Система дополнительного образования в россии: основы и функции

Статья на тему: «Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе»

МОУ ДОД «Ракитянский Дом детского творчества»

Тема статьи:

«Цели, задачи и функции дополнительного

образования детей в российской образовательной системе»

Методист Дома детского творчества:

Шаповалова Ксения Валерьевна

п.Ракитное-2014г.

Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе

        Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

        Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Основные задачи учреждения дополнительного образования:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

        Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

        Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона.

Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.

Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте – результативность.

Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одарённых детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

        В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума.

Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.

        Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

        Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

        При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/02/24/tseli-zadachi-i-funktsii-dopolnitelnogo

1.3 Функции системы дополнительного образования детей в России

Принципиальноеотличие дополнительного образованияот общего заключается в том, что, благодаряотсутствию жестких образовательныхстандартов, работающие в его системепедагоги имеют возможность трансформироватьпередаваемые учащимся способы деятельности(знания-умения-навыки) из цели обученияв средство развития способностейучащихся – телесных, познавательных,личностных, духовно-нравственных Цельюв этом случае становится созданиеразвивающей образовательной среды,которая обеспечила бы каждому учащемусяпроявить заложенное в нем от природытворческое начало.

Такойподход требует от учреждения дополнительногообразования (УДО) рефлексии своих целейв обучении и развитии учащихся и развитиясамого себя как субъекта развивающегосяобразования.

Насовременном этапе развития системыдополнительного образования сформировалисьследующие функции дополнительногообразования.

Социальнаяфункция направлена на удовлетворение:

а)социального спроса (требования социума,формирующиеся на стыке культуры,образования и здоровья населения);

б)родительского спроса (представления отом, что необходимо, или что недостаетих ребенку: занятость по времени,допрофессиональная подготовка,образование по дополнительным предметам,решение проблем неполной семьи,престижность занятий, здоровье);

в)детского спроса – удовлетворениепотребности познавательного и личностногоразвития, общение, досуг и времяпровождение.Детский спрос динамичен, поскольку онменяется в ходе развития ребенка, атакже в зависимости от возраста исоответствующего ему типа ведущейдеятельности;

г)экономического спроса – возможностьзаработка (основного, дополнительного,с неполным рабочим днем и т.д.) длявзрослых и допрофессиональная подготовкадля детей;;

д)правоохранительного спроса – профилактикадевиантного и асоциального, в том числепротивоправного, поведения детей.

Психологическаяфункция:

а)развивающая – создание образовательнойсреды, обеспечивающей условия дляфизического и психического развитиядетей (реализация детских интересов,приобретение умении и навыков. Ребенок,не имея возможности проявить себя всемейной и в школьной среде, можетпроявить себя в УДО и в плане развития,и в плане самоутверждения;

б)компенсаторная – психологическаякомпенсация неудач в семье, в школе;

в)релаксационная – возможность отдохнутьот жесткой регламентации поведения всемье и в школе;

г)консультационная – для педагогов,родителей и детей.

Образовательнаяфункция:

а)образование по дополнительным предметам,т.е. предметам, дополнительным кстандартному перечню учебных предметовобщеобразовательных учреждений.Например, судо – и авиамоделирование,спортивные секции, хореография и т.д.

б)пропедевтика профессиональногообразования (например, дизайн-студияили детская телестудия);

в)профессиональное самоопределение;

г)обучение, которое удовлетворяетпознавательный интерес ребенка;

д)социализирующая – общение со сверстниками,самоутверждение, самоопределение, втом числе – попробовать найти себя вразных видах деятельности, обогащениеобщественным опытом, становление ребенкакак личности, приобретение возможностии способности быть не только объектом,но и субъектом социальных взаимодействий.

Втаблице 2 указанны важнейшее различиеобщего и дополнительного образования.

Таблица2- Различия общего и дополнительногообразования

Общее образованиеДополнительное образование
– школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов.– в условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».
– используются стандартные учебные программы, адаптированные учителем– использование авторских учебных программ.
– индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя.– реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога.

Основнымотличием дополнительного образованияот общего является свободный выборребенком вида занятий и отсутствиеобязательных программ.

Посамой образовательной спецификеучреждения дополнительного образования,учебно-воспитательный процесс в немдолжен строится в парадигме развивающегообразования.

При этом нетрудно заметить,что объектом развития в этом случаевыступают: образовательные программы;обучающиеся; педагоги дополнительногообразования; руководители (управленцы),которые должны определять и создаватьусловия для практической реализацииучебных программ нового типа; родители,в смысле изменения их установок иотношений к функциям дополнительногообразования в обучении их детей;образовательная среда; социальнаямакросреда (район, окружающий социум);и само учреждение дополнительногообразования как объект саморазвития.

