Профориентация на работе: выбираем профессию трудясь

Содержание

Профориентация: выбираем работу по душе

Неслучайно говорят, что «работа – второй дом». Мы проводим в трудах треть дня. И, конечно же, всем нам хочется заниматься любимым делом, чувствуя себя на своем месте. Кто-то с малых лет определился в собственном призвании, а для кого-то это настоящая проблема. Как же найти себя в многообразии профессий и должностей?

Профориентация: выбираем работу по душе

Некоторым из нас довольно сложно определить свое призвание, способности, таланты, а значит то, чем бы хотелось заниматься в жизни. Это похоже на сложный пазл. Большинство просто зарабатывает деньги, не занимаясь тем, что нравится. Так можно ли каким-то образом определить и выбрать работу по душе?

Подход научный

Существуют определенные тесты и опросники для выявления склонности человека к той или иной профессии. В основе самой известной типологии – предмет труда. То, с чем непосредственно имеет дело работник. Например, существует дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

В дополнении к этому нужно учитывать, обладаете ли вы профессионально важными качествами (ПВК). В представлениях «я бы….» мы можем переоценивать собственные способности. Можно грезить о медицине из гуманистических и благородных побуждений, но на одном романтизме и любви к ближнему в этой профессии не протянешь.

«Я хочу» и «Я могу» – вот что следует соотносить между собой, выбирая даже если не дело всей жизни, но более-менее долгосрочное занятие.

Человек – Техника

Что делать: проектировать, обслуживать, ремонтировать технические средства.
Кто эти люди: инженер, водитель, сантехник, электрик, токарь, связист и т.д.

ПВК: математические способности, наглядно-образное мышление, техническая грамотность, ловкость рук.

Не для вас, если: вы никогда не отличались технической грамотностью; точность в подсчетах и измерениях – не ваш конек; у вас вечно все валится из рук.

Человек – Природа

Что делать: изучать живую и неживую природу, ухаживать за ее представителями.
Кто эти люди: лесничий, ветеринар, микробиолог, агрохимик, животновод, геолог, садовник, пчеловод и т.д.

ПВК: оперативность, умение видеть процесс в перспективе, способность работать в полевых условиях.

Не для вас, если: вы чересчур щепетильны в вопросах личного комфорта; любовь к природе приравниваете к прогулкам в парке и умилению при виде котят.

Человек – Знак

Что делать: работать с цифрами, формулами, текстами.
Кто эти люди: переводчик, бухгалтер, библиотекарь, кассир, чертежник, экономист и т.д.

ПВК: внимательность, скрупулезность, высокий уровень математического и словесно-логического мышления.

Не для вас, если: считаете, что нет ничего страшнее рутины; вы недостаточно усидчивы и с радостью отвлекаетесь на малейший шум.

Человек – Художественный образ

Что делать: создавать или воспроизводить художественные произведения, визуальные образы.
Кто эти люди: писатель, парикмахер, актер, режиссер, стеклодув, гравер, музыкант, архитектор и т.д.

ПВК: абстрактное мышление, развитое воображение, творческие способности.
Не для вас, если: вы прагматик до мозга костей; не склонны к фантазиям, моделированию образов и абстрактных ситуаций.

Человек – Человек

Что делать: взаимодействовать с людьми.
Кто эти люди: официант, педагог, врач, журналист, медицинская сестра, воспитатель детского сада, няня и т.д.

ПВК: стрессоустойчивость, общительность (и даже потребность в коммуникациях), эмпатия (сопереживание), грамотная речь.

Не для вас, если: вы не скрываете своей мизантропии или даже гордитесь ей; раздражаетесь по пустякам; любите поговорить, но не умеете слушать и слышать.

Подход практический

Проблема профессионального самоопределения стоит не только перед старшеклассниками, выбирающими ВУЗ и факультет, но и перед взрослыми людьми, которые уже успели получить специальность – может, даже и не одну. Кто-то даже работал в выбранной области и искренне любил ее.

Но наши взаимоотношения с работой и профессией порой ничем не отличаются от отношений с людьми. В профессиональной сфере мы тоже сталкиваемся и с усталостью, и с разочарованием.

Так как же понять, с какой другой профессией стоит завести серьезные отношения, если со старой уже не по пути? И как найти эту «новую спутницу»?

1. Прежде всего, оцените текущую ситуацию и определитесь, чем вы готовы пожертвовать и готовы ли вообще.

