Профиль обучения: что это?

Содержание
  1. Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах
  2. Профильное образование – это… Профильное образование: определение, особенности
  3. Острая проблема отсутствующего профильного обучения
  4. Принципы выбора специализированного направления
  5. Профильное образование как путь к выбору профессии
  6. Какие дисциплины считаются профильными?
  7. Внедрение профильных предметов в общеобразовательный курс
  8. Ориентирование на индивидуальные способности учащихся
  9. Преимущества профильного обучения для школьников
  10. Профильное образование в сфере гражданской службы
  11. Заключение
  12. 2. Понятие «профиль обучения»
  13. 2.1. Дошкольный профиль
  14. 2.3. Школьный профиль
  15. Профильное обучение в школе. Это что такое?
  16. Профильное обучение иностранным языкам
  17. Что такое «профиль обучения»?
  18. Какое место в профильном обучении занимают иностранные языки?
  19. Не дублирует ли профильная подготовка обучение в спецшколах?
  20. Каковы цели и задачи филологического профиля?
  21. Какова роль иностранных языков в нефилологическом профиле?
  22. Как соотносятся элективные курсы с профильным обучением?
  23. Профильное образование в школе: недостатки и преимущества, Старшая школа
  24. Что такое профильное образование?
  25. Особенности профильного обучения в школе
  26. Преимущества профильного обучения в школе
  27. Недостатки профильного обучения в школе

Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах

Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе.

Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов.

Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения:

  • физико-математический;
  • химико-биологический;
  • информационно-технологический;
  • социально-экономический;
  • гуманитарный;
  • лингвистический;
  • художественно-эстетический.

Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе».

В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий.

Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных, в школах можно найти и очень редкие специализации. Например, в лицее № 1310 работает класс журналистики, в гимназии № 1505 — педагогический, в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный, в школе № 123 — театральный, в гимназии № 1514 — культурологический классы.

Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в лицее № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.

Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.

Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем.

Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.

ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное.

Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед.

Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику.

Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания.

За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах.

Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

Предмет Всего баллов Рекомендуемый балл для профильного класса
Русский язык3931
Математика3219
Физика4030
Химия3423
Биология4633
География3224
Обществознание3930
История4432
Литература2315
Информатика и ИКТ2215
Иностранные языки7056

Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше.

Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление.

Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.

Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах.

Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы. Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов.

Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.

Среди сильных московских «физматов» можно назвать лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ им. Ломоносова, лицей № 1580 при МГТУ им. Баумана, лицей № 1502 при МЭИ. Иностранные языки хорошо преподают в лицее № 1555 (предуниверситарий МГЛУ), лицее № 1535.

Качественная химико-биологическая и медицинская подготовка есть в школе № 171, гимназии № 1543, лицее № 1303. Программистов готовят в предуниверситарии МИФИ, лицеях № 1533 и 1537. При выборе школы вы можете ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы Департамента образования.

Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.

Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки.

Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно.

Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.

Такая система лучше всего подходит старшим классам, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам. Учиться по индивидуальным планам можно, например, в лицее НИУ ВШЭ, гимназии № 1505, центре образования № 218, школе «Интеллектуал», лицее № 1568.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5759

Профильное образование – это… Профильное образование: определение, особенности

Одной из злободневных проблем отечественной образовательной системы, функционирующей недостаточно эффективно для успешного становления личности, является слабое развитие направлений профильного образования. Это, в свою очередь, приводит к низкому уровню осведомленности учеников о существующих профессиях и не позволяет им получить объективное представление о трудовом пространстве современного общества.

Острая проблема отсутствующего профильного обучения

На сегодняшний день в перечне вопросов, которые, несомненно, обязаны быть затронуты реформой общего образования, можно назвать профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы.

Данная система является многокомпонентной, поскольку организация профильных учебных процессов основывается на объединении усилий средних школ и высших учебных заведений.

Поскольку число направлений профессиональной подготовки не имеет строгих ограничений, допустимым является его дополнение, нацеленное на решение потребностей конкретного региона.

