Педагогическое образование (фгос впо) – где и как его получить и работать

Содержание
  1. Концепция реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование*» с совмещенными профилями Н.М. Соловьева, доцент, зам. зав. кМПФ ФТИ. – презентация
  2. Проблемы перехода на фгос ВПО третьего поколения и подготовка учителей права на юридических факультетах университетов
  3. Электронный научный журнал // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании
  4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование»
  5. Образовательные программы высшего образования
  6. Задачи профессиональной деятельности магистров
  7. Высшее профессиональное образование (магистратура)
  8. •· состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по конкретной ООП ВПО;
  9. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения

Концепция реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование*» с совмещенными профилями Н.М. Соловьева, доцент, зам. зав. кМПФ ФТИ. – презентация

Педагогическое образование (ФГОС ВПО) - где и как его получить и работать

1 Концепция реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование*» с совмещенными профилями Н.М. Соловьева, доцент, зам. зав. кМПФ ФТИ

2 * *Стандарт 5-летнего бакалавриата в своей основе совпадает с четырехлетним стандартом, и между ними нет никаких принципиальных различий.

Новый проект ФГОС действительно в целом базируется на стандарте 4 – летнего бакалавриата.

Их общность основана на понимании необходимости единых требований к подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование», независимо от срока реализации.

3 Стандарт 5-летнего бакалавра направлен целевым образом на подготовку выпускника для работы в системе среднего общего образования по двум школьным предметам (например: физика и информатика; математика и физика; химия и биология) или на разных ступенях общего образования (например: дошкольное образование и музыка, начальное образование и информатика).

4 ФГОС ВПО с одним профилем ФГОС ВПО с двумя профилями Срок обучения4 года5 лет ЦельПодготовка бакалавра для решения общепедагогических задач, в том числе для профессиональной деятельности в качестве учителей 1-го предмета Подготовка бакалавров для профессиональной деятельности в качестве учителей 2-х предметов Виды профессиональной деятельности педагогическая; культурно-просветительская; педагогическая; культурно-просветительская; научно-исследовательская. Формируемые компетенции Направлены на культурно- просветительскую и общепедагогическую деятельность (в том числе на осуществление образовательного процесса по 1 школьному предмету) Направлены на осуществление образовательного процесса по 2-м предметам в ОУ системы дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования и дополнительного образования. Уточнены компетенции выпускника, ориентированные непосредственно на профессиональную деятельность учителя. Введены научно-исследовательские компетенции.

5 ФГОС ВПО с одним профилем ФГОС ВПО с двумя профилями Срок обучения4 года5 лет образования Общекультурное, психолого- педагогическое и специальное обеспечение подготовки педагогов широкого профиля Общекультурное, психолого-педагогическое и фундаментально-научное обеспечение подготовки учителя 2-х предметов с ориентацией на ФГОС общего образования Практика Учебная Производственная (педагогическая и культурно-просветительская) Учебная Производственная (педагогическая в области 2-х школьных предметов и культурно- просветительская) Итоговая государственная аттестация Выпускная квалификационная работа Итоговый государственный экзамен (по усмотрению вуза) Выпускная квалификационная работа 2 итоговых государственных экзамена (по каждому профилю подготовки). Количество экзаменов – по усмотрению вуза. Трудоемкость циклов ГСЭ ЕН Профессиональный ГСЭ и ЕН – трудоемкость не изменилась Трудоемкость профессионального цикла увеличена за счет вариативной (профильной) части для включения содержания, направленного на изучение дисциплин, обеспечивающих преподавание 2-го предмета

6 ЦиклФГОС с 1 профилем (4 года) ФГОС с двумя профилями (5 лет) Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл Всего в цикле25 Базовая часть15 *История *Философия *Иностранный язык *Культура речи *Экономика образования 15 *История *Философия *Иностранный язык *Педагогическая риторика *Экономика образования Вариативная часть10 Дисциплины по выбору студента 44 Б.

2 Математический и естественнонаучный цикл Всего в цикле12 Базовая часть6 *Информационные технологии *Основы математической обработки информации *Естественнонаучная картина мира 6 *Информационные технологии в образовании *Основы математической обработки информации *Естественнонаучная картина мира Вариативная часть66 Дисциплины по выбору студента 44 Сравнение трудоемкости циклов ФГОС ВПО

7 ЦиклФГОС с 1 профилем (4 года) ФГОС с двумя профилями (5 лет) Б.

