- Психологическая диагностика в деятельности психолога
- Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики
- Психологическая диагностика как основное направление деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Цели, содержание — реферат
- Введение
- Назначение психологической диагностики в образовательных учреждениях
- Особенности организации психологической диагностики в образовательных учреждениях
- Организация психологической работы школьного психолога
Психологическая диагностика в деятельности психолога
Психологическая диагностика как один из основных видов деятельности практического психолога занимает довольно значительное место в его работе.
Без нее не могут быть осуществлены должным образом ни психопрофилактика, ни психотерапия, ни консультирование, ни экспертиза, ни проверка эффективности педагогического и лечебного процесса.
Психодиагностика требуется в ситуациях уточнения структуры нарушений развития и учебной деятельности детей, дифференциальной диагностики психических заболеваний, обоснования путей эффективного коррекционно воспитательного воздействия и т. п.
В компетенцию и обязанности психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др.
Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их интересов и способностей и т. п.
занимает в настоящее время одно из центральных мест в работе школьной психологической службы.
Задача психодиагностики, по определению К. М. Гуревича, состоит в сборе информации об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна и им самим и тем, кто с ними работает.
Особенности диагностической работы. Психодиагностика в системе психологической службы имеет свои принципиальные особенности. В ряде исследований отмечается прежде всего необходимость различать психодиагностику “научно-исследовательскую” и “научно-практическую”.
Если задача первой – установить определенные закономерности психического развития, то цель второй – ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психологического явления или нарушения. При этом диагностика причин не является для практического психолога самоцелью, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития.
Итак, психодиагностика сама по себе бессмысленна, но ее данные необходимы для того, чтобы: 1) обеспечить контроль за динамикой психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше; 2) дать возможность психологу определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития как для слабых, так и для сильных учащихся, “подтягивания” их на более высокий уровень; 3) установить направление продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности; 4) проверить, насколько эффективной оказывается психопрофилактическая работа, проводимая психологом; 5) провести сравнительный психологический анализ различных систем, подходов, методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций; 6) выбрать наиболее актуальную для образовательного учреждения тематику психологического просвещения и т. д. и т. п.
Поэтому в рамках психологической службы речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о коррекции или развитии. Они существуют в деятельности психологов как единый по самой сути своей вид работы: диагностике-коррекционный, или диагностико-развивающий.
При этом психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций, а в значительной части случаев сам осуществляет психологическую часть коррекционной, воспитательной (развивающей) работы.
Психодиагностика в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл. Она всегда предполагает в конечном счете выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий.
Основная научная категория, с которой работает педагог-психолог в рамках психодиагностической деятельности, – это категория возрастной нормы развития личности и возрастной нормы психического развития. Кроме того, психодиагност обязан знать этические нормы применения результатов своей работы.
Учитывая специфику диагностики в системе психологической службы образования, некоторые исследователи определяют ее как психолого-педагогическую диагностику и основными ее задачами считают, во-первых, контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности; во-вторых, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Специфика психодиагностики в психологической службе образования заключается и в том, что мы не можем ее принять в традиционном понимании как «дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам».
Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности.
В основе практической психологической диагностики – целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, утверждал Л.С. Выготский. Он предупреждал, что мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т. п.
, без единого жизненного плана этой личности, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс.
Т.О. Специфика психодиагностики в школьной психологической службе заключается в том, что:
Главное назначение диагностики в психологической службе – не сравнение детей друг с другом (хотя это тоже очень важно), а глубокое проникновение во внутренний мир конкретного ребенка.
Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного школьника, как происходит становление его индивидуальности.
В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая.
Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков.
Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть но внутреннюю сущность процессов развития».
Процедура диагностико-коррекционной деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна и очень слабо разработана.
С учетом указанных разработок, а также опыта практических психологов образования современные исследователи предполагают определенную последовательность или этапы осуществления диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы: 1) изучение практического запроса; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) выбор метода исследования; 5) использование метода; 6) формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет; 7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися; 8) осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.
Источник: https://infourok.ru/psihologicheskaya-diagnostika-v-deyatelnosti-psihologa-747221.html
Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики
Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования.
Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, средством — создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. П. с. о. — интегральное явление, представляющее собой единство четырех составляющих или аспектов — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки. Научный аспект предполагает проведение научных исследований практических проблем психологии образования, методическое и теоретическое обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования- прикладной — психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, подготовку кадров и пр.- практический — непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (школах, детских садах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах П. с.- организационный — создание структуры П. с. о. Развитие прикладного, практического и организационного аспектов зависит от научного, являющегося теоретической базой и тем самым определяющего содержание, функции и модель П. с. о.
Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание деятельности практического психолога: а) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста (сензитивность того или иного возрастного периода, зона ближайшего развития и пр.)- б) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, жизненных планов и пр.
– в) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения учащихся со взрослыми и сверстниками- г) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Он ответственен прежде всего за соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, пониманию им своих способностей, интересов, его отношению к себе, к людям, к окружающему миру, происходящим семейным и другим существенным событиям, к жизни как таковой и пр. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной.
Задача взрослых — помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть способами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Эффективность деятельности практического психолога определяется уровнем его профессиональной подготовки, которая включает не только хорошее знание психологии, не только высокий уровень владения разнообразными психологическими методами изучения и обследования ребенка, но и способностью профессионально грамотно интерпретировать полученные данные.
Практический психолог образования должен владеть сложнейшими видами деятельности практической психологии: психологическим просвещением, психопрофилактикой, психодиагностикой, психокоррекцией, специальной работой по развитию, психологическим консультированием.
Практический психолог образования, будучи специалистом в области психологии, является также полноправным членом педагогического коллектива образовательного учреждения и имеет двойное подчинение: по административной линии — руководителю учреждения, по профессиональной — психологическому научно-методическому центру.П. с. о.
проектируется как единая система в образовательном пространстве страны.
Эта система выстроена в единую вертикальную структуру: психологическая служба образовательных учреждений (детских садов, школ, гимназий, лицеев, детских домов, школ-интернатов, ПТУ) — городской, областной центр психологической службы образования — региональный центр психологической службы образования — отдел психологической службы Министерства образования России. Каждое звено этой структуры имеет свои четко определенные функции. Профессиональное взаимодействие всех подразделений структуры может гарантировать высокий уровень деятельности П. с. о., научно-методическую разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное обеспечение, профессиональную оценку результатов деятельности службы.
Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения.
Психодиагностические данные необходимы: • для составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса) для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения Однако диагностика и ее данные не могут и не должны становиться самоцелью.
В последние годы в отечественной литературе появились работы, грамотно и конструктивно задающие специфику школьной психодиагностической деятельности.
Источник: https://megalektsii.ru/s51026t7.html
Психологическая диагностика как основное направление деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Цели, содержание — реферат
Реферат на тему:
«Психологическая диагностика как основное направление деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Цели, содержание деятельности, особенности организации»
Челябинск
2010
Оглавление
Введение 3
Назначение психологической диагностики в образовательных учреждениях 4
Особенности организации психологической диагностики в образовательных учреждениях 7
психологической диагностики в образовательных учреждениях 10
Заключение 22
Библиографический список 23
Введение
Психологическая диагностика в самом общем виде понимается как отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей.
Если же говорить о психологической диагностике как направлении деятельности психолога в образовательном учреждении, то, на мой взгляд, это основная деятельность психолога, которая обладает своими особенностями.
Основной она является потому, что дает основную информацию и материал для выработки рекомендаций и коррекционных программ. Без психологической диагностики психолог не имеет законных оснований для выработки рекомендаций и коррекционных программ. Особую актуальность данный факт приобретает в государственных учреждениях.
Так же многие диагностические процедуры значительно облегчают работу психолога, что является актуальной проблемой для школьных психологов, поскольку их работа затрагивает многие аспекты психологической работы с людьми (просвещение, информирование, диагностика, консультирование, психопрофилактика и психокоррекция и т.д.), а также различные возрастные группы (школьники от первоклашек до старшеклассников, родителей, преподавателей).
Еще одной особенностью психологической диагностики в ОУ является использование так называемого диагностико-развивающего обучения. То есть психолог обязан не просто провести тест и дать его интерпретацию, но собрать целостную психологическую характеристику ребенка и выработать коррекционную программу вместе с педагогическим коллективом.
Таким образом, психологическая диагностика в образовательных учреждениях имеет ряд особенностей, позволяющих назвать её основной деятельностью психолога.
Назначение психологической диагностики в образовательных учреждениях
В компетенцию и обязанности детского психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.
Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику.
Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.
