Система дошкольного образования в россии: структура и основы

Содержание
  1. Билет № 1. Современная система дошкольного образования в России, ее структурные компоненты
  2. 1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития
  3. Система дошкольного образования в России
  4. Изменчиво, как мир
  5. Типовое положение о дошкольных учреждениях
  6. Виды дошкольных учреждений в России
  7. По какому документу работают ДДУ?
  8. Как работают с детьми в ДДУ?
  9. Особенности ДДУ России
  10. Дошкольное образование в России: система, федеральный стандарт, учреждения :
  11. Значимость
  12. Правовое регулирование ДО в РФ
  13. Основные задачи дошкольного образования
  14. Система дошкольного воспитания в РФ
  15. Характерные черты
  16. Предполагаемые результаты реализации госполитики
  17. Учреждения дошкольного образования
  18. Принципы воспитательно-образовательного процесса
  19. Направления развития ребенка в ДОУ
  20. Порядок работы дошкольных учреждений
  21. Прием в дошкольные учреждения и льготы
  22. Проблемы дошкольного образования в РФ
  23. Основные направления развития системы

Билет № 1. Современная система дошкольного образования в России, ее структурные компоненты

Система дошкольного образования в России: структура и основы

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (см.Закон РФ «Об образовании». Раздел 2. Статья 8).

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

– возможность посещения образовательного учреждения;

– создание условий для образовательной деятельности;

– содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.

– отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка (см. Доронова Т.Н. Право на образование// дошкольное воспитание — 2001. № 10, с. 2-6)

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами.

В их обязанность входит развитие основ физического, Нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование.

Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования.

Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений.

В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания.

Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям.

В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:

– Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).

– Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

– Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

– Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

– Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии (разрешения). В соответствии с законом РФ «Об образовании» (статья 13) и на основании Типового положения о ДОУ каждое дошкольное учреждение создает свой Устав.

Устав – это документ, определяющий работу учреждения, цели и задачи, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ.

В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, дополнительные платные образовательные услуги.

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, то есть в Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в зависимости от возраста.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом.

Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании. На основании статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниями, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.

Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию через три года работы.

В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения записано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяется Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий.

Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании И развитии детей с раннего возраста.

Дошкольное образовательное учреждение, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.

Стандарт (в переводе с английского – образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (статья 7 Закона РФ «Об образовании».

Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Разработка образовательного стандарта для ДОУ началась в начале 90-х годов (Р.Б.Стеркина).

Сегодня временный государственный образовательный стандарт дошкольного образования спроектирован как система государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В Проекте гос.

стандарта содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое, познавательно- речевое, специально-личностное, художественно-эстетическое. Данное содержание реализуется в той или иной образовательной программе.

Среди требований и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, выделяются две группы – содержательные и личностные.

Требования первой группы (содержательные) соотносятся с определенными предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья -взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Требования второй группы (личностные) задают ориентиры характера взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).

Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования.

Федеральный компонент гос.

стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национальный региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает социально-экономические; национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона).

Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ. Дополнение должно быть органичным и естественным образом вписываться в основную образовательную программу учреждения.

Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательная программа для дошкольников «Наш дом — Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, которые являются гуманистическими по содержанию и универсальными по использованию.(См.Бабунова Е.С.

Областная образовательная программа для дошкольников «Наш дом – Южный Урал» и проблемы установления регионального компонента стандарта дошкольного образования в Уральском Федеральном округе.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/19216.html

1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития

1. Система дошкольного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы развития

Созданиесистемы дошкольного воспитания в России.Понятие «система образования» вФедеральном Законе РФ № 273 «Об образовании».Компоненты системы дошкольногообразования в соответствии снормативно-правовыми документами.

Определениегосударственной стратегии в областиразвития системы дошкольного образования(анализ нормативно-правовых документов,регламентирующих развитие ДОУ:Национальная доктрина РФ, «Федеральнаяцелевая программа развития образованиядо 2020 года», Дорожная карта развитиясистемы дошкольного образования в РФдо 2020 года, «Наша новая школа» и т.д.).Основные направления развития системыдошкольного образования в РФ: доступностьи качество дошкольного образования;развитие педагогических кадров иповышение социального статусапедагогической деятельности;государственно-общественный характеруправления образованием; повышениеэкономической эффективности дошкольногообразования.