3 Профессиона- льный цикл Всего в цикле Базовая часть36 *Психология *Педагогика *Безопасность жизнедеятельности *Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки) 45 *Психология *Педагогика *Возрастная анатомия, физиология и гигиена *Основы медицинских знаний и здорового образа жизни *Безопасность жизнедеятельности *Методика обучения предметам (в соответствии с профилями) Вариативная часть Дисциплины по выбору студента 4257 Б.4 Физическая культура 22 Б.5 Учебная и производственная практики 27 практические умения и навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилем подготовки 30 практические умения и навыки определяются ООП вуза Б.6 Итоговая государственная аттестация 66 Всего240300

8 Базовая дисциплина «Культура речи» заменена на профессионально ориентированную дисциплину «Педагогическая риторика». В профессиональном цикле появились необходимые для подготовки учителя традиционные дисциплины *Возрастная анатомия, физиология и гигиена, *Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Важное место в стандарте отведено производственной практике, которая для будущего учителя является педагогической и будет осуществлена по двум профилям. Отсюда увеличение ее трудоемкости.

Для проверки сформированности компетенций выпускника – учителя двух предметов – во ФГОСе 5-летнего бакалавриата рекомендуется использовать обе формы итоговой государственной аттестации: выпускную квалификационную работу, необходимую для проверки научно-исследовательской компетенций будущего учителя, способного к проектированию образовательных программ общего образования, и государственный экзамен, показывающий готовность выпускника к осуществлению своей основной профессиональной задачи – ведению образовательного процесса по каждому из предметов. ВУЗам предоставлено право выбора моделей проведения итоговой государственной аттестации (в части количества госэкзаменов). Все итоговые госэкзамены в максимальной степени должны быть приближены к условиям будущей профессиональной деятельности (разработка фрагментов уроков, участие работодателей в экзамене и т.д.). Так при соединении профилей р/язык и литература это может быть один комплексный междисциплинарный экзамен.

9 При определении трудоемкости курсов в рамках учебного плана необходимо ориентироваться на рекомендации Министерства образования и науки РФ одна зачетная единица (ЗЕ) соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости; максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е.

1,5 зачетные единицы; зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых работ входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (то есть, в учебном плане на них не выделяется отдельное учебное время); один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей; одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами; трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.

10 ЦиклФГОС с 1 профилем (4 года) ФГОС с двумя профилями (5 лет) Б.3 Профессиональный цикл. Всего в цикле Базовая часть3645 Вариативная часть (90+90 / ) Дисциплины по выбору студента 4257 Сравнение трудоемкости циклов ФГОС ВПО

11 Трудоемкость профессионального цикла увеличилась на 60 з.е. В том числе базовая часть – на 9 з.е. – за счет необходимости расширить содержание методики обучения, которая должна включать в себя 2 предмета. Вариативная часть увеличилась на 51 з.е.

Значительно увеличивается и количество дисциплин по выбору студентов (57 з.е., вместо 42 в 4-летнем бакалавриате). Это много, учитывая возможную интеграцию профилей, расширения или углубления содержания профилей. Т.о.

, можно констатировать принципиальное различие между двумя стандартами, которые будут проявляться в основных образовательных программах (ООП) вузов.

12 Перечень профилей по направлению «Педагогическое образование» 1. Химия13. Физическая культура 2. Биология14. История 3. География15. Обществознание 4. Экология16. Музыка 5. Безопасность жизнедеятельности17. Изобразительное искусство 6. Математика18.

Технология 7. Физика19. Дошкольное образование 8. Информатика20. Начальное образование 9. Литература21. Право 10. Русский язык22. Экономика 11. Родной язык и литература23. Мировая художественная культура 12. Иностранный язык24.

Дополнительное образование

13 Традиционные совмещения профилей Математика и Физика, Математика и Информатика, Биология и Химия, Биология и География, Русский язык и Литература, Русский язык и Иностранный язык, История и Обществознание, История и Право, Иностранный язык и Иностранный язык; Музыка и Мировая художественная культура, Изобразительное искусство и Мировая художественная культура, Дошкольное образование и Музыка, Начальное образование и Иностранный язык и т.д.