Особенности диагностической работы в практической психологии
Психодиагностика в системе психологической службы образования имеет свои принципиальные особенности. В ряде исследований отечественных и зарубежных психологов отмечается необходимость различать психодиагностику научно-исследовательскую и научно-практическую.
Научно-практическая психодиагностика ориентируется на различные задачи общественной практики, в нашем случае – на задачу психического развития и укрепления психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
Следует особо подчеркнуть различие в самих задачах диагностической работы психологов-исследователей, то есть научных работников и детских психологов-практиков. Так, Й.
Шванцараутверждает, что основной задачей психологов, занимающихся практическими проблемами в различных детских учреждениях, является не накопление любых психологических данных, а «обнаружение искомого, то есть ответа на вопросы, вызвавшие исследование, и на дальнейшие, которые из него вытекают.
Последнее задание, несомненно, бывает зачастую гораздо более затруднительным, чем собирание результатов для целей исследования».
Иными словами, если задача первых – установить определенные закономерности психического развития, то цель вторых – ответить на конкретный вопрос, выявить причину определенного психологического явления.
При этом диагностика причин – не самоцель для практического психолога, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодолению трудностей и нарушений в развитии и т. п.
Психодиагностика в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл. Она всегда предполагает в конечном счете выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий.
Учитывая специфику диагностики в системе психологической службы образования, некоторые исследователи определяют ее как психолого-педагогическую диагностику и основными ее задачами считают следующие:
- во-первых, контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности;
- во-вторых, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Специфика психодиагностики в психологической службе образования заключается и в том, что мы не можем ее принять в традиционном понимании как «дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам».
Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности.
В основе практической психологической диагностики – целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, утверждал Л. С. Выготский. Он предупреждал, что мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т. п.
, без единого жизненного плана этой личности, ее лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс. Всякое развитие в настоящем базируется на прошлом развитии и имеет перспективу развития в будущем.
То есть, измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога [4].
Психологическая диагностика предусматривает деятельность по:
— получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
— выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
— определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних [5].
Таким образом, назначением психологической диагностики в образовательных учреждениях является многостороннее и многогранное изучение индивидуальных, личностных, характерологических и других особенностей ребенка с целью разработки рекомендаций, облегчающих развитие и обучение ребенка.
Особенности организации психологической диагностики в образовательных учреждениях
Научный анализ проблем и обобщение опыта работы практических психологов показывает, что в рамках психологической службы образования речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о развитии или коррекции.
Здесь должно существовать диагностика-коррекционное, диагностико-воспитательное (или развивающее) направление работы, единое по самой своей сути. Д. Б. Эльконин отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.
Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше.
Более того, детский психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций и в значительной мере сам осуществляет часть коррекционноц, воспитательной (развивающей) работы.
Диагностико-коррекционное (диагностико-развивающее) направление работы психолога – одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.
Психологический тест является средством, которое может привести к положительному результату только тогда, когда оно находится в руках человека, обладающего специальной психологической квалификацией, необходимыми качествами личности и соблюдающего этические принципы психологической работы с людьми.
В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая. Л. С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития».
Процедура диагностико-коррекционной деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна и очень слабо разработана. Впервые такая процедура у нас была предложена Л. С.
Выготским в виде схемы педологического исследования в применении к трудновоспитуемому и ненормальному ребенку. На основе этой схемы Й. Шванцара разработал свой довольно интересный экспериментально-психологический подход в диагностике развития личности, выражающей в ряде шагов или этапов.
В американской литературе также представлены пошаговые описания диагностической работы школьных психологов:
1) изучение практического запроса (проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос; беседа имеет и дополнительное значение – она служит для сбора первичной информации об учащемся, помогает прояснить его трудности перед взаимодействием с ним психолога);
2) формулировка психологической проблемы (запрос или требование, предъявляемые практикой, психолог переводит и преобразует в психологическую проблему, которая формулируется на основании изучения всей информации о ребенке. Очень важно, чтобы психолог имел данные об истории развития ребенка, которая должна стать основным источником всех дальнейших сведений, фоном исследования);
3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
Источник: http://turboreferat.ru/psychology/psihologicheskaya-diagnostika-kak-osnovnoe-napravlenie/34053-178709-page1.html
Организация психологической работы школьного психолога
На тему: «Основныенаправления деятельности школьногопсихолога»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные направлениядеятельности школьного психолога
1.1 Направлениепервое: школьнаяприкладная психодиагностика
2. Направлениевторое: психокоррекционная иразвивающая работа со школьниками
3. Третье направление:консультированиеи просвещение школьников, их родителейи педагогов
3.1 Психологическоеконсультирование и просвещение педагогов
3.2 Консультированиеи просвещение родителей
4. Четвертоенаправление: социально-диспетчерскаядеятельность
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
В настоящее времямы являемся свидетелями интенсивноговнедрения психологии в системуобразования.
