«ракетные комплексы и космонавтика»: обучение профессия и кем работать

Центр довузовской подготовки и профориентации | Профессия инженер: проекция в будущее

«Ракетные комплексы и космонавтика»: обучение профессия и кем работать

          Традиционно в нашей стране к самым массовым профессиям интеллектуального и высококвалифицированного труда относятся инженерные профессии.  По статистике примерно треть всех специалистов с высшим образованием – это инженеры, около 37% вузов – технические.

          После многолетнего спада престижа  инженерного образования сегодня наблюдается тенденция к его возрождению, растут конкурсы на бюджетные места в технические вузы страны, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

В 2015/16 учебном  году Минобрнауки планирует принять на инженерные специальности около 200 тысяч студентов.

По словам министра образования Дмитрия Ливанова, в этом году число бюджетных мест по техническим направлениям подготовки вырастет на 21%, а количество мест в магистратуре увеличится вдвое. 

Специалитет или бакалавриат?

          В высшей школе сегодня одновременно существуют две системы обучения – новая двухступенчатая «болонская» и старая «советская».

          Образовательные программы двухступенчатой системы – «бакалавриат» и «магистратура»- рассчитаны на 4 и 2 года соответственно. По традиционной форме – «специалитет» – студенты учатся 5,5 лет.

          Наряду с отличиями в программах, в новой двухступенчатой образовательной системе вместо «специальностей» введено более укрупненное понятие «направления подготовки».

Каждое такое направление включает несколько «профилей», ранее соответствующих отдельным специальностям.

Студент первых курсов, прошедший подготовку по общим дисциплинам,  определяется с дальнейшей образовательной траекторией и специализируется, выбрав интересующий его профиль. Специализация образования, как правило, начинается с третьего курса.

           Обучение в магистратуре предполагает углубленную подготовку студента с выбором «магистерской образовательной программы», т.е. узкой специализации конкретного направления. Вторая ступень – «магистратура» – доступна лишь для лучших студентов, а магистерские программы во многом рассчитаны на самостоятельную подготовку и практику на производстве.

          За счет двухступенчатой структуры система инженерного образования сочетает в себе два противоположных принципа — массовости и элитарности.

Соотношение примерно такое: из 8 человек поступивших на первую ступень бакалавра лишь один может рассчитывать на бюджетное место в магистратуре.

Именно поэтому многие абитуриенты предпочитают «старую» форму обучения, на «сециалитет», как правило,  отмечаются повышенные конкурсы.

          По плану приема в БГТУ «ВОЕНМЕХ» на 2015/16 учебный год соотношение количества мест на «специалитет» и «бакалавриат» составляет 40% к 60%.

Специализация в инженерном деле

              Сегодня насчитывается более 250 инженерных специальностей, их число продолжает расти, и это связано с развитием новых областей знаний и технологий.

Например, за последние годы появились целые направления такие, как «инноватика», «наноинженерия», «нанотехнологии и микросистемная техника», «генная инженерия».

Зачастую абитуриентам сложно выбрать специальность, поскольку они не представляют себе, чем им придется заниматься после окончания вуза, а школьные учителя и родители не имеют достаточной информации, чтобы давать советы.

           В качестве примера рассмотрим одну из высокотехнологичных отраслей военной и космической промышленности Ракетостроение.

Специалисты, работающие в этой отрасли, занимаютсяпроектированием, разработкой, испытанием и производством различных аэрокосмических объектов.

Это межконтинентальные баллистические ракеты, космические ракеты-носители, космические станции, спутники, с помощью которых исследуют поверхность Земли,  изучают климат, обеспечивают телевизионную и телефонную связь, осуществляют навигационные функции и т. д.  

           Одним из приоритетных направлений подготовки (согласно перечню на 2015  год, утвержденному Правительством РФ) является «Ракетные комплексы и космонавтика». Бакалавров и магистров этой специальности готовят в Москве – МАТИ, МАИ, МГТУ им. Баумана, а также в Санкт-Петербурге в БГТУ «ВОЕНМЕХ» на старейшей в стране кафедре «Ракетостроение».

            Инженер-бакалавр, выпускник направления подготовки  «Ракетные комплексы и космонавтика»,  в соответствии с Государственным образовательным стандартом  осваивает программу в течение 4 лет.

