Профессии на радио: все о работе сотрудников радиостанций

❶ Как устроиться работать на радио

Профессии на радио: все о работе сотрудников радиостанций

На радио хотят работать многие, но далеко не всем удается устроиться туда. Большинство уверено, что для этого необходим опыт работы. Тем не менее, даже у самых популярных радио-диджеев когда-то не было ни опыта, ни знаний. Все начинали с первого эфира, у всех были неудачи и оговорки. Если работа на радио – ваша заветная мечта, приложите усилия для ее осуществления.

Инструкция

Начните с небольших региональных радиостанций. Ведь гораздо легче устроиться на маленькую и неизвестную станцию, чем стать ведущим крупной московской радиостанции, где очень высока конкуренция. Пробиться на популярную станцию без опыта работы и связей будет практически невозможно, так как множество радиоведущих России с многолетним опытом едут в столицу для этой цели. Соискателей без опыта работы даже не принимают во внимание при рассмотрении резюме. Присмотритесь к местным станциям, выберите интересные для вас, попробуйте с помощью грамотно составленного резюме стать ведущим. Составьте правильное резюме. В пункте «Цель» не пишите абстрактных фраз и не будьте многословны. Укажите конкретную цель – работа в эфире, напишите причины, будьте честны. В графе «Образование» не нужно описывать свои достижения в школе, укажите высшее образование. Музыкальную школу, актерские курсы, курсы по речи необходимо упомянуть. О своих талантах и способностях распишите в графе «Дополнительная информация»: ваши творческие успехи, хобби, умения, любые мелочи, они могут оказаться решающими моментами. Обязательно укажите владение иностранными языками. Принимайте в расчет формат станции, куда вы хотите попасть: если она транслирует рок-музыку, будет уместно упомянуть, что вы играли в рок-группе. Если в эфир вам попасть не удалось, не падайте духом – постарайтесь устроиться работать на радио с другой стороны. Влейтесь в коллектив в виде звукорежиссера, менеджера, продюсера программ, соглашайтесь на любую должность. Радиостанции часто пополняют рекламный отдел, у вас есть хороший шанс стать менеджером по работе с клиентами. Ваша задача – стать частью коллектива и найти удачный момент для того, чтобы обратиться с просьбой выступить в роли радиоведущего.

Используйте свое хобби для работы на радио. Если вы в чем-либо очень хорошо разбираетесь, сделайте небольшую программу, запишите хотя бы на бумаге пилотный выпуск и смело идите к программному директору. Когда у вас есть конкретное предложение, шансы повышаются. Попробуйте привлечь спонсоров к вашей программе, чтобы не сомневаться в успехе.

Полезный совет

Чтобы устроиться работать на радио, необязательно заканчивать специальные курсы. Нужно иметь четкую речь, широкий кругозор и отличную реакцию.

Если вам интересна работа в средствах массовой информации, то вы можете устроиться не только в газету или на телевидение, но и на радио. Для этого даже не всегда необходимо специальное образование.

Инструкция

Выберите профессию и должность, которую вы хотели бы занимать на радио. Спектр работы достаточно широк – вы можете стать радиоведущим, режиссером, выпускающим редактором, корреспондентом, звукорежиссером. Получите специальное образование для работы на радио. Его необходимость зависит от выбранной должности. Например, и ведущий, и журналист могут иметь образование в области, связанной не только с радио. Для должности же звукорежиссера необходимы специальные навыки. Если у вас уже есть высшее образование, вы можете просто пройти ускоренные курсы. Их стоимость зависит от конкретной школы и города, где вы живете. В среднем для Москвы цена подобного обучения составляет 15 тысяч рублей за полный курс из двенадцати занятий. Если вы планируете выходить в эфир, поработайте над своим голосом и манерой речи. При наличии речевых дефектов обратитесь к логопеду. А для развития красноречия вам подойдут курсы ораторского мастерства. Получите опыт в журналистике. Желательно, чтобы это было радио, но может подойти и печатная пресса, например, для должности автора текстов. Опыт можно получить во время практики в вузах, а также самостоятельно, участвуя в некоммерческих проектах в качестве волонтера. Обратитесь на различные местные радиостанции, возможно, у них найдется для вас подработка. Улучшив свое резюме с помощью опыта, займитесь поиском полноценно оплачиваемой работы на радио. Вакансии могут быть размещены на сайтах радиостанций, на специальных порталах для поиска работы. Также имеет смысл обратиться в кадровое агентство. Будьте готовы к высокой конкуренции, особенно за должность ведущего. На собеседовании постарайтесь продемонстрировать не только профессиональные навыки, но и ваше отличие от других кандидатов. У человека с яркой индивидуальностью есть шансы быть замеченным и быстрее выйти в радиоэфир.

