Переподготовка и повышение квалификации водителей: топ-5 программ

Содержание
  1. Повышение квалификации водителей | Про профессии.ру
  2. Программа повышения квалификации водителей
  3. Корпоративные программы повышения квалификации водителей
  4. Повышение квалификации водителей транспортных средств
  5. Повышение квалификации водителей автобусов
  6. Новые приказы Минтранса о квалификации водителей и профессиональном обучении
  7. — Что нового для перевозчика предусмотрено в данных приказах, и как с помощью них повысится безопасность движения?
  8. — Какое наказание грозит транспортнику за использование не квалифицированного персонала в своей работе?
  9. — Где транспортник может пройти обучение?
  10. — Давали ли водителю эти знания и умения в автошколе?
  11. — Какие дополнительные риски возникают у перевозчика пассажиров при отсутствии обучения?
  12. — Где же пройти обучение перевозчику быстро качественно, без отрыва от производства?
  13. 20 часовая программа обучения водителей
  14. 20 часовая программа. Анализируем нормативную базу
  15. Правительство утвердило план по повышению квалификации водителей
  16. 6.2. Повышение квалификации водителей
  17. 6.2.1. Основы ситуационного обучения
  18. Автошколы, наземный транспорт, перевозки

Повышение квалификации водителей | Про профессии.ру

Водительское мастерство – это комплекс знаний, умений и навыков, которые следует регулярно совершенствовать. Делать это необходимо для того, чтобы в любой момент в экстренной ситуации, можно было выйти из нее с наименьшими потерями.

Многие водители, проехавшие не одну сотню тысяч километров, считают себя специалистами по вождению. На самом деле, это далеко не так.

Как показывает практика, человек, не готовый к быстрому развитию событий, обычно не способен произвести грамотные и координированные движения по предотвращению аварии.

Более того, излишняя самоуверенность приводит к очень печальным последствиям, так как расслабляет внимание и притупляет бдительность.

Поэтому, для предотвращения аварийных ситуаций и максимального использования ресурсов автомобиля, служат курсы повышения квалификации водителей. Они необходимы как специалистам, где вождение автомобиля является основной их сферой деятельности, так и тем, кто имеет свой личный автомобиль и выполняет поездки по своим личным нуждам.

Дороги в России, в основном, общего пользования, поэтому надо быть готовым к развитию аварийной ситуации и снизить к минимуму последствия ее влияния на личное транспортное средство и других участников дорожного движения.

Программа повышения квалификации водителей

Качественная программа подготовки водителей должна обязательно включать в себя теоретический курс, подготовку в специализированном тренажерном центре и практические навыки на автодроме. Только такой подход к обучению способен обеспечить максимальное усвоение слушателями курсов материала.

Обучаемые обычно делятся на теоретиков и практиков. Комплексный подход позволяет выровнять планку обучаемых, обеспечить им достижение приемлемого уровня подготовки. Во время такой программы повышения водительского мастерства, определяются ответы на вопросы – для чего это надо делать и как это сделать.

В Законодательстве РФ пока не существует четкого описания нормативной базы для такой программы. Поэтому, качество подготовки напрямую зависит от предполагаемого места обучения, а также его руководителей, имеющих большой практический и теоретический опыт.

Корпоративные программы повышения квалификации водителей

Любая средняя и крупная компания имеет свой служебный автопарк и штат водителей. От их работы во многом зависит прибыль компании и ее репутация.

Поэтому, очень большое значение играет уделение должного внимания подготовке водителей коммерческих транспортных средств.

Это серьезная ступень в повышении квалификации, поэтому качественно выполнить свои обязанности пока могут только крупные и зарекомендовавшие себя центры:

  1.  Школа экстремального вождения “ADM Raceway”. Возглявляет эту школу Сергей Митрошкин, действующий тренер команды АМГ-моторспорт. В распоряжении автошколы имеются три трассы, на которых можно реализовывать заносы и выход из них, дрифт, производить объезд препятствий на скорости. Большим приоритетом данной школы является то, что там можно получить свидетельство пилота гоночного автомобиля.Стоимость одного дня занятий (включая теоретическое обоснование, тренажер и практическое применение навыков) для одного работника составляет от 4000 рублей. Контактный телефон: 8 (495) 995-95-93.
  2.  Автомобильно-мотоциклетный клуб федеральной службы охраны Российской Федерации. Этот клуб создан для отработки навыков вождения сотрудников ФСО. Всем известно, что водители служащих государственного аппарата – профессионалы своего дела. В клубе создана превосходная база по отработке навыков вождения в условиях гололеда, снежной каши, аквапланирования. Теоретическая часть объемная, а практическая основана на тренировках специалистов. Время подготовки одного специалиста по полной программе составляет 4 дня. Стоимость курсов и практических занятий, зависит от уровня сложности подготовки, и колеблется от 13000 рублей до 46000 рублей. Контактный телефон: 8 (499) 790 03 68.
  3.  Центр высшего водительского мастерства профессора Цыганкова.Руководит обучением в школе Андрей Герасенков, кандидат педагогических наук и спортсмен высокого класса. Центр оборудован мультимедийными залами, тренажерами, новым автопарком. Разработаны три принципиально различающиеся друг от друга программы для подготовки именно специалистов, занятых на перевозках. Любая программа подготовки проводится пять дней в неделю по три часа. Стоимость одного дня обучения одного сотрудника составляет 5000 рублей. После окончания обучения выдается свидетельство государственного образца.Санкт-Петербург, контактный телефон: 8 (812) 363 04 51.

