжить обучение в колледжах, лицеях ипрофессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднееобразование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общеесреднее образование в школе. Аттестат об общем среднем или среднем специальномобразовании является основным документом, дающим право на поступление в высшееучебное заведение.

Общее среднее образование – уровень основного образования,направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося,подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основаминаук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного ифизического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения,эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельномужизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень – начальное образование (I – IV классы);

II ступень – базовое образование (V – IX классы);

III ступень – среднее образование (X – XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общеебазовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляютобщее среднее образование.

На начало 2016/2017учебного года в республике насчитывалось 3155 учреждений общего среднегообразования с численностью учащихся в них более 982 тыс. человек, что на 13тыс. (на 1,4%) больше, чем на начало предыдущего учебного года.

В соответствии с демографической ситуацией и потребностьюрегионов идет оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений.При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографическиефакторы региона.

Образовательный процесс в общеобразовательных учрежденияхорганизован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневнуюучебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых,физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организациитрудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственныхобъектах.

В общеобразовательных учреждениях обязательными для изученияявляются два государственных языка – белорусский и русский, а также один изиностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский иликитайский.

Обеспечены права граждан, относящихся к национальнымменьшинствам, они изучают родной язык, культуру и традиции своего народа(граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотреныпомимо обязательных предметов факультативные занятия. Они проводятся по желаниюучащихся в группах по 3-5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможностьосваивать учебные программы на повышенном уровне. Уровень образования, егоконкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг стабильно высокие.

В целях повышения качества общего среднего образования с2015/2016 учебного года начат переход на относительную завершенность II ступении введено профильное обучение на III ступени общего среднего образования. С 1сентября 2015 г. десятые профильные классы открыты в 1118 учреждениях общегосреднего образования. Учебные предметы на повышенном уровне изучают около 29тыс. учащихся десятых классов.

С 2015/2016 учебного года открыты 103 профильных классапедагогической направленности, в которых 1220 учащихся изучают учебные предметына повышенном уровне.

Разработаны новые учебные программы по всем учебнымпредметам и методическое обеспечение допрофильной подготовки и профильногообучения учащихся. Учреждения общего среднего образования в плановом порядкеобеспечиваются необходимой учебной и учебно-методической литературой,укрепляется их учебная база.

Дошкольное образование

В стране хорошо развита система дошкольного образования. Ихотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти вшколу, посещают детские дошкольные учреждения. Их работники призваныобеспечивать уход, воспитание, обучение, развитие, оздоровление и коррекциюнарушений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с учетом ихвозрастных и индивидуальных особенностей.

Дошкольное образование осуществляется на базе яслей, детскихсадов и дошкольных центров развития ребенка. Значительную часть расходов насодержание малышей в яслях и детских садах берет на себя государство.

Помимо вышеупомянутых учреждений дошкольного образования вБеларуси также развивается система открытого дошкольного образования, подразумевающаянепосредственное участие родителей в процессе обучения детей, где родителивыполняют функции помощников воспитателей, руководителей кружков, секций истудий.

Развитие сети дошкольных учреждений Беларуси характеризуетсяустойчивым ростом.

Охват дошкольным образованием детей в республике является одним из самых высокихсреди стран СНГ: в возрасте от 1 года до 3 лет – 39,6% (в том числе в сельской местности – 21,7%), от 3 до 6 лет – 95,2% (в том числев сельской местности – 67,3%). Обеспечен равный доступ мальчикам и девочкам кполучению дошкольного образования, 100-процентный охват детей пятилетнеговозраста подготовкой к школе.

На начало 2016/2017 учебного года в республике работало 3879 учреждений дошкольного образования с общей численностью детей 418,1 тыс.человек. В текущем учебном году учреждения дошкольного образования посещают 75%детей дошкольного возраста. Подготовкой к школе в республике охвачены все детипятилетнего возраста.