Многие образовательныеучреждения имеют собственныепсихологические службы, издаетсяогромное количество специальнойлитературы, проводятся многочисленныеконференции, посвященные работе психологав школе, в интернате, в детском саду.Профессия становится массовой, требуетсясоответствующее кадровое обеспечение.
Деятельностьпсихолога в школе достаточно автономна.Не потому что независима, а потомучто представляет собой целостнуюсамостоятельную систему со своимицелями и задачами.
Но, далеко некаждый психолог готов сегодня, работаяв школе, развернуть свою работу какцелостную психолого-педагогическуюсистему.
Многие либо ограничивают своюдеятельность определенныминаправлениями работы (только диагностикаи выдача общих рекомендаций, толькоиндивидуальная работа с «трудными» ит. д.
) либо «тонут» в море школьныхпроблем, превращаясь в психологическую«скорую помощь», специалистов «наподхвате», массовиков-затейников либопросто учителей.
Психологу необходимообладать значительным серьезнымпрофессиональным и личностнымресурсом для того, чтобы реализоватьпсихологическую работу в ее целостнойи последовательной форме.
Нужна организованностьи хорошо структурированное,тренированное мышление, развитаянаблюдательность. Необходим и высокийэмоциональный потенциал, собственнаяпсихологическая проработанность,позволяющая включаться в решение чужихпроблем, не проецируя собственных.Список можно продолжать.
Несомненно, вопределенном смысле психологическаяработа в школе — это призвание, нопрежде всего — это результатспециальной качественной профессиональнойподготовки
Вряд ли и психолог,и школа могут сегодня надеяться наварианты, близкие к идеалу. И тем, идругим предстоит развиваться,накапливать новые знания и представления,искать пути сотрудничества, но приналичии доброй воли, понимания большогосмысла осуществляемых усилий, а такженекоторой теоретической базы совместнойработы, возникающие трудности могутбыть устранены.
Психологическаяработа — часть общего педагогического,образовательного процесса в школе.Она становится действительно значимойи эффективной, если опосредуетсясоответствующей педагогическойпрактикой.
Мы думаем, что идеологиясопровождения как никакая другаяпозволяет объединить усилия педагогаи психолога, поскольку сопровождение— это не только и не столько метод работышкольного психолога. Это— цель и способорганизации всего педагогическогопроцесса в школе.
Также можно подчеркнуть,что серьезная психологическая работанеизбежно окажет огромное влияниена всю образовательную систему даннойшколы, вызовет к жизни мощные силыизменения, поступательного движениявперед, к новой системе, которая смоглабы органично и естественно включить всебя психологическую деятельность.
1. Основныенаправления деятельности школьногопсихолога
1.1 Направлениепервое: школьнаяприкладная психодиагностика
Диагностическая работа — традиционное звено работышкольного психолога, исторически перваяформа школьной психологическойпрактики. Сегодня она по-прежнемуотнимает львиную долю рабочего времениспециалиста. Причины такого положенияочевидны.
Во-первых, диагностика этото, чему больше всего и лучше всегообучили школьного психолога, какой бытип образования он не получил. Во-вторых,это наиболее «презентабельный» видпсихологической деятельности (то, чтоможно показать, чем можно отчитатьсяперед начальством) и наиболее понятный«заказчикам» — педагогам и родителям.
Наконец, диагностика отнимает у психологатак много времени и сил на проведение,обработку и осмысление результатов,потому что в большинстве существующихформ она не приспособлена дляиспользования в школьной ситуации нитехнически, ни по существу.
Взятьхотя бы такой момент: как выявленныепсихологические особенности школьникавлияют на эффективность учебнойдеятельности и какие педагогическиеприемы помогут с этими особенностямиработать? Проще говоря, что делать срезультатами тестирования? Например,школьному психологу нужно знать, какиеособенности психики ребенка мешаютему успешно осваивать материал попредметам естественно-научногоцикла, а психологические пособияпредлагают ему на отвлеченном нейтральномматериале исследовать концентрацию иобъем внимания, вербальный и невербальныйинтеллект и т. д. Для того чтобы такоеисследование имело смысл, егорезультаты надо перевести на языкучебных навыков и умений, способовподачи учебного материала, языкпедагогических требований к знаниямученика. В большинстве случаев и школьный,и академический психолог-исследовательзатрудняются в проведении такой работы.
