“рекреация и спортивно-оздоровительный туризм”: обучение и профессия

Концептуальные основы подготовки кадров по специальности

 Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО В.В. Кузин
Профессор, директор института Рекреации и туризма РГУФК С.А. Гониянц
Профессор А.И. Исмаилов
Профессор, начальник отдела Министерства образования РФ В.Г. Щербаков

Ключевые слова: подготовка кадров, учебно-методический комплекс, туристический сервис, туризм, образовательный стандарт.

В отечественной высшей школе подготовка кадров по спортивно -оздоровительному, в том числе самодеятельному, туризму началась еще в 50-х гг. прошлого века (в рамках СССР) и преимущественно осуществлялась в учебных заведениях, подведомственных Госкомспорту: в БГИФКе, ГЦОЛИФКе, ГДОИФКе им. П.Ф.

Лесгафта и других вузах были созданы учебные комиссии по спортивно-оздоровительному туризму, открыты специализации, подготовлен учебно-методический комплекс по подготовке специалистов (квалификация “Педагог-организатор по физкультурно -оздоровительной работе и туризму” – начало 80-х гг.).

Подготовкой же кадров для туристского сервиса в основном занималась система профсоюзного туризма, который как уникальное общественное явление был развален еще в начале 90-х гг.

Сегодня уже стало очевидным, что мы в эти годы катастрофически теряли детский и юношеский туризм, в сферу влияния которого вовлечены миллионы учащихся.

Только туристско-краеведческую образовательную деятельность в настоящее время осуществляют около 400 центров, станций юных туристов и 2000 Домов, Дворцов творчества детей и юношества. Ежегодно в РФ организуется около 6500 профильных лагерей.

В образовательных учреждениях различного типа создано около 5 тыс. паспортизированных самодеятельных краеведческих, этнографических и военно-патриотических музеев.

В сфере детско-юношеского туризма России в настоящее время работают около 11 000 методистов и инструкторов, однако, по разным экспертным оценкам, практически каждый третий-четвертый из них не имеет высшего педагогического или туристского образования.

Необходимо также учесть, что возрождаются профилактические физкультурно-оздоровительные центры, а санаторно-курортная практика в настоящее время (на период 2001г.) располагает более чем 4,5 тыс.

учреждений санаторно-курортного профиля, которые остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, осуществляющих профилактическое оздоровление населения средствами и методами туризма и рекреации по крайней мере в следующих двух направлениях: ежедневном компенсаторном восстановлении психофизических сил человека и расширенном – в процессе санаторно-курортного отпускного периода, в домах отдыха и на турбазах, в лечебно-профилактических центрах и рекреационно-оздоровительных структурах национальных парков и земель.

В мировой практике сферы рекреации и туризма сложилась потребность в подготовке следующих основных специалистов:

1) менеджер рекреации и туризма, обеспечивающий разработку рекреационно-досугового, развлекательного обслуживания туров и организацию обслуживания на туристских маршрутах (туроператор, турагент, менеджер отдыха и гостеприимства);
2) экономист (финансовый менеджер), обеспечивающий бизнес-планирование и организацию коммерческой, предпринимательской деятельности на рекреационных комплексах, в учреждениях, на туристских предприятиях и фирмах;
3) аниматор, или так называемый “организатор, менеджер рекреационного спорта и туризма” – специалист по организации и разработке программ рекреационно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в процессе рекреационной и туристской деятельности, в туристских группах, учреждениях санаторно-курортного комплекса и рекреации;
4) специалист (инструктор-методист, тренер, преподаватель, педагог туристско-краеведческого профиля, гид-инструктор, гид-проводник и др.), отвечающий за разработку и реализацию специальных циклов рекреационных и туристских занятий;
5) специалист по культурно-познавательному туризму, экскурсоведению, музееведению.

Как видно, речь идет о многопрофильной подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов для сферы рекреации и туризма.

В связи с этим, если следовать логике смыслового содержания слова “университет” (в переводе означает “совокупность”), обычно понимаемого как сочетание гуманитарного и естественного знаний, то подготовка таких специалистов наиболее полно может осуществляться именно в рамках традиционного университетского образования.

