Престиж и популярность специальностей: особое мнение

Престижность выбираемой профессии как важный фактор самоопределения

Престиж и популярность специальностей: особое мнение

Канаева Н. А. Престижность выбираемой профессии как важный фактор самоопределения [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 75-77. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2459/ (дата обращения: 10.05.2018).

Начало самостоятельной жизни человека в обществе связано с выбором профессии, ориентацией на ту или иную сферу общественной жизни; с идеалами и целями, определяющими общественное поведение и отношение.

Наиболее ответственным в профессиональном самоопределении выпускников является этап выбора направления и способа получения профессионального образования.

Именно на этом этапе происходит конкретизация личностных целей, под которой выстраивается новая модель деятельности и идёт переориентация внутренних ресурсов.

В профессиональной ориентации учащихся одним из важных факторов самоопределения является «престижность выбираемой профессии». Сама реализация личности в труде может осуществляться по разным направлениям.

Это может быть утверждение своего достоинства через качественное выполнение поставленных производственных задач, это может быть самореализация через поиск новых задач и смыслов в труде.

Это может быть самореализация через утверждение своего превосходства над другими людьми или через альтруистический труд, ориентированный на то, чтобы делать людям добро.

Стремление быть уважаемым и достойным членом общества может реализоваться разными путями. К сожалению, психологи мало исследуют элитарные ориентации самоопределяющейся личности, хотя в философии, социологии, педагогике данная тема уже давно осознана как актуальная.

Всё больше появляется теорий элитарности (социальной стратификации), где акцент делается на отношение к профессиональной деятельности – например, теория Дональда Дж.

Треймана, где положение человека определяет престиж его профессии, или теория Уоренера, где принадлежность к тем или иным классам зависит от знатности и его рода занятий [4, с.387].

Феноменология элитарности достаточно сложна и противоречива, однако всё-таки можно выделить некоторые характеристики «элитарности» как общественного феномена:

  1. престижный род деятельности или образ жизни;

  2. возможность влиять на сознание и на жизнь многих людей;

  3. труднодоступность данной деятельности или образа жизни (высокий социально-профессиональный статус, высокое место в общественной иерархии);

  4. высокие достижения в какой-либо области деятельности, успешная карьера, особые привилегии и многое другое.

Человек постоянно стремится быть лучше, но проблема состоит в том, что однозначного критерия, что есть лучшее, а что – худшее, не существует. И тогда человек постоянно уточняет для себя образ лучшего, то есть фактически образ элитарного [3, с.238].

Эти проблемы впервые возникают в подростковом возрасте. Как отмечал А. Адлер, стремление к превосходству является врождённым и мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь.

Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности.

Каждому из нас остаётся лишь осуществить эту возможность своим собственным путём [5, с.170].

Интересна в этом плане концепция самоэффективности А. Бандуры. По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьёзные сомнения в своих возможностях.

В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведёт к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Бандура говорит, что те, кто считает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиться на том, что всё будет плохо.

Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстаивать поведение». Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике.

Как замечает Бандура, «те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем» [5, с.390].

Следует отметить проблему выделения критериев наивысших профессиональных достижений – критериев «акме». Как отмечает А.А.

Бодалев: «Признание или непризнание выдающихся достижений человека большинством людей, будь они даже специалистами в той области, в которой проявил себя этот человек, ещё не означает, что он достиг или не достиг вершины в своём развитии… Показателем достигнутого уровня акме является всё-таки практика: насколько свершенное человеком действительно работает или будет работать на социальный и технический прогресс… на преумножение ценностей жизни и культуры… на более глубокое постижение законов развития природы, общества и человека» [2, с.119].

В психологическом плане интересно как раз то, насколько сам человек осознаёт, ощущает, переживает и чувствует свою социальную значимость (значимость своего труда для окружающих или даже культуры в целом).

Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, учащиеся осознают, что стоят на пороге жизни.

Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни [1, с.57].

Само понимание «успеха» (тесно связанное с представлением об элитарном) неоднозначно. Неоднозначность проявляется не только в этическом плане (что имеет общественную ценность, а что нет), но и в самом процессе профессионального самоопределения.

