Профориентация школьников и подростков: полезные материалы и статьи

Профориентация для школьников. статья

Профориентация школьников и подростков: полезные материалы и статьи

Профориентация для школьников

 СТРАСТИ ПО БУДУЩЕМУ ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

               Жизнь не становится проще. Никаких гарантий никто никому ни в чем не дает. Взрослые люди это окончательно поняли и с тревогой смотрят на своих детей: как ты  будешь выживать, не свалишься ли на обочину жизни?

Чего хотят родители для детей? Они хотят, чтобы дети выросли жизнеспособными. Некоторые хотят – чтобы их дети устроились в жизни лучше всех. То есть опять-таки, были жизнеспособны.

И вот уже мамы ведут ко мне профориентироваться десятилетних детей. Но сами же сомневаются: не рано ли?

Не рано. Поговорить можно. Чтобы уяснить, к чему склоняется это тоненькое деревце-отрок, не пытаются ли взрослые склонить его в противоестественную для него сторону, не слишком ли часто они его «поливают» и «унавоживают» своей заботой, достаточно ли воздуха и солнечного света расцветающей  душе.

Мы лучше знаем, что тебе надо

Частенько родители сами выбирают  профессию своим детям, и бывает, что они  не прислушиваются к мнению детей. Как они размышляют? Ребенок пока не понимает, по малости лет, как важно иметь стабильный кусок хлеба с маслом. Для этого самое правильное -получить  такое образование, которое обеспечит работу в офисе солидной конторы, стабильный оклад. «Решено! Будешь адвокатом».

Хорошо, если ребенок внутренне не отторгает такой выбор, сделанный родитеями. А если он совершенно не склонен к подобной работе? В результате дочь, которую насильно затолкнули в профессию, вырастает в вялого юриста, не способного читать юридические документы и не умеющего решать профессиональные задачи даже самые легкие профессиональные задачи.

Часто ко мне на прием приходят женщины – бухгалтеры. Они приходят тогда, когда уже стало им совсем невмоготу: одеваться как  бухгалтер, разговаривать как бухгалтер, смотреть в монитор с цифрами и сидеть на месте восемь часов подряд. На вопрос, кто выбирал профессию, отвечают: «Мама сказала, что это профессия как раз для женщины, и гарантированный заработок дает ».

Выбирая профессию, думать прежде всего о зарплате, – это, может, и  рационально. Но не разумно.

Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать не только головой, но всем своим существом. Современный человек ходит на работу не просто ради денег. Он хочет получаит от работы удовольствие.

Скажи, что ты хочешь

Бывает и так. Приходят на консультацию отец с сыном. Папа готов профинансировать любой проект, лишь бы ребенок хоть что-то захотел. А ребенок не хочет ничего хотеть. Он не слышит отцовских слов. Почему же не слышит он отцовских слов? Потому что отец говорит на одном языке, а у сына другой язык.  Отец технарь, владелец бизнеса, директор компании –  ежедневно в борьбе.

Он и выражается в категориях борьбы: «Ты должен войти в средний слой общества. Без высшего образования ты будешь работать только руками, тебя будут окружать люди неинтеллигентные. Ты должен воспитать в себе ответственность, волю. Поезд твоего поколения идет быстро. Люди в этом поезде счастливы, они живут. Они не потеряли время. А ты остался стоять на платформе».

Вот такой взгляд отца, жаждущего вывести сына в люди.

Кто знает, а может, «оставшись на перроне», парень хорошенько рассмотрел вокзал и его окрестности – и это легло в копилку опыта? Потом он это передаст в своем творчестве, в тексте, например. Главное же – не спать, а видеть и переживать.

Сын явно гуманитарий, он прекрасно, точно, образно говорит по-русски, умея выразить любую мысль, любое переживание (редкость нынче большая!). Парень отдает себе отчет в том, что не желает думать о технике и иметь дело с железом.

И его поведение говорит об этом совершенно определенно. Он играет на гитаре в музыкальной группе, бросив технический вуз через три месяца после начала обучения.

Отец: «Ну, что это такое? Если играешь – играй хорошо! Ты должен репетировать пять часов в день. Или не играй вовсе».

Говорю: «Как вы отнесетесь к тому, что сын ваш никогда не будет начальником?»

Отец: «Пусть, пусть, не будет. Лишь бы стал профессионалом»

Прав отец? Прав! 

Однако он не находит пути к сердцу сына. Он не может донести до сына своей тревоги. Сыну кажется, что отец в его голову забивает гвозди (говорит напористо, сильно, быстро, используя абстрактные слова: долг, ответственность). И сын «включает глушитель». Сын не слышит.

Но ведь и отец не слышит речей сына. Отец не замечает, например, что у сына хорошая речь.

Этот юноша оказывает отцу мягкое сопротивление. Он ни разу не сказал: пап, мам, я не хочу учиться в этом институте. Он это явно не сказал. Он это показал – тем, что ушел из института. Поставил родителей перед фактом.

Сыну восемнадцать. Придется идти в армию, но он не боится: «Надо так надо».