Причиной актуальности вопросов, связанных с введением дополнительного профильного образования, являются статистические сведения, полученные от Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Оказывается, каждый девятый старшеклассник считает действующую систему обучения ограничивающей его способности и препятствующей реализации приобретенных навыков.

Качественное профильное образование в школе отсутствует – так считают около 80 % опрошенных школьников, ведь, по их мнению, общеобразовательные учреждения не дают каких-либо конкретных установок для дальнейших профессиональных ориентиров.

Принципы выбора специализированного направления

Термин «профильность» как таковой действительно не встречается в педагогической науке, потому невозможно растолковать это понятие однозначно. Между тем несложно выделить его отдельные характерные черты. Итак, профильное образование – это:

  • вид дифференцированной программы обучения;
  • способ профессионального самоопределения;
  • направление, основанное на индивидуально-ориентированном подходе.

Учебные программы одного учебного заведения, составляемые с учетом его профильной направленности, могут кардинально отличаться друг от друга. Это позволяет выделить главные основания для классификации данной формы обучения:

  • по способностям учащегося;
  • по специальным возможностям;
  • по физиологическим и индивидуальным качествам;
  • по увлечениям и интересу;
  • по религиозным и национальным признакам.

Профильное образование как путь к выбору профессии

Исходя из данной типологии, несложно сделать вывод о роли профильного обучения. Образование, получаемое в средней школе, к сожалению, не включает в свою систему курсы профориентации, что реально тормозит процессы самоопределения учащихся.

Таким образом, содержание образовательных программ должно быть направлено на получение специальности и профессиональную деятельность в будущем.

Кроме того, профильное образование – это комплекс соответствующих выбранному направлению дисциплин (специальность, дополнительный и прикладной профильный предметы), которые должны быть включены в учебный план наравне с общеобразовательными курсами.

Какие дисциплины считаются профильными?

В перечень профильных дисциплин включены предметы, определяющие направления обучения. Они являются не просто обязательными для учеников, сделавших выбор в пользу данного профиля. На изучении этих предметов делается упор на протяжении годового учебного процесса. Например, самыми распространенными направлениями, которые дополняют школьную программу, можно назвать следующие:

  • гуманитарное (литература, русский и иностранные языки);
  • физико-математическое (физика, алгебра, геометрия);
  • естественно-научное (химия, биология, география);
  • социально-экономическое (экономика, обществознание, правоведение, история).

Внедрение профильных предметов в общеобразовательный курс

При грамотном планировании школьные учебные программы должны получить профильное ядро, представляющее собой дисциплины специализации, предметы прикладного и общегуманитарного развития. Образование в классах соответствующего направления формируется также на изучении общекультурных дисциплин.

Во многом успех программы профильного образования зависит от правильного и относительного урезания материала непрофильной сферы. В большинстве случаев избежать перегрузки учебных часов удается за счет частичной интеграции профильных курсов за счет общеобразовательных.

Ориентирование на индивидуальные способности учащихся

Профильное образование – это сложнейший подход к обучению с различных позиций, целей, методов и форм, содержания деятельности преподавателя и учащегося.

Если учитывать изменения, происходящие в системах моральных ценностей, социуме, то сам собой напросится вывод о том, что специализированное обучение представляет собой вполне закономерный результат развития и становления теории дифференцированного образования.

Уровни профильного обучения основываются на личностном подходе к учебному процессу и воспитании профессиональных навыков.

Введение дополнительных курсов и дисциплин позволит минимизировать имеющийся разрыв между средним и профессиональным звеном образовательной системы или вовсе избавиться от него.

Множество профильных школ сформированы за счет качественных изменений и серьезных преобразований организационных форм учебного процесса.

Изменения в структуре и организации обучения в какой-то мере благоприятно отражаются на взаимодействии преподавателей с учащимися.

Преимущества профильного обучения для школьников

Так, учитываются интересы и склонности учеников, их способности и степень заинтересованности в выбранном направлении.