Например, на ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем, насколько воспитатели и родители сумеют сформулировать у ребёнка позитивное отношение к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с поступлением в престижное (в его понимании) учебное заведение.

Для студента на первый план выходит «успешная учёба», а также и учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетными и «престижными» преподавателями.

При этом и абитуриент, и студент уже начинают понимать, что кроме реальных успехов, связанных с усвоением и демонстрацией своих знаний, существует еще и «успех», связанный с выстраиванием престижных и «выгодных» для дальнейшей карьеры межличностных отношений [3, с.390].

В целом у каждого человека есть возможность выбрать критерии самоуважения и профессионального самоощущения: либо это ориентация на ценность самого труда, либо это ориентация на мнение своих сверстников.

Анализ результатов анкетирования, проведённого среди учащихся в железнодорожном техникуме, показал следующее. На вопрос: «Престижно ли учиться в техникуме?» получены следующие ответы:

1 курс: да – 67%;

Нет – 6%;

Затрудняюсь ответить – 27%

2 курс: да – 76%;

Нет – 9%;

Затрудняюсь ответить – 15%.

3 курс: да – 76%;

Нет – 2%;

Затрудняюсь ответить – 22%

На вопрос «Что нравится в этой профессии (специальности) больше всего?»:

1 курс: Эта профессия нужна обществу – 38%;

Эта профессия престижная, современная – 27%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 13%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 54%;

Хорошие условия работы – 22%;

Другое – 2%.

2 курс: Эта профессия нужна обществу – 38%;

Эта профессия престижная, современная – 31%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 20%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 56%;

Хорошие условия работы – 19%;

Другое – 6%.

3 курс:

Эта профессия нужна обществу – 27%;

Эта профессия престижная, современная – 34%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 2%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 63%;

Хорошие условия работы – 17%;

Другое – 5%

Для изучения причин, определяющих отношение к избранной профессии, часто применяют методику, в которой респондентам предлагается осуществить ряд позитивных и негативных выборов – определить, что привлекает, а что, напротив, отталкивает в избранной профессии.

Результаты исследования по методике «Изучение факторов привлекательности профессии» (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) показывают, что на всех курсах в число наиважнейших входит фактор зарплаты. Устойчивое высокое значение во всех выборках учащихся имеет фактор – работа с людьми, также отмечается фактор возможности достичь социального признания и уважения.

Таким образом, результаты исследования прямо указывают на то, что вкладывают учащиеся в понятие «престижность выбираемой профессии». Эта проблема связана с чувством собственного достоинства личности в труде. Мы видим, что престижность выбираемой профессии действительно является важным фактором самоопределения личности.

Литература:

  1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие / А.В.Батаршев – М.: Академия, 2009.

  2. Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3.

  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.

  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480с.

  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007.

    – 607с.

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2459/

Работай с удовольствием: самые престижные профессии

  • Немного о престиже
  • Из чего выбирать?
  • Что выбирать?

Одним из самых сложных шагов в жизни любого человека является выбор своей будущей сферы деятельности. Выпускники и их родители, а также миллионы соискателей заинтересованы в определении перспектив и лучших должностей для себя и своих близких. Каждый из них пристально изучает самые престижные профессии, пытается найти идеальное дело, которое принесёт материальное и моральное удовлетворение.

Немного о престиже

Зачастую поиск работы основывается на престижности той или иной должности. Что вкладывается в это понятие? Люди стремятся обладать неким авторитетом, быть первыми среди лучших. Поэтому и будущая профессия просто обязана стать привлекательной для всего близлежащего окружения человека.

Чаще всего выбор падает на такую работу, о которой много говорят. И, желательно, только с позитивными оттенками. К ним можно отнести привлекательную зарплату, комфортные условия и другие факторы.

Часто случается так, что мода на ту или иную профессию прививается народу благодаря средствам массовой информации, имеющим колоссальное влияние на внутренний мир населения.

Отрасль дизайна постоянно развивается, соответственно, спрос на хороших специалистов продолжает расти.

