«сестринское дело»: обучение профессия и кем работать

Содержание

Сестринское дело как профессия

сестринского дела менялось на протяжении веков, в соответствии с запросами общества.

Первое научное определение специальности «Сестринское дело» дала Ф.Найтингейл в «Записках об уходе» в 1859 г. Она считала, что сестринское дело –  использованию окружающей пациента среды: чистота, свежий воздух, правильное питание, в целях его выздоровления.

Историческая справка: Флоренс Найтингейл родилась в Англии 12 мая в 1820 году, умерла в 1910. Всю свою жизнь она посвятила уходу за больными, а так же изучению и развитию сестринского дела.

По ее модели сестринского дела были созданы первые сестринские школы сначала в Европе, затем в Америке. Ее по праву можно назвать основоположницей сестринского дела. С 1971 года день рождения Ф .

Найтингейл- 12 мая-объявлен Международным  днем медицинских сестер.

Становление сестринского дела в России

Систематическое обучение уходу за больными в России началось в школе при Московском госпитале, открытом в 1707 усилиями Петра1.

Вскоре после этого к уходу за больными в госпиталях и лазаретахстали привлекать женщин, но вскоре это было отменено.

В 1763г в Москве была создана больница на 25 коек, которую назвали Павловской, и в ней для ухода в женском отделении стали привлекаться женщины, но специально обученных сестер тогда еще не было.

Сестринское дело в России началось в 1803г, когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году В Москве и Петербурге созданы вдовьи дома для призрения неимущих увечных, престарелых. «Сердобольные вдовы» были предшественницами сестер милосердия.

Старейшая Московская община сестер милосердия была создана в 1866 княгиней Н.Б.Шаховской. Сестры милосердия этой общины принимали участие в сербско-турецкой и русско-турецкой войне. В ходе этих войн таких общин образовалось множество.

В 1867г было создано Общество попечения о раненых и больных воинов на базе Крестовоздвиженской общины, которое в 1876г было переименовано в Российское общество Красного Креста.

В 1897г Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, цель его- подготовка мужчин для ухода за ранеными, срок обучения в нем был 2 года. В это же время в 109 общинах параллельно занимались подготовкой медицинских сестер. К 1913 году в России насчитывалось 10000 сестер милосердия.

Во время первой мировой войны сестры милосердия также оказывали помощь раненым на полях сражения и в госпиталях.

26 августа 1917г в Москве состоялся первый всероссийский съезд сестер милосердия, учредивший Всероссийское общество сестер милосердия.

Сестры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными, в борьбе с эпидемиями  в годы гражданской войны.

В 1922г состоялся первый Всероссийский съезд по медицинскому образованию, на котором были определены типы средних медицинских учебных заведений, установлен двухгодичный срок обучения. В 1926 году была проведена реформа медицинские школы стали называться техникумами, а медицинские сестры-техниками по уходу. В 1933г медицинской сестре была отведена роль помощника врача.

В годы ВОВ медицинские сестры вновь оказались на передовой.

В 50 годы создана система среднего специального образования.

В 1988г был введен новый учебный план по специальности « Сестринское дело». В этом же году открылись факультеты ВСО при высших учебных заведениях.

В 1992г создана Ассоциация медицинских сестер России. Направления работы Ассоциации:

  • Повышение роли медицинской сестры в системе ЗО, повышение престижа профессии;
  • Распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела;
  • Повышение качества медицинской помощи
  • Возрождение традиций сестринского милосердия

Ассоциация продолжает активную деятельность по настоящее время, разработки ассоциации: Этический кодекс медицинской сестры России.

Лидеры сестринского дела принимают активное участие во всех международных встречах, посвященных развитию сестринского дела.

 Итак, что же такое сестринское дело?

Вплоть до сегодняшнего дня представление о сестринском деле как о профессии постоянно изменяется. Эта специальность возникла и существует, чтобы служить обществу. Сестра милосердия прошлого века постепенно преобразилась в современную медицинскую сестру.

Если ранее работа сестры милосердия заключалась только в уходе за больным, то сегодня медицинская сестра становится все более самостоятельной , она не только выполняет назначения врача, она так же владеет техникой медицинских манипуляций, она может самостоятельно принимать решения, составлять и реализовывать планы сестринского ухода в зависимости от нарушенных потребностей пациента.

На совещании национальных представителей Международного совета медицинских сестер в Новой Зеландии в 1987г была принята следующая формулировка: Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а так же нетрудоспособным всех возрастных групп.