Итак, школьнаядиагностическая деятельность отличаетсяот традиционной исследовательскойдиагностики. Она должна занимать меньшевремени, быть простой и доступной вобработке и анализе, ее результатыдолжны «переводиться» на педагогическийязык. А самое главное отличие— в целяхи сдачах диагностической работы.
Школьнаяпсиходиагностика имеет своей цельюинформационное обеспечение процессасопровождения.
Психодиагностическиеданные необходимы: для составлениясоциально-психологического портреташкольника (описания его школьногостатуса) для определения путей и формоказания помощи детям, испытывающимтрудности в обучении, общении и психическомсамочувствии для выбора средств и формпсихологического сопровожденияшкольников в соответствии с присущимиим особенностями обучения и общенияОднако диагностика и ее данные не могути не должны становиться самоцелью.
В последние годы вотечественной литературе появилисьработы, грамотно и конструктивнозадающие специфику школьнойпсиходиагностической деятельности.Анализ этих представлений позволяетследующим образом задать принципыпостроения и организациипсиходиагностической деятельностишкольного психолога.
Первое —соответствие выбранного диагностическогоподхода и конкретной методики целямшкольной психологической деятельности(целям и задачам эффективногосопровождения). Для нас это означает,что используемый прием должен выявлятьименно те психологические особенностишкольника, знание которых необходимодля его успешного обучения и развитияв школьной среде.
Требование этопринципиально важное, но непростое. Какопределить, какие особенности являютсязначимыми, обязательно диагностируемымив процессе обучения? Мы считаем, что вэтом случае неоценимую помощь можетоказать понятие психолого-педагогическогостатуса ребенка, позволяющее определитьсяв отношении важности тех или иныхпсихических свойств и качеств школьника.
В него включаются психологическиехарактеристики поведения, учебнойдеятельности, общения, а такжеличностные особенности школьника,существенно влияющие на процесс обученияи развития на различных возрастныхэтапах. Задачей диагностическойдеятельности школьного психологаявляется их своевременное изучение.
Благодаря последовательной реализацииданного принципа в рамках нашей моделиудается максимально ограничить объемдиагностической работы, подчинитьее задаче. Диагностика становитсядействительно школьной прикладнойформой деятельности.
Мы так подробноостанавливаемся на этом моменте, потомучто хорошо знаем и по собственному опытуи из общения с коллегами, как легкодиагностическая деятельности в школеможет стать доминирующей, самодовлеющей.
Второе —результаты обследования должны бытьлибо сразу сформулированы на«педагогическом» языке, либо легкоподдаваться переводу на такой язык.
Тоесть, опираясь на результаты диагностики,психолог или непосредственно сам педагогмогут судить о причинах учебных илиповеденческих трудностей ребенка исоздавать условия для успешного усвоениязнаний и эффективного общения.
Реализацияэтого принципа также затруднена, таккак большинство методик, предлагаемыхсегодня на “школьном психологическомрынке» не удовлетворяют его требованиям.
Приятным исключением является ШТУР инаиболее удачные его модификации, такаяпопытка сделана в отношении подростковоголичностного опросника Айзенка, могутбыть названы также некоторые мотивационныеанкеты и опросники на тревожность.Большинство же методов настолькоопосредовано связаны с реальнойжизнедеятельностью ребенка, что ихрезультаты практически бесполезны сточки зрения задач сопровождения.
Третье—прогностичность используемых методов,то есть возможность прогнозировать наих основе определенные особенностиразвития ребенка на дальнейших этапахобучения, предупреждать потенциальныенарушения и трудности.
Важнейшийвопрос для школьного практика, психологаили педагога — как на основе данныхдиагностики спланировать процессобучения так, чтобы он не приводил кразличным проблемам? Сегодня мыпрактически не в состоянии ответить наэтот вопрос.
Существующие методы изученияфиксируют феномен актуальногопсихологического состояния (сегодня,на момент обследования). Достойнымисключением являются процедуры,используемые для определения готовностиребенка к школьному обучению.