Сегодня уже стало ясно, что попытки слепого копирования зарубежных подходов к образованию и внедрения их в жизнь российского общества, причем на фоне забвения накопленного отечественного опыта, а также пренебрежение ценностями предыдущих поколений, исторических социокультурных традиций страны оказались бесперспективными.

Принципиально важно также отметить, что на чрезвычайно острую необходимость подготовки специалистов этого профиля было обращено внимание на заседании Государственного Совета РФ по вопросу “О повышенной роли ФКиС в формировании здорового образа жизни россиян” от 30 января 2002 г.

Однако подготовка кадров для туристской отрасли сдерживается рядом обстоятельств:

  • в Минтруда и социального развития нет соответствующей структуры рабочих мест как для отрасли туризма, так и для сферы рекреации;
  • нет количественной потребности в специалистах и профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов этого профиля;
  • в предложенных Минтруда и социального развития временных стандартах (май 1999 г.) нет перечня должностей и категорий кадров туристской отрасли, ориентированных на создавшуюся конъюнктуру рынка труда. В существующем же перечне явно гипертрофированы должности гостиничного хозяйства (посудомойка, уборщица номеров, повар и др.);
  • нет законодательной базы для лицензирования деятельности туристских учреждений, агентств, фирм, а также физических лиц. И, наконец, нет органа государственной власти, который окончательно и полностью отвечал бы за всю отрасль туризма. Понятно, что и от этих обстоятельств в значительной степени зависит структура рабочих мест и, естественно, преимущественная ориентация на подготовку кадрового потенциала.

Действующая в настоящее время структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы рекреации и туризма сложилась в начале переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям с учетом состояния и потребности указанных отраслей, в условиях, когда быстрое развитие потребности в рекреационно-реабилитационных и туристских услугах у населения 90-х гг. вызвало бурный рост освоения рекреационных систем, рекреационно-оздоровительных центров, туристских предприятий, турфирм и агентств. Возникла потребность за короткий срок подготовить кадры, которые могли бы на первом этапе осуществлять менеджерскую, финансово-экономическую и социокультурную деятельность, преимущественно в сфере туризма.

В этой связи отметим, что в настоящее время в РФ кадры для сферы туризма готовят около 130 высших учебных заведений. В 2002 г. создана Ассоциация вузов туристского образования.

Создание специализаций в рамках различных специальностей: 061100 – “Менеджмент организации” и направления 521200 – “Менеджмент”; 230500 – “Социально-культурный сервис и туризм”; 060800 – “Экономика и управление”; 320700 – “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”; 012 500 – “География” и др., позволило фактически за последние 8-10 лет быстро переориентировать подготовку студентов ряда родственных специальностей на интересы туристской отрасли и для удовлетворения ее потребностей, но преимущественно в специалистах-менеджерах, финансистах, работниках гостиничного хозяйства и сервиса.

Однако в специальностях, в которых в настоящее время ведется подготовка кадров для отраслей рекреации и туризма, а также в наборе дисциплин отсутствуют предметы, обеспечивающие комплексное формирование знаний и практических умений, направленных на освоение:

  • технологий туристско-краеведческой деятельности;
  • технологий рекреативно-оздоровительного характера;
  • методов организации и проведения рекреативных форм занятий различной направленности, а также различных видов спортивно-оздоровительного туризма на индивидуальном и групповом уровнях;
  • опыта практической деятельности по созданию и проведению рекреационных и туристских циклов, организации индивидуальной и групповой рекреативно -оздоровительной туристской деятельности;
  • не рассматриваются этнопсихологические и этносоциальные аспекты организации рекреации, отдыха и восстановления.

В существующих стандартах отсутствуют также медико-биологические и педагогические дисциплины с ориентацией на рекреационно-оздоровительную и туристскую группы.

В целом отсутствуют дисциплины, ориентированные на социально-психологическое воспитание личности средствами и методами туризма и рекреации, хотя в отечественной и мировой практике сложилось достаточно четкое представление о наборе дисциплин, необходимых для профессиональной подготовки туристских кадров и специалистов по рекреации.

Принципиальное отличие стандарта, предложенного РГАФК и утвержденного Минобразования РФ (приказ №3955 от 04.12.