Философия сестринского дела

С началом реформы сестринского дела в России активно используется понятие философия сестринского дела.

Вопросы философии сестринского дела активно обсуждались на 1 Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела.

Впервые в нашей стране были даны определения ключевых терминов «медицинская сестра», «пациент», « сестринское дело», «окружающая среда». Были установлены отношения и взаимодействия между указанными субъектами и объектами.

Философия сестринского дела- это часть общей философии, которая представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой и пациентом, обществом и окружающей средой.

Основной принцип философии сестринского дела- уважение к жизни, достоинству и правам человека.

Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом и наоборот. Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует его посредством издания законодательных актов.

Цель сестринского дела- осуществление сестринского процесса.

Медицинская сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет милосердие.

Сестра-уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества с целью обеспечить пациенту оптимальный уход.

Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими специалистами здравоохранения, для удовлетворения потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья.

Составляющие сестринского дела

Согласно международной договоренности, философия сестринского дела основывается на 4 основных понятиях:

  • Пациент как личность
  • Сестринский уход как наука и искусство
  • Окружающая среда
  • Здоровье

Пациент- человек, который нуждается в сестринском уходе и получает его.

Сестринское уход – часть медицинского ухода за здоровьем, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение проблем пациента со здоровьем,  в условиях изменяющейся окружающей среды.

Медицинская сестра, в первую очередь, должна рассматривать пациента как личность, совместно с ним разрабатывать план сестринского ухода, учитывая его пожелания и возможности.

Под сестринским уходом также подразумевается и защита пациента, если он не в состоянии самостоятельно принимать решения, что особенно важно для детей и людей пожилого возраста.

Окружающая среда- совокупность природных, социальных, психологических, духовных факторов жизнедеятельности человека. Еще Ф.Найтингейл считала окружающую среду важным фактором в предупреждении заболеваний.

Окружающую среду подразделяют на:

  • Физическую- воздух, вода, свет, климат, звуки- изменение этих факторов может привести к развитию заболеваний, физическая среда обитания должна быть безопасной.
  • Социальнаую-это семья, друзья, коллеги
  • Культурную- определяет поведение человека, его взаимоотношения, веру, традиции, обычаи- она может изменяться или быть стабильной.

Последней составляющей сестринского дела является здоровье. Одно из определений здоровья: здоровье- динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Помимо 4 основных понятий, необходимо знать значения других терминов, существенных для сестринского дела.

Человек – целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие,, слияние с окружающей средой.

Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

Медицинская сестра разделяет принятую философию сестринского дела и тем самым принимает на себя следующие этические обязанности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать права пациента, уважать обязательства других членов медицинской команды, уважать право пациента на самостоятельность.

Этические ценности, на которых основана философия сестринского дела, к которым стремится медицинская сестра: профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота.

Личные качества, которыми должна обладать хорошая медицинская сестра: сострадание, милосердие, терпение, целеустремленность

Конечная цель сестринского дела – это помощь пациенту или его семье, но важнейшими средствами достижения этой цели являются забота, уход и выхаживание.

Если кто-то выбирает профессию медицинской сестры, он принимает на себя обязанность придерживаться тех ценностей, на которых основана философия сестринского дела. Этический кодекс медицинской сестры России, принятый в 1996г Ассоциацией медицинских сестер России, отражает этические принципы, нормы и стандарты, обязательные в профессиональной деятельности медицинских сестер.

Основными принципами ухода являются:

  • Обеспечение безопасности пациента
  • Конфиденциальность
  • Уважение к пациенту и поддержание его чувства собственного достоинства
  • Общение
  • Поддержание независимости пациента
  • Обеспечение инфекционной безопасности

Принимая философию ухода, медицинская сестра должна осуществлять уход в рамках этих принципов.

Оригинал работы:

Сестринское дело как профессия

Источник: http://www.informio.ru/publications/id3607/Sestrinskoe-delo-kak-professija

Карьера в медицине

Медицинская сестра – это сотрудник, выполняющий назначения врача. Человек, занятый на данной должности следует указаниям доктора, проводит процедуры и управляет работой младшего медицинского персонала (санитарок, буфетчиц, уборщиц и так далее).

История

История медицины уходит своими корнями в глубокую древность. Но такой профессии, как медсестра, долгое время не было. Функции данного специалиста выполняли ученики врачей, которые в результате сами становились лекарями. Первые же медицинские сестры появились в 11 веке.