Созданиесистемы дошкольного воспитания в России.Понятие «система образования» вФедеральном Законе РФ № 273 «Об образовании».

-представляет собой многофункциональнуюсеть дошкольных образовательныхучреждений (ДОУ), ориентированную напотребности общества и семьи;

-решает задачи охраны и укрепленияздоровья детей;

-реализует спектр образовательныхпрограмм (основных и дополнительных) всоответствии с приоритетным направлениемдеятельности ДОУ и потребностямипотребителей (вариативные виды дошкольныхобразовательных учреждений составляютоколо 35 % от всего количества детскихсадов);

-предоставляет разнообразный спектробразовательных, оздоровительных имедицинских услуг с учетом возрастныхи индивидуальных особенностей развитияребенка;

-создает психолого-педагогическиеусловия пребывания ребенка в ДОУ;

-взаимодействует с семьёй по вопросамвоспитания, обучения и развития детейдошкольного возраста;

-встраивается в систему непрерывногообразования (несмотря на своюнеобязательность);

-развивается в условиях социальногопартнерства.

-учитывает региональные особенностиразвития образования.

Преимущественныечерты системы дошкольного образованияна современном этапе

-целостный характер педагогическогопроцесса, его развивающий и воспитывающийхарактер, «допредметное» содержаниеобразования.

Вусловиях дошкольного образованияобеспечивается целостностьмедико-психолого-педагогическогосопровождения ребенка, что необходимов связи с возрастными особенностямидошкольника, гибкостью, подвижностьюи сензетивностью в развитии соматики,физиологии, психики.

-наличие в учреждениях дошкольногообразования эмоционально-комфортной,развивающей ребенка образовательнойсреды. Вариативность образовательногопространства обеспечивает детямвозможность выбора и проявлениясамостоятельности в соответствии синтересами и склонностями.

Организацияполифункциональных видов детскойдеятельности инициирует созданиедетских объединений, в которых каждыйребенок выполняет понравившуюся функциюи одновременно сотрудничает с другимидетьми.

В таком образовательномпространстве ведущие в дошкольномвозрасте процессы социализации ииндивидуализации гармонично дополняютдруг друга.

Национальнаядоктрина образования в РоссийскойФедерации

Национальнаядоктрина образования в РоссийскойФедерации (далее – доктрина) – основополагающийгосударственный документ, устанавливающийприоритет образования в государственнойполитике, стратегию и основные направленияего развития.

Доктринаопределяет цели воспитания и обучения,пути их достижения посредствомгосударственной политики в областиобразования, ожидаемые результатыразвития системы образования на периоддо 2025 года.

Стратегическиецели образования тесно увязаны спроблемами развития российскогообщества, включая:

-создание основы для устойчивогосоциально-экономического и духовногоразвития России, обеспечение высокогокачества жизни народа и национальнойбезопасности;

-укрепление демократического правовогогосударства и развитие гражданскогообщества;

-кадровое обеспечение динамичноразвивающейся рыночной экономики,интегрирующейся в мировое хозяйство,обладающей высокой конкурентоспособностьюи инвестиционной привлекательностью;

-утверждение статуса России в мировомсообществе как великой державы в сфереобразования, культуры, искусства, науки,высоких технологий и экономики.

Доктринаотражает интересы граждан многонациональногороссийского государства и призванасоздать в стране условия для всеобщегообразования населения, обеспечитьреальное равенство прав граждан ивозможность каждому повышатьобразовательный уровень в течение всейжизни.

Доктринапризнает образование приоритетнойсферой накопления знаний и формированияумений, создания максимально благоприятныхусловий для выявления и развитиятворческих способностей каждогогражданина России, воспитания в немтрудолюбия и высоких нравственныхпринципов, а также признает образованиесферой трудовой занятости населения,прибыльных долгосрочных инвестиций инаиболее эффективного вложения капитала.

Доктринаотражает новые условия функционированияобразования, ответственность социальныхпартнеров – государства, общества, семей,работодателей – в вопросах качестваобщего и профессионального образования,воспитания подрастающего поколения.

Доктринаопределяет основные направлениясовершенствования законодательства вобласти образования и является основойдля разработки программ развитияобразования.