Повышение квалификации водителей транспортных средств

Эта подготовка необходима в том случае, если имеется необходимость в получении свидетельства автоинструктора на определенный тип транспортного средства. В основном, это теоретическая подготовка, которая производится только после предоставления документов о стаже вождения соответствующих транспортных средств.

Подготовкой автоинструкторов занимается ОАО “НМЦ” (научно-методический центр подготовки водителей). Он предоставляет две услуги –

  • повышение квалификации водителей транспортных средств для последующего обучения вождению;
  • повышение квалификации инструкторов для подтверждения права на обучение вождению.

Стать автоинструктором можно только тогда, когда водительский стаж составляет не менее года.
Стоимость курсов для соответствия требованиям автоинструктора – 2 недели,стоимость 9000 рублей.Стоимость курсов для подтверждения права на инструкторскую работу – 1 неделя, стоимость 6000 рублей.

Контактный телефон: 8 (499) 929 51 18

Повышение квалификации водителей автобусов

Подготовка и повышение квалификации водителей автобусов очень сильно отличается от подготовки водителей других транспортных средств. Связано это со специальной нормативно-правовой базой и особенными навыками. Вождение автобуса сопряжено с риском гибели большого числа людей, поэтому для водителей автобусов является обязательным периодическое обучение в центрах и на полигоне.
 

Самым престижным учебным заведением в России для подготовки и переподготовки водителей автобусов являетсяГУП “Мосгортранс”. В его учебном центре производится подготовка и переподготовка большого числа специалистов. Центр оборудован современным оборудованием, тренажерами, собственным парком автобусов.
Контактный телефон: 8 (499) 794 36 54 .

Возможно, Вам будет полезно:

Источник: http://www.proprof.ru/stati/qualification/biznes-obrazovanie/kursy-i-treningi/povyshenie-kvalifikacii-voditeley

Новые приказы Минтранса о квалификации водителей и профессиональном обучении

Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института, кандидат технических наук, доцент

Многие водители сознательно идут на нарушение режима труда и отдыха для получения дополнительной прибыли, зачастую с согласия руководства транспортного предприятия. Нарушать закон транспортников заставляет жесткая конкурентная борьба в области перевозок. Но есть еще один фактор, влияющий на качество перевозочной деятельности, даже при условии соблюдения режима труда и отдыха (РТО) — это низкий уровень квалификации водителей, менеджмента компаний и контролирующих органов — инспекторов ГИБДД и УГАДН.

Повсеместная обязательная установка тахографов на грузовом транспорте и автобусах требует от водителей их грамотного использования, а от специалистов по безопасности движения — квалифицированного анализа информации.

Однако не все водители умеют использовать тахограф в работе, а у ответственных лиц нет достаточной квалификации, чтобы снять данные с тахографа и проанализировать их.

Для исправления ситуации Министерство транспорта выпустило два приказа: приказ от 28 сентября 2015 года № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который вступил в силу 14 июня 2016 года; приказ от 11 марта 2016 года № 59″Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземногоэлектрического транспорта. Приказ вступил в силу 12 августа 2016 года.

— Что нового для перевозчика предусмотрено в данных приказах, и как с помощью них повысится безопасность движения?

Приказ № 287 принят в исполнение статьи 20 федерального закона № 196 «О безопасности дорожного движения», а значит, обязателен к применению всеми субъектами транспортной деятельности, осуществляющими перевозки.

Приказ Минтранса предусматривает повышение квалификации водителей, что должно в корне изменить ситуацию на дорогах. Например, в пункте5.

2 отмечается, что водитель грузового автомобиля дополнительно должен уметь контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов, использовать в работе различные типы тахографов. Согласно пункту 6.

2, водитель автобуса должен проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки, обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов, а также уметь использовать в работе различные типы тахографов.