Отец в недоумении: «Ну, почему он мне не говорит о своих намерениях?!»

Я скажу так. Ребенок должен иметь опыт сопротивления родителям, опыт спора с родителями. И хорошо, если родители дают сыновьям и дочерям такую возможность – иметь свое мнение, отличное от их, родительского. И хорошо, если дети не очень боятся его высказать.

Отец: «Да мы же его не убьем, если он скажет свое мнение!»

Но сын думает по-своему: «Убить не убьете, но вы же так вкладываетесь! Я боюсь вас огорчить, но и сделать по-вашему все равно не могу».

Сын ведет себя расслабленно и не по-взрослому. Пока у него есть такая возможность – продолжать быть во всех смыслах пока иждивенцем. Тревогой и   помощью родители создают мягкую прослойку между реальностью и сыном.

 Стукнуться об экономическую реальность (она-то и отрезвляет, делает взрослым) сыну никак не удается: он живет с родителями. А родители боятся: столкновение с реальностью может быть гибельным для сына.

Отец буквально излучает тревогу и оказывает всевозможную помощь.

Как тревога этих родителей работает в душе  этого сына? Сын понимает ситуацию так: «Немного назойливо, но зато  безопасно. Все равно за меня все сделают, потому что тревожатся. Но браться за дело все равно надо».

Ну так путь берётся! Родители, позвольте ему сделать свой выбор!

Смотрите в оба

Ребенок, хоть и ваш родной сын, несет гены других ваших родственников, он воспитывается уже не в той среде, в которой воспитывались вы. Он – человек другой эпохи. Это жизненный факт.

Чтобы мягче пережить период выбора профессии, надо начать наблюдать за ребенком с самого рождения.

Мой совет: наблюдайте за ребенком, за каждым  его проявлением – с самого рождения.

Если он что-то любит делать, и постоянно это делает, думает об этом, значит, эти действия доставляют ему удовольствие. Эти действия могут стать частью будущего любимого дела.

Например, если ваш сын или дочка любят «совать нос в чужие дела», то следует подумать, например, о профессии журналиста, психолога, адвоката.

Вы можете возразить мне: «А как же талант, грамотность? Разве журналисту не нужно уметь писать? Разве не нужно иметь пятерки по русскому языку?» Отвечаю: не обязательно. Главное – иметь что сказать. Главное – смелость и удовольствие от общения с разными людьми. А по-русски, конечно, надо писать грамотно журналисту. Но этому можно научиться за полгода – год даже и после школы. Было бы зачем.

Бывает и так. Начинающий журналист приносит свой первый материал, и редактор переписывает все-все в этом материале, каждое слово. А через несколько лет этот парень уже пишет так, что его материалы становятся классикой, по ним учатся следующие поколения журналистов.

В профессии журналиста главное – люди и события, осмысление событий, а текст – на втором месте. Ничего недоступного нет, если дело нравится.

Надо понимать, что молодому человеку, выбирая профессию, нельзя сразу же атаковать себя возражениями: «трудно поступить», «далеко ездить», «не знаешь такого–то предмета».

Профессия – на долгие годы, может, на всю жизнь. Надо ли отступать от нее из-за трудностей?

Наклонности ребенка проявляются в игре. С очень раннего возраста. Вот идет ребенок, едва ковыляет – это его первое лето в жизни. Он впервые увидел других детей.

  Если малыш подходит к ним, заглядывает им в глаза, трогает руки, личико, – значит, он человекоориентирован.

Если он ориентирован на людей, это не означает, что ему будут не интересны растения, книги и машины, но про его интерес к человеку уже в этом малом возрасте можно сказать утвердительно.

Если ваш четырехлетний сын соорудил из ведер, веревок, дверных ручек нечто, это нечто приходит в движение при открывании дверей, и он назвал сооружение системой, – замрите и не дышите – вы видите перед собой инженера-конструктора.

Уважайте любое повторяющееся действие вашего ребенка. Именно языком этих действий говорит Призвание вашего ребенка.

Любая профессия сложена, как мозаика, из разных умений и действий.

Например, профессия врача предполагает сострадание, умение поговорить с человеком, владение медицинскими техническими средствами, понимание человека как системы.

  
Но привлекательной профессия врача может стать для ребенка просто из-за какого-либо симпатичного примера или по иной таинственной причине. Не все человек в силах осознавать.

Не лень, а неохота

Человек – это сплетение энергетических рек. Если одна из этих рек перекрыта (взрослыми – больше никем), энергия не движется дальше. Что в таком состоянии чувствует человек? Он чувствует вялость. Ему Лень. Но, дорогие родители, не существует в психологии такого понятия, как Лень.

Лень – это отсутствие интереса к предмету (а значит,  и таланта). Вот что такое Лень. Если что-либо делать лень, значит, человек в этом не видит смысла для самого себя. У него на интересный, казалось бы, предмет не поднимаются руки и закрываются глаза.

Значит, ваш ребенок талантлив в другом.

А что, если ребенок проявляет интерес к профессии, которая кажется вам недостойной, не интересной?