Их выделяли в общины во многих странах Западной Европы. Называли их сестрами милосердия. Изначально базовую помощь в уходе за больными представительницы данной профессии оказывали исключительно женщинам.

Но в военные времена деятельность специалистов распространялась и на раненых военных.

В 1235 году появляется первый госпиталь, который оказывал скорее не врачебную, а гуманитарную помощь в крове и уходе. Открыла его за свои собственные средства графиня Елизавета Тюрингенская.

Работниц данного учреждения довольно долгое время называли «елизаветинками». В этот же период начинают стремительно открываться подобные заведения по всей Европе.

В итоге медсестер начали называть «госпитальерками».

В 1617 году начинается новая эпоха медицинских сестер – открывается первая община, в которой проводится обучение сестринскому делу. С тех пор профессия стремительно развивается. Заключается она не только в помощи больным, сиротам и прокаженным, но и во фронтовой деятельности.

Медсестры сопровождают врачей на полях брани, ухаживая за ранеными. Со временем они начинают ассистировать при операциях. Профессия становится довольно престижной, и многие светские дамы задействованы в сестринском деле.

Современная медицинская сестра имеет довольно широкий спектр обязанностей и является незаменимым помощником любого врача.

Описание

Медсестра – это первый помощник врача. Учитывая тот факт, что сфер деятельности достаточно много, профессия имеет строгую классификацию:

  • медсестра. Это медицинская сестра с высшим образованием по сестринскому делу. медсестра – дипломированный специалист, который занимается организацией работы среднего и младшего персонала больницы. Она распределяет обязанности и контролирует процесс своевременного и точного их выполнения.
  • Старшая медсестра. Это своего рода администратор больницы. Обычно такого рода специалиста закрепляют за заведующим отделением. Старшая медсестра выполняет контроль и управление средним и младшим медицинским персоналом. Также она отвечает за снабжение отделения всеми необходимыми сопутствующими лекарствами и материалами.
  • Постовая медсестра. Специалист строго следует назначениям врача и выполняет их. Обычно закрепляется за определенными палатами. Данный сотрудник ухаживает за пациентами, контролирует прием лекарств и питание больных.
  • Процедурная медсестра. Данный специалист производит все манипуляции – уколы, установка капельниц, забор анализов. Также процедурная медсестра является ассистентом врача во время выполнения процедур, которые должны производиться именно доктором.
  • Операционная медсестра. Сотрудник хирургического отделения. В задачи входит подготовка инструментов, шовного материала, белья к оперативному вмешательству. Также специалист подает все необходимые инструменты по первому требованию хирурга.
  • Участковая медсестра. Это постоянный спутник участкового врача на приеме больных. Специалист производит патронаж пациентов на дому и выполняет назначения врача, но в основном это бумажная работа.
  • Диетическая медсестра. Это помощник диетолога, который контролирует качество продуктов, их обработку и соответствие рекомендациям доктора. Обычно работает в больничных столовых и распределяет меню по назначению.
  • Медсестра при узком специалисте. Обычно с такими специалистами можно столкнуться на приеме у лора, окулиста и других специалистов в поликлинике.
  • Младшая медицинская сестра. Выполняет мелкие поручения и уход за больными. Младшая медсестра не может проводить манипуляции, этим занимаются другие сотрудники.

Медицинские сестры незаменимы во врачебной практике. Они помогают докторам и пациентам.

На каких специальностях учиться на медсестру

Для того чтобы стать медицинской сестрой, следует пройти курс обучения в колледже или высшем учебном заведении по специальности «Сестринское дело».

Чем приходится заниматься на работе и специализации

На работе медицинская сестра ежедневно становится посредником между врачом и пациентом. Специалист общается с больными, успокаивая их и ухаживая за ними. Помимо этого, практически каждая медсестра может столкнуться с такими обязанностями:

  • Оказание первой помощи. Это должен уметь каждый медицинский работник, от младшего до старшего персонала.
  • Внутримышечные и внутривенные уколы. Медсестра должная знать анатомию и четко выполнять данную манипуляцию.
  • Уход за больными. Это основная обязанность.
  • Забор анализов.
  • Распределение лекарственных препаратов и контроль их приема больными.
  • Установка капельниц, при необходимости.
  • Стерилизация медицинских инструментов.
  • Ведение документации.
  • Подготовка больных к операциям и другим процедурам.
  • Подготовка операционной.
  • Проведение лечебно-профилактических процедур. Это всем известный электрофорез, парафин и т.д.