2001) по специальности 022 400 – “Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм” заключается в системно изложенном комплексе дисциплин, которые средствами и методами рекреации, туризма и краеведения обеспечивают формирование знаний, умений и навыков профессиональной деятельности по новому предмету труда – “Социально-психическое и физическое здоровье личности в сфере рекреации и туризма”.

Методологической основой специальности является учение о комплексном воздействии на человека единой системы рекреации, туризма и краеведения, обеспечивающих расширенное воспроизводство психофизического состояния, интеллектуальных и производительных сил.

Концептуальное содержание стандарта соответствует положениям Закона РФ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (1996), давшего правовую базу туризму и туристской деятельности и выделившему их в особую самостоятельную сферу деятельности.

Предметом труда данного специалиста явится социальное и психофизическое здоровье личности.

 профессиональной деятельности:

  • ведущее: разработка и реализация специальных рекреационно-оздоровительных и туристских режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, повышение физической дееспособности, социокультурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности;
  • дополнительное: конструирование и реализация рекреационно-оздоровительных и туристско -оздоровительных циклов обслуживания туристов;
  • сопутствующее: формирование рекреационной среды, воспроизводство и ее охрана в сфере туризма и рекреационного комплекса.

Таким образом, при обучении будет решаться задача междисциплинарной подготовки специалиста нового типа, которого сегодня не готовит на должном квалификационном уровне ни одно высшее учебное заведение.

Размещение дисциплин в рамках стандарта осуществлено с учетом внутренней логики их соседства (сформированы проблемные гнезда), что усиливает восприятие фундаментальной целостности, подчеркивает междисциплинарные связи.

Научной основой набора дисциплин служит представление о рекреации и туризме как о целостной фундаментальной системе современных наук о рекреативной и туристской деятельности, кадровом обеспечении и специальных рекреативно-оздоровительных и двигательных режимах, осуществляемых в системе отдыха и рекреации на туристских маршрутах, в турпоездках, турклубах, на турбазах, в учреждениях санаторно -курортного и вакационного профиля и др.

Комплекс общепрофессиональных дисциплин направлен на создание единой базы знаний и навыков для подготовки кадров по любой из сложившихся и могущих возникнуть в мировой рекреационно -туристской практике специализаций. Он также обеспечивает выпускнику возможность внутрипрофессиональной мобильности на протяжении 30-40 лет профессиональной деятельности, т.е. полностью соответствует понятию “комплексного” специалиста.

Предполагается, что профессиональная деятельность такого специалиста будет осуществляться в сфере рекреации и туризма, в органах исполнительной власти, государственных и негосударственных организациях и учреждениях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных коммерческих организациях, в объединениях физических лиц. Фундаментальные знания в сфере рекреации и туризма в сочетании с профилированными сведениями в конкретной области применения обеспечат специалисту возможность научно обоснованного целеполагания, проектирования, конструирования и процессуального развития деятельности в различных областях применения рекреационно-туристской деятельности.

Таким образом, специалисты с высшим профессиональным образованием по специальности 022400 – “Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм” потенциально могут работать:

  • в образовательных учреждениях любых типов (общего среднего образования, дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, в вузах);
  • в специальных образовательных учреждениях (школах-интернатах, детских домах), домах для детей-инвалидов;
  • на предприятиях и в организациях в качестве инструкторов-методистов по производственной гимнастике;
  • в рекреационно-оздоровительных и фитнес- центрах и клубах;
  • на туристических предприятиях, в фирмах и агентствах;
  • в клубах, федерациях, туристско-спортивных союзах, других муниципальных государственных и общественных организациях, культивирующих спортивно-оздоровительный туризм;
  • на туристских базах, в домах охотника и рыболова, в рекреационно-оздоровительных структурах национальных и природных парков и земель;
  • в учреждениях санаторно-курортного и рекреационного типа, домах отдыха, лечебно-профилактических центрах;
  • в федеральных, республиканских, региональных государственных органах управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, МЧС, Министерстве природных ресурсов и др.

Отметим также, что потребность общества в подготовке указанных специалистов не зависит от ведомственной принадлежности туризма и санаторно -курортного комплекса – она объективна, и от решения этой проблемы в определенной степени зависят здоровье нации и социальная защищенность населения.