по теме

Распечатать

Как устроиться работать на радио

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-81588-kak-ustroitsya-rabotat-na-radio

Как работает радиоведущий – Статьи

Как работает радиоведущий - Статьи

Ведущий прямого эфира на радио… Кажется, самая простая работа в мире, не мешки ворочать. Знай себе болтай всё, что в голову взбредёт. Но это только на первый взгляд.

Ведь и говорить нужно что-то осмысленное, и обладать эрудицией, и импровизировать, и принимать экспресс-решения, уметь не только вовремя, но и удачно пошутить, а также жить в круглосуточном поиске тем, которые должны «взбрести в голову». Ведущая «Радио России Омск» на ГТРК «Иртыш» Елена Щетинина рассказала порталу Rjob.

ru во сколько начинается её рабочий день, чем отличается радио-диджей от радиоведущего, приходится ли ей «нести ахинею» в эфире и работают ли ведущие, если у них насморк.

С чего начинается рабочий день радиоведущего и как он проходит?

Самых главных этапа у меня два:

6.30 – машина ждёт у подъезда (и это мне ещё повезло, кого-то и в 5.00).

7.20 – прямой эфир – то, о чём нельзя забыть и что нельзя пропустить.

А дальше уже варьируется. И обед может быть не в час дня, и уйти можно не в шесть, а позже. А уж выезды на интервью, запись гостей, другие мероприятия вообще редко вписываются в схему.

Так что рабочий день условно нормированный, но при необходимости его рамки расширяются. В этом нет ничего страшного, мы ведь не вагоны разгружаем. Мне кажется, что радио-журналист должен всё время находиться «в работе».

Подмечать какие-то моменты, чтобы потом упомянуть о них в программе; приглашать собеседника в качестве гостя на эфир; продумывать темы – это же можно делать не только в течение 8-часового рабочего дня.

Такова специфика профессии – и если это не устраивает, то можно идти туда, где работа существует отдельно от личной жизни, где взял портфель, ушёл домой – и до утра абсолютно автономен от работы. Но лично для меня такой вариант скучен.

Приходится ли заниматься еще чем-то, кроме ведения эфиров?

Ведение эфира – лишь малая толика работы, верхушка айсберга. Большую часть времени я занимаюсь тем, что готовлюсь к нему. Тут нужно учесть специфику радиостанции.

Если на музыкальных радиостанциях 70 процентов эфира, если не больше, занимают музыкальные композиции, и только в перерывах – подводки к ним, то на разговорных, как у нас, основу составляют именно тексты ведущих. А музыка – всего лишь оформление.

И здесь не получится пролялякать ни о чём полминуты, а потом включить песню.

Поэтому мы придумываем тему, ищем для неё наполнение – в том числе и музыкальное! – договариваемся с гостями, пишем для них вопросы, создаем тексты для себя… Нужно быть в курсе основных новостей хотя бы в мире, а ещё лучше – в своем городе, что гораздо сложнее, – чтобы вовремя отреагировать на них… Так что основная работа проходит вне студии.

Сколько длится эфир, бывают ли перерывы?

Это зависит от программ. У меня, например, бывает и час, и семнадцать минут.

А в перерывах готовимся к новому эфиру, едим, спим (если был ранний эфир, в 7 утра, то можно немного подремать).

Вы по образованию культуролог. Чувствуете ли вы, что вам не хватает профессиональных знаний из области журналистики?

Спецобразование желательно, но не обязательно. Тут же важен не сам диплом, а то, что ты умеешь делать. Да, конечно, на факультете журналистики дают базу, вырабатывают навыки – но если человек ими не умеет пользоваться, то толку от диплома никакого.

Иногда люди забывают о роли самообразования. Иногда за всё благодарят или во всём обвиняют своё образование. Мол, спасибо ему, только из-за диплома я тут работаю! Или – ай-яй-яй, меня ничему толком в вузе не научили, и я теперь в жизни совершенно не устроен. Мой коллега по эфиру закончил автомобильно-дорожную академию, профильную кафедру – но это совершенно не мешает ему.