В этом случае надо обязательно советоваться с консультантом по профессии. 
Чем он поможет вам в этом случае?

Психолог-консультант знает рынок труда, он разбирается в профессиях и знает, какие требования предъявляет та или иная специальность к человеку.

Он также может сказать вам, как будет выглядеть рынок труда через десять или двадцать лет (конечно, если жизнь в стране обойдется без катастроф). Психолог-консультант определит склонности вашего ребенка и расскажет вам об этом.

Вместе с консультантом вы и ваш ребенок  примете  решение о дальнейших действиях: где лучше учиться, на чем следует сосредоточиться, какие шаги нужно сделать, чтобы получить желаемое.

***

Итак, подведем итоги.

Родители, имейте в виду, что влачить мешок с нелюбимым делом – очень тяжело.

Даже если этому делу отданы уже годы, деньги, надежды родителей

Профессию надо выбирать не только головой, а всем существом.

Дайте возможность сыну или дочери возражать вам по существу.

Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка. Искренний этот выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему счастье, деньги и славу.

Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку.

Согласно В.Шекспиру, в чем нет услады – в том и толку нет. Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы.

Ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в школе, в детском саду, за что его ругают (то, за что его ругают, это тоже может быть частью дарования), что получается легче всего, чем хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает часто.

Советуйтесь с профессионалом.

________________________________________________________________________

Источник: https://infourok.ru/proforientaciya-dlya-shkolnikov-statya-1041659.html

Профориентация старшеклассников

Профориентация старшеклассников

В большинстве учебных заведений сегодня уделяется достаточное внимание профориентации мальчиков и девочек старшего возраста, ведь это мероприятие является очень важным и нужным. Еще в период обучения в школе ребенок должен определиться с выбором будущей профессии и образа жизни, причем сделать это так, чтобы через некоторое время ему не пришлось жалеть о принятом решении.

Очень часто старшеклассники начинают склоняться к той или иной профессии, исходя исключительно из собственных интересов и предпочтений. При этом дети не в состоянии адекватно оценить, соответствуют ли их физические данные, интеллектуальный потенциал и психофизиологические особенности требованиям, которые предъявляются к работникам выбранной сферы.

Именно это и является основной задачей, которую ставят перед собой педагоги и психологи, проводящие различные игры и занятия по профориентации для старшеклассников.

В результате подобных мероприятий мальчики и девочки должны определиться, к какому виду деятельности они больше всего расположены, и в какой профессии они смогут состояться.

В данной статье мы расскажем вам, какая программа по профориентации старшеклассников сегодня реализуется в большинстве школ, и как можно помочь своему ребенку определиться с выбором будущей профессии.

Обязательная программа по профориентации старшеклассников

Во время занятий, направленных на профориентацию ребят старшего школьного возраста, педагогом-психологом должны быть обязательно затронуты следующие темы:

  1. Исследование желаний, склонностей и личностных предпочтений каждого ребенка.
  2. Анализ физических и интеллектуальных способностей ребят.
  3. Изучение различных сфер деятельности и профессий.
  4. Анализ ситуации на рынке труда, оценка вероятности поступления в учебное заведение для получения профильного образования.
  5. Непосредственно выбор профессии.

Ребята школьного возраста, в том числе и те, которые обучаются в старших классах, гораздо легче воспринимают любую новую информацию, если она подана в форме веселого развлекательного мероприятия или игры. Далее мы предлагаем вашему вниманию интересную игру и тест, которые помогут юношам и девушкам определиться с будущей профессией.

Игры по профориентации для старшеклассников

В работе педагогов и психологов может использоваться деловая игра по профориентации старшеклассников под названием «Лабиринт выбора».

Первую часть этого мероприятия представляет собой пресс-конференция, во время которой каждый из учеников должен презентовать остальным ребятам свою будущую профессию.

Далее в процессе игры всех ребят необходимо разделить на пары, в которой каждый из участников должен убедить оппонента в том, что его профессия гораздо интереснее и важнее.

Самое популярное и полезное мероприятие по профориентации для старшеклассников – это специальный тест. Существует довольно много видов подобных исследований, каждое из которых предназначено для выявления личностных особенностей ребенка, его склонностей и предпочтений, уровня интеллектуального развития и так далее.