Профильное образование – это то, что позволяет создавать все необходимые условия старшеклассникам при максимальной отдаче их профессиональным намерениям и интересам.

Изменения затронут и дальнейшую траекторию образовательного процесса, поскольку курсы профильной направленности позволят дифференцировать и индивидуализировать базисную модель обучения.

На любом уровне профильного образования обучение позволит решить следующие задачи:

  • обеспечить учеников основательными знаниями по дисциплинам выбранного профессионального направления;
  • активизировать потребность учащихся к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности;
  • помочь школьникам сориентироваться в круге проблем и найти решение, связанное с нужной сферой деятельности;
  • выработать мотивацию у учащихся к исследовательской и научной работе;
  • сформировать у учеников критическое и креативное мышление, помогающее активно принимать информацию;
  • наделить выпускников пониманием и навыками конкурентоспособности для успешного поступления в выбранные ими высшие заведения.

Профильное образование в сфере гражданской службы

Кстати, вопрос профильного обучения затрагивает не только школьников. С начала текущего года введены новые квалификационные стандарты для государственных и муниципальных служащих.

Профильное образование стало для работников данной сферы обязательным, в противном случае занять определенную должность невозможно.

К претенденту на вакансию также предъявляется ряд требований, затрагивающих опыт работы, личные качества и профессиональные навыки.

С принятием соответствующего федерального закона в государственных и муниципальных структурах была успешно запущена аттестационная система.

Так, по результатам прохождения внеочередного экзамена служащий, не соответствующий критерию в части профильного образования, но при этом отвечающий другим необходимым для исполнения служебных обязанностей требованиям, обладающий умениями и навыками, стажем и личностными качествами, получает разрешение на продолжение замещения должности гражданской службы.

Заключение

Нововведение в сфере госслужбы является очередным подтверждением того, насколько велико значение профориентационной деятельности педагогов в общеобразовательных учреждениях.

Ведь выпускникам школы крайне важно не ошибиться с выбором профильного учебного заведения и специальности, которая позволит находиться в полной гармонии с естественным призванием на протяжении всей дальнейшей жизни.

Внедрение профильного обучения служит прямым отражением развития образовательной системы в государстве и закономерным ответом на социальные потребности населения.

Наиболее эффективной моделью его организации считается двухступенчатая система, состоящая из курса предпрофильной подготовки (на протяжении 8-го и 9-го классов), и непосредственно профильного обучения в 10-м и 11-м классах.

м специализированных программ являются курсы общеобразовательных и профильных дисциплин, учебные предметы общегуманитарного развития.

Источник: http://.ru/article/337372/profilnoe-obrazovanie---eto-profilnoe-obrazovanie-opredelenie-osobennosti

2. Понятие «профиль обучения»

Функционированиесистемы обучения как совокупностиосновных компонентов учебного процессапо иностранному и языку осуществляетсяв рамках определенного профиля обу­чения.

Профиль обучения- это сложившийся тип подготовки поиностранному языку в зависимости отособенностей учебного заведения ипотребностей учащихся, в нем обучающихся.

Именно профиль обучения определяетсодер­жание, цели и задачи обученияв данном образовательном уч­реждении,требования к уровню владения иностраннымязы­ком, который должен быть достигнутв результате обучения.

Основаниями длявыделения профилей обучения иобразова­тельных программ, реализуемыхв разных типах учебных заве­дений,можно считать следующие: 1) наличиеГосударственного образовательногостандарта по иностранному языку и другимдисциплинам учебного плана; 2) наличиепрограммы по иностранному языку,отражающей содержание Государствен­ногостандарта; 3) наличие учебника и учебныхпособий, созданных в соответствии ссодержанием программы; 4) наличие методикипреподавания языка в условиях конкретногопрофиля обучения.

В настоящее времясложились и получили обоснованиедошкольный, школьный, филологический,нефилологический, курсовой и дистанционныйпрофили обучения иностранным языкам.