Принятиенормативных актов, противоречащихдоктрине, в том числе снижающих уровеньгарантий прав граждан в областиобразования и уровень его финансирования,не допускается.

Доктринаотражает решимость и волю государствапринять на себя вместе с общественностьюответственность за настоящее и будущееотечественного образования, являющегосяосновой социально-экономического идуховного развития России.

Ожидаемыерезультаты реализации доктрины

Качествообразования

Государственнаяполитика в области образованияобеспечивает:

-создание демократической системыобразования, гарантирующей необходимыеусловия для полноценного качественногообразования на всех уровнях;

-индивидуализацию образовательногопроцесса за счет многообразия видов иформ образовательных учреждений иобразовательных программ, учитывающихинтересы и способности личности;

-конкурентоспособный уровень образованиякак по содержанию образовательныхпрограмм, так и по качеству образовательныхуслуг.

Доступностьобразования

Всемгражданам Российской Федерации независимоот пола, расы, национальности, языка,происхождения, места жительства,отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественнымобъединениям, возраста, состоянияздоровья, социального, имущественногои должностного положения обеспечивается:

-общедоступное и бесплатное дошкольноеобразование;

-обязательное и бесплатное основноеобщее образование;

-общедоступное и бесплатное среднее(полное) общее образование, включаявозможность выбора основных профилейобучения;

-общедоступное и бесплатное начальноепрофессиональное образование;

-бесплатное высшее и среднее профессиональноеобразование на конкурсной основе;

-бесплатное послевузовское образованиена конкурсной основе в аспирантуре,докторантуре;

-дополнительное образование, для детей- на основе адресной финансовой поддержкидетей из малообеспеченных семей;

-общедоступное и бесплатное специальноеобразование для лиц с ограниченнымивозможностями здоровья.

Оплататруда педагогических работников

Заработнаяплата работников образования будетрасти опережающим темпом, по срав-нениюсо средней в промышленности, за счетувеличения доли расходов на образованиев государственном бюджете, расширениясамостоятельности организаций отраслии стимулирования эффективногоиспользования бюджетных и внебюджетныхсредств.

Этопозволит достичь уровня заработнойплаты, обеспечивающего устойчивуюконкурентоспособность образования нарынке труда и поэтапно приблизить оплатутруда:

-учителей и других педагогическихработников к средней заработной платеработников промышленности в РоссийскойФедерации;

-иных работников образовательныхучреждений к средней заработной платеаналогичных категорий работниковпромышленности в Российской Федерации.

Ужена первом этапе оплата труда педагогическихработников из числа профессорско-преподавательскогосостава образовательных организацийвысшего профессионального образованиябудет приближена к удвоенному размерусредней заработной платы работниковпромышленности в Российской Федерации.

Пенсионноеобеспечение

Работникамобразования на основе повышения оплатытруда и создания отраслевой пенсионнойсистемы будет обеспечен достойныйуровень пенсионного обеспечения.

Ужена первом этапе начнется созданиеотраслевой профессиональной пенсионнойсистемы для работников образования. Засчет этой системы и средств образовательныхорганизаций будут обеспечены, в частности,повышенные пенсии по возрасту дляпрофессорско-преподавательскогосостава, научных работников и другихкатегорий педагогических работников.

Приэтом педагогическим работникам, имеющимпедагогический стаж свыше 25 лет, взаменпенсии за выслугу лет будет предоставленоправо на получение надбавки за стажработы при продолжении ими педагогическойдеятельности.

Социальноеобеспечение обучающихся, вопитанников,студентов и аспирантов

Детями молодежи, обучающимся в образовательныхучреждениях, гарантируется:

-защита жизни, сохранность здоровья,физическое воспитание дошкольников,учащихся, студентов и аспирантов;

-адресное предоставление академическихи социальных стипендий, а такжезаконодательно устанавливаемых пособийучащимся и студентам из малообеспеченныхсемей и другим определенным категориямучащихся;

-содействие трудоустройству и занятостистудентов, аспирантов, выпускниковобразовательных учреждений.

Финансированиесистемы образования

Государственнаяполитика в области финансированияобразования обязана обеспечить напервом этапе опережающий рост расходовна систему образования в общем объемегосударственных расходов и существенноеповышение их эффективности, созданиеусловий для привлечения в сферуобразования средств из внебюджетныхисточников.