Можете ли вы позволить себе уволиться в никуда, или у вас нет ни финансовой подушки на период самоопределения, ни великодушного спонсора? В первом случае и времени больше для поиска себя, и возможностей пробовать новое.

А во втором случае приходится искать что-то новое, не бросая старое место работы.

2. Нужно понимать, что уходя в другую профессиональную сферу, скорее всего, вы потеряете в деньгах. Не навсегда, но на первых порах точно.

Хотя если менять объективно прибыльную отрасль (например, IT) на ту, о зарплатах в которой слагают не легенды, а анекдоты (например, библиотечное дело), можно никогда не выйти на прежний уровень дохода.

Поэтому опять-таки возвращаемся к низменному вопросу: насколько важен для вас уровень материальной отдачи – завтра, через год, вообще? Если глобальная цель – получать от работы удовольствие даже за счет снижения дохода, то вам достаточно сконцентрироваться просто на поиске интересной сферы.

Если же вы хотите, чтобы профессия вас кормила, не помешает изучить ситуацию на рынке труда. Проанализируйте вакансии в интересующих вас сферах: во-первых, общую потребность в персонале. Очевидно, что секретари есть в каждой фирме, и это более востребованная профессия, чем, к примеру, аквалангист.

Также обратите внимание на зарплатную вилку – сколько предлагают начинающим сотрудникам и более опытным. Так вы можете приблизительно представить темпы и перспективы материального роста. В интернете и социальных сетях можно найти разные профессиональные форумы и сообщества, где также можно почерпнуть много ценной информации о реалиях той или иной профессии.

3. По мере возможностей начинайте внедряться в интересующую вас сферу. Есть вероятность, что представлявшееся увлекательным в теории, на практике окажется ничуть не интереснее того, чем вы занимались раньше.

Проще всего, если вас тянет к профессии, в которой возможен свободный график – будет время на практику и первые опыты. Можно совмещать это с другой работой, если критичен финансовый аспект. Независимо от профессиональной сферы и формы занятости включитесь в активный поиск.

Разместите резюме, указав желаемую должность, а также самостоятельно просматривайте выставленные вакансии и откликайтесь на них.

4.Оцените реакцию работодателей на ваши отклики и резюме. Если приглашают на собеседования – уже хорошо.

Если ответная реакция стремится к нулю, еще раз проанализируйте свое резюме, предыдущий профессиональный опыт, все навыки и умения, которыми можете похвастаться или быстро овладеть (только объективно!). Подкорректируйте резюме, сделав акцент на те сильные стороны, которые важны в новой профессии.

В вакансиях отмечайте требования к кандидату и мысленно применяйте к себе, соответствуете ли вы. Фиксируйте часто упоминаемые навыки, которыми не блещете (например, специальные компьютерные программы или уровень владения языком), и работайте над ними.

Когда речь идет о перепрофилировании, может потребоваться серьезная профессиональная переподготовка: самостоятельное освоение, специализированные курсы или дополнительное высшее образование – все зависит от сферы, ваших возможностей и энтузиазма.

Источник: https://www.domashniy.ru/psihologiya/proforientaciya_vybiraem_rabotu_po_dushe/

Особенности подростковой профориентации

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.

Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

Профориентация подростков: зачем нужна ↑

Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:

  • позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;
  • выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;
  • повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические

  • весь спектр профессий;
  • перспективное развитие той или иной профессии;
  • социальная необходимость в определенной профессии;
  • престиж профессии, статус, который она дает;
  • материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:

  • материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
  • социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
  • моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
  • мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
  • профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;
  • утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
  • творческие, дающие волю фантазии и креативности;
  • эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.

Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности

  • особенности темперамента;
  • специфика нервной системы;
  • общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая.

Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.

Методики ↑

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие.

ДДО. Автор Е.А. Климов

Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

  • «человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством;
  • «человек-техника» — технические специальности;
  • «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
  • «человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;
  • «человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов». А. Голомшток

Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:

  • физика и математика;
  • химия и биология;
  • радиотехника и электроника;
  • механика и конструирование;
  • география и геология;
  • литература и искусство;
  • история и политика;
  • педагогика и медицина;
  • предпринимательство и домоводство;
  • спорт и военное дело.