14 Основания для совмещения профилей: мониторинг перспективных потребностей регионов в педагогических кадрах; анализ ситуации на рынке труда и возможные прогнозы ее будущих изменений; учет актуальных задач развития системы образования.

15 Совмещение профилей призвано решить следующие задачи: повысить востребованность выпускников на рынке труда, их профессиональную мобильность; укомплектовать высококвалифицированными кадрами образовательные учреждения, в том числе сельские; осуществить профессиональную подготовку учителей по тем предметам, по которым непродуктивно готовить в течение 4-х лет; обеспечить выпускникам полную занятость; подготовить за 5 лет одновременно с учителями и педагогов дополнительного образования; обеспечить преподавание отдельных предметов в дошкольном и начальном звене профильными специалистами – учителями.

16 В основе концепции совмещения лежит признание содержательного равноправия совмещаемых профилей, которые не разделяются на основной и дополнительный. Отличия бакалавриата связаны с профессиональными компетенциями учителя двух предметов, в том числе с усилением его практической подготовки непосредственно в системе образования.

17 Благодарю за внимание!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/339672/

Проблемы перехода на фгос ВПО третьего поколения и подготовка учителей права на юридических факультетах университетов

Проблемы перехода на фгос ВПО третьего поколения и подготовка учителей права на юридических факультетах университетов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

проблемы перехода на фгос впо третьего поколения и подготовка учителей права на юридических факультетах университетов

С.А. Морозова, профессор кафедры теории права и гражданско-правового образования юридического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения в учебный процесс норм федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения в области юридического образования, содержит рекомендации по совершенствованию требований ФГОС ВПО.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, способности, оценивание, контроль, самооценка, принципы отбора содержания, конструктивистский подход в обучении, модель конспекта занятия в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788 введен в действие федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).

Новый ФГОС ВПО представляет собой совокупность требований, обязательных на территории РФ при реализации его вузами, имеющими государственную аккредитацию. Эти требования относятся к основным образовательным программам бакалавриата. Возникает вопрос, предполагает ли этот стандарт подготовку тех, кто впоследс-

твии будет учить других юриспруденции, т. е. учителей права, так как ст. 14 Закона РФ № 125-ФЗ «Об образовании» содержит требование обеспечить воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Раздел IV стандарта, посвященный характеристике профессиональной деятельности бакалавров, закрепил общую норму о том, что бакалавр готовится к педагогическому виду профессиональной деятельности. Что же касается конкретных видов профессиональной деятельности, которые, в основном, осваивает бакалавр, то право определить их делегировано самим высшим учебным заведениям совместно с

о бучающимися, научно-педагогически -ми работниками вуза и объединениями работодателей. Если предположить, что уже существует процедура совместного принятия решения обозначенными субъектами, то правомерно говорить о подготовке учителей права для общеобразовательной школы и колледжей в формате бакалавриата.

Анализ документа позволил выделить те задачи, которые в области педагогической деятельности должен уметь решать бакалавр – будущий преподаватель права.

В их число входит изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения и воспитания с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.

Таким образом, можно констатировать, что перечисленные задачи являются традиционными, устоявшимися в теории и методике подготовки учителей права.

Выпускник должен владеть различными способами диагностики познавательных возможностей и способностей учащихся, уметь ставить и решать в учебном процессе образовательные, воспитательные, развивающие цели и задачи, учитывая при этом возрастные особенности, максимально используя дидактический потенциал своего предмета, т. е. права.

Принципиально новым в содержании ФГОС ВПО нового поколения является отсутствие в нем требований к знаниям выпускников, конкретных дидактических единиц обязательно-

го минимума содержания предметной области. Эта позиция полностью соответствует новой редакции ст.

5 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой ФГОС ВПО включает теперь «результаты освоения основных образовательных программ» (ООП ВПО), которые должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Очевидно, в данном контексте под «образовательными технологиями» следует понимать формы и методы обучения.