Изменяясебя, учреждение дополнительногообразования изменяет образовательнуюи социо-культурную среду микрорайона,округа в целом. Тем самым учреждениедополнительного образования превращаетсяв одного из субъектов развивающегосяобразования.

ПревращениеУДО в субъект развивающегося образованияначинается с разработки рабочей концепцииего развития, что предполагает рефлексии(осознания) его состояния, целей иперспектив его развития по следующимпозициям: психологические особенностиконтингента учащихся УДО; стратегическиеи тактические цели учебно-воспитательногопроцесса и образовательной среды вцелом; содержание дополнительногообразования; определение требований кпрофессиональной и личностной подготовкепедагога.

Определениепсихологических особенностей контингентаучащихся в качестве системообразующегофактора системы УДО предполагаетсоздание специальных условий, особойобразовательной среды в образовательныхучреждениях другого типа (школы, лицеии т. д.)

Мыисходим из того, что в УДО: обучаютсядети с разными видами способностей и сразличным уровнем их развития; детиприходят по разным мотивам; обучениепроисходит в разновозрастных группах;одаренных детей мало т.к. они проходятобучение в специализированныхобразовательных учреждениях(математические, музыкальные, спортивныешколы).

Вцелом для учреждения дополнительногообразования характерна разнородностьконтингента учащихся по такиминдивидуально-психологическим различиям,явные и потенциальные (скрытые)способности, возраст, мотивы, физическиевозможности, гендерные (социально-половые)и другие стороны индивидуальногоразвития. Это предъявляет к организацииучебно-воспитательного процесса особыетребования.

Определениестратегических и тактических целейучебно-воспитательного процесса(соответственно, учебных программ ипедагогического взаимодействия) иобразовательной среды в целом.

Дополнительноеобразование преследует следующие цели:развитие знаний-умении-навыков,необходимых для овладения тем или инымвидом деятельности и тем самым длявхождения в профессию; развитиеспециальных способностей учащегося(творческих, художественных, музыкальных,интеллектуальных, технических, спортивныхи т.д.); развитие способности учащегосяк учению, как необходимого условияобучения любым видам деятельности;развитие социальных, личностных икоммуникативных способностей учащегося.

Всовокупности перечисленные целисоставляют содержание и социализирующейфункции дополнительного образования.

Определениепредметного содержания учебно-воспитательногопроцесса в учреждении дополнительногообразования.

УДО имеют широкий спектробразовательных, художественно-творческих,культурно-досуговых, технических,спортивных и других учебных, предметныхобластей. В зависимости от кадровых,материально-технических, финансовых ит.п.

возможностей каждое учреждениедополнительного образования определяетсвой спектр предлагаемого им предметногосодержания дополнительного образования.

Определениекомплекса требований к педагогудополнительного образования. Спецификапедагогического контингента в УДОотражает как разнообразие, так иотсутствие специального педагогическогообразования у педагогов, а такжеспецифический характер функционирования(как правило, приуроченное ко второйполовине дня, свободной от школьныхуроков).

Исходяиз вышесказанного, становится ясно, чтопереход к развивающему образованиютребует от педагогов осознанногопонимания того, на какие психологическиезакономерности и особенности развитияребенка они опираются при проектированиисвоей учебно-воспитательной работы.

Следовательно,кроме предметной, подготовка педагогадополнительного образования должнавключать в себя, как минимум: пониманиетого, что представляет собой развивающееобразование; знание психологическихзакономерностей и особенностейвозрастного и личностного развитиядетей; знание о том, что такое образовательнаясреда и ее разновидности (семейная,школьная, внешкольная дополнительнаяи стихийная), ее субъекты, типыобразовательной среды (творческая идр.) и типы взаимодействия между еесубъектами (авторитарный, демократический,гуманистический и т.д.); умение реализовыватьразличные способы педагогическоговзаимодействия между различнымисубъектами образовательной среды (сучащимися по отдельности и в группе, сродителями, с коллегами-учителями, сосвоим руководством);

Подготовкапедагога к работе в парадигме развивающегообразования должна проводиться по тремвзаимосвязанным направлениям:

1Дидактическая (предметная и методическая)подготовка.

2.Общепсихологическая и психодидактическаяподготовка.

3.Личностная подготовка.