«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн

Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

  • профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии;
  • менеджмент – стремление управлять людьми;
  • автономия – стремление к независимости в работе;
  • стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;
  • служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
  • вызов – находить уникальные решения сложных задач;
  • интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;
  • предпринимательство – создавать новые услуги и товары.

Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

Советы психолога ↑

  1. Родители должны дать ребенку право выбора. Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д..

  2. Ребенку стоит прививать идеалы, к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.
  3. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов.

    Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

  1. Если подросток пробует себя во многих сферах: различные кружки, спортивные секции, посещение художественных, танцевальных школ, это очень хорошо, но стоит проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.

  2. Необходимо дать подростку возможность посещать самые разные занятия и курсы.

    Пусть что-то ему не будет нравиться, что-то и вовсе никогда не пригодится, но полученные знания сформируют тот фундамент знаний, на котором будут построены такие важные в современном мире качества, как лабильность, креативность, общительность и, конечно, высокие интеллектуальные способности.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно.

Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.

: Профессиональная ориентация

Источник: http://gopsy.ru/rabota/vybor-professii/proforientacija-podrostkov.html

Профориентационная игра

Большая профориентационная игра

«Я выбираю рабочую профессию»

Конради Инга Юрьевна

педагог-психолог

МБОУ Новоназимовская СОШ № 4

Мероприятие для учащихся 5-11 классов, родителей.

Цель: обобщить уже полученные знания и представления о рабочих профессиях; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.

Задачи:

• Образовательные:

– расширить знания учащихся о рабочих профессиях;

– формировать интерес к рабочим профессиям.

• Развивающие:

-развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес, самостоятельность; культуру речи;

– развивать коммуникативные способности при работе в группах;

– развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;

– активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности.

• Воспитательные:

– воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных

профессий;

– воспитывать уважение к своим товарищам.

Вступительное слово ведущего:

Со школьной парты мечтают девушки и парни: кем стать?

Который выбрать путь?

Профессий нынче всем хватает.

Кем быть? Врачом? Неэстетично…

Бухгалтером? Неромантично…

Искусствоведом? Непрактично…

Домохозяйкой? Неприлично…

Геодезистом? Трудновато…

Экономистом? Скучновато…

Парашютистом? Страшновато…

Пенсионером? Рановато…

Одна мечта: иметь диплом бы,

Хоть для анкет,

Хоть для апломба.

Призванье в деле — вещь благая.

Я, этот монолог слагая,

Взяла высказывание одно,

Оно не столь уж мудрено.

Изрек однажды академик:

«Я не скажу вам «се ля ви».

Не попрошу огромных денег,

Прошу работу по любви!»

Он прав. И этой правды ради

Я всем твержу — профессий много,

Но выбирайте лишь одну!

Что бы нам с легкостью определится с целями данного мероприятия, я предлагаю вашему вниманию видеоролик.

(социальная реклама «Выбор за тобой»)

Какова же цель нашей игры?

Что бы перейти к рассмотрению нашего сегодняшнего вопроса предлагаю вам небольшой конкурс. Командам необходимо записать как можно больше рабочих профессий.

Теперь мы рассмотрим проблему нехватки рабочих рук в России.

Самые востребованные рабочие профессии

Количество специалистов с высшим образованием в несколько раз превышает рабочих. В итоге России не хватает рабочих рук. Оплата труда некоторых рабочих приравнивается или превышает оплату труда офисных сотрудников.

Ниже представлен рейтинг актуальных на данный момент рабочих профессий. Критерием востребованности стало количество открытых вакансий. Средняя заработная плата указана в качестве справочной информации и на позицию в рейтинге не влияет.

Первое место по количеству вакансий среди рабочих профессий занимает кладовщик. Но нельзя сказать, что этот труд очень ценится у работодателей. Средняя зарплата по стране 29 000 рублей. А это не много ни мало 4 место с конца.

Грузчик занимает вторую позицию. Вакансий немного меньше, чем у кладовщика. А вот зарплата на 14% меньше.

Тройку лидеров замыкает электрогазосварщик. Это профессия требует специальных знаний и умений, в отличие от первых двух. И очень востребована в строительных организациях. Средняя зарплата уже 38 000 рублей, что на 31% больше, чем у кладовщика.

В десятку также вошли: токарь, электромонтер, электромеханик, электрик, механик, техник и фрезеровщик.