Дляреализации целей и задач, определяемыхдоктриной, обеспечивается достижениеследующего уровня финансированиясистемы образования.

Напервом этапе (до 2004 года) – темпы ростабюджетных средств будут опережающимипо отношению к темпам роста общегообъема расходной части бюджета.

Начинаяс 2001 года будут предусматриватьсяцелевые средства на развитие образования,в том числе на информатизациюобразовательных учреждений.

Будутрасширены возможности привлечения всферу образования средств из бюджетовсемей и других внебюджетных источников.

Навтором этапе (до 2010 года) – следуетобеспечить темпы роста объемов бюджетногофинансирования образования в соответствиис темпами роста ВВП. Дополнительныйобъем финансовых средств будет поступатьиз семейных бюджетов и средств предприятий.

Натретьем этапе (до 2025 года) – при сохранениитемпов роста бюджетного финансированияпроизойдет дальнейшее увеличениепоступления в систему образованияфинансовых средств из различныхвнебюджетных источников.

Всоответствующих бюджетах на очереднойфинансовый год, а также за счет иныхисточников, устанавливаемыхзаконодательством, должны предусматриватьсясредства в объемах, необходимых дляреализации положений действующегозаконодательства об образовании вРоссийской Федерации.

*

Образованиеопределяет положение государства всовременном мире и человека в обществе.Отечественное образование имеет глубокиеисторические традиции, признанныедостижения: в XX веке Россия стала странойвсеобщей грамотности, первой вышла вкосмос, достигла передовых позиций вовсех областях фундаментальной науки,существенно обогатила мировую культуру.

Впоследнее десятилетие многие завоеванияотечественного образования оказалисьутраченными, поэтому доктрина призванаспособствовать изменению направленностигосударственной политики в областиобразования, укреплению в общественномсознании представления об образованиии науке как определяющих факторахразвития современного российскогообщества.

Опережающееразвитие образования на основе настоящейдоктрины призвано вывести Россию изкризиса, обеспечить будущее нации,достойную жизнь каждой семье, каждомугражданину России.

Определениегосударственной стратегии в областиразвития системы дошкольного образования

Источник: https://StudFiles.net/preview/1764739/

Система дошкольного образования в России

Система дошкольного образования в России

Право на получение образования — одно из основных прав человека. Оно закреплено даже в Конституции РФ. Вопросы образования часто рассматриваются на государственном уровне и существуют целые министерства и органы надзора, которые следят за тем, чтобы образование (обучение плюс воспитание) проходило в интересах как самого человека, так и общества в целом. И в интересах государства тоже.

Образование в России, как и в любой другой стране, является системой перетекающих друг в друга образовательных программ разного уровня и начинается с дошкольного.

Это было определено сразу после революции 1917 года, в 1918 году «Положением о единой трудовой школе». Дети собирались в аналоги коммун, где могли работать и учиться. Об играх в то время, понятное дело, речи не шло.

В 1989 году вышла «Конвенция о правах ребёнка», которая определила следующее:

  • ребёнок имеет право на посещение образовательного учреждения;
  • ребёнок имеет право на создание специальных, подходящих ему условий для образования;
  • ребёнок имеет право на получение того образования, которое обеспечит ему лёгкое вхождение в самостоятельную жизнь и воспитывает в духе терпимости, равноправия, мира и дружбы между народами;
  • ребёнок имеет право на уважительное отношение со стороны взрослых и ровесников.

Изменчиво, как мир

Система дошкольного образования постоянно совершенствуется, подстраиваясь под изменчивый мир. Но есть в ней и нечто незыблемое — главенствующая роль родителей, которые и становятся первыми воспитателями для ребёнка.

Интеллектуальное и нравственное зерно закладывают именно они и только потом ребёнок попадает в детское дошкольное учреждение. А некоторая часть детей — не попадает вовсе.

И вызвано это по большей части не отсутствием мест в детских садах, а нежеланием родителей, имеющих силы, время и желание развивать ребёнка самостоятельно и с помощью системы дополнительного образования.

Если в семье ребёнка воспитывают в соответствии с семейными традициями, то воспитание в детских учреждениях ведётся в точном соответствии с заказом государства, в патриотическом и духовном направлении.