Из чего выбирать?

Из популярных профессий составляются целые списки. Десятка лучших, ТОП-100 и тысячи других заголовков можно встретить в сети по запросу о самых престижных должностях современности.

Нынешняя молодёжь видит в этом свою обеспеченность и успешность. Абитуриенты нередко останавливают выбор на какой-либо специальности, отталкиваясь именно от её популярности.

К тому же практически каждый ВУЗ страны готов предоставить возможность обучения по самым престижным направлениям из списка востребованных профессий.

Ежегодно для студентов открываются двери новых образовательных учреждений, приём ведут уникальные факультеты.

Что выбирать?

Каждый год специалисты рынка труда оглашают для всеобщего изучения ТОП-10 самых востребованных профессий.

Этот список составляется после тщательного мониторинга спроса и предложения на те или иные направления деятельности.

Именно поэтому такая информация играет важную роль для тех, кто неспособен самостоятельно определиться с выбором. В наши дни перечень популярности претерпел некоторые изменения.

Первую строчку уже не первый год уверенно занимает юридическая сфера деятельности. Причём популярна эта профессия как среди женщин, так и среди представителей сильного пола.

Огромный спрос порождает трудности при поступлении на юридический факультет: учебные заведения попросту не обладают таким количеством мест. Однако те люди, кому удалось получить диплом, способны устроится на работу с весьма достойной оплатой.

Доход юриста может колебаться и значительно превышать цифру в 100 тысяч рублей.

Следующая ступень пьедестала – программисты и специалисты IT-направления. Последние годы работа, связанная с информационными технологиями, востребована во всех регионах. Высокий доход зачастую обеспечивается за счёт трудоустройства сразу в нескольких организациях. Самые ценные кадры этого направления – 1С программисты.

Третья строчка принадлежит специалистам в сфере менеджмента. Работа с клиентской базой, продажа услуг и продуктов организации, реклама – это лишь некоторые из обязанностей успешного профессионала в данной области.

Медицинские работники занимают следующее положение в рейтинге. Обучение этой специальности предполагает более длительный срок. Зато практикующий врач будет востребован в любое время.

К тому же всё большей популярностью пользуются частные учреждения медицинского характера. А это уже является уверенным путём к хорошему заработку.

Наибольшая же необходимость существует в специалистах узкого профиля.

Инженер – пятая из самых востребованных ныне специальностей. Индустриальное производство остро нуждается в профессионалах своего дела. Именно поэтому выпускники технических ВУЗов могут рассчитывать на работу в одной из самых престижных отраслей.

Следующая ступень – дизайнеры и web-программисты. Компьютерное обеспечение – безусловно, одна из самых перспективных направленностей деятельности. Ни одна организация не будет достойно функционировать без представления своих услуг в сети. К тому же эта отрасль постоянно и стремительно развивается. Соответственно, спрос на хороших специалистов продолжает расти.

На седьмом месте – аудиторы. Работа в финансовой сфере не первый год привлекает соискателей и выпускников.

Проверка и контроль бухгалтерских отчётностей, ревизия финансовых документов, консультация и наладка бухгалтерского учёта – основные обязанности аудитора.

Привлекательно в этой должности то, что специалист не обязательно входит в состав штата. Также он может быть приглашён и со стороны.

Восьмую стоку занимают маркетологи. Хочется посещать светские мероприятия, анализировать новинки на рынке товаров и услуг? Тогда эта должность – лучший вариант. Любая компания способна добиться успеха за счёт грамотного маркетинга. Отсюда и рождается высокий спрос на специалистов.

Девятые – менеджеры по продажам. Представителей этой специальности можно встретить повсюду. Сфера услуг существует во многом благодаря работникам этого направления.

Менеджер по продажам должен обладать высокой активностью, хорошо ориентироваться в товаре либо предлагаемых услугах, уметь найти общий язык с любым клиентом.

Ещё не одно десятилетие эта профессия будет привлекать соискателей по всему миру.