Монтажник окон, который занимает 19 строчку нашего рейтинга с 367 вакансиями, может получать самую большую зарплату из всех. У него средняя зарплата по стране составляет целых 54 000 рублей.

Представляю вашему вниманию следующий видеоряд (ролик «Рабочие профессии»).

Конкурс «Объявление»

В течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист.

Дается одна профессия обеим командам.

Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.

Команды могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.

Конкурс «Рабочие профессии для женщин»

Предлагаю нашим командам составить список рабочих профессий для женщин. Баллы присваиваются в соответствии с количеством предложенных профессий (1-3 балла).

Примеры: Комплектовщик, специалист по выкладке товара, охранник магазина, контролер, кондуктор, клиниг-специалист, горничная, пекарь, парикмахер, маникюрша – вот лишь небольшой список рабочих профессий для женщин, желающих работать и зарабатывать, а не учиться и существовать.

Конкурс Походка (поступь профессионала)

Смысл упражнения – в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представле­ниями о собственном Я-образе.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию следующий видеоролик (Марк Бернес «Рабочий человек»).

Конкурс «Ода рабочей профессии»

Командам предлагается написать оду рабочей профессии. Профессию выбирают по своему желанию (4-8 строк)

Не слушайся слепо кого-то

И выгодных дел не лови,

Себе выбирая работу,

Ее выбирай по любви!

Такую, с которою вместе

Забудешь о всякой другой,

Поверишь ей, словно невесте,

Своей назовешь дорогой.

Ведра ли веселая душка

К ладони прильнет горячо,

Сосны ли кудрявая стружка

Тебе упадет на плечо,-

Гордись этой высшей наградой!

Ведь ты не чужой, не любой,

Работа ждала тебя, рада

Остаться навечно с тобой.

В избытке нахлынувшей ласки

Так хочется, радостной, ей,

Хоть стружкой,

Хоть пятнышком краски

Сверкнуть на одежде твоей.

В завершении нашего мероприятия, предлагаю вашему вниманию видеоролик («Рабочие профессии» 1.45)

(Жюри объявляет итоги игры)

Источник: https://infourok.ru/proforientacionnaya-igra-ya-vibirayu-rabochuyu-professiyu-1040691.html

Статья на тему: Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе

       Повышение престижа рабочих  профессий и профориентация в школе

         События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению  престижа рабочих  профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера.

В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут  найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно  ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь.

Решение этой проблемы невозможно  без  изменения политики государства в области трудовых ресурсов.

          Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость  импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров.

В настоящее время недостаток рабочих  восполняют мигранты из  ближнего зарубежья, но  уровень  их квалификации не соответствует  современным требованиям.

В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать  учеников школ на получение профессий, которые будут  пользоваться спросом на рынке труда, приносить  стабильный материальный достаток.

Нужно  воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу  и стабильный доход.

       Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно  на государственном уровне.

Одно  из  важнейших  условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных  условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение.

Школа тоже должна участвовать  в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно  изменить  сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.

        По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно  обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно  быть уделено  должное внимание.

        Работа по  профориентации носит разноплановый характер.

Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по  выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью  школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут  ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд  рабочего.

           Экскурсии на производство  для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень  широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность  узнать  историю  развития предприятия, увидеть  сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать  в нем.

Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст  возможность  увидеть как делается  фарфор и посетить Галерею  фарфорового искусства, или в гончарную  мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и  поработают на гончарном круге.

Старшеклассники посетят  часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят,  как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность  поработать на печатном станке.

Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную  фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» – это прекрасный способ определиться с будущей профессией.

         Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только  к профессиональным, но  и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их  профессионального выбора во  многом зависит будущее нашей экономики.

.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/03/01/povyshenie-prestizha-rabochih-professiy-i

Как выбрать профессию – основные правила и ошибки

Вопрос “Как выбрать профессию?” намного шире, чем это может показаться на первый взгляд. Выбирая кем работать, индивид отвечает и на вопросы «Кто я?» и «Кем я буду?». Выбор профессии – составляющая самоопределения и планирования своей дальнейшей судьбы.

Ошибки при выборе профессии

По подсчетам ученых, трудясь 8 часов в день 5 дней в неделю, человек тратит на работу чуть более 10 лет своей жизни. Поэтому, выбирая профессию, люди, фактически выбирают образ и стиль жизни.