Закон не раскрывает понятие «результаты освоения ООП», поэтому под результатами можно по-прежнему понимать знания выпускников. Однако подзаконный акт – приказ Министерства образования и науки РФ, утвердивший ФГОС ВПО, ставит своей целью реализацию новой концепции образования. По замыслу авторов она должна изменить все содержание образовательного процесса.

Новая концепция образования недвусмысленно диктует отказ от ориентации на информаци-онно-знаниевую модель образования, внедрение нелинейного обучения в вузе в угоду увеличения потоков академической мобильности студентов, спровоцированной процессами глобализации, модульного обучения, уров-невого высшего профессионального образования, создание условий для повышения самостоятельности и инициативности студентов, обеспечение спо-

собности быстро менять вид профессиональной деятельности по принципу: сегодня кондитер, завтра уже юрист, а послезавтра – врач-невролог.

Сегодня формируется мнение о том, что специалист, «засидевшийся на одном рабочем месте», является, скорее всего, не востребованным работодателями неудачником.

Такая позиция мешает формированию мотивации студентов на учение, на стремление стать профессионалом в избранной области, на желание максимально глубоко овладеть профессиональными навыками, которые собственно и определяют уровень профессионализма работника.

Как бы ни менялся смысл образования, т. е.

понимание того, зачем и ради чего происходит образовательный процесс, дидактическая система всегда включает в себя содержание образования, под которым понимается первоначально отчужденный от обучаемых опыт человечества, передаваемый им для усвоения в рамках учебной дисциплины.

ФГОС ВПО, определяя структуру ООП бакалавриата, предусматривает перечень обязательных дисциплин каждого учебного цикла.

К сожалению, среди дисциплин базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» будущих педагогов отсутствуют правовые дисциплины, что явно нарушает права студентов-неюристов в плане их учебной мобильности при переходе на другие направления специализации, мешает формированию компетенций на основе правовой культуры в области образования. Вероятно, Министерству образования и науки следует дать дополнительные разъяснения и рекомендации о включении в учебный

план вузов «Теории государства и права», «Философии права» и, может быть, «Конституционного права зарубежных стран».

Знания по отраслевому праву, традиционно излагаемые неюристам в курсе «Правоведения», как правило, уже получены студентами в школе, поэтому было бы эффективнее включить в перечень дисциплин профессионального цикла предмет, посвященный правовым основам конкретной специализации.

Для бакалавров-учителей права основными дисциплинами базовой части профессионального цикла должны стать «Методика обучения праву в школе» и «Образовательное право».

Новый ФГОС ВПО утвердил требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) и, таким образом, определил цели высшего профессионального образования.

Степень достижения этих целей выпускниками будет свидетельствовать о качестве образовательной деятельности вуза.

Для достижения целей и задач ФГОС ВПО очень важно, чтобы профессорско-преподавательский состав осознавал и понимал те изменения, которые неизбежно должны произойти в учебном процессе, в практике преподавания учебных дисциплин.

Новые образовательные стандарты предусматривают, что результатами образовательного процесса в вузе будут определенные компетенции. Термин «компетенция» является в значительной степени новым для вузовского преподавателя, малоосвоенным в практике преподавания вузовских дисциплин. Более понятным может считаться «ком-петентностный подход в обучении». Авторы монографии «Компетентностный

подход в педагогическом образовании», системного исследования проблем развития профессиональной компетенции учителя, предлагают понимать ком-петентностный подход как развитие и оценку различных компетентностей через решение субъектом соответствующих задач.

Компетентностный подход акцентирует внимание преподавателей на решении профессиональных задач, составляющих основу содержания профессиональной подготовки и, соответственно, «единицей компетентностно ориентированного образования» является «профессиональная задача» [1, с.

16].Чтобы применить это положение к работе вузовского преподавателя, необходимо предположить, какие изменения его собственной деятельности должны последовать в контексте компетентнос-тного подхода.

Для начала важно установить, как соотносятся термины «компетентность» и «компетенция».

Компетентность понимается как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

В отличие от термина «квалификация» понятие «компетентность» включает в себя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [2, с. 237]. Компетенция в переводе с латинского означает «принадлежность по праву» и предполагает знание и опыт в определенной области,

круг вопросов чьей-либо осведомленности [3, с. 94].