Изложенное позволяют констатировать, что потребность в специалистах по рекреации и спортивно -оздоровительному туризму на российском и мировом рынках труда велика и по мере улучшения благосостояния нашего общества и улучшения качества жизни населения будет постоянно увеличиваться.

Источник: http://sportfiction.ru/articles/kontseptualnye-osnovy-podgotoi-kadrov-po-spetsialnosti-quot-rekreatsiya-i-sportivno-ozdorovitelnyy-turizm-quot-quot/

Особенности направления «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»

Особенности направления «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»

Сегодняшний мир профессий велик, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим существует необходимость верного, справедливого, аргументированного и в данный момент времени нужного обществу выбора профессии. В этой статье пойдет речь о направлении Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.

Создан ФГОС высшего по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (уровень бакалавриата)». Сибирский Федеральный Университет считается единственным государственным высшим учебным заведением в городе Красноярске, исполняющий подготовку специалистов по данному направлению.

Данное направление в своем роде неповторимо и на данный момент не имеет аналогов в нашем регионе. Ни одно высшее учебное заведение г. Красноярска не обучает бакалавров по данному направлению.

В данный момент временив в РФ не более десяти государственных вузов, которые исполняют подготовку профессионалов по этому направлению. По исследованиям Е.В. Беликовой, В.М.

 Степанян, потребность в специалистах этого профиля довольно высока и в десятки раз превосходит число выпускников [1, с. 55].

Нужность в профессионалах по рекреации и спортивно оздоровительному туризму продиктована особенными чертами нашей местности.

Сущность и климатические требование, подходящие с целью развлечений и занятий спортом, экстремальным туризмом, присутствие естественных минеральных вод и грязей содействуют развлечению, оздоровлению и лечению.

Направление «Рекреация и спортивно‑оздоровительный туризм» создано на стыке следующих областей деятельности: организационно‑управленческой, спортивной и оздоровительной.

Программа «Рекреация и спортивно‑оздоровительный туризм» направлена на подготовку специалистов, базой работы которых будет предприятие туристско-оздоровительной, краеведческой, экскурсионно- методичной и туроператорской работы, предприятие отдыха и физкультуры спорт проведения досуга в туристских группах, клубах и компаниях и рекреационно- оздоровительных структурах [2, с. 67].

Специалист будет владеть основами спортивно‑оздоровительного туризма, также основами по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма; индустрии туризма, досуга и рекреации; туристско‑рекреационных учреждений и системы; иных услуг в сфере рекреации и туризма и, конечно же, основами физической культуры и спорта. С точки зрения Е.В. Беликовой, В.М. Степанян, фундаментальные знания в сфере рекреации и туризма дадут специалисту возможность проектировать, конструировать и развивать деятельность в различных областях применения рекреационно‑туристской деятельности [1, с. 55].

Надобность общества в подготовке этих специалистов не зависит от ведомственной принадлежности туризма и санаторно‑курортного комплекса. А.В.

 Чайковская [4] отмечает, то что эта направленность подразумевает исследование и реализацию специализированных двигательных систем, направленных на профилактику и предотвращение психологических и физиологических перенапряжений; общественно цивилизованное, природоохранное, краеведческое и физиологическое развитие личности; проектирование рекреационно-оздоровительных циклов сервиса туристов; координационно-методичную, административную работа в области туризма, краеведения и рекреационного комплекса; исследование и установление основ активного здорового образа жизни, их фактическую реализацию рекреации, туризма и краеведения: ход развития личности, её ознакомления к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреативно оздоровительным конфигурациям уроков, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.

Это направленность является профильным для спортивных институтов, в ходе преподавания учащихся этого направления, как правило, задействовано большая часть теоретических и практических кафедр, таким образом как в тренировочном плане показан обширный диапазон тренировочных дисциплин, которые обязаны изучить обучающиеся: психология и педагогика, иностранный язык, русский стиль и уровень культуры речи, экология, этногеография рекреационных систем и туризма, рекреалогия, курортология, анатомия и строение человека, концепция и технология физической культуры и многое другое

Ю.А. Скачков, В.К. Шеманаев, Ю.В.