Перечень деятельности медицинских сестер довольно обширный и напрямую зависит от должности и специализации. Они должны в первую очередь помогать больным, оказывая уход.

Кому подходит профессия медсестра

Данная профессия в первую очередь подходит людям с высоким уровнем эмпатии (умение сопереживать) и сострадания. Медсестра должна быть хорошим психологом и уметь успокоить больного перед процедурой.

Важно понимать, что медсестра – это профессия, требующая высокого уровня стрессоустойчивости. Больные бывают разными и далеко не все выздоравливают.

Также данная профессия предполагает высокий уровень концентрации внимания, аккуратности, точности, ответственности и умения самоорганизовываться.

Востребованность

Профессия медицинской сестры является достаточно высоко востребованной. Данные сотрудники необходимы в каждом медицинском учреждении. Таковые же, особенно частные, постоянно появляются в нашей стране.

Сколько получают люди, работающие по профессии медсестра

В среднем медицинская сестра зарабатывает от 14 до 28 тысяч рублей в месяц. Это средняя заработная плата по всей территории Российской Федерации.

Легко ли устроиться на работу медсестрой

Для того чтобы устроиться на работу, достаточно иметь диплом о получении среднего или высшего образования по специальности «сестринское дело». Опыт станет дополнительным преимуществом, но не обязательным.

Медицинская сестра проходит собеседование не только с высшим начальством, но и с врачом, с которым будет сотрудничать. Следует быть готовым к базовым медицинским вопросам и продемонстрировать знания и умение работать в стрессовых ситуациях.

Как обычно строится карьера

При наличии образования только в сестринском деле вы можете вырасти до старшей медицинской сестры. Получив диплом университета, смело претендуйте на пост главной медицинской сестры.

Многие специалисты проходят дальнейшее обучение в сфере врачебного дела и в последствие становятся квалифицированными докторами. Предыдущий опыт в работе с больными станет вашим преимуществом.

Перспективы профессии медицинская сестра

Профессия медицинской сестры все еще находится на стадии развития. Перспективами данного дела считаются возможности карьерного роста до старшей медсестры.

При получении высшего медицинского образования вы сможете претендовать на пост главной медсестры или же врача.

Источник: http://career-inform.ru/professii/39-professii-v-meditsine/272-professiya-meditsinskaya-sestra.html

Медсестра (медбрат)

Медсестра (медицинская сестра) – специалист в области сестринского дела, профессиональный помощник лечащего врача.
Мужской вариант профессии – медбрат.

Особенности профессии

Врач или фельдшер обследует больного и назначает лечение, кто-то должен эти назначения выполнить: сделать уколы, поставить капельницы, перевязать рану, дать лекарство, проверить температуру и пр.

Всем этим занимается медсестра (или медбрат) – специалист из числа среднего медицинского персонала. Зачастую медсестра общается с больными даже больше, чем врач. И от её умения и зависит успех лечения.

Конкретный набор обязанностей медсестры зависит от места работы.

Например, в поликлинике медсестра может помогать врачу вести приём больных. Это участковая медсестра. Она следит за доставкой из регистратуры амбулаторных карт пациентов (в них ведутся истории болезней); получает в лаборатории и рентген-кабинете результаты анализов и заключения; следит, чтобы всегда под рукой у доктора были стерильные инструменты и необходимые препараты.

В противотуберкулезных, кожно-венерологических, психоневрологических диспансерах, а также в женских и детских консультациях работают патронажные сёстры.

Патронаж  (от франц. patronage — покровительство, попечительство) означает, что лечебные процедуры проводятся на дому.

Патронажные сёстры ходят к пациентам на дом и делают им уколы, перевязки, измеряют давление и пр.

Медсестра в кабинете физиотерапии проводит лечебные процедуры с помощью специальных приборов: аппаратов УВЧ, ультразвука, электрофореза и др.

Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры – они требуют высокой квалификации и безупречного умения.

Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.

Палатная медсестра – раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого больного. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении).

Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлый больной. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми больными: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

  У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость.

К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

Процедурная медсестра ставит капельницу.

Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе.

Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях. Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы,  обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение  всей операции стоять на ногах. Если после операции больному нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

Для стерилизации инструменты относят в стерилизационное отделение. Работающая там медсестра управляется со специальным оборудованием: паровыми, ультрафиолетовыми камерами, автоклавами и т.п.