В частности, для определения того, в какой сфере лучше всего работать ребенку, нередко применяется методика Йовайши Л.А. Опросник этого автора выглядит следующим образом:

  1. Что важнее: создавать материальные блага или много знать?
  2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг: яркое изображение смелости и храбрости героев или прекрасный литературный стиль?
  3. Какое награждение вас больше бы обрадовало: за общественную деятельность на общее благо или за научное изобретение?
  4. Если бы вам была предоставлена возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали: директора универмага или главного инженера завода?
  5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: то, что они выполняют общественно-полезную работу, или то, что они несут людям искусство и красоту?
  6. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение: физическая культура или физика?
  7. Если бы вы были директором школы, на что бы вы обратили большее внимание: на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива или на создание необходимых условий и удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.)?
  8. Вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах: их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны) или цвет и совершенство формы?
  9. Какие черты характера в человеке вам больше нравятся: дружелюбие, чуткость и отсутствие корысти или мужество, смелость и выносливость?
  10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время: опытам по физике, химии или занятиям по литературе?
  11. Вы бы охотнее поехали: как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны или как известный спортсмен на международные соревнования?
  12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность: статья о новой научной теории или статья о машине нового типа?
  13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание: внешнее оформление колонн (знамена, одежда) или слаженность ходьбы, бодрость и грациозность участников парада?
  14. Чем бы вы охотнее занялись в свободное время: общественной работой (на добровольных началах) или чем-либо практическим (ручным трудом)?
  15. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели: выставку новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии) или выставку новых продовольственных товаров?
  16. Если бы в школе было только два кружка, какой бы вы выбрали: музыкальный или технический?
  17. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: на спорт, так как это необходимо для укрепления здоровья учащихся, или на их успеваемость, так как это нужно для их будущего?
  18. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали: литературно-художественные или научно-популярные?
  19. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла: «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер) или работа с машинами?
  20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее: подготовить учащихся к практической деятельности и научить их создавать материальные блага или подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?
  21. Какие выдающиеся ученые вам больше импонируют: Менделеев и Павлов или Попов и Циолковский?
  22. Что важнее дня человека: жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство или создавать свой благополучный, удобный быт?
  23. Что важнее для благополучия общества: техника или правосудие?
  24. Какую из двух книг вы с большим удовольствием читали бы: о развитии промышленности в нашей республике или о достижениях спортсменов нашей республики?
  25. Что принесет обществу больше пользы: изучение поведения людей или забота о благосостоянии граждан?
  26. Служба быта оказывает людям разные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.). Считаете ли вы необходимым: создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту, или же впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей?
  27. Какие лекции вам бы больше понравились: о выдающихся художниках или ученых?
  28. Какого характера научную работу вы бы выбрали: работу на свежем воздухе в экспедиции или работу с книгами в библиотеке?
  29. Что бы вас больше всего заинтересовало в печати: сообщение о состоявшейся художественной выставке или сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи?
  30. Вам предоставляется выбор профессии: какой из них вы бы отдали предпочтение: малоподвижной работе по созданию новой техники или физической культуре или другой работе, связанной с движением?

Школьник, который проходит тест, должен оценить 2 утверждения по каждому вопросу и понять, какое из них ему ближе. Ответы интерпретируются по следующим шкалам:

  1. Сфера работы с людьми. Если среди ответов школьника на вопросы под номерами № 6, 12, 17, 19, 23, 28 преобладают первые утверждения, а на вопросы № 2, 4, 9, 16 – вторые, – ему лучше отдать предпочтение таким профессиям, как учитель, воспитатель, экскурсовод, психолог, менеджер, следователь.
  2. Сфера умственного труда. Ребенок, который тяготеет к этой области, должен преимущественно выбирать первые утверждения при ответе на вопросы № 4, 10, 14, 21, 26 и первые – в вопросах № 7, 13, 18, 20, 30. В этом случае ему лучше всего работать инженером, юристом, архитектором, врачом, экологом и так далее.
  3. Склонность к сфере технических интересов определяется по ответам на вопросы № 1, 3, 8, 15, 29 (в них ребенок должен выбрать первые утверждения) и № 6, 12, 14, 25, 26 (вторые). При таких ответах старшекласснику нужно искать свое призвание среди таких профессий, как водитель, программист, радиотехник, технолог, диспетчер и других.
  4. Будущие работники сферы эстетики и искусства выбирают первые утверждения при ответе на вопросы № 5, 11 и 24 и вторые на № 1, 8, 10, 17, 21, 23 и 28. Этим ребятам можно попробовать стать артистами, художниками, писателями, флористами, кондитерами.
  5. Сфера физического труда и подвижной деятельности определяется следующими ответами – выбор первых утверждений в вопросах № 2, 13, 18, 20 и 25 и вторых – в вопросах № 5, 15, 22, 24 и 27. Так отвечают будущие спортсмены, фотографы, продавцы, бармены, ремонтники, почтальоны, дальнобойщики и так далее.
  6. Наконец, будущих работников сферы материальных интересов можно выявить по ответам на вопросы № 7, 9, 16, 22, 27, 30 (первые утверждения) и № 3, 11, 19, 29 (вторые). Такие ответы выбирают ребята, которые смогут работать бухгалтерами, экономистами, маркетологами, брокерами, индивидуальными предпринимателями.
Профориентационная работа со старшеклассниками Профориентационная работа со старшеклассниками – важный этап становления личности ребенка, ведь в такие моменты ребята примеряют на себя разные роли, сравнивают различные профессии, что несомненно, оказывает влияние на их дальнейший профессиональный путь. Как сделать портфолио для первоклассника? Для портфолио первоклассника можно купить готовый альбом и наполнить его информацией, но гораздо интереснее сделать его самому. Сделав работу с помощью родителей от и до, ребенок по-настоящему будет гордиться своим портфолио. К тому же, это не дюжая часть творческой работы для ученика, что особенно ценно.
Профориентационная работа в школе Не только родители направляют и наставляют ребенка – большую работу проводят и педагоги, ведь в школе ребята проводят немалую часть времени, и воспитание – неотъемлемая часть процесса обучения. Одним из важных направлений является работа по профориентации детей. Центр занятости для подростков Центр занятости проводит немалую работу с подростками, желающими приобщиться к труду до достижения ими совершеннолетия. Для этого они проводят различные мероприятия, а также предлагают посильную и разрешенную для молодежи работу.