Как видим, повышение квалификации водителей повсеместно предусматривает изучение принципов работы тахографа и умение им пользоваться.

Вместе с тем, пункт 7. 59 приказа предусматривает, что водитель-профессионал должен иметь удостоверение о повышении квалификации или документ об образовании,подтверждающий прохождение курса подготовки на наличие знаний и умений, предусмотренных в 287 приказе.

Что касается остальных ответственных лиц, задействованных в транспортном процессе, хочется отметить, что без профильного транспортного образования закрыта возможность заниматься этой деятельностью.

— Какое наказание грозит транспортнику за использование не квалифицированного персонала в своей работе?

По Кодексу об административных правонарушениях, организации может быть оштрафована на 100 тыс. рублей, а лицо, выпускающее транспорт на линию, на 20 тыс. рублей (КоАП от 30.12.2001 N195-ФЗ в редакции от 06 июля 2016 года).

— Где транспортник может пройти обучение?

Согласно пункту 2 приказа Минтранса № 287, необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам. Другими словами, в организациях, имеющих лицензию на соответствующую образовательную деятельность.

— Давали ли водителю эти знания и умения в автошколе?

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 года№ 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», вступивший в силу 11 августа 2014 года, устанавливает, что знания и умения, полученные в автошколах после начала действия приказа, соответствуют знаниям и умениям,установленным в 287-м приказе Минтранса.

— Какие дополнительные риски возникают у перевозчика пассажиров при отсутствии обучения?

По федеральному закону№ 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», перевозчик, выпуская на линию водителя без обучения, в случае ДТП и ущерба здоровья и имущества выплачивает все риски по страховке самостоятельно. По статье 19, «Регрессное требование страховщика, возникающее после выплаты страхового возмещения», у страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред:

  1. при наступлении страхового случая вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред;
  2. при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно и лицом, не выполнившим законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  3. при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
  4. при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
  5. при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации эксплуатация транспортного средства запрещена;
  6. в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

— Где же пройти обучение перевозчику быстро качественно, без отрыва от производства?

Оптимальный вариант — использование дистанционных каналов обучения, которые позволяют не тратить лишнее время на очное посещение занятий. Чтобы выбрать сертифицированный учебный центр, преподаватели которого обладают необходимыми компетенциями, можно обратиться к Навипорту.

Портал активно сотрудничает с организациями, которые проводят такое обучение.

С другой стороны, портал приглашает учебные центры, в том числе специализирующиеся на дистанционной форме обучения, применяющие авторские и другие методики, к сотрудничеству и размещению информации о себе и своих программах на портале.

Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института, кандидат технических наук, доцент

Источник: https://naviport.info/info/pub/59/

20 часовая программа обучения водителей

На сегодняшний день 20 часовая программа обучения водителей по безопасности дорожного движения, с точки зрения закона, висит на волоске.

Я имею ввиду следующее. То как нам предъявляет требование надзорный орган (УГАДН), выглядит вообще не убедительно и даже очень спорно.

Ситуация по 20 часовой программе, а именно обучение водителей по РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.), находится на переломном моменте.

Как всегда, обо всем по порядку.

P.S. Кстати эта Статья «на вынос». Скачать эту статью для обсуждения — тема: 20 часовая программа обучения водителей можно ЗДЕСЬ>>>>>

Логическая цепочка и правовая связка надзорного органа такая:

  • В Федеральном Законе ФЗ-196 «О БДД» есть требование о повышении квалификации водителей, цитирую:…Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей
  • Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.) предписывает проводить ежегодные занятия с водителями по повышению профессионально мастерства;
  • Руководящий документ. РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) представляет нам сам план и программу;
  • Действующие учебный план и программа ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118.

Вот такой набор выкатывает нам надзорный орган, когда приходит с надзорной проверкой и выписывает Предписание.

И самое интересное, я посмотрел судебную практику, и увидел, что чаще всего суды встают на сторону надзорного органа. И в мотивационной части суда зачастую нет глубокого анализа этих документов.

Суды здесь не виноваты (отчасти), потому что как им представляют законодательную базу обе стороны, так они и принимают решение. А организация, точнее юрист организации, как правило, «плавает» в транспортном законодательстве и не всегда правильно может выстроить свою доказательную позицию.

Но есть и судебные решения, где все-таки, дается правильная оценка нормативным документам, которые «связали» в доказательную базу и представили суду.

И есть судебная практика, где суд считает, что надзорные органы выписали предписание не законно. Например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда (Дело № А66-8046/2014)

…Прочитайте полезную статью до конца, а затем возвращайтесь сюда. Я предлагаю вам стать пользователем нашего нового ресурса, где собраны видео-статьи для продвинутых специалистов. Например «Приказ Минтранса №7. Метод доказательства от противного…»

Переходим ЗДЕСЬ

20 часовая программа. Анализируем нормативную базу

Итак, давайте будем теперь смотреть трезво на ту цепочку, которая, как вы сейчас поймете, висит на волоске.