Профессия накладывает отпечаток на личность, и в значительной степени определяет психологическое благополучие человека. Трудно быть счастливым, когда работа не в радость, а в тягость. Когда труд не по душе, человек ощущает неудовлетворенность жизнью и собой, что не может не сказаться и на всех остальных сферах жизни.

Не каждый подросток способен точно определиться, в какой сфере деятельности он хочет реализоваться в будущем. А выбор нужно делать именно в этом, юном возрасте (от 14 до 19 лет), когда человек еще недостаточно созрел психологически. Неудивительно, что многие парни и девушки ошибаются, делая выбор.

Первый вид ошибок – это ошибки, базирующиеся на незнании:

  • спектра профессий (всего в мире их более 50 000),
  • самого себя,
  • правил выбора профессии.

Второй вид ошибок – ошибки, основанные не на соотнесении характера деятельности с личностными особенностями человека, а только лишь на:

  • советах, рекомендациях, требованиях семьи продолжить «трудовую династию»;
  • «удобстве» профессии – какой ВУЗа ближе к дому, куда поступает друг, куда, скорее всего, точно примут и так далее;
  • доходности профессии, понимании того, что можно будет зарабатывать большие деньги;
  • модности, престижности, популярности, внешней привлекательности профессии или каких-то ее составляющих;
  • романтичности, героичности, интеллигентности профессии.

Ошибка, если ее вовремя осознать, не станет фатальной. Профессию, как и работу можно сменить в любой момент и период жизни.

Чтобы не тратить годы жизни впустую на получение ненужной профессии и нелюбимую работу, к вопросу выбора специальности нужно подойти с особой тщательностью и ответственностью.

Правила выбора профессии

Работать легко и приятно только тогда, когда процесс и результаты труд приносят удовлетворение. Занимаясь любимым делом, человек трудится не формально и механически, а с душой и усердием.

Люди, занимающимся любимым делом, менее подвержены хронической усталости, профессиональному выгоранию и негативному влиянию профессиональной деформации.

На самом деле, можно освоить и заниматься любым видом деятельности, разница лишь в том, что занятие, к которому «лежит душа» способно сделать человека счастливым, а нелюбимое – несчастным. Поэтому, прежде всего, нужно разобраться в себе и в своих жизненных ориентирах.

Вопросы, помогающие разобраться в себе:

  • Каковы мои желания, цели, мечты?
  • Что у меня получается лучше всего?
  • К чему меня «тянет», что привлекает?
  • Каковы мои способности и таланты?
  • Чем мне нравится заниматься?
  • Чем я в действительности хочу заниматься?
  • Какая профессия мне нравится?
  • Если бы у меня была возможность не работать, чем бы я занимался, кроме того, что просто отдыхал?

Ответы нужно записать и проанализировать. Они должны быть искренними и не обусловленными мнениями или требования со стороны. Отвечая на них, нужно отбросить все условности и ограничения.

Нередко случается так, что человек, имея любимое занятие в котором он успешен и талантлив, сознательно исключает его при выборе профессии, руководствуясь его «несерьезностью». Например, возможен такой ход мыслей: «Да, я отлично рисую, но художником не буду, так как они мало зарабатывают».

Несомненно, выбирая профессию, нужно учитывать такие моменты как:

  • ее востребованность,
  • наличие учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов,
  • возможность трудоустройства.

Все это нужно осознавать, но не ставить во главу угла. Если нет подходящего ВУЗа, можно переехать в другой город, где он есть; если сегодня профессия не востребована, не значит, что завтра она не станет более популярной; если рабочих мест мало, нужно заботиться о трудоустройстве уже во время обучения, чтоб к моменту его окончания иметь работу.

Замечательно, если есть возможность еще до того как пойти учиться испробовать свои силы на практике, то есть поработать. Бывает так, что человеку интересно учиться, ему кажется, что это подходящая для него стезя, а после, придя на работу, он оказывается шокирован тем, как сильно обманулся в своих ожиданиях, и насколько теория далека от практики.

Профориентационные методики

Не всегда у человека получается самостоятельно, путем самоанализа и изучения мира профессией, определиться с выбором. На помощь придут профориентационные тесты, которые диагностируют направленность, интересы, склонности и способности личности.

На сегодняшний день их разработано немало. Вот некоторые из них:

  • Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова,
  • Опросник Дж. Голланда,
  • Методика «Карта интересов»,
  • Методика «Матрица выбора профессии»,
  • Опросник профессиональной готовности и другие.