Список профилей направления подготовки, по которым студент может специализироваться:

1. Ракетостроение

2. Космические летательные аппараты и разгонные блоки

3. Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов

4. Системы жизнеобеспечения  и защиты ракетно-космических аппаратов 

По окончании выпускники должны обладать компетенциями, перечисленными в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы:

  1. общекультурными
  2. профессиональными  в области:
  • научно-исследовательской
  • проектно-конструкторской
  • экспериментальной
  • производственно-технологической
  • организационно-управленческой 

Выпускник с таким дипломом может работать в качестве:

  • Инженера стартовых комплексов
  • Инженера-испытателя ракетно-космической техники
  • Инженера-конструктора ракетных комплексов
  • Инженера-разработчика ракетных комплексов
  • Специалиста по эксплуатации ракетно-космической техники

Перечисленные виды деятельности в рамках одного направления  подготовки относятся к различным профессиональным функциям  или «компетенциям».

Основные профессиональные компетенции инженера-бакалавра, выпускника направления подготовки  «Ракетные комплексы и космонавтика».          

–  в областинаучно-исследовательских работ:

  • собирать, обрабатывать, анализировать, и обобщать научно- техническую информацию;
  • планировать и проводить научные эксперименты и исследования;
  • разрабатывать математические модели, описывающие процессы, происходящие в ракетно-космических комплексах;
  • применять на практике алгоритмические языки, уметь разрабатывать и отлаживать программы.

–  в проектно-конструкторской области:

  • разрабатывать компоновку  объектов ракетно-космической техники;
  • разрабатывать конструктивно силовую схему изделия, обеспечивающую максимальную прочность;
  • использовать в проектной работе стандартные пакеты ЭВМ.

–  в экспериментальной области:

  • разрабатывать план проведения экспериментальных исследований;
  • проектировать и разрабатывать техническую документацию;
  • проводить моделирование процессов, происходящих при эксплуатации ракетно-космической техники.

– в производственно-технологической области:

  • проводить научно-технические исследования в технологических процессах;
  • разрабатывать математические модели в области технологии;
  • разрабатывать и отлаживать программы, применяемые на станках с ЧПУ.

–  в организационно-управленческой деятельности:

  • руководить коллективом, выполняющим  проектную, исследовательскую, экспериментальную или технологическую работу;
  • разрабатывать календарные планы проведения работ;
  • проводить анализ стоимости разработок, производимых коллективом;
  • проводить работу по повышению квалификации сотрудников.

          
Следует отметить, что такая  дифференциация достаточно условна и на практике, как правило, от молодого специалиста требуются различные сочетания перечисленных компетенций.

Иногда работа инженера сближается с научным, управленческим, эксплуатационным трудом. От инженера могут потребоваться не только прописанные в Госстандарте компетенции.

Это могут быть знания, например, в области права и экономики,  владение иностранными языками.

           Что именно будет востребовано, зависит от конкретного участка  работы и производственной задачи.

          Мы перечислили профессиональные функции инженер-бакалавра на примере одного направления подготовки.

Следует отметить, что компетенции современного инженера любого направления сочетают два принципа – универсальность и академичность.

Особенно важно это учитывать абитуриентам, готовящимся в вуз по целевому набору: по условиям договора им предстоит работать на предприятии-заказчике не менее 3-х лет после окончания вуза.

Где могут работать инженеры?

         Как видно из перечисленных компетенций, студенты, обучающиеся по специальности  «Ракетные комплексы и космонавтика», получают универсальную подготовку.

Не удивительно, что ее выпускники всюду востребованы и не испытывают проблем с трудоустройством. Среди выпускников кафедры «Ракетостроение» БГТУ «ВОЕНМЕХ» есть даже космонавты: Г. М. Гречко, С. К .

Крикалев, в отряде космонавтов проходит подготовку выпускник 2008 года Иван Вагнер.

          Квалифицированные инженеры с универсальной подготовкой востребованы всюду, они находят работу в  различных организациях, это могут быть научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро, заводы. Инженеры трудятся на транспорте: в авиации, в центрах управления полетами, в судовождении, на железной дороге и т. д. Требования к инженерным услугам разнообразны по специализации, содержанию и качеству.

         В широких пределах могут варьироваться как условия работы инженера, так и заработная плата, социальный пакет, предоставляемые организацией-работодателем.

Востребованный специалист всегда может выбрать лучший из вариантов трудоустройства.

Кроме «хорошего» диплома, высоко ценятся личные качества инженера – инициативность, самостоятельность, организаторские способности, творческий подход к работе. 

Где можно познакомиться с инженерными специальностями?