Старшая медсестра руководит работой всех медсестер отделения больницы или поликлиники.

Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов.

Помимо собственно медицинских обязанностей медсёстрам приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим.  

Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.

Младшая медсестра ухаживает за больными: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих больных внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Верещагин В.В. “Письмо прервано”, 1901 (Сестра милосердия у постели смертельно раненного)

Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом – своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры – помощь больным людям.

Такая работа приносит моральное удовлетворение ,особенно если это работа в больнице. Но это и очень тяжёлая работа, даже если ты её очень любишь. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня.

Самыми трудными считаются отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. Это хирургия, травматология, отоларингология.

Карьера

У медсестры есть несколько вариантов карьеры. Можно, оставаясь на одной и той же должности, повышать свою квалификацию и получать соответствующую надбавку к зарплате. Другой вариант – административный: можно стать старшей медсестрой отделения или даже больницы.

Третий вариант – продолжить образование и стать врачом.

Но почему «сестра»?

Дело в том, что первые медицинские сёстры появились под эгидой церкви.  И слово «сестра» обозначало родство не кровное, а духовное.

В XI веке в Нидерландах, Германии и др. странах появились общины женщин и девиц для ухода за больными.

В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, позже причисленная к лику святых,  построила на свои средства госпиталь, а также организовала приют для подкидышей и сирот, и сама же в нём работала. В её честь была основана католическая община елизаветинок.

В мирное время сёстры-монахини ухаживали только за больными женщинами, а в военное – и за раненными воинами. Также они ухаживали за больными проказой.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. Он впервые предложил это название – «сестра милосердия», «старшая сестра». Община состояла из вдов и девиц, которые не были монахинями и не давали каких-либо постоянных обетов.
Во главе общины стояла Луиза де Мариллак, которая организовала специальную школу для обучения сестёр милосердия и сиделок.

Подобные общины стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах. К середине XIX века в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тысяч сестёр милосердия.

В России профессия медицинской сестры появилась в1863 г. Тогда был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях.

Рабочее место

Медсестры и медбратья работают в больницах, поликлиниках, роддомах, частных клиниках, детских учреждениях, военных частях и госпиталях, санаториях и домах отдыха.

Важные качества

Прежнее название этой профессии – «сестра милосердия». Милосердие и сочувствие чужой боли – одно из самых главных качеств медсестры.

К этому обязательно прилагается внимательность, аккуратность и ответственность.

Также важны хорошая координация движений (особенно это важно для операционных, процедурных, палатных медсестёр), хорошая память, стремление к профессиональному росту. Хорошее здоровье и выносливость.

Аллергия на некоторые препараты может оказаться препятствием для работы. Например, операционная медсестра не может ассистировать на операции, если пары дезинфицирующих средств вызывают у неё кашель. Но в профессии медсестры настолько обширное поле деятельности, что можно просто перейти на другое место работы.

Знания и навыки

Медсестра должна иметь представления об анатомии и физиологии человека, уметь оказать срочную доврачебную помощь, выполнять необходимые медицинские манипуляции, обеспечивает инфекционную безопасность, вести учётную документацию.

Где учат

Для работы медицинской сестрой необходимо среднее медицинское образование. Его можно получить в медицинском училище или колледже.

Многие специализации требуют дополнительной подготовки. Например, для того, чтобы лечить людей в физиотерапевтическом кабинете, нужно пройти специальное обучение работе со всеми приборами.

Другие профессии в разделе «Медицина»

Источник: https://www.profguide.ru/professions/medsestra.html

Медицинские профессии, которым обучаются заочно

Современная система образования довольно гибкая. Компьютерные технологии делают заочное и дистанционное обучение более качественным и доступным. Но не каждую профессию можно освоить удаленно. Например, получить медобразование заочно возможно, но список направлений  ограничен.

Ведь тяжело представить себе хирурга, который получил диплом, обучаясь, в основном, самостоятельно. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно присутствовать на лекциях очно и обязательно посещать практические занятия. Чаще всего, если речь идет о заочном медобразовании, имеется ввиду повышение квалификации, переподготовка или учеба в аспирантуре.

Особенности удаленного обучения

Заочное обучение подразумевает самостоятельное освоение материала и периодические поездки на установочные и экзаменационные сессии. В последние годы его все чаще комбинируют с дистанционным.

Компьютерные технологии дают возможность студентам реже посещать вуз и все необходимые вопросы решать онлайн, из любого удобного места. Преподаватели проводят онлайн-консультации и лекции в режиме реального времени.