В последнее время приобрел популярность метод американского бизнес-консультанта Дж. Коллинза под названием «Концепция ежа» или «Три пересекающихся круга».

Автор предлагает ответить на три вопроса:

  1. Что Вас действительно волнует, нравится, привлекает?
  2. В каком виде деятельности Вы можете быть лучшим в мире, что получается лучше всего?
  3. На чем основывается Ваша экономическая модель, с помощью чего Вы сможете зарабатывать деньги?

Ответив на эти три вопроса, можно обозначить три сферы: «То, чем хочется заниматься», «То, чем могу заниматься» и «То, чем нужно заниматься».

Если получится оказаться на пересечении этих трех сфер и выразить словом, то, что находится в центре, будет найдена идеальная профессия, в которой получится добиться успеха, та, которая будет одновременно и интересна, и соответствовать способностям, и приносить доход.

Рекомендуем почитать психологическую профориентационную литературу:

Ждем Вашей оценки

(: 16, 4,19 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕСВЕТСКИЕ НОВОСТИ

Источник: https://ourmind.ru/kak-vybrat-professiyu

Как профориентационные штампы затрудняют выбор профессии?

Эффективная система профориентации молодежи способствует экономическому развитию и снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому так важно не повторять прежних ошибок и не делать новых. Пока же неуклюжие попытки взрослых сориентировать подростков в «нужном» направлении дают обратный эффект.

Рассмотрим некоторые профориентационные стереотипы, искажающие и без того непростой выбор жизненного пути.

«Повышение престижа профессий»

Кто знаком с азами профессиональной ориентации, знает, что выбор профессии из соображений престижа — самая распространенная ошибка молодых людей. А попытка манипулировать незрелым сознанием молодых людей — большая ошибка чиновников.

Есть сравнительно честные способы привлечения молодежи в еще сохранившиеся цеха и лаборатории.

Например, платить достойную стипендию и приличную зарплату, пусть в тысячу раз меньшую, чем у трудолюбивых «слуг народа», ежедневный доход которых более миллиона рублей (по скромным данным Правительства РФ).

Цифровые лингвисты, дизайнеры виртуальных миров и IT-проповедники — вот список востребованных в будущем профессий
pixabay.com

Хорошим стимулом для привлечения молодых людей на производство была бы отсрочка от армии и служебная квартира на время работы.

Хорошо бы отправлять детей крупных чиновников, министров и «бизнес-элиты» на учебу не за границу, а в ближайший колледж или техникум.

И уж точно не стоит реанимировать метод профпропаганды, который использовали в Советском Союзе, когда нужно было поднимать целину и строить БАМ.

«Ориентация на рынок труда»

За двадцать лет рассуждения о переизбытке юристов, экономистов и менеджеров ничуть не отвратили выпускников от выбора этих «нерыночных» специальностей. АНО «Агентство стратегических инициатив» два года назад выпустило «Атлас новых профессий» — амбиционный проект, основанный на западных идеях и прогнозах.

В разделе «Профессии-пенсионеры» авторы атласа прочат скорую, в течение 5−10 лет, кончину недавно появившимся профессиям логиста, системного администратора и банковского операциониста. Испытателей, горняков и шахтеров заменят роботы, а водителей и машинистов — интеллектуальные системы управления транспортом.

На смену аналитикам и журналистам придут аналитические и текстовые программы, туроператоров сменят менеджеры космотуризма. Зато будут востребованы цифровые лингвисты, дизайнеры виртуальных миров и IT-проповедники. Говорят, на смену журналистам придут текстовые программы. Как оно будет на самом деле, покажет время
pixabay.com

Информация о новых видах деятельности всегда интересна, даже если они существуют только в воображении авторов. Хотя кризис приземлил фантазии АСИ, отодвинув горизонты планирования на неизвестный срок, сохраняется тенденция «вписаться» в рынок, которая уводит молодежь от решения реальных задач выбора профессии, смещая акцент с содержания профессиональной деятельности на эффектную оболочку.

Да, чем больше, людей одной профессии, тем сложнее им найти работу. Но количество не переходит в качество, и настоящих профессионалов найти все труднее. Рынок непредсказуем, мода изменчива, и только мастерство в любой сфере всегда в цене.