         Получить основы профориентационных знаний, сделать осознанный выбор будущей специальности  и технического вуза, заключить контракт на целевую подготовку с одним из предприятий оборонно-промышленного комплекса Вы сможете в Академии дополнительного профессионального образования, став участником Программы целевой довузовской подготовки.  

Эта Программа рассчитана на любознательных учащихся 9-11 классов, имеющих склонность к точным наукам. Особый интерес у ее участников вызывает  экскурсионная программа на предприятия, позволяющая ребятам познакомиться с условиями работы инженеров в реальных условиях – в цехах заводов, конструкторских бюро, лабораториях. 

           Среди предприятий, с которыми сотрудничает Академия дополнительного профессионального образования, многопрофильные организации «Роскосмоса»: ФГУП «КБ «Арсенал» имени М.В.

Фрунзе, ОАО «МЗ «Арсенал», НПО «Импульс», «ГОЗ «Обуховский завод», предприятие-разработчик авиационных двигателей ОАО «Климов», «НИИ «Гидроприбор», ФГУП «НИИ «ПОИСК»  и др. организации.

Многие наши выпускники, прошедшие Программу целевой довузовской подготовки, поступили по целевому набору от этих предприятий и продолжают учиться в технических вузах города.

При выборе профессии помните, что будущее – в руках инженеров! Прогресс общества зависит от энергии и таланта тех людей, которые каждый день прокладывают дорогу к звездам!

Источник: https://spbapo.ru/professia_ingener

Космические зарплаты инженеров

Космические зарплаты инженеров

Предприятия российского ракетно-космического комплекса пока не могут предложить ни космических зарплат инженерам, ни работу мечты, и поэтому проигрывают частному бизнесу схватку за лучшие кадры.

В ракетно-космической промышленности России занято в общей сложности 235,7 тыс. человек. Более 80% (196 тыс. человек) работают на предприятиях Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК)  — 51% акций компании в рамках системной реформы отрасли будут переданы госкорпорации «Роскосмос».

В целом речь идет примерно о сотне предприятий. Крупнейшие — Центр имени Хруничева (разработчик и производитель ракет «Протон» и «Ангара») и РКЦ «Прогресс» (ракеты «Союз»). АО «Российские космические системы» (РКС) интегрирует предприятия космического приборостроения. Корпорация «Энергия» им. Королева — разрабатывает аппараты «Прогресс» и «Союз-ТМА» и оборудование для МКС.

Доля ученых и специалистов в структуре российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) оценивается в 22%, управленцев — 15%, рабочих — более 63%. Средняя заработная плата в отрасли, согласно отчету госкорпорации «Роскосмос» за 2015 год, составляет 46,6 тыс. руб.

Основной костяк сотрудников — работники старше 50 лет, 44% занятых на предприятиях отрасли; 33,7% — от 30 до 50 лет; число молодых специалистов составляет 22,3%. В ближайшие десять лет ракетно-космическая отрасль нуждается в 100 тыс. высококвалифицированных специалистах.

С 2016 году «Роскосмос» запустил собственную систему обучения менеджмента. На базе корпоративной академии запущены образовательные программы по управлению качеством, закупочной деятельностью, управлению персоналом, финансами и управлению проектами.

Работает «Школа главного конструктора» для отдельной группы отраслевого кадрового резерва.

задача госкорпорации на сегодня — создать условия для привлечения молодых «носителей новых идей», как говорится в презентации стратегии развития ракетно-космической промышленности до 2025 года.

Кто готовит кадры

Аэрокосмический факультет Московского авиационного института (МАИ) ежегодно выпускает 300 инженеров для космической промышленности.

Большинство мест бюджетные, количество выпускников закрывало бы потребности государства, говорит старший преподаватель кафедры «Космические системы и ракетостроение» МАИ Сергей Фирсюк.

Подавляющее большинство студентов начинают работать на профильных предприятиях, еще учась в вузе, но дальше их там удержать сложно. В отрасли остаются в лучшем случае 50%, в основном по экономическим причинам.

Чтобы сократить сроки подготовки специалистов, вузы и профильные компании включают студентов в работу предприятий со второго-третьего курсов.

В МАИ отмечают, что большое значение имеет проектное обучение, студенческие конструкторские бюро (КБ).

«В КБ не участвуют сотни, это традиционно небольшой круг студентов — 5–10% выпуска факультета, и они, как правило, впоследствии растут в должности», — рассказал Сергей Фирсюк.