2.1. Дошкольный профиль

Является первымзвеном государственной системы народ­ногообразования, охватывающим детей ввозрасте до 6-7 лет.

В детских садах (3-5лет) и непосредственно в дошкольномвоз­расте (от 5 лет и до поступления вшколу) осуществляется на­чальноеэстетическое, умственное, трудовое,нравственное воспитание и физическоеразвитие детей, а также их подготовкак школе. С 1950-х гг. в систему работы сдошкольниками стали включаться занятияпо иностранным языкам.

При этом сторон­никираннего обучения иностранному языкуисходили из того факта, подтвержденногонаблюдениями и экспериментальны­миисследованиями, что дети 5-6 лет легкоусваивают иност­ранный язык благодаряналичию у них наглядно-образных форммышления, хорошей памяти и интуиции.

Обучение инос­транному языкуорганизуется в виде таких форм детскойдеятельности, как игра, рисование,конструирование. На занятиях широкоиспользуются ролевые игры, в ходе которыхусваива­ются лексические единицы,фразы, разучиваются тексты сти­хотворенийи песен.

Игра вызывает качественныеизменения и в психике ребенка: в нейзакладываются основы учебной деятельности,которая становится ведущей в школьныегоды. Цели занятий обычно заключаютсяв развитии умений устного рече­вогообщения в пределах тематики бытовогохарактера и стро­го отобранныхлексических единиц. Занятия при этомпрово­дятся, как правило, факультативнои чаще всего организуются по желаниюродителей.

2.3. Школьный профиль

Основное назначениеиностранного языка как предмета школьногопрофиля обучения заключается в овладенииучащимися умениями общаться на изучаемомязыке. Это умение пред­полагаетформирование коммуникативной компетенции,т.е.

способности участвовать как внепосредственном общении (пониманиена слух, говорение), так и в опосредствованномобще­нии (чтение иноязычных текстов,письмо и письменная речь). Иностранныйязык является также средством знакомствас куль­турой носителей языка, поэтомуформирование социокультур­ной (включаястрановедческую) компетенциирассматривается и качестве одной изцелей обучения.

Изучение иностранногоязыка в рамках школьного профиляпредполагает и начальное лингвистическоеобразование и осознание учащимисясущество­вания разных способовоформления мыслей. Осознание этогодостигается при сравнении родного ииностранного языков, что в конечномсчете способствует формированию языковой(лин­гвистической) компетенции.

Иностранные языки в школе со­действуютобщему речевому развитию и повышениюуровня практического владения роднымязыком, что свидетельствует о реализациина занятиях не только практической, нои общеобразовательной и развивающейцелей обучения.

Изучение иностранногоязыка в средней школе являетсяобязательным; предусматривается егодоступность для всех учащихся и,следовательно, достижение каждымшкольником минимального уровня владенияязыком, предусмотренного Государственнымстандартом.

Школьный курс поиностранному языку в зависимости отпродолжительности обучения (11-12 лет) ивыбора школы мо­жет быть двухступенчатымлибо трехступенчатым (Концепциясодержания образования в 12-летней школе,2000) (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУЯЗЫКУ

Ступень обученияКлассыЧас/нед.Уровень владения языком
1-я (начальная школа)2-43Начинающий пользователь
2-я (основная, базовая школа)5-93Базовый (элементарный)
3-я (профильная школа)10-112Пороговый (надбазовый)

На первой ступениобучениязанятия имеют своей целью:

формированиеэлементарных коммуникативных уменийв четырех видах речевой деятельностис учетом возрастных осо­бенностейшкольников;

формированиенекоторых универсальных лингвистическихпонятий, наблюдаемых в родном и иностранномязыках;

ознакомление сзарубежным песенным, стихотворным,ска­зочным фольклором, миром игр иразвлечений;

формированиепредставлений об общих чертах иособен­ностях общения на родном ииностранном языках;

создание условийдля ранней коммуникативно-психологи­ческойадаптации к новому языковому миру,отличному от мира родного языка икультуры, и для преодоления в дальнейшемпсихологического барьера в использованиииностранного язы­ка как средствакоммуникации.