1 Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, и на которое в судах ссылается надзорный орган (УГАДН), оказывается отменено еще в 2002 году.

Вот этот нормативный документ: Министерство Транспорта Российской Федерации Приказ от 16 октября 2002 года N 132.

Текст посмотреть можно: ЗДЕСЬ

То есть мы Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, вычеркиваем из своей текущей работы.

2 Утверждение о том, что обучение должно проводиться не реже чем один раз в год, написано в пояснительной записке к РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).

Но обращаю внимание на эту цитату:

…В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 9.03.

1995 N 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год

Источник: http://trans-co.ru/?p=7326

Правительство утвердило план по повышению квалификации водителей

Правительством утвержден план по повышению подготовки водителей. Соответственно ему, водителям транспортных предприятий придется получать дополнительное образование, а также получать раз в пять лет либо подтверждение квалификации, либо повышение квалификации.

Водителям, которые ездят со спецсигналами, придется повышать квалификацию. Сергей Михеев/РГ

Эти поправки в действующее законодательство рекомендованы председателем Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, первым вице-премьером правительства РФ Игорем Шуваловым.

Как изменятся автомобильные номера в России

План расписан на весь следующий год. За это время министерства и ведомства должны подготовить свои предложения на эту тему.

Однако главные моменты этого плана уже начали осуществляться. Так, например, требования к водителям, которые управляют автомобилями со спецсигналами, достаточно высоки были изначально.

Напомним, что они прописаны в постановлении правительства 2010 года. За шесть лет лет изменились и ситуация на дорогах, и качество подготовки самих водителей.

Поэтому тем, кто управляет спецтранспортом, требуется дополнительная подготовка не только в управлении автомобилем, но и в огромном количестве других умений.

Например, водитель спецтранспорта должен обладать знаниями технических характеристик и конструктивных особенностей автомобилей. Также он должен знать правила пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, основ психологии и этики водителя. К тому же он должен уметь оказать первую помощь пострадавшим в ДТП.

Прежние программы подготовки водителей машин, оборудованных спецсигналами, были выпущены в 2010 году. Поэтому возникла необходимость привести их в соответствие с изменившейся терминологией.

Поскольку в ходе реформы многое поменялось: вступили в действие и новый закон об образовании, и новая редакция закона о безопасности. Введены новые категории и подкатегории транспортных средств.

Итогом реформы стало весьма значительное снижение ДТП с начинающими водителями. Практически в два раза.

Итогом реформы стало весьма значительное снижение ДТП с начинающими водителями. Практически в два раза

В минтрансе напомнили о том, что любой водитель, который окончил автошколу, получает профессию – водитель. Главное заключается в том, что он с этими правами будет делать. Если будет перевозить семейство с места на место – это один вопрос. Но если начнет зарабатывать с помощью перевозок – совершенно другой и довольно дорогостоящий вопрос.

Именно поэтому министерство транспорта предлагает внести поправки в Закон “О безопасности дорожного движения”, согласно которому любой водитель, нанимаемый на работу, должен будет проходить с некоторой периодичностью курсы повышения квалификации или переподготовки.

В противном случае, если водитель в должные сроки не получил соответствующую корочку, организация может лишиться лицензии.

Для начинающих водителей введут ограничение максимальной скорости

Это нововведение напоминает не только советские годы, когда водители регулярно проходили курсы повышения квалификации, получали разряды и классы.

Такая методика работает и в европейских странах. Водители получают так называемую карту Е95. Она дает им право работать по найму в любом европейском государстве. Она, по сути, гарантирует работодателю, что водитель не с улицы пришел, а умеет управляться с теми или другими машинами.

Примерно такой же подход хотят установить к нашим водителям большегрузных автомобилей и автобусов. Но успешность применения нового стандарта еще должно подтвердить время.

Напомним, что большинство автопредприятий пользуется виртуальными услугами медицинских работников. То есть отметку в путевом листе о том, что водитель трезв и здоров, ставят, даже не проверяя водителя. Также проходит послерейсовый осмотр. Техосмотр транспорта, если он проводится, сводится к визуальному осмотру шин, дисков и фар. И на том спасибо.

Не превратится ли требование о повышении квалификации водителей в очередные поборы с владельцев автопредприятий? Будут ли водители спецтранспорта регулярно проходить переподготовку и повышать квалификацию? Эти проблемы предстоит решать.