При этом есть сложности с перениманием молодежью опыта непосредственно на производстве. «Как и во всей промышленности, в космической отрасли выбито среднее звено. Есть молодежь до 30 лет и пожилые — за 60.

Это хорошо видно и по нашему преподавательскому составу. Близкого контакта с молодежью у пожилых нет, это психология», — отмечает Сергей Фирсюк.

Нужны очень мотивированные молодые специалисты-лидеры, способные руководить проектами.

 «Внутри университета нужна и наука, и производство, — отмечает и.о. декана нового факультета космических исследований МГУ Василий Сазонов. Факультет был создан в 2017 году. В этом году факультет планирует набрать первых 100 студентов. По словам Сазонова, интерес к специальностям колоссальный.

Деньги и мечта

«Молодежь стала более мобильной. Распределений нет, и студенты вольны выбирать место работы», — замечает Сергей Фирсюк.

Чтобы дорасти до ведущего инженера, нужно не менее пяти лет, до этого времени молодой инженер третьей категории (такую квалификацию получает сотрудник, только пришедший из вуза), вынужден жить на жалованье 40 тыс. руб., добавляет руководитель образовательных программ «Современная космонавтика» Московского политеха Александр Шаенко.

По мнению Алексея Белякова из фонда «Сколково», помимо достойного заработка для мотивации сотрудников необходимо, чтобы идеи в сфере создания ракетно-космической техники получали скорую реализацию.

Да и вообще, мода на космос вернется, если профессия снова станет «звездной». В новом веке — новые кумиры, сегодня это, например, Илон Маск, основатель американской частной космической компании SpaceX.

«Он привлекает внимание к отрасли. Благодаря ему сегодня школьники идут в МАИ и Бауманку», — говорит Виталий Егоров из частной российской космической компании Dauria Aerospace.

По его мнению, успех команды Маска — результат грамотного менеджмента.

«Мотивированные молодые сотрудники — основной актив SpaceX. Возможность осуществить что-то, что раньше никто не делал, удерживает работников на месте в условиях, когда работа по 12 часов в день и семь дней в неделю является нормой», — отмечает Алексей Беляков.

«Я своих ребят ориентирую на работу в частных компаниях и на создание собственного бизнеса», — говорит Александр Шаенко из Московского политеха. Будущее — за частной космонавтикой, считает он.
Если госкорпорация не изменит главное — систему мотивации молодежи, то ее скоро обойдут на взлете космические стартапы.

Источник: http://high-study.ru/vysshee-obrazovanie-segodnya/kosmicheskie-zarplaty-inzhenerov/

МКЦ

Категория A — механик, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию, вправе:

· выполнять повседневное оперативное техобслуживание и подписывать соответствующие документы;

· сертифицировать выполняемую работу (выдавать Сертификат на выполнение техобслуживания — Certificate of Release to Service);

· решать типовые задачи, разрешенные после проведения соответствующего целевого обучения, выполняются механиком, ответственным за сертификацию по оперативному техобслуживанию с целью выдачи Сертификата на проведение техобслуживания воздушных судов согласно EASA-145.A.50 как часть менее значимого запланированного оперативного техобслуживания, включая еженедельную проверку, предусмотренную в программе техобслуживания, утвержденной операторами, а также простое устранение недостатков, что предусматривает следующее:

· замену колес

· замену тормозных систем.

· замену аварийно-спасательного оборудования.

· замену духовок, кипятильников и приборов для приготовления напитков.

· замену системы внутреннего и внешнего освещения, ламп накала и люминесцентных ламп.

· замену щеток стеклоочистителей ветровых окон.

· замену сидений для пассажиров и обслуживающего персонала, а также ремней безопасности.

· закрытие обтекателей и ремонт смотровых панелей быстрого доступа.

· замену компонентов туалетной системы, кроме вентилей.

· несложный ремонт и замену дверец внутренних отсеков и шкафчиков, кроме дверец, образующих часть структуры давления.

· несложный ремонт и замену дверец верхних отсеков для хранения и оснащения салона.

· замену статических фитилей.

· замену основных, аварийных батарей и батарей вспомогательных силовых установок воздушных судов.

· замену компонентов полетной радио музыкальной системы, кроме системы громкой связи (public address).

· повседневную смазку и подпитку всех системных жидкостей и газов.