На второй ступениобучения целью является последо­вательноеи систематическое развитие у школьниковвсех со­ставляющих коммуникативнойкомпетенции в процессе овла­дениявсеми видами речевой деятельности.Обучение иностран­ному языку в основнойшколе направлено на изучение языка каксредства межкультурного общения и имеетсвоей целью:

формирование иразвитие базовых коммуникативныхуме­ний в основных видах речевойдеятельности – говорении, чте­нии,аудировании, письме;

социокультурноеразвитие школьников в контексте мировойкультуры с помощью страноведческого илингвокультуроведческого материала;

формированиеумений представлять национальнуюкультуру в условиях иноязычногомежкультурного общения;

ознакомлениешкольников с доступными им стратегиямисамостоятельного изучения языков икультур.

На завершающей,третьей ступени обучение ориентиру­етсяна совершенствование и развитиеприобретенных речевых навыков и уменийс учетом профиля школы и расширяетсяза счет междисциплинарного подключенияиностранного языка к изучению другихпредметов. Обучение при этом направлено:

на развитиекоммуникативной культуры и социокультур­нойобразованности школьников, позволяющихим быть рав­ноправными партнерамимежкультурного общения на иност­ранномязыке в бытовой, учебно-профессиональной,культур­ной сферах;

на развитиеобщеучебных умений собирать,систематизи­ровать и обобщать наиностранном языке информацию,пред­ставляющую интерес для учащихся;

на использованиеиностранного языка в профессиональноориентированном образовании.

В зависимости отпрофиля школы последнее предполагаетпрофессионально ориентированноеобучение иностранному языку при изучении:

гуманитарныхдисциплин (история, литература, мироваяхудожественная культура) посредствомспец­курсов, курсов по подготовкегидов-переводчиков и др.;

естественнонаучныхдисциплин, оказывающих языковую поддержкупрофессионально-профильного образованияи обще­ния школьников (например курсыпо техническому переводу);

дисциплин,ориентированных на конкретную профессию,с помощью профильно ориентированныхязыковых курсов (для учащихсяпрофессионально ориентированныхлицеев).

На завершающейступени обучения основная задача курсаиностранного языка сводится не толькок тому, чтобы поддержать достигнутыйуровень владения языком, но и повозмож­ности его превысить в результате:

а) создания условийдля дополнительной речевой практи­ки(преимущественно во внеаудиторноевремя, в том числе за счет использованиятехнических средств обучения);

б) систематизациии совершенствования приобретенныхранее знаний, речевых навыков и умений;

в) увеличенияколичества изучаемых тем, предметовречи, типов текстов с учетом интересовшкольников и профиля школы (гуманитарный,естественнонаучный).

Считается, чтоуровень владения иностранным языком,достигаемый выпускниками полной среднейшколы, может быть соотнесен с пороговымуровнем обученности, принятым взару­бежной школе. В этом случаеподготовка учеников полной сред­нейшколы по иностранному языку можетсоответствовать об­щеевропейскомуи мировому стандартам.

Владение языкомна пороговом уровне дает возможностьвыпускникам школы:

пользоватьсяиностранным языком при непосредственномобщении (аудирование, говорение) с егоносителями в элемен­тарных стандартныхситуациях повседневной жизни и приопос­редствованном общении (чтение,письмо);

иметь прочнуюязыковую базу для дальнейшего обучения (доучивания) в вузе.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2277563/page:2/

Профильное обучение в школе. Это что такое?

Юлия Юткина | Источник: Личные Деньги

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности.

Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% – говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации.

При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

https://www.youtube.com/watch?v=xQtbt6qTEoA

Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на так называемое “профильное обучение”. Причем, в некоторых школах в рамках эксперимента такое образование уже существует. В данной статье мы попробуем разобраться, что же это за обучение и в чем состоят его преимущества.