Замыкают десятку банковские служащие. Характерными для этой должности выступают следующие факторы: достойная оплата, комфортные условия для деятельности, рост по карьерной лестнице и другие. А востребованность её легко объясняется постоянным спросом населения на услуги банковских и других организаций финансового характера.

Привлекательно в работе аудитора то, что специалист не обязательно входит в состав штата.

В целом, такие рейтинги можно считать условными, благодаря их сильнейшей зависимости от экономической ситуации в стране. Кроме того, среди престижных профессий можно встретить и их градацию на:

  • наиболее доходные специальности (предприниматели, нотариусы, министры, работники шоу-бизнеса);
  • самые криминальные профессии (работники полиции, министры, сотрудники охранных предприятий);
  • опасные профессии (спасатели, военные, телохранители, работники космической отрасли, каскадёры) и другие.

Очень важно понимать, что этот перечень со временем претерпевает самые неожиданные изменения. Современные лидеры рейтинга в ближайшем будущем способны значительно понизить свои позиции. Все идёт к тому, что через несколько лет на первых строчках уверенно закрепятся представители технических специальностей.

Главное в нелёгком деле по выбору профессии – понимать, где человек сможет получать удовольствие от исполнения своих обязанностей. Существует одна неоспоримая истина: «Всех денег мира заработать не удастся никому». Это нужно запомнить и придерживаться некоторых правил.

Финансовый доход должен способствовать созданию уверенности в своём будущем. Важно расти личностно, а также уделять время саморазвитию, занимаясь любимым делом. Учиться поздно не будет никогда.

Здесь важно верить в свои силы и возможности! Ну а работа должна дарить человеку только положительные эмоции.

Источник: https://legkopolezno.ru/rabota/karera/prestizhnye-professii/

Престиж – это опасное заблуждение или жизненная необходимость? :

Слово «престиж» можно услышать достаточно часто. Что оно означает? Что такое престиж профессии и кто его определяет? В чем заключается опасность погони за престижем?

Толкование слова

Слово это иностранного происхождения, поэтому обратимся к переводу. С английского оно переводится как “авторитет”, с французского – как “обаяние”, “очарование”, с латинского – “иллюзия”.

В русском языке престиж – это, прежде всего, оценка чего-либо, синонимом может быть слово “статус”. Это высокая значимость, привлекательность какого-либо явления или объекта в глазах общества. Так как это оценка, которую присваивают люди, то она непостоянна, может меняться с течением времени или в связи со сменой обстоятельств.

Престиж – понятие, близкое по значению к словам “авторитет”, “уважение” и “влияние”. Близкое, но далеко не тождественное. Это, если можно так выразиться, субстанция, которую нельзя потрогать руками, измерить, но она заставляет людей совершать поступки, а порой и совсем терять голову.

Престиж – понятие относительное

Помните пословицу «Кому щи пусты, а кому жемчуг мелок»? Она идеально иллюстрирует рассматриваемое нами понятие и глубину его относительности. В каком-то кругу жить в центре крупного города – это престижно, а в ином приемлемым является только владение собственным островом, и квартирой в центре таких людей не удивишь.

Престиж может формироваться намеренно. Например, если в обществе складывается дефицит тех или иных специалистов, то может быть организована работа по созданию положительного имиджа и повышения привлекательности определенной профессии. Все это помогает привлечь в отрасль новых людей.

В продолжение этой мысли хочется напомнить, что в переводе с латинского слово “престиж” – это иллюзия. И действительно, иллюзорность пропитывает данное понятие насквозь.

Почему престиж – не авторитет?

Принципиальная разница между этими двумя понятиями в том, что авторитет можно только заработать, престиж же покупается за деньги, а высокий престиж – за большие деньги. Если вы заработали авторитет, то для его потери нужно совершить что-то действительно из ряда вон выходящее, а престиж капризен, изменчив и не любит стабильности.

Он ориентируется на моду, вкус, гибко реагирует на изменения, происходящие в обществе. Когда-то было престижно курить дорогие сигареты, сейчас на первое место вышел здоровый образ жизни. В наше время престижным считается путешествовать, а еще лучше – жить какое-то время за границей, получать образование в Европе.