Приведенные выше научные дефиниции содержат такие категории, как знания, опыт, умения. В понятии «компетентность» выделяются также качества личности и способности. К сожалению, авторы ФГОС ВПО в нормативном документе не раскрыли свое понимание компетенции как цели и результата образовательного процесса.

Такая неопределенность в понимании ключевых позиций образовательной деятельности мешает вузовским преподавателям сконцентрировать свои усилия на решении задачи, поставленной перед ними Министерством образования и науки РФ.

Косвенно можно понять, что именно имеется в виду под «компетенциями» в федеральном

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/problemy-perehoda-na-fgos-vpo-tretiego-pokoleniya-i-podgotoa-uchiteley-prava-na-yuridicheskih-fakultetah-universitetov

Электронный научный журнал // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании

Электронный научный журнал // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании

Источник: http://infed.ru/articles/275/

Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование»

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ. 3.

Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году. По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

ФГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями вузов по образованию по соответствующим направлениям подготовки и их базовыми вузами.

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам.

Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

Таким образом, возвращаясь к истокам, этот закон делал два существенных шага вперед в трактовке образовательного стандарта. Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском ании 12 декабря 1993 года.

Образовательные программы высшего образования

С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования). На первых двух — незначительно, в рамках общей и образовательной политики.

Имеется ряд публикаций, в которых отмечается, что заявленные разработчиками стандартов идеи и подходы фактически в них не реализованы.

В США образовательные стандарты стали использоваться с 1980-х годов в рамках реформы образования, направленной на результаты(англ.)русск..

Задачи профессиональной деятельности магистров

Образовательные стандарты и программы, как правило, установленных каждым штатом самостоятельно. Федеральное правительство в основном участвуют лишь в финансировании образования.

В Германии образовательные стандарты стали разрабатываться с 1970 года после исследования PISA, показавшего низкий уровень образования в стране.

Обязательными с 2004 года являются стандарты для школьного образования.

Высшее профессиональное образование (магистратура)

8. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Опыт отечественных вузов в проектировании компетентностно-ориентированных образовательных стандартов и программ.

Разработка паспортов и программ формирования обязательных общекультурных и профессиональных компетенций у студентов при освоении ООП ВПО / Методические рекомендации.

Отбор содержания высшего образования, состава учебных дисциплин, модулей, практик и формирование компетентностно-ориентированного учебного плана в составе ООП ВПО / Методические рекомендации.

ООПВПО (образовательной среде и вузовской системе образования в целом).

От проектирования результатов образования, выраженных в форме компетенций, следует идти к проектированию объема, уровня, содержания теоретических и эмпирических знаний. Дело в том, что за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины или даже содержание всей образовательной программы.

Результаты образования и компетенции устанавливаются не только на уровне квалификации, но и на уровне циклов, учебных дисциплин (модулей). Профессиональные профили должны быть четко определены в разрабатываемой компетентностной модели ФГОС ВПО и одновременно сохранять открытость к изменениям.

•· состав учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по конкретной ООП ВПО;

Возрастание ответственности преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности. 1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриата / магистратуры).

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Указываются виды профессиональной деятельности бакалавра / магистра в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме.

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника. С 2010 года вступают в действие новые образовательные стандарты высшего профобразования по направлению «Государственное и муниципальное управление» для бакалавриата и магистратуры.

Источник: http://velnosty.ru/proekt-federalnogo-gosudarstvennog/

Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения

Библиографическая ссылка на статью:
Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12407 (дата обращения: 11.01.2018).

С 2011 года, событием в системе высшего профессионального образования является переход вузов на реализацию федерального государственного стандарта третьего нового поколения, существенно изменившего систему подготовки специалистов.

Понятие «государственного образовательного стандарта (ГОС)» было введено в 1992 г. Законом РФ «Об образовании».

В 1994—1996 гг. было разработано первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральные компоненты которых включали в себя:

–                   минимум содержания основных образовательных программ (ООП);

–                   максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

–                   требования к уровню профессиональной подготовки выпускников.

Но также данные стандарты имели и свои недостатки:

–                   различия ГОСов по подготовки бакалавров, специалистов, магистров;

–                   усложнение образовательных технологий в учебном процессе вузов, реализующих широкую спектр образовательных программ;

–                   государственный стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной основе.