Соответствующий проект сейчас активно обсуждается в министерстве транспорта. Но раз подобные инициативы включены в план, который подписан первым вице-премьером Игорем Шуваловым, то скорее всего он быстро будет направлен в Госдуму.

Источник: https://rg.ru/2016/11/22/pravitelstvo-utverdilo-plan-po-povysheniiu-kvalifikacii-voditelej.html

6.2. Повышение квалификации водителей

6.2.1. Основы ситуационного обучения

Развитиюавтомобилизации страны сопутствуетувеличение дорожно-транспортныхпроисшествий, являющееся, как правило,следствием недостаточной профессиональнойподготовки водительских кадров. В связис этим представляется необходимымрешение ряда проблем, связанны.: сразработкой перспективных системуправления подготовкой водителей и ихадаптация к условиям, возникающим встрессовых ситуациях.

Статистическиеданные по аварийности на автомобильномтранспорте показывают, что наибольшееколичество ДТП совершенных по виневодителей и отличающихся большойтяжестью последствии, приходится наводителей со стажем работы менее трехлет. Водители со стажем до одного годадопускают в среднем в 8 раз больше ДТП,чем остальные категории водителей.

Для пониманиямеханизма возникновения ДТП необходимовскрыть причинно-следственные связиразвития дорожно-транспортных ситуаций(ДТС) и исследовать обстоятельства, прикоторых они возникают. Далее необходимонаучить водителя раннему распознаваниюопасных ситуаций, знанию обстоятельствих появления и, в завершении, выполнениюправильных действий, обеспечивающихбезопасность, дорожного движения.

Имеющийся опытпоказывает, что наиболее эффективнымсредством исследования поведенческихреакций в экстремальных условияхпрофессиональной деятельности водителяявляется моделирование с использованиемспециализированных тренажеров,имитирующих внешние обстановочныефакторы дорожного движения, поведениеавтомобиля как объекта управления исредства отображения приборнойинформации. Такие тренажеры мотиспользоваться как для отработкиотдельных: технических приемов управления,так и для формирования устойчивыхнавыков профессиональной деятельностив критических ситуациях. Однако, следуетпомнить, что специфика моделированияэкстремальных ситуаций обусловлена,как правило, большой трудностью приимитации стресса у обучаемого и мотивацииего деятельности.

Подготовка иповышение квалификации водительскихкадров в настоящее время связаны спроведением ситуационного обучения втом числе обучение действиям в критическихситуациях, получение систематизированныхзнаний о типичных опасных ситуациях,характерных для конкретных условийпрофессиональной деятельности. Приэтом главное внимание уделяется обучениюнавыков выделения момента возникновенияопасности, распознавания этого моментана начальных стадиях дорожно-транспортныхситуаций и прогнозирования развитияситуации.

Анализ процессанакопления профессионального опытаводителем позволяет предложить некоторыеприемы целенаправленного формированиянавыков прогнозирования дорожныхситуаций.

1 Принцип обученияна тренажере – реальные конкретныепримеры ДТП разбираются с максимальновозможными подробностями с тем, чтобыводитель мог вообразить себянепосредственным участником ситуации,представить мысленно ее развитие,восстановить все причинно-следственныесвязи в цепи событий. Обычно примерыгруппируются по типичным участкамдорог.

3 Принцип наглядности- целесообразно использовать информациюв образной форме на макетах, рисунках,слайдах, видеозаписях.

3. Принцип полигона- обучение в «горячей» точке реальнойобстановки – учебный автомобиль с меставодителя.

4 Принцип привязкик участку – группировка возможных ДТПпо конкретным участкам повышеннойопасности.

В настоящее времяситуационное обучение характеризуетсятрадиционным способом изображениядорожно-транспортной обстановки спомощью альбомов, слайдов, макетовтранспортных средств и пешеходов — тоесть статических информационных средств.Эффективность воздействия подобногоподхода мала из-за недостаточногоэмоционального соответствия действиямводителя в реальных условиях.

В этом планепредставляет интерес внедрениеспециализированных компьютерныхтренажеров, обеспечивающих широкийдиапазон имитации критических и аварийныеситуаций.

В условиях АТПмогут быть использованы слайды либовидеофильмы, в которых представленынаборы различных ДТС с нарастающейопасностью для участников движения.Примеры подобные слайдов приведены нарис 3- 6.

Рядом исследованийпоказано, что множество дорожныхситуаций, на первый взгляд, значительноразличающихся по своим параметрам можнопроклассифицировать по характернымпризнакам, важным с точки зренияэффективного и безопасного управленияавтомобилем, сведя их к конечном числуклассов типичных ДТС.