Прежде всего – самообразование, любопытство, интерес и вечное желание учиться.

Какие навыки пришлось срочно осваивать и чему учиться уже в ходе работы?

Ни у кого нет сразу идеальной дикции – да, честно говоря, и потом она далеко не у всех; мало кто умеет управлять голосом. А знать, когда какую кнопочку на пульте ткнуть – это вообще обязательно!

Важно выполнить только одно требование – изучить технику, потому что тут никто за тебя ничего не сделает. И ещё программу, в которой пишется текст эфира. Всё остальное – уже по желанию. И, как правило, это желание приходит – стыдно, когда неправильно ставишь ударения, шепелявишь или гундишь.

С чего начинается карьера на радио и какие перспективы ожидают сотрудника?

У меня она началась с корреспондента-автора текстов. Я не выходила в эфир, только писала тексты для ведущих. Но это было почти десять лет назад.

Потом у меня был большой перерыв – и я снова вернулась на радио, уже в качестве ведущего.

Рано или поздно можно стать даже директором. Можно сменить место работы на более статусное – переехать в столицу, например.

Кто и откуда приходит работать на радио?

В основном, выпускники-журналисты. Сначала они здесь проходят практику, а потом уже приходят работать.

Есть и исключения. Кто-то был преподавателем до этого, кто-то вел киноклубы, кто-то был «печатным» журналистом… Вариантов очень много, и вывести какую-то закономерность невозможно. Обычно это люди, которые умеют работать с публикой, имеют навыки написания текстов, у которых хорошо подвешен язык, умеют общаться… И тут вырисовывается портрет продавца-консультанта…

Как устроиться на радио? По знакомству или по объявлению?

В первый раз я пришла по бумажке, приклеенной на доске объявлений в университете.

В этот раз, год назад, меня позвал сюда мой однокурсник – теперь уже начальник службы радиовещания. Это, кстати, к слову о профильном образовании и карьере на радио.

Считается ли эта работа престижной?

Раньше престижной считалась любая работа, хоть как-то связанная с публичностью. Радио, телевидение… вспомните хотя бы Рудольфа-Родиона из фильма «Москва слезам не верит»! Это было чем-то новым, необычным – и отчасти именно поэтому престижным.

А ещё и потому, что туда отбирали действительно мастеров своего дела – прекрасных дикторов, великолепных рассказчиков. И работать на радио или телевидении означало, что ты признан, как профессионал. А сейчас послушаешь какие-нибудь молодёжные каналы – жуть берет. У нас в городе одно время ведущим был парень с ярко выраженной картавостью.

Я понимаю, пути открыты для всех и всё такое, но есть же и понятия профпригодности. А про них, увы, уже забывают.

Могут ли ведущие работать, если у них насморк?

Этот вопрос меня и саму раньше всегда интересовал.

С одной стороны – вроде бы это и непрофессионально, выходить в эфир гнусавым слоненком и с хрипотцой, как у закладывающей за воротник дамы. В этом случае стоит взять больничный и подлечиться. Здесь не пройдёт героизм, которым страдают офисные работники, когда в предсмертном состоянии продолжают находиться на рабочем месте. Ведь я тогда буду производить некачественный продукт.

Никто не заставляет уходить на больничный, но потом самой будет неприятно себя слушать.

Но если состояние позволяет отпоиться чем-нибудь горячим и нормально провести получасовой эфир – почему бы и нет? Я с лёгкой простудой так и делаю.

Как готовятся прямые эфиры – это согласованные темы и тексты или импровизация? Приходится ли нести ахинею? Бывает, что вдруг впадаешь в ступор и не знаешь, что сказать дальше?

Ну уж нет. Не для того ведётся подготовка к эфиру, чтобы потом ерунду молоть. Обычно до выхода программы согласовывается тема, потом изучается информация по этому вопросу, набрасывается сценарий программы, её костяк, пишутся какие-то тексты, которые нужно будет озвучить – и всё это на руках во время прямого эфира.

Если тема проработана хорошо, то отступления от заранее разработанного сценария совершенно некритичны и незаметны со стороны – всегда есть что сказать, что упомянуть, какой пример привести.

Никакого ступора, даже от самого каверзного вопроса радиослушателя, быть не должно – в противном случае ты сам виноват в том, что плохо оперируешь информацией и не смог перевести разговор в выгодное для себя русло, стал играть по чужим правилам. Это уже непрофессионализм.