При этом, за четыре года не было возможности вместе с общеинженерной подготовкой дать выпускнику необходимые знания и умения по специальным дисциплинам, это привело к непониманию и неприятию работодателями бакалавров как специалистов. Модели и программы бакалавриата и магистратуры были ориентированы на подготовку выпускников в основном к научной и научно-педагогической работе.

В соответствии с ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ в 2000 г. были введены в действие государственные стандарты второго поколения (ГОС-2 ВПО).

Особенности стандартов второго поколения заключались в следующем:

–                   учитывались соответствия с тарифно-квалифицированными характеристиками Министерства труда РФ;

–                   согласовывались требования работодателей к выпускникам и содержанию образования;

–                   одновременно были разработаны ГОСы для всех ступеней ВПО, это повысило технологичность организации учебного процесса;

–                   были разработаны стандарты по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии.

Федеральные компоненты ГОС-2 ВПО включали:

–                   общие требования к основным образовательным программам;

–                   требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников;

–                   сроки освоения основных образовательных программ;

–                   максимальный объем учебной нагрузки студентов.

Одними из внешних факторов, обусловивших внедрение новых образовательных стандартов, являются рекомендациями Болонского процесса и участием России в построении единого общеевропейского образовательного пространства.

Разработка третьего поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в РФ велось в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования РФ на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.

ФГОС ВПО третьего поколения предусматривает:

  1. Формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части.
  2. Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций, как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной.
  3. Разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП).
  4. Установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ.
  5. Введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы.
  6. Установление объема учебной работы студента основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

Структурно ФГОС ВПО третьего поколения содержит следующие элементы:

  1. Область применения (стандарт является комплексной нормой качества высшего образования по направлению подготовки и уровням подготовки; право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии).
  2. Термины, определения, обозначения, сокращения (в федеральном стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с международными документами в сфере высшего образования).
  3. Общая характеристика направления подготовки (нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ  и соответствующие квалификации (степени) по уровням высшего профессионального образования; формулируются цели ВПО в области обучения; формулируются цели основной образовательной программы в области формирования социально-личностных качеств студентов; перечисляются области профессиональной деятельности, для которых ведется подготовка специалистов; указываются объекты и виды профессиональной деятельности выпускников; указываются задачи профессиональной деятельности выпускников по уровням).

Устанавливаются общие требования к условиям реализации основных образовательных программ:

–                   высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основную образовательную программу специальности;

–                   основная образовательная программа разрабатывается на основе ФГОС специальности с учетом потребностей рынка труда;

–                   оценка качества подготовки состоит из текущей, промежуточной и итоговой государственную аттестацию;

–                   при разработке общей образовательной программы должны быть определены компетенций выпускников;

–                   основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла;

–                   ВУЗ обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов, особенностью ФГОС ВПО третьего поколения состоит в том, что он разрабатывается на основе компетентностного подхода. В нем отсутствуют деления на компоненты ‑ федеральный, региональный и вузовский.

ФГОС ВПО предусматривает новые требования к результатам освоения образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».

Обязательным компонентом становится научно-исследовательская работа студента. Трудоемкость программы измеряется не в часах, а в зачетных единицах.

Таким образом, мы можем говорить о том, что внедрение ФГОС ВПО третьего поколения это важный и ответственный момент для всего Российского высшего профессионального образования.

Реализации образовательных программ третьего поколения предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов.

Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса.

Библиографический список

  1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ФГОС ВПО нового поколения [Электронный ресурс] Режим доступа:http://dap.vvsu.ru.
  2. Федоров И.В., Ипполитова Г.К., Минина О.Г. и др. Инженерное образование в современном мире // Аккредитация в образовании. — 2009. — № 34. — С. 50—54.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Svetlana Tsyplakova»

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12407

Студиорум
Добавить комментарий

Введение ФГОС ВПО [1] третьего поколения вызвало в своё время немало обсуждений, полемики и критики среди педагогического сообщества о том, что содержание государственных стандартов высшего образования заключается только в перечислении обильного количества компетенций, т.е. декларированием того, что будущий выпускник «должен быть готов…и способен…». Этим же грешили и «Примерные образовательные программы».