 Шулико считают, что у выпускника данного направления станут такие конкурентноспособные достоинства, как значительная высокая квалификация и фактический профессионализм в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма; ценностный подход к физической культуре, спорту и туризму как условиям, обеспечивающие состояние здоровья, физическую и многофункциональную подготовку и в полную положительную направленность в свойстве существования [3, с. 144].

Отметим также, то что необходимость общества в подготовке указанных профессионалов никак не находится в зависимости с ведомственными организациями туризма и санаторно-курортного комплекса- объективна беспристрастна, и постановления данной трудности конкретного уровня находятся в зависимости состояние здоровья цивилизации и общественная безопасность жителей.

Таким образом, повышение требований к педагогическому мастерству преподавателей и качеству образовательного процесса по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» является важной задачей сегодняшней систем образования и приоритетным направлением в развитии образовательных услуг современных ВУЗов.

Список литературы:

  1. Беликова Е.В., Открытие направления подготовки «Рекреация и спортивно‑оздоровительный туризм» в спортивном вузе как фактор развития региона / Е.В.Беликова, В.М. Степанян// Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2015. –  № 4. – С. 55-59.
  2. Кузин В.В. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» / В.В. Кузин, С.А. Гониянц, А.И. Исмаилов // Теория и практика физической культуры. –2016. –№ 11. – С. 67-71.
  3. Скачков Ю.А. Обоснование профессиональной направленности процесса подготовки специалистов (бакалавров, магистров) физической культуры, обучающихся по профилю «Спортивно-оздоровительный туризм» / Ю.А. Скачков, В.К. Шеманаев, Ю.В. Шулико.// Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. – № 3. –С. 144-148.
  4. Чайковская А.В. Требования к повышению качества образовательных услуг по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» / А.В. Чайковская // Современная педагогика. – 2016. –№ 2.– [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5379 (дата обращения: 01.11.2017).

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/lxi/95026

Сущность спортивно-оздоровительного туризма, как вида спорта и рекреации

Тема1

Необходимость разработки действенного механизма сохранения популяционного здоровья и генофонда населения Российской Федерации вызвана ухудшающейся социально-демографической ситуацией в нашей стране.

Существует достаточное количество научных концепций раскрывающих и обосновывающих гносеологические, феноменологические, аксиологические, рекреационные и иные принципы позволяющие разработать эффективную модель преодоления негативных тенденций утраты здорового образа жизни у большинства социальных групп населения Российской Федерации.

Предлагается субъектно-центрированная по направлению концепция, имеющая рекреационную основу и предполагающая активное внедрение методов спортивного и оздоровительного туризма в реальную соцально-культурную практику широких социальных слоев и возрастных групп. Это оптимальный вариант обеспечения условий сохранения физической активности и здорового образа жизни, формирование рекреационной культуры, а также, основ самовоспитания, и самодеятельности личности.

Рекреация один из мощных факторов стабилизации экономического и политического развития регионов Российской Федерации, всех сфер жизнедеятельности нашего общества, поскольку ключевым моментом является процесс восстановления и развития живых (физических, психических, эмоциональных, интеллектуальных) сил.

Спортивный и оздоровительный туризм представляет из себя уникальную систему, в которой задействованы компоненты профессионального, идеологического, духовного, экономического плана. Это позволяет нам говорить о многополярности туризма.

Технология спортивного и оздоровительного туризма выдержала идентификацию в практике функционирования многоотраслевого туристского комплекса.

Под спортивным и оздоровительным туризмом понимают путешествия, походы, и другие рекреационные мероприятия, осуществляемые в целях духовного, физического и интеллектуального развития человека и общества. Существуют многочисленные виды и формы (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, познавательный, пешеходный, водный, горный и другие).

В соответствии с федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятым в 1996 году, приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Туризм внутренний– путешествия в пределах Российской Федерации лиц, проживающих в Российской Федерации.

Туризм въездной– путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Туризм социальный– путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Туризм самодеятельный– путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.

Исходя из понятия спортивного и оздоровительного туризма и реализуя приоритетные направления общественно-государственной поддержки в области туризма, необходимо осуществить комплекс мер, направленных на возрождение в Российской Федерации инфраструктуры многоотраслевого туристского комплекса и туристского движения социальной направленности.

Спортивный и оздоровительный туризм является уникальным общественным движением, не имеющим аналогов в мировой туристской практике.