Чего в этой работе больше – творчества или рутины?

Любая работа рано или поздно превращается в рутину. Чем бы вы ни занимались. Вырабатывается общая схема, которая превращает всё в рутину.

А дальше – уже выбор самого человека. Если ему удобно существовать в рамках единообразия и повторения одного и того же – его право. Мне, например, это неинтересно. Когда я начинаю замечать, что повторяюсь в подходах и схемах, то пытаюсь придумывать что-то новое, растрясти прежде всего саму себя.

Часто ли случаются непредвиденные ситуации со звонками слушателей? Когда они начинают нести несогласованный бред, и как с этим борются ведущие или их редакторы?

У нас на эфире есть оператор, который принимает звонки и отсекает явный неадекват и звонки не по теме. Но вы же понимаете, что люди умные и при надобности хитрые. Всегда можно сказать оператору одно, а в эфир выдать что-то вроде: «Вы рекламируете такой-то продукт, вы уроды!».

У нас такое бывает нечасто, но относиться к этому нужно, как к рабочей ситуации – не падать в обморок, не орать в ответ, а вежливо и корректно отреагировать. Желательно вообще перевести в шутку. Это и есть профессионализм – умение ориентироваться в ситуации и правильно подбирать слова.

Тебе бросили вызов таким бредом – давай, выпутывайся.

Эффект l'esprit d'escalier здесь не пройдёт. Эфир закончен – и ты никогда уже не скажешь те правильные и остроумные слова, которые внезапно пришли к тебе через полчаса. Так что нужно ориентироваться здесь и сейчас.

И никакой редактор тут не поможет – должна быть своя голова на плечах.

Кто контролирует работу ведущего?

Все! Абсолютно все – от радиослушателей до начальника вещания. Особенно радиослушатели! Наша аудитория очень любит звонить после эфира и давать ценные советы по поводу того, как правильно организовать программу и с какой интонацией нужно было её вести. Примерно час уходит на внимательное выслушивание всех рекомендаций с перерывами на рассказы из жизни и жалоб на правительство.

С кем взаимодействует ведущий в ходе работы?

Со звукооператором. С начальником службы радиовещания. С редактором – если он есть. С коллегами из новостной редакции – чтобы быть в курсе происходящего в городе.

Плюсы и минусы профессии

Профессия радиоведущего – как и другие публичные профессии – накладывает определённые ограничения и предъявляет конкретные требования. Ведущий– это «лицо» радиостанции. Его достижения, в том числе и индивидуальные – плюс к имиджу радиостанции. А его проступки – минус.

Поэтому нужно следить за самопрезентацией. За «облико морале». За тем, как ты себя ведешь за порогом радиостанции, что пишешь в социальных сетях, как фотографируешься и где бываешь. Недоброжелателей слишком много, не нужно давать им повода лишний раз куснуть.

Но я до этого десять лет преподавала в вузе – где точно такие же требования к социальной жизни преподавательского состава – так что мне к этому приспособиться было не сложно.

А плюсы… Мы первыми оказываемся в курсе всех новостей. Это немало.

Мечтает ли радиоведущий стать телеведущим?

Это зависит от человека. Мечтаю ли лично я стать телеведущей? Скорее всего – нет. Я получила свою долю визуальной публичности за десять лет преподавания в вузе – и немного от неё устала. Сейчас мне лучше всего пересидеть в темноте за микрофоном.

Отличается ли работа новостного радио и музыкального?

Конечно. Это и другая тематика программ – менее развлекательные и более актуальные, познавательные. Это и смысловое наполнение своих текстов – они должны о чём-то рассказывать, а не просто забивать время. Это совершенно иной формат, подход и, я бы даже сказала, совершенно иное радио.

Есть ли у радиоведущих поклонники?

И не только поклонники, но и хейтеры, «ненавистники».

Особенности работы на Радио России

Зарплаты на канале зависят от региона. Это же государственная компания, поэтому – оклад, надбавки, региональные выплаты, премии. Официальные больничные, белая зарплата, путёвки в детские лагеря детям сотрудников. Дед Мороз со Снегурочкой от компании! Мелочь, а приятно.

Здесь нет тимбилдингов, корпоративных тренингов, единой униформы и гимна организации – всего того, чем славятся разные торговые сети. На мой взгляд, это хорошо. Коллектив формируется естественно, без этого псевдо-единения и якобы любви к корпоративным цветам.