Анализ большогочисла ситуаций показал определеннуюобщность в механизме их развитая и наэтой основе позволил типизировать каксами ДТС, так и действия водителей, чтодало возможность выявить конкретныехарактерные ошибки и просчеты, возникающиепри управлении автомобилем, и наметитьпути, позволяющие избежать ДТП.

Такимобразом, было определено несколькоклассов высокоаварийных дорожно-транспортныхситуаций, при которых достаточно частовозникают происшествия.

Далее ситуации,объединенные в один класс, систематизируютсякак по ошибочным действиям водителей,так и по месту совершения этих ошибок,которые в свою очередь, вызываютсяприсутствием определенных факторовдорожно-транспортной обстановки,провоцирующих водителей к принятиюошибочных решений.

Могут быть предложенык рассмотрению следующие классы ситуаций

– проезд перекрестков;

– проезд железнодорожныхпереездов;

– встречный разъездавтомобилей;

– выполнение обгона;

– проезд мимоостановок общественного транспорта;

– вынужденнаястоянка на дороге (обочине);

– движение назакругленных участках;

– засыпание водителяза рулем автомобиля.

Попадая в какую-либоиз названных ситуаций, водитель заранеедолжен уметь предвидеть их потенциальнуюопасность, что бы избежать тяжелыхпоследствий. Для этого, прежде всегоему необходимо уже на ранней стадиипроцесса развития дорожной ситуацииуметь принимать правильное решение.

Прежде чем перейтик обучению водителей предвидениюразвития дорожных ситуаций следуетразобраться в том, как формируютсянеобходимые практические навыкипредотвращения перехода ситуации впроисшествие у опытных водителей.

Определим понятие«дорожное происшествие» как конечныйрезультат процесса развития дорожнойситуации, в течение которого вероятностьДТП возрастала до перехода ее в аварийную.В этом процессе выделяются четырестадии; предопасная, опасная, аварийная(момент ДТП') и послеаварийная.

На предопаснойстадии опасность, еще едва наметилась,однако ее обнаружение и принятие мерпо ее предотвращению позволяют водителюдостаточно легко, без предельногонапряжения физических и нервных силизбежать, происшествия. Именно на этойстадии опытные водители обнаруживаюти предотвращают наступление опасныхстадий развития ситуаций.

На опаской стадииводителю приходится действовать приполном напряжении сап в условиях дефицитавремени. В этом случае требуется почтимгновенно принять и осуществитьединственно правильное, решение, что,естественно, требует определенногоопыта и навыков управления автомобилем.

Первым шагом ковладению подобным навыком являетсявнимательное наблюдение за изменениемдорожной ситуации с точки зрения еескрытой опасности. Опытные водители напрактике осваивают такой «поисковый»взгляд, направленный на раскрытие«секретов» дорожных ситуаций, и называютего умением «читать» дорогу.

Второй шагпредполагает постоянно предусматриватьвозможность ошибочного решения у другихучастников дорожного движения, вызываемыхспешкой, волнением, усталостью,невнимательностью и просто малым опытом.Поэтому каждый водитель должен строитьсвое поведение так, чтобы скомпенсироватьэлементы ненадежности в поведениидругих участников движения.

Для того, чтобыовладеть прогнозированиемдорожно-транспортной ситуации, надо нетолько учиться, но и порой переучиваться.При этом оказывается, что некоторыенавыки, прочно освоенные человеком завсю его «предавтомобильную» жизнь,неприемлемы на дороге. Более того, онимогут служить причиной многих ДТП.

Наиболее опаснона дороге отсутствие реакции на ситуациюс закрытым обзором, при котором обаучастника движения не могут увидетьзара­нее друг друга из-за зданий,сооружений, деревьев, закрывающих обзор.

При этом часто предмет, затрудняющийобзор, не воспринимается как сигналопасности и призыв к осторожности, хотяинерционность изменений транспортныхситуаций такова, что наезд на пешеходаили столкновение в подобных условияхзачастую становится неизбежным.

Второй ошибочныйнавык – «отвлечение внимания». Человекв обыденной жизни привыкает легко и безопаски отвлекаться от наблюдения заокружающей обстановкой, переводя взглядна интересующие его предметы. Подобныедействия особенно опасны в транспортнойсреде, поскольку значительная частьдорожных происшествий возникает именноиз-за отвлечения внимания водителя (илипешехода).

Третий отрицательныйнавык, от которого необходимо отказатьсяв транспортной среде – это «действие неглядя». Человек в обыденной жизнизапоминает окружающую обстановку идействует, исходя из того, что обстановкаменяется медленно и в ближайшее времяне произойдет быстрых неожиданныхизменений.