Типовое положение о дошкольных учреждениях

Все российские детские дошкольные учреждения (ДДУ) в своей работе придерживаются Типового положения, вышедшем ещё в 1995 году и ставящем перед ДДУ следующие задачи:

  • жизнь и здоровье детей — охранять;
  • интеллект — развивать;
  • физический и личностный рост — контролировать;
  • к общественным ценностям — приучать;
  • полноценное развитие ребёнка — обеспечивать.

Виды дошкольных учреждений в России

Типовое положение определяет, что в России существуют следующие виды ДДУ:

  • детский сад:
    • общего типа;
    • оздоровительный;
    • комбинированного типа;
    • с приоритетным направлением развития;
    • компенсирующего вида;
  • центры развития детей.

По какому документу работают ДДУ?

У каждого дошкольного учреждения имеется основной документ — Устав, созданный на основе правительственных, федеральных и региональных документов, регламентирующих действие подобных учреждений.

Как работают с детьми в ДДУ?

К работе с детьми допускаются специально обученные люди, не имеющие судимости и медицинских противопоказаний.
Они обеспечивают:

  1. содержательное развитие ребёнка — повышение уровня знаний по определённым областям науки, предметов (проще говоря — навыков чтения, письма, математики, знания окружающего мира, безопасности дорожного движения и т. д.);
  2. личностное развитие ребёнка — развитие качеств, значимых для социализации (самостоятельность, интерес к познанию, любознательность, инициативность и т. д.).

Есть так же деление на федеральные и региональные компоненты. При этом федеральные не могут быть изменены, они одинаковы для всех детских садов России и обеспечивают преемственность образования. А региональные учитывают особенности каждого конкретного региона и позволяют детям лучше узнать традиции, обычаи и особенности того края, в котором они проживают.

Особенности ДДУ России

Система дошкольного образования в России уникальна и не имеет аналогов в других странах. Именно поэтому специалисты по дошкольному образованию часто приезжают к нам перенимать опыт. Однако полностью реализовать его у себя не могут, сталкиваясь с особенностями законодательства.
В нашей стране дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях:

  • несколько часов (группы кратковременного пребывания);
  • день (дневные группы);
  • круглосуточно (детские сады с круглосуточным пребыванием).

Находясь в детском саду, дети получают:

  • полноценное питание пропорционально периоду пребывания;
  • медицинский присмотр;
  • образовательные программы;
  • узкоспециальную коррекцию (по показаниям);
  • физическое развитие;
  • основы социализации.

При этом воспитатель занимает активную позицию, ведёт детей за собой, предлагая интересные виды деятельности — дети учатся в игре, ненавязчиво и при этом овладевают достаточно сложными понятиями, опережая сверстников из других стран.

В Европе чаще встречается вариант, когда воспитатель только присматривает за детьми и даёт занятия в ответ на просьбы своих подопечных. Если кроха хочет только рисовать — будет рисовать, стимулировать его интерес к примеру, к математике, никто не будет.

Если заинтересуется сам, то позанимается, конечно.
В российских детских садах каждому ребёнку стараются дать положенный объём знаний, стимулируя интерес.

Этот факт обеспечивает лёгкий переход выпускников детского сада на начальную ступень школьного образования.

Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/sistema-doshkol-nogo-obrazovanija-v-rossii.html

Дошкольное образование в России: система, федеральный стандарт, учреждения :

Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми.

Значимость

Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста.

Так, возраст от трех до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка.

Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования.

Правовое регулирование ДО в РФ

В России дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании», который вступил в силу в 2013 году.

Этот документ определяет формы и методы, содержание и принципы ДО (дошкольного образования), а также ожидаемые социокультурные и общественно-государственные результаты реализации программы.

Федеральный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является ориентиром для специалистов ДОУ, работников системы ДО, семей, широкой общественности.