Источник: http://rjob.ru/articles/kak_rabotaet_radiovedushchiy/

Как стать радиоведущим?

yulia_smirnova

Попробую ответить на основании собственного 13-летнего опыта работы на радио, из которых 5,5 лет я провела у микрофона.

Кто такой радиоведущий?

Определимся с терминами.

Термин «ди-джей» (DJ) не корректен, хотя в эфире танцевальных радиостанций могут звучать сеты клубных ди-джеев. Но обычно радиоведущий не «ставит музыку» – за него это делает компьютер. «Диктор» – тоже не подходит, так как нужно не только зачитывать информацию, но и импровизировать. «Выпускающий редактор» – вообще административная должность.

Так что давайте поговорим о профессии «радиоведущий».

Что должен уметь радиоведущий?

Сначала думать, а потом говорить, хотя иногда думать надо очень быстро. Говорить на языке, понятном своей аудитории, но при этом грамотно. Не заискивать и не считать слушателей умнее себя, при этом быть эрудированным и интересным человеком.

Любить людей и свою работу. Учиться беспрерывно. Иметь определенные технические навыки для работы с аппаратурой. Ну и, конечно, «вписаться» в коллектив сплошь творческих людей.

Всему этому можно научиться. Внешность – единственное, что на радио не имеет значения J

Где этому учат?

Серьезно – в ВУЗах, где есть специальность «радиожурналистика».

На скорую руку (от 1,5 до 4 месяцев) – на курсах радиоведущих, которых в Киеве уже несколько. Ничего плохого, равно как и хорошего, о курсах сказать не могу.

Учатся и уже работающие ведущие – например, после введения 100% украинского языка в эфире (норма прописана в Законе давно, но раньше ее соблюдение зависело от лицензии) радиостанции нанимали вузовских преподавателей языка, отдельные ведущие занимались индивидуально, и они по-прежнему  работают в эфире.

Дикция, грамотное произношение, ораторское искусство – то, что можно изучать самостоятельно, ведь они пригодятся и в повседневной жизни.

Большинство современных «эфирных созданий» начинали свою карьеру в 90-е, когда учиться приходилось на собственном опыте. Сегодня можно получить базовое образование, хотя опыт незаменим.

Как попасть на прослушивание?

Подготовить грамотное и «креативное» резюме – то, которое выделится из ряда конкурентов. Записать демо своего голоса, хотя бы с помощью простейшей компьютерной программы – хотя  лучше сделать это в профессиональной студии.

Разослать резюме и демку по интересующим радиостанция (но не по всем подряд, чьи адреса найдутся в Сети). Общаться на форумах, где общаются работники радио.

Регулярно просматривать на специализированных ресурсах вакансии и конкурсы – иногда радиостанции объявляют «конкурс молодых ведущих».

А сразу – в столичный эфир?

Честно говоря, легче попасть в эфир локальной радиостанции, или, для киевлян –радиостанции с нижних ступенек рейтинга.

На популярные станции людей без опыта работы не берут вообще, эфиром с многомиллионной аудиторией ради тренировок молодого таланта никто рисковать не будет. Если же приобрести опыт в регионе, шансы значительно возрастут.

«Блата» как такового в радиобизнесе нет: никто не возьмет на работу чье-то бесталанное протеже. Но, поскольку в Киеве 50% сотрудников любой компании – приезжие, земляки, конечно, помогут J.

Ведь на радио, как в любом бизнесе, важны и личные качества человека, которые кто-то может подтвердить.

Какой еще опыт может пригодиться?

Опыт публичного общения с людьми: ведения вечеринок, участия в КВНах, выступления на сцене, прямых продаж, преподавания.

Музыкальное образование. Подлинная эрудиция. «Меломанские» знания. Творческие наработки в журналистике, музыке, литературе.

«Громкое имя», созданное в другой сфере, не всегда плюс: люди редко узнают по голосам тех, кого привыкли видеть или читать.

Кстати, вы спросите: а нужен ли талант? Конечно, да, если считать, что талант – это знания, помноженные на упорный труд. Я считаю именно так J.

Какие еще профессии есть на радио?