Источник: https://womanadvice.ru/proforientaciya-starsheklassnikov

Статьи

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico

  • В преддверии Дня Победы мы решили отступить от темы профориентации и познакомить вас с подборкой известных фотографий Великой Отечественной Войны. Эти снимки красноречиво рассказывают о событиях 1941-1945гг. – знаменитых и, казалось бы, будничных.
  • Чем занимается геймдизайнер игровой механики? С чего начать и куда поступать, если хочешь стать геймдизайнером? Уровень зарплат и востребованность профессии.
  • Сколько зарабатывают выпускники колледжей и техникумов. Насколько интересно, перспективно и прибыльно иметь рабочую профессию? Какие специальности среднего профессионального образования будут востребованы в будущем?
  • Какое направление обучения выбрать? В какой сфере экономики работать? Что происходит сегодня в сфере экономики и финансов? Насколько перспективно работать в финансовом секторе? Какие компетенции нужно развивать будущим специалистам по финансам?
  • Как полететь в космос? Как можно попасть в отряд космонавтов? Где и как их готовят? С чего начинать свой путь в космос? Как увлекательно и престижно быть космонавтом! Каждый из нас хоть раз задумывался о романтике космических полетов.
  • Почему трудно устроиться на работу после 45? Причины, по которым работодатели предпочитают молодых. Что делать, чтобы всегда оставаться востребованным специалистом?
  • Территория свободы детей стремительно сокращается: местоположение всегда можно точно отследить по звонку, домашнее задание и оценки теперь в электронном журнале… При этом родители настойчиво пытаются делать из детей ходячие выставки собственных педагогических талантов…
  • Всем хорош великий Гете, да только не тем, чем он в жизни занимался. Мы предлагаем статью-манифест Анны Аркатовой о том, как рано и часто неправильно мы выбираем дело, которым приходится заниматься всю жизнь.
  • Устроиться на работу в известную иностранную компанию – для многих это и гарантия карьерного роста, и профессиональной самореализации, и хорошего материального обеспечения. В этой статье мы расскажем, на что нужно обратить внимание, если вы решили замахнуться на должность в иностранной компании или работу за рубежом.
  • Пришла пора подавать документы в вуз, у вас “в кармане” баллы ЕГЭ, как потратить их с умом? Как правильно выбрать вуз и получить хорошее высшее образование?
  • В нашей статье мы поговорим о принципах яркой презентации. Чем можно зацепить слушателя? И как переключить его внимание с сотового телефона на вашу речь? Если вам скоро выступать на научной конференции, мастер-классе, лекции, презентации проекта или делать доклад в школе…
  • Драмкружок, кружок по фото, … секция по каратэ, шахматы, музыкальная школа, иностранные языки чуть ли не с пеленок, онлайн-курсы. Надо успеть попробовать как можно больше, чтобы в будущем правильно выбрать профессию.
  • Поздравляем прекрасных женщин с праздником 8 Марта! Желаем найти себя в любимом деле! Нас ожидают продолжительные выходные, поэтому сегодня мы сделали подборку фильмов…
  • В чем особенность нового проекта по профориентации, какие профессии смогут попробовать школьники, как профориентация проводилась до сих пор и чем опасны тесты профессий из интернета.
  • Что такое телемедицина? Кто такой сетевой врач? Какие навыки и компетенции нужны современному медику? Где можно получить профессию сетевого врача?
  • В преддверии Дня защитника Отечества мы решили поговорить о военной службе. Как стать военным в России? Как девушке поступить на службу в Армию РФ? Какие положительные и отрицательные стороны есть у военной службы? Кому категорически не стоит идти в военные? И какие военные вузы считаются престижными?
  • Финишная прямая для абитуриентов 2018 года. Как использовать отведенное время эффективно? На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ? 6 составляющих хорошей подготовки к экзамену.
  • Кирилл Кузнецов рассказал о профориентации в интервью интернет-газете Вакансия.ru. Руководитель отдела профориентации в ЦТР “Гуманитарные технологии” Кирилл Кузнецов занимается названной темой и как организатор, и как консультант, и как исследователь.
  • Кто такой девопс? Какие функции выполняет devops-инженер в компании? Кому и зачем стоит присмотреться к этой профессии?
  • Реальные истории людей от руководителя отдела онлайн-консультирования Екатерины Лукьяновой. 40 лет проработал на одном заводе, был бессменным руководителем, всю жизнь работал в одном институте. Так было раньше, но сейчас…

Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? В этом разделе мы собрали статьи о профориентации для подростков и школьников. Они помогут вам узнать, какие тесты на профессию лучше пройти, как построить свой план профессионального самоопределения и в итоге сделать осознанный выбор профессии. Топ профессий и все о работе Какую профессию выбрать? Как строить карьеру? Наши статьи помогут сделать верный выбор профессии взрослому и подростку, постоянно расти в профессиональном плане и найти свое место на рынке труда. В этом разделе мы собрали рекомендации по поиску работы и карьерному развитию, а также интересные рейтинги и подборки профессий. Если вы уже прошли тест на профессию, то здесь вы получите много полезной информации о построении своей карьеры. Мир профессий постоянно меняется. Чтобы выбрать востребованную профессию, нужно не только пройти тест на профориентацию, но и как можно больше узнать о будущей специальности: условия работы, необходимые умения и компетенции, где получить образование, уровень зарплат. В этом разделе собраны статьи о профессиях будущего и настоящего. Тесты на профессию и профили Наш Центр более 20 лет занимается созданием тестов на профориентацию для подростков и взрослых: тесты на профессию, тесты на профили обучения, профориентационные тесты на выбор конкретных профессий и многие другие. Наши онлайн-тесты помогают в выборе жизненного призвания и направления профессионального развития. В этом разделе вы найдете анонсы новых онлайн-тестов на профессию, описания популярных тестов и рекомендации по выбору профессии с помощью тестирования. Топ вузов и все о поступлении Куда пойти учиться? В какой вуз поступить? Раздел посвящен высшему образованию и поступлению в вузы. Мы публикуем рейтинги вузов, описание процедуры поступления и лайфхаки для абитуриентов. После бесплатных тестов на профориентацию для подростков и выбора профессии мы рекомендуем определить путь к профессии своей мечты. Выбор профильного образования и подходящего вуза – это следующий шаг после выбора профессии. Государственная итоговая аттестация (ГИА) – важный этап на пути к будущей профессии. Отнеситесь к нему ответственно, без паники и хорошо подготовьтесь. Все новости о ЕГЭ и ОГЭ, самая актуальная информация о процедуре сдачи единого госэкзамена, изменения в ЕГЭ и ОГЭ текущего года, где и когда можно пройти пробные ЕГЭ и ОГЭ, а также советы по подготовке к экзаменам публикуются в этом разделе. В этом разделе мы собрали статьи о школьном и среднем профессиональном образовании: новости и рейтинги школ, куда можно пойти учиться после 9 и после 11 класса, чтобы получить нужную специальность. Если ваш выбор профессии предполагает получение среднего профессионального образования, то здесь вы ознакомитесь с рейтингами колледжей и техникумов, особенностями обучения в них. Отношения детей и родителей. Как воспитывать ребенка, как общаться с подростком, какой климат необходим в семье, чтобы вырастить хорошего, успешного и самостоятельного человека? Мы собрали в этом разделе статьи психологов о семейных отношениях, стилях воспитания, подборки книг, научные исследования и рекомендации родителям, чтобы растить ребенка было чуть легче. Тренинги для подростков и детский лагерь Более 20 лет мы помогаем развивать универсальные компетенции будущих профессионалов: коммуникабельность, критическое мышление, мотивированность, эмоциональный интеллект, внимательность, креативность, тайм-менеджмент и другие. Здесь вы узнаете, как развить необходимые навыки. А еще – как современные подростки проходят тренинги в городском и выездном детском лагере “Профессионалы будущего”, их истории и интервью с тренерами. ico

Подписка на дайджест новостей

Гарантируем Конфиденциальность

+

Политика конфиденциальности Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных. Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года “О персональных данных” (далее – “Закон”) к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/

Профориентация подростков

В это время года в моем кабинете начинают появляться родители школьников выпускных классов, с запросом на профориентацию. Обычный расклад: «Вроде как способный, но ни к чему конкретному душа не лежит, интересов нет. Куда поступать-то?»

Нормальный выпускник бывает двух видов: первый с детства знает, чего хочет, читает много литературы, или занимается в профильных кружках, учится в профильном классе, и к 11 классу… вдруг понимает, что ему все надоело, и он вообще не хочет никуда поступать.

Второй ничем особенно не увлекается, его интересы во много зависят от того, что сейчас модно и актуально в его кругу, школьные учителя достали до печенок и мысль, что придется еще пять лет просиживать штаны, учась непонятно чему, не вызывает энтузиазма. Но впереди маячит пугало в армейском камуфляже, приходится делать хоть какой-то выбор.

И тем, и этим действительно нужна помощь и консультация. Что происходит с нашими детьми, почему они никуда не стремятся?

По-хорошему, так их надо на работу лет с 15, и женить всех для этого созревших. Потому что ни на что другое они по причине гормональной бури просто не годятся.

Но мы же живем в цивилизованной, практически европейской стране.