Суть концепции “профильного обучения” заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю.

Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: Естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения – универсальный профиль.

Однако, все предлагаемые министерством учебные планы – примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие.

Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный – литературы, русского и иностранных языков.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель – самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях.

То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

    Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная – “научить учиться”, профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах – заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

    Профильных классов, функционирующих в системе “школа-вуз”. Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы. Классов углубленного изучения профильных предметов.

С точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа “школа-вуз”. В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество.

Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза – также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями.

А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.

Отсюда вытекает и Ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

    отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.

Таким образом, профильное обучение – вещь полезная и хорошая. Но вряд ли с 2006 года реален переход большинства школ на это самое обучение. В силу вышеназванных причин. Поэтому многие учащиеся перемен не почувствуют и получать будут все то же базовое образование.

Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции “профильного обучения”.

С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире “живет” не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться.

В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться “специализацией”. Очень часто “универсальный профиль” – отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!

  • Обучение детей и молодежи

Источник: http://hr-portal.ru/article/profilnoe-obuchenie-v-shkole-eto-chto-takoe

Профильное обучение иностранным языкам

В ходе подготовки специального номера и контактов с учителями выяснилось, что многие из них не вполне понимают, в чём заключаются особенности профильного обучения иностранным языкам и хотели бы получить ответы на возникающие в этой связи вопросы. Такое положение вполне объяснимо, так как реорганизация образования ещё не завершена, а профильное обучение находится в стадии становления.

Редакция попыталась свести многочисленные и наиболее часто встречающиеся вопросы к некоторому универсальному минимуму и отвечает на них, опираясь в основном на работы академика РАН профессора И.Л. Бим и других методистов (см. список библиографических источников).

Что такое «профиль обучения»?

Профиль обучения – это сложившийся тип подготовки в той или иной области знаний в зависимости от возможностей и особенностей учебного заведения, а также желаний и потребностей учащихся, в нём обучающихся. Именно избранный профиль (например, математический или филологический) определяет цели и содержание обучения в данном образовательном учреждении

Профильный курс отличается от общеобразовательного своей профессиональной направленностью и более углублённым изучением избранного школой предмета.

Какое место в профильном обучении занимают иностранные языки?

Прежде всего это обучение в школах с углублённым изучением иностранных языков (спецшколах), в которых учащиеся ориентированы на языковой профиль с самого начала изучения иностранного языка и соответствующим образом мотивированы.

Параллельно с традиционными спецшколами в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на старшей ступени полной средней школы вводится двухуровневая подготовка школьников: общеобразовательная / базовая и профильная.

При этом профильная подготовка может быть филологической (изучение родного и иностранных языков) и нефилологической (социально-гуманитарной, естественно-научной, экономической, юридической и т.д.), но с основательным изучением иностранных языков.

Таким образом, в настоящее время профильное обучение иностранным языкам в российской школе представлено следующими основными формами:

  • профильным обучением в специальной школе,
  • филологическим и
  • нефилологическим профилями в полной средней школе.

Не дублирует ли профильная подготовка обучение в спецшколах?

Профильное обучение иностранным языкам, вводимое в Х и Х1 классах, не может быть приравнено к профильному обучению в спецшколах, имеющих свои особенности, а также большой опыт плодотворной работы и несомненные заслуги в деле подготовки школьников по иностранным языкам. Поэтому введение профильного обучения на старшей ступени полной средней школы не исключает необходимости в существовании профильных школ с углублённым изучением иностранного языка, которое начинается в начальной школе.

Каковы цели и задачи филологического профиля?

Целью филологического профиля обучения иностранным языкам в старших классах полной общеобразовательной средней школы является удовлетворение профессионального интереса школьников к занятиям языками и филологией. При этом практические задачи могут ставиться разные, в зависимости от конкретных педагогических условий обучения, потребностей учащихся и наличия соответствующих кадров.