Иногда человек любит не «себя в радио», а радио вообще. Тогда он может начать работать в этой сфере, а потом «переквалифицироваться» хоть в ведущего, хоть в директора J

Я лично  успела поработать в службе новостей, в линейном эфире, рекламным голосом, копирайтером, программным и креативным директором, сейчас в сфере маркетинга. И мне нравится все – я люблю радио. Хотя лукавлю: по микрофону я все еще чуть-чуть скучаю…

Я знаю людей, которые пришли в отдел продаж из охраны – и преуспели. Начинали с подготовки текстов для эфира – и выросли до руководства целой радиостанцией.

Работа на радио – это общение с интереснейшими людьми и приобщение к тайне рождения эфира на любой должности.

Так что выбирайте: помимо ведущих, на радио есть копирайтеры и звукорежиссеры, отдел маркетинга и промо, сисадмины и администраторы сайтов, репортеры и бухгалтеры, наконец, отдел продаж – лицо радио, обращенное к рекламодателям…

Выбирайте, пробуйте и добивайтесь успеха. Радио того стоит! 

|

yulia_smirnovaРолик первого рОкового утреннего шоу страны появился на . Соню и Кузина теперь можно не только увидеть, но даже потрогать… потыкать в монитор, по крайней мере 🙂

Теперь будем считать просмотры… и снимать продолжение, ага.

Источник: https://yulia-smirnova.livejournal.com/17077.html

Как стать сотрудником радиостанции?

Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Такие люди должны быть готовы добровольно посвятить свои таланты достижению общих целей. Это работа в команде – она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом.

Нельзя утверждать, что каждый, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но вот любые варианты социофобии – абсолютное противопоказание для постоянной работы на радио. Зато успеху косвенно будут способствовать ваши занятия сценической речью, вокалом, пение в хоре и получение музыкального образования…

Кем быть

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности – выпускающий редактор, радиоведущий, корреспондент, журналист, звукорежиссер и техник, но это не значит, что штатных сотрудников на радио много.

Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место.

Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование.

Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере: МГУ, СПбГУ, МГУ Культуры и Искусств, СПбГУ Культуры и Искусств, государственные театральные институты, а также вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.

Дело в том, что на любой радиостанции помимо постоянных, штатных работников существуют также авторы. Как правило, их круг значительно шире, чем штатный. Это профессионалы, которые участвуют в передачах и радиопроектах лишь эпизодически.

Обычно радиостанция не является для авторов основным местом работы. Каждый автор обладает экспертными знаниями в своей профессиональной области, которая входит в культурный, музыкальный или иной контекст вещания радиостанции.

Будучи в своей сфере первоклассным специалистом, он создает рейтинговую, узнаваемую передачу на радио.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной.

Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм.

Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта.

В эфир!

Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций.

Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги.

Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!

Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире.

Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы.

Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!

Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.

Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!

Во весь голос

Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам.

Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет.

Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.

Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра.

Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств.

Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.

Рамки формата

Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?

Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…

Часто редакторы говорят: «Это формат!» «А это – неформат!» Как они ориентируются? Честный ответ на поставленный вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, где ясно указано, сколько (в процентном соотношении) и каких передач должно быть в эфире конкретной радиостанции.

Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм.

Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат».

(Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)

«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?

Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом.

Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт».

Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные.

Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером).

Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность.

Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ.

Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество.

Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания.

Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.

Алексей Пирогов

Источник: http://www.edunews.ru/cgi/edunews.cgi?src=7&id=425&part=abitur

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/radio/kak-stat-sotrudnikom-radiostantsii/

Индустрия, профессии и будущее российского радио

Индустрия, профессии и будущее российского радио

Радио – бесспорно, одно из самых величайший изобретений человечества, позволивших ему преодолеть пространственные барьеры между людьми и практически мгновенно предавать информацию в разные точки земли.

Радио – это не просто приемник, который сегодня можно найти в каждом автомобиле или мобильном устройстве, это одна из первых открытых разновидностей беспроводной связи. С ее помощью звуковая информация, носителями которой выступают радиоволны, передается на огромные расстояния без каких-либо качественных потерь.

Благодаря таким свойствам, сфера применения радио многогранна – ее используют военные при выполнении боевых или учебных задач, гражданские частные лица и компании (такси, дальнобойщики, ЖД-транспорт), радиолюбители – в качестве хобби, и радиостанции – при осуществлении широкоформатного радиовещания неограниченному кругу лиц.

Последние особенно актуальны для большинства населения Земли, ведь выступают одним из самых популярных средств массовой информации.

Так, по оценкам ученых, только в одних США, 93% населения старше 12 лет слушает радио не менее 1 раза в неделю.