Водитель, которыйхочет овладеть мастерством прогнозированияразвития дорожно-транспортной ситуации,должен не только сам избавляться отперечисленных опасных привычек, но ипомнить, что они также свойственныдругим участникам движенияю Преждевсего водителю необходимо гарантироватьсебя от ДТП в зонах повышенной опасности- при проезде перекрестков, пешеходныхпереходов, остановок общественноготранспорта, торговых центров, кинотеатров,школ, участков, обозначенных знаком«Дети», а также железнодорожных переездови тоннелей.

Известны несколькометодов безопасного управленияавтомобилем, помогающих водителю в зонеповышенной опасности.

Первый метод -«компактности» – характеризуетсядвижением в зонах повышенной опасностисо скоростью, не превышающей скоростьавто­мобилей, следующих попутно.

Водитель внимательно наблюдает заавтомобилями, движущимися впереди,справа и слева и на их любое замедлениеотвечает соответствующим действием.

Режим индивидуального выбора скоростивосстанавливается только за пределамизоны повышенной опасности.

Второй метод -метод минимального риска, при котором,приближаясь к зоне повышенной опасности,водитель непременно снижает скорость.

Третий метод – припоявлении закрытого обзора в ситуациях,где часто появляется опасность, водительзаблаговременно увеличивает интервалмежду транспортными: средствами ипредметами, закрывающими обзор ивнутренне готовится к экстренномуторможению.

Распознаваниеситуации и выбор правильных действийв зонах повышенной опасности должныбыть доведены у водителя до автоматизма,так чтобы для их осуществления нетребовалось лишних затрат внимания исил.

В процессе реальнойпрофессиональной деятельности водительпостоянно наблюдает различные дорожныеситуации. При этом незаметно для негосамого в его сознании происходитсопоставление наблюдаемых положенийс опытом и знаниями накопленными впамяти.

Если какая-либо ситуациявстречалась водителю и в прошломприводила к опасности, у него складываетсястереотип предвидения возможнойнеприятности либо возможности еепоявления.

Таким образом, происходитиндивидуальное, стихийное формированиенавыков безопасного управленияавтомобилем, являющееся, по существу,вариантом метода проб и ошибок, которыйпринято называть процессом естественногосамообучения водителя.

У этого методаобучения есть, одно важное свойствоошибки водителя, как правило, сопровождаютсятяжелым эмоционально отрицательнымопытом. При этом сильные эмоциональныепереживания, связанные с прогнозированиемреальной угрозы жизни и здоровью,обеспечивают автоматизм прочногозапоминания опасной ситуации иособенностей ее ранних стадий.

При ситуационномобучении происходит замена естественногопроцесса накопления опыта прогнозированияопасности искусственным, что компенсируетнедостатки стихийного обучения.

Ситуационноеобучение следует строить на базе изученияследующих материалов:

– ситуационногоанализа ДТП;

– изученияситуационных характеристик типичныхучастков повышенной опасности;

– изученияситуационных характеристик конкретныхучастков повышенной опасности;

– изученияситуационных характеристик маршрутовдвижения автотранспорта.

Ситуационныйанализ является приемом, заключающимсяв накоплении опыта по изучению опасныхситуаций, в которых уже оказывалсякто-то другой. Задача заключается в том,чтобы при разборе типичной ситуациипроследить, во всех подробностях ееразвитие, закончившееся происшествием,чтобы водитель мог представить себя наместе участника ситуации.

Анализироватьпроисшествие необходимо со следующихпозиций: что побудило участников движениянеправильно оценить обстановку, чтомог сделать каждый из них для предотвращенияДТП, что в данном конкретном примеретипично и может часто повторяться вдругих местах с другими водителями, какследует поступать для предотвращенияаналогичных ситуаций.

По достаточночасто встречающимся опасным ситуациям,в которых ошибки водителей наиболеехарактерны, приводится по несколькопримеров, достаточно близких междусобой, подчеркивая общность причин имеханизмов развития ситуации.

Обучение на основеситуационных характеристик типичныхучастков повышенной опасности преследуетцель дать водителю систематизированныезнания о ситуациях, характерных длятого или иного конкретного участка, чтопоможет ему правильно оцениватьобстановку в подобных случаях,прогнозировать их развитие, предотвращаяДТП. Оно состоит из общей характеристикиопасности участка, из перечисленияусловий, при которых участки данноготипа становятся наиболее опасными, изописания типичных ошибок водителей, атакже действий, обеспечивающиебезопасность, при проезде участка.

Водитель,ознакомленный с материалом по этойсхеме, при приближении к типичномуопасному участку дороги должен правильнооценить в каком состоянии по уровнюопасности он в данный момент находитсяи определить меры для обеспечениябезопасного проезда этого участка.

Обучение на основеситуационных характеристик маршрутовдвижения автотранспорта предполагаетего изучение в обычных и сложных погодныхусловиях.