Основные задачи дошкольного образования

Основными задачами ФГОС ДО определяет:

  1. Охрану жизни и укрепление психологического и физического здоровья детей от 2 месяцев до 7 лет, необходимую коррекцию недостатков в физическом или психологическом развитии.
  2. Сохранение и поддержку индивидуальности воспитанника, развитие индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала каждого ребенка.
  3. Формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств воспитанников, ответственности, самостоятельности и инициативности.
  4. Формирование предпосылок к дальнейшей успешной учебной деятельности в общих образовательных учреждениях системы образования.
  5. Обеспечение разнообразия и вариативности содержания программ дошкольного образования, методов и форм воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников, потребностей и способностей детей.
  6. Обеспечение возможностей для развития каждого дошкольника в период детства вне зависимости от пола, нации, языка, места проживания, социального статуса или других особенностей (в том числе ограниченных физических возможностей).
  7. Обеспечение межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия общественных и педагогических объединений.
  8. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития дошкольника, оказание необходимой помощи родителям дошкольника по вопросам воспитания и обучения.

Система дошкольного воспитания в РФ

Система дошкольного образования в России – это воспитание, развитие и обучение, присмотр и оздоровление детей от 2 месяцев до 7 лет. Осуществляется дошкольное образование в ДОУ (детских образовательных учреждениях), но это не единственные компоненты системы. Еще есть городские и областные Управления дошкольного образования.

Сегодня в РФ насчитывается более 45 тыс. ДОУ. Современная организация дошкольного образования осуществляется через ясли, детские сады, центры дошкольного образования и другие учреждения. Более подробно об учреждениях ДО, принципах и программах дошкольного воспитания будет рассказано далее.

Характерные черты

Современное частное и государственное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка.

Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования.

Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.

Предполагаемые результаты реализации госполитики

Ожидается, что введение ФГОС позволит значительно улучшить образовательное пространство в РФ. Общая государственная политика призвана обеспечить:

  1. Качество образовательно-воспитательного процесса. В результате реализации ФГОС ожидается создание системы, гарантирующей положительные условия для качественного образования на всех уровнях (дошкольное, начальное, среднее и старшее школьное, дополнительное, специальное, высшее и так далее). Также планируется индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс за счет вариативности и разнообразия программ, средств и методов обучения, сделать российское образование конкурентоспособным не только по содержанию, но и по качеству образовательных услуг.
  2. Доступность образования. Общедоступное и бесплатное дошкольное, а также основное образование обеспечивается всем гражданам РФ, вне зависимости от национальности, пола, расы, возраста, состояния здоровья, социальной принадлежности, религии, убеждений, языка и других факторов. Высшее и среднее специальное образование граждане РФ могут получать бесплатно на конкурсной основе.
  3. Достойная оплата труда педагогов. Необходимо достичь уровня оплаты, который бы обеспечивал конкурентоспособность сферы образования на рынке труда.
  4. Пенсионное обеспечение. Работникам сферы образования в перспективе должны быть гарантированы не только достойные зарплаты, но и достаточный уровень пенсионного обеспечения. Уже на сегодняшний день работникам, стаж которых насчитывает более 25 лет, вместо пенсии за выслугу лет предоставлено право на надбавку за стаж при продолжении педагогической деятельности.
  5. Социальное обеспечение воспитанников, учащихся, студентов и аспирантов. В рамках этого пункта детям и молодежи, которые учатся в образовательных организациях, гарантируется защита жизни, обеспечение сохранности здоровья, физическое воспитание. Студентам обеспечивается адресная материальная помощь (стипендии, пособия), содействие трудоустройству.
  6. Финансирование образовательной системы. Бюджет на образование должен увеличиваться опережающими темпами по отношению к другим государственным сферам, а средства – расходоваться более эффективно. Между отдельными ДОУ материальное обеспечение должны эффективно распределять местные Управления дошкольного образования.

Учреждения дошкольного образования

Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:

  1. Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
  2. Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
  3. ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
  4. Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
  5. Центры дошкольного развития. Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ.

Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.

Принципы воспитательно-образовательного процесса

Основными принципами дошкольного образования в России являются:

  • всестороннее развитие ребенка, отвечающее возрасту, состоянию здоровья, индивидуальные особенностям;
  • решение образовательно-воспитательных задач в процессе совместной деятельности взрослых с детьми, а также самостоятельной деятельности воспитанников;
  • взаимодействие с семьями (родители должны быть не сторонними наблюдателями, а принимать активное участие в реализации программы);
  • максимальное приближение к разумному минимуму в образовательно-воспитательном процессе (это значит, что поставленные задачи нужно реализовывать только на необходимом и достаточном материале);
  • обеспечение целостности образовательного процесса и так далее.