А каков уровень развития индустрии радиовещания в России? Какие профессии наиболее актуальны для данной отрасли? К Всемирному дню радиолюбителей, отмечаемому 18 апреля, Карьерист.ру расскажет об этом.

Радиовещание в России

Начиная рассматривать радио в качестве одно из популярных отечественных СМИ, следует сразу отметить, что это, прежде всего бизнес, нацеленный на получение дохода.

При всем этом, отечественное радио – это одна из немногих отраслей, где талант и знания «весят» гораздо больше, чем деньги и связи.

Суть радиобизнеса сводится не только к проигрыванию бесчисленного количества музыкальных треков, радио – это, прежде всего постоянный контакт с целевой аудиторией, объединенной, как правило, по географическому признаку.

И именно исходя из наличия тесного контакта со слушателем, по крайней мере, региональные вещатели, становятся для слушателей куда интереснее, нежели другие виды СМИ. Так, согласно исследованиям Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2015 году хотя бы раз в сутки радио слушали в среднем 63,6% взрослого населения РФ.

Развитие радиобизнеса в России началось с приходом 90-х. В 2000-х сфера радиовещания переживала период развития и становления, в качестве одной из более-менее конкурентных медиаотраслей. За последние 5–7 лет, радиостанции стали одним из самых распространенных в РФ медиа-бизнесов. Во многом это связано с доходами, которые стало приносить радиовещание.

Однако, если в 2007 году эксперты отмечали рост затрат на рекламу на радио в 40% за год, то уже к 2011 году он составлял всего 15%.

На 2015 год ситуация кардинально поменялась и специалисты отмечают уже падение объемов заказываемой на радио рекламы, как минимум на 15-20%! Такое положение дел связано с двумя факторами – кризисом, и связанным с этим снижением доли радиорекламы в общих маркетинговых расходах рекламодателей.

Это неизбежно бьет по развитию самого бизнеса, несмотря на то, что 75% от всех радиостанций сосредоточено в руках крупных 8 медиа-холдингов, которые делят между собой 80% полученного дохода. А он, только в 2015 году составил около 17 млрд рублей.

Несмотря на падение доходов, радиобизнес остается все так же актуальным, предлагая слушателю качественный и разнообразный музыкальный, разговорный и прочий развлекательный продукт.

По данным Роскомнадзора, на 2015 год в РФ уже было выдано 3182 лицензии на осуществление радиовещания – за 2014 год, их число увеличилось на 13%, больше половины из которых открылись новыми региональными станциями вещания.

При этом около 61% аудитории предпочитают слушать радио в автомобиле или дома, что делает данную сферу действительно актуальной, несмотря на повальное развитие более новых и современных технологий массовых коммуникаций.

С учетом этого, радиостанции остаются востребованным не только для слушателей, но и для соискателей, открывая все новые как творческие, так и технические рабочие места и профессии.

Профессия «Сотрудник радиостанции»

Вряд ли каждый работник современных радиостанций с детства был вдохновленным и заядлым радиолюбителем.

Наоборот, на радио, как правило, приходят из других отраслей, достигая в них определенного уровня профессионализма, достаточного для обеспечения должной работы радиостанции.

Обычно, штатных сотрудников на радио не так много, да и профессиональная конкуренция слишком высока – на одно штатное место, как правило, может претендовать до 15-20 соискателей…впрочем, как и в любых других отраслях.

В число основных требований для соискателей, желающих попасть работать на радио, входит не только квалификация и опыт, но и специальное образование, предоставляют которое не так много учебных заведений в России. Впрочем, с помощью профессионализма, все же легко можно восполнить отсутствие специального диплома.

Итак, в штат радиостанции обычно входит:

  • Выпускающий редактор. Одна из главных должностей на радио. В его функции входит составление эфирной сетки, координация процесса создания эфирных программ, контроль над работой ведущих и других работников станции, задействованных в эфирном процессе.

    На такую должность подходит ответственный человек, поскольку он, прежде всего, играет роль менеджера, ответственного за весь процесс вещания. Именно поэтому для получения такой должности обязательным условием является наличие опыта работы на радио, независимо от образования.

  • Радиоведущий или ди-джей.

    Должность, которую занимают творческие личности, умеющие работать со слушателями. Для получения такой работы вообще неважно образование, однако, необходимы навыки общения с аудиторией, находчивость, чувство юмора и отсутствие социофобии. Успеху в качестве радиоведущего будут способствовать вокальные данные, музыкальное образование или способности к сценической речи.