Сама характеристика состоитиз общего описания маршрута, в зависимостиот степени опасности которого либоприводится краткая характеристикаучастков повышенной опасности, либоразвернутое ситуационное описание дляособо опасных участка» Последнее, даетсяпо схеме:

причины опасностиучастка;

факторы, повышающиеопасность;

причины происшествийна участке;

рекомендации побезопасному проезду данного участка.

Все характеристикисоставляются методом опроса работниковслужбы БД, ГАИ и опытных водителей,хорошо знакомых с особенностямиуправления на маршруте в любое времягода, суток.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4313870/page:2/

Автошколы, наземный транспорт, перевозки

Повышение квалификации автоинструкторов (мастеров производственного обучения вождению)

Курс продолжительностью 16 академических часов, предназначен для автоинструкторов (мастеров производственного обучения вождению транспортных средств).

В программу обучения входят предметы, необходимые для повышения уровня теоретических и практических знаний и совершенствования навыков специалистов данной профессии, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда.

По окончании курса слушатели получают удостоверение установленного образца сроком на 3 года.

Повышение квалификации преподавателей автошкол (основы законодательства в сфере дорожного движения, основы управления транспортными средствами, устройство и техническое обслуживание транспортных средств).

Курс продолжительностью 16 академических часов, предназначен для преподавателей автошкол, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств. В программу обучения входят предметы, необходимые для повышения уровня теоретических и практических знаний, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда.

В соответствии с новыми примерными программами подготовки водителей ТС, в перечень дисциплин, необходимых к изучению, включены «Грузовые перевозки категории «В», «Пассажирские перевозки категории «В» (о чем дополнительно указывается в удостоверении).

По окончании курса слушатели получают удостоверение установленного образца сроком на 3 года.

В дополнение к курсу повышения квалификации преподавателей (Основы законодательства в сфере дорожного движения, Основы управления транспортными средствами, Устройство и техническое обслуживание транспортных средств), мы предлагаем пройти дополнительные курсы повышения квалификации, продолжительностью 16 часов, по следующим специальностям:

  • «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».
  • «Психофизиологические основы деятельности водителя».

По окончании каждого из этих курсов выдается удостоверение на право преподавания данных предметов в автошколах РФ. Срок действия удостоверения также составляет 3 года.

Обучение автоинструкторов (переподготовка мастеров производственного обучения вождению транспортных средств)

Курс продолжительностью 250 академических часов, предназначен для обучения (переподготовки) автоинструкторов (мастеров производственного обучения вождению транспортных средств).

В учебную программу входят предметы, необходимые для получения теоретических и практических знаний, навыков и новых компетенций для специалистов данной профессии.

По окончании курса слушатели получают удостоверение установленного образца сроком на 3 года.

В процессе обучения применяются современные методики и технологии (в том числе иностранные), облегчающие усвоение полученных знаний и навыков данной профессии. В программу курса включены практические занятия с будущими автоинструкторами на учебных автомобилях.

Ежегодные занятия с водителями

В соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 09.03.

1995 N 27, утвердившего «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год. Ныне действующие учебный план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями включает следующие обязательные к изучению предметы:

  • Дорожно-транспортная аварийность.
  • Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности.
  • Нормативно-правовое регулирование дорожного движения.
  • Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
  • Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения.

Повышение квалификации руководящих работников организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств

Курс продолжительностью 16 академических часов, проводится по программе повышения квалификации руководящего состава образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств. Целью обучения является повышение профессиональных знаний руководителей, совершенствования   их деловых качеств и подготовки к выполнению функциональных обязанностей.

Главными задачами данного курса являются:

  • подготовка лиц, не имеющих педагогического образования к образовательной деятельности;
  • удовлетворение потребностей слушателей в получении знаний о новейших достижениях в области развития автомобильного транспорта;
  • обеспечение информацией о достижениях в области педагогической науки и психологии;
  • ознакомление с руководящими документами по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • обновление теоретических знаний и практических навыков в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов;
  • обобщение, распространение опыта работы лучших преподавателей и мастеров производственного обучения, образовательных учреждений региона, осуществляющих подготовку переподготовку водителей транспортных средств относятся: руководители, председатели экзаменационных комиссий, преподаватели и мастера производственного обучения.
  • ознакомление с новыми передовыми методами и технологиями проведения занятий, основанных на отечественном и зарубежном опыте;
  • разработка и распространение среди образовательных учреждений различного рода методических материалов (рекомендаций, положений, программ и т.д.).

Источник: http://www.vniijg.ru/uchebno-metodicheskij-centr/avtoshkoly-nazemnyj-transport-perevozki/

Студиорум
Добавить комментарий