Многиеиз них позволяют давать прогноз обученияребенка в первом классе (правда, припрочих благоприятных условиях—контакт с одноклассниками, учителем,благоприятный семейный климат и др.).
Четвертое—высокий развивающий потенциал метода,то есть возможность получения развивающегоэффекта в процессе самого обследованияи построения на его основе различныхразвивающих программ.
В школьной практикепсихолог в большинстве случаев незаинтересован в проведении «чистой»диагностики, исключающей влияние нарезультаты, показываемые ребенком,контакта со взрослым.
Напротив, еслиребенок, подозреваемый в умственномснижении, в процессе тестирования,демонстрирует заинтересованность,устойчивое внимание, способность принятьпомощь взрослого и ее использоватьв ходе работы, для нас это неоценимыйфакт.
Он гораздо важнее точной шкальнойоценки его интеллекта. Кроме того,замечательно, если методика может бытьиспользована, модифицирована длякоррекционно-развивающей работы. Издесь опять неплохие возможностидемонстрирует ШТУР.
Пятое —экономичность процедуры. Хорошаяшкольная методика — это короткая,многофункциональная процедура,существующая как в индивидуальном, таки в групповом варианте, легкая вобработке и однозначная (по возможности)в оценке полученных данных. Однакопоследнее может быть связано сналичием возрастных нормативов, чтодалеко не всегда говорит в пользуметодики.
В отношении возрастныхнормативов, прикладываемых авторамик своим методикам, всегда возникаетдва принципиальных вопроса: как онибыли получены и обязательно линесоответствие возрастной норме поданному показателю должно приводить кразличным психологическим проблемамв обучении и развитии ребенка? Редкиеметодики могут похвастаться тем, чтоготовы достойно ответить на эти вопросы(например, знаменитая методика Векслера).
Названные вышецели, задачи и специфику школьнойприкладной психодиагностики мыпостарались учесть при разработкесистемы диагностической деятельности.
Прежде всего, в рамках этой системывыделяются три основных диагностическихсхемы: диагностический минимум, первичнаядифференциация формы и патологииумственного развития и углубленноепсиходиагностическое обследование.Каждая схема направлена на решениесвоих задач сопровождения, обладаетсвоей «разрешающей» способностью.
Вместе с тем они органично взаимосвязаныдруг с другом и в реальной школьнойпрактике применяются в определеннойсистеме, последовательности. К анализушкольной диагностики как единогопроцесса мы обратимся, дав общуюхарактеристику каждой схемы.
Перваяпсиходиагностическая схема —диагностический минимум. Онапредставляет собой комплексноепсихолого-педагогическое обследованиевсех школьников определенной параллели.Схема ориентирована на выявлениесоциально-психологических особенностейстатуса школьников, существенно влияющихна эффективность их обучения и развития.
Реализация схемы позволяет, во-первых,определить группу школьников, испытывающихвыраженные трудности в обучении,поведении и психическом самочувствиив школьной среде, во-вторых, определитьте специфические особенности когнитивной,эмоционально-волевой и личностной сферывсех школьников обследуемой параллели,знание которых необходимо дляуспешного сопровождения.
К первымотносятся, например, высокий уровеньличностной или школьной тревожности,слабое развитие определенных когнитивныхпроцессов и навыков (произвольноевнимание, сформированность важнейшихумственных действий и др.), признакисоциальной дезадаптации в поведениии общении и т. д. (подробно речь об этомпойдет ниже).
Ко вторым относятсяумственная работоспособность и темпумственной деятельности, особенностисистемы отношений школьника к мируи самому себе и пр.
Диагностическийминимумявляетсяосновной психодиагностической схемойв рамках нашей модели школьнойдеятельности, что определяется рядомего особенностей и возможностей.
Прежде всего,диагностический минимум носитдифференциальный характер — онпозволяет условно разделить всюобследованную группу детей на двеподгруппы — «психологическиблагополучных» детей, обладающих своимиособенностями психического и личностногоразвития, не приведших в настоящеевремя к выраженным проблемам обучения,взаимодействия и самочувствия вшкольной среде, и детей «с проблемамиобучения и развития» (отом, что мы в данном случае понимаемпод проблемами, речь пойдет ниже, вглаве, посвященной содержаниюпсиходиагностики в школе). Этот фактпринципиально важен с точки зренияпоследовательности дальнейших
Источник: https://works.doklad.ru/view/0V_8MxmGylY.html