    В то же время такие вакансии редко публикуются в сети, «путь в эфир», как правило, лежит через различные авторские проекты, безгонорарную волонтерскую работу или кастинги и отборы.

    Нужно быть готовым, что эта работа связана с отсутствием нормированного графика, стрессами и ночными эфирами, однако, взамен она предоставляет неплохие доходы, известность и всеобщую любовь слушателей.

  • Радиожурналист.

    Поскольку большинство из отечественных радиостанций являются развлекательными, работа журналиста-корреспондента на радио сводится к взятию интервью, сбору новостей, и их подготовке к выпуску, в соответствии с эфирной сеткой. Как правило, на такую работу берут соискателей с журналистским образованием, часто, в качестве совместителей.

  • Звукорежиссер радиоэфира. Одна из основных должностей на станции, назначаемых и подчиненных генеральному директору. Обязательным условием назначения на такую должность является наличие профильного образования и опыт работы, поскольку такая работа связана с огромной ответственностью.

    В его функции входит трансляция в эфир основного числа ретранслируемых программ и передач собственного производства, контроль над качеством радиовещания, над качеством работы студийного оборудования, проведение профилактики и прочих функций, связанных с этим.

  • Радиотехник.

    Чаще всего, данная должность имеется на крупных радиостанциях и на нее принимаются соискатели, совершенно не связанные со средствами массовой информации. Как правило, такие работники выполняют функции по монтажу и техническому обслуживанию студийного оборудования, его ремонту и прочие схожие работы. На такую должность охотно берут опытных связистов, квалифицированных прокладчиков кабелей, работников вышек телерадиосвязи и прочих специалистов, имеющих схожее образование. Кстати, это отличная возможность и самый короткий путь попасть на радиостанцию и в дальнейшем, переквалифицироваться в более престижного специалиста или даже ведущего.


Радио и интернет

Несмотря на постоянное развитие радиовещания, многие считают, что ПК и интернет являются более подходящими аудиоплатформами и в будущем заменят привычные всем радиоприемники. И действительно, интернет, темпами своего развития опережает другие мобильные средства рекламы и коммуникации.

Однако не стоит воспринимать их как угрозу радио – наоборот, с помощью интернета, аудитория слушателей, которые используют ПК, смартфоны и планшеты, существенно расширяется.

К тому же это способствует персонализации рекламы для слушателей и повышению процента монетизации трафика для радиостанций.

Очевидно, что интернет и мобильные технологии – это союзники радиовещателей, которые нужно умело использовать в своих интересах. Прежде всего, их стоит ориентировать на молодую аудиторию, ведь согласно данным Роскомнадзора, наибольшую группу слушателей интернет-радио составляют те, кому до 24 лет.

Впрочем, масштабность распространения радио в интернете целиком зависит от распространенности среди населения мобильного интернета, что довольно сложно спрогнозировать, однако, тенденции, связанные с этим вполне предсказуемы:

  • Радиостанции и рекламодатели будут все точнее определять категории радиослушателей, что будет способствовать персонализации рекламы, транслируемой музыки и радиопрограмм.
  • Наличие интернет-ресурса станет обязательным условием жизнеспособности радиостанций на рынке.

    Сегодня, свои веб-порталы имеют более 2/3 отечественных радиостанций. И это важно не только для обеспечения возможности прослушивать эфир, но и для предоставления слушателям информации о концертах, музыкальных обзорах, рекламируемых товарах и т.п.

  • Интернет-вещание негативно отразится на работе многих региональных и местных радиостанций, ориентированных на малые рынки. По данным некоторых организаций, более 52% опрошенных слушателей радио утверждают, что местные станции не удовлетворяют их музыкальных вкусов.

    Интернет же, расширяет спектр прослушиваемых станций от 15 до нескольких тысяч, предоставляя колоссальный выбор.

Впрочем, несмотря на повальную интернетизацию радиовещания, основная аудитория слушателей вряд ли оставит любимые всеми радиоприемники. В них есть нечто «живое», действительно связывающие аудиторию и ведущего.

К тому же радио – одна из тех коммуникаций, которые пока остаются бесплатными, чем они и привлекают большинство наших соотечественников даже там, где об интернете никогда и не слышали…

С праздником, радиолюбители!

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/industriya-professii-i-budushhee-rossijskogo-radio.html

Студиорум
Добавить комментарий