Категория B — техник, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию (B1- механик, B2-специалист по авиационной электронике), вправе:

· выдавать Сертификат на проведение оперативного техобслуживания конструкций воздушных судов, блоков питания, механических и электросистем (Категория B1), или авиационной электроники и электросистем (категория B2);

· сертифицировать работу, выполняемую другими (работа в качестве супервайзора, обычно это относится к персоналу, ответственному за сертификацию по Категории «A», выполняющему свои обязанности вне условий своих преимущественных прав на сертификацию);

Категория BS1, BS2 — вспомогательный персонал — вспомогательный персонал BS1 и BS2, занятый проведением базового техобслуживания, отвечает за выполнение всех соответствующих задач и или проверок, а также сертификации согласно установленному стандарту перед тем, как персонал, ответственный за сертификацию по Категории C, выпустит сертификат на проведение техобслуживания.

Категория C — инженер, ответственный за сертификацию по базовому техобслуживанию, вправе выдавать Сертификат на проведение техобслуживания после выполнения базового техобслуживания воздушного судна.

Категория D1 — техник, ответственный за сертификацию по неразрушающему контролю (уровень 2), вправе:

· выполнять неразрушающий контроль воздушных судов / компонентов

· сертифицировать работу, выполняемую техником по неразрушающему контролю (уровень 1)

· выдавать Форму 1 EASA после техобслуживания воздушных судов / компонентов с использованием неразрушающего контроля.

Наиболее сложные работы выполняются лично начальниками групп и инженерами. Обо всех произведённых работах делаются соответствующие записи в документации и ставятся подписи исполнителя и контролирующего.

В военной авиации: инженерно-технический состав (ИТС) авиации ВС РФ делится в основном на две основные категории.

Первая категория — это обслуживающий персонал авиационных эскадрилий (АЭ), выполняющий формы и виды подготовок авиатехники (АТ) к полётам и боевому применению. Как правило, существуют: предварительная подготовка, предполётная подготовка, подготовка к повторному вылету, послеполётная подготовка. Также ИТС АЭ выполняет периодические и контрольные осмотры, работы по хранению и парковые дни.

Вторая категория ИТС выполняет тяжелые формы обслуживания в Технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) АТ — регламентные работы (РР), которые производятся по календарным срокам или по налёту воздушного судна, а также замену авиационных двигателей и эксплуатационный (войсковой) ремонт бортового оборудования, а также в ряде случаев и капитально-восстановительное обслуживание (КВО). Специалисты ТЭЧ имеют допуска на все виды подготовок и работ на АТ, специалисты АЭ не имеют допусков к периодическому обслуживанию АТ и ремонтным работам. Подразделения, занимающиеся обслуживанием и подготовкой авиационных средств поражения (АСП), также комплектуются авиационными специалистами, хотя служба и работа в этих подразделениях сильно отличается от службы и работы в АЭ (ближе к общевойсковым подразделениям).

Также в военной авиации принята групповая штатная структура ИТС, с узкой специализацией.

Например, специалисты по радиоэлектронному оборудованию (РЭО) в дальнебомбардировочном полку могут разделяться на группы по эксплуатации радиотехнического оборудования (РТО), связного и радионавигационного оборудования (РСНО), аппаратуры наведения (РТАН), аппаратуры радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В ТЭЧ, как правило, специалисты групп имеют ещё более узкую специализацию.

Типовая группа авиационных специалистов ИАС может состоять: из начальника группы, являющегося командиром для всего л/с и осуществляющего общее руководство, инженера (-ов), старших авиатехников, техников, старших механиков, механиков, в ряде случаев – слесарей, электриков, токарей, радиомехаников, монтажников, механиков-водителей и т.д. – штатная структура групп тщательно разрабатывается и утверждается на каждый тип авиатехники.

За каждым воздушным судном закреплён технический экипаж во главе с техником (старшим техником) самолёта (или вертолёта).

Данное должностное лицо фактически отвечает за техническое состояние вверенного летательного аппарата, лично выполняет большой объём работ и контролирует весь технический персонал, работающий на самолёте, ведёт эксплуатационную документацию данного ВС.

Старший техник самолёта (широко применяется сокращённое название — стартех) выпускает в полёт и встречает из полёта свой летательный аппарат. Вероятно, что это наиболее ответственная и хлопотная должность в военной авиации.

В процессе реформы ВС РФ, более известной как «новый облик армии» должность старшего техника самолёта переименовали в «инженер авиационного комплекса», но сущность и объём работы (и получка) от смены названия не изменилась

Источник: http://www.profirk.ru/work/profession/1441/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.