Феноменом этого массового самодеятельного движения является и то, что при минимальной поддержке государства, оно может развиваться в сложных экономических условиях сегодняшнего дня.

Этому способствует высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, начиная с детей школьного возраста и кончая пенсионерами, а также пригодность большей части территории Российской Федерации для самодеятельных туристских мероприятий.

Наиболее характерные отличительные черты самодеятельного туризма:

Спортивно-оздоровительный туризм – это здоровый образ жизни человека, а не просто хобби или способ самооздоровления.

Увлечение самодеятельным спортивно-оздоровительным туризмом имеет глубокие корни в российской истории. Все аспекты туристского путешествия – это полная аналогия традиций и устремлений русских путешественников-землепроходцев.

Спортивный и оздоровительный туризм – явление комплексное. Оно развивает в человеке человека в таких направлениях как:

– духовная сфера – развитие высоких человеческих качеств, необходимых в экстремальных условиях походной жизни;

– познавательные аспекты, включая совершенствование экологической культуры человека; самоутверждение и иные достижения;

– оздоровительный эффект – естественное благотворное влияние природной среды.

Многообразные формы общественно-полезной деятельности практически всегда сопутствующей путешествию.

Спортивный и оздоровительный туризм – это источник создания интеллектуального продукта в сфере разработки теории и практики туризма, создания новейших туристских маршрутов (в том числе и коммерческих), современного снаряжения и квалифицированных кадров.

Все это есть истоки и одна из основ формирования коммерческого продукта, о чем довольно часто забывают организаторы коммерческого туризма.

Спортивный и оздоровительный туризм охватывает все возрастные группы населения страны, включая детей, школьников, обучающийсяов, инвалидов и т. д, а также всю семью в целом.

Вся деятельность человека в самодеятельном туризме естественна и натуральна, т. к. охватывает весь первобытный комплекс действий и поступков человека. Поэтому в настоящее время спортивный и оздоровительный туризм является наиболее эффективной системой занятий, компенсирующей недостатки городской среды обитания.

В условиях современного стрессового пространства, спортивный и оздоровительный туризм автоматически создает внутри себя школу по самовыживаемости населения. Является школой адаптации населения к стрессовым ситуациям в жизни современного общества.

Государство для поощрения и развития движения самодеятельного туризма, и сам человек на туризм тратит минимальные финансовые средства (не нужны дорогостоящие стадионы, бассейны и другая материально-техническая база) – необходимы лишь туристские клубы в городе, как организационно-методические и просветительские центры, дешевое туристское снаряжение и система туристских приютов.

В качестве примера можно привести следующие сравнительные данные: в конце 80-х годов затраты на отдых 1 человека в системе Центрального Совета по туризму и экскурсиям составляли 40 рублей, а в самодеятельном туризме – 0,88.

То есть эффективность использования дотационных средств в самодеятельном туризме была почти в 50 раз выше, чем в плановом.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующее заключение: Спортивный и оздоровительный туризм – это наиболее современная технология продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства.

Суть спортивного (самодеятельного) туризма может быть выражена словами: «За Духовность, Спорт, Природу!». Одна из важнейших конечных целей движения является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом. Что имеет большое государственное значение.

Учитывая, что на сегодня одной из самых острых проблем страны являются дети и молодежь, которые теряют последнее здоровье, нравственные ориентиры и все больше скатываются в бездуховную, наркоманную и криминальную среду города, а также принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, перед движением стоят следующие задачи:

вернуть молодому поколению прекрасный мир самодеятельного туризма;

развить спортивный и оздоровительный туризм, как эффективное средство выживания человека в природной и городской среде обитания;

Важное государственное значение имеет и социальная направленность спортивно-оздоровительного туристского движения. Его социальная задача заключается в том, что оно:

привлекает наиболее социально незащищенные слои населения России, т. к. является самой дешевой и доступной формой отдыха;

является школой социальной адаптации населения к стрессовым ситуациям в жизни современного общества;

участвует в решении большого числа прикладных вопросов. Например, в проведении до профессиональной подготовки молодежи, связанной со службой в армии, работой в спасотрядах МЧС и по другим направлениям, в основе которых лежит деятельность человека в природной среде.

Тема 2

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/17172.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.