Все необходимые для самостоятельного изучения материалы доступны на сайте вуза. Обычно это видео и аудио лекции, pdf-документы, электронные учебники.

Таким образом, учиться можно не только в родной стране, но и за границей. Особенно такая форма обучения актуальна для тех, кто получает второе высшее образование, хочет совмещать работу с учебой или живет далеко от крупных университетов.

Медицинские специальности и заочное образование

Среди медицинских специальностей есть такие, которые можно получить удаленно: заочно или дистанционно. Как правило, это профессии, которые не требуют большого количества практики и серьезных практических знаний о вмешательстве в организм человека. Чтобы их освоить, нужна, скорее, хорошая теоретическая подготовка:

  • медицинский оптик;
  • фармацевт;
  • медсестра с квалификацией менеджер;
  • менеджер в здравоохранении;
  • зубной техник.

Медицинский оптик заботится о зрении населения. Оптик-оптометрист проводит исследование зрения человека с помощью специальной аппаратуры, проверяет остроту зрения, тонометрию, диагностирует заболевания, дает рекомендации по лечению и подбирает очки или линзы, средства по уходу за ними.

Техник-оптик изготавливает и ремонтирует средства коррекции зрения. Также он может оказать неотложную офтальмологическую помощь. В период заочного обучения есть практические занятия для применения изученной теории.

Фармацевт – специалист, который работает в аптеке. Он должен хорошо разбираться в составе лекарственных препаратов, знать химию и биологию, знать многое об организме человека и возможных заболеваниях.

Он не ставит диагноз, но может посоветовать и подобрать подходящее лекарство. Учиться на фармацевта заочно можно только при наличии диплома о среднем специальном образовании.

Фармацевтическое среднее медицинское образование нельзя получить заочно. Есть смежная профессия – провизор, ее можно освоить удаленно.

Высшее образование по фармацевтике предоставляют фармацевтические колледжи, академии, мединституты.

Работа зубного техника – ответственная и кропотливая. Этот специалист работает вместе с врачами – стоматологами и создает зубные протезы: выбирает правильную конструкцию, материалы, занимается изготовлением.

Пройти заочное обучение по этому направлению – задача не из простых.

Научиться нужно многому: как работать со специальной аппаратурой, плавить, шлифовать, вытачивать, придавать нужную форму протезам и корректировать ее по необходимости.

Хотя компьютерные технологии сегодня дают возможность проводить качественные дистанционные занятия, такая форма обучения все же чаще применяется для уже опытных специалистов, желающих улучшить свои знания.

Специальность менеджмент в здравоохранении подойдет тем, кто планирует создать бизнес, связанный со сферой здравоохранения или стать управляющим в одной из частных клиник, косметологических салонов, СПА-центров. Менеджер руководит персоналом, занимается решением организационных, экономических и правовых вопросов.

Можно получить среднее или высшее сестринское образование заочно, чаще всего специальность звучит так: сестринское дело с квалификацией менеджер. На базе 9 классов в Москве это направление доступно в медицинских колледжах № 1, 5, 6 и 7. Здесь обучают будущих медсестер и медбратьев, а также специалистов по работе с документацией в регистратуре больницы, в приемной.

Средняя зарплата медсестры в государственной поликлинике Москвы – около 20-30 тысяч рублей. Можно устроиться в частную клинику, где будут платить больше. После получения диплома по специальности сестринское дело, можно продолжить обучение и стать врачом.

Удаленно можно закончить аспирантуру или докторантуру по любой медицинской специальности. Срок обучения на заочной форме составит 4 года, возможны платные и бесплатные варианты.

Для аспирантов-заочников не предусмотрены стипендии, в отличии от студентов очной формы обучения. Все аспиранты могут бесплатно использовать оборудование, необходимые материалы и лаборатории для проведения исследований. К поступлению в аспирантуру нужно отнестись серьезно.

Для успешного окончания нужно будет защитить диссертацию на получение степени кандидата наук.

Повышение квалификации медиков заочно

Врач – практикующий специалист. Он должен идти в ногу со временем, быть в курсе всех новинок в своей области, постоянно освежать свои знания. Поэтому все медработники регулярно проходят процедуру повышения квалификации. Можно также окончить курсы профессиональной переподготовки и получить дополнительную квалификацию, чтобы затем стать специалистом более широкого профиля.