Как купить престиж?

Покупка дорогих, правильных вещей и аксессуаров, ведение образа жизни на доходы выше среднего, получение солидной заработной платы и работа на престижной должности создают у людей иллюзию нахождения на самой высокой ступени социальной лестницы. И как бы мы ни старались, пока мы живем в социуме, каждый из нас будет подвержен этому влиянию.

Даже осознавая, что престиж – это не более, чем миф, большинство из нас желают им обладать. И здесь есть одно но. Погоня за престижем – бег за недостижимым, который может поглотить всю жизнь целиком. Этому даже придумали термин – «демонстративное потребление». Нередко стремление к престижу является стремлением спровоцировать чувство зависти.

Страшнее всего становится тогда, когда ради эфемерного престижа заключаются браки, рождаются дети. Это путь, который наполнен разочарованиями и сожалениями.

Для экономики страны такое явление, как престиж, очень полезно, оно стимулирует потребление, а значит, найдутся покупатели для новых товаров и услуг, будут условия для развития бизнеса, получения доходов.

Что такое престижная профессия?

Почти каждый человек мечтает о популярной, востребованной и хорошо оплачиваемой, то есть престижной профессии. О тех, кто ее получил, говорят, что они счастливчики и сделали правильный выбор.

Однако далеко не всегда престижная профессия оказывается хорошооплачиваемой. Удивлены? Тем не менее, это так. А еще чаще случается так, что вчерашняя престижная профессия сегодня становится уже непопулярной.

Почему?

Престиж профессии включает несколько аспектов: это и уважение со стороны общества к представителю соответствующего рода деятельности, и доверие. Поддерживается это созданием вокруг профессий различных социальных мифов.

Например, врачи – самоотверженные и благородные, актеры – возвышенные, утонченные и эмоциональные. Пользуются доверием и считаются престижными профессии юристов, экономистов.

Традиционно считается, что такие кадры никогда не останутся без работы.

Однако нельзя сказать, что эти профессии являются высоковостребованными. Это связано с тем, что рынок труда переполнен специалистами с экономическим и юридическим образованием. Профессия врача хотя и престижна, но оплачивается совсем не так хорошо, как хотелось бы, а профессия актера – одна из самых непостоянных.

Выбирая род деятельности, стоит ориентироваться на популярность лишь в последнюю очередь, ведь престиж – это то, что первым вас и обманет, так как в его основе лежит переменчивое общественное мнение и грамотная им манипуляция.

Источник: https://www.syl.ru/article/195922/new_prestij---eto-opasnoe-zablujdenie-ili-jiznennaya-neobhodimost

Статья

Престиж рабочих профессий.

Ионычева Алевтина Леонидовна преподаватели общеобразовательных дисциплин

ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»

Целью проекта является популяризации рабочей профессии среди выпускников школ города и Республики, повышение престижа рабочих профессий.

Экономические и политические перемены в России повлекли за собой коренную ломку прежних социальных отношений и общественного сознания. Коснулось это и школы. У наших подростков произошла переоценка ценностей и мировоззренческих установок, в их среде упал престиж рабочих профессий.

Беспрерывная смена поколений влечет за собой изменение вкусов, культуры, поведения, интересов, приоритетов и ценностей. Эти изменения затрагивают все сферы общества. Что же касается изменения в выборе той или иной профессии молодежью, то здесь временные рамки сужаются 3-5 лет.

Это свидетельствует о том, что молодежь, как передовая и активная часть общества, все чаще меняет приоритеты в выборе будущей профессии. На это влияют различные факторы: заработная плата, карьерный рост, легкое трудоустройство, заинтересованность, самооценка и многое другое.

Еще пару десятков лет назад рабочие профессии были престижны. Молодежь стремилась получить рабочие специальности и посвятить жизнь работе на производстве. Но на сегодняшний день рабочие профессии практически потеряли интерес молодых людей.