«Типологический подход»

Более ста лет назад американский социолог Ф. Парсонс предложил на первый взгляд логичную модель профессионального выбора, которая используется и сейчас, правда, без особого успеха. По мнению ученого, достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией.

В теории все красиво, но на практике наши желания и возможности редко совпадают.

Вектор психологической диагностики до сих пор направлен на поиск соответствия человека определенным параметрам, которые устанавливает автор методики, а сама диагностика сводится к более или менее оправданной констатации личностных особенностей, значимых для подбора персонала, определения вменяемости и прочих утилитарных задач.

Смысл типологического подхода в психодиагностике лучше всего выражен в афоризме Криса Дайсона: «Можно научить индюков лазить по деревьям, но лучше всего для этих целей нанять белок». Отношение к профессии определяется мировоззрением, основу которого составляет направленность личности, мотивы труда и жизненные ценности
pixabay.com

Вроде бы все логично. Если речь идет об индюках и белках. Но в каждом человеке заложен потенциал, который невозможно выявить в рамках типологического подхода. Отношение к профессии определяется не только и не столько психофизиологическими и характерологическими особенностями, а мировоззрением, основу которого составляет направленность личности, мотивы труда и жизненные ценности.

Типологический подход создает иллюзию, что человека можно просчитать с помощью тестов. К счастью, мы устроены сложнее, чем индюки и белки, и не так жестко детерминированы в своих действиях.

«Профессия в удовольствие»

В разговоре с подростками о выборе профессии взрослые часто приводят фразу: «Счастье — когда с радостью идешь на работу и с радостью возвращаешься домой». Кто бы отказался от такого счастья! Только вот как его достичь? Где источник этой радости? Там же, где источник страданий — в самом человеке, а не в работе и доме.

Не вдаваясь в подробности, взрослые говорят детям: «Работа должна приносить удовольствие». И дети охотно верят: плохо ли — получать зарплату за то, что приносит удовольствие. Работа в радость тогда, когда она приносит удовольствие — это знают даже дети
pixabay.com

Но потом оказывается, что работа — это не игра, которую можно прекратить, когда надоест. Нужно выполнять свои обязанности, возможно, не всегда приятные, нести за них ответственность, принимать решения, подчиняться, напрягаться, уставать, возможно, рисковать здоровьем и жизнью — какое уж тут удовольствие?

Любая работа требует полной отдачи, напряжения физического, душевного и/или умственного, только тогда возможен успех.

Способность получать удовольствие от удачно проведенной хирургической операции, научного открытия, урока, в конце которого несколько секунд стоит звенящая тишина, чисто выметенного двора, долговечной дороги, блестяще сыгранной роли — не цель и не средство, а результат совпадения ряда условий, среди которых — конструктивные мотивы труда, наличие профессионально важных качеств и любовь к делу, которому служишь.

«Ошибки в выборе профессии»

С упорством, достойным лучшего применения, взрослые предостерегают детей: нельзя выбирать профессию «за компанию». Хорошо, что этого не знал великий танцор Владимир Васильев, который пошел в танцевальный кружок за компанию с другом. И множество других людей, достигших вершин в своей профессии благодаря Случаю, который французский писатель Анатоль Франс назвал «псевдонимом Бога».

Почему влияние на выбор профессии интереса к предмету или любовь к учителю считается ошибкой? Кто лучше влюбленного в свой предмет учителя покажет красоту формулы и слова, научит за страницами несовершенных учебников видеть суть явлений, расскажет, как пригодятся школьные знания во взрослой жизни? Школьное обучение сегодня часто сводится к натаскиванию на сдачу экзаменов
pixabay.com

К сожалению, школьное обучение сегодня обычно сводится к натаскиванию на сдачу экзаменов, необходимых для поступления в вуз, никак не связанный с будущей профессией. А то, что на самом деле искажает выбор профессии — «ориентация на престиж», возводится в ранг государственной политики, о чем написано выше. Что это — глупость или вредительство?

Если мы думаем, что такими методами способны приблизить наших детей к своевременному, реалистичному и осознанному выбору профессии, то мы уподобляемся евангельским слепцам, которые ведут за собой других.

Что еще почитать по теме?

Как измерить эффективность профориентационной работы?
Профориентация. Как помочь ребёнку выбрать профессию?
А ты работаешь по специальности? Проблемы профориентации в России выбор профессии, профессия, абитуриент, работа, выбор

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/job/articles/77747/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.