Так, например, это может быть подготовка гидов-переводчиков или переводчиков технической или художественной литературы, научно-исследовательская деятельность в области конкретного языка или общего и сравнительного языкознания, овладение элементарными дидактическими навыками и подготовка к поступлению на языковые факультеты педагогических вузов и т.п.

Какова роль иностранных языков в нефилологическом профиле?

Иностранный язык может быть интегрирован в любой нефилологический профиль, если школа сочтёт это возможным и целесообразным.

В нефилологических профилях иностранный язык выступает не только как цель, но и как средство изучения другой (нелингвистической) предметной области (например, экономики, истории, информатики и др.), причём как средство, которым надо владеть хорошо.

Углублённое изучение иностранного языка в рамках нефилологического профиля проявляется в большем внимании к языковой форме, языковым закономерностям, а также социокультурным особенностям изучаемого языка и обеспечивается большим количеством часов, чем в базовом курсе.

Овладение иностранным языком как профильным учебным предметом в нефилологическом профиле позволяет выпускнику приблизиться к достижению порогового продвинутого уровня – уровня В2 (в терминах Совета Европы).

Надо подчеркнуть, что профильное изучение иностранного языка в старших классах нефилологического профиля является в настоящее время самым востребованным.

Как соотносятся элективные курсы с профильным обучением?

Элективные курсы – это обязательные курсы по выбору школы и учащихся, часы на которые выделяются из школьного компонента базисного учебного плана. В результате профильный учебный предмет «иностранный язык» может быть углублён, расширен или видоизменён за счёт специализированных элективных курсов прикладного характера.

Элективные курсы должны иметь ту же предметную направленность, что и профильный курс.

Так, применительно к филологическому профилю актуальными могут быть курсы основ лингвистики и латинского языка, переводческой деятельности и страноведения, литературы и культуры страны изучаемого языка и др.

В классах нефилологического профиля элективные курсы будут иметь другую направленность, например, делового иностранного языка, элементарных основ экономики, права, журналистики и др.

По усмотрению региона и школы к профильному обучению с элективными курсами могут быть также подключены факультативы и практикумы.

Литература по вопросам профильного обучения:

  • БИМ И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. – Иностранные языки в школе. – 2004, № 6, с. 8-14
  • БИМ И.Л., ВАЙСБУРД М.Л., ГРАЧЁВА Н.П., ЛЫТАЕВА М.А. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранный язык). – Иностранные языки в школе. – 2003, № 6, с. 2-7
  • КУЗНЕЦОВ А.А., ПАНСКОЙ А.А., РЫЖАКОВ М.В., ФИЛАТОВА Л.О. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. – М., 2003
  • ПОЛЯКОВ О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса. – Иностр. языки в школе. – 2004, № 2, с.6-11
  • СЛОБОДИНА Т.И. Предпрофильное обучение: курс «Основы переводческой деятельности». – Иностр. языки в школе. – 2006, № 7, с. 2-6
  • ЩУКИН А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М., 2004, с. 79-94

Источник: http://fra.1september.ru/article.php?ID=200700702

Профильное образование в школе: недостатки и преимущества, Старшая школа

Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки.

И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове “школа“, то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…

Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки.

Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Что такое профильное образование?

Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы.

Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.

Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится “отсев” учеников:

  • тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы;
  • тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
  • тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

  • Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.
  • Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. Например, если ученик выбрал филологический профиль, то на таких уроках будет изучаться история языка, языкознание, мировая художественная культура и т. д. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.
  • Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его. Например, курс “Математическая статистика” позволяет лучше понять основы экономики.

Преимущества профильного обучения в школе

Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

  • Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
  • Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
  • Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения в школе

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

  • Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
  • Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии (не проведен интернет, нет интерактивных досок и проектора и т.д.), так и соответственно подготовленные педагоги.
  • Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
  • Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
  • Еще большая временная загруженность старшеклассника.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных “доработках”.

При этом “довести” профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1170_profilnoe-obrazovanie-v-shkole-nedostatki-i-preimu.html

Студиорум
Добавить комментарий