Это происходит из-за сложившихся приоритетов: теперь куда более престижны профессии экономистов, юристов, программистов…

От выбора профессий миллионов учеников, которые стоят на пороге к поступлению в СУЗы, зависит будущее России, ее развитие и место на мировой арене. И совсем не справедливо молодежь не уделяет должного внимания рабочим профессиям, той неотъемлемой части всеобщего развития страны.

Проблема выбора профессии настоятельно требует более пристального внимания к исследованию этого процесса, в целях своевременного разрешения возникающих несоответствий между потребностями и возможностями общества на каждом конкретном этапе развития и реально существующими интересами молодежи, а именно анализа престижа профессий, профессиональных склонностей молодежи.

Наиболее востребованными среди молодежи являются профессии менеджеров по туризму, рекламе, связям с общественностью, инженеров-экологов. Неудивительно, что больше всего молодежи можно наблюдать среди представителей относительно новых для России специальностей, пришедших к нам вместе с рыночной экономикой.

Экономические трудности не повлияли на выбор школьниками будущей профессии: они все также хотят стать банкирами и юристами и не желают идти в рабочие. Популярность рабочих профессий остается низкой, хотя по всему городу развешаны объявления с призывом бесплатно учиться на рабочих с последующим гарантированным трудоустройством.

Будучи президентом России, Дмитрий Медведев провел специальное совещание, на котором обсуждались вопросы подготовки молодых рабочих. Д.

Медведев обратил внимание на то, что около 71 процента всех вакансий в России – это рабочие вакансии, то есть токари, слесари, фрезеровщики и другие, но заполнить эти места некому.

Дело в том, что молодежь считает такую работу не престижной и неперспективной.

«Причины здесь понятны: сложный период 90-х годов, когда произошел разрыв трудовых поколений, и произошла, скажем прямо, девальвация оценки труда рабочего человека. Конечно, сейчас уже другое время, тем не менее, молодежь не стремится идти на рабочие специальности. А предложения на рынке труда не соответствуют ожиданиям молодых специалистов.

Часть из них, из молодых людей, во всяком случае по тем данным, которыми я располагаю, приблизительно 20%, в возрасте самом активном – 20-25 лет, предпочитают не работать при наличии соответствующей квалификации, а зарегистрироваться как безработные. Это очень тревожный симптом”, – приводит слова Дмитрия Медведева телеканал «Вести».

Также он говорил о необходимости улучшения работы профессиональных техучилищ, которые должны готовить рабочих для современной высокотехнологичной промышленности: «Несмотря на дефицит квалифицированных рабочих, сегодня лишь 15 процентов выпускников учреждений среднего профобразования работают по специальности, полученные ими знания рынком не востребованы, а предложенные рабочие места – не перспективны».

Таким образом, выбор профессий современной молодежью, обусловленный рядом причин, негативно сказывается на развитии экономики, поэтому наше государство должно контролировать профессиональный выбор молодежи, поднимая авторитет некоторых «не престижных» профессий, необходимых для сбалансированного развития страны, в том числе и авторитет рабочих профессий.

В нашем колледже обучают нескольким речным профессиям, одна из них – «Судоводитель» пользуется большой популярностью.

История подготовки речных специалистов, в частности, судоводителей, в нашей стране имеет богатое прошлое и, пожалуй, относится к началу XVIII-го века, когда в 1701-м году Петр I издал Указ об учреждении школы “Математических и навигационных искусств учения”. В те времена всех, кто занимался мореплаванием, называли “навигаторами”.

Старшеклассников в речную профессию привлекает не только романтика, но и присущий современной молодежи здоровый практицизм в решении жизненных проблем.

Например, в процессе профориентации они узнают, что диплом колледжа признается во всех речных компаниях республики и страны. Выпускники востребованы на внутреннем и рынке труда.

Сразу после окончания колледжа их ждет хорошая зарплата и обеспеченная жизнь, позволяющая достойно содержать семью.

С каждым годом стремительно развивается торговое речное плавание, а вместе с ним множится мощь речного флота. Речные суда, оснащенные по последнему слову науки и техники, бороздят бескрайние просторы Волги и Камы, растет их количество и тоннаж. И этими речными судами управляют люди по профессии “Судоводитель”.