В учреждениях дошкольного образования страны созданыздоровьесберегающие условия, благодаря которым наблюдается устойчивая тенденцияуменьшения количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Принимаются меры по научно-методическому обеспечениюобразовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

Источник: http://president.gov.by/ru/school_ru

Об образовании в республике беларусь

Страницы с 2 по 6

II. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Статья 14. Структура системы образования

Все государственные и негосударственные образовательные и воспитательные заведения на территории Республики Беларусь принадлежат к национальной системе образования республики, включающей:

  • дошкольное воспитание;
  • общее среднее образование;
  • внешкольное обучение и воспитание;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров;
  • самостоятельное образование граждан.

Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.

Статья 15. Дошкольное воспитание и обучение

Целью дошкольного воспитания и обучения системы образования в Республике Беларусь является развитие естественного желания детей учиться, стремления познавать мир, способствование физическому и духовному развитию ребенка.

Ведущая роль в дошкольном воспитании детей принадлежит семье.

В детских дошкольных учреждениях республики обеспечивается воспитание детей через их приобщение к белорусскому языку, культуре, традициям белорусского народа, культур других национальных общностей республики.

С учетом нужд семьи и общества создаются детские ясли, сады, ясли-сады с кратковременным, дневным, суточным пребыванием детей, детские учреждения семейного типа, а также учреждения интернатного типа различного профиля.

Государственные органы, предприятия, общественные объединения и отдельные граждане оказывают материальную и психолого-педагогическую помощь семье в воспитании детей.

Статья 16. Общее среднее образование

Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования и имеет целью развитие разнообразных творческих способностей личности через овладение системой знаний из главных сфер жизни, освоение основных навыков умственного и физического труда, формирование эстетического вкуса, нравственных убеждений в сочетании с надлежащим уровнем физического развития.

Система общего среднего образования включает ступени: начальную (четырехлетнюю), базовую (девятилетнюю), среднюю (одиннадцати-двенадцатилетнюю), которые могут существовать отдельно или в составе базовой или средней школы. Каждый выпускник базовой (девятилетней) школы, изъявивший желание продолжать обучение в средней школе, зачисляется в десятый класс без ограничений.

Образование начинается с шестилетнего или более позднего возраста с учетом медицинских показаний и согласия родителей.

Обучение по программе первого класса может проводиться в детских садах.

Государство в лице своих соответствующих исполнительных органов определяет минимальный уровень требований общего среднего образования, в том числе обязательный перечень учебных дисциплин и минимальный объем их преподавания.

В учебных планах, программах и учебниках учитывается разнообразие интересов учащихся, разница их способностей. Для удовлетворения индивидуальных потребностей учеников, развития их творческих способностей вводятся индивидуальные программы, внеклассные занятия и факультативны, создаются школы (классы) с углубленным преподаванием отдельных предметов, гимназии, лицеи.

Дети-сироты получают образование в средних общеобразовательных учебных заведениях, созданных при детских домах, в том числе семейного типа, а также в школах-интернатах, находящихся на полном государственном обеспечении.

Обучение в базовых и средних школах завершается выпускными экзаменами. По их результатам выпускники базовых школ получают свидетельство, а средних – аттестат. Выпускникам средних школ (гимназий, лицеев), продемонстрировавшим отличные знания, вместе с аттестатом вручаются золотые или серебряные медали, листы за успехи в изучении отдельных предметов.

(Статья 16 – в редакции Закона от 22.03.95 г. N 3682-XII – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., N 18, ст.200).

Статья 17. Внешкольное обучение и воспитание

С целью формирования и более полного удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей детей и подростков в образовании, духовном и физическом усовершенствовании, для организации их свободного времени и отдыха в дополнение к возможностям, которые предоставляются учебными заведениями, государственные органы, предприятия, организации, общественные объединения и отдельные граждане создают внешкольные учреждения культурно-эстетического, естественнонаучного, технического, спортивного и других направлений.

Учреждения внешкольного образования и воспитания пользуются государственной поддержкой. Их деятельность координируется органами образования.

Статья 18. Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетании с общим образованием, духовным и физическим развитием.

Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего среднего образования, на основе базового девятилетнего образования с одновременным получением общего среднего образования либо с получением только рабочей профессии.

Граждане получают профессиональное образование в профессионально-технических училищах.