Направления развития ребенка в ДОУ

В тексте ФГОС употребляется понятие «занятие», хотя дети дошкольного возраста воспринимают мир через игру, а не занятие в стандартном понимании. Так что в этом случае слово «занятие» употребляется в смысле «занимательное дело». Обучение должно проводиться через игру.

В рамках ДОУ приобретение ценного опыта необходимо обеспечить в таких направлениях:

  1. Физическая активность (спортивные игры, ходьба, лазание, прыжки, катание на самокате, велосипеде, бег и другие виды двигательной активности).
  2. Коммуникативная деятельность (общение, взаимодействие с другими детьми, со взрослыми, владение устной речью).
  3. Познание и исследование (исследование объектов окружающего мира, эксперименты).
  4. Элементарная трудовая деятельность (навыки самообслуживания, бытового труда, труда в природе).
  5. Художественное восприятие (восприятие художественной литературы и устного народного творчества).
  6. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
  7. Конструирование из различных материалов (строительство из конструктора, природного материала, бумаги, конструирование различных моделей).
  8. Музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, хореография).

Порядок работы дошкольных учреждений

Детские сады, как правило, работают с 7-8 до 18-19 часов пять дней в неделю, что приближено к государственному рабочему дню. Есть также круглосуточные ДОУ, десятичасовой и четырнадцатичасовой режимы работы детских садов.

Количество детей в группах определяется заведующим ДОУ (исходя из предельной наполняемости). В группах для детей от двух месяцев до года должно быть максимум 10 воспитанников, от года до трех – 15, от трех до семи – 20 детей.

Прием в дошкольные учреждения и льготы

С 2009 года детские сады не могут принимать детей самостоятельно, для этого формируются специальные комиссии по комплектованию ДОУ. Это правило не касается частных детских садов.

Для приема в ДОУ родителям необходимо предоставить комиссии пакет документов, который включает в себя свидетельство о рождении ребенка, паспорт одного из законных представителей, медкарту ребенка, документ, который подтверждает льготу (при ее наличии).

Комиссия принимает решение и выдает направление в детский сад. Также в комиссии помогут с выбором ДОУ с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка.

Право на внеочередной прием в детские сады имеют:

  • дети-сироты, усыновленные, приемные, находящиеся под опекой;
  • дети, чьи родители в детском возрасте остались без попечения родителей;
  • дети граждан-инвалидов (если инвалидность наступила вследствие аварии на ЧАЭС);
  • дети судей, следователей, прокуроров.

На первоочередной прием в ДОУ имеют право:

  • дети из многодетных семей;
  • дети сотрудников милиции, военных;
  • дети, один из родителей которых имеет инвалидность.

Дети одиноких родителей и педагогических работников имеют преимущественное право приема. Кроме того, на преимущественное право могут рассчитывать дети, чьи родные братья и сестры уже посещают группы данного ДОУ.

Проблемы дошкольного образования в РФ

Дошкольное образование в России (несмотря на все действия государства в этом направлении) является недоступным для значительной части населения.

Так, в группы набирают больше детей, чем допустимо; образовательные программы готовят воспитанников к школе, а не отдают предпочтение играм; нормы пожарной безопасности и санстанции превращают ДОУ в стерильные, безликие боксы. Частично проблемы могут решить частные детские сады.

Также для дошкольного образования в России характерен недостаток педагогических кадров. На данный момент во многих ДОУ работают люди, которые подготовлены по устаревшей модели или вообще не имеющие педагогической подготовки. Социальный статус профессии остается низким, уровень зарплат педагогических работников – недостаточным.

Основные направления развития системы

Цели развития дошкольного образования связаны с проблемами российского общества. Так, стратегические цели образования включают:

  1. Введение современных образовательных программ.
  2. Переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ДОУ.
  3. Демократизацию образования.
  4. Сохранение и укрепление единства образовательного пространства.
  5. Подготовку и переподготовку педагогических кадров.
  6. Реформу управления образования и так далее.

Перспектива реформирования ДО вселяет надежду на положительные изменения в данной сфере.

  • 26.11.2017
  • 0
  • Бизнес статьи

Источник: https://BusinessMan.ru/doshkolnoe-obrazovanie-v-rossii-sistema-federalnyiy-standart-uchrejdeniya.html

Студиорум
Добавить комментарий