Не случайно судоводитель, штурман, должен обладать такими качествами как: холодность рассудка, ясность мысли, цепкость памяти, проницательность интуиции и, кроме того, быть грамотным, образованным специалистом и культурным человеком.

Говоря о качествах, которыми нужно обладать студенту речной профессии, хочу отметить, что, во-первых, он должен любить свою будущую профессию, понимать, что профессия судоводителя нелегка, но весьма почетная.

Ему придется многое изучить, закрепить знания на практике и после окончания колледжа приступить к самостоятельному несению вахты на судне в должности вахтенного помощника капитана.

Ну, а в дальнейшем он может стать и капитаном!

Мы учимся всему, но главное – ответственности. Ведь судно – это наш будущий дом. Мы обязаны изучить и хорошо знать Устав, который нужно беспрекословно соблюдать.

Дело в том, что работа на судне требует особой ответственности, дисциплинированности, потому что нужно быть готовым к любым нештатным ситуациям.

Судоводитель – это управленец, он ответствен за жизнь экипажа и безопасность плавания.

Имея дело с техникой и отвечая за безопасность людей и грузов на борту, такой специалист должен обладать отменным техническим мышлением, талантом производить быстрые расчёты, обладать хорошим физическим здоровьем и (как бы далеко не ушла техника) идеальным глазомером.

К тому же известно, что причиной подавляющего большинства аварий на флоте является так называемый “человеческий фактор”. Поэтому от ответственности и профессионализма судоводителя зависит очень многое.

Квалифицированный судоводитель должен не только знать маневренные свойства судна в теории, но и уметь управлять ими, делать прогнозы, зная о влиянии ветра и течений. Но какой бы сложной не выдалась вахта у судоводителя, всю усталость, как водой снимет, стоит только вновь окинуть взглядом морские или речные просторы, вдохнуть аромат соленых брызг или речной волны…

Кроме того, требования к состоянию здоровья у нас очень высокие. У моряка должно быть отличное здоровье. Все абитуриенты перед поступлением обязательно проходят медицинскую комиссию в объединенной медицинской части.

Ещё один важный компонент престижа профессии — это её востребованность на государственном уровне. Необходимые профессии не всегда кажутся интересными и перспективными. Если в обществе возникает дефицит тех или иных специалистов-то соответствующими властными структурами проводится работа по формированию положительного образа данной профессии.

Человек никогда не устает смотреть на огонь, звездное небо над головой и воду. Что бы всю жизнь смотреть на звездное небо нам надо всего лишь устроиться на работу космонавтом или астрономом, что бы любоваться огнем можно, например, устроиться разжигателем углей в шашлычную…

А вот для того, что бы всю жизнь наслаждаться никогда не меркнущей красотой рек, озер, морей и еще получать за это очень хорошую зарплату, нужно освоить одну из самых романтичных, востребованных, сложных и потрясающе интересных профессий – судоводителей.

  Несмотря на то, что люди давно могут свободно передвигаться по суше, воздуху и воде, последняя транспортная артерия остается вне конкуренции, уже хотя бы потому, что более 70% Земли покрыто океанами, морями, реками и озерами, для успешного преодоления которых всегда были и будут  необходимы умелые навигаторы, знакомые не только с устройством своего судна, но и с «характером» этой непостоянной, своенравной самой прекрасной стихии.

 Список используемой литературы и источников:

1. Послание президента Федеральному Собранию от 5.11.2008 г. (http://www.kremlin.ru/transcripts/1968).

2. Выступление В.В. Путина на заседании оргкомитета по проведению в РФ Года учителя в 2010 году. РИА новости. (http://www.rian.ru/education/20091116/193975144.html).

3. Е. Клименко. Молодежь выбирает модные профессии. Изд.: газета «Мой район».

4. Подростки сегодня выбирают те же профессии, что и до кризиса. Изд.: газета «Новые известия».

Источник: https://infourok.ru/statya-prestizh-rabochih-professiy-1623583.html

Студиорум
Добавить комментарий