Практикующим докторам неудобно проходить аттестацию очно. Для этого нужно на время брать отпуск на работе, или даже переезжать в другой город. В этом случае заочное, или даже полностью дистанционное, обучение будет очень полезно.

Его можно совмещать с трудовой деятельностью, учиться в собственном темпе и в удобное время через Интернет. А полученные знания будут ничем не хуже полученных на дневных курсах. Изучается в основном теория, а лекции можно посетить и в виртуальном пространстве, или же изучить самостоятельно.

Если потребуются практические занятия, несколько раз посетить учебное заведение не составит труда.

Курсы повышения квалификации открыты практически при каждом медицинском вузе. Есть и частные центры переаттестации. После их окончания врач получает свидетельство или сертификат. Если специалист сам занимается поисками дистанционных курсов, нужно внимательно изучить всю доступную информацию об учебном заведении, чтобы не было неприятных сюрпризо

Если вы хотите стать квалифицированным терапевтом, педиатром, стоматологом или хирургом, получить диплом заочно не получится.

Очевидно, что такие специальности требуют усердной учебы под руководством грамотных преподавателей и врачей-практиков, которые только так смогут передать студентам свой богатый опыт.

К тому же, для медицинских специальностей очень важны практические занятия, их не заменишь видеозаписями и учебниками, нужно присутствовать лично.

Но в дальнейшем, чтобы сделать успешную карьеру, можно закончить аспирантуру или повысить свою квалификацию онлайн. Такое обучение можно совмещать с работой. Некоторые вузы предлагают заочное обучение будущих врачей, но только при условии наличия диплома о среднем специальном образовании. 

Источник: http://www.ecvdo.ru/states/medicinskie-professii-kotorym-obuchayutsya-zaochno

Проблемы и перспективы высшего медицинского образования по специальности 060109 – Сестринское дело

Проблемы и перспективы высшего медицинского образования по специальности 060109 – Сестринское дело

Лапик Светлана Валентиновна, д.м.н., декан факультета высшего сестринского образования ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава, г. Тюмень

В условиях глобализации в соответствии с Алма-Атинской декларацией российские медицинские сестры уже в течение 18 лет  (в разных регионах по-разному) имеют возможность получать высшее сестринское образование (ВСО) на 43 факультетах, что, несомненно способствует повышению социального, общественного, семейного и профессионального статуса  специалистов, подавляющее число которых женщины, позволяет сохранить сестринские кадры в профессии, повышает ее престиж и обеспечивает эффективное и качественное управление сестринским персоналом, а также специалисты с ВСО в силу получаемого образования  стали занимать те ниши в здравоохранении, которые ранее занимали врачи – профилактика, статистика, менеджмент, маркетинг, что также  способствует рациональному использованию кадров. Кроме того, следует учитывать тот факт, что ВСО дешевле врачебного образования.

Продолжать или не продолжать обучение на ВСО, ответ на этот вопрос не вызывает сомнения. Только 0,7% специалистов-управленцев имеют высшее сестринское образование (данные РАМС).

Для эффективного управления отраслью по всем управленческим канонам, необходимо минимальное соотношение 1 к 10.

Кроме этого, в документе ВОЗ « Глобальные стандарты для начального сестринского и акушерского образования» (2007), определено достижение уровня образования для начала практики не ниже бакалавриата, а это первая ступень высшего образования.

Приказ Минздравсоцразвития России № 415 н от 7 июля 2009 г.

«Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» определил должности, которые должны занимать специалисты с ВСО:заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главная медицинская сестра; главная акушерка; главный фельдшер; директор хосписа; директор дома сестринского ухода; руководитель структурного  подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно-методического); врач-статистик; врач-методист.

Согласно проведенному выборочному исследованию использования специалистов с ВСО в регионах, руководителями сестринских служб всех уровней работают более 50% выпускников,  5%  преподают, в органах статистики  и организационно-методических отделах – 3,5%, около 10%  работают на менеджерских должностях. Таким образом,  60% выпускников ФВСО, в основном заочной формы обучения, на сегодняшний день работают в качестве руководителей сестринских служб различных уровней.

Также в феврале 2008 года мы провели анкетирование деканов, заведующих и преподавателей профильных кафедр, руководителей здравоохранения и выпускников ФВСО из трех регионов, данные представлены в таблице.

Основные направления последипломной подготовки по данным анкетирования специалистов с ВСО, руководителей здравоохранения в сравнении с мнением деканов.