Такимобразом, на современном этапе развитияучреждений дополнительного образованиядетей, на наш взгляд сформировалисьтакие функции дополнительного образованиякак: социальная, психологическая иобразовательная.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2976019/page:3/

Особенности системы дополнительного образования детей

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. В учреждениях дополнительного образования занимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. Рассмотрим, что собой представляет такая система образования, каковы ее особенности.

Современная система дополнительного образования детей

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.

На уровне государства развитие системы дополнительного образования детей началось в самом конце 1917 года.

Только к 1940 году было создано почти 2 тысячи внешкольных учреждений, которые находились в ведении министерств просвещения, культуры и путей сообщения.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей.

Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка.

Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности.

Система дополнительного образования включает в себя шесть направлений:

  • техническое творчество, в том числе, робототехника;
  • естественнонаучное, в частности и эколого-биологическое;
  • художественное;
  • туристско-краеведческое;
  • физкультурно-спортивное;
  • социально-педагогическое (волонтерство, работа с детьми с особенными потребностями или с одаренными детьми).

На сегодняшний день около 35% школьников занимаются разными видами образовательной деятельности в свободное время. В большей степени учреждениями данного типа пользуются дети подросткового возраста, от 11 до 15 лет.

Воспитательная система дополнительного образования детей

В первую очередь дополнительное образование детей любого направления преследует воспитательную цель. Основное внимание уделяется гармоничному развитию ребенка, повышению его нравственности и духовности.

Ведущими воспитательной системы дополнительного образования детей являются следующие принципы:

  • Гуманизация – утверждает ценность, неповторимость и уникальность каждого ребенка, его право на творческое самовыражение.
  • Индивидуализация – обеспечение максимального развития личности при сохранении индивидуальности обучающегося.
  • Валеологическая направленность – подразумевает сохранение здоровья ребенка.
  • Уважительное отношение – обеспечивает воспитание достоинства учащегося.
  • Культуросообразность – означает воспитание детей на принципах общечеловеческих ценностей, учитывая национальные традиции региона проживания.
  • Интеграция – сочетание образовательной, социокультурной и воспитательной деятельности.
  • Активное освоение среды.

Можно выделить основные воспитательные задачи системы дополнительного образования:

  • Развитие творческих способностей ребенка и формирование у него потребности в самореализации посредством творчества.
  • Сформировать и поддержать у ребенка чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.
  • Заложить базовые основы культуры и сформировать начало ценностного отношения к общепринятым нормам культурной жизни общества.
  • Привить основы формирования гражданской позиции у ребенка.

Педагоги отмечают большое значение системы дополнительного образования в развитии многогранной личности. Такой вид воспитания побуждает каждого ребенка находить свой особый путь. В будущем это поможет ему научиться принимать самостоятельно правильные решения, выбрать профессию.

Система дополнительного образования в наше время непрерывно развивается. Постоянно возникают новые формы и методики данного вида обучения, совершенствуются известные методы и практики. Все это позволяет каждому ребенку найти для себя тот вариант дополнительного образования, который подойдет именно ему и будет учитывать все его потребности.

Источник: http://www.wjtoday.ru/osobennosti-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej/

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Машинистова Н. В. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3740/ (дата обращения: 10.05.2018).

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени.

В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация.

Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном уровне (на примере Забайкальского края).

В данной статье мы рассматриваем основные документы, касающиеся:

  • прав детей на получение образования;
  • системы дополнительного образования;
  • учреждений дополнительного образования;
  • современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей;
  • дополнительного образования детей в Забайкальском крае.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:

Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7) [1];

Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29) [2];

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43) [3];

Федеральный закон Российской Федерацииот 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5) [6];

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка.

В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка»[4].

Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г.

начнет действовать новый Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6], который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п.

2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» [6], т. е.

дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования — это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам» [6].

Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).

Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образованииот 12.07.2001 [5]. Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей.

Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1) [5].

Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием.

дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10).

Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13):

  • свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ;
  • многообразие дополнительных образовательных программ;
  • непрерывность дополнительного образования;
  • преемственность дополнительных образовательных программ;
  • психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
  • творческое сотрудничество педагогических работников и детей;
  • сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей [17], которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав [18]. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 [13], утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.

Какова же стратегия образовательной политики в сфере дополнительного образования детей? Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта “Образование”, цель которого — повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации [8]-основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Врезультате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.

указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования» [9].

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности» [12]. Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня.

Основной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. [10] является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, поэтому модернизации подлежат все уровни образования, в том числе и дополнительного.

Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения.

Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей» [11].

Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.

Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. [7] также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Развитие дополнительного образования детей происходит и на региональном уровне.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3740/

Совершенствование системы дополнительного образования

Введение

1. Теоретические аспекты функционирования системы дополнительного образования

1.1 Характеристика становления дополнительного образования в России

1.2 Анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации

1.3 Функции системы дополнительного образования детей в России

2. Анализ развития муниципального учреждения дополнительного образования детей “Центр эстетического воспитания детей” г. Оренбурга

2.1 Общая характеристика Муниципального учреждения дополнительного образования детей “Центр эстетического воспитания детей” г. Оренбурга

2.2 Основные направления деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей “Центр эстетического воспитания детей” г. Оренбурга

2.3 Проблемы деятельности учреждений дополнительного образования

3. Пути совершенствования деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей “Центр эстетического воспитания детей” г. Оренбурга

3.1 Мероприятия по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей “Центр эстетического воспитания детей” г. Оренбург

3.2 Эффективность реализации мероприятий по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей “Центр эстетического воспитания детей” и перспективы развития дошкольного образовательного комплекса

Заключение

Библиографический список

Приложения

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Актуальность исследования состоит в том, что система дополнительного образования детей все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.

Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства учреждения дополнительного образования детей своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию этого учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждение. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.

Теоретической основой являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С.

Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В.

Калиш);

Цель дипломного проекта: совершенствование системы дополнительного образования на примере Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

2. Исследовать направления развития Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей».

3. Разработать мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей».

Объект исследования – система дополнительного образования детей.

Предмет исследования: пути совершенствования системы дополнительного образования детей.

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме; изучение педагогического опыта учреждений дополнительного образования детей с помощью наблюдения, опроса, тестирования, анализ опытно-экспериментальной деятельности, эмпирические исследования, включающие анкетные опросы.

Методологической основой исследования послужил анализ существующих проблем развития системы дополнительного образования детей в работах отечественных и зарубежных авторов посвященные проблемам развития учреждений дополнительного образования, формам и методам совершенствования их деятельности.

База исследования: Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» Южного административного округа г. Оренбурга.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей»; проанализирована возможность внедрения дошкольного образовательного комплекса на базе МУДОД «Центр эстетического воспитания детей»; подготовлены рекомендации по внедрению платных образовательных услуг; предложенный комплекс мероприятий по совершенствования системы дополнительного образования может быть использован МУДОД «Центр эстетического воспитания детей» и другими учреждениями дополнительного образования детей.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и Оренбургской области, официальные информационно-статистические данные министерства образования Оренбургской области, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, Образовательная программа МУДОД «ЦЭВД», материалы периодической печати, статистическая и аналитическая информация, опубликованная в различных изданиях и статистических сборниках, наблюдения и данные, полученные автором в процессе самостоятельного исследования.

1.1 Характеристика становления дополнительного образования в России

Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система внешкольного образования преобразована в систему дополнительного образования.

Исследуя особенности становления дополнительного образования детей в России, мы опирались на совокупность исследований, раскрывающих развитие дополнительного образования, его сущность, содержание и специфику (В.В. Абраухова, В.А. Березина, Л.Н. Буйлова, И.А. Верба, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедев, Е.Н. Медынский, Т.И. Сущенко, Л.И. Филатова).

Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. По мнению исследователей этими периодами являются временные отрезки: конец XIX – начало XX века, 20-30-е годы XX века, 40-80-е годы XX века и период с 1992 года по настоящее время.

Исследуя проблему особенностей становления дополнительного образования в России, мы сочли целесообразным сопоставлять состояние внешкольного образования в обозначенные периоды по таким параметрам как: цель, задачи, принципы, функции, направления работы, типы учреждений, то есть именно по тем характеристикам, которые выявляют динамику развития внешкольного образования и его переход в дополнительное образование.

Идеи внешкольного образования начали овладевать передовыми умами еще в XIXвеке. Общественность понимала, что социально-экономические условия вынуждали детей включаться в производство рано, а они не имели возможностей для полноценного развития [13, с. 30].

Исследователи отмечают, что появление самых первых форм внеучебной деятельности связано со Шляхетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII в. воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и в свободное время они собирались вместе читали свои литературные пробы [47, с. 105].

В первых внешкольных учреждениях «Дневной клуб для приходящих детей» (1905 г.), общество «Сетлемент» (1906 г.), общество «Детский труд и отдых» (1909 г.), детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911 г.) основополагающим моментом педагогических исканий была тенденция сочетания педагогики индивидуальной и педагогики социальной.

Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания.

Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования [21, с. 151].

Источник: http://MirZnanii.com/a/179431/sovershenstvovanie-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya

Студиорум
Добавить комментарий