Поэтому нам придется сначала «поступать» деточек в ВУЗ, а потом еще и надеяться, что чадо дозреет до самообеспечения и работы по специальности. Может быть. А может быть, и нет.

Подростковая депрессия, в полный рост

Владику 17 лет, для своего возраста выглядит излишне молодо, и ведет себя как-то по-детски: явно меня стесняется, на вопросы отвечает односложно, перед каждым ответом коротко взглядывает на маму.

Но ощущения, что они с мамой слиты в единой целое (как бывает), не возникает. Просто зажатый и робкий мальчик. Я почему-то обращаюсь к нему на «ты», хотя обычно с подростками перехожу на «вы».

Он не кажется молодым человеком, я бы дала ему на вид лет 14.

Оканчивает школу в этом году, учится очень средне, редко-редко четверки, в основном – тройки, двоек нет только потому, что мама контролирует учебный процесс. В общем и целом, впечатление от него – как будто обесточенный, батарейки вставить забыли. Слегка оживляется, когда говорит о строительстве беседки на даче, но ненадолго, снова потухший взгляд в пол, односложные ответы.

Кроме всего прочего, у мальчика куча соматических болячек: от астмы и гастрита до проблем с почками, позвоночником.

Хочется то ли взять его на руки и покачать, то ли «придавить из жалости». Хотя нет, агрессии он не вызывает, совсем. Скорее, какое-то беспросветное уныние. Безнадежность. Тоска.

Вот, кажется, поймала. Тоска. Депрессия. Очень похоже на то.

Начинаю расспрашивать маму, как настроение, сколько спит, как ест, гуляет ли. Спит много, 14-16 часов в день, ест не очень, предпочитает сладкое и мучное (при этом худой, по нижней границе нормы). Не гуляет вообще. Друзей нет, девушки нет. Ничего не хочет.

Похоже, я угадала. Подростковая депрессия. Надо бы к психоневрологу обратиться, пусть антидепрессант, что ли, выпишет какой, сам он не вылезет.

Но нет. Мама против, и мальчик тоже. Давайте, вы его лучше протестируете и скажете, куда поступать.

Ох, ну хорошо, клиент всегда прав, будем работать по запросу, даже если запрос не отвечает реальным потребностям пострадавшего. Я же не врач, чтобы стращать будущей инвалидностью. А на самом деле, все к тому и идет.

Краткий отборочный тест, выясняем уровень интеллекта. Жуть. Раз он доучился до 11 класса обычной школы, понятно, что мальчишка нормальный, но он показывает результаты ниже самой низкой границы. Как у 10-летки. Я сижу в этой же комнате и вижу, как он делает задания.

Медленно-медленно, вязко, читает чуть ли не по слогам, перечитывает по нескольку раз одно и то же и все равно «не въезжает». Практически слышно, с каким ржавым скрипом проворачиваются шестеренки у него в мозгу. Бедолага.

Тоже очко в пользу версии «депрессия»: сильно замедленные мыслительные процессы, голова как будто ватой забита, это все пациенты отмечают.

Смотрю тест. Худо-бедно он справился с заданиями на пространственную ориентацию, простейшую арифметику, самую примитивную логику. Но все, что касается восприятия текста, общего культурного уровня, чуть более сложных задач – по нулям.

Делаем тест «Выбери область деятельности». Выбирает «человек-машина», на втором месте «человек-человек», но как его, замкнутого и робкого молчуна, отправлять в отдел продаж или на любой сервис – я не представляю.

Осторожно пробую еще расспросить. А вот вспомни, где тебе было очень хорошо? Чем ты вообще любишь заниматься? Ответ неожиданный: пионерский лагерь. Я крайне удивлена. А Владик продолжает (причем глаза у него оказываются блестящие и большие, и даже красивые, серые): я был шефом у малышей, учил их делать модели самолетов и воздушных змеев.

Владик даже руками начал размахивать, показывает, какие классные были змеи, он воодушевлен, расхаживает по кабинету, порывается начертить схему.

Угу, понятно. Вот он, ресурс. Учить детей что-то делать руками.

А что, это очень хороший вариант, говорю я владиковой маме. Учитель труда или мастер в колледже. Да, подхватывает мама, руки у него золотые, все, что хочешь, починит, может по несколько дней в гараже сидеть. И детей любит, с племянниками всегда гуляет, когда они в гости приезжают.

Я уже готова вздохнуть с облегчением: ура, мы нашли выход, мальчик явно заинтересовался, да и конкурс в педагогический институт на факультет «Технологии» ему вполне по силам.

Тут мама вздыхает и говорит, что, на её взгляд, это вообще не профессия. И денег никаких, и престижа ноль. И лучше она напряжется, но устроит мальчика в какой-нибудь платный вуз на факультет менеджмента или экономики.

Владик сдувается, как шарик Иа-Иа. Он садится обратно в кресло, голова повисает между опущенных плеч, кисти рук вяло лежат на коленях. Глаза потухли, на лице снова появляется выражение «что воля, что неволя».

Тоска.