Управление сестринской деятельностью

69.5% (72%)

Менеджмент в здравоохранении

58.6% (-)

Медицинская психология

45.3% (56%)

Управление персоналом

29.7% (-)

Медицинская педагогика

23.4% (44%)

Укрепление здоровья и профилактика

21.8% (44%)

Общественное здоровье и здравоохранение

14.8% (-)

Статистика и медицинская статистика

12.5% (33%)

Медико-социальная реабилитация

2.2%

Медицинское страхование

1%

Примечание. В скобках указаны результаты анкетирования деканов.

Таким образом, мы видим, что основными направлениями деятельности менеджеров с ВСО являются и могли бы быть: управление сестринской деятельностью, медицинская психология, медицинская педагогика, укрепление здоровья и медицинская профилактика, статистика и медицинская статистика, управление персоналом в здравоохранении.

Еще одна персистирующая проблема ВСО – это должности.  Есть федеральный законодательный опыт: бывший Приказ МЗ и СР № 267,  нынешний 415-ый  и, самое главное,  практический опыт регионов по использованию специалистов с ВСО.

Ниже приведены те должности, на которых работают и могли бы работать менеджеры по специальности «Сестринское дело», заменив врачей, которые могли бы в силу дефицита ресурсов и затратности своего образования заниматься непосредственно лечебной работой, и те должности, на которых необходимо в силу их специфики  наличие высшего образования.

}  Менеджер по маркетингу

}  Менеджер по труду

}  Зав. операционным блоком ЛПУ

}  Зав. приемным отделением

}  Зав. ЦСО

}  Зав. и специалист отделения (кабинета) профилактики (есть в Приказе МЗ и СР № 415, внести изменения в  Приказ № 455)

}  Зав. и специалист медико-социального отделения

}  Зав. и специалист отделения восстановительного лечения и реабилитации АПУ

}  Специалист по организации питания в ЛПУ – диетолог

}  Зав. отделением неотложной помощи

}  Зав. отделением организации медицинской помощи в ДДУ и школах

}  Заведующий ФАП, здравпунктом…

 На 21 должность из предлагаемых 31 членами профильной комиссии по «Управлению сестринской деятельностью» сделаны квалификационные характеристики

А теперь несколько аргументов. Я воспользуюсь презентацией «Концепция развития здравоохранения до 2020 г» с официального сайта МЗ и СР РФ и покажу точки приложения выпускников ВСО.

Цель 1. Приоритетная проблема – формирование здорового образа жизни.

Изучают: клинические дисциплины, педагогику и методику преподавания, реабилитологию,  педагогическую и возрастную, социальную, медицинскую психологии, правовые основы охраны здоровья, общественное здоровье и здравоохранение и т.д.

Могут работать: Зав. и специалистами отделения (кабинета) профилактики (внести изменения в  Приказ 455), руководителями школ для пациентов и школ здоровья.

В перечень специальностей, по которым будет осуществляться подготовка медицинских кадров для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака (Приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации   от  10 июня  2009 г.  № 302 н) включена специальность «Управление сестринской деятельностью», есть федеральная программа последипломной подготовки «Организация медицинской профилактики и укрепления здоровья».

Цель 2. Развитие патронажно-реабилитационной службы.

Изучают: клинические дисциплины, педагогику и методику преподавания, реабилитологию,  педагогическую и возрастную, социальную, медицинскую психологии, правоведение, правовые основы охраны здоровья, общественное здоровье и здравоохранение и т.д.

Могут работать: зав. и специалистами отделения восстановительного лечения и реабилитации АПУ, зав. и специалистами медико-социального отделения АПУ, зав. отделением неотложной помощи АПУ и др.

Цель 3. Рациональное  и эффективное использование кадров.

Есть опыт работы специалистов с ВСО менеджерами по маркетингу, менеджерами по труду, зав. операционным блоком ЛПУ, зав. приемным отделением,  специалистами по питанию – диетологами и др.

Однако, не смотря на 18-летний опыт работы ВСО, усилия деканов, Минздравсоцразвития и РАМС по-прежнему остаются до конца не решенными проблемы нормативной базы, научной специальности, аттестации и лицензирования, преемственности базового образования и последипломной подготовки, что представлено выше.

Возможность повышения образовательного статуса – это потенциал профессии и ее перспектива. Высшее сестринское образование – это первый опыт подготовки профессиональных управленцев для системы здравоохранения.

Ссылка: do.teleclinica.ru/391247/

Источник: https://yul-iya.livejournal.com/779.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.