Профессиональное обучение может осуществляться также в учебно-производственных комбинатах, центрах, в иных учебных заведениях либо непосредственно на производстве.

Обучение завершается экзаменами, при успешной сдаче которых присваивается соответствующая квалификация и выдается документ установленного образца.

Статья 19. Среднее специальное образование

Среднее специальное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена: непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев производства, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определенного квалифицированного труда, требующего не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки.

Среднее специальное образование сочетается с дальнейшей общеобразовательной подготовкой, духовным и физическим развитием учащихся.

Среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах, колледжах и иных средних специальных учебных заведениях, в том числе соединенных с учебными заведениями иных типов (профессионально-техническими или высшими).

Среднее специальное образование завершается выпускными квалификационными экзаменами с защитой дипломного проекта, иными формами итоговой аттестации учащихся. Лицам, успешно закончившим среднее специальное учебное заведение, присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом установленного образца.

Статья 20. Высшее образование

Высшее образование имеет целью подготовку специалистов для производственной и социальной сферы, которые должны владеть глубокими общенаучными и специальными знаниями в сочетании с гуманитарной, социально-политической и экономической подготовкой, необходимыми практическими навыками в избранной области деятельности.

Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионального или среднего специального образования в университетах, академиях, институтах и иных учебных заведениях.

Для отбора и подготовки молодежи для обучения при высших учебных заведениях могут создаваться лицеи, колледжи, училища, подготовительные отделения и курсы, иные подразделения и учебные заведения.

Подготовка в высших учебных заведениях ведется на базе достижений современной науки и техники, в условиях тесной интеграции учебного процесса с научной, практической (творческой) деятельностью студентов и преподавателей.

С этой целью в высших учебных заведениях или при них создаются научно-исследовательские учреждения, лаборатории, учебно-производственные и исследовательские предприятия, проектные, конструкторские и технологические бюро, мастерские, иные предприятия и организации по профилю подготовки специалистов.

Обучение в высших учебных заведениях заканчивается сдачей государственного экзамена по профилю специальности и (или) защитой дипломного проекта (дипломной работы).

Лицам, успешно завершившим изучение установленного цикла дисциплин, по результатам аттестации может присваиваться степень бакалавра и выдаваться соответствующий документ.

Лицам, успешно закончившим высшее учебное заведение, присваивается степень магистра и (или) соответствующая квалификация, выдается диплом установленного образца.

Статья 21. Подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров

Подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров осуществляется в высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Беларусь.

По результатам аттестации присваивается квалификация исследователя, присуждается ученая степень и присваивается ученое звание.

(Статья 21 – в редакции Закона от 22.03.95 г. N 3682-XII – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., N 18, ст.200).

Статья 22. Повышение квалификации и переподготовка кадров

Повышение квалификации предусматривает углубление профессиональных знаний и навыков граждан в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, экономического и социального развития, а также с целью удовлетворения индивидуальных потребностей граждан в повышении своей профессиональной подготовки.

Переподготовка кадров осуществляется с целью приобретения ими новых профессиональных знаний и навыков, профессий и специальностей в связи с требованиями научно-технического прогресса, структурными изменениями в производстве и социальной сфере, на рынке труда, а также с учетом индивидуальных потребностей граждан.

Повышение квалификации, переподготовка или переквалификация кадров в условиях рынка труда регулируются специальными законодательными актами Республики Беларусь, организуются государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и осуществляются в государственных и иных учебных заведениях, а также на предприятиях, в организациях.

Лицам, успешно прошедшим повышение квалификации или переподготовку, выдаются документы установленного образца.

Статья 23. Самостоятельное образование граждан

Для удовлетворения разносторонних познавательных потребностей граждан и оказания им помощи в самостоятельном образовании создаются народные университеты, школы, лектории, национально-культурные и иные центры и курсы.

Самостоятельное образование граждан осуществляется при содействии со стороны библиотек и иных информационных центров, общественных объединений, издательств и средств массовой информации.

Источник: http://www.kursach.com/zakonodatelstvo/zakoni/ob-obrazovanii-v-respub-belarus/page-2.html

Студиорум
Добавить комментарий