Мальчик поступил туда, куда хотела мама, весеннюю сессию завалил, год пролежал на диване в тяжелейшей депрессии, сейчас работает в школе лаборантом, на ставке то ли 2, то ли 3 тысячи рублей.

Второй вариант: чего-то хочется, а кого – не знаю

Это больше про девочек, у них обычно фантазия до небес.

Приходит ко мне такая красавица-русалка: вся состоит из глаз и длинных волос. Единственное отличие от русалок – глаза приделаны к длинным-предлинным ногам. 15 лет, «предки» козлы, никто не понимает мятущуюся душу. Отчима ненавижу, младшую сестру ненавижу, с матерью собачусь, они мешают мне жить, не дают всю ночь до утра чатиться, а днем загоняют в школу.

В школе все тоже козлы, единственная отдушина – театральная студия, где барышня репетирует мюзикл на иностранном языке.

Смотреть на неё страшно и щекотно, такая она тоненькая и во все стороны ломается. Много экзальтации в голосе, преувеличенные жесты, вскрикивания и бурные слезы. А первоначальный запрос, как вы помните, все тот же: профориентация.

Тут ситуация, по сравнению с предыдущей, обратная: Ксюша успевает все, везде, ей интересно все, круглая почти отличница, в списке возможных специальностей фигурирует на первом месте, естественно, театральный, потом МГИМО, потом лингвистика.

Но у мамы совсем другие приоритеты: что-нибудь про компьютеры (потому что сама математик, сможет помочь), что-нибудь про экономику (там папа на высокой должности), в крайнем случае – бухгалтерский учет (потому что можно начинать работать прямо с первого курса).

Вот про эту возможность работать мама говорит жарко и страстно. Такое впечатление, что от потенциальных заработков Ксюхи зависит, будет или нет семья голодать. Напоминаю вскользь, что по закону родители обязаны содержать детей до совершеннолетия, а если дети учатся на дневном очном отделении вуза – вплоть до его окончания.

Но Ксюшина мама настаивает. Девочка должна себя содержать как можно раньше. Зачем – непонятно, похоже, это какие-то мамины проблемы. У неё есть свой собственный, как она говорит, опыт: пришлось выйти замуж, чтобы уехать от родителей. Поэтому лучше, чтобы у девушки была в руках профессия, которая кормит. Чтобы не зависеть от мужа.

На следующий прием приходит папа (который с мамой в разводе уже 10 лет). У папы тоже свой собственный опыт: в 16 лет ушел из дома, работал, учился, всего добился сам.

Знакомая песня, заслуживает всяческого уважения, но одно дело – здоровенный парень (видно, что здоровенный был, и ведет себя очень напористо, почти агрессивно), и совсем другое – нежная, хрупкая девочка 15 лет.

На наше счастье, мама ребенка оказалась в меру психологизирована и согласилась на терапевтическую работу с Ксюшей. В основном, чтобы снять остроту конфликта между всеми членами семьи.

И оказалось, что когда Ксюша почувствовала себя более уверенно, поняла, что её слышат и с её мнением считаются, она перестала сопротивляться и протестовать и отлично справилась с поставленной задачей: хорошо сдала ЕГЭ и легко поступила на лингвистический факультет очень сильного вуза.

Абсолютно всем довольна, от депрессии не осталось и следа, хорошо учится и продолжает играть в театральной студии.

Отношения в семье тоже наладились.

Мораль:

Ориентируя ребенка на ту или иную специальность, в первую, вторую и все остальные очереди смотрите на его склонности и способности. Никакой человек не будет успешен в том, что ему неинтересно, или не по силам, или навязали извне. Кроме того, профессия, которая сейчас считается престижной и востребованной, через 5 лет может оказаться на последнем месте в рейтинге.

В подростковом возрасте происходит тяжелая физическая перестройка всего организма. (Это вы все знаете, не буду углубляться).

Одно из следствий этого процесса – депрессия, постоянное плохое настроение и самочувствие, снижение когнитивных способностей. Ребенок становится вялым, плаксивым, капризным, реально не можетТ учиться.

Лучше проконсультироваться со специалистом и начать лечить болезнь, чем взывать к совести, пугать армией и вводить дисциплинарные меры.

Ребенок родился не для того, чтобы воплощать ваши мечты и реализовывать ваши амбиции.

Если вы сами окончили/ не окончили/ хотели, но не смогли (дальше подставьте название любого учебного заведения), это не значит, что ребенок должен сделать это за вас.

Я знаю случаи, когда родители доводили детей до язвы желудка, истерик и серьезных проблем со здоровьем только потому, что чадо хотело учиться в Педагогическом Университете, а папа требовал только МГУ. Или только Физтех.

На самом деле, в нашей стране выбор вуза вообще ни на что не влияет. Диплом ВШЭ – вовсе не гарантия трудоустройства в крупную международную компанию. Везде и всюду и всегда будут цениться: быстрые мозги; крепкое здоровье; легкий характер. Все. Остальному он научится, не отходя от станка.

Источник: http://www.katryndemina.ru/article/52

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.