В 2013 году в сети стали появляться проекты ФГОС 3+ (непонятно только, это – проекты будущих стандартов четвертого поколения или спешные правки стандарта ФГОС третьего поколения).

Стандарт высшего образования ФГОС 3+ предполагает два типа образовательных программ: программа академического бакалавриата и программа прикладного бакалавриата. Стандартизированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции для программ бакалавриата и магистратуры. Учитывается инклюзивное образование.

Учитываются электронное обучение, дистанционные образовательные технологии и сетевая форма реализации программ. Изменена блочная структура программ бакалавриата и магистратуры, теперь она состоит из трех блоков (Блок 1 «Дисциплины» (модули), Блок 2 «Практики», Блок 3 «Государственная итоговая аттестация»).

В структуре программы не прописаны проектируемые результаты освоения учебных циклов и разделов, отсутствует перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий. Определен порядок проектирования и реализации программ бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Определены требования к финансовым условиям реализации программ высшего образования.

Проведем краткий анализ проекта ФГОС 3+ по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». В первую очередь  сталкиваемся с разделением квалификации «бакалавр» на две квалификации: «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр».

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская. У выпускников «прикладного бакалавриата» отсутствует проектная деятельность.

Второе – это  значительное уменьшение количества компетенций; так общекультурных компетенций в ФГОС 3 было 16, а в проектах ФГОС 3+ предлагается всего 9 компетенций.

Значительные изменения претерпела и предлагаемая структура основной образовательной программы бакалавриата. Ранее (по ФГОС 3) в ней были прописаны знания–умения–навыки в базовой части,  в проекте ФГОС 3+ указана только структура программы, состоящей из трех блоков:

–        блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

–        блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы;

–        блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к вариативной (профильной) части программы.

В программе по направлению обучения «академический бакалавр» под блок 1 отводится 204 – 210 зачетных единиц (з.е.), под второй блок – 21 – 30 з.е., в программе «прикладного бакалавриата» 189 – 198 и 33 – 45 з.е., соответственно.

Кроме того, подчеркивается, что «количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, при освоении программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в целом по блоку 1 «Дисциплины» должно составлять не более 30% (у «академического бакалавра» не более 40%) от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока». Можно сказать, что программа «прикладного бакалавриата» предполагается практико-ориентированной. Очевидно, следуя замыслу разработчиков ФГОС 3+, в школах теперь должен появиться «практико-ориентированный» учитель (ориентированный, прежде всего, на выполнение заданий по ЕГЭ), так как всего вероятнее педагогические вузы выберут программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавриат».

Далее, в проекте ФГОС 3+ заявлено, что «набор дисциплин, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы». Оговорен только обязательный перечень дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физкультура». Примерных образовательных программ по ФГОС 3+ в сети еще нет.

Изменяется нагрузка и на студентов. Она будет связана с направлением обучения. Так, по рассматриваемому проекту максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в очной форме обучения составляет 32 ч., а программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» – 27 ч.

Положительным моментом можно отметить, что в проекте прописана организация обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Но очевидно одно, что с вводом в действие проектов ФГОС 3+ преподавательскому составу придется снова потратить много времени, чтобы заново сформировать основную образовательную программу и проработать все учебно-методические комплексы.

Основные недостатки ФГОС 3+: «привязка» стандарта к направлениям подготовки, обусловила их весьма существенное количество; сохранилась нечеткость формулировок и количественная избыточность результатов освоения программы (компетенций выпускников), их число в разных стандартах изменяется от 26 до 76; слабо выражена уровневая принадлежность результатов освоения программ (компетенций) и их преемственность на разных образовательных уровнях; связь заявленных результатов освоения программ с предполагаемыми областями, объектами и задачами профессиональной деятельности выпускников весьма условна; описательная часть областей объектов, задач и видов профессиональной деятельности часто излишне детализирована, содержит смысловые и текстуальные повторы, не всегда отражает специфику профессиональной деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования.  БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки. 44.03.01 Педагогическое образование. Квалификации: Академический бакалавр, Прикладной бакалавр.